крыть горожанам глаза на взяточничество директора гимназии. Гуадонин, умевший изменять почерк, многократно ее переписывает. «Химики» Кватц и Пикок, которые запаслись банками со зловонной аптечной жидкостью - ассафетидой, расклеивают ночью по всей округе эти «прокламации» и совершают само «покушение» - бросают вонючие «бомбы» в окна директорской квартиры (она была на территории гимназии).
В лучших традициях приключенческого жанра автор «Воспоминаний» описывает эпопею «войны» с директором, привлекшую к обстановке в гимназии внимание городских властей и жандармов, рассказывает о собственных переживаниях.
Опасная затея удалась: скандал с «покушением» стал достоянием уличных слухов, семейству Бернгарда пришлось надолго эвакуироваться из провонявшей квартиры. Злоумышленников не нашли. Но первая попытка все же не привела к желанному результату -директор не покинул своего поста. И тогда заговорщики повторили ее с немалым риском для собственного будущего - все это происходило накануне выпускных экзаменов. И тут они добились своего: недруг подал прошение об отставке и впоследствии бежал из гимназии, бежал из Тамбова. Тайну своего причастия к случившемуся, так и не раскрытую в ходе следствия, дружная компания сохранила на долгие годы.
Выпускные экзамены Терпигорев сдал успешно. В работе экзаменационной комиссии принимал участие приехавший из Харькова в связи с нашумевшей «историей» инспектор округа Ф.Л. Тюрин. Встреча с этим «худым, бритым стариком, в вицмундире со звездой, ходившим несколько сутуловато и даже согнувшись» (с. 473), оказалась важной для будущего писателя. Написав интересные сочинения по истории и русской словесности, он заслужил одобрительный отзыв Тюрина и получил от него приглашение без экзаменов поступить учиться в Харьковский университет. Но молодого Терпигорева манила столица...
Зато одно из его экзаменационных сочинений - очерк «Черствая доля» - был вскоре, в самом начале студенчества, опубликован в Петербурге в журнале «Русский мир», который издавал А. С. Гиероглифов. Кстати, как сообщает «Тамбовская энциклопедия», изданная в 2004 году, Александр Степанович Гиероглифов (1825-1900), публицист, переводчик, журналист, тоже в свое время окончил Тамбовскую гимназию.
1. Терпигорев С.Н. (Сергей Атава). Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. СПб., 1899. С. 522, 523. Далее цитируется это издание с указанием страниц в тексте.
Поступила в редакцию 1.03.2006 г.
ГЕРОИ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВОЛИ В РОМАНЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИЕНА
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»
Т.В. Лебедева
Lebedeva T.V. Characters and problem of free will in the novel by J.P.P. Tolkien «Lord of the Rings». The article investigates the functions of characters in the artistic interpretation of problems about the balance of determination and free will.
Вопрос о соотношении предопределения и свободы воли на протяжении многих веков интересовал не только философов и богословов, но и писателей. К нему обращались Данте, Мильтон, Гёте. В творчестве Дж.Р.Р. Тол-киена этот вопрос также занимает важное
место. В созданной им мифологии валары (их можно соотнести с ангелами), эльфы и люди оказываются на одном уровне, поскольку все они создания Единого Бога, имманентным свойством которых является свободная воля [1, 2].
Свобода воли героев реализуется в основном через способность выбирать. Проблема выбора возникает почти перед каждым персонажем. Значимость выбора может быть различна: от решения уничтожить Кольцо Всевластья до выбора дороги. Однако в любом случае важна самостоятельность выбора. Принимая решения, персонажи сталкиваются с борьбой мотивов и взвешивают аргументы в пользу того или иного варианта. Так, Хранители Кольца Всевластья определяют, куда они пойдут: в укрепленный Гондор или в Страну Тьмы. Путь в Страну Тьмы смертельно опасен, но путь в Гондор может быть еще опасней, так как враг узнает, где укрыто Кольцо, и уничтожит Гондор [3]. Примечательно, что в «Сильмариллионе», где тема рока проходит через каждую легенду, взвешивание аргументов практически отсутствует.
В философии способность выбирать между двумя равнозначными мотивами также выступает как доказательство свободной воли. Индетерминисты защищают безразличную свободу воли, подразумевающую, что человеческое хотение при одинаковых условиях может выразиться в разных формах. Им возражают детерминисты: возможность выбора не уничтожает причинности и необходимости. В акте выбора волей овладевает сильнейший мотив, т. е., она не свободна [4]. В произведениях Толкиена можно найти подтверждение этим взглядам. Например, вмешательство мага Гэндальфа помогает Бильбо расстаться с Кольцом Всевластья, а поведение Боромира укрепляет волю Фродо идти в Мордор. Писатель показывает не внутреннее развитие героя, а обусловившие его факты и события, а затем знакомит читателя с результатом [5]. Однако для Толкиена важнее, что «человек - это не только зерно, развивающееся по заложенной в него программе <... > человек - зерно и одновременно <... > садовник <... > развитие «характера» действительно может явиться результатом сознательного намерения <. > изменить врожденные тенденции в желаемых направлениях...» [2, с. 273]. Поэтому в наиболее значимых эпизодах выбор определен внутренними факторами. В этих случаях писатель не показывает переживаний и сомнений героя, но упоминает о них. Тем самым создается впечатление относительной независимости духовной жизни персонажа от внеш-
них событий. Таково решение Фродо взять на себя бремя Кольца Всевластья [3, с. 247].
То, что герои ощущают себя свободными, проявляется и в чувстве ответственности за свои решения, которое не возникает там, где человек считает себя подвластным судьбе. Например, оно не характерно для героев античной литературы, где судьба считалась неизбежной [6]. Принимая ответственность, герой тем самым признает, что судьбу других определяет его воля. Выбор Фродо уйти из Шира, чтобы уничтожить Кольцо Всевластья, объясняется чувством ответственности за судьбы Родины, всего Средиземья, друзей. В английской литературной сказке именно ответственность за свой выбор становится главной задачей героя. Во «Властелине Колец» такими героями оказались хоббиты [7]. Однако возможность выбора и чувство ответственности не только раскрывают свободу героя, но и ставят ей ограничения. Фродо соглашается идти в Мордор добровольно, но оказывается связан своим же решением и уже не может отступить [8].
Впечатление непредсказуемости помогают создать действия персонажей. Хоббиты -существа маленькие, заурядные и слабые. Но в трудный час они демонстрируют неожиданный героизм [3, с. 127; 2, с. 181, 273]. Непредсказуемость хоббитов отмечает Р. И. Кабаков, объясняя их поведение не закономерностями психологического развития, а раскрытием в решающие моменты своей сущности [9]. С другой стороны, система персонажей «Властелина Колец» позволяет предполагать, как будут складываться их взаимоотношения. У.Х. Оден объясняет это жанровыми особенностями дие81;’а, который не приспособлен для детальной обрисовки характера, т. к. герои являются больше архетипами, нежели реальными личностями [8, с. 559]. Толкиену достаточно назвать героя эльфом, гномом или хоббитом, и все становится ясно [10]. Во «Властелине Колец» эльфы и гномы участвуют в борьбе на стороне Светлых Сил, тогда как орки и тролли служат Тьме. Однако место людей в этой системе неоднозначно. Одни народы принимают сторону светлых Сил, другие - Темных. Это мешает определить их позицию и создает эффект непредсказуемости.
Действия персонажей оказываются включены в причинно-следственные цепочки
и с этой точки зрения раскрывают предопределенность будущего. Примером может служить история взаимоотношений Сэма и Гол-лума. Грубость Сэма сводит на нет раскаяние Голлума и делает его предательство неизбежным [2, с. 375]. Поведение героев может также служить предзнаменованием какого-либо события. В сцене последней битвы маг Гэндальф поднимает руки. Библейская аллюзия - поднятые руки Моисея приносят победу израильтянам (Исх. 17: 11) - делает это знаком победы.
Воздействие на других с помощью личного примера, совета, внушения, просьбы или приказа относится к факторам естественной детерминированности. Однако некоторые герои способны оказывать сверхъестественное влияние. Прежде всего это Саурон, воплотившийся в виде огненного ока, взгляд которого может проникать через любые расстояния и внушать ужас не только противникам, но и прислужникам Саурона. Значительное воздействие на персонажей оказывают призраки Кольца. Они внушают иррациональный страх, подавляя волю и мужество [2, с. 309]. Их крик предвещает беду, а непосредственный или длительный контакт с ними вызывает таинственную болезнь: пораженные этим недугом засыпают и умирают во сне. Чародейская сила заключена в голосе Сарумана. Его мелодичная речь околдовывает и радует слух, так что после нее звук любого другого голоса раздражает. Писатель делает акцент на том, что власть этого голоса не имеет ничего общего с гипнозом. Те, кто слушал Сарумана, подвергались опасности согласиться с его доводами, будучи в полном сознании. Но для персонажей Толкиена существует возможность отвергнуть и голос, и производимое им впечатление посредством свободной воли и разума [2, с. 313]. Влияние Гэндальфа на жителей Средиземья огромно. Но при всей своей магической силе он не стремиться завладеть сознанием других. Впрочем, сцена на Овиде является исключением. Гэндальф проникает в сознание Фродо в тот момент, когда Саурон почти одолел волю героя и подсказывает ему правильное решение [3, с. 371, 460]. В романе появляется и другая сила, которая, не навязывая своей воли, тем не менее, подталкивает персонажей к определенным действиям (вещий сон Боро-мира и Фарамира, размышления Сэма над те-
лом Фродо). Однако письма Толкиена позволяют предположить, что в таких случаях в ход истории вмешивается сам Бог [2, с. 265-266].
Эффект предопределенности создается также через описание некоторых персонажей, которое помогает понять, какие задачи им предстоит выполнить. Близость «Властелина Колец» к сказке обусловила наличие в романе всех сказочных функций, хотя и разнесенных по двум персонажам: Фродо и Арагорну [11]. Реализация некоторых из этих функций (отправление в путь, запрет и его нарушение, разведка вредителя и т. д.) позволяет предположить дальнейшие испытания, с которыми столкнутся эти герои. Например, персонаж получит волшебное средство или помощника (эльфийский меч, фиал Галадриэли; Хранители, Голлум), вступит в непосредственную борьбу с врагом (сопротивление воле Саурона и схватка с Голлу-мом, завладевшим Кольцом). Арагорну предстоит вступить в брак и воцариться. С функцией воцарения связаны приемы, которые подчеркивают королевское происхождение Арагорна: его внешность, власть над воинством мертвых, способность исцелять [3, с. 363, 327, 737, 810]. Об особом предназначении Гэндальфа свидетельствуют библейские реминисценции. Его описание: серебристые волосы и белая борода, глаза, напоминающие способные вспыхнуть угольки [3, с. 200], -перекликается со словами Апокалипсиса (Откр. 1:14). Другой аллюзией на Апокалипсис является образ мага как Белого Всадника (Откр. 6:2) [12]. Божественная природа мага подчеркивается также через его сопоставление с Арагорном в эпизоде встречи в Фан-горне. Рука Арагорна покоится на мече, символе человеческой силы, но о силе Гэндальфа говорится, что она превыше нее. Серой фигуре Арагорна (знак его смертности) противопоставлена белая (цвет существ, потерявших телесность), озаренная внутренним светом фигура Гэндальфа. Об Арагорне говорится, что первая фигура - Человек, но о фигуре Гэндальфа не сказано ничего подобного [13].
Система персонажей позволяет сделать вывод о том, что в мире Толкиена герои - это одновременно и орудия Провидения [2, с. 369], и самостоятельные, свободные в своем выборе личности [3, с. 668]. Предназначение одних известно с самого начала: Арагорн
должен стать королем, и никто не может выполнить эту задачу за него. Предназначение других определяется случаем. На месте Фродо, получившего Кольцо Всевластья, мог оказаться любой хоббит. На короткое время задачу уничтожить Кольцо берет на себя его друг Сэм, и это нисколько не меняет расстановку сил. Таким образом, писателю удается совместить идею предопределенности со свободой героя.
1. Толкин Дж. Р.Р. Сильмариллион: сб. М.; СПб., 2000. С. 9-13, 37.
2. Толкин Дж. Р.Р. Письма. М., 2004. С. 323, 391, 230.
3. Толкиен Дж. Р.Р. Властелин Колец. М., 2002. С. 365, 372-373.
4. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 75-120.
5. Кошелев С.Л. // Комсомолец (Челябинск). 1987. 28 нояб. С. 9.
6. Горан В.П. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 75.
7. Мамаева Н.Н. // Дергачевские чтения - 2000: Рус. лит.: нац. развитие и регион. особенности. Екатеринбург, 2001. Ч. 2. С. 383.
8. Оден У.Х. // Толкин Дж.Р.Р. Сильмарил-
лион. С. 566.
9. Кабаков Р.И. «Повелитель колец» Дж. Р.Р. Тол-кина: эпос или роман? Л., 1988. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР, № 37042 от 06.03.89. С. 7.
10. ЛьюисК.С. // Толкин Дж. Р.Р. Сильмариллион. С. 547.
11. Кошелев С.Л. // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1981. Вып. 6. С. 83-92.
12. Эйкинскьялди Т. // Палантир. 1998. № 15. С. 6-13.
13. ХукерМ.Т. // Палантир. 2002. № 32. С. 14. Поступила в редакцию 3.03.2006 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРАГМАТИКЕ ДИСКУРСА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Е.И. Зимина
Zimina E.I. Implementing the model of teaching discourse pragmatics to students specialising in international relations in the English language classroom. The article proposes a model for teaching discourse pragmatics to students specialising in international relations and describes the methodology for its implementation.
Современный студент, обучающийся по специальности «Международные отношения», испытывает потребность развития прагматической осведомленности, позволяющей ему проявлять себя в роли полноценного и компетентного участника меж-культурной коммуникации. Данный вопрос в настоящий момент занимает видное место как в теории, так и в практике преподавания иностранных языков. Именно обучение прагматике дискурса способно, на наш взгляд, в значительной мере удовлетворить потребность студентов быть готовыми к коммуникативным неудачам, возникающим при общении с носителями языка, их преодолению и разрешению.
Одно из условий успешного общения на иностранном языке - качественно сформированная языковая компетенция, которая включает в себя лингвистическую, социолингвистическую и прагматическую компетенции. Для того чтобы повысить уровень прагматической компетенции, позволяющей осуществлять речевые акты и проявлять, с одной стороны, сензитивность к различиям в диалекте / варианте и регистре, к естественности, а с другой - способность интерпретировать культурные ссылки и фигуры речи, необходимо развивать прагматическую осведомленность [1]. До настоящего момента в методике данная проблема не получила должного рассмотрения. При этом актуаль-