УДК 378
ГИБРИДНЫЙ КОНСТРУКТ РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА В МЕТОДОЛОГИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
О.В. Раздорская
В статье рассматривается проектирование рефлексивно-креативного подхода как дидактической системы, основанной на симбиозе компонентов рефлексии и креативности. Проведена кластеризация существующих педагогических подходов. Автор анализирует возможность гибридизации рефлексивного и креативного подходов для решения задачи обучения студентов. Взаимодействие двух составных частей рефлексивно-креативного подхода позволяет оптимизировать процесс лингвистической подготовки студентов. Архитектура трансформационных гибридных систем предполагает, что педагогические моноподходы, входящие в состав такой системы, могут работать как автономно, так и в интеграции друг с другом. Показано, что гибридный педагогический подход способен решать обучающие задачи, не достаточно эффективно решаемые отдельными моноподходами (рефлексивным и креативным). Выявлена возможность гибридизации как методологии формирования синергетических подходов и её дальнейшее методологическое обоснование.
Ключевые слова: педагогический подход, рефлексивно-креативный подход, гибридизация, гибридный подход
В педагогике высшей школы возникает потребность в разработке новых методологических средств формирования творческой личности, способной к самооценке результатов своего обучения и будущей профессиональной деятельности. Необходимы подходы, способствующие развитию как творческих умений учащегося, так и его навыков самооценки.
Решение проблемы разработки нового подхода возможно только после детального анализа существующих, устоявшихся в педагогической практике подходов. Для этого нужны методологическое обоснование и разработка общей концепции формирования нового подхода, обнаружение единых признаков, обладая которыми, казалось бы, несовместимые компоненты могут объединиться в единое целое.
Возникает, как в доказательной медицине, необходимость максимально полного учёта требований одного или нескольких взаимосвязанных подходов, их сбалансированности и оптимизации, поэтому нам представляется необходимым чёткое выделение границ применимости существующих подходов.
В результате логического анализа существующих педагогических подходов нами проведена их кластеризация. Первый кластер представлен ключевыми, наиболее значимыми подходами. Это такие подходы, как лич-ностно ориентированный, системный, аксиологический. Моноподходы представлены комплексным, междисциплинарным, компетентностным, практико-ориентированным, антропологическим, культурологическим, полисубъектным, дифференцированным, креативным и рефлексивным подходами. Синергетические подходы включают в себя антропокультурологический, интегративно-дифференцированный, материально-деятельностный, интегративно-ресурсный подходы (Рис. 1).
С нашей точки зрения, значимыми объектами внедрения в педагогическую практику являются, казалось бы, не связанные между собой понятия «рефлексия» и «креативность», в действительности дополняющие и усиливающие друг друга синергетическими элементами. Взаимодействие рефлексии и креативности - это сложное и многоаспектное образование, которое нашло отражение в разработке нами рефлексивно-креативного подхода (РКП).
Концептуальное понимание РКП базируется на согласовании идей о применении рефлексии и креативности в рамках общенаучного понимания нового гуманитарно-технологического подхода к организации образовательного процесса университета. Подход нуждается в методологической разработке, создании теоретической и технологической модели, то есть в специальном изучении. В связи с этим нами выявлена необходимость разработки и обоснования РКП как методологического основания лингвистической подготовки студентов-медиков.
Возможность понятийного синтеза и реализация РКП как синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на учащегося. РКП отвечает требованиям двойного включения базисных компонентов категорий «Рефлексия» и «Креативность», методологически правильное сочетание которых обеспечивает сбалансированное воздействие на личность учащегося. Наблюдается актуальность разработки не только специфических аспектов рефлексивного и креативного подходов, но и новых, общих аспектов их совместной методологии. Для внедрения РКП необходимы логически доказанные и экспериментально апробированные педагогические закономерности.
РКП представляет собой дидактическую систему, основанную на симбиозе отдельных компонентов рефлексии и креативности. Данная система характеризуется комплексностью, синтезом, универсализацией и специализацией содержания лингвистической подготовки; она охватывает все элементы и компоненты процесса обучения иностранному языку и обеспечивает функциональную взаимосвязь между элементами содержания профессиональной подготовки.
Рис. 1. Кластеризация современных подходов к обучению
Проектируемый рефлексивно-креативный подход явился результатом гибридизации (интеграции) таких педагогических подходов, как рефлексивный и креативный.
Термин «гибрид» понимается нами как система, состоящая из двух или более интегрированных подсистем. Эти подсистемы объединяются вместе семантически и по действию каждая с каждой [1, с. 18]. Любой гибридный педагогический подход (11111) предполагает, что только синергетическая комбинация двух или нескольких моноподходов достигает полного спектра когнитивных и обучающих возможностей и формирования образовательных способностей.
Интеграция подходов и их технологий позволяет продуктивно использовать индивидуальную силу каждого подхода для решения специфических задач, в частности, столь значимой задачи, как обучение студентов. В свою очередь выбор технологий, внедряемых в гибридную систему, зависит от особенностей решаемой задачи.
Считаем рациональным использовать гибридный педагогический подход для обучения студентов медицинского вуза иностранному языку.
Научные исследования автономных подходов, проведённые в 2009 - 2015 гг. позволили определить их преимущества и недостатки, архитектуру и процессы влияния компонентов гибрида друг на друга, разработать структуру коммуникации между компонентами. В существующей классификации гибридных интеллектуальных систем выделяют автономные, трансформационные, слабо связанные, сильно связанные и полностью интегрированные гибридные интеллектуальные системы [2], [3, с. 34].
Гибридный педагогический подход представляет собой разновидность трансформационной гибридной интеллектуальной системы, возможен его вариант - динамическая гибридизация. Гибридный педагогический подход способен решать обучающие задачи, не достаточно эффективно решаемые отдельными моноподходами. Основное отличие ГПП от других подходов состоит в том, что такая модель начинает работать как система, использующая в основном один автономный метод (креативный), а в процессе окончания работы превалирует уже другой метод (рефлексивный). Данная система имеет низкие коммуникационные затраты по её формированию и более высокую эффективность по сравнению со слабосвязанными моделями. Архитектура трансформационных гибридных систем предполагает, что педагогические моноподходы, входящие в состав такой системы, могут работать как автономно, так и в интеграции друг с другом. В процессе использования в любой гибридной системе педагогические моноподходы могут быть дополнены коммуникативными знаниями, необходимыми для их объединения в гибридную педагогическую систему.
Наличие разнообразных педагогических моноподходов определяет необходимость создания более эффективных синергетических комбинаций на основе гибридных интеллектуальных систем, представляющих автономные, трансформационные, слабо и сильно связанные, а также полностью интегрированные гибридные конструкты, качественно отличающиеся от типичных синергетических. По сути дела, создание любого вида синер-гетического подхода является процессом гибридизации.
Решение проблемы разработки рефлексивно-креативного подхода возможно только при условии максимально полного учёта характеристик присутствующих в нём взаимосвязанных подходов, их сбалансированности и оптимизации. Для этого нам представляется необходимым чёткое выделение границ применимости подходов, уточнение их сущности.
Рефлексивный подход предполагает организацию специального обучения, в ходе которого студенты овладевают средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней деятельностью. В ходе такого обучения формируется и развивается способность обучающегося к самоотчёту, самоанализу, самооценке. Ведущим звеном реализации рефлексивного подхода является рефлексивный анализ собственных действий студента и их составляющих. Рефлексивный подход рассматривается как установка на активизацию процесса самопознания обучающимся внутренних психических актов и состояний в ходе обучения.
Среди принципов рефлексивного подхода выделяют: творчество, адекватность, опору на опыт и традиции, а также позитивные установки. Студент, применяющий в своем обучении рефлексивные подходы, включается в процесс метапознания, что дает значительные результаты в развитии и становлении его профессиональных качеств. Рефлексивный подход в профессиональной подготовке специалистов способствует развитию у учащихся процессов самооценки, самоконтроля, самоанализа, коррекции собственных действий.
Недостатком рефлексивного подхода, декларирующего переосмысление собственной деятельности, является отсутствие технологий формирования продуктивных механизмов психики учащихся и совершения действий, необходимых для изменения личностных качеств. Рефлексивный подход нуждается в усилении активными действиями результатов самоанализа, «сбросе» рефлексивной активности и переключении сознания учащегося на более продуктивный уровень.
Сущность креативного педагогического подхода выражается в сочетании инновационного педагогического воздействия и комплекса оптимальных педагогических условий продуктивного функционирования образовательного процесса, в ходе которого происходит становление креативных качеств личности студента. Педагогическое руководство процессом обучения с применением данного подхода должно стимулировать продуктивные механизмы психики учащихся. Креативный педагогический подход понимается как высший созидательный и мыслительный педагогический акт, обусловливающий поиск оптимальных творческих решений, предполагает создание специальных педагогических условий, способствующих профессиональному становлению учащихся. Главным фактором и движущей силой креативного образовательного процесса является обоюдная инициативность, т.е. учебный процесс превращается в совместную работу-диалог преподавателя и студента. Креативный педагогический подход, требующий обращения к либерально-толерантному стилю преподавания, внедрения косвенного педагогического управления обучением, опирающегося на проблемно-диалогические формы общения преподавателя и учащихся в процессе их сотвор-ческого взаимодействия, а также создания творческой атмосферы и психологического комфорта, максимально способствует самоактуализации учащихся и оживлению их творческой инициативы. Креативный подход сам по себе предоставляет педагогам хороший шанс для проявления собственной способности к творчеству.
Применение креативного подхода к обучению способствует активизации у обучающихся таких мыслительных процессов, как воображение, память, внимание, но не способствует критическому осмыслению продуцируемых методом характеристик.
Взаимодействие двух составных частей рефлексивно-креативного подхода (РКП) позволяет минимизировать недостатки одной части и усилить действие другой. Этот процесс может протекать и в противоположном направлении.
Критический анализ моноподходов, формирующих РКП, подтверждает необходимость их гибридизации в единое целое - рефлексивно-креативный подход. Ни один подход не гарантирован от критики, однако, приведённые аргументы в пользу гибридизации двух подходов, по нашему мнению, достаточно рациональны и предполагают дальнейшие исследования.
РКП как результат гибридизации моноподходов является подходом, направленным на создание креативной поликультурной образовательной среды с целью не только оптимизации лингвистической подготовки студента неязыкового вуза, но и развития творческих навыков и критического мышления, а также раскрытия креативного потенциала обучающегося в процессе образовательной деятельности. РКП можно использовать с учётом двух направлений лингвистической подготовки студента-нефилолога - профессионально ориентированного и этнокультурного.
Возможность применения представленного гибридного конструкта РКП состоит в целенаправленном формировании саморегулирующейся творческой личности, индивидуальные качества которой влияют на успех и эффективность будущей профессиональной деятельности. Разработка методологии гибридных педагогических подходов является объектом будущих размышлений, экспериментов и конструктивной критики.
In the article the projection of reflective and creative approach as a didactic system based on the symbiosis of the components of reflection and creativity is examined. Clusterization of the existing pedagogical approaches has been carried out. The author analyses the possibility of hybridizing the reflective and creative approaches for solving the problem of teaching the students. Interrelation of two component parts of the reflective and creative approaches allows optimizing the process of the students' linguistic training. The design of transformative hybrid systems presupposes that single pedagogical approaches which are the part of a system like this can work both autonomously and in integration with each other. It has been shown that hybrid pedagogical approach is able to solve the educational tasks not enough effectively solved by the separate single approaches (reflective and creative). The possibility of hybridization as the methodology of formation of the synergetic approaches and its further methodological substantiation has been shown. Keywords: pedagogical approach, reflective and creative approach, hybridization, hybrid approach
Список литературы
1. Camilleri Frank. Hybridising the Discipline: Performer Training in the Twenty-first Century. Paper presented at the Conference 'Performance and Interdisciplinarity' hosted by the School of Performing Arts. University of Malta, Valletta, Malta, 20 - 21 March 2015. - p. 18.
2. Комарцова Л.Г. Интегрированные интеллектуальные технологии в гибридных системах. www.conf.os-tis.net>images... Комарцова_Л... НейроСАОвИЭС.pdf
3. Medsker L.R. Hybrid intelligent systems. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1998. - 298 p.
Об авторе
Раздорская О.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Курского государственного медицинского университета, razdorski@yandex. ru
УДК 371.121(470.62./62)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.В. Рыкова, А.А. Федоров, Т.Л. Шапошникова, Л.Н.Терновая
Статья посвящена проблеме формирования заданий входного тестирования учителей, проходящих курсы повышения квалификации с целью корректировки процесса проведения спецкурсов, направленных на повышение профессиональной компетентности учителей.
Ключевые слова: тестирование, профессиональные компетенции, индивидуальные траектории учения, качественные задачи, контрольно-диагностическая работа.
Согласно статье 3 п.8 Федерального государственного образовательного стандарта [1] основные принципы государственной политики и правового отношения в сфере образования предусматривают «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Для реализации возможности непрерывного профессионального образования в Российской Федерации организуют курсы повышения квалификации, особенно актуальные для школьных учителей.
Актуальность совершенствования структуры курса и методики преподавания дисциплины, формирующей профессиональную компетентность учителя физики, на курсах повышения квалификации продиктовано переходом на ФГОС, что ведет к изменению структуры проведения урока и методики подготовки к нему, а также структуры контрольно-измерительных материалов итогового контроля знаний выпускников. Одной из проблем является