Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка динамического компонента учебного расписания'

Гигиеническая оценка динамического компонента учебного расписания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
427
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION CLASS / РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / SCHEDULE TRAINING SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова А. С.

Рациональное распределение статического и динамического компонентов образовательного процесса способствует профилактике утомления обучающихся, а также укреплению их здоровья. В статье приведен анализ 98 расписаний учебных занятий пяти московских школ, в результате которого выявлено, что при составлении расписания занятий уроку физической культуры не уделяется должного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of dynamic components of the educational timetable

Rational distribution of static and dynamic components of the educational process contributes to the prevention of fatigue of students, as well as the strengthening of their health. The article analyzes the schedule of studies 98 class groups five Moscow schools. It was revealed that in the preparation of the timetable of lessons of physical culture have been neglected.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка динамического компонента учебного расписания»

АВГУСТ №8 (269)

27

социально-гигиенического мониторинга образовательного процесса в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова И.Э. и др. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников / И.Э. Александрова, М.И. Степанова, А.С. Седова // Школа здоровья. 2009. № 1. С. 15—9.

2. Гозак С.В. и др. Способ оценки здоровьесбере-гающей функции организации учебного процесса в общеобразовательных школах / С.В. Гозак, Е.Т. Елизарова, А.Н. Парац //Здоровье и окружающая среда: Сборник научных трудов. Минск, 2014. Т. 2. Вып. 24. С. 77—81.

3. Кучма В.Р. и др. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, М.И. Степанова [и др.] М.: ФГБНУ НЦЗД. 2014. 304 с.

4. Сафонкина С.Г. и др. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических мероприятий в образовательных учреждениях РФ и Москвы / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов, И.Э. Александрова, А.С. Седова, Т.В. Шумкова //Здоровье населениея и среда обитания. 2011. № 12. С. 13—6.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821—10.

Контактная информация:

Александрова Ирина Эрнстовна, тел.: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]

Contact information: Aleksandrova Irina, рИопе: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]

УДК 613.955

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА

УЧЕБНОГО РАСПИСАНИЯ

А.С. Седова

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия

Рациональное распределение статического и динамического компонентов образовательного процесса способствует профилактике утомления обучающихся, а также укреплению их здоровья. В статье приведен анализ 98расписаний учебных занятий пяти московских школ, в результате которого выявлено, что при составлении расписания занятий уроку физической культуры не уделяется должного внимания. Ключевые слова: урок физической культуры; расписание учебных занятий.

A.S. Sedova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF DYNAMIC COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL TIMETABLE □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.

Rational distribution of static and dynamic components of the educational process contributes to the prevention of fatigue of students, as well as the strengthening of their health. The article analyzes the schedule of studies 98 class groups five Moscow schools. It was revealed that in the preparation of the timetable of lessons of physical culture have been neglected. Key words: physical education class; schedule training sessions.

Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья, развития функциональных резервов организма детей и подростков является адекватная возрасту физическая активность [1]. Широкая распространенность гипокинезии приводит к росту неинфекционных заболеваний и ухудшению здоровья населения во многих странах. На фоне физической инертности многие авторы отмечают слабую физическую подготовленность (ФП) современных детей и подростков [2—4]. По данным исследований около 70 % выпускников школ не могут выполнить контрольные нормативы по ФП [5].

Установлено, что подростки конца XX века на 10—12 % слабее сверстников 80-х годов и на 18—21 % — ровесников 70-х годов [6].

Приоритетными задачами является модернизация физического воспитания, в том числе в образовательных организациях [7]. С 2011—2012 учебного года в базисный учебный план общеобразовательных организаций введен третий урок физической культуры [8]. С 2016 года образовательные организации страны внедряют Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (Комплекс «ГТО») с целью активного вовлечения обучающихся в

28

ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)

систематические занятия физической культурой (ФК) и спортом, повышения уровня их физической подготовленности [9].

Перспективы поиска новых путей повышения физической активности (ФА) школьников связаны с внутренними резервами самой школы. Традиционная организация физического воспитания в школе не ориентирована на возможность выбора ребенком вида физической деятельности. Довольно часто отмечается отрицательное отношение обучающихся к уроку ФК. Более 60% из них отмечают необходимость внесения изменений в традиционные уроки ФК [10]. В настоящее время активно внедряются программы физического воспитания, разработанные ведущими спортивными федерациями (футбол, регби, фитнес-аэробика, художественная гимнастика, бадминтон, гольф и др.). Проведение уроков ФК на основе различных видов спорта повышает мотивацию детей к занятиям.

Одним из путей повышения мотивации к урокам ФК является правильная организация ФА в режиме учебного дня школы. При этом уроки с наибольшим динамическим компонентом, такие как уроки физической культуры, хореография и ритмика, при правильном их введении в расписание занятий оказывают оптимизирующий эффект, препятствуют развитию учебного утомления [11, 12]. Гигиенически же нерациональное распределение учебной нагрузки способствует повышению уровня невротизма, частоты сильного и выраженного утомления школьников, сопровождающегося нарушением регуляции физиологических функций организма [13].

Цель исследования — оценить распределение динамического компонента учебного расписания занятий в общеобразовательных организациях.

Методы исследования. Проанализировано расписание учебных занятий I, II и III ступеней обучения пяти московских школ (41, 46 и 11 классных коллективов соответственно). Гигиеническая оценка расписания учебных занятий включала анализ дневной и недельной учебной нагрузки согласно шкале трудности учебных предметов. Во всех школах обучение было организовано в одну смену, суммарная образовательная недельная нагрузка соответствовала гигиеническим нормативам, предъявляемым к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях [14].

Результаты и обсуждение. Согласно шкале трудности учебных предметов ФК оценива-

ется от 1-го до 4-х баллов в зависимости от возраста обучающихся. При этом единственной рекомендацией относительно урока ФК является проведение занятий ФК «в числе последних» [15]. Установлено, что в 28 обследуемых классных коллективах (28,6 %) уроки ФК проводятся на последних уроках перед уходом домой (5—7-й уроки).

Анализ расписания учебных занятий на примере 2-х классов одной из школ показывает, что во 2-м «А» классе все три урока ФК проводились на 1—2-м уроке (в понедельник — на 2-м уроке, во вторник — на 1-м, в четверг — на 2-м уроке) (см. табл.). Во вторник у второклассников из параллели «А» предусмотрено 5 предметов, а урок ФК проводится в самом начале учебного дня. При этом во 2-м «Б» классе уроки ФК проводились во вторник, четверг и пятницу на последних уроках.

Анализ расписания учебных занятий с точки зрения рационального распределения статического и динамического компонентов выявил, что профилактический эффект урока ФК, как урока с выраженным динамическим компонентом, не достигается в полной мере. При этом урок ФК проводится на 1-м уроке, далее следует два трудных предмета (математика, иностранный язык) и два предмета средней трудности (литература и музыка). Таким образом, динамический компонент имеет только 1-й урок. Для профилактики учебного утомления целесообразнее включать ФК в середине, либо в конце учебного дня после трудных предметов.

В соответствии с гигиеническими рекомендациями, уроки ФК проводятся «в числе последних уроков», введение в расписание всех трех уроков в конце учебного дня нецелесообразно. Другим вариантом нерационального составления расписания является проведение уроков ФК в самом начале учебного дня (1—2-й уроки). Было отмечено, что в одной из параллелей 2-х классов уроки ФК проводились на первых уроках, у другой — в конце учебного дня. Фрагмент расписания, представленный в таблице, свидетельствует о том, что во 2 «А» классе уроки ФК проводились в понедельник на 2-м уроке, во вторник — на 1-м, в четверг — на 2-м уроке.

Во 2 «Б» классе все три урока ФК включены в расписание занятий в самом конце учебного дня. При этом во вторник ФК проводится на 5-м уроке после трех трудных предметов (математика, иностранный язык, русский язык). Целесообразнее было бы урок ФК поставить третьим или четвертым уроком.

АВГУСТ №8 (269)

29

Таблица. Фрагмент расписания учебных занятий 2-х классов общеобразовательной школы г. Москвы

Урок Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

2-й «А» класс

1 Русский язык Физическая культура Английский язык Русский язык Литературное чтение

2 Физическая культура Математика Математика Физическая культура Русский язык

3 Математика Английский язык Русский язык Математика Окружающий мир

4 Литературное чтение Музыка Окружающий мир Литературное чтение Технология

5 Литературное чтение

2-й «Б» класс

1 Окружающий мир Литературное чтение ИЗО Окружающий мир Математика

2 Математика Математика Литературное чтение Английский язык Русский язык

3 Литературное чтение Английский язык Музыка Математика Литературное чтение

4 Русский язык Русский язык Русский язык Физическая культура Технология

5 Физическая культура Физическая культура

В пятницу урок ФК также проводится на последнем (5-м) уроке.

Особое место уроку ФК необходимо отводить и в недельном расписании. Были выявлены случаи, когда уроки ФК проводились три дня подряд (в понедельник, вторник, среду в одном из 2-х классов; либо в четверг, пятницу, субботу в одном из 11-х классов), что также затрудняет чередование разных видов нагрузки. Необходимо учитывать и тот факт, что включение в расписание уроков ФК первыми или последними способствует их низкой посещаемости, особенно в старших классах.

Заключение. Рациональное расписание учебных занятий должно учитывать не только трудность предметов, но и наличие динамического компонента, который позволяет чередовать предметы с разным видом нагрузки. В настоящее время урок ФК входит в общую шкалу трудности учебных предметов, однако при составлении расписания занятий к уроку ФК должны предъявляться особые требования, для которых необходимо продолжение данного исследования. Недооценка профилактической значимости урока ФК обусловливает необходимость уточнения гигиенических требований, поскольку одним из базовых принципов профилактики учебного утомления является чередование статической и динамической нагрузки. Оценку гигиенической рациональности составленного расписания должны осуществлять администраторы образовательных организаций, а также медицинские работники отделений медицинской помощи обучающимся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровья учащихся: Научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009. 256 с.

2. Бобела М.А. и др. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи / М.А. Бобела, А.В. Зюкин //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 1 (23). С. 23—6.

3. Фролов И.В. Динамика физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждениях в современных условиях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 7 (41). С. 98—103.

4. Шванберг С.В. Финал XVIII Российского смотра физической подготовленности //Физическая культура в школе. 2013. № 5. С. 32—6.

5. Алиев М.Н. и др. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании молодежи / М.Н. Алиев, Д.З. Джандаров //Вестник Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова. 2009. № 3. С. 52—57.

6. Милушкина О.Ю. и др. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния организма детей и подростков / О.Ю. Милушкина, Ю.П. Пивоваров, Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева //Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 26—31.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р).

8. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и при-

30

ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)

мерных учебных планов для образовательных виях повышенной образовательной нагрузки /

учреждений Российской Федерации, реализующих М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова

программы общего образования». //Здоровье населения и среда обитания. 2012.

9. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 № 11. С. 42—4.

«О Всероссийском физкультурно-спортивном 14. Александрова И.Э. и др. Регламентации учебной

комплексе «Готов к труду и обороне». нагрузки как фактор сохранения здоровья школь-

10. Храмцов П.И. и др. Медико-педагогические и ников / И.Э. Александрова, М.И. Степанова, нейрофизиологические предпосылки форми- А.С. Седова //Российский педиатрический рования у обучающихся мотивации к занятиям журнал. 2009. № 2. С. 11—4.

физической культурой / П.И. Храмцов, А.С. Се- 15. Санитарно-эпидемиологические требования к

дова, Н.О. Березина, О.А. Вятлева //Гигиена и условиям и организации обучения в общеобра-

санитария. 2015. № 1. С. 86—91. зовательных учреждениях» (зарегистрировано в

11. Степанова М.И. и др. Гигиеническая оценка Минюсте России 03.03.2011 № 19993): СанПиН инновационных способов составления рас- 2.4.2.2821—10.

писания уроков в школе / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, А.С. Седова,

И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова Контактная информация:

//Гигиена и санитария. 2012. № 1. С. 64—6. Сед°ва Анна Ceргeeвна,

12. Храмцов П.И. и др. Двигательная активность детей тел.: 8 (985 237Г38-83'

в школе: варианты организации и их гигиени- e-mall: [email protected]

ческая оценка / П И. Храмцов КН. Сотникова Contact information:

//Школа здоровья. 2010. № 2. С. 15. Sedova Anm

13. Поленова М.А. и др. О реализации комплекс- рИ0Пе: 8 (985) 237-38-83, ного подхода к оптимизации обучения в усло- e-mail: [email protected]

-V-

УДК 613.955

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА

Е.Д. Лапонова

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия

Представлены результаты сравнительной гигиенической оценки дифференцированного по полу (гендерного) и традиционного подходов к организации обучения подростков 5—9-х классов, которая показала значительную степень соответствия функциональным возможностям подростков дифференцированного по полу подхода к организации их обучения сравнительно с традиционной системой. Полученные данные подтверждаются меньшей физиологической стоимостью адаптации к предметному обучению учащихся гендерных классов, более высокими показателями их умственной работоспособности при меньшей распространенности случаев явного и выраженного утомления, неблагоприятных реакций артериального давления, повышенной и высокой степени невротизации, а также более высоким уровнем учебной мотивации на всех возрастных этапах.

Ключевые слова: гендерный подход; умственная работоспособность; адаптация; девочки; мальчики; мотивация; невротизация; утомление; физиологическая стоимость.

Ye.D. Laponova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE ADOLESCENTS EDUCATION OF BOTH SEXES □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.

The results of the comparative evaluation of hygienic differential (gender) and traditional approaches to teaching teens of different sex of 5—9 grades have been presented in this work. It was shown that there is a significant degree of conformity of functional possibilities of adolescents of differential gender approach to training with the traditional system. This is confirmed by the lesser physiological cost of adaptation to substantive learning of gender class's students, higher rates of their mental capacity with less prevalence of cases of pronounced fatigue and expressed weariness, adverse HELL reactions, high and very high degree of neuroticism, as well as higher educational level of their motivation at all age stages. Key words: a gender perspective; mental efficiency; adaptation; girls; boys; motivation; neuroticism; fatigue; the physiological cost.

Введение. Основным критерием гигиени- ностям организма учащихся на каждом этапе ческой оценки учебной деятельности является их роста и развития. Учитывая взаимосвязь ее соответствие функциональным возмож- показателей здоровья с условиями обучения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.