ФИЗИКА ЗЕМЛИ, АТМОСФЕРЫ И ГИДРОСФЕРЫ
Гидродинамический метод расчета ветровой нагрузки на подветренный склон крыши и способ снижения скачка давления
О.Н. Мельниковаa, К. В. Показеевb
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, физический факультет, кафедра физики моря и вод суши. Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 2.
E-mail: a [email protected] b [email protected]
Статья поступила 17.03.2015, подписана в печать 30.06.2015.
Впервые предложена гидродинамическая модель, позволяющая рассчитать возмущение давления на подветренном скате крыши при ее обдуве горизонтальным потоком воздуха, направленным в скат (при малых углах ската к горизонтали). Модель учитывает процесс образования вихрей в вязком слое замедляющегося в направлении движения потока воздуха. При вылете вихрей из вязкого слоя возникает ускорение потока у подстилающей поверхности, что приводит к значительному падению давления и к срыву крыши. Показано, что отрицательный скачок давления на участке, прилегающем к коньку крыши, может быть снижен на несколько процентов при снижении коэффициента трения и увеличении длины участка безотрывного обтекания крыши воздушным потоком. Предложен способ значительного снижения скачка давления с помощью установки расширяющихся воздуховодов на крыше, внутри которых возникает компенсирующий скачок давления. Результаты подтверждены в лабораторных исследованиях.
Ключевые слова: пограничный слой, ветровая нагрузка, разрушение крыш ветром.
УДК: 532.5.031. PACS: 47.20.Ib, 47.27.N-.
Введение
Общая концепция проектирования кровель, устойчивых к воздействию ветра, заключается в том, что проектная предельная ветровая нагрузка (устойчивость к срыву кровли) должна быть больше или равна ветровой нагрузке, действующей на кровлю. Для систем кровли необходимо ввести запас прочности, учитывающий неизбежные вариациями материала и конструкции крыши, старение материала. Общепринятый инженерный подход требует по меньшей мере двукратного превышения проектной ветровой нагрузки над величиной предельной расчетной ветровой нагрузки. Только в этом случае кровля может считаться достаточно устойчивой по отношению к ветру. Значительное превышение расчетной предельной нагрузки приводит к нежелательному удорожанию строительства.
Ветровая нагрузка на скаты крыши обусловлена превышением давления на наветренный склон при ветре в скат и понижением давления на поверхности крыши на подветренном склоне. При ветре в фронтон на всей крыше давление падает. Срыв и повреждения крыши наблюдаются в зонах максимального понижения давления — за коньком на подветренном склоне при ветре в скат и на передней кромке при ветре в фронтон. Наиболее опасным оказывается короткий участок подветренного склона, прилегающего к коньку. Расчетное значение средней составляющей ветровой нагрузки р в зависимости от высоты над поверхностью земли определяется по
эмпирической формуле
р = Рок, (1)
где Р —значение ветрового давления, определяется по карте приложения в «Изменениях к СНиП 2.01.07-85 от 1993 г.» и учитывает влияние географического положения объекта (максимальное значение, принятое для России — Анадырь, Владивосток, Ртах = 140 кгс/м2, 1 кгс/м2 = 9.8 Па), к — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления от высоты, определяется по таблице; о — аэродинамический коэффициент, учитывающий зону крыши и знак перепада давления, он имеет знак плюс на основной части наветренного склона и знак минус на подветренном склоне, где наблюдается значительное снижение давления (при ветре в скат). Максимальное значение ветровой нагрузки на подветренном склоне крыше по (1) составляет ртах = -170 кгс/м2. Срыв крыш наблюдается при скорости ветра и >32.5 м/с (11-12 баллов по шкале Бофорта, Р1 по шкале Фудзиты-Пирсона), эта скорость соответствует указанному выше значению максимальной ветровой нагрузки. Однако выражение (1) не учитывает скорость ветра и конструктивные особенности крыши. Другая методика [1-2] оценивает ветровое давление на конструкции по эмпирической формуле, содержащей скорость ветра и:
Р = ври2, (2)
где р — плотность воздуха, в — эмпирический коэффициент, равный 0.5 в России и 0.75 в ряде
других стран [2]. Максимальному значению ветровой нагрузки, рассчитанной по методике (1) для подветренного ската крыши pmax = —170 кгс/м2, соответствует скорость ветра u = 45 м/с, рассчитанная по (2). Различия и неточности расчетов по (1), (2) могут быть уменьшены, если расчеты по эмпирическим формулам заменить непосредственными измерениями падения давления на подветренном склоне крыш при обдуве моделей строений в аэродинамических трубах, что многократно увеличивает стоимость объектов и применяется крайне редко. Кроме того, возникает проблема пересчета полученных данных на реальные строения. Решение проблемы требует создания гидродинамических методов расчета ветровой нагрузки на подветренных скатах крыш при заданной скорости ветра с учетом параметров материала и конструкции крыши. Это возможно, если модель учитывает физические механизмы обтекания крыши потоком воздуха. Создание такой модели и разработка метода снижения ветровой нагрузки на подветренный скат крыш является целью настоящего исследования.
1. Расчет поля давления на подветренном скате крыши
Пусть крышу высотой h с длиной ската L с малым углом ската к горизонту а <15° обтекает горизонтальный поток воздуха u, направленный в скат (рис. 1). Левый скат на рисунке является наветренным, а правый — подветренным. Направим ось х вдоль подветренного ската крыши, ось y — по нормали к нему, поместив начало координат непосредственно на вершине крыши. В вязком слое тормозящегося потока жидкости скорость течения может быть записана в виде u(y) = us + xy (X = const, us = u(0)) [3, 4]. Если предположить, что на линии тока у поверхности крыши выполняется условие прилипания us = 0, то давление на крышу сверху и снизу будет равно атмосферному давлению. Однако практика показывает, что на подветренном склоне происходит существенное понижение давления на верхней поверхности крыши, что и приводит к ее разрушению при резких порывах ветра. При обтекании крыши на наветренном склоне поток воздуха сужается — скорость растет вдоль склона, а на подветренном расширяется — скорость падает вдоль склона. В работах [3, 4] экспериментально показано, что в замедляющемся в направлении движения стационарном потоке воздуха происходит периодическая остановка вязкого слоя толщиной 5. Слой тормозится за счет действия силы трения на подстилающей поверхности и обратного градиента давления на верхней границе слоя. При торможении в вязком слое периодически формируется цепочка равноудаленных цилиндрических вихрей, вращающихся как твердое тело, с горизонтальной осью, направленной перпендикулярно оси потока [4, рис. 1]. Вихри сворачиваются у верхней границы вязкого слоя, остаются в зоне формирования, так как
Рис. 1. Обдув крыши горизонтальным потоком воздуха, направленным в скат: 1 — крышка на отверстии в верхней пластине воздуховода; 2 — заборное отверстие воздуховода на коньке крыши. Кадр a — заборное отверстие открыто, кадр b — заборное отверстие закрыто
скорость цепочки вихрей близка по модулю скорости фонового потока воздуха, но направлена вверх по течению. Когда скорость у подстилающей поверхности достигает минимума, а толщина вязкого слоя — максимума, вихри вылетают вверх, что приводит к резкому росту скорости течения во всем вязком слое [3, рис. 4]. В результате осредненная по времени скорость течения на приповерхностной линии тока us = 0. На месте вылетевших вихрей формируются новые, которые практически не смещаются в фазе торможения вязкого слоя. Процесс формирования и вылета вихрей в вязком слое тормозящегося потока воздуха над песчаной поверхностью показан на рис. 2. Фаза ускорения вязкого слоя при вылете вихрей составляет примерно две десятых периода вылета вихрей T: Atac = 0.2T. Период может быть рассчитан по формуле [2-3]
T = ( 20 )1/2 ( 12UsCf\ = dumax
' 5us\ux\Cf) arCtg^V 5|ux\s) • Ux = dx •
(3)
где umax — скорость потока на внешней границе пограничного слоя, Cf — коэффициент трения скольжения воздуха по подстилающей поверхности (безразмерный). По данным экспериментов [3, 4], если скорость потока вне пограничного слоя umax >3 м/с, то us = umax/10, а толщина вязкого слоя 5 на порядок превышает размер шероховатости подстилающей поверхности.
Для расчета ux в (3) необходимо оценить перепад скорости вдоль подветренного ската крыши. Пусть на наветренный склон крыши натекает однородный горизонтальный поток воздуха со скоростью u. На вершине крыши скорость потока возрастет до значения umax на внешней границе погранслоя. Над вершиной крыши скорость потока будет убывать по вертикали от umax до скорости набегающего
брегаем):
и(П + Н1) =
Н\ = 3Н, итах
5и
Т'
и + ит 2" дит:
1-п,
2и
дх
= -ттт sln а. 3п
Соотношение (4) проверялось в лабораторном эксперименте на оборудовании, описанном в [4]. Для крыши с длиной ската Ь = 12 см, а = 15°, и = 700 см/с получено значение их = -38 с которое очень близко расчету по (4): -38.9 с_1.
Для получения оценочных соотношений перепада давления будем считать, что изменение скорости ветра у поверхности раздела в фазе ускорения течения является линейной функцией времени, скорость возрастает от 0 до и5 за время Д^ас = 0.27, тогда ускорение для итах > 3 м/с определим как
итах
и(0) =
27 '
(5)
Будем считать, что в фазе ускорения вязкого слоя после вылета вихря скорость потока в слое не меняется по вертикали. Возмущение давления относительно атмосферного на линии тока у подстилающей поверхности будет определяться уравнением Коши-Лагранжа [5]:
Р = -Р
их + 1 (и8) + соз а
(6)
Рис. 2. Последовательные кадры видеозаписи процесса образования вихрей в вязком слое замедляющегося в направлении движения воздушного потока над песчаной поверхностью: 1 — песчаная поверхность; 2 — цилиндрические вихри у поверхности песка, стрелками показаны вихри, поднявшиеся над поверхностью песка, 5 — расстояние между вихрями. Камера направлена под 45° к горизонтали
исходного потока и, которая достигается на некоторой высоте п1 . Высота п1 зависит от угла а и определяется экспериментально. Для а = 15° значение П1 «3П. Для малых а можно считать, что на подветренном скате крыши поток не отрывается от поверхности. Тогда можно записать равенство потоков скорости в поперечном сечении расширяющегося слоя потока воздуха, имеющего толщину п1 над вершиной крыши и толщину П + П1 в конце подветренного ската (толщиной вязкого слоя прене-
где X — расстояние, на котором рассчитывается возмущение давления; р — плотность воздуха; g — ускорение свободного падения. Система (3)-(6) позволяет рассчитать перепад давления на подветренном склоне крыши вблизи вершины, где в основном наблюдается срыв крыши при сильных порывах ветра. Расчеты проводились для скорости ветра 33 м/с (скорость ветра, при которой возникают срывы крыш), а = 15°, 6 = 0.001 м, С/ = 0.05. Давление рассчитывалось на метр квадратный (в (6) X = 1 м). Величины второго и третьего слагаемых в (6) оказываются на 2-3 порядка меньше первого и могут не учитываться. Для этого случая получается простая формула для расчетов
,2
н
Р ~ _р итах х Р ~ р 2 27'
С
7 = * агс^ I 5\1 я6
5
3Ь
я = Т.
(7)
Расчеты, выполненные по (7) для длины ската 4, 5, 6 м, дают следующие значения понижения давления на подветренном склоне:
Длина ската, м 4 5 6
Скачок давления относительно атмосферного, кгс/м2 (1 кгс/м2 = 9.8 Па) -199 -174 -156
Полученная оценка близка максимальным значениям, которые предлагают эмпирические мето-
ды (для крыш со средней длиной ската 5 м) — 170 кгс/м2, что подтверждает справедливость решения (7).
2. Влияние параметров конструкции крыши на возмущение давления
В отличие от эмпирических методик решение (7) учитывает конструктивные особенности крыши (угол, длину ската, шероховатость поверхности), которые существенно меняют результат для одной и той же скорости ветра. Для L = 5 ми Cf = 0.05, 0.06 и 0.07 (остальные параметры не меняются) понижение давления составит:
Коэффициент трения Cf 0.05 0.06 0.07
Скачок давления относительно атмосферного, кгс/м2 (1 кгс/м2 = 9.8 Па) -174 -188 -200
Полученные данные показывают, что уменьшение шероховатости поверхности приводит к снижению скачка давления на верхней поверхности крыши на подветренном склоне на несколько процентов. Однако для скорости ветра u >33 м/с такое снижение скачка давления не сможет предотвратить разрушение кровли.
Для решения задачи следует понизить скачок давления между верхней и нижней поверхностями кровли. Этого можно добиться, если понизить давление воздуха на нижнюю поверхность кровли. Такой скачок возникнет, если вдоль нижней поверхности организовать замедляющийся в направлении движения поток воздуха. Тогда на нижней поверхности крыши будет возникать отрицательный скачок давления, компенсирующий скачок на верхней поверхности. Стоит отметить, что такой поток достаточно осуществить на коротком участке рядом с вершиной крыши — не более одной пятой длины ската, на котором обычно и наблюдается первичные разрушения. Это легко сделать, если кровлю изготовить в виде расширяющихся воздуховодов, открытых с двух сторон. Короткую сторону диффузора надо разместить вдоль конька, через него воздушный поток будет попадать в воздуховод (рис. 1), формируя замедляющийся поток внутри расширяющегося воздуховода. На кафедре физики моря и вод суши физического факультета МГУ был проведен ряд экспериментов для проверки сделанного предположения. На крышу с длиной ската L = 12 см был установлен расширяющийся воздуховод, забирающий воздушный поток у конька крыши. На верхней поверхности воздуховода сделано прямоугольное отверстие, закрытое легкой крышкой. Крышка вставлялась в паз воздуховода так, что выступов на поверхности воздуховода не имелось. Верхняя кромка крышки крепилась к поверхности воздуховода, остальные кромки оставались свобод-
ными так, что крышка могла подниматься вверх. Угол подъема крышки будет определяться перепадом давления на верхней и нижней поверхности. Горизонтальный поток воздуха направлялся в скат крыши. На рис. 2, a отверстие воздуховода у конька крыши открыто, воздух свободно проходит через диффузор. Видно, что крышка на воздуховоде отклоняется от его поверхности на малый угол, что возможно только в том случае, если на верхней и нижней поверхности крышки давление почти одинаково. Это условие выполняется, так как над крышкой и под крышкой существуют замедляющиеся потоки воздуха, отрицательные возмущения давления почти уравновешивают друг друга. На рис. 2, б отверстие воздуховода перекрыто, воздух внутрь не попадает. В этом случае крышка резко поднимается вверх. Она не срывается с крыши только потому, что закреплена вдоль верхней кромки. Эксперимент показывает, что установка диффузоров на крыше позволяет значительно снизить перепад давления на верхнюю и нижнюю поверхности кровли на подветренном склоне.
Такие воздуховоды могут быть установлены на обоих скатах крыши, предохраняя ее от разрушения при ураганных ветрах двух направлений. На подветренном склоне поток воздуха в воздуховоде будет замедляющимся (отрицательное возмущение давления на нижней поверхности крыши), а на наветренном склоне — ускоряющимся (отсутствие возмущение давления).
Заключение
Впервые предложена гидродинамическая модель, позволяющая оценить возмущение давления на подветренном скате крыши при обдуве горизонтальным потоком воздуха, направленным в скат. На наветренном скате в ускоряющемся потоке воздуха на верхней и нижней поверхности крыши скорость потока на линии тока, прилегающей к поверхности, равна нулю. На подветренном скате в замедляющемся потоке воздуха в вязком слое формируются вихри, которые периодически вылетают вверх, что приводит к резкому ускорению потока и снижению давления на внешней поверхности крыши. Показано, что отрицательный скачок давления может быть снижен на несколько процентов при снижении коэффициента трения и увеличении длины участка безотрывного обтекания крыши воздушным потоком. Предложен способ значительного снижения скачка давления с помощью установки расширяющихся воздуховодов на крыше, забирающих воздух вблизи конька. Результаты проверены в лабораторных условиях.
Список литературы
1. Савицкий Г.А. Ветровая нагрузка на сооружения. М.,
1972.
2. Standards ASCE/SEI 7-05. Minimum Design Loads for
Buildings and Other Structures (7-05). International
Building Code. 2006.
3. Волков П.Ю., Достовалова К.В., Еречнев Д.А. и др. // Изв. РАН. Физ. атмосферы и океана. 2001. 37, № 6. С. 834. (Volkov P.Yu., Dostovalova K.V., Erechnev D.A. et al. // Izvestiya. Atmos. and Oceanic Phys. 2001. 37, N 6. P. 769.)
4. Иванова И.Н., Мельникова О.Н., Нивина Т.А., Пока-
зеев К.В. // Изв. РАН. Физ. атмосферы и океана. 2006. 42, № 5. С. 703. (Ivanova I.N., Mel'nikova O.N., Nivi-na T.A., Pokazeev K.V. // Izvestiya. Atmos. and Oceanic Phys. 2006. 42, N 5. P. 646. 5. Ламб Г. Гидродинамика. М.: 2003. (Lamb H. Hydrodynamics. Cambridge, 1932.)
A hydrodynamic method for calculating the wind load on the leeward slope of a roof and for reducing the pressure jump
O.N. Melnikovaa, K.V. Pokazeevb
Department of Marine and Inland Water Physics, Faculty of Physics, Lomonosov Moscow State University, Moscow 119991, Russia.
E-mail: a [email protected] b [email protected].
A hydrodynamic model for calculating the pressure jump on the leeward slope of a roof during a horizontal air flow that is directed to its slope is proposed for the first time. The model takes the formation of vortices in a viscous layer of an air flow that decelerates in the flow direction into account. When a vortex departs from the viscous layer, flow acceleration occurs at the underlying surface, leading to a considerable pressure drop and to tearing the roof off. It is shown that the negative pressure jump at a site that is adjacent to the roof ridge can be decelerated by several percent with a decreased friction factor and an increased length of the portion of the roof where air flows without separation. A method for considerably reducing the pressure drop is proposed for the first time, viz., the installation of expanding air ducts on the roof, within which a compensatory pressure jump occurs. The results are verified by laboratory studies.
Keywords: boundary layer, wind load, destruction of a roof by wind. PACS: 47.20.Ib, 47.27.N-. Received 17 March 2015.
English version: Moscow University Physics Bulletin 5(2015).
Сведения об авторах
1. Мельникова Ольга Николаевна — доктор физ.-мат. наук, доцент, доцент; e-mail: [email protected].
2. Показеев Константин Васильевич — доктор физ.-мат. наук, профессор, профессор; тел.: (495) 939-16-77, e-mail: [email protected].