Научная статья на тему 'Германия и образование независимой Грузии в 1918 году'

Германия и образование независимой Грузии в 1918 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1770
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЗАКАВКАЗСКИЙ СЕЙМ / ТРАПЕЗУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ / БАТУМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГРУЗИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / GERMAN EMPIRE / TRANSCAUCASIAN SEYM / TRAPESUND CONFERENCE / BATUMI CONFERENCE / FIRST WORLD WAR / DEMOCRATIC REPUBLIC OF GEORGIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тамазов Муслим Султанович, Пазов Ибрагим Станиславович

Рассматривается фактор влияния политики Германской империи на образование Грузинской республики во время международной нестабильности на Южном Кавказе в 1918 году. Раскрываются причины этой нестабильности. Анализируется международное положение Южно-Кавказского региона. Отмечается, что в этот период, Южный Кавказ становится зоной интересов Германии и Турции, которые стремятся установить своё влияние в данном регионе. Показано, что, оказавшись неспособной противостоять геополитическим претензиям Германии и Турции, Закавказская федерация распалась, в результате чего появились независимые республики Грузия, Армения, Азербайджан. На примере Грузинской республики показано, что Германия стала представлять интересы этого государства во время его выхода из состава Закавказской федерации. Делается вывод о том, что завершение боевых действий в Закавказье стало возможным только благодаря компромиссу между германским и турецким руководством о разделе сфер влияний. Указывается, что после этого Германия и Грузия всё более активно начинают налаживать дипломатические контакты, в которых для грузинского правительства Германия становится крупным геополитическим партнером в защите её интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany and Formation of Independent Georgia in 1918

The influence of politics of the German Empire on Georgian Republic formation in time of international instability in the South Caucasus in 1918 is considered. The reasons of this instability are revealed. The international status of the South Caucasus region is analyzed. It is noted that during this period the South Caucasus became the area of interests of Germany and Turkey that are seeking to establish their influence in the region. It is shown that, being unable to withstand the geopolitical claims of Germany and Turkey, the Transcaucasian Federation was dissolved, which led to the independent Republic of Georgia, Armenia, Azerbaijan. On the example of Georgia Republic it is shown that Germany has come to represent the interests of this state at the time of its secession from the Transcaucasian Federation. It is concluded that the end of hostilities in the Caucasus became possible only thanks to the compromise between the German and the Turkish leadership about the division of spheres of influences. It is stated that after this, Germany and Georgia increasingly began to establish diplomatic contacts, and Germany became a major geopolitical partner for the Georgian government in the protection of Georgia interests.

Текст научной работы на тему «Германия и образование независимой Грузии в 1918 году»

Тамазов М. С. Германия и образование независимой Грузии в 1918 году / М. С. Тамазов, И. С. Пазов // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 229—240.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 94(479.22)+327.82(430:479.22)+321.013"1918"

Германия и образование независимой Грузии в 1918 году

© Тамазов Муслим Султанович (2016), кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова (Нальчик, Россия), [email protected].

© Пазов Ибрагим Станиславович (2016), магистрант, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова (Нальчик, Россия), [email protected].

Рассматривается фактор влияния политики Германской империи на образование Грузинской республики во время международной нестабильности на Южном Кавказе в 1918 году. Раскрываются причины этой нестабильности. Анализируется международное положение Южно-Кавказского региона. Отмечается, что в этот период, Южный Кавказ становится зоной интересов Германии и Турции, которые стремятся установить своё влияние в данном регионе. Показано, что, оказавшись неспособной противостоять геополитическим претензиям Германии и Турции, Закавказская федерация распалась, в результате чего появились независимые республики Грузия, Армения, Азербайджан. На примере Грузинской республики показано, что Германия стала представлять интересы этого государства во время его выхода из состава Закавказской федерации. Делается вывод о том, что завершение боевых действий в Закавказье стало возможным только благодаря компромиссу между германским и турецким руководством о разделе сфер влияний. Указывается, что после этого Германия и Грузия всё более активно начинают налаживать дипломатические контакты, в которых для грузинского правительства Германия становится крупным геополитическим партнером в защите её интересов.

Ключевые слова: Германская империя; Закавказский сейм; Трапезундская конференции; Батумская конференции; Первая мировая война; Грузинская Демократическая республика.

1. Введение

Первая мировая война — одна из тяжелейших страниц в истории всего мира, отразившейся на судьбах государств и жизнях миллионов людей. Война не только губила жизни и страны, она также ускоряла процесс образования национальных государств на осколках империй. Одной из таких

империй была Российская. Она полностью ощутила на себе все страдания, связанные с войной и ее последствиями: начало «катастрофы» в лице серьезной внутриполитической нестабильности и поражений на фронтах Первой мировой войны. Положение страны усугубилось после начала в 1918 году широкомасштабного наступления Германии, воспользовавшейся внутрироссийскими неурядицами. И новое правительство РСФСР оказалось в сложной геополитической ситуации, пытаясь восстановить контроль на бывших территориях Российской империи, и в том числе на Южном Кавказе.

Что же касается самой Германии, то она стремилась усилить свое влияние в Грузии как в стратегически важном регионе, при этом Грузия должна была стать не только союзником Германии, но и представлять её интересы на Южном Кавказе.

2. Брест-Литовский мирный договор и мирные переговоры Закавказской федерации со странами Центрального блока

Началом решения своих геополитических задач на Южном Кавказе для Германии стали переговоры в Брест-Литовске, где ещё в январе 1918 года перед самым началом согласования условий мирного договора между советской и германской дипломатией были проведены переговоры с делегацией Украинской центральной рады, по признанию Украины, независимой. Глава советской дипломатической группы в Брест-Литовске Л. Д. Троцкий признал представителей Рады в качестве самостоятельных субъектов переговорного процесса. Тем самым он неосознанно оказал важную услугу германской делегации, стремившейся расширить свое влияние на Украине, опираясь на союз с Радой.

Турция, воспользовавшись этим прецедентом и ориентируясь на расположение к ней Германской империи, 14 января предложила Закавказскому комиссариату начать сепаратные мирные переговоры. Одновременно было предложено направить в Брест своих уполномоченных в качестве делегатов независимого Закавказского государства [Документы и материалы, 1919, с 52].

Однако Закавказский комиссариат уклонился от ответа об отправке делегации в Брест. Только через две недели было принято решение сообщить турецкому руководству о своем согласии приступить к сепаратным переговорам, но о времени и месте переговоров сообщено не было. Параллельно с подготовкой к переговорам турецкие власти стремились использовать это время как передышку, наращивая свои военные силы для наступления на Южный Кавказ.

Кавказский театр военных действий покидали последние части Кавказской армии. Прибывавшие им на смену армянские и грузинские национальные соединения представляли собой народное ополчение. Они были малочисленны и плохо вооружены. Внутренние конфликты, поразившие институты власти Закавказской федерации, отвлекали внимание от решения такой насущной проблемы, как формирование своих регулярных вооруженных сил. Это привело к быстрому изменению соотношения сил на Кавказском фронте в пользу османской армии, готовящейся к вторжению в регион при стечении благоприятных для этого обстоятельств на международной арене.

Таким обстоятельством послужил срыв российско-германских переговоров в Брест-Литовске. Воспользовавшись моментом, Османская империя в феврале 1918 года открыла военные действия в направлении Южного Кавказа. Были захвачены Эрзинджан, Гюмушане, Байбурт, Трапезунд, Ар-даган, Эрзерум. И вследствие успешного наступления турецким войскам удалось выйти на линию русско-турецкой границы 1914 года.

Угрожающая ситуация, в которой оказался Закавказский комиссариат, заставила его представителей обратиться к командованию турецких войск и заявить о готовности приступить к новым переговорам о мире.

Что касается делегации Закавказской федерации, то её состав был описан в работе «Азербайджанская Демократическая Республика»: «Делегация для переговоров была подобрана как группа политиков, представлявших парламентские фракции от трех закавказских национальностей. Во главе ее стоял грузин — Акакий Чхенкели» [Агамалиева, 1998, с 50].

Трапезундская конференция открылась 1 марта (14 марта) 1918 года в 3 часа дня. Закавказской делегации пришлось ожидать ее открытия 11 дней из-за проходившего в это время подписания Россией Брестского мира. Затягивание начала переговоров было необходимо Турции, так как единственный для нее серьезный оппонент в регионе — Россия — возвращал ей ранее утраченные земли. Теперь при переговорах с Закавказской делегацией у турецкой стороны в руках был серьезный козырь [Архипова, 2014, с 124].

Во время конференции представители Закавказской республики готовы были уступить Османской империи только Карс и Ардаган. Турецкое руководство 6 апреля предъявило категорическое требование признать пункты Брестского договора в отношении Карса, Ардагана и Батуми. Одновременно в соответствии с ранее выработанной германо-турецкой линией турецкая сторона заявила, что дальнейшие турецко-закавказские переговоры могут быть продолжены лишь в случае официального признания

Закавказьем своей независимости. Тем самым Южный Кавказ должен был оказаться вне правовых рамок Брестского мирного договора и затруднить возможность его включения в состав Советской России. Это открывало свободу действий для Германии и Османской империи.

Закавказский сейм 14 апреля отозвал делегацию из Трапезунда, отказавшись выполнить данные требования. Закавказское правительство объявило военное положение, был издан указ о мобилизации. Но время уже было упущено, организовать отпор турецкой армии закавказские власти оказались не в состоянии в виду отсутствия финансовых и людских ресурсов.

Помимо прочего, не было единства в вопросе борьбы с турецкой армией в закавказском правительстве, представлявшем собой коалицию различных политических и национальных партий региона, таких как грузинская социал-демократическая фракция (меньшевиков), мусульманская фракция (Мусават, мусульманский социалистический блок, «Мусульманство в России — Иттихад»), дашнакская фракция («Дашнакцутюн», «Народная Свобода») [Архипова, 2014, с 122]. У каждой партии была своя внешнеполитическая ориентация: Азербайджанские мусаватисты, стремясь к союзу с Турцией, категорически отказывались принимать участие в войне с ней, а Грузии нужен был союз с Германией.

Закавказский сейм, оказавшись в такой сложной геополитической обстановке, 22 апреля принял решение официально провозгласить независимость региона от РСФСР и продолжить переговоры с Турцией. Закавказское правительство под руководством А. Чхенкели обратилось к турецкому командованию с предложением прекратить с 23 апреля военные действия и приступить к переговорам о заключении перемирия.

В этих условиях Германия потребовала от турецкого правительства прекратить наступление в Закавказье и начать переговоры с правительством Закавказской федерации. Для предотвращения германо-турецкого дипломатического конфликта обе стороны 27 апреля 1918 года в Константинополе заключили секретный договор о разделе сфер влияния в Закавказье. По нему Турции отходили уже занятые ею области Закавказья и часть Армении вдоль железнодорожной линии Карс — Александрополь — Ка-раклис. В остальной части Закавказья, включая районы Азербайджана, находившиеся под властью закавказского правительства, преобладающими должны были считаться интересы Германии.

Заключение договора 27 апреля 1918 года между Германией и Турцией о разделе сфер влияния в Закавказье свидетельствовало о беспочвенности тезиса грузинских властей о том, что Национальный совет Грузии пригла-

сил войска «цивилизованной Германии» в интересах спасения Грузии от ига «варварской Турции» [Авалов, 1924, с. 60]. На самом деле официальное приглашение немцев в Грузию стало формальным актом, закрепившим принятое ранее решение о ее включении в германскую сферу влияния.

Планировавшиеся на 28 апреля мирные переговоры в Батуми открылись лишь 11 мая. Германия готова была выступить на них в качестве арбитра. Представители Закавказья не были против, считая, что «пребывание немцев в Батуми имело значение накинутой на Турцию уздечки» [Там же, 1924, с. 3—5]. Однако турецкая сторона категорически отвергла услуги германской делегации и повела тайные переговоры с мусаватистами, тем самым надеясь обойти договор о сферах влияния. Это вынудило немцев начать секретные переговоры с грузинской частью закавказской делегации по вопросам германо-грузинских отношений и оказания Грузии «покровительства» [Там же, с. 81—82].

26 мая, после захвата турецкими войсками Караклиса (ныне Ванадзор) и Александрополя (ныне Гюмри), Турция потребовала передачи новых территорий в Шаруро-Даралагязском, Нахичеванском, Эриванском, Эчмиад-зинском, Ахалкалакском уездах, а также города Александрополя. Одновременно турецкое правительство ультимативно потребовало предоставления в течение 72 часов права беспрепятственной перевозки турецких войск по всем железным дорогам Закавказья и обеспечения их продовольствием.

Закавказский сейм, собравшийся в тот же день, не придя ни к какому решению, сложил свои полномочия. Закавказская федерация распалась. Советами, представлявшими закавказские субъекты, была провозглашена независимость трёх республик: Грузии, Армении и Азербайджана.

3. Грузинская демократическая республика и её сотрудничество с Германией

До провозглашения своей независимости в мае 1918 года в Грузии было объявлено о создание нового правительства, названного Национальным советом, ставшего законодательным и исполнительным органом власти, в состав которого вошли: Н. Рамишвили (председатель и министр внутренних дел), А. Чхенкели (министр иностранных дел), И. Гиоргадзе (военный министр), Г. Журули (министр финансов, торговли и промышленности), Г. Ласхишвили (министр народного просвещения), Н. Хомерики (министр земледелия и труда), Ш. Месхишвили (министр юстиции), И. Лордкипа-нидзе (министр путей сообщения) [Ментешашвили,1989, с. 25].

14 мая 1918 года, во время Батумских переговоров, Грузинский национальный совет просил у германского правительства покровительства.

В решении Грузинского национального совета говорилось: «Грузинский национальный совет выражает желание и просьбу, чтобы Германия, насколько возможно, всемерно поддержала Грузию в международных и политико-правовых вопросах <...> Просить генерала Лоссова оставить в Грузии, пока возможно, находящихся здесь германских пленных и поручить германским офицерам их военную организацию с тем, чтобы грузинское правительство имело возможность в необходимых случаях использовать эти войска для установления порядка внутри страны и для борьбы с анархией» [Агасиев, 2010, с. 38]. Уже после окончательного выхода из состава Закавказской федерации грузинское правительство стало реализовывать свой план по укреплению военного союза с Германией. Между государствами 28 мая 1918 года был подписан договор, в соответствии с которым трехтысячный экспедиционный корпус Фридриха Кресс фон Крессенштайна перебрасывался по морю из Крыма в грузинский порт Поти. Позже он был усилен немецкими войсками, передислоцированными сюда с Украины, а также освобожденными немецкими военнопленными. Также были подписаны ещё ряд договоров, которые давали полную свободу Германии формировать из немецких военнопленных, которых тогда на Кавказе насчитывалось 27 тысяч, военные части для использования на территории Грузии и соседних кавказских государств. По договору все военные суда, принадлежащие Грузии, переходили в распоряжение немцев, германская марка допускалась на территории на равных правах с местной валютой. Не менее важными являлись так называемые «дополнительные договора», в особенности второй дополнительный договор, где говорилось о том, что «немецкие консулы в Грузии, а также учрежденное в месте пребывания грузинского правительства дипломатическое представительство Германии, кроме других полномочий, должны быть наделены правом защиты интересов немецких колонистов, поселенных в Грузии, даже тогда, когда они являются подданными Грузии». Во второй статье этого договора особо оговаривалась защита интересов немецких колонистов, которые проживали в Грузии с 1817 года. Грузинское правительство обязывалось подтвердить старые указы Российской империи, обеспечивающие привилегии этим колонистам. Безусловно, в колонистах германские военные видели свою серьезную политическую и экономическую опору в Грузии [Агасиев, 2010, с. 38].

Подписание Германией соглашений с правительством Грузии означало фактическое признание внешнеполитического контроля. В секретном письме, адресованном генералом фон Лоссовым грузинскому правительству 28 мая 1918 года в Поти, он брал на себя обязательство добиться

того, чтобы «германское правительство объявило свою готовность оказать поддержку Грузии в переговорах с русским правительством относительно выхода Грузии из состава Российской империи и, после отделения ее, признать Грузию свободным и независимым государством» [Авалов, 1924, с. 81—82]. В дальнейшем по просьбе новообразованного грузинского правительства немецкие войска оказали ему поддержку по установлению своего контроля в Абхазии.

После объявления своей независимости весной 1917 года абхазы взяли курс на сближение с Горской республикой, что кардинально шло вразрез интересами Грузии, которая считала, что территория, населенная абхазами, должна была оставаться в её составе. 17—19 июня 1918 года в нарушение всех договоренностей, проигнорировав Соглашение 9 февраля 1918 года, по условиям которого Абхазия имела право на свое территориальное самоопределение, войска грузинской республики при поддержке военных сил Германии высадились в Сухуми и фактически оккупировали Абхазию. Свое мнение касательно произошедшего выразил соратник А. Деникина генерал А. С. Лукомский: «Пользуясь поддержкой Германии, Грузия заняла, против воли населения, Абхазию и Сочинский округ ...» [Сляднева, 2015, с. 128]. А в дальнейшем германским командованием было принято решение захватить город Сочи и его окрестности. Тем самым, благодаря поддержке Германии, Грузии удалось достигнуть максимально расширения и роста, взяв под контроль практически всё побережье Чёрного моря.

Однако все эти приобретения Грузии пришлось компенсировать: по батумскому договору с Турцией от 4 июня Грузия отказывалась от претензий на Аджарию (Батумская область) с преимущественно мусульманским населением, а также городов Ардаган, Артвин, Ахалцихе Ахалкалаки.

Также трудная внутренняя ситуация сложилась в регионе Борчалы летом — осенью 1918 года. Хоть этот регион и находился рядом с Арменией, большинство населения в нём составляли проживавшие там азербайджанцы, что явилось следствием нестабильности в этой области Грузии. Опасаясь добровольного присоединения азербайджанцев Борчалы к Азербайджану, грузинское правительство приняло решение о вводе военной силы в приграничную линию вышеназванных уездов и Азербайджана. Скоро в сопровождении войск Германии грузинские военные силы вошли в Борчалы. Началось создание грузинской администрации, которая путем учинения насильственных мер вынуждала азербайджанцев покинуть свои исконные земли [Агасиев, 2010, с. 39].

Однако участие Германии во внутренней и внешней политической жизни Грузии было недолгим, оно продлилось в период лета-осени 1918 года

и по большей части носило характер признания независимости Грузии германским правительством и активного участия германских армейских соединений в решении внутренних проблем этой страны. Окончательно дипломатические отношения между Германией и Грузией прекратились связи с поражением германской стороны в Первой мировой войне и подписанием мира 3 ноября 1918 года.

4. Выводы

Таким образом, появление независимой Грузии на международной арене явилось следствием налаживания тесных дипломатических отношений между Германией и Грузинской Демократической Республикой. В период военной угрозы 1918 года государства Южного Кавказа не представляли серьезной опасности для Турции, которая стремилась воспользоваться ситуацией с целью вооруженного захвата территорий. Это вызвало протест со стороны Германской империи, которая была заинтересована в сохранении баланса сил на территории Закавказья. После переговоров в мае 1918 года было принято решение расформировать Закавказскую федерацию и на её месте образовать национальные республики Грузии, Армении и Азербайджана, правительства которых оказались в сфере влияния Турции и Германии. Германским руководством особая роль отводилась именно Грузинской Демократической Республике. В будущем она должна была стать доминирующей силой, представляющей интересы Германии в закавказском регионе. Для Грузии помощь Германии была важна как с точки зрения внешней защиты, так и с точки зрения решения внутренних проблем. Но все эти планы не были реализованы из-за поражения блока Центральных держав в Первой мировой войне, в результате которой они потеряли контроль над Южным Кавказом. Грузии пришлось действовать самостоятельно, однако в условиях геополитических противоречий и непрекращающихся межнациональных конфликтов с соседними республиками Грузии удалось сохранить свою независимость лишь до 1921 года.

Источники

1. Борьба за победу Советской власти в Грузии : документы и материалы (1917—1921 гг.). — Тбилиси, 1958 . — Режим доступа : http://twirpx.com.

2. Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. — Тифлис : Типографiя Правительства Грузинской Республики, 1919. — 514 с.

3. Международные отношения в эпоху империализма / под ред. акад. М. Н. Покровского. — Москва : Государственное социально-экономическое издательство, 1935. — Т. 6. — Режим доступа : http://elib.shpl. Ru.

4. Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918—2000 / под ред. А. Д. Богатурова. — Москва : Московский рабочий, 2000. — Т. 2. Документы 1910—1940-х годов / сост. А. В. Мальгин. — 243 с. — Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/560592/.

Литература

1. Авалов З. Независимость Грузии в международной политике / З. Ава-лов. — Париж : [б. и.], 1924. — 324 с. — Режим доступа : http://www.twirpx.com/ й^!е/1287356/.

2. Агасиев И. К. Прогерманская политика Грузии в 1918 году : социально-экономические и политические последствия / И. К. Агасиев // Вестник Северо-Осе-тинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. — 2010. — № 2. — С. 37—42. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_results.asp.

3. Азербайджанская Демократическая Республика / отв. ред. Н. Агамалиева. — Баку : Элм, 1998. — 316 с. — Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/259556.

4. Алиев С. И. К характеристике национальных движений на Северном Кавказе и Закавказье (1917—1920) / С. И. Алиев //Современная научная мысль. — 2015. — № 4. — С. 28—49. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_results.asp.

5. Архипова Е. В. Трапезундская конференция как дипломатический триумф Османской империи / Е. В. Архипова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. — 2014. — № 5. — С. 122—129. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_results.asp.

6. Векилов Р. А. История возникновения Азербайджанской Республики / Р. А. Векилов. — Баку : Элм, 1998. — 68 с. — Режим доступа : http://axc.preslib.az/ ebooks/pdf/74.pdf.

7. Гасанлы Дж. П. История дипломатии Азербайджанской Республики : в 3 т. / Дж. П. Гасанлы. — Москва : Флинта : Наука, 2010. — Т. 1. Внешняя политика Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920). — 576 с. — Режим доступа : http://camilhasanli.com/files/P46P3OLay7vK.pdf.

8. Гасымов Р. Я. Деятельность Азербайджанской делегации в направлении защиты суверенных прав страны во время Стамбульской миссии (на основании османских архивных материалов) / Р. Я. Гасымов // Гилея : научный вестник. — 2015. — № 99 (8). — С. 127—130. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_results.asp.

9. Зухба М. И. К проблеме политического статуса Абхазии в 1917—1921 гг. / М. И. Зухба // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 6. — С. 240—243. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_results.asp.

10. История международных отношений и внешней политики СССР / под ред. акад. И. А. Кирилина. — Москва : Международные отношения, 1986. — Т. 1 : 1917—1945 гг. — 418 с.

11. Ментешашвили А. Г. Из истории взаимоотношений Грузинской Демократической Республики с советской Россией и Антантой. 1918—1921 гг. / А. Г. Ментешашвили. — Тбилиси : [б. и.], 1989. — 72 с. — Режим доступа : http://sisauri. tripod.com/politic/index2.html.

12. Пипия Г В. Германский империализм в Закавказье в 1910—1918 гг. / Г. В. Пипия. — Москва : Наука, 1978. — 224 с.

13. Сляднева Г. В. Проблемы политического устройства Абхазии в послереволюционный период / Г. В. Сляднева // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 7. — С. 127—129. — Режим доступа : http://elibrary.ru/query_re-sults.asp.

14. Kautsky K. Georgia : A Social-Democratic Peasant Republic — Impressions And Observations / K. Kautsky. — London : International Bookshops Limited, 1921. — Режим доступа : https://www.marxists.org/archive/kautsky/1921/georgia/index.htm.

15. UrushadzeL. Bolshevism-Menshevism and the Democratic Republic of Georgia (1918—1921) / L. Urushadze. — Tbilisi : Ena da Kultura, 2005. — Режим доступа : http://www.geocities.com/levan_urushadze_98/Georgia.html.

Germany and Formation of Independent Georgia in 1918

© Tamazov Muslim Sultanovich (2016), PhD in History, associate professor, Department of World History, Kabardino-Balkaria State University named after Kh. M. Berbekov (Nalchik, Russia), [email protected].

© Pazov Ibragim Stanislavovich (2016), Master's degree student, Kabardino-Balkaria State University named after Kh. M. Berbekov (Nalchik, Russia), [email protected].

The influence of politics of the German Empire on Georgian Republic formation in time of international instability in the South Caucasus in 1918 is considered. The reasons of this instability are revealed. The international status of the South Caucasus region is analyzed. It is noted that during this period the South Caucasus became the area of interests of Germany and Turkey that are seeking to establish their influence in the region. It is shown that, being unable to withstand the geopolitical claims of Germany and Turkey, the Transcaucasian Federation was dissolved, which led to the independent Republic of Georgia, Armenia, Azerbaijan. On the example of Georgia Republic it is shown that Germany has come to represent the interests of this state at the time of its secession from the Transcaucasian Federation. It is concluded that the end of hostilities in the Caucasus became possible only thanks to the compromise between the German and the Turkish leadership about the division of spheres of influences. It is stated that after this, Germany and Georgia increasingly began to establish diplomatic contacts, and Germany became a major geopolitical partner for the Georgian government in the protection of Georgia interests.

Key words: German Empire; Transcaucasian Seym; Trapesund conference; Batumi conference; First World war; Democratic Republic of Georgia.

Material resources

Bogaturova, A. D. (ed.), Malgin, A. V. (sost.). 2000. Sistemnaya istoriya mezhdunarodnykh otnosheniy v chetyrekh tomakh. Sobytiya i dokumenty. 1918—2000, 2. Dokumenty 1910—1940-kh godov Moskva: Moskovskiy rabochiy. Available at: http:// www.twirpx.com/file/560592/. (In Russ.).

Borba zapobedu Sovetskoy vlasti v Gruzii. Dokumenty i materialy (1917—1921 gg.).

1958. Tbilisi. Available at: http://twirpx.com. (In Russ.).

Dokumenty i materialy po vneshney politike Zakavkazya i Gruzii. 1919. Tiflis:

Tipografiya Pravitelstva Gruzinskoy Respubliki. (In Russ.).

Pokrovskiy, M. N. (ed.). 1935. Mezhdunarodnyye otnosheniya v epokhu

imperializma, 6. Moskva: Gosudarstvennoye sotsialno-ekonomicheskoye izdatelstvo.

Available at: http://elib.shpl. Ru. (In Russ.).

References

Agamalieva, N. (ed.). 1998. Azerbaydzhanskaya Demokraticheskaya Respublika. Baku: Elm. Available at: http://www.twirpx.com/file/259556. (In Russ.).

Agasiev, I. K. 2010. Progermanskaya politika Gruzii v 1918 godu: sotsialno-ekonomi-cheskiye i politicheskiye posledstviya. Vestnik Severo-Osetinskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Khetagurova, 2: 37— 42. Available at: http://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.).

Aliev, S. I. 2015. K kharakteristike natsionalnykh dvizheniy na Severnom Kavkaze i Zakavkazye (1917—1920). Sovremennaya nauchnaya mysl', 4: 28—49. Available at: http://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.).

Arkhipova, E. V. 2014. Trapezundskaya konferentsiya kak diplomaticheskiy triumf Osmanskoy imperii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (5): Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya: 122—129. Available at: http://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.).

Avalov, Z. 1924. Nezavisimost' Gruzii v mezhdunarodnoypolitike. Parizh: [B. i.]. Available at: http://www.twirpx.com/file/1287356/. (In Russ.).

Gasanly, Dzh. P. 2010. Istoriya diplomatiiAzerbaydzhanskoyRespubliki: v 31., 1: Vnesh-nyaya politika Azerbaydzhanskoy Demokraticheskoy Respubliki (1918— 1920). Moskva: Flinta: Nauka. Available at: http://camilhasanli.com/files/ P46P3OLay7vK.pdf. (In Russ.).

Gasymov, R. Ya. 2015. Deyatelnost' Azerbaydzhanskoy delegatsii v napravlenii zash-chity suverennykh prav strany vo vremya Stambulskoy missii (na osnova-nii osmanskikh arkhivnykh materialov). Gileya: nauchnyy vestnik, 99 (8): 127—130. Available at: http://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.).

Kautsky K. 1921. Georgia: A Social-Democratic Peasant Republic — Impressions And Observations. London: International Bookshops Limited. Available at: https://www.marxists.org/archive/kautsky/1921/georgia/index.htm. (In Russ.).

Kirilina, I. A. (ed.). 1986. Istoriya mezhdunarodnykh otnosheniy i vneshney politiki SSSR, 1.1917-1945gg. Moskva: Mezhdunarodnyye otnosheniya. (In Russ.).

Menteshashvili, A. G. 1989. Iz istorii vzaimootnosheniy Gruzinskoy Demokraticheskoy Respubliki s sovetskoy Rossiey i Antantoy. 1918—1921 gg. Tbilisi. Available at: http://sisauri.tripod.com/politic/index2.html. (In Russ.).

Pipiya, G. V. 1978. Germanskiy imperializm v Zakavkazye v 1910—1918 gg. Moskva: Nauka. (In Russ.).

Slyadneva, G. V. 2015. Problemy politicheskogo ustroystva Abkhazii v poslerevolyutsi-onnyy period. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, 7: 127—129. Available at: http://elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.). Urushadze, L. 2005. Bolshevism-Menshevism and the Democratic Republic of Georgia (1918—1921). Tbilisi: Ena da Kultura. Available at: http://www.geocities. com/levan_urushadze_98/Georgia.html. (In Russ.). Vekilov, R. A. 1998. Istoriya vozniknoveniya Azerbaydzhanskoy Respubliki. Baku:Elm.

Available at: http://axc.preslib.az/ebooks/pdf/74.pdf. (In Russ.). Zukhba, M. I. 2011. K probleme politicheskogo statusa Abkhazii v 1917—1921 gg. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, 6: 240—243. Available at: http:// elibrary.ru/query_results.asp. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.