Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ШКОЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ШКОЛ»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ШКОЛ

Заслуженный врач РСФСР Ф. М. Туровская Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции

Городская санитарно-эпидемиологическая станция провела изучение воздушной среды кабинетов физики и лаборантских помещений при них на содержания паров ртути. Основанием для этого исследования послужили следующие соображения.

Преподавание физики начинается в шестом классе школы и заканчивается в десятом. За 5 лет обучения в средней школе на физику приходится около 500 учебных часов. Таким образом, школьники проводят в физическом кабинете много времени.

В табеле оборудования физических кабинетов имеется значительное количество ртутных приборов: термометры, барометры, психрометры и т. д., а также, что особенно важно, металлическая ртуть в количестве 0,5 кг.

В программах и методических указаниях по физике предусмотрено проведение демонстрационных опытов и лабораторных занятий, требующих работы с металлической ртутью, однако никаких указаний о том, как хранить ртуть и ртутные приборы, в методических указаниях нет.

В кабинетах физики и лаборантских кабинетах при них нет вытяжного шкафа, так как это не предусмотрено в нормах проектирования и строительства школ: не предусмотрены также и необходимые дополнительные требования к устройству полов, окраске стен и т. д.

Пары ртути очень токсичны, предельно допустимая концентрация их для атмосферного воздуха — 0,0003 мг/м3, а для производственных помещений, где проходит работа с металлической ртутью,—0,01 мг/м3.

Особенно чувствительны к ртути женщины и дети, поэтому в учебных помещениях школы наличие в воздухе паров ртути недопустимо.

Нами обобщены данные исследования воздушной среды в 167 физических кабинетах « 107 лаборантских комнатах при них.

В 66,4% всех обследованных кабинетов физики и 76,5% лаборантских комнатах дайдены в воздухе пары ртути.

Всего было отобрано 524 пробы, в том числе 345 в физических кабинетах и 179 в лаборантских помещениях. Положительных проб в физических кабинетах было 62,8%, в лаборантских комнатах — 71,5%.

Эти данные свидетельствуют о значительном неблагополучии воздушной среды.

I

Результаты анализов воздуха

Обнаружен- Физические кабинеты Лаборантские комнаты

ная концен-

трация п мг/мЗ в абсолют- в процен- в абсолют- в про-

о Л11 / 1»1 ных числах тах ных чис лах центах

Следы . . . 21 9,6 9 80

<0,01 102 47 47 37,8

0,01 55 25,4 38 30,7

0,01—0,02 22 10 10 8,8

0,02—0,03 9 4,2 4 3,1

0,03—0,04 1 0,5 1 0,8

0,04—0,05 — — 3 2,3

0,05—0,06 5 2,3 6 4,6

0,06—0,07 2 1 4 3,1

>0,07 — — 1 0,8

Всего по-

ложитель-

ных проб 217 100 128 100

Сравнение результатов, полученных при отборе проб в физическом кабинете и лаборантской комнате одной и тон же школы, показало, что в большинстве лаборантских комнат концентрация ртути значительно выше, чем в кабинетах.

Санитарный осмотр этих помещений говорит о том. что необходимые предохранительные меры как при хранении, так и при работе с металлической ртутью не проводились.

В кабинетах отсутствует спецодежда. Ртуть находится в сосудах без притертых пробок, без воды, в количествах, превышающих норму (10,5 кг). Ртутные приборы хранятся вместе со всей прочей аппаратурой; при поломке они часто остаются в шкафу лаборатории. Демонстрация опытов и лабораторные работы ведутся на обычных столах, должным образом не оборудованных. Противней в кабинетах, как правило, нет. Не уделяют должного внимания немедленной механической очистке столов и пола пт пролитой ртути. Даже невооруженным глазом часто удается установить наличие капелек ртути в щелях полов, столов, в сифонах канализационных раковин.

В 12 помещениях нами были отобраны пробы воздуха на двух уровнях — 0,5 л 1,5 м от пола. В 5 случаях концентрация паров ртути на уровне 0,5 м оказалась в два. а в 3 случаях в полтора раза выше. В двух случаях на уровне 1,5 м от пола пробы оказались отрицательными, а на уровне 0,5 м ртуть была обнаружена в довольно высокой концентрации. Это явилось следствием того, что основным депо, загрязняющим воздух, оказались щели в полу и подпольное пространство, где задерживаются капли пролитой ртути.

Как правило, пробы, отобранные у стола преподавателя, дают в 2—3 раза более высокие концентрации ртути, чем пробы, отобранные на том же уровне в других местах помещения.

Во всех случаях, где обнаруживалось загрязнение воздуха парами ртути, проводилась механическая очистка помещения с последующей дегазацией подкисленным раствором марганцовокислого калия или 20% раствором хлорного железа.

Однако в ряде школ этого оказалось недостаточно и потребовалось проведение серьезного ремонта с поднятием полов и плинтусов, очисткой пространства под полом, перекраской стен, очисткой и ремонтом демонстрационного стола, шкафов и т. д.

Введено в практику качественное определение паров ртути при помощи реактивных бумажек (бумажки Полежаева), которые дают более или менее сильное окрашивание при наличии паров ртути в воздухе обследуемого помещения. Бумажки развешиваются к концу занятий в субботу в кабинете физики на высоте 1,5 м и утром в понедельник проверяются. При положительной пробе проводится отбор воздуха для количественного определения концентрации паров ртути.

В результате систематической проверки и проведения указанных выше мероприятий отмечено улучшение воздушной среды в физических кабинетах и лаборантских комнатах — уменьшение числа положительных проб. По отчетным данным районных санитарно-эпидемиолопических станций за 1954 г., в 64% проб воздух оказался чистым, тары ртути найдены в 36%. Уменьшилась также и концентрация паров ртути. Работа по оздоровлению кабинетов физики в школах продолжается.

Выводы

1. Воздушная среда в школьных физических кабинетах и лаборантских помещениях часто загрязняется парами ртути (в концентрациях, превышающих не только предельно допустимые для атмосферного воздуха, но и для промышленных предприятий). Самыми частыми источниками загрязнения являются полы (подпольные пространства), лабораторные шкафы, столы преподавателей, а также открытая поверхность неправильно хранящейся ртути.

2. Для предупреждения загрязнения воздуха парами ртути необходимо:

а) в программах и методических указаниях по физике, где это возможно без ущерба для педагогического процесса, заменить металлическую ртуть другим веществом;

б) во всех методических пособиях ввести раздел, посвященный санитарным правилам работы со ртутью и мерам профилактики;

в) в табели физических кабинетов предусмотреть необходимое оборудование и спецодежду для преподавателей и лаборантов;

г) в нормах проектирования и строительства школ предусмотреть оборудование физических кабинетов демонстрационными вытяжными шкафами, а также соответствующую отделку полов и стен;

д) обеспечить правильную конструкцию и отделку демонстрационных столов;

е) обеспечить все школы инструкцией по устройству и санитарному содержанию кабинетов физики и мерам личной профилактики при работе с металлической ртутью:

ж) систематически проверять воздушную среду в кабинетах физики и лаборантских комнатах;

з) широко внедрить метод качественного определения паров ртути реактивными бумажками, что может быть осуществлено силами школьников под руководством преподавателей физики и химии;

и) принимать в случае обнаружения загрязнения парами ртути все необходимые меры по очистке помещения, контролируя воздух путем лабораторного анализа;

к) проводить разъяснительную работу как среди директоров и педагогов школ, так и среди школьников.

_ Поступила 29/УШ 1955 г.

-й- -й- -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.