Языкознание
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 560-563
УДК 81 (075.8)
ГЕШТАЛЬТ «ТРЕВОГА» В ИДИОСТИЛЕ АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» И РОМАНА М. ГОРЬКОГО «МАТЬ»)
© 2015 г. Е.А. Таланова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 14.01.2015
Анализируются единицы различных языковых уровней, выражающие гештальт «Тревога» в романе М. Булгакова «Белая гвардия» и романе М. Горького «Мать». Рассматривается лексико-семантическое поле, и формируются тематические группы данного гештальта.
Ключевые слова: концепт, гештальт, лексико-семантическое поле, тематическая группа.
Любые выражения наших чувств: словесные, эмоциональные, действенные - всегда интересовали людей. Возможно, это связано с тем, что ритм нашей жизни крайне бурный, постоянная усталость и занятость, отсутствие отдыха приводят человечество к депрессии. Спектр чувств человека так велик, что иногда очень сложно разобраться, как же правильно определить чувство, как выбрать лучшую номинацию для его выражения.
До появления работ Зигмунда Фрейда и других глубинных психологов проблемой тревоги занимались философы, в частности те философы, кого интересовали вопросы этики и религии. Мыслители, которых особенно привлекали такие предметы, как тревога и страх, обычно не стремились к созданию отвлеченных умозрительных систем, их больше привлекали экзистенциальные конфликты и кризисы, сопровождающие жизнь человека. Они не могли отмахнуться от проблемы тревоги, как это не удается ни одному человеку.
Р. Мэй предлагает следующее определение тревоги: «Тревога есть опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая по ощущениям человека, жизненно важна для существования его личности» (сюда Мэй относит страх смерти, психологическую угрозу) [1].
Тревога также очень тесно связана с агрессивными чувствами, обычно одно порождает другое. Это легко понять, поскольку тревога, сопровождающаяся ощущением беспомощности, очень мучительное чувство. Человек склонен чувствовать обиду на тех, кто причиняет ему боль.
При анализе концепта является важным определить его тип для выбора адекватного ме-
тода исследования. На данный момент в когнитивной лингвистике существует множество классификаций типов концептов на основе их содержания, степени абстрактности и вербализации. Опираясь на определения И.А. Стерни-на («Гештальт - комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании. Гештальт, представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а так же объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления» [2, с. 119]), концепт «превога» можно представить как гештальт.
Для доказательства того, что концепт «тревога» является гештальтом, оттолкнемся от определения, данного И. А. Стерниным, использованного нами ранее: «Гештальт - целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные аспекты».
Иррациональный (чувственный) аспект гештальта проявляется в следующем его смысловом наполнении.
1. Тревога - постоянно, как часть, присутствует в чувственной сфере.
2. Тревога - чувство, неподвластное разуму.
С одной стороны, тревога может стать осознанной, но все-таки тревога во многих случаях неподвластна разуму. Это доказывают следующие примеры из текста: Елена говорит в тревоге. Вот несчастье. Муж должен был вернуться самое позднее, слышите ли, - самое позднее, сегодня в три часа дня, а сейчас уже десять... [3], Но росла ее тревога. Не становясь от времени яснее, она все более остро щекотала сердце предчувствием чего-то необычного [4].
3. Тревога как массовое чувство.
4. Тревога как одно из составляющих негативных чувств.
Рациональный аспект гештальта, проявляется в следующем наполнении:
1) тревога как атмосфера жизни людей;
2) тревога как определенное, осознанное чувство.
Таким образом, концепт «тревога» содержит в себе и рациональные и иррациональные аспекты, то есть совмещает в себе их, что уже дает нам возможность предположить, что данный концепт может быть гештальтом. Также данный концепт содержит в себе статический и динамический аспект.
В гештальте как концепте наивысшей степени абстрактности компоненты мыслятся в целостности и взаимообусловливают друг друга; ему свойствен признак смысловой важности, которой обладают все элементы в разной степени; гештальтная структура состоит из ядра и периферийных зон.
Анализ показал, что языковые средства, эксплицирующие гештальт «Тревога», характеризуются разной частотой употребления. В исследованном материале выделяется центральная часть, включающая в себя единицы с высокой частотой употребления, и периферийная часть, в которой единицы представлены с убыванием частоты. Таким образом, говоря о структуре гештальта, можно утверждать, что его структура аналогична структуре лексико-семанти-ческого поля, имеющего ядерную часть и периферийную, границы между которыми не удаётся чётко определить, что связано со сложностью связей между всеми компонентами гештальта.
Номинативное поле гештальта «Тревога» в используемом источнике состоит из 802 словоупотреблений, из которых 267 относятся к ядерной части поля, а 535 - к периферийной (на материале романа М. Булгакова «Белая гвардия»); 2260 словоупотреблений, из которых 1208 ядерных и 1056 периферийных (на материале романа М. Горького «Мать»). В ядро поля входят наиболее часто употребляемые единицы (слово «тревога» и его однокоренные слова), а также лексические единицы, вступающие в языке гиперо-гипонимические отношения, реализующие себя в речи как синонимы ключевого слова или находящиеся в непосредственной близости с ним. В романе М. Булгакова «Белая гвардия» в ядро поля попали единицы «ночь», «страх» и «дом». Именно эти лексемы образуют ядро лексико-семантического поля. Такое наполнение ядра вполне объяснимо с психологической стороны, ведь ночь является более
тревожным временем суток, чем день; тревога также может сопровождаться страхом, а может и переходить в него; и конечно, больше всего мы тревожимся за свой дом. Из сказанного можно сделать вывод, что попадание данных лексем в ядро поля вполне обоснованно. В романе М. Горького «Мать» к ядерным относятся такие единицы, как «мать» и «сердце». В периферийной зоне выделяются ближняя, средняя и дальняя периферии по убыванию частоты единиц, входящих в их состав.
Ядерные и периферийные единицы вступают в словообразовательные отношения, образуя словобразовательные парадигмы, цепи и гнёзда. Например, к ближней периферии относятся словообразовательные гнезда с элементами убить, убивать, убитый, убийца (роман М. Булгакова «Белая гвардия»); любовь, любить, полюбить, любимы, любовный, влюблённый, любовник, любовница, влюбиться, любовно (роман М. Горького «Мать»).
Кроме ядерной и периферийной зоны в лек-сико-семантическом поле можно выделить тематические группы на основе предметной соотнесённости их составляющих, то есть на основе классификации самих реалий. В состав лексико-семантического поля «Тревога» на материале романа М. Булгакова «Белая гвардия» входят 7 фрагментов: «Психологическое состояние» (144 словоупотребления), «Духовный мир человека» (113 словоупотреблений), «Отношение к миру, к обществу» (113 словоупотреблений), «Положение человека в обществе» (67 словоупотреблений), «Родственные связи, семейные узы» (67 словоупотреблений), «Окружающий мир» (150 словоупотреблений), «Жизненные процессы человека» (66 словоупотреблений). В состав лексико-семантического поля «Тревога» на материале романа М. Горького «Мать» также входят 7 тематических групп, сформированных аналогичным образом, но имеющих другое наполнение (отличаются по частоте словоупотребления): «Психологическое состояние» (164 словоупотребления), «Духовный мир человека» (387 словоупотреблений), «Положение человека в обществе» (162 словоупотребления), «Отношение к миру, к обществу» (265 словоупотреблений), «Родственные связи, семейные узы» (1150 словоупотреблений), «Окружающий мир» (70 словоупотреблений), «Жизненные процессы человека» (92 словоупотребления).
Таким образом, исследование лексико-семантического поля «Тревога» показало: 1) данное поле состоит из 7 тематических групп, соотносимых друг с другом; 2) характеризуется постепенным переходом от ядра к пе-
562
Е.А. Таланова
риферии; 3) периферия делиться на ближнюю, среднюю и дальнюю, границы между ближней, средней, дальней периферией размыты; 4) языковые единицы, входящие в поле, связаны на основе лексико-семантических, логико-понятийных, словообразовательных и морфологических отношений.
Говоря о функциональном аспекте изучения лексико-семантического в художественном тексте, стоит обратиться к работам Б.А. Ларина и ученых «ларинской» школы. Механизм взаимодействия общенародного и индивидуально-авторского значений слова в соответствии с этим подходом рассматривается через призму роли, функции определенных слов и выражений в воплощении художественного мировоззрения автора в целом и его конкретной эстетической установки в данном произведении.
Принято считать, что языковой материал художественного текста - это полная реализация индивидуальной языковой системы писателя. Текст художественного произведения во всей совокупности «голосов» и автора, и его героев — всегда реализация индивидуальной языковой системы, индивидуального стиля писателя.
Изучение лексико-семантических полей какого-либо конкретного текста позволяет не только распознать индивидуальную картину мира писателя, но и выявить в произведении основные мотивы, более того - основную идею данного произведения. В специфике состава и структуры поля находит отражение индивидуально-авторское осмысление понятия, ценностная ориентация.
Анализ лексико-семантического поля гештальта «Тревога» на материале романа Горького «Мать» показал, что в ядро данного поля входят лексемы «Мать» (993 словоупотребления) и «Сердце» (202 словоупотребления). Появление в ядре данных лексем кажется нам вполне обоснованным, ведь мать является главной героиней романа, а также данная лексема вынесена в название романа и является ключевой для него. Лексема «Сердце», также входящая в ядро поля, объясняет нам всю эмоциональную сторону романа, что немаловажно. Действительно, все чувства человека идут от сердца. Так и в романе главные герои во многом руководствуются сердцем при выборе жизненного пути.
Стоит рассмотреть и ближнюю периферию, в которую входят лексемы «Дом», «Любовь» и «Муж». Лексема «Дом», находясь в ближней периферии, доказывает, что все чувства героев связаны именно с домом (каким широким не было бы наполнение данного концепта). Лексе-
мы «Любовь» и «Муж», также оказавшиеся в ближней периферии, только подтверждают, что основные переживания в романе, а также чувство тревоги, связаны с любовью (любовь матери к сыну в романе безгранична, как и тревога о нём) и мужем, или мужчиной; ведь роман только подтверждает, что все женские тревоги связаны с любимым мужчиной и любимым сыном.
Итак, анализ лексико-семантического поля гештальта «Тревога» позволяет нам увидеть основные мотивы и основные идеи романа, его проблематику, а главное - подметить всю чувственную сферу, на которой основан роман М. Горького «Мать».
Анализ лексико-семантического поля гештальта «Тревога» на материале романа М. Булгакова «Белая гвардия» также позволил нам увидеть основные проблемы романа. Как уже было нами замечено, чувство, которое мы назвали «тревогой», является ключевым для данного романа и помогает лучше понять ту атмосферу, которую создал М. Булгаков, чтобы передать состояние эпохи.
Анализ поля показал, что в ядре находятся лексемы «ночь», «страх» и «дом», что уже доказывает разницу в проблематике рассмотренных нами романов. И действительно, если чувство тревоги в романе М. Горького главным образом связано с героиней и её переживаниями, то в романе «Белая гвардия» М. Булгакова чувство это относится совсем к другому. Именно ночь становиться временем, когда происходят основные события романа (все герои возвращаются домой только ночью), только ночь является временем, когда всё важное может быть скрыто, а все близкие могут быть потеряны. Таким образом, появление в ядре лексико-семанти-ческого поля лексемы «ночь» доказывает, что ночь - это время, в котором воссоединяются все герои романа (например, в доме Елены), но в это время они и погибают. Сопутствующим ночи чувством всегда был страх. Не случайно существует выражение «все страхи просыпаются ночью», а для романа страх также является ключевым чувством. Он соседствует с тревогой, усиливая напряженность романа. Итак, появление лексемы «Страх» в ядре поля вполне обоснованно и также служит нам для лучшего понимания всей «атмосферы» романа.
Ближняя периферия на материале данного романа представлена очень широко, что связано с размытостью границ между ближней и средней периферией. В нее входят лексемы убить, боль, мать, мысль, сердце, муж, плакать, ненавидеть. Наличие в ближней периферии данных лексем, очень хорошо показывает нам не только
чувственную сферу романа, но и главные аспекты, с которыми связано чувство тревоги. Данные лексемы лишь подтверждают выдвинутый нами тезис, что чувство, названное нами «тревогой», является ключевым и смыслообразую-щим для романа «Белая гвардия».
Таким образом, анализ лексико-семантического поля привел нас как к лингвистическим, так и к литературоведческим результатам, что является очень важным для анализа текста. Опираясь на такие анализы, мы можем с точностью сказать, что лингвисты, используя свои методы, могут изучить не только собственно
лингвистические аспекты текста, но и сделать большое количество выводов, которое долгое время считали собственно литературными.
Список литературы
1. Мэй Р. Смысл ревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
2. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
3. Булгаков М.А. Белая гвардия. М., 1988.
4. Горький М. Мать. Л.: Художественная литература, 1971.
GESTALT "ALARM" IN IDISTYLE AUTHOR (BASED ON THE NOVEL M.BULGAKOVS "THE WHITE GUARD" AND THE NOVEL M. GORKY'S "THE MOTHER")
E.A. Talanova
The article analyzes the different units of language levels, expressing gestalt "Alarm" in the novel by M. Bulgakov "The White Guard" and Gorky's novel "The Mother". Iinvestigated the lexical-semantic field, and formed thematic groups of gestalt.
Keywords: concept, gestalt, lexical-semantic field, thematic groups.
References
1. Mey R. Smysl revogi. M.: Nezavisimaya firma «Klass», 2001.
2. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. M.: AST: Vostok-Zapad, 2007.
3. Bulgakov M.A. Belaya gvardiya. M., 1988.
4. Gor'kiy M. Mat'. L.: Khudozhestvennaya literatura, 1971.