Научная статья на тему 'Германский закон 1883 г. О медицинском страховании и его роль в улучшении положения трудящихся'

Германский закон 1883 г. О медицинском страховании и его роль в улучшении положения трудящихся Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2605
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / GERMANY / О. БИСМАРК / O. BISMARCK / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / HEALTH INSURANCE / БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / SICK-FUND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лохова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются основные положения закона 1883 г. создавшего систему медицинского страхования населения в Германии. Закон сыграл большую роль в улучшении положения трудящихся в стране, став основой для принятия аналогичных законов в других странах, в том числе в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMAN HEALTH INSURANCE LAW OF 1883 AND ITS ROLE IN IMPROVEMENT OF THE CONDITIONS OF WORKERS

The article analyses the main statements of the Law of 1883, which created the system of health insurance for German population. The Law played a great role in improvement of the conditions of workers in the country. It served as a basis for adoption of similar laws in other countries including Russia.

Текст научной работы на тему «Германский закон 1883 г. О медицинском страховании и его роль в улучшении положения трудящихся»

36. Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб.: Златоуст, 1995.

37. Фроянов И. Я. Древняя Русь // Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988.

38. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

39. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М.: Академический проект; Жуковский: Кучково поле, 2001.

40. Шилов Ю. А. Прародина ариев. Киев: СИНТО, 1995.

41. Gardhausen Rec. V. Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Vol. 1-2. Lipsiae: Tauchnitii, 1874-1875.

42. Waitz Ed. G. Ex Saxonis Danorum // Monumenta Germaniae Histórica. Scriptorum. T. XXIX. Leipzig: Verlag Karl W. Hiersemann, 1925.

43. tynsson Utgivet af F. Snorri Sturluson. Heimscringla. ^regs konunga sogur. Oslo: Universitetsforlaget; ^benhavn: G.E.C. Gads Forlag, 1966.

44. Vernadsky G. V. Kievan Russia. New Haven; London: Yale univ. press, 1976.

УДК 94(430)/082

И. В. Лохова

ГЕРМАНСКИМ ЗАКОН 1883 г. О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ И ЕГО РОЛЬ В УЛУЧШЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ

В статье рассматриваются основные положения закона 1883 г. создавшего систему медицинского страхования населения в Германии. Закон сыграл большую роль в улучшении положения трудящихся в стране, став основой

для принятия аналогичных законов в других странах, в том числе в России.

Ключевые слова: Германия, О. Бисмарк, медицинское страхование, больничные кассы, законодательство.

I. V. Lokhova

GERMAN HEALTH INSURANCE LAW OF 1883 AND ITS ROLE IN IMPROVEMENT OF THE CONDITIONS OF WORKERS

The article analyses the main statements of the Law of 1883, which created the system of health insurance for German population. The Law played a great role in improvement of the conditions of workers in the country. It served

Законами, принятыми после манифеста 1881 г. и расширявшими основы социального законодательства Германской империи, стали закон о медицинском страховании на время болезни, принятый 15 июня 1883 г., (в последствии в закон вносились изменения в 1892 г., 1900 г. и 1908 г.), закон о страховании от несчастных случаев 1884 г. (с коррективами, внесенными в 1900 г. [1]) и закон о страховании по инвалидности и старости 1889 г.

as a basis for adoption of similar laws in other countries including Russia.

Key words: Germany, O. Bismarck, health insurance, sick-fund, legislation.

Закон 1883 г. обсуждался более 2 лет, так как он предполагал масштабную помощь рабочим и служащим, причем большая часть расходов уже ложилась на плечи предпринимателей.

Закон 1 883 г. имел обязательный характер, и уклонение от его соблюдения строго наказывалось. Согласно закону, все рабочие, служащие и ремесленники, имевшие доход ниже 2 тыс. марок в год, подлежали страхованию на случай болезни. Действие закона

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

выходило за рамки промышленности, в сферу его действия попадали торговля, почта, телеграф, морские порты, адвокатские и нотариальные конторы, суды, страховые общества и вольнонаемные лица, работавшие в германской армии [5, 5.1-2].

Государство внимательно следило за тем, чтобы все доходы лиц, подлежавших социальному страхованию, попадали под действие норм закона, чтобы не получалось двойной бухгалтерии. Поэтому все дополнительные выплаты, получаемые рабочими и служащими, включая натуральную оплату труда, попадали под обязательное социальное страхование. Исключением стали категории рабочих, получавших социальные выплаты от работодателей, но их объем не должен быть ниже уровня, определенного общеимперским законодательством.

Закон допускал добровольное страхование для тех категорий рабочих, служащих, которые не попадали в разряд обязательного страхования, они имели право по собственной инициативе вносить необходимые социальные отчисления. Условием было наличие у них доходов не выше 2 тыс. марок в год [5, б. 1-2]. В страховой системе, сформированной законом 1883 г., могли участвовать члены семей рабочих и служащих, получая в случае болезни необходимую врачебную и медикаментозную помощь.

В сельской местности рабочие и служащие, занятые в аграрном производстве, не попадали в категорию лиц, подлежавших социальному страхованию в обязательном порядке. Имперское законодательство регулирование данного процесса полностью отдавало на усмотрение членов Германского союза (империи). В Брауншвейге, Саксонии, Бадене, Вюртенберге, Гессене, Саксен-Вей-марне, Саксен-Альтенбурге, Шварбурге принимаются законы об обязательном страховании рабочих занятых на сельскохозяйственных предприятиях. В то же время это законодательство не распространялось на территории крупных производителей аграрной продукции в Германии, включая Пруссию и Баварию. Местные законодатели не сочли возможным ввести обязательное социальное страхование сельскохозяйственных рабочих в своих землях.

В случае болезни каждое застрахованное лицо получало врачебную помощь,

в том числе необходимые лекарства и медицинские приборы. Действие закона начиналось с третьего дня заболевания. При болезни до 26 недель застрахованное лицо получало 50 % заработной платы [5, б. 1-2]. Больничные страховые кассы по-разному определяли размер средней заработной платы. В ряде случаев кассы ориентировались на среднюю заработную плату, установленную властями на территории отдельно взятой земли. В других случаях кассы самостоятельно высчитывали средний размер заработной платы исходя из реальных доходов рабочих и служащих. Лечение застрахованного лица производилось в домашних условиях, если на немедленной госпитализации не настаивали врачи и человек не заразился инфекционными заболеваниями. В других случаях перевод в больницу мог состояться только с письменного согласия заболевшего.

В случае смерти застрахованного лица его семья получала из кассы пособие в размере его 20-дневного среднего заработка. Эта сумма шла на погребение умершего. Дополнительную сумму могла получить женщина, родившая ребенка по прошествии 4-6 недель со дня смерти застрахованного [5, б.1-2].

Все данные выплаты составляли так называемый обязательный минимальный пакет, установленный законом 1883 г. Он позволял кассам предоставлять застрахованным дополнительные услуги. Поэтому сумму выплат они могли устанавливать не от размера средней заработной платы, а от реальной, могли удлинять срок выплат, в ряде касса он доходил до одного года.

Фонд касс, оказывавших помощь заболевшим рабочим и служащим формировался за счет их еженедельных страховых выплат, составлявших от 1,5 % до 2 % недельной заработной платы [5, б.1-2]. Во многих кассах страховые выплаты доходили до 4-5 %, но они носили добровольный характер и в случае болезни застрахованное лицо могло рассчитывать на дополнительные страховые выплаты. 1/3 фонда формировалось за счет выплат работодателей, а остальная сумма за счет рабочих и служащих [5, б. 1-2]. Своевременность страховых выплат контролировалась работодателями, поскольку от них зависели сроки поступления заработной платы рабочим и служащим.

В Германии существовала сложная структура больничных касс. Закон 1883 г.

создавал кассы обязательного страхования «Zwangskassen». Параллельно создавались кассы добровольного дополнительного страхования и кассы, организованные общинными (муниципалитетами) «Gemeinde krankenversicherung». Как уже отмечалось, еще до принятия закона 1883 г. на территории большинства германских земель уже действовали кассы взаимного вспомоществования «Knappschaftskassen»: цеховые, фабричные, созданные рабочими в горнодобывающей промышленности. Они доказали свою эффективность, поэтому закон 1883 г. сохранил их деятельность [2, с. 60-61].

Каждая касса, как правило, объединяла рабочих, служащих одного предприятия или цехового управления. Мелкие предприятия могли создавать кассу совместными усилиями, поскольку отдельным малым предприятиям было сложно создать необходимый кассовый фонд. В регионах со слабо развитой промышленностью создавались региональные кассы «Ortskrankenkassen». Они объединяли все промышленные предприятия, расположенные на территории данного региона вне зависимости от их отраслевой специфики, размеров и т. д. В ряде случаев в региональные кассы могли входить рабочие и служащие крупных предприятий. Этот тип кассы был полностью уравнен в правах с кассами, созданными на других основах. Более того, многие представители правящих кругов и деловой элиты считали региональные кассы наиболее удобным и эффективным способом организации больничных кассы в стране. Не случайно, что самыми богатыми больничными кассами стали региональные кассы, основанные в Лейпциге, Мюнхене, Дрездене и Франкфурте на Майне.

В некоторых местностях количество жителей, подлежавших страхованию, было крайне незначительным. В этой ситуации создание больничных касс не представлялось возможным. Поэтому лица, подлежавшие страхованию, подключались к системе общинного страхования. Данный тип страхования считался наименее выгодным [2, с. 62]. В то же время он получил довольно широкое распространение в стране, так как страховые взносы имели минимальные ставки, что устраивало значительную часть населения страны, особенно в экономически отсталых районах

Германии. Однако во время болезни застрахованное лицо могло претендовать только на минимальный объем страховых выплат.

Кроме этого, в стране разрешалось создавать частные больничные кассы. Рабочие и служащие, выбравшие для себя этот тип касс, освобождались от внесения выплат в обязательные больничные кассы. Частные кассы должны были предоставлять минимальный пакет выплат, определенный законом 1883 г. Большинство частных касс предлагало рабочим и служащим дополнительные выплаты во время болезни и на более длительные сроки, но при условии внесения дополнительных страховых выплат.

Во главе больничных касс находилось правление. В «Zwangskassen» на 1/3 оно состояло из представителей работодателей и на 2/3 рабочих и служащих. Состав правления остальных типов больничных касс законодатель не регламентировал. Он определялся учредителями касс. Следует отметить, что органы социального страхования в Германии имели значительную автономию, развитую систему самоуправления, хотя первоначально О. Бисмарк стремился поставить их под жесткий контроль государства. Однако в конечном итоге О. Бисмарку пришлось пойти на уступки в данном вопросе, так как ему необходимо было заручиться поддержкой либералов при голосовании в рейхстаге по социальным законам. Либералы готовы были их поддержать, но только при условии наделения органов социальной защиты широкой автономией [7, с. 52-53].

С момента издания закона в 1883 г. и по 1903 г. система больничных касс достигла впечатляющих результатов в развитии. В 1886 г. под действие закона попадало 3 млн 473 тыс. рабочих [6]. В 1903 г. общая численность касс составила 23028, а число застрахованных лиц достигло 10 млн 915 тыс. чел., в том числе 8 млн 357 тыс. мужчин. В 1907 г. численность касс увеличивается до 23 232, их членами являлось 11,7 млн чел. [4, с. 225]. В 1912 г. численность членов касс достигло 13 млн чел., а в 1913 г. 14,6 млн чел. [3, с. 105].

Об итогах деятельности различных типов касс убедительно свидетельствует таблица [2, с. 62-63].

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица

Итоги деятельности различных типов касс

Тип касс Число касс Численность застрахованных лиц

Общинные кассы 8 219 1 499 566

Региональные кассы 4 706 4 975 322

Кассы обязательного страхования 8 297 2 820 882

Частные фонды 1 620 928 727

КпаррБсИа^зкаББеп 186 690 636

Согласно переписи населения, в Германии 1903 г. на 1 тыс. жителей приходилось 186 чел., имевших страховку в больничных кассах [2, с. 63]. Однако официальная статистика не учитывала в данном случае членов семей застрахованных лиц, которые также в основном попадали под действие страховой системы, поэтому реальная цифра лиц, имевших страховки больничных кассах была значительно больше.

За годы деятельности больничные кассы достигли больших результатов, они смогли сформировать значительные финансовые ресурсы, с помощью которых можно было оказывать эффективную помощь застрахованным лицам. Только в 1903 г. сумма аккумулированных больничными кассами финансовых средств достигла внушительной цифры в 223 млн 207 тыс. марок. Работодатели внесли 65 млн 781 тыс. марок, наемные рабочие и служащие 145 млн 991 тыс. марок, 11 млн 434 тыс. составил процент прибыли, полученный кассами от размещения средств в финансовых учреждениях страны [2, с. 63]. К 1908 г. доходы касс достигли внушительной суммы в 377,7 млн марок, в том числе 300 млн - за счет взносов [4, с. 225].

Всего с 1885 по 1903 гг. больничные кассы собрали 2 млрд. 587 млн 483 тыс. марок, в том числе 744 млн 687 тыс. за счет отчислений работодателей, 1 млрд. 720 млн 322 тыс. марок за счет взносов рабочих и служащих и 122 млн 474 тыс. кассы заработали на финансовых операциях. Собственный капитал касс и стоимость их основных фондов достиг 206 млн 427 тыс. марок [2, с. 63]. К 1907 г. он возрос до 245 млн марок [4, с. 225].

Расходы больничных касс также выглядели значительными. С 1885 по 1903 гг. они потратили 2 млрд 220 млн марок. Структура расходов выглядела следующим образом: вознаграждение врачей 464 млн 17 тыс.; оплата

медикаментов, медицинских приборов и материалов 367 млн 524 тыс.; денежные выплаты членам касс 990 млн 410 тыс.; денежные выплаты членам семей 18 млн 109 тыс.; денежная помощь роженицам 32 млн 254 тыс.; расходы на содержание заболевших членов касс в больницах 271 млн 181 тыс.; пособия на погребения 77 млн 188 тыс. марок [2, с. 64]. В среднем в 1903 г. на каждый случай временной нетрудоспособности кассы тратили 48,51 марки или 2,59 марки в день.

Первоначально больничные кассы крайне осторожно относились к расходованию средств, но со временем они поняли необходимость значительного увеличения страховых выплат, в результате чего застрахованные лица быстрее выздоравливали, не получая побочных и хронических заболеваний, поэтому, увеличивая выплаты в стратегическом плане, кассы выигрывали, так как население становилось здоровее. Кассы, располагавшие значительными средствами, набирали дополнительный штат врачей, заключали соглашения о сотрудничестве с высококвалифицированными специалистами, первоклассными клиниками, санаториями, больницами. В этом отношении они проявляли большую избирательность, не прибегая к услугам сомнительным врачей и медицинских заведений.

Уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. некоторые больничные кассы начали направлять своих членов на курорты в основном для прохождения лечения с помощью минеральных вод и термальных ванн.

Самым неблагоприятным годом в деятельности касс с 1888 г. стал 1893 г., когда приходилось 41,57 заболеваний на 100 застрахованных мужчин и 34,42 - на 100 застрахованных женщин. Самым неблагоприятным годом с точки зрения длительности заболеваний стал 1903 г., когда на 100 застрахованных мужчин приходилось 706,66 дней нетрудоспособности по болезни, а у женщин этот показатель достиг 720,06. В среднем на один случая заболевания мужчины болели 15,76 -17,96 дней, а женщины 17,18 - 21,85 дней. Таким образом, страховые выплаты женщинам были более обременительными для больничных касс.

Действие закона 1883 г. выходило за юридические нормы, установленные германским законодателем. Закон способствовал повышению уровня жизни наиболее уязви-

мой в социальном отношении категории подданных Германии. Он привел к улучшению демографической ситуации в стране: если в 1881-1885 гг. количество смертей на 1 тыс. чел. достигало 27,2, то в 1897-1901 гг. данный показатель сократился до 22,3 [2, с. 67]. Все германские эксперты не сомневались в том, что именно закон 1883 г. сыграл решающую роль в сокращении смертности поданных Германии в конце XIX - начале ХХ вв. До принятия закона рабочий-служащий во время

болезни подвергался серьезным испытаниям, они зачастую не имели возможность получения квалифицированной медицинской помощи. Во время болезни кормильца колоссальный удар наносился по доходам семьи.

Таким образом, закон 1883 г. сыграл большую роль в улучшении положения широких слоев населения, создав довольно эффективную систему больничных касс, обладавших необходимыми ресурсами для медицинского страхования населения.

Литература

1. Германский имперский закон 5 июля 1900 г. о страховании от несчастных случаев. СПб.: Общество для содействия русской промышленности и торговле, 1905.

2. Дамье Н. Страхование на случай болезни в Германии (донесение консула в Мемеле) // Сборник консульских донесений за 1906 г. Вып. I. СПб.: Товарищество Художественной Печати, 1906.

3. Нолькен А. М. Закон об обеспечении рабочих на случай болезни. Практическое руководство. СПб.: Изд. юрид. книжн. склада «Право», 1914.

4. Социально-политические таблицы всех стран мира / Сост. С. Зак. М.: Сотрудничество, 1910.

5. Gesetz über die Versicherung für die Arbeitnehmer im Krankheitsfall // Reichsgesetzblat. 1883. 21

6. Neueste Mittheilungen. 1888. 11 januar.

7. Stolleris M. Geschichte des Sozialreichts in Deutshland. Stuttgart, 2003.

УДК 94(47).05(436)

А. Н. Птицын

СТРУКТУРА АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ иммиграции В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В статье рассматривается процесс переселения австро-венгерских подданных в Россию в конце XIX - начале ХХ вв., анализируется численность, размещение, социальный и национальный состав иммиграции.

Ключевые слова: Австро-Венгрия, Россия, иммиграция, переселенцы, колонисты, чехи.

A. N. Ptitsyn

THE STRUCTURE OF AUSTRO-HUNGARIAN IMMIGRATION IN THE RUSSIAN EMPIRE

The article examines the process of resettlement of Austro-Hungarian citizens to Russia in the late XIX - early XX centuries. The author analyzes number, location, social and national composition of immigration.

Российская империя принимала активное участие в мировых миграционных процессах XIX - начала ХХ вв., одновременно выступая

Key words: Austria-Hungary, Russia, immigration, immigrants, colonists, the Czechs.

и в качестве донора, и в качестве реципиента. Жители соседних стран - как европейских, так и азиатских- в то время интенсивно переселя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.