Научная статья на тему 'Гибридная повестка новых городских медиа: между локальным и федеральным (на примере медиапространства Санкт-Петербурга)'

Гибридная повестка новых городских медиа: между локальным и федеральным (на примере медиапространства Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1502
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ ГОРОДСКОЕ МЕДИА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ГИПЕРЛОКАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нигматуллина Камилла Ренатовна

Статья посвящена феномену «нового городского медиа», который противостоит традиционным локальным и региональным медиа с преимущественно государственной поддержкой. Автор рассматривает функционирование и содержание термина, дает краткую историю существования российских «новых городских медиа», анализирует особенности повестки онлайн-медиа Санкт-Петербурга на примере изданий «Бумага» и «Фонтанка», делает вывод о необходимых характеристиках изданий для именования их «новыми городскими».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нигматуллина Камилла Ренатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гибридная повестка новых городских медиа: между локальным и федеральным (на примере медиапространства Санкт-Петербурга)»

УДК 070

К. Р. Нигматуллина

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

ГИБРИДНАЯ ПОВЕСТКА НОВЫХ ГОРОДСКИХ МЕДИА: МЕЖДУ ЛОКАЛЬНЫМ

И ФЕДЕРАЛЬНЫМ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Статья посвящена феномену «нового городского медиа», который противостоит традиционным локальным и региональным медиа с преимущественно государственной поддержкой. Автор рассматривает функционирование и содержание термина, дает краткую историю существования российских «новых городских медиа», анализирует особенности повестки онлайн-медиа Санкт-Петербурга на примере изданий «Бумага» и «Фонтанка», делает вывод о необходимых характеристиках изданий для именования их «новыми городскими».

Ключевые слова: новое городское медиа, региональная журналистика, гиперлокальность, Интернет-журналистика.

«Новое городское медиа» - еще не устоявшийся термин в научной практике, однако его формулировка вызывает доверие. «Новое», то есть обладающее рядом признаков, сформировавшихся в конкретный временной период новейшего исторического времени. «Городское», то есть относящееся к повестке определенного города и, возможно, направленное на формирование городского комьюнити. «Медиа», поскольку это необязательно зарегистрированное СМИ, но площадка распространения социально значимой информации как на собственных ресурсах, так и на сторонних платформах (в социальных сетях, мессенджерах, блоговых платформах).

Если сравнивать термин с другими известными, то в одном ряду стоят - «малая пресса» (аналог из офлайнового сегмента), локальные медиа (сделан акцент на границах повестки), урбанистические медиа (акцент на городском развитии), online only media или local city papers, если искать англоязычные аналоги. Сами журналисты предпочитают два названия - «городская интернет-газета» и «городской интернет-журнал». Все они пока что взаимозаменяемы, однако масштаб аудитории таких медиа сильно различается.

Непосредственно термин «новое городское медиа» закрепился в пермской научной литературе [4; 8] относительно недавно. Так, Власова определяет его как «сформировавшийся в 2010-х гг. тип независимого городского интернет-СМИ, сориентированного на информирование и объединение локального сообщества» [8. С. 346]. Его главными компонентами Абашев определяет следующие: «они выступают как путеводители по сферам городской жизни; они исследуют город, открывая его новые пространства и сообщества. Наконец, что самое важное, новые городские медиа формируются как площадки общественного проектирования городского развития» [4. С. 342]. Автор употребляет термин «городская интернет-газета» (в противовес «городскому интернет-журналу») в связи с тем, что российские медиа сами утвердили это самоименование в выходных данных [4], однако не считает его единственным и самодостаточным.

Характеристики «нового городского медиа» в научном дискурсе

Публикации, посвященные «новым городским медиа», появились практически одновременно и в научной литературе, и в самих медиа. Но все-таки цифровая археология развивается быстрее в среде медиакритики, чем в академических работах: за трендами в появлении и умирании «новых городских медиа» журналистские ресурсы начали следить раньше.

Основные подходы к рассмотрению явления в российских работах базируются на двух аспектах - восприятии времени и пространства (хронотопе по М. Бахтину) в городских медиа, а также формировании этого городского хронотопа в медиа, и на журналистских практиках в пространстве медиаполиса (по Р. Сильверстоуну). Появление же «новых городских медиа» ученые связывают с запоздалой урбанизацией российских городов. «Ее симптомом и агентом, в частности, являются «новые городские медиа», массовым появлением которых отмечены 2010-е гг» [4. С. 341]. Второй фактор, сподвигнувший медиа на формирование нового формата издания, - это народное движение снизу вверх, потребность в самоорганизации в рамках гражданского

общества. Именно поэтому «новые городские медиа» функционируют только в тех городах, где такая активность присутствует, а у граждан (точнее - у молодежной аудитории) есть запрос на объединяющее их медиа. «Инициативы горожан (grassroots) являются неизбежным следствием установления сетевого общества; необходимость выбора и ответственность за него становятся повседневностью городской жизни» [22. С. 102].

Эти два фактора - урбанизация и гражданская активность - породили специфические черты «новых городских медиа». Бушев и Иванова называют среди них контент, который «не просто информирует, а влияет на городское сообщество, изменяя и преобразовывая его» [6. С. 59]. Также исследователи отмечают «охват молодежной аудитории, ориентированность на креативный класс, высокая вовлеченность аудитории, восприимчивость к рекламе, развлекательный контент, географическая гибкость, мониторинг и аналитика. А также развитие бренда территории, и как следствие возврат и удержание человеческого капитала» [8. С. 71]. Представляется, что подобные характеристики весьма идеализированы и скорее говорят о нормативных представлениях о «новом городском медиа», чем о реальных. Например, статистика сервиса «Медиатор» показывает, что вовлеченность региональных онлайн ресурсов по-прежнему в два раза меньше, чем федеральных СМИ онлайн [17].

Активное влияние медиа на пространство вокруг исследователи связывают и с процессом медиатизации политических и социальных процессов на конкретных территориях. Однако здесь критика идеи исходит от самих журналистов: «Сейчас нет такого издания, которое бы диктовало повестку, как это делалось раньше. Да, в городах стали появляться аналоги The Village, в Самаре это «Большая деревня». В Воронеже - «Downtown», в Новосибирске - «Сиб.фм», в Петербурге - «Бумага». Но то, как меняются города в настоящее время, никаким изданием не поймано» [11]. Очевидно, что академическая мысль стремится к экстраполяции отдельно замеченных успехов на весь спектр «новых городских медиа». И опять же - к идеализации и нормализации. Так, например, М. Зеленцов [12] выделяет следующие функции таких городских СМИ:

- формирование информационной повестки дня города,

- акцентирование внимания на определенных локальных проблемах,

- медиатизация политической и социальной сферы города,

- формирование единого информационного пространства города с втягиванием аудитории в общий медийный процесс,

- создание аксиологических установок аудитории,

- формирование локальных городских сообществ.

Зарубежные исследователи обращают внимание на другие аспекты бытования «новых городских медиа». С. Ратилайнен исследует российские медиа в культурном пространстве города и отмечает рост проектов в сегменте лайфстайл (досуг и образ жизни) [32. С. 800]. Более того, она выделяет три ипостаси онлайн медиа в регионах как культурных институтов: во-первых, они являются культурными арбитрами, обращая внимание своих читателей на широкий выбор культурных продуктов и событий; во-вторых, они играют важную роль в экономике культуры, укрепляют связь между городскими потребителями и предпринимателями в области культуры и предлагают информацию о различных потребительских предпочтениях (включая культурное потребление); наконец, медиа о городском стиле жизни основаны на давней традиции печатной журналистики, передавая ценности чтения и грамотности широкой публике [32. С. 801]. Американские исследователи Ержикова и Лоури, изучая профессиональные культуры региональных медиа в России, акцентируют внимание на несхожести этих культур и восприятия цифровой журналистики на уровне российских региональных редакций [33. С. 920]. Для данной работы этот вывод является важным, так как «новые городские медиа» представляют ту часть профессионального сообщества, которая воспринимает цифровые преобразования в журналистике как необходимые и отвечающие запросам аудитории.

Различия в понимании феномена новых городских медиа в научном и профессиональном сообществах указывают на неоднозначность самого феномена и размытость его границ.

Характеристики «нового городского медиа» в профессиональном дискурсе

Историю изучения городских медиа начало само издание, которое стало родоначальником понятия - the Village, опубликовавшее в 2013 году подборку медиа, которые предложили альтернативную повестку для российских городов. Автор выделяет, как минимум, две волны

зарождения «новых городских медиа», - это 2010-11 годы (2010 как год появления The Village), и 2015 год - например, зарождение казанского «Инде» и других проектов. Учитывая эту цикличность, можно ожидать возникновения новых проектов в ближайшие два года при благоприятной экономической ситуации.

Недавно опубликованная история холдинга Look at media показала, что к концепции урбанистического СМИ The Village пришли не сразу, к перемене модели подтолкнул экономический кризис 2008-2010 гг. «Оказалось, что читать только про развлечения аудитории не интересно. Появилась идея сделать новое издание - «про идеальный город, где живут классные ребята и делают классные вещи» [28]. Добавим, что речь не только об отсутствии интереса к развлечениям, но и финансовых возможностях аудитории.

В 2017 году издание «Медуза» подвело итоги собственного трехлетнего существования списком из 10 трендов в российских медиа. Одним из них стал расцвет региональных изданий. «Впервые в истории русских СМИ региональная пресса уверенно появилась в общероссийских рейтингах цитируемости; впервые же в истории сразу несколько изданий из регионов претендуют на федеральный статус», - фиксируют коллеги [27]. «Очевидно, что этого не произошло бы, если бы там не было достаточного запроса на качественную местную журналистику - и какого-никакого рынка, безусловно». Таким образом, издание определило два важнейших фактора для развития новых городских медиа - запрос на журналистику и условия для развития медиабизнеса. Добавим также наличие команды профессионалов, обладающих такой профессиональной культурой, которая направлена на качественную местную журналистику в цифровой среде и ориентирована на аудиторию думающих людей.

Какие еще факторы позволяют разграничить «новые городские медиа» от медиапроектов другого характера в Интернете? Во-первых, медиа разделились по принципу учредителя. Есть сетевые проекты таких издателей как Rugion, а «новые городские медиа» чаще бывают учреждены самим коллективом редакции. Также их разделяет характер инвестиций и бизнес-модель, поскольку есть проекты с крупными инвесторами в лице государства, бизнеса или НКО, а есть проекты с собственным стартовым капиталом учредителей и активной рекламной бизнес-моделью.

Во-вторых, медиа разделились по общей направленности повестки. Есть более устремленные в образ жизни, или лайфстайл, на них лежит вся ответственность за оповещение горожан об открытии новых кафе, модных заведений и креативных пространств. А есть те, кто уделяет больше внимания общественно-политической повестке, не пропуская события локального политического масштаба, а иногда и федерального.

Различаются и мотивы, которые ведут к созданию таких медиа. Чаще всего это желание отстроиться от общепринятой повестки традиционных СМИ или онлайн медиа, принадлежащих органам власти: «Мне не нравилась подача материалов в местных СМИ, - объясняет руководитель проекта "Живой Волгоград" Алексей Копаев, - они пишут в основном об убийствах и насилии. На месте туристов я бы вообще из гостиницы не вышел, прочитав сводку новостей. Наша концепция проста - только позитивные новости о регионе, за трафиком особо не гонимся» [18]. Влияет и экономический фактор - доступная дистрибуция в цифровой среде стимулирует к появлению не только сайтов, но и просто городских пабликов, работающих в формате «новых городских медиа»: «До недавнего времени в районных СМИ в Москве работали школьники, чтобы поступить на журфак, и пенсионеры, оставшиеся в редакциях ещё с советских времён. Но сейчас на волне интереса к городской среде стали появляться первые профессиональные проекты гиперлокальных СМИ. Кроме того, сегодня, чтобы издавать газету или журнал, не нужно больших вложений, достаточно завести сайт в интернете, группу в Facebook или аккаунт на Wordpress» [24]. Такие СМИ контактируют с аудиторией в привычной ей среде, в зависимости от региона это могут быть социальные сети «Вконтакте» или «Одноклассники». Очевидно, необходимо подробное изучение использования мессенджеров в небольших городах, которые могут составлять конкуренцию традиционным форматам СМИ. Как пишет А. Градюшко, «проникновение СМИ в эту сферу вызвано адаптацией медиа к новым условиям и их следованием туда, где находится аудитория» [9].

В цифровом медиапространстве городские медиа конкурируют не только друг с другом, но и с любыми другими медиаплощадками, объединяющими локальные сообщества людей.

Гиперлокальность как потребность Интернет-аудитории

Если в характеристиках новых городских медиа исследователи в целом сходятся, то вопрос соотнесения региональной и федеральной повесток в таких СМИ, а также актуализации региональной повестки на федеральном уровне, остается относительно новым. Изначально новые городские медиа были призваны дистанцироваться «от традиционной, топовой локальной и федеральной информационной повестки» [5]. Но со временем практика показала, что качественный журналистский продукт из регионов может быть востребован аудиториями и других регионов, то есть - встраиваться в федеральную повестку [23]. Были опробованы два механизма попадания новых городских медиа в поток общенациональных СМИ - через партнерские отношения с федеральными редакциями (например, «переупаковка» истории на «Медузе» и других читаемых СМИ) или через адаптацию локальной истории под запросы широкой аудитории (объяснение контекста, типизация героев, сравнение с другими регионами).

Автор выделяет три основных критерия, характеризующих новое городское медиа:

- альтернативное видение городской повестки (то есть с уклоном в качество жизни, урбанистику, гражданских инициатив),

- городские истории, голоса и люди,

- наличие определенной миссии издания, зафиксированной в послании «от редакции» [13].

Например, петербургское издание «Бумага» позиционирует себя как интернет-газету о городе

и обществе. «Мы представляем независимый взгляд из Петербурга на российскую и городскую повестку. Нас интересуют темы, за которыми стоят общественные тенденции, и новости, которые действительно влияют на жизнь людей». Ключевым словом здесь, на мой взгляд, является «независимым», можно уточнить как «противостоящим мейнстриму» [19]. Запустив издание в 2012 году, учредители не планировали выходить за рамки локальной повестки. В интервью автору в 2016 году шеф-редактор Анна Косинская упомянула, что «Бумага» все еще остается локальным медиа, несмотря на попадание в национальные рейтинги: «Мы не можем бегать на равных наперегонки с федеральными СМИ. Но мы готовы делать чуть больше, чем люди, которые устали в своих больших компаниях. Мы изначально делали городскую газету» [15].

Городские истории и лица обычно присутствуют уже в названиях разделов. «Бумага», например, известна своей рубрикой «Экспаты», рассказывающей о людях, которые переехали в Петербург из других стран. В 2018 году профессиональную журналистскую награду «Золотое перо» получила их история об ингерманландских финнах «Кто жил в Петербурге до Петербурга», населявших территорию до постройки города [20].

Интересны и эксперименты с рубрикацией новых городских медиа. По мнению автора, современные сайты СМИ демонстрируют три возможных варианта рубрикации: многоуровневая (когда внутри одной рубрики скрываются еще разделы), двух- или одноуровневая (горизонтальное и / или вертикальное меню), минималистичная (одноуровневая с набором рубрик до шести штук), где наименьшим делением можно считать всего две рубрики - новости (или короткие тексты) и истории (соответственно, длинные тексты). Последний вариант ярко представлен в «новых городских медиа».

Помимо появления отдельных проектов, которые своей целью видят либо выведение значимых региональных новостей на федеральный уровень, либо соединение новостных повесток различных регионов. Пример второго проекта - это владимирская редакция «Соль», чья история подробно описана в журнале «Журналист» [13]. К сожалению, проект оказался неуспешным, поскольку одни и те же проблемы, по словам главного редактора Алексея Шляпужникова, в разных регионах интерпретируются экспертами и аудиторией по-разному [30]. Нельзя не упомянуть и проект 7х7 «Горизонтальная Россия», который из региональной сыктывкарской редакции также превратился в федеральный «конструктор» из региональных инфоповодов.

Аудитория, впрочем, пока неуспевает за изменениями редакционных стратегиях, и исследование Mail.ru за первые три месяца 2018 года показывает, что самая низкая конверсия, а также вовлеченность именно у читателей региональных новостных изданий - 20,6 % пользователей, доскролливших до конца материала, его не читали, а в среднем на чтение аудитория тратит не более 1 минуты [17]. Гипотеза автора заключается в том, что новое городское медиа, которое стремится расширить аудиторию за счет читателей из других регионов, использует следующие стратегии:

- обращается к героям, которые ранее были привязаны к городу, но переехали, и наоборот (мигрировали в регион издания из других мест),

- развивает партнерскую сеть с федеральными изданиями,

- не только адаптирует локальные поводы под федеральную повестку, но и федеральные поводы - под локальную аудиторию.

Медиаландшафт Санкт-Петербурга и актуализация локальной повестки на федеральном уровне

На примере медиаландшафта Санкт-Петербурга рассмотрим, из чего состоит информационное онлайн пространство нового городского типа и каков в нем баланс локальных и федеральных информационных поводов.

Для города с официальным населением в 5,5 млн крупнейшим изданием является «Фонтанка.ру» с аудиторией 5 млн пользователей ежемесячно (по данным SimilarWeb - 10 млн посещений, среднее время визита - 3,5 минуты). В названии ресурса указано «петербургская интернет-газета», однако уже много лет издание находится в топе онлайн медиа по данным «Медиалогии». Вторая крупнейшая интернет-газета города - это «Бумага», которая, например, входит в рейтинг самых вовлекающих по статистике «Медиатора» от Мейл.ру, с аудиторией в 0,5 млн в месяц (по данным SimilarWeb - 1,5 млн посещений, среднее время визита - 1,5 минуты). Непосредственно петербургская вкладка the Village (всего аудитория проекта составляет 3,5 млн во всех городах, по петербургской ее части можно судить по социальным сетям - 180 000 подписок в трех соцсетях). В таком же сегменте работает и сетевой проект BlogFiesta.

На ниве общественно-политической тематики работают «Карповка» (портал о градостроительстве), «Мойка78» (городские новости для аудитории чиновников и бизнесменов). Есть и правительственное издание, существующее только в сети, это портал «Город+». Проводит работу по оптимизации 18 сайтов районных газет и Комитет по печати Правительства Санкт-Петербурга.

Перешла в разряд онлайн-изданий газета «Мой район» (MR7), отказавшись от печатной версии. Ежемесячно полмиллиона жителей на своих страницах собирает онлайн журнал Peterburg2, гид по мероприятиям и заведениям. Среди неназванных также издания, имеющие офлайн версию.

Отдельного упоминания заслуживает сегмент бизнес-новостей в медиаландшафте Санкт-Петербурга из-за трансформации крупнейшего делового издания «Деловой Петербург». Наряду с функционирующим сайтом dp.ru в 2018 году бывшие сотрудники «Делового Петербурга» начали организовывать новые онлайн медиа бизнес направленности, об итогах работы которых пока говорить рано («Провэд», «Новый проспект», «Медиамаркет»).

Один из самых популярных городских пабликов «Вконтакте» - «ДТП и ЧП в Санкт-Петербурге» с новостями о происшествиях (880 тысяч подписчиков) и Telegram-канал «Метро Петербурга» (74,5 тысяч), который транслирует сообщения об открытии и закрытии станций метро в связи с обнаружением бесхозных предметов.

Таким образом, локальная повестка в информационном пространстве петербургского сегмента Интернета лидирует, особое место занимают медиа делового характера, однако серьезный противовес по охвату аудитории создают общественно-политические СМИ. Досугово-развлекательные проекты охватывают молодежную аудиторию, но не ставят цели проникновения в федеральный сегмент (кроме, издания «Собака.ру», которое имеет офлайн версию).

Сотрудник «Бумаги» В. Чирин провел внутреннее исследование работы редакции и выяснил, что в отдельные месяцы соотношение региональной повестки к федеральной составляет 3:1, в другие - 2:1, если присутствует сильный федеральный повод, который затрагивает петербуржцев [29]. Весь контент он разделил на 4 категории:

- публикации, которые никак не акцентируют внимание на региональной принадлежности героя или потенциального читателя и будут восприниматься одинаково в большинстве субъектов РФ,

- публикации из второй категории понятны жителям большинства субъектов РФ и не направлены исключительно на петербургскую аудиторию, однако в центре повествования стоит яркий герой-петербуржец,

- в третью категорию вошли материалы на общую для россиян тему, которые при этом тем или иным образом учитывают запрос петербургской аудитории,

- в последнюю категорию вошли материалы, которые с наименьшей вероятностью будут интересны кому-либо за пределами Петербурга. Они полностью сосредоточены на петербургской идентичности и городских событиях.

Продвижение текстов на федеральный уровень происходит за счет партнерских отношений с другими изданиями («Медуза», «Медиазона», «Лентач»). Несмотря на то что в общем контенте федеральная повестка не превышает 30 %, «Бумага» известна за пределами города и, прежде всего, за счет региональных историй. Чирин подчеркивает, что такая политика издания способствует и формированию медийного образа современного Петербурга.

При сравнении с политикой формирования повестки на «Фонтанке» мы видим другую ситуацию. Для интенсивного присутствия на федеральных лентах редакция производит 50-60 % новостей общероссийского характера и 30-40 % региональных, оставшиеся 10 % занимает отдельный проект «Фонтанка.фи», который ориентирован на аудиторию приграничных районов. Также у «Фонтанки» отсутствует сформулированная миссия, особое внимание к проблемам городского строительства и качества жизни, а также альтернативный взгляд на повестку. Напротив, доминирование ресурса в региональном медиапространстве делает такой проект далеким от понятия «нового городского медиа».

Сравним пять самых читаемых текстов «Бумаги» с 1 по 31 октября 2018 и пять самых обсуждаемых текстов «Фонтанки» с 9 октября по 8 ноября 2018.

Все пять историй «Бумаги» имеют петербургскую локализацию:

- фотолента о самой большой коммунальной квартире [31],

- о борьбе с гомосексуализмом в СССР (привязка к Ленинграду через борцов с гомофобными законами [14],

- петербургский онколог о борьбе с собственным раком [25],

- первый бар в Петербурге, который попал в мировой топ-50 [3],

- элитный поселок под Петербургом, в котором дома стилизуют под дворцы [7].

Разброс тем касается как общественно-политической жизни и социальных проблем, так и бытовой стороны жизни, а тип контента включает фотоленты и длинные истории с мультимедийными элементами. Интерес аудитории связан, прежде всего, с фокусом самого текста, где локализация контента указывает на эксклюзивность полученной журналистами информации, а собственные фотографии служат инфоповодом. Эксклюзивность поводов дополняется особой стилистикой издания, которая работает на узнаваемость формата.

Из пяти текстов «Фонтанки» два из них не имеют жесткой привязки к региону (о русофобии и шопинге), но для аудитории «Фонтанки» имеют отсылку к Финляндии, которая входит в круг условно локальных тем:

- интервью с петербургским полицейским, работающим на акциях протеста [1],

- о русофобии в Финляндии [2],

- о переработке мусора в Петербурге [21],

- об игроке «Зенита» Кокорине и его поведении [16],

- о заграничном шопингом для россиян [26].

Все истории имеют общественно-политический контекст, а их формат - традиционно текстовая история без акцента на мультимедийной составляющей. Проблемы, которые затрагивает издание, кроме интервью с полицейским, максимально адаптированы под широкую массовую аудиторию и не содержат локализующего аспекта.

Получается, что работа над качественной локальной повесткой не приносит такого охвата аудитории, как федеральные информационные поводы, но укрепляет позиции издания в нише новых городских медиа, повышает узнаваемость медиабренда и формирует постоянную качественную аудиторию.

Заключение

Таким образом, к числу «новых городских медиа» можно присоединять такие проекты, которые сохраняют в своей повестке особый образ города, горожан и особое отношение к происходящим в нем событиях. Попадание в федеральную ленту, как предполагает автор исследования, достигается за счет качественной работы над региональными поводами и соблюдением баланса между гиперлокальной повесткой и историями, которые интересны без привязки к территории. Результатом такой работы становится не максимальный охват аудитории, а поддержание

доверия качественной аудитории. Качественная аудитория для «нового городского медиа» - это неравнодушные горожане, которые в равной мере интересуются общественно-политическими и досугово-развлекательными поводами, ищут ответы на вопросы и советы в определенных ситуациях, заинтересованы в улучшении качества жизни и городской инфраструктуры, готовы включаться в полезные инициативы и активно участвовать в жизни города.

Гибридная повестка новых городских медиа представляет собой комбинацию из локальных информационных поводов, встроенных в контекст федеральной повестки. Соотношение локального и федерального в освещаемых темах позволяет изданиям маневрировать на медиарынке. Издания, нацеленные на формирование лояльной городской аудитории, делают выбор в пользу локальных поводов и героев, следовательно, им сложнее наращивать аудиторию быстрыми темпами. Издания, нацеленные на оперативное попадание в топ цитируемых медиа и быстрое наращивание охвата, делают выбор в пользу федеральных поводов, либо таких локальных поводов, которые привлекут не только постоянную, но и случайную аудиторию.

Вместе с тем, автор считает важным отметить соотношение «новых городских медиа» к остальным региональным проектам (по данным А. Шляпужникова, [10]). 90 % региональных медиа принадлежат государственным органам которое не позволяет говорить о масштабности феномена «нового городского медиа». Оптимизм исследователей связан с качеством самих проектов, но не с их масштабируемостью и условиями для реального бизнес-развития в регионах, о чем говорят эксперты медиаотрасли. Статистика «Медиатора» показала, что федеральные издания все еще лучше вовлекают аудиторию, а локальные проекты в регионах не всегда пробиваются через преграды субъектов РФ (как это произошло с владимирским «СОЛЬ»).

Список литературы

1. «Вежливый полицейский» старлей Сентемов: Если оппозиции интересно выходить в дождь, в снег, значит, я им составлю компанию [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2018/11/02/070/ (дата обращения: 08.11.2018).

2. «Дразнили Путиным». Как в Финляндии дискриминируют русских [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2018/10/06/012/ (дата обращения: 08.11.2018).

3. El Copitas стал первым баром из Петербурга, который попал в 50 лучших баров мира. Как этого удалось добиться - рассказывает совладелец // Бумага [Электронный ресурс]. - URL: https://paperpaper.ru/el-copitas-stal-pervym-barom-iz-peterburga-kot/ (дата обращения: 08.11.2018).

4. Абашев, В. В. Новые городские медиа как агенты урбанизации [Текст] / В. В. Абашев // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. Т. 1. - СПбГУ, 2018. -С. 341-342.

5. Абашев, В. В. Истории, строящие города: городские интернет-газеты в медиаландшафте России [Текст] / В. В. Абашев, И.М. Печищев // Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке. Материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. - Пермь: Издательский центр «Титул», 2017. - С. 6-20.

6. Бушев, А. Новая среда социального дискурса: городская интернет-газета (на примере The Village) [Электронный ресурс] / А. Бушев, Я. Иванова // Современный дискурс-анализ. Научный журнал. - 2016. - Вып. 15. - С. 59-73. - URL: http://discourseanalysis.org/ada15.pdf (дата обращения: 05.10.2018).

7. В Петербурге есть элитный поселок с домами, стилизованными под дворцы. Его построила компания Пригожина, которого связывают с «фабрикой троллей» [Электронный ресурс] // Бумага. - URL: https://paperpaper.ru/photos/v-peterburge-est-elitnyj-poselok-sti/ (дата обращения: 08.11.2018).

8. Власова, Е. Г. Новая городская журналистика: на материале пермского интернет-журнала «Звезда» [Текст] / Е. Г. Власова // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. Т. 1. - СПбГУ, 2018. - С. 346-347.

9. Градюшко, А. А. Белорусские интернет-СМИ в контексте меняющегося медиапотребления [Текст] / А. А. Градюшко // Журн. Белорус. гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. - 2018. - № 1. - С. 4-11.

10. Григорьев, С., Куликова А., Региональные медиа в России - 2016: аудитория, контент, отношения с властью [Электронный ресурс] / С. Григорьев, А. Куликова // Медиапроект «Соль».

- URL: https://salt.zone/radio/2692 (дата обращения: 08.11.2018).

11. Гросс, Е. Как медиа меняют жизнь в городах [Электронный ресурс] / Е. Гросс // Include.

- URL: https://les.media/articles/659583-kak-media-menyayut-zhizn-v-gorodakh-for-landing (дата обращения: 08.11.2018).

12. Зеленцов, М. В. Городские медиа: условия функционирования [Текст] / М. В. Зеленцов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. - № 3. - С. 262-272.

13. Как веб-ресурсу регионального СМИ достичь гармонии с человеком? [Электронный ресурс] // Журналист. - URL: https://jrnlst.ru/site-analysis-vliferu (дата обращения: 08.11.2018).

14. Как гомосексуалов в СССР почти 60 лет сажали в тюрьмы, зачем лесбиянкам делали операции по коррекции пола и кто в Ленинграде боролся против гомофобных законов [Электронный ресурс] // Бумага. - URL: https://paperpaper.ru/kak-v-sssr-pochti-60-let-sazhali-v-tyurmy-go/ (дата обращения: 08.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Как интернет-газета «Бумага» завоевывает аудиторию [Электронный ресурс] // Media toolbox. - URL: http://mediatoolbox.ru/blog/kak-internet-gazeta-bumaga-zavoevyivaet-auditoriyu/ (дата обращения: 08.11.2018).

16. Как Мамай прошел и другие шалости футболиста Кокорина [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2018/10/09/056/ (дата обращения: 08.11.2018).

17. Как читают медиа в России 2017-2018 [Электронный ресурс] // Mediator Media. - URL: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read.pdf (дата обращения: 08.11.2018).

18. Климов, М. Традиционные СМИ в регионах полны драмы и ужаса [Электронный ресурс] // vc.ru. - URL: https://vc.ru/media/19452-regions-media (дата обращения: 08.11.2018).

19. Команда «Бумаги» [Электронный ресурс] // Бумага. - URL: https://paperpaper.ru/contacts/ (дата обращения: 08.11.2018).

20. Кто жил в Петербурге до Петербурга [Электронный ресурс] // Бумага. - URL: https:// paperpaper.ru/ingermanland-research/ (дата обращения: 08.11.2018).

21. Куратор о мусорном операторе Петербурга: Это действительно монстр по переработке отходов [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2018/10/23/085/ (дата обращения: 08.11.2018).

22. Лапина-Кратасюк, Е. Г. Проблема городского пространства в теориях сетевого общества и культуре новых медиа [Текст] / Е. Г. Лапина-Кратасюк // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». - 2016. - № 7. - С. 97-106.

23. Нигматуллина, К. Городская интернет-газета на смену городской ежедневной газете [Текст] / К. Нигматуллина // Журналютыка у суладдзi з жыццём: да 90-годдзя заслужанага дзеяча культуры Рэспублш Беларусь, доктара фшалапчных навук, прафесара Барыса Васiльевiча Стральцова. - Мшск, 2016. - С. 220-224.

24. Офицерова, Е. Немой район: Новые гиперлокальные медиа в Москве [Электронный ресурс] / Е. Офицерова // The Village. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/citizens-as-customers/123949-gazety-rayona (дата обращения: 08.11.2018).

25. Петербургский онколог Андрей Павленко, заболевший раком, - о том, как перенес восемь курсов химиотерапии и операцию и зачем ведет блог о болезни [Электронный ресурс] // Бумага. -URL: https://paperpaper.ru/peterburgskij-onkolog-andrej-pavlen/ (дата обращения: 08.11.2018).

26. Порог беспошлинного ввоза снижен. Из-за границы не привезешь [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2018/11/08/113/ (дата обращения: 08.11.2018).

27. Русские медиа, 2014-2017: что с нами произошло за эти три года? [Электронный ресурс] // Meduza. - URL: https://meduza.io/slides/russkie-media-2014-2017-chto-s-nami-proizoshlo-za-eti-tri-goda (дата обращения: 08.11.2018).

28. Сухаревская, А. Как закалялся LAM: история бизнеса главного хипстерского медиахолдинга 2010-х годов [Электронный ресурс] / А. Сухаревская // Inc Russia. - URL: https:// incrussia.ru/fly/kak-zakalyalsya-lam-istoriya-biznesa-glavnogo-hipsterskogo-mediaholdinga-2010-h-godov/ (дата обращения: 08.11.2018).

29. Чирин, В. В. Специфика работы городского онлайн-издания (на примере интернет-газеты «Бумага») [Текст] / В. В. Чирин. - СПбГУ, 2018. - 87 с.

30. Шляпужников, А. Путь к сердцу регионального слушателя [Электронный ресурс] / А. Шляпужников // Журналист. - URL: https://jrnlst.ru/aleksey-shlyapuzhnikov (дата обращения: 08.11.2018).

31. Это самая большая коммуналка в Петербурге. Семь лет назад ее признали аварийной, но люди там по-прежнему живут - среди крыс и грязи. 16 кадров [Электронный ресурс] // Бумага. -URL: https://paperpaper.ru/photos/eto-samaya-bolshaya-kommunalka-v-peterb/ (дата обращения: 08.11.2018).

32. Davydov, S. G. Moscow districts social media communities: content and its moderation [Text] / S. G. Davydov, O. S. Logunova // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2018. - № 1. - P. 204-221.

33. Erzikova, E. Russian Regional Media. Fragmented community, fragmented onlinepractices [Text] / E. Erzikova, W. Lowrey // Digital Journalism. - Vol. 5. - № 7. - P. 919-937.

34. Ratilainen, S. Digital media and cultural institutions in Russia: online magazines as aggregates of cultural services [Text] / S. Ratilainen // Cultural Studies. - 2018. - P. 800-824.

HYBRID AGENDA OF NEW URBAN MEDIA: BETWEEN LOCAL AND FEDERAL (ON THE EXAMPLE OF MEDIA SPACE OF ST. PETERSBURG)

Nigmatullina K. R., St. Petersburg State University, St. Petersburg, k.nigmatulina@spbu.ru

The article is devoted to the phenomenon of "new urban media", which opposes the traditional local and regional media with predominantly state support. The author examines the functioning and content of the term, gives a brief history of the existence of Russian "new urban media", analyzes the features of the agenda of the online media of St. Petersburg on the example of the publications "Paper" and "Fontanka", makes a conclusion about the necessary characteristics of such media to name them "new urban".

The author identifies three main criteria that characterize the "new urban media":

- an alternative vision of the urban agenda (that is, focus on the quality of life, urban planning, civil initiatives),

- urban stories, voices and people,

- the presence of a specific mission of the publication, recorded in the message "from the editors."

The research is based on Saint Petersburg media landscape which demonstrates different logics of

interpreting local/urban news.

Getting into the federal agenda, as suggested by the author of the study, is achieved through high-quality work on regional news and a balance between the hyperlocal agenda and stories that are interesting without reference to the territory. The result of this work is not the maximum reach of the audience but maintaining the trust of a quality audience.

Keywords: new urban media, regional journalism, hyper localization, Internet journalism.

References

1. "Vezhlivyj policejskij" starlej Sentemov: Esli oppozicii interesno vyhodit' v dozhd', v sneg, znachit, ya im sostavlyu kompaniyu [="Polite policeman" Starley Sintem: If the opposition is interested in going out in the rain, in the snow, then I will make a company for them], in: Fontanka.ru [=Fontanka. ru], available at: https://www.fontanka.ru/2018/11/02/070, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

2. "Draznili Putinym". Kak v Finlyandii diskriminiruyut russkih [="Teased by Putin." How Russians are discriminated against in Finland], in: Fontanka.ru [=Fontanka.ru], available at: https:// www.fontanka.ru/2018/10/06/012, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

3. El Copitas stalpervym barom iz Peterburga, kotoryjpopal v 50 luchshih barov mira. Kak ehtogo udalos'dobit 'sya - rasskazyvaet sovladelec [=El Copitas became the first bar from St. Petersburg, which hit the top 50 bars in the world. How this was achieved - says the co-owner], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper.ru/el-copitas-stal-pervym-barom-iz-peterburga-kot, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

4. Abashev, V. V. (2018) Novye gorodskie media kak agenty urbanizacii [=New urban media as agents of urbanization], in: Vek informacii. Media v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya [=Century information. Media in the modern world. Petersburg readings], Vol. 1, Saint Petersburg State University, pp. 341-342. (In Russ.).

5. Abashev, V. V. and Pechishchev, I. M. (2017) Istorii, stroyaschie goroda: goradskie internet-gazety v medialandshafte Rossii [=Stories building cities: urban online newspapers in the Russian landscape], in: Zhurnalistika i massovaya kommunikazia v XXI veke [=Journalism and mass communication in the 21st century], Perm, pp. 6-20. (In Russ.).

6. Bushev, A. and Ivanova, Ya. Novaya sreda socialnogo diskursa: gorodskaya internet-gazeta (na primere The Village) [=New environment of social discourse: city Internet newspaper (on the example of The Village)], in: Sovremennyj diskurs-analiz. Nauchnyj zhurnal [=Modern discourse analysis. Science Magazine], Vol. 6, pp. 59-73, available at: URL: http://discourseanalysis.org/ada15.pdf, accessed 05.10.2018. (In Russ.).

7. V Peterburge est' ehlitnyj poselok s domami, stilizovannymi pod dvorcy. Ego postroila kompaniya Prigozhina, kotorogo svyazyvayut s «fabrikoj trollej» [=In St. Petersburg there is an elite village with houses stylized as palaces. It was built by the company Prigogine, which is associated with the "factory of trolls"], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper.ru/photos/v-peterburge-est-elitnyj-poselok-sti, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

8. Vlasova, E. G. Novaya gorodskaya zhurnalistika: na materiale permskogo internet-zhurnala «Zvezda» [=New urban journalism: on the material of the Perm online magazine "Zvezda"], in: Vek informacii. Media v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya [=Century information. Media in the modern world. Petersburg readings], Vol. 1, Saint Petersburg State University, pp. 346-347. (In Russ.).

9. Gradyushko, A. A. (2018) Belorusskie internet-SMI v kontekste menyayushchegosya mediapotrebleniya [=Belorussian online media in the context of changing media consumption], in: Zhurn. Belorus. gos. un-ta. ZHurnalistika. Pedagogika [=Journal Byelorussian state university. Journalism. Pedagogy], pp. 4-11. (In Russ.).

10. Grigor'ev, S. and Kulikova, A. (2016) Regional'nye media v Rossii - 2016: auditoriya, kontent, otnosheniya s vlast'yu [=Regional Media in Russia - 2016: audience, content, relationship with authorities], in: Mediaproyekt «Sol'» [=Mediaproject "Solt"], available at: https://salt.zone/radio/2692, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

11. Gross, E. Kak media menyayut zhizn' v gorodah [=How media changes life in cities], in: Include, available at: https://les.media/articles/659583-kak-media-menyayut-zhizn-v-gorodakh-for-landing, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

12. Zelencov, M. V. (2015) Gorodskie media: usloviya funkcionirovaniya [=City media: conditions of functioning], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=Questions of the theory and practice of journalism], Vol. 4, pp. 262-272. (In Russ.).

13. Kak veb-resursu regional'nogo SMI dostich' garmonii s chelovekom? [=How can a regional media web resource achieve harmony with a person?], in: Zhurnalist [=Journalist], available at: https:// jrnlst.ru/site-analysis-vliferu, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

14. Kak gomoseksualov v SSSR pochti 60 let sazhali v tyur'my, zachem lesbiyankam delali operacii po korrekcii pola i kto v Leningrade borolsya protiv gomofobnyh zakonov [=How homosexuals in the USSR almost 60 years had been being imprisoned, why did lesbians have sex reassignment operations and who in Leningrad fought against homophobic laws], in: Bumaga [=Paper], available at: https:// paperpaper.ru/kak-v-sssr-pochti-60-let-sazhali-v-tyurmy-go, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

15. Kak internet-gazeta "Bumaga" zavoevyvaet auditoriyu [=How the Internet paper "Bumaga" wins the audience], in: Media toolbox, available at: http://mediatoolbox.ru/blog/kak-internet-gazeta-bumaga-zavoevyivaet-auditoriyu/, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

16. Kak Mamaj proshel i drugie shalosti futbolista Kokorina [=As Mamay went and other pranks football player Kokorin], in: Fontanka.ru [=Fontanka.ru], available at: https://www.fontanka. ru/2018/10/09/056, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

17. Kak chitayut media v Rossii 2017-2018 [=How is reading the media in Russia 2017-2018], in: Mediator Media, available at: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read.pdf, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

18. Klimov, M. Tradicionnye SMI v regionah polny dramy i uzhasa [=Traditional media in the regions are full of drama and horror], in: vc.ru, available at: https://vc.ru/media/19452-regions-media, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

19. Komanda «Bumagi» [=Team "Bumaga"], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper. ru/contacts, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

20. Kto zhil v Peterburge do Peterburga [=Who lived in St. Petersburg to St. Petersburg], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper.ru/ingermanland-research, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

21. Kurator o musornom operatore Peterburga: Eto dejstvitel'no monstr po pererabotke othodov [=The curator of the trash operator of St. Petersburg: It really is a monster for recycling], in: Fontanka.ru [=Fontanka.ru], available at: https://www.fontanka.ru/2018/10/23/085, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

22. Lapina-Kratasyuk, E. G. (2016) Problema gorodskogo prostranstva v teoriyah setevogo obshchestva i kul'ture novyh media [=The problem of urban space in the theories of the network society and the culture of new media], in: Vestnik RGGU. Seriya "Kul'turologiya. Iskusstvovedenie. Muzeologiya" [=Bulletin of the RSUH. Series Cultural Studies. Art Criticism. Museology], Moscow, pp. 97-106. (In Russ.).

23. Nigmatullina, K. (2016) Gorodskaya internet-gazeta na smenu gorodskoj ezhednevnoj gazete [=City online newspaper replacing city daily newspaper], in: Zhurnalistika v soglasii s zhizn'yu [=Journalism in harmony with life], Minsk, pp. 220-224. (In Russ.).

24. Oficerova, E. Nemoj rajon: Novye giperlokal'nye media v Moskve [=Dumb region: New hyper local media in Moscow], in: The Village, available at: https://www.the-village.ru/village/city/citizens-as-customers/123949-gazety-rayona, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

25. Peterburgskij onkolog Andrej Pavlenko, zabolevshij rakom, - o tom, kak perenes vosem' kursov himioterapii i operaciyu i zachem vedet blog o bolezni [=Petersburg oncologist Andrei Pavlenko, who has cancer, on how he had undergone eight courses of chemotherapy and surgery, and why he keeps a blog about the diseas], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper.ru/peterburgskij-onkolog-andrej-pavlen, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

26. Porog besposhlinnogo vvoza snizhen. Iz-za granicy ne privezesh Fontanka.ru [=The threshold for duty-free import is reduced. From abroad you will not bring], in: Fontanka.ru [=Fontanka.ru], available at: https://www.fontanka.ru/2018/11/08/113, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

27. Russkie media, 2014-2017: chto s nami proizoshlo za ehti tri goda? [=Russian media, 20142017: what happened to us during these three years?], in: Meduza, available at: https://meduza.io/slides/ russkie-media-2014-2017-chto-s-nami-proizoshlo-za-eti-tri-goda, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

28. Suharevskaya, A. Kak zakalyalsya LAM: istoriya biznesa glavnogo hipsterskogo mediaholdinga 2010-h godov [=How LAM was tempered: business history of the main hipster media holding of the 2010s], in: Inc Russia, available at: https://incrussia.ru/fly/kak-zakalyalsya-lam-istoriya-biznesa-glavnogo-hipsterskogo-mediaholdinga-2010-h-godov, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

29. Chirin, V. V. (2018) Specifika raboty gorodskogo onlajn-izdaniya (na primere internet-gazety «Bumaga») [=The specifics of the urban online edition (for example, the Internet newspaper "Bumaga")], Saint Petersburg State University, 87 p. (In Russ.).

30. Shlyapuzhnikov, A. Put' k serdcu regional'nogo slushatelya // ZHurnalist [=The path to the heart of a regional listener], in: Bumaga [=Paper], available at: https://jrnlst.ru/aleksey-shlyapuzhnikov, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

31. Eto samaya bol'shaya kommunalka v Peterburge. Sem' let nazad ee priznali avarijnoj, no lyudi tam po-prezhnemu zhivut - sredi krys i gryazi. 16 kadrov [=This is the largest communal in St. Petersburg. Seven years ago, she was recognized as an emergency, but people still live there - among rats and dirt. 16 frames], in: Bumaga [=Paper], available at: https://paperpaper.ru/photos/eto-samaya-bolshaya-kommunalka-v-peterb, accessed 08.11.2018. (In Russ.).

32. Erzikova, E. and Lowrey, W. (2017) Russian Regional Media, in: Digital Journalism, pp. 919937.

33. Davydov, S. G. and Logunova, O. S. (2018) Moscow districts social media communities: content and its moderation, in: Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 1, pp. 204-221. (In Russ.).

34. Ratilainen, S. (2018) Digital media and cultural institutions in Russia: online magazines as aggregates of cultural services, in: Cultural Studies, pp. 800-824.

Нигматуллина Камилла Ренатовна - кандидат политических наук, доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург. k.nigmatulina@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.