Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Кирнарская Д.К., Сизова Е.Р., Таскаева А.В. Герой-профессионал в сфере музыкальной педагогики // Культура и искусство. 2024. № 8. С. 16-29. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.8.71485 EDN: MXWAYB URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=71485
Герой-профессионал в сфере музыкальной педагогики
Кирнарская Дина Константиновна
ORCID: 0000-0003-1059-5776 доктор искусствоведения
заведующий кафедрой истории музыки; Российская академия музыки имени Гнесиных; проректор по связям с общественностью; Российская академия музыки имени Гнесиных
121069, Россия, г. Москва, ул. Поварская, 38/ 1
И [email protected] Сизова Елена Равильевна
доктор педагогических наук
профессор; кафедра истории, теории музыки и композиции; Южно-Уральский государственный
институт искусств имени П.И. Чайковского
454091, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, каб. 100
Таскаева Анна Вячеславовна
ORCID: 0000-0002-4398-2644 доктор филологических наук
профессор; кафедра иностранных языков; Южно-Уральский государственный институт искусств имени
П.И. Чайковского
454091, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, каб. 301
Статья из рубрики "Музыка и музыкальная культура"
DOI:
10.7256/2454-0625.2024.8.71485
EDN:
MXWAYB
Дата направления статьи в редакцию:
13-08-2024
Дата публикации:
20-08-2024
Аннотация: Объектом исследования является героизация в профессиональной сфере, которая предполагает, что героем-профессионалом становится человек, достигший выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности и получивший общественное признание. Цель статьи - представить выдающихся музыкантов-педагогов как героев-профессионалов, участвующих в формировании идеологических и художественно-эстетических установок общества. В исследовании проанализирован опыт педагогической деятельности выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (далее - ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского): Г.К. Гаврилова, М.А. Садовской, Э.В. Михальченко, В.Г. Худяковой, Г.К Кендыш, которые представлены как герои-профессионалы. В результате исследования разработана когнитивная модель героизации профессионального деятеля и предложены критерии героизации профессионала в сфере музыкальной педагогики: наличие собственной методической системы преподавания, наличие большого количества выдающихся учеников-музыкантов, занимающих высокий сегмент профессионального музыкального искусства и образования, признание выдающихся достижений учениками и педагогическим сообществом. Методология заключается в использовании комплексного подхода и синтезе методов исследования музыкальной педагогики, искусствоведения, лингвистики, а именно конкретизация отдельных положений героической лингвистики; наблюдение и диагностика; обобщение и анализ опыта творческой и педагогической деятельности выдающихся профессионалов на основе разнородного материала (научно-методическая литература, публикации в прессе, беседы с коллегами и учениками). Новизна исследования состоит в рассмотрении результатов профессиональной деятельности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в героической парадигме, как социально-творческий продукт, имеющий не только локальную профессионально-педагогическую ценность, но и универсальную социально-культурную значимость, обусловливающую их влияние на формирование аксиологических ориентиров и художественно-эстетических установок общества. Авторы приходят к выводу, что предложенные критерии для оценки деятельности музыканта-педагога являются обоснованными для героизации профессионального деятеля в сфере музыкальной педагогики, и каждый из рассмотренных в статье музыкантов отвечает обозначенным критериям героизации личности профессионального деятеля. Эталонный характер творческой и педагогической деятельности героев-профессионалов определяет возможность их участия в формировании идеологических и художественно-эстетических установок общества.
Ключевые слова:
герой, героизация, героическая парадигма, профессионал, педагог, педагогическая деятельность, выдающийся деятель культуры, музыкальная педагогика, искусствоведение, героическая лингвистика
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Челябинской области № 23-28-10278, https://rscf.ru/project/23-28-10278/.
Введение
В каждой национальной языковой картине мира существует своя героическая парадигма , то есть героизм репрезентируется во всех языках и культурах, отражая глобальные соц иокультурные процессы и их национально-культурную специфику. Героическая парадигм а - это «открытая сложная система концептов, в которой реализуются ценностные, истор ико-культурные, общественно-политические, идеологические и экономические особеннос
ти общества» [1, с' 72]. Основу героической парадигмы составляют героические образы, в которых находят воплощение общечеловеческие, национальные и индивидуальные цен ности общества. Образы героев реализуют функцию передачи ценностей от поколения к поколению, участвуют в формировании идеологических установок общества. Образ геро я как базовая составляющая героической парадигмы может иметь воплощение в самых р азных формах, так как процесс героизации затрагивает все сферы общественной жизни: это и героизация в профессиональной сфере, в сфере масс-медиа, в политической и соц иальной сферах [1, с 72-741.
Героизация в профессиональной сфере предполагает, что героем-профессионалом стано вится тот человек, который достиг выдающихся результатов в своей профессиональной д еятельности и получил общественное признание. По определению В.Д. Плахова, герой-м астер - это «человек, достигший выдающихся результатов на трудовом поприще, в деле,
которому он посвятил свою жизнь» [2, с 24]. Трудовой героизм наиболее часто встречает ся в творческой сфере (писатели, композиторы, художники, артисты) и в науке (ученые).
Выдающиеся деятели культуры и искусства являются частью героической парадигмы люб ой лингвокультуры. Выдающийся деятель культуры и искусства - это герой конкретной пр офессиональной деятельности, так как плоды его творчества являются культурным насле дием человечества, а созданные им произведения способны влиять на души и умы люде й, признаны широкой общественностью. В данном исследовании мы сфокусируем вниман ие на процессах героизации в сфере культуры и искусства. Цель работы - представить в ыдающихся музыкантов-педагогов как героев-профессионалов. Цель исследования опре делила необходимость решение следующих задач:
1. разработать когнитивную модель героизации профессионального деятеля в сфере кул ьтуры и искусства;
2. предложить перечень критериев героизации музыкантов-педагогов;
3. определить музыкантов-педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, чей опыт педагогич еской деятельности соответствует заявленным критериям;
4. проанализировать опыт педагогической деятельности выдающихся преподавателей Ю УрГИИ им. П.И. Чайковского и представить их как героев-профессионалов, участвующих в формировании идеологических и художественно-эстетических установок общества.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что герой-профессионал в сфере музыкаль ной педагогики - это педагог-музыкант, который благодаря собственной методической с истеме преподавания воспитал учеников, находящихся в профессии и достигших в ней з начимых результатов, и получил признание выпускников и высокую оценку деятельности с о с то ро ны про фе с сионально г о с о о б щ е с тв а .
Научная новизна статьи состоит в том, что результаты профессиональной деятельности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского рассматриваются в героической па радигме, как социально-творческий продукт, имеющий не только локальную профессиона
льно-педагогическую ценность, но и универсальную социально-культурную значимость, о бусловливающую их влияние на формирование аксиологических ориентиров и художеств енно-эстетических установок общества. Теоретическая значимость выражается в систе матизации педагогических, творческих, научно-методических достижений педагогов-муз ыкантов, которые обогащают региональную культурную палитру Челябинской области и м огут послужить материалом для дальнейших исследований различных аспектов культурно й жизни Южного Урала.
Героизация в профессиональной сфере
Героизация является сложным социально обусловленным явлением. Герой - это статус, к оторым наделяется человек только при условии оценки общественностью. На основе ког нитивной модели героизации, разработанной в рамках исследования героической парад игмы в национальной языковой картине мира [подробно см. 1], мы представили когнитив ную модель героизации профессионального деятеля - работника творческой сферы - в в иде схемы, которую можно описать следующим образом: в центре героизации находится профессиональный деятель - творческий работник, который занимается творческой и /ил и педагогической деятельностью. Профессиональная деятельность творческих работнико в, как правило, складывается из двух составляющих: первая - непосредственная творче ская деятельность, которая находит воплощение в конкретных продуктах - созданных ху дожественных произведениях, исполнительских интерпретациях, сценических постановка х и т.д., и вторая - педагогическая практика, которая реализуется в воспитании и подгот овке творческих кадров. Эта деятельность может оцениваться обществом (профессионал ьным сообществом и публикой) как героическое служение в зависимости от системы цен ностных координат. При оценке деятельности как героической (т.е. как социально-значи мой, поддерживающей устоявшуюся систему ценностей) общество наделяет профессиона льного деятеля статусом героя, происходит культивирование героя, в котором задейство ваны механизмы прославления и почитания героя. Приобретая статус героя, профессион альный деятель начинает выполнять функцию трансляции и одновременно формирования системы ценностных установок данного профессионального сообщества и общества в це лом. Схема героизации профессионального деятеля - творческого работника представле на на Рисунке 1.
Рис. 1 - Когнитивная модель героизации профессионального деятеля в сфере культуры и
искусства
Согласно представленной модели героизации профессионального деятеля искусств стату с героя приобретает творческий работник при условии оценки обществом. Что касается т ворческой составляющей, то профессионалы, задействованные в творческо-исполнитель ской деятельности, получают оценку публики и профессионального сообщества (професс иональные премии, почётные звания и государственные награды в области искусства, вк лючение в состав жюри и др.), в то время как педагоги-наставники получают оценку про фессионального сообщества и выпускников, находящихся в профессии и достигших в не й значимых результатов.
Отметим, что в органичном сочетании двух компонентов - непосредственной творческой деятельности и педагогической практики - кроется секрет успеха выдающихся творчески х деятелей, являющихся не только мастерами, сумевшими реализовать стремление к сам осовершенствованию и развитию профессиональных исполнительских навыков и умений, но и педагогами-наставниками. При этом следует отметить, что погруженность в творческ ий процесс и реализация потребности в самовыражении через творческую деятельность является важным, но не единственным фактором для осуществления успешной педагогич еский деятельности.
Критерии героизации музыканта-педагога
В результате анализа критериев, определённых Указами Президента РФ о почетных зван иях «заслуженный деятель искусств РФ» и «заслуженный работник культуры РФ», а такж е обобщения собственного опыта образовательной деятельности в сфере культуры и иск усства нами были выделены несколько критериев героизации музыканта-педагога:
1. Наличие собственной методической системы преподавания, отраженной в научных и м етодических трудах, учебных программах, методических материалах (указаниях, рекомен дациях, комментариях к нотным сборникам, хрестоматиям и пр.).
2. Наличие большого количества выдающихся учеников-музыкантов, занимающих высоки й сегмент профессионального музыкального искусства и образования (артисты професси ональных оркестров, ансамблей, театральных трупп; успешные преподаватели в профиль ных вузах и колледжах), что подтверждает эффективность методических систем препода вания.
3. Наличие большого количества позитивных отзывов от учеников в общественном прост ранстве и социально-культурной среде (статьи в прессе, воспоминания, эссе, интервью н а радио, телевидении, в СМИ и т.д.).
4. Признание выдающихся достижений педагогическим сообществом - наличие почитате лей и последователей, преподнесение педагогической деятельности героя как образец д ля молодых поколений музыкантов (изучение его методических трудов, написание о нем курсовых и дипломных работ, выступление с докладами на конференциях и семинарах, с охранение памяти, постоянное обращение к педагогическому наследию в образовательн ом процессе и пр.).
Герои-профессионалы в сфере музыкальной педагогики (на примере выдающихся педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского)
В ходе исследования нами были составлены перечни успешных выпускников этих выдаю щихся педагогов, работающие в профессиональных музыкальных коллективах (оркестрах , ансамблях, хорах, театрах и т.д.) либо в профильных вузах и колледжах; списки публик
аций научных и методических работ, авторами которых являются эти педагоги (монограф ии, научные статьи, учебные программы, методические указания, рекомендации, коммент арии к нотным сборникам, хрестоматиям и пр.); статьи в прессе, воспоминания, эссе, инт ервью на радио, телевидении, в СМИ, а также курсовые и дипломные работы студентов, выступления с докладами на конференциях и семинарах, посвященные деятельности эти х педагогов. В результате нами были определены старейшие педагоги ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, сформировавшие свои творческие школы и воспитавшие большое количест во профессиональных музыкантов, известных в регионе и за его пределами, среди котор ых: Е.Г. Быков (балалайка), Г.К. Гаврилов (сольное пение), И.Г. Дымова (музыковедение ), Г.К. Кендыш (дирижирование академическим хором), В.В. Козлов (классическая гитар а), А.Д. Кривошей (композиция), Э.В. Михальченко (дирижирование академическим хоро м), М.А. Садовская (сольное пение), В.Г. Худякова (дирижирование академическим хоро м). В рамках данной статьи представим результаты педагогической и творческой деятель ности выдающихся преподавателей кафедры сольного пения и хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.
Героем-профессионалом в сфере музыкальной педагогики является Герман Константин ович Гаврилов, певец (тенор), заслуженный работник культуры Российской Федерации ( 1995 г.), окончивший вокальное отделение Самарского музыкального училища (1951 г., класс педагога В. Ф. Привалова), а затем и вокальный факультет Ленинградской консер ватории (1956 г., класс педагога И. Г. Гришанова). С 1956 г. работал солистом в оперно й труппе Челябинского государственного театра оперы и балета им. М. И. Глинки. Прослу жив в театре 18 лет, он спел двадцать оперных партий. С 1974 г. являлся преподавателе м вокала, затем заведующим вокальным отделением в Челябинском высшем музыкально м училище (ныне - Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайк овского) [URL: http://chel-portal.ru/enc/Gavrilov_German_Konstantinovich].
Выпускники класса Германа Гаврилова сделали блестящую артистическую карьеру. Дочь Германа Константиновича, Мария Гаврилова, добилась впечатляющих творческих резул ьтатов. Через два года занятий на вокальном отделении училища (1986 г.) под руководст вом отца она поступила в Московскую консерваторию в класс певицы Большого театра С ССР, профессора Ирины Ивановны Масленниковой. Учась на третьем курсе, Мария получ ила диплом на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки (1990 г.) и была при нята в стажёрскую группу Большого театра. После окончания консерватории (1991 г.) с 1992 г. она является солисткой оперной труппы. В 1996 г. ей присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации», в 2001 г. - почётное звание «Народный а ртист Российской Федерации». С 2007 г. Мария Гаврилова - постоянная приглашенная з везда Метрополитен-опера. Она выступала на таких сценах, как Вашингтонская опера, О пера Сиэттла, Опера Бастилии, Ковент-Гарден, Будапешт-опера, в театрах Бельгии, Фран ции, Германии, Италии, Финляндии. Марию Гаврилову часто называют «русское сопрано» , так как «вокально-сценические образы отечественной классики созданы певицей в луч ших традициях русской исполнительской культуры» -t3-^
Выдающимся учеником Г.К. Гаврилова является Борис Стаценко, уроженец г. Коркино Челябинской области, лауреат многочисленных конкурсов, в числе которых Международ ный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки, Международный конкурс имени Марии Калла с в Афинах и Международный конкурс имени П.И. Чайковского в Москве. Он учился в Че лябинском музыкальном училище в классе Г.К. Гаврилова с 1981 по 1984 гг. и в дальней шем продолжил вокальное образование в Московской государственной консерватории и мени П.И. Чайковского в классе Гуго Тица. В период с 1991 по 1995 гг. был солистом Бо льшого театра, с 1999 г. постоянно работает в труппе Немецкой оперы на Рейне (Дюссел
ьдорф-Дуйсбург). Являясь приглашённым солистом многих театров Европы и мира, гастр олирует по всему миру [URL: https://www.belcanto.ru/statsenko.html].
Сергей Мурзаев, заслуженный артист РФ, лауреат XIV всесоюзного конкурса вокалисто в имени М.И. Глинки, международного конкурса вокалистов имени Марио дель Монако, м еждународного конкурса вокалистов имени Лучано Паваротти, международного конкурса «Честелли», национальной театральной премии «Золотая Маска», закончил вокальное от деление под руководством Германа Константиновича в 1987 г. Являясь солистом оперно й труппы Большого театра с1992 по 2007 гг., исполнил более двадцати партий. С 2000 г.
- приглашенный солист Мариинского театра. Выступал в спектаклях Парижской национал ьной оперы, театра Ла Скала, Метрополитен-опера, Королевского театра Ковент-Гарден, Венской государственной оперы и многих других [URL: https://web.archive.org/web/20180 827182242/http://persona.kurganobl.ru/kultura-i-iskusstvo/murzaev-sergej-nikolaevich].
Еще один ученик Г.К. Гаврилова, неоднократный лауреат международных конкурсов и фе стивалей Александр Киселев завоевал широкую известность и международное призван ие. В 1995-1996 гг. Александр был солистом Музыкального театра им. К.С. Станиславског о и В.И. Немировича-Данченко, а с 1998 по 2005 гг. являлся солистом Большого театра России. В 2005 г. стал солистом Московского музыкального театра «Геликон-опера». В 2 011 г. Александр Киселев стал приглашенным солистом Государственного академическог о Мариинского театра. Он награждён золотой медалью «Национальное достояние» между народного благотворительного фонда «Меценаты столетия», а в 2011 г. «За большой вкл ад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу» удостоен благодарности Ми нистра культуры Российской Федерации [URL: https://rnmso.ru/soloists/alexander-kiselev]
Многие ученики Г.К. Гаврилова успешно работают в Челябинском академическом театре оперы и балета им. М.И. Глинки (солисты Ю. Никитин, Д. Караваев, В. Карабасова, за служенные артисты РФ П. Калачёв и М. Новокрещенова), Челябинской государственно й филармонии (заслуженная артистка РФ А. Анищенко) и многих других учреждениях ку льтуры и искусства.
Педагогическая деятельность Г.К. Гаврилова получила высокую оценку со стороны проф ессионального сообщества и признание выпускников. Уникальную методику преподавани я мастера обобщила в кандидатской диссертации и в научных публикациях И.А. Бутова
- пианистка, которая более 20 лет была бессменным концертмейстером в классе Германа Константиновича, а ныне является проректором по учебной работе ЮУрГИИ им. П.И. Чай ковского. Именно его, певца-вокалиста, она считает своим главным учителем и в профес сии, и в жизни. Осмысление опыта творческой и педагогической деятельности Г.К. Гаври лова нашло отражение в книгах О.Ю Ивановой «К 40-летию Челябинского академическо
го театра оперы и балета им. М. И. Глинки»^4!, В.П. Оснача «По страницам истории. Чел ябинский музыкальный техникум. Челябинское музыкальное училище им. П.И. Чайковско
го» публикациях в прессе («Хотите петь? Тогда Вам к Гаврилову», Вечерний Челябин ск, 24.12.1999) и др. В ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, в стенах которого Герман Констан тинович воспитал более 100 учеников за 30 лет педагогической работы, на регулярной о снове проводятся концерты, посвященные выдающемуся педагогу [URL: https://chelyabin sk.bezformata.com/listnews/kontcert-posvyashenie-germanu-gavnlovu/3219814/?ysdid = lwp 8l7p5s9829833108]. В 2001 г. в Челябинской опере, где начинался творческий путь Герм ана Гаврилова, по инициативе Сергея Мурзаева проводился вечер памяти как «своеобра зный творческий отчет учеников перед своим учителем» [URL: https://uralpress.ru/news/k ultura/v-chelyabinskoy-opere-soberutsya-ucheniki-germana-gavrilova].
Героическому служению вокальному искусству, вокальной педагогике посвятила свою ж изнь Садовская Милита Александровна - певица, педагог, заслуженный работник кул ьтуры РФ (1996 г.). Закончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, была солисткой Тбилисской государственной филармонии, Горьковского оперн ого театра, Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки. В течение 49 лет (1958 -2007 гг.) Милита Александровна работала в Челябинском музыкальном училище препод авателем сольного пения, позднее заведующей кафедрой, доцентом ЮУрГИИ им. П.И. Ча йковского [URL: http://chel-portal.ru/enc/Sadovskaya_Milita_Aleksandrovna]. В течение мн огих лет читала курсы лекций по основам вокальной методики и истории вокального исп олнительства. Частью ее педагогики была просветительская деятельность: М.А. Садовско й в рамках сотрудничества с Челябинским областным фондом культуры было организован о более 70 музыкальных вечеров и концертов-лекториев.
За годы работы Милита Александровна подготовила около 200 профессиональных музык антов, многие из которых являются лауреатами и дипломантами различных конкурсов, по стоянно участвуют в международных мастер-классах, конкурсах, фестивалях, активно ко нцертируют по всей стране. В их числе: В. Огновенко, советский и российский оперный бас, солист Мариинского театра оперы и балета, Народный артист Российской Федерации ; Л. Дудинова, Л. Соколова, Л. Разумкова, солистки Мариинского театра оперы и бал ета; В. Сычев, солист Новосибирского оперного театра, Заслуженный артист Российской Федерации; Л. Нефедова, солистка Ижевского оперного театра, Заслуженная артистка Российской Федерации, Народная артистка Удмуртской Республики; В. Харитонова, соли стка Харьковского театра оперетты, Заслуженная артистка Украины; Н. Даренских, соли стка Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Гли нки, лауреат всероссийских и международных конкурсов; Е. Ротарь, солистка оперного т еатра г. Констанца (Румыния); З. Рубинова, солистка Камерной сцены Б.А. Покровского Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конк урсов; К. Ковалевская, солистка Екатеринбургского государственного академического т еатра оперы и балета, лауреат всероссийского конкурса; П. Чикановский, солист Челяб инского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки, лауре ат международного конкурса; Л. Чугунников, солист Свердловского государственного а кадемического театра музыкальной комедии, Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания; Т. Степовик-Болдырева, солистка военного оркестра г. Снежинск, лау реат всероссийских и международных конкурсов; Д. Крыжский, солист Самарского госу дарственного академического театра оперы и балета, лауреат всероссийских и междунар одных конкурсов; М. Кабельская, солистка Новой Израильской оперы, которая уже на в тором году обучения в классе Милиты Александровны стала дипломантом всероссийского конкурса вокалистов ВеМа vосe (г. Москва) и в настоящее время выступает с ведущими о ркестрами Израиля.
Педагогическая и общественная деятельность М.А. Садовской неоднократно отмечалась наградами различного уровня: Почетными грамотами Министерства культуры СССР, Глав ного управления культуры и искусства Челябинской области, губернатора Челябинской о бласти. Законодательного собрания Челябинской области (2004 г.), Закавказского военн ого округа, Международного союза музыкальных деятелей (2006 г.) и др.
Уникальная методическая система преподавания М.А. Садовской отражена в авторских у чебных программах по сольному и концертно-камерному пению, конспектах лекций и мет одических материалах, изданных в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, обобщена в научных т рудах ее учеников и коллег, проработавших долгие годы в ее классе. О ней написано мн ожество воспоминаний, биографических статей и очерков, в прессе опубликовано интер
вью с выдающимся педагогом (Л. Садчикова «Недопетое сердце Милиты Садовской: бес еда с заслуженным работником культуры России, преподавателем вокального отделения Челябинского института музыки»). К знаменательной дате, 95-летию со дня рождения Ми литы Александровны Садовской, в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского был подготовлен фильм -концерт [URL: https://uyrgii.ru/koncert-pamyati-pedagoga-posvyashchennyy-95-letiyu-so-d nya-rozhdeniya-zasluzhennogo-rabotnika], в котором собраны концертные номера и воспо минания ее выпускников. Приведем несколько примеров, каким образом личность М.А. С адовской характеризуется учениками и коллегами: блистательный вокальный педагог; че ловек-эпоха; огромное культурное явление; музыкант-практик, обладающий несомненны м профессионализмом, помноженным на многолетний опыт, педагогический талант и тита нический труд; мудрый, глубокий и сложный человек (Н. Степанова); наставник; учитель , обладающий педагогическим даром (Е. Малахова); легенда вокального искусства; педа гог с большой буквы; фанат своего дела; хороший и мудрый человек (Г. Шевелева); муз ыкант с большой буквы; многогранный и многознающий человек; личность с большущим музыкантским опытом; моя большая любовь (Е. Тутынин); наша вторая мама (З. Рубинова ); педагог с большой буквы, моя вокальная мама, которая открыла для меня мир академ ического вокала и оперного искусства; настоящий наставник по жизни (К. Ковалевская); невероятно талантливый, требовательный и очень яркий педагог (Т. Степовик-Болдырева ); внимательный, чуткий педагог, любящий своих студентов, свою профессию, вообще оп ерное искусство; уникальный, добрый и яркий человек (Л. Разумкова); человек, который привил мне любовь к классической музыке, любовь, которая в дальнейшем предопредел ила всю мою судьбу, весь мой жизненный путь (Л. Чугунников); человек, который измени л мою судьбу, помог мне обрести профессию (Д. Крыжский).
В историю кафедры хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского вписаны име на выдающихся педагогов: В.Г. Худяковой, Э.В. Михальченко, Г.К. Кендыш.
Валентина Григорьевна Худякова, хормейстер, преподаватель, заслуженный работник культуры РФ (1993 г.), окончила Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Му соргского (1967 г.) и с 1971 г. преподавала в Челябинском высшем музыкальное училищ е им. П.И. Чайковского хоровое дирижирование, чтение хоровых партитур, дирижерскую практику, хоровую аранжировку и хоровой класс, руководила дирижерско-хоровым отде лением, вокальным ансамблем юношей [URL: http://chel-portal.ru/enc/Hudyakova_Valentin a_Grigorevna]. Уникальная методика преподавания В.Г. Худяковой изложена в 4-х выпус ках составленной ею хрестоматии «Дирижирование хором: хрестоматия для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ, колледжей, училищ культуры» (Челябинск, 199 8 - 2002 гг.).
Среди выпускников В.Г. Худяковой Н. Андреева, Заслуженный работник культуры Росси йской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель и дирижер концертного хора «Гармония» (г. Челябинск); Р. Зайченко, вед ущий солист Челябинской государственной филармонии, поэт, композитор, лауреат межд ународных конкурсов (г. Челябинск); А. Матушкин, дирижёр Челябинского государствен ного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки, лауреат всероссийских и м еждународных конкурсов, доцент кафедры оркестровых струнных инструментов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского; К. Иванишко, преподаватель эстрадного вокала, руководитель де тского эстрадного хора WolrusKids (г. Москва), лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Валентина Григорьевна награждена грамотами Министерства культуры СССР, областного Управления культуры, многочисленными дипломами конкурсов и смотров, значком Минис терства культуры РСФСР «За отличную работу», что подтверждает высокую оценку ее пед
агогической деятельности со стороны профессионального сообщества. На кафедре хоро вого дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского регулярно публикуются научные стат
ьи (О.Г. Сафронова, И.Р. Садыкова, Е.В. Авдина [6, 7], пишутся курсовые и дипломные р аботы, посвященные жизненному и педагогическому пути В.Г. Худяковой, в которых мол одое поколение музыкантов обобщает педагогический опыт и изучает методические прин ципы выдающегося хормейстера.
Огромное влияние на развитие хорового искусства Южного Урала оказала Элеонора Ви кторовна Михальченко - преподаватель, заслуженный работник культуры РСФСР (1985 г.). После окончания в 1964 г. Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Э.В. Михальченко приехала по распределению в Челябинск, где препод авала в Челябинском музыкальном училище имени П.И. Чайковского и являлась руковод ителем женского хора Челябинского музыкального училища, который завоевал популярн ость не только в Челябинской области, но и за её пределами. Женский хор неоднократно становился лауреатом региональных и всероссийских конкурсов хоровых коллективов, а в 2001 г. на Всемирном хоровом конгрессе в Москве женский хор Элеоноры Михальченк о был признан лучшим среди 93 коллективов со всего мира [URL: http://chel-portal.ru/en-10846].
Как отмечает О.Г. Сафронова, «жест настоящего дирижёра всегда индивидуален, но уче
ников Элеоноры Викторовны можно узнать по стилю дирижирования» [8, с 38], «воспитан
ницы ее хора вбирали его и усваивали, делали своим собственным» [9, с- 78]. Среди ее у чеников: О. Баганова, артистка хора Мариинского театра (г. Санкт-Петербург); И. Волк ова, артистка Санкт-Петербургской хоровой капеллы им. М.И. Глинки (г. Санкт-Петербург ); Л. Гаранина, Заслуженная артистка РФ, солистка Челябинского камерного хора им. В. В. Михальченко; В. Зайченко, регент хора церкви Святого Александра Невского; Л. Ма сцерлян, заслуженная артистка Армении, певица; Л. Принц, преподаватель Парижской консерватории им. М. Равеля (Франция); И. Сокол, артистка Республиканской академиче ской русской хоровой капеллы им. А.А. Юрлова (г. Москва). Многие выпускники посвяти ли себя педагогической работе, такие как О. Балабан, профессор Московского городск ого педагогического университета (г. Москва); Н.Г. Чернова, преподаватель, руководит ель академического женского хора ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, лауреат всероссийски х и международных конкурсов; А.И. Балакина, преподаватель эстрадного вокала ЮУрГИ И им. П.И. Чайковского; Н.А. Кудрякова, заслуженный работник культуры РФ, преподав атель отделения хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, лауреат всеро ссийских и международных конкурсов; Т.А. Меринова, преподаватель отделения хорово го дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского;О.Г. Сафронова, Заслуженный работ ник культуры РФ, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой хоровог о дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского;Е.А. Шишова, преподаватель эстрадно го вокала ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.
Высокая оценка ее деятельности профессиональным сообществом подтверждается знако м Министерства культуры СССР «За отличную работу», юбилейной медалью Международн ого союза музыкальных деятелей. «Авторитет Элеоноры Викторовны как музыкального де ятеля, руководителя и педагога был признан виднейшими фигурами хорового искусства: В. Мининым, И. Кокарсом, И. Агафонниковым, С. Калининым, Б. Тевлиным, А. Коженнико вым. Композиторы В. Калистратов и О. Хромушин написали произведения, предназначен ные специально для женского хора училища» [9, с 77]. Интерес к личности и творчеству Э.В. Михальченко подтверждается многочисленными публикациями в прессе, интервью ( Т. Марьина «В гостях у Элеоноры Михальченко: беседа с заслуженным работником культ
уры РСФСР Элеонорой Викторовной Михальченко»). Признание учеников отмечено в мно гочисленных воспоминаниях о любимом педагоге, отзывах благодарных выпускников и в ербализируются такими эпитетами и метафорическими описаниями, как любимая, неповт оримая, талантливый дирижер, высокопрофессиональный педагог, человек-легенда, чел овек-эпоха, наш недосягаемый эталон, творческая путеводная звезда. Коллегами с кафе дры хорового дирижирования, за 49 лет преподавания на которой она выпустила более 100 специалистов, регулярно публикуются научные статьи, заслушиваются доклады на ко нференциях, посвященные исследованию творческого пути Э.В. Михальченко. Молодыми музыкантами, коллегами и последователями Элеоноры Викторовны изучен и обобщен ее педагогический опыт, выделены ведущие методические принципы, определены методы х ормейстерской работы. Все это отражено в учебных программах специальных дисциплин и эффективно применяется в профессиональной подготовке современных хоровых дириж еров.
Кендыш Галина Константиновна, дирижер хора, доцент, заслуженный работник культу ры РФ (1997 г.). Окончила в 1973 г. Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, работала хормейстером в Челябинском государственном театре оперы и ба лета им. М.И. Глинки, а с 1986 г. - в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайков ского [URL: http://chel-portal.ru/enc/Kendysh_Galina_Konstantinovna]. В 1995 г. Галиной Константиновной был создан хор мальчиков «Жаворонки», который на постоянной основ е принимал участие в спектаклях Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. Глинки и стал впоследствии основой вокального ансамбля юноше й - ныне широко известного и признанного профессионального вокального коллектива. С 2013 г. ансамблем юношей руководит ученик Г.К. Кендыш Иван Резепин, под руководст вом которого ансамбль неоднократно становился лауреатом всероссийских и междунаро дных конкурсов. Профессиональные достижения созданного ею женского ансамбля «Вдо хновение» также были высоко оценены на конкурсах всероссийского и международного уровней. В настоящее время ансамблем руководит ученица Галины Константиновны Ольг
а Кочетова, которая «бережно сохраняет традиции, заложенные её педагогом» [8, с- 39]. Ансамбль является постоянным гостем на различных мероприятиях в учреждениях город а и области, ведет активную конкурсную деятельность, имеет широкую географию концер тных выступлений в городах России.
Галина Константиновна подготовила более 50 специалистов, которые достойно продолжа ют и развивают хоровое искусство по всей стране и ближнем зарубежье: М. Балабан, а ртист хора «Геликон опера» (г. Москва), А. Галичин, хормейстер хора Челябинского госу дарственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки; П. Карпушкин, ар тист Челябинского камерного хора им. В.В. Михальченко; О. Кочетова, профессор кафе дры хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, лауреат всероссийских и м еждународных конкурсов; Д. Лопатин, артист хора Челябинского государственного акад емического театра оперы и балета им. М.И. Глинки; А. Просеков, хормейстер Челябинск ого камерного хора им. В.В. Михальченко, лауреат всероссийских конкурсо;, И. Резепин , доцент кафедры хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, лауреат всер оссийских и международных конкурсов; Р. Резепин, Заслуженный артист республики Ха кассия, командир фронтовой творческой бригады Ансамбля песни и пляски Краснознаме нного центрального военного округа, старший лейтенант.
Научные статьи, методические пособия, хрестоматии, составленные Галиной Константино вной, отражающие ее стройную методическую систему и опубликованные в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, широко используются преподавателями хоровых дисциплин в педагоги ческой практике. Г.К. Кендыш награждена знаком «Отличник Всероссийского музыкальн
ого общества» (1993 г.), грамотами Министерства культуры РСФСР. Галина Константинов на - «разносторонняя творческая личность, спектр ее деятельности широк и разнообраз ен: она дирижер-хормейстер большого творческого диапазона, великолепный организат ор, высокопрофессиональный педагог» [10, с- 34].
Каждый из рассмотренных в данной статье музыкантов отвечает обозначенным критерия м героизации личности профессионального деятеля искусства и культуры: имеет собстве нную систему преподавания, обобщенную и изложенную в виде стройной последователь но применяемой совокупности педагогических принципов, методов и приемов; воспитал большое количество выдающихся учеников, доказавших свое мастерство высокими проф ессиональными достижениями, отмеченными почетными званиями и государственными на градами; оставил неизгладимую память в сердцах и душах своих выпускников, слушател ей и почитателей, благодарной публики, запечатленной в многочисленных отзывах и вос поминаниях, вошедших в историческую культурную память региона; получил неоспоримо е признание коллег и соратников, выраженное в сохранении, почитании и целенаправле нном использовании своего педагогического наследия в современной педагогической п рактике.
Благодаря совокупности данных факторов результаты деятельности рассмотренных музык антов-педагогов, а также воплощенная в них система ценностей, принятая и одобренная последующими поколениями профессионалов, приобретает эталонный характер, что обус ловливает возможность ее тиражирования и транслирования в исторической перспектив е, а значит - участия в формировании идеологических и художественно-эстетических уст ановок общества. Следовательно, рассмотренные персоналии могут быть признаны героя ми-профессионалами в своей сфере деятельности.
В результате исследования мы разработали когнитивную модель героизации профессион ального деятеля и предложили перечень критериев героизации профессионала в сфере культуры и искусства. Проанализировав педагогический опыт выдающихся преподавател ей кафедры сольного пения и хорового дирижирования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, м ы пришли к выводу, что предложенные критерии для оценки деятельности музыканта-пед агога являются обоснованными для героизации профессионального деятеля в сфере муз ыкальной педагогики.
Библиография
1. Таскаева А.В. Реализация героической парадигмы в национальной языковой картине мира: дисс. ... д. филол. н.: 10.02.19. Челябинск, 2021. 428 с.
2. Плахов В.Д. Герои и героизм: опыт современного осмысления вековой проблемы: монография. СПб.: КАРО, 2008. 239 с.
3. Маршкова Т.И. Большой театр: золотые голоса. Москва: Алгоритм, 2011. 1021 с.
4. Иванова О.Ю. Опера в Челябинске: К 40-летию Челябинского академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки. Челябинск, 1997. 165 с.
5. Оснач В.П. По страницам истории. Челябинский музыкальный техникум. Челябинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского. 1935-1965. Часть I. Трудные времена. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. 268 с.
6. Сафронова О.Г. Творческий портрет В.Г. Худяковой // Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования: материалы международной научно-практической конференции (к 80-летию ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского). Челябинск, 2015. С. 303-311.
7. Садыкова И.Р. Валентина Григорьевна Худякова: педагог, хормейстер, человек // Искусствознание: теория, история, практика. 2023. №2 (37). С. 45-57.
8. Сафронова О.Г. Из истории кафедры хорового дирижирования: традиции и новаторство // Искусствознание: теория, история, практика. 2021. № 1 (30). С. 35-40.
9. Меринова Т.А. Творческий портрет Э.В. Михальченко // Искусствознание: теория, история, практика. 2013. № 1(5). С. 75-80.
10. Резепин И.В. Педагогические принципы Г.К. Кендыш // Искусствознание: теория, история, практика. 2021. № 1(30). С. 32-34.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Герой-профессионал в сфере музыкальной педагогики», в которой проведено исследование процесса создания образа героя в определенной профессиональной сфере.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что основу героической парадигмы составляют героические образы, в которых находят воплощение общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности общества. Образы героев реализуют функцию передачи ценностей от поколения к поколению, участвуют в формировании идеологических установок общества. Как полагает автор, героем-профессионалом становится тот человек, который достиг выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности и получил общественное признание.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью популяризации профессии педагога-творца как носителя и транслятора культурных ценностей в свете социокультурных вызовов, стоящих перед Россией. Теоретическая значимость выражается в систематизации педагогических, творческих, научно-методических достижений педагогов-музыкантов, которые обогащают региональную культурную палитру Челябинской области и могут послужить материалом для дальнейших исследований различных аспектов культурной жизни Южного Урала.
Цель исследования заключается в представлении выдающихся музыкантов-педагогов как героев-профессионалов. Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи: разработать когнитивную модель героизации профессионального деятеля в сфере культуры и искусства; предложить перечень критериев героизации музыкантов-педагогов; определить музыкантов-педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, чей опыт педагогической деятельности соответствует заявленным критериям; проанализировать опыт педагогической деятельности выдающихся преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского и представить их как героев-профессионалов, участвующих в формировании идеологических и художественно-эстетических установок общества. В исследовании автором выдвигается гипотеза о том, что герой-профессионал в сфере музыкальной педагогики - это педагог-музыкант, который благодаря собственной методической системе преподавания воспитал учеников, находящихся в профессии и достигших в ней значимых результатов, и получил признание выпускников и высокую оценку деятельности со стороны профессионального сообщества.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, описания и систематизации. Теоретическим обоснованием послужили труды Таскаевой А.В., Плахова В.Д. и др. Эмпирическим материалом явилась творческая и педагогическая деятельность преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского (г. Челябинск).
К сожалению, автором не проделан анализ научной обоснованности проблематики. По заявлению автора, научная новизна статьи состоит в том, что результаты
профессиональной деятельности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского рассматриваются в героической парадигме, как социально-творческий продукт, имеющий не только локальную профессионально-педагогическую ценность, но и универсальную социально-культурную значимость, обусловливающую их влияние на формирование аксиологических ориентиров и художественно-эстетических установок общества.
В результате анализа критериев, определённых Указами Президента РФ о почетных званиях «заслуженный деятель искусств РФ» и «заслуженный работник культуры РФ», а также обобщения собственного опыта образовательной деятельности в сфере культуры и искусства автором были выделены следующие критерии героизации музыканта-педагога: наличие собственной методической системы преподавания, отраженной в научных и методических трудах, учебных программах, методических материалах; наличие большого количества выдающихся учеников-музыкантов, занимающих высокий сегмент профессионального музыкального искусства и образования; наличие большого количества позитивных отзывов от учеников в общественном пространстве и социально-культурной среде; признание выдающихся достижений педагогическим сообществом. Далее автором подробно рассмотрены творческая и профессиональная биография преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. На основе данного исследования автор приходит к заключению, что каждый из рассмотренных в данной статье музыкантов отвечает обозначенным критериям героизации личности профессионального деятеля искусства и культуры, а, следовательно, рассмотренные персоналии могут быть признаны героями-профессионалами в своей сфере деятельности.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение про це с с а фо рмиров а ния о бра з а г е роя -про фе с с иона ла пре дс та в ля е т не с о мне нный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Однако библиографический список составляет всего лишь 10 источников и практически не содержит теоретических научных трудов по исследуемой проблематике, что представляется явно недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса. Автору следует расширить библиографию своего исследования.
Тем не менее, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных не до с та тко в .