Мировой газомоторный рынок
(Ш
Все больше и больше муниципальных и коммерческих транспортных предприятий США переходят на использование природного газа. Наиболее динамично развивается сегмент междугородных грузовых перевозок с использованием магистральных тягачей, работающих на СПГ. Активизируются работы по внедрению СПГ на железнодорожном и водном транспорте.
Американские законодатели разрабатывают меры стимулирования по следующим стратегическим направлениям:
• приобретение и использование автомобилей, работающих на природном газе, особенно большого класса для автотранспортных компаний;
• заводское производство автомобилей, работающих на природном газе;
• строительство заправок автомобилей природным газом;
• проведение НИОКР по созданию новых моделей автомобилей, работающих на природном газе.
Реагирует на новые реалии не только бизнес, но и власть. Губернаторы 13 штатов, в которых расположены основные запасы американского природного газа, пообещали руководителям компаний Дженерал
Моторз, Форд и Крайслер закупать тысячи газовых автомобилей. Руководители штатов даже договорились о подготовке консолидированного заказа. Точных цифр никто пока не назвал, но в ноябре 2011 г., когда родилась эта идея, речь шла о ежегодном заказе 5 тыс. метановых машин для каждого штата. Итого - 65 тыс. автомобилей в год для бюджетной сферы. За такой заказ автомобильные заводы будут отчаянно сражаться. А это открывает дополнительные возможности для снижения цен.
Применение аналогичного механизма в России было бы не менее полезно как для субъектов Федерации, так и для автопроизводителей. Кроме того, наличие фиксированного заказа от регионов позволило бы синхронизировать процессы газификации подвижного состава и строительства новых газозаправочных мощностей.
/////////////////////////^^^^
Германия: Водород для автомобилей
С.А. Порожняков, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»
Германское отделение компании Air Liquide заявило о намерениях принять участие в строительстве на территории ФРГ водородных автомобильных заправочных станций (ВАЗС). В июне 2012 г Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития Германии подписало соответствующие протоколы о намерениях с рядом компаний, включая компанию Air Liquide. В рамках программы «Немецкая водородная автострада» (German Hydrogen Highway) к 2015 г в Германии должны быть построены не менее 50 ВАЗС, из них 10 станций будет строить компания Air Liquide, которая уже возвела в разных странах мира 59 таких объектов, в том числе четыре в Германии.
Германия уже имеет определенный опыт применения компримиро-ванного и сжиженного водорода на
легковых автомобилях и автобусах. Одно время в аэропорту Мюнхена работала экспериментальная водородная автозаправка. Комприми-рованным водородом заправляли рейсовые автобусы, а сжиженным - легковые машины.
Водород получали тут же методом электролиза воды. В эксперименте участвовали два десятка инжиниринговых, транспортных и финансовых компаний. Стоимость водорода в этот период составляла 0,33 евро/м3 для компримированного и 0,55 евро/л
- для сжиженного. Понятно, что это была не коммерческая, а «исследовательская» цена.
Аналогичный комплекс был создан в Берлине для заправки муниципальных автобусов компримированным (до рабочих давлений 35 или 70 МПа) и сжиженным водородом. Комплекс расположен на территории городского автобусного парка в непосредственной близости от обычной многотопливной АЗС сети Total. Заправочные колонки расположены вне периметра автопарка, чтобы обеспечить свободный доступ всем желающим. Колонки стоят в 5 м от заправочного поста СУГ и в 10 м от колонок КПГ, бензина и дизельного топлива.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (30) декабрь 2012 г.