Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ВВЕДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ВВЕДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL REGIME IN A BOARDINGSCHOOL ON INTRODUCTION OF ADDITIONAL STUDY HOURS

The investigations were carried out on 32 pupils of the 2nd form in boarding-school № 14. The working capacity of the school students was judged by means of testing the stability of clear vision. Besides, the author has studied: a) the physical and chemical properties of air in class-rooms, b) the lighting of working places and c) the proper sizes of desks. The results obtained indicate that the working capacity begins to decline from the 3-rd lesson onwards. On the days when the subject of the 4-th lesson was drawing, labour tasks or singing the working capacity decreased less than when the last lesson was foreign language, calligraphy or reading. The preparation of homework at a stretch of 1 to 1 1/2 hours did not produce any signs of exhaustion in school students. However, if homework took Trom 2 to 3 hours the students were tired. The lessons will be of full value only on the condition that the day schedule is planned in accordance with the hygienic standards for the various age groups. The author points to the necessity of the RSFSR Education Ministry to revise and shorten the school program for boarding-schools with additional Study Hours in eastern Ianguages.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ВВЕДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ»

ции лишь к концу опыта. Начиная с 15-х суток после введения препарата в нервных клетках головного мозга, в мышце сердца, печени и почках, надпочечниках, гипофизе, щитовидной железе возникали умеренные дистрофические изменения клеток, сочетающиеся с гемодина-мическими нарушениями и изредка осложняющиеся некробиозом.

5. При соблюдении общепринятых мер предосторожности при работе с ядохимикатами новый инсектицид аллодан может быть широко внедрен в сельское хозяйство.

ЛИТЕРАТУРА

Косова Л. В. Гиг. труда и проф. забол., 1957, № 3, стр. 34. — Кука лен-it о С. С. Синтез и изучение некоторых производных полициклических углеводородов, получаемых диеновым синтезом. Автореф. дисс. канд. М., 1957. — Маковская Е. И.' Спыну Е. И. Врач, дело, 1958, № 5, стб. 511. —Осетров В. И. Гиг. труда и проф! забол., 1958, № 5, стр. 15. — Серебряная С. Г. Фармакол. и токсикол., 1950, т. 13 № 3, стр. 38. — К i1 о е 1 m а п С. H., J. Amer. Vet. M. Аьэ., 1953, v. 123, N. 916, p 28 — Klimmer О. R., Arch, exper. Path. Pharmakol., 1955, Bd. 227, S. 183.

Поступила 6/VII 1959 r

TOXICOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A NEW INSECTICIDE ALLODAN

F.. /. Spynu, candidate of medical sciences, E. I. Makovskaya, doctor of medical sciences

The article presents data on the toxicity of allodan and on the morphological changes occurring in the bodies of animals (mice, rats) after introduction of this insecticides by various routes. At one time dose of 5C0 mg/kg of allodan did not produce any noticable signs of intoxication in rats. Histological examination revealed dystrophic processes (chromatolysis, distension of nerve cells) especially in cerebellum and medulla oblongata and opaque swelling of cells of the liver parenchyma and the epithel.um of kidney uriniferous tubules. An every day peroral administration of allodan at a dose of 50 mg/kg for a period of 5 to 60 days produced insignificant visible signs of intoxication towards the end of the experiment. From the 5 th day onward morphological changes appeared to consist of weakly developed (reversible) dystrophic lesions of cells in the brain and the internal organs, simultaneously with some haemodynamic disturbances. The cumulative effect of allodan is comparatively insignificant Allodan is considerably less toxic than other insecticides, such as, chloridan, heptachlor, dili-drine, aldrine and DDT.

ft ft ft

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕЖИМА

ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ВВЕДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Н. Г. Прокофьева

Из кафедры гигиены II Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова

Рациональная организация режима дня воспитанников школ-интернатов приобретает особенно большое значение в связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. В нем подчеркивается недопустимость перегрузки школьников, вредно отражающейся на здоровье.

Наша работа имела целью изучение учебного режима воспитанников 2-го класса школы-интерната № 14, гигиеническую оценку этого режима, разработку мероприятия по его оздоровлению. В школе-интернате № 14 со 2-го класса введено изучение восточных языков. В связи с этим учебная нагрузка воспитанников увеличилась на 4 учебных

часа в неделю, а также На 3—4 часа приготовление домашних заданий. Со стороны учащихся были жалобы на быструю утомляемость. Учителя также отмечали понижение работоспособности и внимания у детей. Поэтому представляло интерес изучить условия учебного режима детей.

Исследования проводили в 1958/59 учебном году периодически в течение 2 четвертей, в начале, середине и конце четверти (ноябрь, декабрь, февраль) современными гигиеническими и физиологическими методиками. Под наблюдением находилось 32 воспитанника — практически здоровые дети.

Гигиенические исследования состояли в изучении: а) некоторых физических и химических свойств воздуха в классных комнатах (температура, относительная влажность, содержание углекислоты); б) освещенности рабочих мест; в) соответствия парт особенностям роста воспитанников; г) режима дня.

Работоспособность воспитанников изучали при помощи устойчивости ясного видения и дозированной работы по корректурным таблицам. Температуру определяли спиртовым термометром, относительную влажность — аспирационным психометром, содержание углекислоты — методом Субботина-Нагорского, интенсивность естественного и искусственного освещения при помощи объективного люксметра. Также измеряли световой коэффициент и углы освещения.

Устойчивость ясного видения измеряли принятым в настоящее время методом. Исследуемый в течение 180 секунд с расстояния 5 м рассматривал задаваемый тест—■ кольцо Ландольта. Освещенность кольца равнялась средней освещенности на рабочих поверхностях. Время ясного видения регистрировали при помощи секундомера. В качестве показателя устойчивости ясного видения мы брали отношение времени ясного видения к общему времени опыта. Устойчивость ясного видения определяли у 10 детей в течение 8 дней перед 1-м, после 4-го урока и после 2 часов самостоятельной подготовки. Изучение дозированной работы по корректурным таблицам проводили следующим образом. Экспериментатор с секундомером давал речевую инструкцию, например: «Вычеркивайте букву С, начали», вызывая этим двигательную реакцию в виде вычеркивания. Это первое задание выполнялось одну минуту. По команде «Кончайте!» дети прекращали зачеркивание букв. После 30-секундного перерыва давали новую речевую инструкцию: «Вычеркивайте букву С, но если перед С стоит буква К, вы ее не вычеркивайте».

Во втором задании положительному сигналу в виде буквы С противополагался отрицательный в виде тормоза КС. Воспитанники за указанный срок просматривали около 200—450 знаков и вычеркивали 29—40 букв. Это давало возможность судить об изменении их работоспособности. Дозированную работу получали 32 человека в течение 14 дней. Всего выполнено около 2688 заданий.

Температуру воздуха посредине класса на высоте 1,5 м от пола измеряли на протяжении всего времени исследования — перед началом урока, в конце его, а также в конце рабочего дня. Отмечены колебания температуры воздуха в классе от 16 до 20°. Более низкая температура 16° была после проветривания класса и к концу рабочего дня увеличилась до 20°. Относительная влажность равнялась 60—65%. Содержание углекислоты в воздухе также определяли перед уроком, после урока и в конце рабочего дня.

Перед 1-м уроком количество углекислоты в воздухе класса было в среднем 0,08%, после урока — 0,12%, в конце рабочего дня увеличивалось в среднем до 0,15%.

Таким образом, полученные данные микроклимата класса были удовлетворительными. Световой коэффициент в классе равнялся 'Д-Освещенность рабочих мест естественным светом колебалась от 250 лк в первом ряду от окна до 54 лк в третьем ряду в 9 часов утра (ноябрь, декабрь) и от 350 до 104 лк в 13 часов. В феврале освещенность была в пределах 600—200 лк. Искусственная освещенность колебалась от 80—50 лк.

Для гигиенической оценки соответствия парт особенностям роста парты -были измерены по основным показателям. При сопоставлении номеров парт с показателями роста получены следующие данные (табл. 1).

Парты не соответствовали показателям роста воспитанников.

3 Гигиена и санитария. № 11

33

Изучение режима дня показало перегрузку учебными и самостоя тельными занятиями, что привело к сокращению продолжительности пребывания детей на открытом воздухе. Дети бывали на воздухе 1 — Р/г часа в день, снижалась продолжительность сна на 1—2 часа.

При исследовании работоспособности воспитанников мы учитывали: 1) характер построения расписания, 2) длительность учебного дня. В результате проведенных физиологических исследований удалось установить закономерность изменения работоспособности учащихся в течение учебного дня различной продолжительности и различной нагруженности.

В учебной работе имеют место процессы возбуждения и торможения, их движение в виде иррадиирования и концентрирования и их взаим ная индукция. Проф. А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский, А. Н. Кабанов, Э. Г. Каплун и др., изучая услов-норефлекторную деятельность школьников, пришли к выводу, что под влиянием учебного дня отрицательная индукция в мозговой коре ребенка во многих случаях увеличивается. К концу 1-го урока у большинства исследуемых наблюдалось увеличение количества просмотренных букв. Ошибки почти отсутствовали, что показывало хорошую работоспособность.

К концу 2-го урока количество ошибок в среднем увеличилось на 3°/о. Начиная с 3-го урока наблюдалось уменьшение количества просмотренных букв на 23%, появление большего количества ошибок — 24%. Количество просмотренных воспитанниками букв к концу 4-го урока (рисование, труд, пение) по сравнению с 1-м уроком уменьшалось в среднем на 13%, а в те дни, когда 4-м уроком было чтение, чистописа-ка (рисование, труд, пение) по сравнению с 1-м уроком уменьшалась в среднем на 37%. Количество ошибок возрастало в среднем на 32%. Таким образом установлено, что наблюдаемая положительная индукция после 2 часов работы постепенно к концу 3-го часа занятий сменяется явлением последовательного торможения и отрицательной индукции. Исходя из учения И. П. Павлова об охранительном торможении, можно считать, что наступил тот предел работоспособности корковой клетки, за которым, предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, наступает торможение

Увеличение отрицательной индукции является объективным признаком наступившего к концу 3-го часа кортикального утомления. Для предупреждения утомления целесообразно на 4-й урок переносить относительно легкие предметы (рисование, труд, физкультуру).

В наблюдаемом классе это не учитывалось. Четвертым уроком у них являлись в понедельник — китайский язык, во вторник — чистописание, в среду — чтение, в четверг — самостоятельная подготовка, в пятницу — самостоятельная подготовка, в субботу — чтение.

Данное расписание было изменено, но и новое не учитывало ошибок предыдущего. По новому расписанию 4-м уроком было: в понедельник — чтение, во вторник— чистописание, в среду — чтение, в четверг — самостоятельная подготовка, в пятницу — чтение, в субботу — урок труда.

Приводим данные об изменении работоспособности детей в течение учебного дня (табл. 2), по которым видно, что большая часть детей увеличивает ошибки от 1-го до 4-го урока, а также после 2- и 3-часовых занятий самостоятельной подготовки.

1 И. П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1952, стр. 264.

Таблица I

Количество парт

парт наличное потреГшое

6 0

7 0 18

8 11 10

9 5 0

Таблица

Изменение работоспособности детей в течение рабочего дня (в процентах)

Ошибки Количество просмотренных букв

Коли- без измене-

чество без измене- уменьши- увеличили уменьши-

Время исследования наблю- увеличили ний ли ний ли

дений

в % от общего числа детей

После 1-го урока 448 42,9 42,3 14,8 71,5 0 28,5

» 2-го » 448 29,6 37,0 33,4 37,0 7,5 55,5

» 3-го » 448 60,0 28,0 12,0 3,8 0,7 95,5

» 4-го » 448 83,8 16,2 0 21,0 5,5 73,5

После одного часа

самостоятельной 19,0

подготовки . . . 320 35,5 14,8 49,7 81,0 0

После 2 часов 30

минут самостоя-

тельной подго-

товки ..... 288 80,0 8,0 12,0 20,2 0 79,8

Таблица $

Индивидуальные данные об изменении работоспособности воспитанников в течение учебного дня

Показатели работоспособности в течение учебного дня

Учащийся Перед 1-м уроком после 1-го урока после 2-го урока после 3-го урока после 4-го урока после 1 часа самостоятельной подготовки после 2 часов самостоятельной подготовки

!§ 1 а£ §ш о О" • чО чэ О - 5 3 "§■ ° и *ь2

я >» За то | § * я >» з- о 1 = о * 1 = о а: Эя ТО | §| Я о 1® О я 3-Ю о * я >» 3* о 1» О *

Саша А. Толя А. Валя Е. Боря Г. Валя Н. Витя С. Сима А. Наташа Л Толя Т. Таня Т. .

425 240 240 320 379 360 340 310 280 385

2,6

0

0

0,6

3,5

1.7

3.5 1,4

2.6 2,3

520 327 320 280 389 400 520 388 258 396

2,2 0 1.2 0,6 3,5 0

0,7 0 2,0 0.9

400 297 305 200 470 430 343 303 220 293

,4

360 220 366 240 307 342

240 240 183

0

3,0 0 0,6 1,3 о

о о о

489 320 360 253 360 456 455 287 240 400

5,5 2,3 4,5

4.0 1,2 1.3 4,9

2.1 1,8 1,7

800 400 478 440 512 640 400 322 278 307

3.2 0

2.4

3.5 1,0 1,2 1.0

1.6 0

3,0

501 320 358 310 400 480 320 294 320 480

6.3 3,6 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.8

1.4

5.4

2.5 4,1

4.9 2,1

Наблюдения показали, что учащиеся затрачивают на приготовление домашних заданий 2—3 часа и, кроме того, на вечер переносится часть уроков: китайский язык, физкультура, рисование и т. д. Исследо вание работоспособности учащих-

ся в процессе приготовления уроков показало, что занятия продолжительностью в 1 — 1 '/2 часа не вызывали заметных признаков утомления. Количество просмотренных букв после первого часа самостоятельной подготовки в среднем не изменялось, количество ошибок увеличивалось на 2%. При подготовке домашних заданий и проведении дополнительных уроков в часы самостоятельной подготовки продолжительностью 2—3 часа количество просмотренных букв уменьшалось в среднем на 30%, количество

Таблица 4

Изменение устойчивости ясного видения (в процентах)

Учащийся Перед 1-м уроком После 4-го урока После 2 часов самостоятельной подготовки

Саша А 86, 1 70,0 55,0

Таня А. 80, 1 65,8 57,7

Валя Е. 80,0 55,5 45,0

Витя С. 70,0 60,0 38,0

Сима А. 74,0 55,0 30,0

Нина А. 81,6 70,0 58,8

Люба Б. 71,6 56,1 55,0

Вова В. 83,3 72,7 56,1

Валя Н. 88,8 67,7 42,2

ошибок возрастало на 25%. что говорило о наступлении утомления. Приводим несколько индивидуальных данных (табл. 3).

Аналогичные данные получены при исследовании устойчивости ясного видения (табл. 4). Наибольшее снижение устойчивости ясного видения наблюдалось после 4-го урока и после 2—3-часовой самостоятельной подготовки (почти на 40—45%).

Выводы

1. Учебная нагрузка воспитанников 2-го класса превышает ежедневную и еженедельную нагрузку, установленную для этого возраста.

2. Снижение работоспособности наступает с 3-го урока и достигает максимума особенно в те дни, когда 4-м уроком является китайский язык, чистописание, чтение.

3. Самостоятельная подготовка воспитанников продолжительностью в 1 — I1/« часа не вызывает признаков утомления. При приготовлении домашних заданий и после дополнительных уроков продолжительностью 2—3 часа наступает утомление и понижение работоспособности.

Предложения

1. Необходимо пересмотреть программу обучения в интернате с дополнительным изучением языков в целях упорядочивания учебной нагрузки учащихся.

2. При составлении расписания уроков необходимо учитывать физиологические особенности возраста и требования, предъявляемые к рациональной нагрузке учащихся.

3. Для обеспечения норм искусственного освещения необходимо в классе стандартного размера размещать 6 светильников, снабженных 200-ваттными электрическими лампами.

4. Правильное рассаживание детей даже в одном классе требует его оборудования стандартными партами двух или трех размеров.

Поступила 3/11 1960 г

HYGIENIC CHARACTERICTICS OF EDUCATIONAL REGIME IN A BOARDING-SCHOOL ON INTRODUCTION OF ADDITIONAL STUDY HOURS

Л'. G. Prokofieva, candidate of medical sciences, assistant

The investigations were carried out on 32 pupils of the 2nd form in boarding-school № 14. The working capacity of the school students was judged by means of testing the stability of clear vision. Besides, the author has studied: a) the physical and chemical properties of air in class-rooms, b) the ligting of working places and c) the proper sizes of desks.

The results obtained indicate that the working capacity begins to decline from the 3-rd lesson onwards. On the days when the subject of the 4-th lesson was drawing, labour tasks or singing the working capacity decreased less than when the last lesson was foreign language, calligraphy or reading.

The preparation of homework at a stretch of 1 to l'/г hours did not produce any signs of exhaustion in school students. However, if homework took from 2 to 3 hours the students were tired.

The lessons will be of full value only on the condition that the day schedule is planned in accordance with the hygienic standards for the various age groups.

The author points to the necessity of the RSFSR Education Ministry to revise and shorten the school program for boarding-schools with additional Study Hours in eastern langiages.

-fc -fc -it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.