Научная статья на тему 'Гибридный реверберационный алгоритм'

Гибридный реверберационный алгоритм Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
319
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВЕРБЕРАЦИЯ / СВЕРТОЧНЫЙ АЛГОРИТМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РАННИХ ОТРАЖЕНИЙ / МАДЕЛИРОВАНИЕ ХВОСТА РЕВЕРБЕРАЦИИ / СИНТЕЗ ИМПУЛЬСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / ARTIFICIAL REVERB / ROOM SIMULATION / CONVOLUTION ALGORITHM / IMPULSE RESPONSE CONVOLUTION / IMPULSE RESPONSE SYNTHESIS / DYNAMIC CONVOLUTION / COMPLEX FILTERING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Таранов Дмитрий Дмитриевич

В данной статье предложен гибридный алгоритм моделирования реверберации, использующий как свёртку с реальным откликом помещения, так и математические модели реверберации. Также в статье приводится алгоритм генерирования импульсных характеристик заданного помещения. Возможно использование данного алгоритма для имитации трехмерного акустического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Таранов Дмитрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hybrid reverberation algorithm

A hybrid reverberation algorithm is offered in this article. This algorithm is using both a convolution section in which a convolution with an inmpulse response of a real acoustic room is being implied and a mathematical reverb model. Also an algorithm for generating impulse responses of optional rooms is also offered in the following article. The algorithm efficiency calculation is specified in the article. Thia reverberation algorithm is a part of a bigger complez auralization algorithm where it is being used coherently with an HRTF-based algorithm in order to simulate a real acoustic environment

Текст научной работы на тему «Гибридный реверберационный алгоритм»

Гибридный Реверберационный Алгоритм Д.Д. Таранов

При создании фонограмм различного назначения, в особенности музыкальных, важной задачей является передача звучания в акустическом пространстве, которым может являться как большой концертный зал, так и маленькая звукозаписывающая студия. Как известно, субъективное ощущение пространства при прослушивании возникает лишь тогда, когда запись сигнала содержит реверберационную составляющую. Но высококачественная запись в реальных, незаглушенных помещениях -сложная, а иногда и невыполнимая задача. В технике широко используются ревербераторы - устройства или вычислительные комплексы, имитирующие реверберацию.

Как правило, задача большинства существующих ревербераторов, как вычислительных, так и выполненных в виде электронных устройств -не имитация конкретной акустической среды, а выполнение некоторых художественных задач при обработке акустических (например, музыкальных) сигналов, предварительно записанных в заглушенном помещении. Исключением является алгоритм свёрточной реверберации, представляющий собой свёртку импульсной характеристики конкретного помещения с исходным сигналом. Однако этот реверберационный алгоритм не обладает гибкостью, т.к. в принципе имитирует лишь отклик комнаты, заданный используемой импульсной характеристикой [1].

В данной статье предлагается алгоритм гибридного свёрточного ревербератора, позволяющего моделировать произвольное акустическое пространство при умеренных вычислительных затратах.

Любой реверберационный сигнал можно условно разделить на две составляющие: ранние и поздние отражения, фиксируемые относительно прямого сигнала. Условной границей между ними принято считать задержку, равную 100 мс. При этом поздние отражения - от 100 мс до полного затухания сигнала - представляют собой сумму большого числа диффузных отражений, имеющих различные траектории распространения. Как показывают экспертные оценки, именно поздние отражения в наибольшей степени характеризуют пространственные параметры помещения, в то время как ранние влияют на общую естественность воспроизведения сигнала [2].

В предлагаемом алгоритме процесс имитации реверберации разделяется на две части:

1. Имитация ранних отражений с помощью импульсных характеристик, записанных в реальных помещениях или сгенерированных при помощи приведённого ниже алгоритма.

2. Имитация поздних отражений с помощью массива гребенчатых фильтров.

Предполагается, что такой гибридный алгоритм позволит добавить сразу несколько степеней свободы управления реверберационным сигналом. Очевидно, что свёртка исходного сигнала с импульсной характеристикой данного помещения даст субъективно более реалистичный результат, чем использование, например, линии задержки с отводами (Алгоритм Мурера [3]). При этом данный алгоритм позволяет изменять характеристики моделируемого помещения посредством изменения параметров гребенчатого фильтра, регулирующих размер виртуального помещения, положение источника звукового сигнала в комнате, положение слушателя и т.д.

Данный метод целесообразно использовать и для снижения вычислительных затрат при выполнении свёртки, поскольку длительность импульсной характеристики может выбираться в пределах 100мс, так как она используется лишь для имитации ранних отражений [4].

Таким образом, реализация данного алгоритма производится следующим образом:

- для имитации ранних отражений выполняется свёртка исходного сигнала с импульсной характеристикой реального помещения или заранее сгегенированной импульсной характеристикой (для увеличения производительности алгоритма используется свёртка в частотной области)

- выполняется моделирование поздних отражений с помощью алгоритма, представляющего собой развитие ревербератора Шредера, построенного на основе гребенчатых фильтров. Чтобы учесть временные соотношения и повысить достоверность результирующего сигнала, на вход ревербератора Шредера подаётся сигнал, полученный в результате свёртки.

Второй этап алгоритма включает в себя следующие элементы:

- параллельные гребенчатые фильтры, за которыми располагаются ФНЧ первого порядка. Характеристики этих фильтров обеспечивают плавное нарастание спада высокочастотных составляющих сигнала с течением времени.

- фазовые фильтры для увеличения плотности реверберационного «хвоста».

Рассмотрим подробнее алгоритм генерирования импульсных характеристик заданного помещения [5].

Введём следующие величины: х5 - х-координата источника звукового сигнала хг - линейный размер комнаты по оси х хт - координата точки приема сигнала тогда можно написать выражение для длины траектории отраженного сигнала, принятого в точке хт.

Аналогично будут выглядеть выражения для длин траекторий этого сигнала по у и z-осям.

Полная длина траектории в трехмерном пространстве будет рассчитываться следующим образом:

= л1х2+у1+г:

(4)

Таким образом, время прихода отражённого сигнала в точку приёма будет рассчитываться по следующей формуле:

(5)

Далее необходимо учесть степень ослабления сигнала. Введём коэффициент ослабления по расстоянию:

(6)

Если принимать коэффициенты отражений от каждой из стен помещения равными, то можно ввести коэффициент отражения км/, возведенный в степень п, где п=|/1 + |/1 + \к\ - общее количество отражений. Введем понятие полного коэффициента отражений = к^ г + ^ + к [6].

В том случае если каждая из стен имеет различный коэффициент отражения, ситуация несколько усложняется. В этой связи в рамках данной статьи ее рассмотрение не является целесообразным.

Представим полный алгоритм ревербератора в виде блок-схемы (Рис. 1)

Рис. 1. - Блок-схема предлагаемого алгоритма

Рассмотрим более подробно первый этап: имитацию ранних отражений с помощью свёртки. Данная задача является чисто вычислительной. Как правило, используемая вычислительная мощность существенно возрастает с увеличением длины исходного сигнала, что значительно усложняет использование такого алгоритма в реальном времени [7]. Поэтому предлагается применить несколько более сложный сверточный алгоритм, основанный на разделении сигнала во временной области на более короткие составляющие и перемножение их в частотной области с последующим переходом во временную область. При этом выходной сигнал можно представить следующим образом:

у(п) = /^Г(^Г(Ь(п)} • ^РЦх(п)}}, (7)

где: х(п) - входной сигнал во временной области,

у(п) - входной сигнал во временной области,

Исходный сигнал делится на части, каждая из которых сворачивается с И(п). Пусть х(п) содержит Их отсчётов, а И(п) - = N+1 отсчётов (Кх>Кь). Тогда процедура выглядит следующим образом:

- Н(п) дополняется нулями до длины 2И = 2(Иь-1).

- выполняется БПФ дополненного нулями фильтра, в результате получаем И(к), где к = 0, 1, 2 ... N - 1,

- исходный сигнал х(п) разделяется на сегменты х(п), имеющие длину N. Каждый из этих сегментов дополняется нулями до длины 2И.

- выполняется БПФ каждого дополненного нулями сегмента. В итоге получаем X¡(к), где к = 0, 1, 2 ... 2И-1.

- производится перемножение в частотной области:

У (к) = X, (к)И (к) (8)

- производится ОБПФ каждого Уг(к)

- результаты свёртки складываются. В результате получаем выходной сигнал у(п), длина которого составляет Их + - 1.

Оценим количество операций, выполняемых при этих преобразованиях. Будем учитывать только операции умножения, как наиболее громоздкие в вычислительном отношении. Количество операций БПФ для выборки длиной п, где п=2ш, т - целое число: 2 п 1о§2 п

Учитывая разбиение входного сигнала на M частей по N отсчётов, и рассматривая общее выражение для выходного сигнала, можно записать общее количество операций умножения, необходимое для получения результата:

М (п 1о§2 N + N 1о§2 N + N + N 1о§2 N) = МИ (1 + 31о§2 N) (9)

При этом перемножение нулевых отсчётов не учитывалось, поскольку операция умножения на ноль практически не требует вычислительных затрат [8].

Рассмотрим более подробно второй этап: имитацию поздних отражений с помощью алгоритма реверберации поздних отражений, включающего в себя набор параллельных гребенчатых фильтров с последующими фазовыми фильтрами и ФНЧ.

Ранние отражения, полученные на первом этапе, далее поступают в массив параллельных гребенчатых фильтров.

Параллельные гребенчатые фильтры с обратной связью увеличивают плотность отдельных копий сигнала, полученных из линии задержки, имитируя увеличение количества отдельных отражений.

Гребенчатые фильтры с обратной связью характеризуются следующим разностным уравнением:

у(п) = сх(п) - gy(n - М) ,

где с - коэффициент усиления сигнала

g - коэффициент отрицательной обратной связи М - длительность (количество отчётов) задержки

Как правило, с = 1. Тогда передаточная функция гребенчатого фильтра будет выглядеть следующим образом:

Н (-) =

1 - &

(11)

Соответственно, его АЧХ будет выглядеть следующим образом:

в(а) = Н (в]а) =

1 -

-]аМ

(12)

0.2 0.4 0.6 0.8

1 1.2

1.2 1

0.0 ¥об

0.4

02

J_а

10 12 14 10 10 20

Рис. 2. - АЧХ и импульсная характеристика гребенчатого фильтра, использующегося в алгоритме

Как показано на Рисунке 1, за массивом гребенчатых фильтров расположены фазовые фильтры. Их назначение - также повысить «плотность» отражённого сигнала при имитации поздних отражений [9].

301-1-1—.......1-1-1—.......1-1-1—.......

20-----

_ : : : :

15 20

45 50

1

Рис. 3. - АЧХ и импульсная характеристика фазового фильтра при

g=0,5 и М=1

ФНЧ осуществляют плавный частотный спад реверберационного сигнала, что придаёт дополнительную окраску сигналу [10]. Параметры алгоритма подбирались вручную экспериментальным путём.

40

£ 20

(О |

I о

<

-20

ю2 ю3 ю4

Частота, Гц

1

0.0 ©0.6 0.4 0.2 0

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

мс

Рис. 4. - АЧХ и импульсная характеристика гребенчатого фильтра с последовательно

подключенным ФНЧ первого порядка.

Описанный в статье гибридный реверберационный алгоритм опирается на известные вычислительные процедуры, и требует относительно небольших вычислительных затрат. Помимо этого, он обладает гибкостью при имитации отклика различных помещений и, как ожидается, естественностью передачи исходного сигнала. Таким образом, данный алгоритм может быть применён в звукозаписывающей практике с целью повышения достоверности сигнала, воспринимаемого слушателем, а также для достижения различных художественных эффектов.

I I III

I I

1 и А 1ч „ Л ,. ,!---

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. И.А. Кириченко, И.Б. Старченко. Принцип адаптивного подхода к управлению характеристиками акустических систем [электронный ресурс] // - «Инженерный вестник Дона», 2011, №4. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/553 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Zolzer U. DAFX // John Wiley & Sons. West Sussex. - 2002. - 554 p.

3. Toma, N., Topa, M.D., Popescu, V., Szopos, E. Comparative Performance Analysis of Artificial Reverberation Algorithms // IEEE Automation, Quality and Testing, Robotics. - 2006. - Vol. 1. - P. 138-142.

4. Toma, N., Topa, M., Szopos, E. Aspects of reverberation algorithms // ISSCS International Symposium on Signals, Circuits and Systems. - 2005. -Vol. 2. - P. 577-580.

5. Campbell, D. RoomSim acoustic toolbox for MatLab // IEEE CS Tech. Com. On Computer Generated Music. - 2007. - Vol.1. - P.120-126.

6. McGovern, Stephen G. A Model for Room Acoustics [электронный ресурс] // - University of Victoria, 2004. - Режим доступа: http://www.sgm-audio.com - Загл. с экрана. - Яз. англ.

7. Smith, W. The Scientist and Engineer's Guide to Digitial Signal Processing [электронный ресурс] // 2007. - Режим доступа: http://www.dspguide.com - Загл. с экрана. - Яз. англ.

8. А.Г. Тимошенко, Ю.В. Круглов, К.М. Ломовская, Е.О. Белоусов, А.В. Солодков. Особенности проектирования схем для исследования интегральных антенн [электронный ресурс] // - «Инженерный вестник Дона», 2011, №3. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/476 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Smith, J. Spectral Audio Signal Processing // Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA). Stanford, California. - 2010. - 235 p.

10. W. G. Gardner. 3D Audio and Acoustic Environment Modeling //

Wave Arts, Inc. - 1999. - 1G9 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.