Юбилейные даты
О КУЧМА В.Р., МАКАРОВА А.Ю., 2016 УДК 613.95
Кучма В.Р., Макарова А.Ю.
ГИГИЕНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ОСНОВА БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН (к 90-летию кафедры гигиены воспитания - гигиены детей и подростков Императорского московского университета - 1-го МГУ - 1-го МГМИ - ММА - Первого МГМУ имени И.М. Сеченова)
ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва
Гигиена детей и подростков как отрасль профилактической медицины и научная и учебная дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияние совокупности факторов среды на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и гармоничное развитие организма детей и подростков, имеет более чем столетнюю историю становления и развития от раздела, курса в общей гигиене до самостоятельной дисциплины, врачебной и академической специальности.
Основы гигиены детей и подростков были заложены в Императорском московском университете (ИМУ) в преподавании вначале диететики, а затем уже и собственно гигиены.
Развитие школьной гигиены тесно связано с именем Ф.Ф. Эрисмана (1842-1915), который по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены. В 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете Императорского московского университета, на которой в 1886 г. был введён приват-доцентский курс школьной гигиены. Курс читался одним из ближайших сотрудников Ф.Ф. Эрисмана - Варнавой Ефимовичем Игнатьевым (1860-1927).
В.Е. Игнатьев в дальнейшем продолжил развитие школьной гигиены. Его работы посвящены вопросам физического развития и воспитания детей, санитарного благоустройства народных, лесных школ и детских колоний. Разработанные В.Е. Игнатьевым санитарные нормы планировки школьных зданий и их оборудования легли в основу гигиенических требований к их строительству в 20-50-х гг. XX века.
Развитию гигиены как практической области и учебной дисциплины способствовало открытие в 1890 году при ИМУ института гигиены. Институт имел несколько лабораторий (для врачей, студентов, ассистентов), комнату для исследования газообмена, открытую террасу на крыше здания, пред-
назначенную для метеорологических наблюдений и для исследования влияния света на организм, библиотеку, музей и городскую санитарную станцию. Открыл и возглавлял гигиенический институт Ф.Ф. Эрисман, который при этом особо выделял школьную гигиену и придал ей все черты профилактической медицинской науки. Для школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман считал объектом исследования растущий организм ребёнка и основную задачу данной науки видел в разработке гигиенических и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих воспитание здорового подрастающего поколения. Кроме этого, Ф.Ф. Эрисман указывал на необходимость ликвидации экономической отсталости и повышение медицинской культуры населения. С именем и делами Ф.Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины.
В земской медицине прошло становление основателя кафедры гигиены детей и подростков - Альфреда Владиславовича Молькова (1870-1947), который свыше 20 лет работал земским и санитарным врачом в Московской санитарной организации.
В 1922 году на объединенной конференции профессоров и преподавателей кафедр социальной гигиены 1-го и 2-го МГУ по инициативе А.В. Молькова был поставлен вопрос о формировании самостоятельного курса гигиены воспитания. В 1926 г. на медицинском факультете 1-го МГУ под руководством профессора А.В. Молькова организуется кафедра гигиены воспитания. А.В. Мольков заведовал кафедрой до 1947 г.
А.В. Мольков подготовил первый лекционный курс по дисциплине, выпущенный в 1926 г. Московским университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. Студентам преподавались разделы: «ребёнок как предмет изучения; биологические особенности детского возраста; основы педагогики; гигиена детских учреждений; физическая культура; врач как педагог; дети, уклоняющиеся от нормы, и пионерское движение». Гигиену воспитания преподавали на четвёртом курсе медицинского факультета университета.
После реорганизации высшей школы страны ме-
дицинский факультет 1-го МГУ выделяется в самостоятельный ВУЗ - 1-й Московский государственный медицинский институт с самостоятельным санитарно-профилактическом факультетом. В этот период гигиене воспитания на лечебном факультете отводилось 36 часов, а на санитарно-профи-лактическом - 96 часов. В 1934 году был выпущен первый советский учебник «Школьная гигиена» под редакцией А.В. Молькова, выдержавший 5 изданий. В 1939 году был издан первый практикум для студентов по школьной гигиене.
На кафедре проводили работу по внедрению социально-гигиенических дисциплин в университетское образование врача. А.В. Мольков заложил методические основы социально-гигиенического исследования физического развития и состояния здоровья детских и подростковых коллективов, определил роль и основы профессиональной деятельности школьного врача, врача-гигиениста.
А.В. Мольков организовал изучение санитарных условий труда и быта, заболеваемости, состояния здоровья, физического развития населения разных народностей СССР, в том числе детей Дагестанской, Калмыцкой и Марийской АССР. Повторные обследования в этих республиках выявили благоприятные сдвиги демографических показателей под влиянием меняющихся условий жизни. Под его руководством проводили работы по обобщению опыта строительства и разработке нормативов к проектированию, планировке и благоустройству школ, детских садов, пионерских лагерей. А.В. Мольков разрабатывал организационные формы медико-санитарного обслуживания детей и подростков. С 1927 г. научные исследования были направлены на изучение физического развития детей и подростков. Были установлены позитивные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. А.В. Мольков большое внимание уделял гигиеническому эксперименту, санитарно-гигиеническому методу как одному из главных при изучении состояния здоровья населения; считал важным использовать различные физиологические и антропометрические методики в школьно-гигиенических исследованиях.
Альфред Владиславович подчеркивал, что гигиена детства призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания: учебному процессу, физическому воспитанию, трудовому обучению подрастающего поколения.
Дальнейшее развитие кафедры гигиены детей и подростков связано с именем Павла Максимилиановича Ивановского (1885-1953), который совместно с А.В. Мольковым и его учениками участвовал в подготовке первого в РСФСР пособия для школьно-санитарного врача. П.М. Ивановский являлся сначала ассистентом, затем доцентом, а с
1947 по 1953 гг. - заведующим кафедрой школьной гигиены и деканом санитарно-гигиенического факультета 1-го ММИ.
П.М. Ивановский обосновал и доказал возможность использования в школьной гигиене метода естественного гигиенического эксперимента, который проводится в обычной обстановке детского коллектива. Сущность метода в том, что влияние условий внешней среды на детей изучают по функциональному состоянию их организма, что позволяет осуществлять нормирование изучаемого фактора внешней среды. Применение метода естественного гигиенического эксперимента ознаменовало новый этап в развитии гигиенической науки. Работы П.М. Ивановского посвящены гигиеническому обоснованию организации физического воспитания в школе, принципам внутриквартального размещения детских учреждений при планировке города.
П.М. Ивановский указывал, что в основе гармоничного и всестороннего развития ребенка лежит деятельность - рациональное сочетание умственной и физической работы. По результатам исследований, проведенных в опытно-показательной школе в г. Ногинске, дал гигиеническое обоснование системы физического воспитания.
П.М. Ивановский разрабатывал вопросы санитарного благоустройства, воздушного режима помещений для физического воспитания, влияния ультрафиолетового облучения и закаливания, вопросы гигиены обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья (туберкулез, ревматизм, невротические расстройства).
С 1953 по 1962 г. кафедрой гигиены воспитания заведует Мария Дмитриевна Большакова (18991962). Её деятельность связана с организацией комплексных социально-гигиенических экспедиций по изучению состояния здоровья и физического развития детей Дагестана и центральных районов РСФСР, в ходе которых обследованы условия быта, физического и умственного развития и состояния здоровья детей, научно обоснованы оздоровительные мероприятия. Также была изучена динамика состояния здоровья и составлены стандарты физического развития детей и подростков. Эти материалы демонстрировались на Международной гигиенической выставке в Дрездене.
М.Д. Большакова вместе с сотрудниками активно совершенствовали преподавание гигиены детей и подростков на санитарно-гигиенических и педиатрических факультетах медицинских вузов. В связи с переименованием в 1954 г. школьной гигиены в гигиену детей и подростков коллективом кафедры была пересмотрена программа и написаны новый учебник и руководство к практическим занятиям.
Алексей Захарович Белоусов (1911-1974), заведующий кафедрой гигиены детей и подростков 1-го ММИ с 1962 по 1974 г., явился основополож-
ником нового научного направления - университетской гигиены, изучающей вопросы здоровья и физического развития учащихся средних и высших учебных заведений. Впервые в стране при кафедре гигиены детей и подростков 1-го ММИ им. И.М. Сеченова А.З. Белоусов создал лабораторию гигиены подростка и студента (зав. - д.м.н. проф. Э.Э. Саркисянц), клиническое подростковое отделение (зав. - д.м.н., проф. А.Е. Вермель) на базе Клиники терапии и профзаболеваний (дир. - академик Е.М. Тареев). В этом комплексе кафедра располагала и учебным музеем гигиены детей и подростков. На кафедре и в лаборатории работали В.Н. Кардашен-ко, Е.П. Стромская, М.В. Прохорова, Н.Г. Дьячко-ва, Н.С. Подгорнова, В.А. Доскин, Е.Н. Ковальчук, Ю.Д. Калашников, А.И. Кузнецова, Г. А. Алимов, Е.Т. Иванова, М.П. Мирошников, Э.В. Рожанец, Ф.Б. Березин, В.И. Ильин, О.П. Сараждева, НА. Должанская и др.
В 1968 г. кафедра приступила к работе по повышению квалификации преподавателей других вузов и стала опорной по преподаванию гигиены детей и подростков.
Валентина Николаевна Кардашенко (1926 г.р.), пройдя путь от аспиранта до профессора, заведовала кафедрой гигиены детей и подростков с 1974 по 1991 г. и до 1996 г. работала профессором-консультантом на кафедре.
В.Н. Кардашенко в своей педагогической деятельности развивала методологию преподавания гигиены детей и подростков в медицинских вузах. Благодаря усилиям В.Н. Кардашенко кафедра гигиены детей и подростков стала научно-методологическим центром разработки учебных программ, планов, учебно-методических пособий по гигиене детей и подростков. При её непосредственном участии были разработаны все программы по гигиене детей и подростков (1968-1984), а также первая программа по повышению квалификации преподавателей по гигиене детей и подростков. В.Н. Кар-дашенко - автор и редактор учебника по гигиене детей и подростков (1980, 1989).
Научная деятельность В.Н. Кардашенко посвящена разработке проблемы физического развития детей и подростков. В результате динамических наблюдений за состоянием здоровья детского и подросткового населения в различных регионах России (Москва, Тула, Орёл, Архангельск, Сахалин, районы Крайнего Севера) и применения современных методов математического анализа было доказано, что отклонения в состоянии здоровья индивидуума обусловлены не только санитарно-гигиеническими условиями жизни, но и уровнем биологической зрелости организма. Впервые были установлены средние значения показателей биологической зрелости и функционального состояния у детей 4-17 лет. Это позволило совместно с учени-
ками разработать комплексный метод оценки физического развития (1974). Обосновано положение о том, что физическое развитие является важным показателем состояния здоровья и критерием гигиенического нормирования деятельности растущего организма.
С 1992 г. по настоящее время кафедрой заведует Владислав Ремирович Кучма (1951 г.р.).
В начале 1990-х годов сотрудниками кафедры были проведены исследования по разработке рейтинговой системы оценки знаний студентов по гигиене детей и подростков и оценке педагогической эффективности и физиологической стоимости использования компьютерных обучающих систем. Результатом этих исследований стало внедрение рейтинговой системы оценки знаний, валидизация компьютерных обучающих и контролирующих систем и разработка мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия работы с ними на работоспособность и функциональное состояние организма обучающихся.
В 1995 г. кафедра приступила к подготовке ординаторов кафедры семейной медицины ММА им. И.М. Сеченова по разделу гигиена детей и подростков. Сотрудники кафедры одними из первых начали разработку теоретических и методических основ подготовки семейного врача по вопросам профилактической медицины.
С 1997 года в связи с произошедшими изменениями учебного плана кафедра как самостоятельное структурное подразделение приступила к последипломной профессиональной подготовке медицинских кадров.
С 2013 г. кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова обучает студентов педиатрического факультета. Классическую гигиену преподают студентам 3 курса, на собственно гигиену детей и подростков отводится 52 часа (8 лекционных часов и 44 часа практических занятий).
Для организации и обеспечения педагогического процесса кафедрой созданы Учебно-методические комплексы, включающие учебные программу и план, учебно-тематический план, методические рекомендации для преподавателей, руководство для обучающихся и оценочные средства (тесты, задачи, контрольные вопросы). В настоящее время кафедра обеспечивает подготовку кадров по семи программам. Среди обучающихся на кафедре студенты педиатрического факультета, интерны, аспиранты, врачи по гигиене детей и подростков, специалисты Роспотребнадзора, школьные врачи, профессорско-преподавательский состав вузов, научные сотрудники, средний медицинский персонал школ из Архангельска, Великих Лук, Воронежа, Владимирской области, Ижевска, Калуги, Кисловодска, Курска, республики Карелия, Крыма, Ле-
нинградской области, Магадана, Магнитогорска, Майкопа, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода, Новгорода-Великого, Орла, Орловской области, Оренбурга, Перми, Петрозаводска, Республики Коми, Ростова-на-Дону, Салехарда, Саратова, Свердловской области, Смоленска, Ставрополя, Тольятти, Тулы и Тульской области, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Южно-Сахалинска. Всего прошли обучение на кафедре 4.632 курсанта; 2.756 человек получили сертификаты специалиста по гигиене детей и подростков.
Принятие в 1999 г. федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» потребовало существенной переработки учебно-методических материалов и прежде всего учебных пособий для студентов.
Коллектив кафедры под руководством В.Р. Кучмы в 1999 г. подготовил оригинальное учебное пособие «Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков» - практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений (М.:ВУНМЦ МЗ РФ, 1999)
В 2001 г. выходит новый учебник для студентов медицинских вузов «Гигиена детей и подростков» (автор В.Р. Кучма), он успешно переиздается в 2008 и 2014 гг., в 2014 г. вышел перевод на казахский язык этого учебника. В 2010 году под редакций проф. В.Р Кучмы вышло «Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков». Для студентов медицинских колледжей В.Р Кучма с коллегами подготовил учебник «Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» (2002) и учебник «Здоровый человек и его окружение» (2012), переизданный в 2015 г.
Новым стандартом образования введена дисциплина «Основы формирования здоровья детей», которая изучают студенты педиатрического факультета на 5 курсе в количестве 72 часов. В 2015 г. В.Р. Кучмой подготовлен и ФИРО Минобрнауки России рекомендован к печати и использованию в медицинских вузах оригинальный учебник «Основы формирования здоровья детей».
В начале XXI века В.Р Кучма как главный внештатный специалист Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков с коллегами и единомышленниками принимал активное участие в обосновании подходов к реформированию школьного здравоохранения, что в конечном итоге в значительной степени воплотилось в приказе Минздрава России от 5 ноября 2013 г. №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Новый порядок существенно модер-
низировал работу отделений медицинской помощи обучающимся, снизил нагрузку на медицинских работников этих отделений, расширил оснащение медицинских блоков образовательных организаций, а также ввёл новую должность в медицинские организации для детей - врач по гигиене детей и подростков (1 штатная единица на 2500 обучающихся). Медицинским организациям предоставлена уникальная возможность впервые в отечественной истории обеспечить несовершеннолетних обучающихся медицинской помощью врача по гигиене детей и подростков, который призван содействовать санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся в образовательных организациях.
С 1999 г. кафедра работает на базе головного по проблеме научно-исследовательского учреждения
- НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (директор - член-корреспондент РАН, профессор В.Р Кучма) Научного центра здоровья детей (директор - академик РАН А.А. Баранов). Это существенно расширяет и обогащает педагогический процесс, позволяет более полно удовлетворять образовательные запросы интернов, аспирантов, врачей и студентов; совершенствует и активизирует научную работу кафедры. Комплекс НИИ - кафедра позволяет также обучающимся во внеаудиторное время использовать библиотечный фонд и электронные ресурсы Института (http://www.niigd. ги). Комплекс НИИ-кафедра позволяет приглашать для участия в семинарах, практических занятиях и мастер-классах ведущих специалистов страны по гигиене и охране здоровья детей и подростков профессоров Л.М. Сухареву, М.И. Степанову, Е.И. Шубочкину, к.б.н. Л.М. Текшеву и др.
Учебной базой кафедры является НОЧУ СОШ «Центр образования «САМСОН» (директор - д.м.н. А.Р. Вирабова), который позволяет знакомить и учить обучающихся профилактике заболеваний и охране здоровья детей на базе дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательной школы.
Возможности учебно-научно-методического комплекса: кафедра гигиены детей и подростков
- НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков существенно повлияли на научный поиск сотрудников.
В результате научных исследований, выполненных под руководством проф. В.Р Кучмы, раскрыты закономерности формирования заболеваемости детей и подростков, выявлены современные особенности роста и развития детей. Разработаны подходы и обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. Научно обоснованы физиолого-гигиенические и психофизиологические основы обучения и воспитания детей с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий (персональные и планшетные компьютеры, риде-ры), основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях.
Впервые изучена распространенность в России одной из основных форм девиантного поведения детей - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, разработаны меры его профилактики. Подробно описаны параметры образа жизни детей и подростков в современных условиях, в том числе социальных сирот, дан анализ поведения детей, опасного в отношении здоровья. Научно обоснована система донозологической гигиенической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исследования, выполненные под руководством профессора В.Р. Кучмы, обеспечили научные основы химической и биологической безопасности современных предметов детского обихода на основе новых материалов и технологий их изготовления.
С 2007 г. профессор Кучма В.Р. в составе рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, осуществляет научно-методическое сопровождение проекта, разработку гигиенических регламентов организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обоснование системы ежегодного мониторинга и его применения в субъектах Российской Федерации.
В 2010-2011 гг. под руководством профессора В.Р. Кучмы впервые в мире проведены физиоло-го-гигиенические экспериментальные и натурные исследования, позволившие дать оценку безопасности использования светодиодов, обоснованы требования к организации системы искусственного освещения в производственных, жилых и общественных зданиях, а также в образовательных учреждениях с использованием новых светодиодных источников света.
В 2014 г. кафедра гигиены детей и подростков осуществляла научно-исследовательские работы на ассигнования Правительства г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова на «Медико-аналитическое сопровождение реализации проекта «Эффективный учебный план»» и «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий».
В 2015 г. была разработка концепция и создан учебный ресурсный центр по подготовке обучающихся московских школ в области естественных наук на базе медико-биологического эксплорато-риума Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Разра-
ботаны и успешны применены оригинальные сценарии обучающих семинаров для учащихся 10-11 классов и педагогов средних образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по вопросам безопасного использования гаджетов. Подготовлены и изданы учебно-методические пособия для учащихся старших классов общеобразовательных школ и учителей «Правильное использование гаджетов школьниками».
В 2015 г. по заказу Департамента образования гор. Москвы проведены исследования вкусовых предпочтений обучающихся 1-11 классов в 220 школах в различных округах города Москвы. Установлено, что 22% блюд в школе обучающиеся практически не едят, 23% блюд дети едят охотно и 55% блюд школьники едят с удовольствием. При разработке нового меню были полностью исключены блюда, потребление которых составляет менее 50%, например «икра из уваренных кабачков», «щи из шпината», «рыба припущенная», «кисель» и т.д. На основании полученных данных осуществлена разработка двух цикличных суточных меню (с учетом домашнего питания) с целью предоставления возможности выбора для образовательной организации вариантов. Каждый вариант имеет распределение по возрастам питающихся (7-11 и 12-18 лет). Один - с классическим (привычным для школы) набором блюд, другой включает блюда знакомые детям, но ранее не использованные в школьном меню (салаты «Столичный» и «Цезарь» с соусом салатным для школьного питания, котлета мясная с овощами в булке, котлета мясная с овощами и сыром в булке, макаронные изделия спагетти со сливочно-мясной соусом, кексы (маффин) белый и шоколадный и др.). Сформированные варианты меню были рассмотрены и одобрены Роспотреб-надзором г. Москвы как соответствующие санитарным требованиям по пищевой и биологической ценности, калорийности, по повторяемости блюд и дифференциации по формам организации питания в столовых-доготовочных и буфетах-раздаточных и т.д.
В настоящее время под руководством члена-корреспондента РАН профессора В.Р. Кучмы выполняются чрезвычайно востребованные системой образования исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь, Wi-Fi).
Результаты исследований активно внедряют в практическую деятельность отечественного здравоохранения, Роспотребнадзора и Минобрнауки России. Только за последние 5 лет подготовлены
и утверждены Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, 2 технических регламента Таможенного союза, 3 федеральных государственных образовательных стандарта общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 4 СанПиНа, 20 федеральных рекомендаций по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, Национальная стратегия действий в интересах детей (2012), Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (2014), 5 Стандартов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок в образовательных организациях г. Москвы.
На кафедре активно работает студенческий научный кружок (руководитель - учёный секретарь кафедры доц. А.Ю. Макарова). Научным поиском в кружке ежегодно занимается от 10 до 20 студентов. Для многих из них работа в кружке становится стартом в большую медицинскую науку. В 2014 г. работа НСК кафедры была отмечена за активное привлечение студентов кружка к работе по грантам.
Среди воспитанников кафедры, учеников профессора В.Р. Кучмы директор ГУ Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» д.б.н. С.А. Уланова, зав. кафедрой гигиены ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова д.м.н. О.Ю. Милушки-на, зав. кафедрой здоровьесбережения Иркутского института повышения квалификации работников образования д.м.н. Е.А. Ткачук, зав лабораторий гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей Института общественного здоровья Национальной академии медицинских наук Украины д.м.н. А.Г. Платонова, профессор кафедры экологии и природопользования Московского государственного областного университета академик РАЕН д.м.н., профессор С.Р. Гиндельскиольд, профессор кафедры гигиены Омского ГМУ д.м.н. Е.Г. Блинова, начальник отдела научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности Роспотребнадзора к.м.н. И.З. Мустафина, заместитель главного врача Центра гигиены и эпидемиологии в г. Москве к.м.н. С.Г. Сафонкина (правнучка П.М. Ивановского) и др.
90-летие со дня основания кафедры её коллектив (профессора А.Р. Вирабова, Ж.Ю. Горелова, Н.А. Скоблина, В.В. Чубаровский, И.К. Рапопорт, доценты А.Ю. Макарова, Е.В. Нарышкина, Н.Л. Ямщикова) встречает новыми планами, задачами, стоящими перед Первым МГМУ им. И.М. Сеченова в связи с участием в Программе государствен-
ной поддержке развития университетов «5-100».
Научная деятельность кафедры гигиены детей и подростков направлена на изучение физического развития и состояния здоровья детей как показателя санитарного благополучия населения в современных условиях жизнедеятельности, выявление тенденций (особенностей) физического развития детей на современном этапе, выявление влияния факторов среды на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков, изучение особенностей физического развития детей в организованных коллективах в разных социально-экономических условиях жизнедеятельности.
Кафедра активно занимается проблемами совершенствования обучения и контроля знаний по гигиене детей и подростков, обоснованием современных моделей обучения в системе непрерывного медицинского образования.
Сегодня гигиена детей и подростков от факторной оценки и регламентации условий и режимов обучения и воспитания, предметов детского обихода перешла к системной оценке и регламентации жизнедеятельности детей во всем её многообразии с использованием всех последних достижений цивилизации и передовых технологий профилактики наиболее распространённых болезней детей и подростков, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Гигиена детей и подростков в современных условиях как раздел профилактической медицины изучает условия и характер жизнедеятельности детей с целью научного обоснования и разработки мер, обеспечивающих на индивидуальном и популя-ционном уровнях благоприятный рост и развитие детей, профилактику болезней, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. По-видимому, сегодня правильнее говорить не о гигиене детей, а о гигиене жизнедеятельности детей и подростков.
Мощный толчок совершенствованию подготовки врачей всех профилей по вопросам гигиены детей и подростков должна дать планируемая Минздравом России, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и Первым МГМУ имени И.М. Сеченова на 10-11 октября 2016 года Всероссийская конференция с международным участием «Здравоохранение и медицинские науки - от образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодёжи». Требуют коллективного обсуждения вопросы дальнейшего совершенствования подготовки врачей различных специальностей по гигиене детей и подростков на вузовском и последипломном этапах; проблемы преемственности этапов обучения; подготовки по подростковой медицине; проблемы гигиенического образования в семье и общеобразовательных учреждений и другие.