УДК 615.825+61:796/799
ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
А.Г. Сафина - кандидат медицинских наук, доцент Н.А. Коваленко - кандидат медицинских наук, доцент
Е.В. Гордиенко
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
HYDROKINESOTHERAPY IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS
A.G. Safina - Candidate of Medicine, associate professor N.A. Kovalenko - Candidate of Medicine, associate professor
E.V. Gordienko The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: реабилитация, детский церебральный паралич.
Аннотация. Гидрокинезотерапия - является современным методом лечения в бассейне с теплой водой для достижения более полного расслабления мышц под наблюдением и под руководством опытных методистов по лечебной физкультуре по индивидуально спланированным комплексам.
Key words: rehabilitation, infantile cerebral paralysis.
Summary. Hydrokinesotherapy is a modern method of treatment in a warm water swimming pool to achieve more complete muscular relaxation under the supervision and guidance of an experienced specialist in remedial gymnastics by an individual complex.
Введение. Проблема реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) обусловлена значительным количеством больных детей (2,5-5,9 на 1000 новорожденных); несвоевременностью лечения ДЦП в связи с поздним диагностированием инвалидности; отставанием моторного развития и отсутствием социальной реабилитации. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства [5].
Организация двигательной активности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) в результате поражения центральной нервной системы представляет определенные трудности. Это связано, прежде всего, с отсутствием или ограничением способности к волевому управлению процессом движения, что подтверждается проявлением патологии развития ребенка через некоторое время после рождения, с началом формирования произвольных движений. По многочисленным литературным данным, физическая реабилитация детей с ДЦП должна проводиться в как можно более раннем возрасте, комплексно и непрерывно. Считается, что она наиболее эффективна в период
становления двигательных, речевых и психических функций, т.е. до 3 лет, когда обучение движениям происходит параллельно приобретению сенсорного опыта. Вместе с тем, направленную работу по развитию двигательных функций ребенка необходимо начинать сразу после установления диагноза, а не после развития признаков нарушения этих функций [1].
Большое значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезотерапия. Лечебная гимнастика в воде особенно полезна в период начального формирования движений. Кроме упражнений в воде важное место в реабилитации занимает водолечение, которое благоприятно влияет на состояние нервной системы ребенка. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, улучшается сон, уменьшаются насильственные движения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей [3].
Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм [2].
В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индиферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов. [5].
Целью исследования было создание оптимальных условий для выработки необходимых двигательных навыков с помощью гидрокинезотерапии у детей с ДЦП (спастическая диплегия).
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исходный уровень функциональных нарушений ОДА у исследуемых
детей.
2. Изучить эффективность гидрокинезотерапии в процессе комплексной реабилитации детей с ДЦП.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анамнез; соматоскопия; гониометрия; тестирование (исследование ширины и длины шага).
При обследовании отмечался уровень функциональных нарушений ОДА по состоянию осанки, положению тазобедренных и коленных суставов, позе, походке. Для изучения биомеханики ходьбы у исследуемых детей измерялись длина и ширина шага. Н.А. Бернштейн выделяет общие качественные и геометрические характеристики нормальной ходьбы: симметричность, ритмичность, постоянная длина и продолжительность шага. По Семеновой К.А. (1999), длина шага - это расстояние, на которое выносится маховая нога во время шага. Это расстояние измеряется в сантиметрах от большого пальца опорной ноги до пятки маховой ноги при выполнении этой ногой переднего толчка и установки пятки на опору. У взрослого человека средняя длина шага 25-30 см, у ребенка от 12-15 лет - 15-20 см. У больных ДЦП от 12 до 18 лет длина шага 2-7 см или 10-15 см в зависимости от степени тяжести болезни. Шаг значительно укорочен у больных с эквино-варусной установкой стопы [4].
Нарушение шаговых движений у больных ДЦП связано с ограничением выноса бедра вперед (контрактура тазобедренного сустава). Это ограничение усиливается приведением бедра внутрь, внутренней его ротацией В патологический двигательный стереотип включается еще одно звено - преимущественно сагиттальное или фронтальное раскачивание. Это также тормозит формирование нормального шагового движения [1].
Исследование проводилось на базе плавательного бассейна спортивно-оздоровительного комплекса «Дельфин» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 30 детей 5-10 лет, больных ДЦП (спастическая диплегия), из реабилитационных центров «Омет» и «Солнышко».
В течение 6 месяцев один раз в неделю дети экспериментальной группы посещали занятия по плаванию (45 минут), на которых применялись различные физические упражнения (погружения, всплывание, ходьба, «поплавок», «звездочка», скольжение на груди и на спине), плавание с участием ног и рук на груди и на спине. Температура воды в бассейне поддерживалась на уровне 34-36 градусов. Дети экспериментальной группы получали комплексное лечение: расслабляющий массаж и занятия по ЛФК с применением лечебного плавания.
Дети контрольной группы получали комплексное лечение: расслабляющий массаж и занятия по ЛФК по традиционной методике.
Результаты исследования и их обсуждение
При обследовании были выявлены различные нарушения функционального состояния ОДА: у всех исследуемых детей определялось нарушение осанки (асимметрия плеч и лопаток, выраженный грудной кифоз и поясничный лордоз). Обнаружены пассивные и вынужденные положения конечностей и поз. Осмотр стопы выявил наличие варусной и вальгусной деформации. У всех детей отмечалось нарушение ходьбы: скованность движений ног и рук.
Сравнительный анализ данных гониометрии суставов нижних конечностей и установленных норм показал, что показатели объема активных движений у детей с ДЦП ниже показателей нормы, что свидетельствует о наличии контрактур. Результаты повторной гониометрии выявили, что в исследуемых группах прослеживается достоверное изменение результатов по сравнению с данными, полученными до эксперимента (р<0,05).
Для наглядности изменение показателей гониометрии суставов нижних конечностей у детей с ДЦП представлено на рис. 1, 2, и 3.
12 10 8
% 6 4 2 0
11
22 22
сгибание правый сгибание левый разгибание разгибание
правый левый
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Рис. 1. Прирост показателей гониометрии тазобедренных суставов у детей с ДЦП за
время проведения эксперимента
В контрольной группе улучшение наблюдается в сгибании в правом и левом коленном суставах на 4 (7%) и 3,5 (6%) градуса, а в разгибании на 3,5 (2%) и 3 (2%) градуса соответственно (Рис. 2).
%
14 12 10 8 6 4 2 0
13
10
сгибание правый сгибание левый разгибание разгибание
правый левый
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Рис. 2. Прирост показателей гониометрии коленных суставов у детей с ДЦП за время
проведения эксперимента
8
6
3
7
6
4
3
2
2
В экспериментальной группе - улучшение показателей сгибания в правом и левом голеностопных суставах составляет 9,5 (6%) и 7 (5%) градусов. В разгибании - в правом голеностопном суставе 7,5 (8%) градусов и в левом голеностопном суставе 8 (9%) градусов. У детей контрольной группы улучшение показателей составляет: в сгибании в правом голеностопном суставе 7 (5%) градусов и в левом голеностопном суставе 5 (3%) градусов, в разгибании 6 (6%) и 6,5 (7%) градусов соответственно (Рис. 3).
10 9 8 7 6
% 5 4 3 2 1 0
-1----г
сгибание правый сгибание левый
разгибание правый
разгибание левый
9
8
7
6
6
5
5
3
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Рис. 3. Прирост показателей гониометрии голеностопных суставов у детей с ДЦП за
время проведения эксперимента
Повторное исследование также показало, что у детей обеих групп отмечается снижение разницы между полученными результатами и принятыми нормами объемов активных движений в суставах.
Результаты исследования длины и ширины шага у детей с ДЦП экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
_Результаты исследования длины и ширины шага у детей с ДЦП_
Показатели (см) Длина шага Ширина шага
Экспериментальная группа
До эксперимента 15,30±0,49 26,00±0,60
После эксперимента 19,70±0,49 22,20±0,37
1р 5,64 5,16
Контрольная группа
До эксперимента 16,00±0,49 24,50±0,47
После эксперимента 17,80±0,66 22,70±0,53
1р 4,51 3,66
1;кр 2,262
1 р 1,01 1,96
1 кр 2,101
Примечание: уровень достоверности р<0,05
На рисунке 4 представлены результаты измерения длины и ширины шага у детей с ДЦП экспериментальной и контрольной групп за период проведения исследования.
%
35 30 25 20 15 10 5 0
29
17
длина шага
ширина шага
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Рис. 4. Прирост показателей длины и ширины шага у исследуемых детей с ДЦП за
период проведения исследования
Достоверно более высокий прирост по всем изучаемым показателям функционального состояния ОДА к концу исследования наблюдался у пациентов экспериментальной группы (р<0,05).
Увеличение показателей объема активных движений в суставах нижних конечностей и показателей длины и ширины шага детей экспериментальной группы свидетельствует об улучшении функции ходьбы у исследуемых пациентов с ДЦП и доказывает эффективность применения лечебного плавания.
На основании анализа результатов исследования были сделаны выводы:
1. По результатам соматоскопии установлено, что у исследуемых детей, выявлены нарушения функционального состояния ОДА: дефекты осанки, вынужденные и пассивные положения конечностей, нарушение походки (отмечается скованность движений рук и ног). По результатам гониометрии выявлено ограничение подвижности во всех суставах нижних конечностей.
2. По окончании исследования анализ результатов показал, что изучаемые показатели ОДА у детей обеих групп достоверно улучшились, но сравнительная характеристика выявила,
что под влиянием лечебного плавания достоверно выше прирост всех показателей произошел у детей экспериментальной группы.
Результаты исследования свидетельствуют о значительной роли гидрокинезотерапии в комплексном лечении детей с ДЦП, что позволяет рекомендовать его как одно из эффективных средств физической реабилитации данной категории детей.
Литература
1. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1991. - 268 с.
2. Мосунов, Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин. - М. : Советский спорт, 2002. - 152 с.
3. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.
4. Попов, С.Н. Физическая реабилитация / С.Н. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Феникс, 2005. -
602 с.
5. Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: материалы 2-й Международной научно-практической конференции СПбНИИФК / под общ. ред. А.В. Петряева, И.В. Клешнева. - СПб. : Плавин, 2003. -312 с.
Literature
1. Mastyukova, E.M. Physical education of children with infantile cerebral paralysis: infancy, early and preschool age / E.M. Mastyukova. - Moscow: Education, 1991. - 268 p.
2. Mosunov, D.F. Dealing with emergencies in the time of disabled children swimming training. Tutorial / D.F. Mosunov, V.G. Sazyukin. - Moscow: Soviet Sport, 2002. - 152 p.
3. Psychophysical development characteristics of special schools for children with musculoskeletal system injuries / Edited by T.A. Vlasova. Moscow: Pedagogy, 1985. - 128 p.
4. Popov, S.N. 2005. Physical rehabilitation / S.N. Popov. - 3rd edition. - Moscow: Feniks, 2005. - 602 p.
5. Swimming. Research, training, hydrorehabilitation: Materials of the 2nd International Scientific Conference SPbNIIFK / Edited by A.V. Petryaeva, I.V. Kleshneva. - St. Peterburg: Plavin, 2003. - 312 p.