ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ШКОЛ
Заслуженный врач РСФСР Ф. М. Туровская Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции
Городская санитарно-эпидемиологическая станция провела изучение воздушной среды кабинетов физики и лаборантских помещений при них на содержания паров ртути. Основанием для этого исследования послужили следующие соображения.
Преподавание физики начинается в шестом классе школы и заканчивается в десятом. За 5 лет обучения в средней школе на физику приходится около 500 учебных часов. Таким образом, школьники проводят в физическом кабинете много времени.
В табеле оборудования физических кабинетов имеется значительное количество ртутных приборов: термометры, барометры, психрометры и т. д., а также, что особенно важно, металлическая ртуть в количестве 0,5 кг.
В программах и методических указаниях по физике предусмотрено проведение демонстрационных опытов и лабораторных занятий, требующих работы с металлической ртутью, однако никаких указаний о том, как хранить ртуть и ртутные приборы, в методических указаниях нет.
В кабинетах физики и лаборантских кабинетах при них нет вытяжного шкафа, так как это не предусмотрено в нормах проектирования и строительства школ: не предусмотрены также и необходимые дополнительные требования к устройству полов, окраске стен и т. д.
Пары ртути очень токсичны, предельно допустимая концентрация их для атмосферного воздуха — 0,0003 мг/м3, а для производственных помещений, где проходит работа с металлической ртутью,—0,01 мг/м3.
Особенно чувствительны к ртути женщины и дети, поэтому в учебных помещениях школы наличие в воздухе паров ртути недопустимо.
Нами обобщены данные исследования воздушной среды в 167 физических кабинетах « 107 лаборантских комнатах при них.
В 66,4% всех обследованных кабинетов физики и 76,5% лаборантских комнатах дайдены в воздухе пары ртути.
Всего было отобрано 524 пробы, в том числе 345 в физических кабинетах и 179 в лаборантских помещениях. Положительных проб в физических кабинетах было 62,8%, в лаборантских комнатах — 71,5%.
Эти данные свидетельствуют о значительном неблагополучии воздушной среды.
I
Результаты анализов воздуха
Обнаружен- Физические кабинеты Лаборантские комнаты
ная концен-
трация п мг/мЗ в абсолют- в процен- в абсолют- в про-
о Л11 / 1»1 ных числах тах ных чис лах центах
Следы . . . 21 9,6 9 80
<0,01 102 47 47 37,8
0,01 55 25,4 38 30,7
0,01—0,02 22 10 10 8,8
0,02—0,03 9 4,2 4 3,1
0,03—0,04 1 0,5 1 0,8
0,04—0,05 — — 3 2,3
0,05—0,06 5 2,3 6 4,6
0,06—0,07 2 1 4 3,1
>0,07 — — 1 0,8
Всего по-
ложитель-
ных проб 217 100 128 100
Сравнение результатов, полученных при отборе проб в физическом кабинете и лаборантской комнате одной и тон же школы, показало, что в большинстве лаборантских комнат концентрация ртути значительно выше, чем в кабинетах.
Санитарный осмотр этих помещений говорит о том. что необходимые предохранительные меры как при хранении, так и при работе с металлической ртутью не проводились.
В кабинетах отсутствует спецодежда. Ртуть находится в сосудах без притертых пробок, без воды, в количествах, превышающих норму (10,5 кг). Ртутные приборы хранятся вместе со всей прочей аппаратурой; при поломке они часто остаются в шкафу лаборатории. Демонстрация опытов и лабораторные работы ведутся на обычных столах, должным образом не оборудованных. Противней в кабинетах, как правило, нет. Не уделяют должного внимания немедленной механической очистке столов и пола пт пролитой ртути. Даже невооруженным глазом часто удается установить наличие капелек ртути в щелях полов, столов, в сифонах канализационных раковин.
В 12 помещениях нами были отобраны пробы воздуха на двух уровнях — 0,5 л 1,5 м от пола. В 5 случаях концентрация паров ртути на уровне 0,5 м оказалась в два. а в 3 случаях в полтора раза выше. В двух случаях на уровне 1,5 м от пола пробы оказались отрицательными, а на уровне 0,5 м ртуть была обнаружена в довольно высокой концентрации. Это явилось следствием того, что основным депо, загрязняющим воздух, оказались щели в полу и подпольное пространство, где задерживаются капли пролитой ртути.
Как правило, пробы, отобранные у стола преподавателя, дают в 2—3 раза более высокие концентрации ртути, чем пробы, отобранные на том же уровне в других местах помещения.
Во всех случаях, где обнаруживалось загрязнение воздуха парами ртути, проводилась механическая очистка помещения с последующей дегазацией подкисленным раствором марганцовокислого калия или 20% раствором хлорного железа.
Однако в ряде школ этого оказалось недостаточно и потребовалось проведение серьезного ремонта с поднятием полов и плинтусов, очисткой пространства под полом, перекраской стен, очисткой и ремонтом демонстрационного стола, шкафов и т. д.
Введено в практику качественное определение паров ртути при помощи реактивных бумажек (бумажки Полежаева), которые дают более или менее сильное окрашивание при наличии паров ртути в воздухе обследуемого помещения. Бумажки развешиваются к концу занятий в субботу в кабинете физики на высоте 1,5 м и утром в понедельник проверяются. При положительной пробе проводится отбор воздуха для количественного определения концентрации паров ртути.
В результате систематической проверки и проведения указанных выше мероприятий отмечено улучшение воздушной среды в физических кабинетах и лаборантских комнатах — уменьшение числа положительных проб. По отчетным данным районных санитарно-эпидемиолопических станций за 1954 г., в 64% проб воздух оказался чистым, тары ртути найдены в 36%. Уменьшилась также и концентрация паров ртути. Работа по оздоровлению кабинетов физики в школах продолжается.
Выводы
1. Воздушная среда в школьных физических кабинетах и лаборантских помещениях часто загрязняется парами ртути (в концентрациях, превышающих не только предельно допустимые для атмосферного воздуха, но и для промышленных предприятий). Самыми частыми источниками загрязнения являются полы (подпольные пространства), лабораторные шкафы, столы преподавателей, а также открытая поверхность неправильно хранящейся ртути.
2. Для предупреждения загрязнения воздуха парами ртути необходимо:
а) в программах и методических указаниях по физике, где это возможно без ущерба для педагогического процесса, заменить металлическую ртуть другим веществом;
б) во всех методических пособиях ввести раздел, посвященный санитарным правилам работы со ртутью и мерам профилактики;
в) в табели физических кабинетов предусмотреть необходимое оборудование и спецодежду для преподавателей и лаборантов;
г) в нормах проектирования и строительства школ предусмотреть оборудование физических кабинетов демонстрационными вытяжными шкафами, а также соответствующую отделку полов и стен;
д) обеспечить правильную конструкцию и отделку демонстрационных столов;
е) обеспечить все школы инструкцией по устройству и санитарному содержанию кабинетов физики и мерам личной профилактики при работе с металлической ртутью:
ж) систематически проверять воздушную среду в кабинетах физики и лаборантских комнатах;
з) широко внедрить метод качественного определения паров ртути реактивными бумажками, что может быть осуществлено силами школьников под руководством преподавателей физики и химии;
и) принимать в случае обнаружения загрязнения парами ртути все необходимые меры по очистке помещения, контролируя воздух путем лабораторного анализа;
к) проводить разъяснительную работу как среди директоров и педагогов школ, так и среди школьников.
_ Поступила 29/УШ 1955 г.
-й- -й- -й-