Научная статья на тему 'ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА (ФР. 1-21 SCHüTRUMPF)'

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА (ФР. 1-21 SCHüTRUMPF) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ БИОГРАФИЯ / ДИАЛОГИ / ДОКСОГРАФИЯ / ANCIENT BIOGRAPHY / DIALOGUES / DOXOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афонасин Евгений Васильевич

Гераклид Понтийский (ок. 388-310 до н. э.), философ платоник, писал в различных литературных жанрах. Он писал о психологии, политике, литературе, истории, географии, астрономии, философии природы и т. д. Ничего не сохранилось. Настоящая публикация включает в себя античные свидетельства о жизни и сочинениях Гераклида. Свидетельства приводятся по новому изданию Schütrumpf et al. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heraclides of Pontus. Life and Writings (fr. 1-21 Schütrumpf)

Heraclides of Pontus (c. 388-310 BCE), a Platonic philosopher, worked in various literary genres and wrote on such topics as psychology, politics, literature, history, geography, astronomy and the philosophy of nature. Nothing is preserved. The present publication contains a collection of the testimonies about Heraclides’ life and writings. The evidences are translated and numbered according to a new edition by Schütrumpf et al. 2008.

Текст научной работы на тему «ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА (ФР. 1-21 SCHüTRUMPF)»

Гераклид Понтийский Биографические свидетельства

(Фр. 1-21 Schutrumpf)

Е. В. Афонасин Томский государственный университет Институт философии и права СО РАН afonasin@post.nsu.ru

Eugene Afonasin

Tomsk State University; Institute of Philosophy and Law SB RAS (Novosibirsk)

Heraclides of Pontus. Life and Writings (fr. 1-21 Schutrumpf)

Abstract. Heraclides of Pontus (c. 388-310 BCE), a Platonic philosopher, worked in various literary genres and wrote on such topics as psychology, politics, literature, history, geography, astronomy and the philosophy of nature. Nothing is preserved. The present publication contains a collection of the testimonies about Heraclides' life and writings. The evidences are translated and numbered according to a new edition by Schutrumpf et al. 2008.

Keywords: ancient biography, dialogues, doxography.

Нумерация фрагментов приводится по изданию: Heraclides of Pontus. Texts and translations, edited by Eckart Schutrumpf; translators Peter Stork, Jan van Ophuijsen, and Susan Prince, New Brunswick, N.J., Transaction Publishers, 2008; актуальный источник каждый раз эксплицитно указан. Старое издание Ф. Верли (Wehrli, F. Herakleides Pontikos. Die Schule des Aristoteles. vol. 7, 2nd edn. Basel, 1969) в некоторых отношениях не утратило своего значения. Публикация дополняет предыдущие статьи о Гераклиде: ЕХОЛИ (Schole) 12.2 (2018) 686-704 и 13.1 (2019) 349-357 (выше в этом выпуске).

ЕХОАН Vol. 13. 1 (2019) www.nsu.ru/classics/schole

© Е. В. Афонасин, 2019 DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-1-358-374

Е. В. Афонасин / ЕХОЛН Vol. 13. 1 (2019) 359 Гераклид Понтийский. Биографические свидетельства

1. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 5.86-94: Гераклид (HpaKXeiSn?), сын Евтифрона, был гражданином Гераклеи, что на Понте.1 Он был очень богат. В Афинах он сначала последовал за Спевсиппом, но также слушал лекции пифагорейцев и сделался ревностным приверженцем Платона. Впоследствии он слушал и Аристотеля, как Сотион сообщает в своих Преемствах.2 Одежды он носил мягкие и был такой полный, что жители Аттики прозвали его не Понтийским (novxixov), а Толстопузым (no^niKOv). Однако он казался добрым и величественным. Ему приписываются прекрасные и великолепные сочинения. Это диалоги3 [полный список сочинений см. фр. 17, ниже]:

этические: О справедливости (три книги), О самоконтроле (одна книга), О благочестии (одна книга), О мужестве (одна книга), О доблести в целом (одна книга), еще О счастье (одна книга), Об управлении (одна книга), Законы (одна книга) и связанные с ними предметы, Об именах (одна книга), Договоры (одна книга), Невольное (одна книга), Об эросе, или Клиний (одна книга);

физические: Об уме, О душе, а также О душе в виде отдельного сочинения, О природе, Об образах, Ответ Демокриту, О том, что на небе (одна книга), О том, что в Аиде, О жизнях (книги одна и другая), Причины, касающиеся болезней (одна книга), О благе (одна книга), Ответ Зенону (одна книга), Ответ Метрону4 (одна книга);

1 Совр. Карадениз Эрегли. Город был основан в 559 г. до н. э. выходцами из Ме-гары, в стратегически важном месте рядом с большим естественным заливом, одним из немногих на малоазийском побережье Черного моря. Впоследствии жители Гераклеи основали еще ряд колоний на Понте, включая Херсонес в Тавриде.

2 Сотион жил ок. 200-170 гг. до н. э. Его сочинение «Преемства» состояло по крайней мере из 23 книг. Возможно, это сообщение подтверждает, что Гераклид прибыл в Афины ок. 367-366 гг. до н. э., когда Платон был на Сицилии, а школой управлял Спевсипп (ок. 407-339 гг.). Как показывает фр. 79 (Плутарх, Против Колота 1115А), Гераклида регулярно связывали не только с Академией, но и с Перипа-том, однако, поскольку Гераклид покинул Афины после смерти Платона (347 г.), то Сотион должно быть имеет в виду те лекции Аристотеля, которые он читал в стенах Академии.

3 Чтение не достоверно. «Этические» и т. д. грамматически согласуются с опущенным в каждом названии «логос», «сочинение» и т. д., а не с предшествующим всему списку словом «диалоги» (мн. ч.). Совершенно не обязательно, чтобы все перечисленные труды были диалогами.

4 Метрон более нигде и никем не упоминается.

грамматические: О веке Гомера и Гесиода (книга одна и другая), Об Архилохе и Гомере (книга одна и другая);

мусические: О вопросах в связи с Еврипидом и Софоклом (книги первая, вторая и третья), О музыке (книги первая и вторая), Разрешение Гомеровских вопросов (книги первая и вторая), Созерцания [«Теорематикон»] (одна книга), О трех трагических поэтах (одна книга), Характеры (одна книга), О поэзии и поэтах (одна книга), Стохазмы [Предположения] (одна книга), Предвидения (одна книга), Объяснение Гераклита (в четырех книгах), Объяснение и ответ Демокриту (одна книга), Решения в спорах (книги одна и вторая), Аксиомы (одна книга), Об идеях (одна книга), Решения (одна книга), Наставления (одна книга), Ответ Дионисию [«Отщепенцу», ученику Герак-лида] (одна книга);

риторические: О публичных речах, или Протагор;

исторические: О пифагорейцах и Об открытиях.

Некоторые его сочинения написаны в комедийной манере, такие как О наслаждении и О самоконтроле, а некоторые - в трагедийной, такие как О том, что в Аиде, О благочестии и О силе. Встречается у него в рассуждениях и средний стиль, когда философы, полководцы и политики в качестве персонажей диалогов беседуют друг с другом. Есть у него также работы по геометрии и диалектике. В целом же его сочинения довольно разнообразны, возвышенны и увлекательны...5 Так пишет Деметрий Магнесийский в Соименниках. Там же рассказывается о нем и такая история. Он выращивал змею и когда она была молодой, и когда подросла.6 Когда же пришел его последний час, то он позвал верного слугу и попросил его спрятать свое тело, а змею поместить на погребальные носилки, так чтобы все решили, что он присоединился к богам. Так оно и случилось. Когда сограждане провожали

5 В следующем далее сообщении, которое Диоген копирует из Соименников Де-метрия Магнесийского, наш Гераклид перепутан с другим учеником Платона Ге-раклидом Эном, который в 359 г. до н. э., вместе со своим братом Пифоном убил царя Котиса (Аристотель, Политика 131b, Плутарх, Против Колота 1126С), или еще одним учеником Платона Хионом из Гераклеи, который в 352 г. н. э. действительно убил тирана Гераклеи Клеарха (Филодем, История философов, PHerc. 1021, col. VI Dorandi).

6 Многие переводчики сочинения Диогена интерпретируют эту последнюю фразу как относящуюся к самому Гераклиду, а не змее. Однако странно предполагать, что змея может прожить в неволе не менее полувека, сопровождая Гераклида в Афины, в его поездке в Колофон (фр. 8, ниже) и т. д. Более естественно считать, что здесь речь идет о самой змее. Этот сюжет обсуждает составитель фрагментов Гераклида в специальной статье: Schütrumpf, E. (2008) "Heraclides Ponticus, the snake keeper," Classical Quarterly 58, 673-675.

Гераклита к гробнице и прославляли его, змея, услышав громкие звуки, выползла из его одеяний и напугала много народу. Впоследствии, однако, все прояснилось и люди увидели Гераклита не таким, каким он хотел казаться, а таким, каким был... Гиппобот7 сообщает то же самое.

Гермипп8 сообщает, что когда в стране наступил голод, жители Гераклеи обратились к пифии за помощью. И Гераклид, как говорят, подкупил посланников и вышеупомянутую пифию, чтобы они дали ответ, что мол беда отступит лишь тогда, когда они увенчают Гераклида, сына Евтифрона прижизненно золотым венком, а после смерти будут почитать его как полубога (героя). Подложный оракул был доставлен в город, но те, кто его подделал, ничего не получили. Ведь как только они увенчали Гераклида в театре, его тут же разбил паралич, послов забили камнями до смерти, а сама пифия в тот же час, спускаясь в святилище, наступила на одну из своих змей, была укушена и тут же испустила дух. Вот что говорят о его кончине.

Музыковед Аристоксен говорит, что он также писал трагедии и приписывал их Феспиду, а Хамелион9 говорит, что Гераклид украл у него некоторые сведения и использовал их в своем сочинении о Гомере и Гесиоде. Эпикуреец Антидор также обвиняет его, оспаривая у него авторство книг О справедливости. Когда же Дионисий «Отщепенец» (или, по-другому, Спинфар, «Искра») [см. фр. 5] сам сочинил (трагедию) «Парфенопей» и приписал ее Софоклу, Гераклид, не подозревая о подлоге, использовал ее в одном из своих сочинений в качестве свидетельства о Софокле. Дионисий при личной встрече поведал ему, в чем тут дело. Когда же Гераклид начал возражать и не поверил ему, то он предложил посмотреть на акростих: ПАГКАЛОЕ (Все-прекрасный). Ведь так звали любовника Дионисия. Гераклид продолжал сомневаться и говорил, что это могло произойти случайно. Тогда Дионисий еще раз сразил его известием, что он может найти там и такие стихи: «Старая обезьяна не ловится в силки. / Но вот одна попалась,

7 Историк, живший в конце III в. до н. э. и написавший, среди прочего, книги О философских школах и Список философов. С некоторыми вариациями эту же историю рассказывает и Суда Н («Эта») 461 (см. фр. 13).

8 Гермипп жил в конце III в. до н. э., родом из Смирны, ученик Каллимаха. Писал биографии знаменитых людей. С существенными вариациями историю гибели Гераклида рассказывает и Филодем в «Истории академиков» (PHerc. 1021 col. IX.1-X.14 Богап^=фр. 12).

9 Этот философ перипатетик был младшим современником Гераклида и также происходил из Гераклеи Понтийской.

хотя попалась и не сразу». И далее: «Гераклид не узнает букв». Так он был посрамлен [далее см. фр. 5 и 11].10

2. Страбон, География 12.3.1: Он [Митридад IV Евпатор, 132-63 гг. до н. э.] приобрел также западное побережье, вплоть до Гераклеи, родного города платоника Гераклида.

3. Суда, Н («Эта») 461, статья «Гераклид»: Гераклид, сын Евфрона, был философом из Гераклеи Понтийской. Его род восходил к Дамидам, тем, которые привели колонистов в Гераклею из Фив. Он был учеником Платона, который, отправившись на Сицилию [в 361 г.], поручил ему управление школой.

4. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 1.107: Евтифрон, сын Ге-раклида Понтийского, говорит, что Мусон был критянином, ведь Этея - это город на Крите.

5. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 7.166: Дионисий «Отщепенец» конечной целью назвал наслаждение - по причине болезни глаз. Страдая от этого заболевания, он не смог признать, что боль - это нечто безразличное. Он был сыном Теофанта из города Гераклея и слушал, по сообщению Диокла, сначала лекции Гераклида, своего соотечественника, затем Алексина и Менедема и, наконец, Зенона. 11

6. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 3.46: Учениками Платона были: Спевсипп Афинский, Ксенократ Халкидонский, Аристотель Стагирит, Филипп Опунтский, Гестиэй Перинфский, Дион Сиракузский, Амикл Герак-лейский, Эраст и Кориск Скепсийские, Тимолай Кизикийский, Эуэон Ламп-сакский, Пифон и Гераклид из Эноса, Гиппоталес и Каллип Афинские, Де-метрий из Амфиполиса, Гераклид Понтийский и многие другие. 12

10 Этот Дионисий (конец IV - начало III в. до н. э.), как и вышеупомянутый Хаме-лион, возможно, были учениками Гераклида. Дионисий был прозван «отщепенцем» потому, что покинул школу стоика Зенона, усомнившись в стоической этике, и перешел в стан гедонистов (как сообщается, страдая от воспаления глаз, он отказался признавать, что боль - это нечто безразличное). Подробнее о нем см. фр. 5 (Диоген Лаэртий 7.166).

11 Диокл Магнезийский был эллинистическим биографом и историком. Алексин из Элиды (ок. 300 г. до н. э.) принадлежал к Мегарской школе. Менедем Пиррский (IV в. до н. э.) был, как сообщается, учеником Платона (см. фр. 7 и 10), Зенон Китий-ский (335-263) основал стоическую школу.

12 О преемниках и ближайших учениках Платона см. Дж. Диллон (2005) Наследники Платона (Санкт-Петербург, гл. 1 и 5). За исключением нашего Гераклида, а также Аристотеля, Филиппа Опунтского и преемников Платона Спевсиппа и Ксе-

7. Филодем, История академиков, PHerc. 1021 col. V.32-VI.10 Dorandi: Учениками Платона были ... [Спевсипп Афинский, Ксенократ Халки]донский, Гераклид и Аминт, оба из Гераклеи, Менедем Пиррский, Гестиэй Перинф-ский, Аристотель Стагирит, Херон из Пеллены, Дион Сиракузский, низвергший тиранию Дионисия, Гермодор Сиракузский, писавший о нем и принесший его диалоги в Сицилию, Эраст.

8. Прокл, Комментарий к «Тимею» Платона 1.28с, v. 1, р. 90.21-24 Diehl [комментируется Тимей 21b7-d3]: Ведь Гераклид Понтийский сам сообщает, что Платон поэзии Хорила, которая в то время была очень популярна, предпочитал сочинения Антимаха, и что он лично убедил Гераклида отправиться в Колофон и собрать там поэзию этого мужа (Антимаха).

9. Симпликий, Комментарий к «Физике» Аристотеля 3.4 (CAG v. 9, p. 453.27-30 Diels) [ср. там же, 1.4, p. 151 Diels, где Гераклид не упоминается]: Положив в качестве начал большое и малое, Платон в своей лекции «О благе» сказал, что они беспредельны. Аристотель, Гераклид, Гестиэй и другие ученики Платона при этом присутствовали и записали его слова в загадочной манере, в которой, впрочем, он их и произнес. 13

10. Филодем, История академиков, PHerc. 1021 col. VI.41-VII.10 Dorandi: Но молодежь решила определить голосованием, кто будет руководить,14 и избрали Ксенократа Халкедонского. Аристотель в это время был в Македонии, а Менедем Пиррский и Гераклид Гераклейский проиграли ему лишь несколько голосов.15 Гераклид затем отправился на Понт, а Менедем основал другой Перипат и школу.

11. Суда, П («Пи») 449, статья «Акростих» (Параолх^) = Сокращенная версия истории о поддельном сочинении Софокла. Ее источник, наверняка, Диоген Лаэртий (5.92-93 = фр. 1).

нократа, из этого списка кое-что известно, пожалуй, лишь о Гестиэе, который, как сообщается (фр. 9), записал лекцию Платона «О благе».

13 Подробнее о позднем учении Платона и его знаменитой лекции см. Диллон 2005, 29 сл.

14 То есть, должны были решить, кто возглавит Академию после смерти Спев-сиппа в 339 г. до н. э.

15 Итак, большинство наших авторов считают Гераклида одним из ближайших учеников Платона. См. также фр. 30, 72, 85 и 117А (все из Цицерона). Лишь Прокл (фр. 66, Комментарий к «Тимею» 4.281е) по каким-то причинам отрицает это.

12. Филодем, История академиков, PHerc. 1021 col. IX.1-X.14 Dorandi [ср. фр. 1]: 16 Когда в области Гераклеи случился неурожай сначала из-за засухи, а затем по причине затяжных дождей, на землю Гераклеи на многие годы пришел голод. И после того, как жители Гераклеи обратились, по их сообщению (к пифии). Кефисоген пифии. «Когда же ответ был прочитан, Кефисоген упал замертво. Гераклид оступился, упал и, скатившись по ступеням в центр театра, ударился головой о каменный выступ. Так что он испустил дух почти что следом за тем, кто подкупил (пифию). Случилось также и так, что прорицательница, как только она вошла в храм, была укушена змеей и умерла».

13. Суда, Н («Эта») 461, статья «Гераклид» [ср. Диоген Лаэртий 5.89 = фр. 1): Гераклид. Он вырастил змею, укротил ее, держал у себя и даже спал с ней. Эта змея была обнаружена одна в постели, тогда как Гераклида, который накануне отправился спать в добром здравии, там наутро уже не оказалось. По этой причине некоторые решили, что он сделался бессмертным, другие же поговаривали, что он бросился в колодец, дабы люди сочли его бессмертным. 17 Он написал много книг.

14. Филодем, О свободной речи, PHerc. 1471, F 20, BT p. 10.20-11.10 Olivieri: Сдержанное обращение [с учениками], дабы их приободрить не без пользы для нас - по крайней мере тех, кто талантлив - и прощение их ошибок, как на этом настаивает Эпикур в ответах Демокриту, а также [в ответах?] Гераклиду.

15. Плутарх, О том, что согласно Эпикуру вести приятную жизнь невозможно, 2, 1086E-F: Теон говорит: «Разве ты не утверждал [ранее], что по сравнению с ними [сочинениями Эпикура и Метродора], Колот в своих речах выглядит как человек, очень вежливый? Ведь они собрали самые отвратительные оскорбления, какие только можно отнести к людям. и высказались таким образом об Аристотеле, Сократе, Пифагоре, Протагоре, Теофрасте, Гераклиде и Гиппархии; кто из известных людей избежал их нападок?»

16 Папирусы дошли до нас в очень плохом состоянии и восстановлены издателями. В строках, предшествующих цитате, Гераклид упоминается в неизвестном контексте три раза и после цитаты - еще один раз. История рассказывается и Диогеном Лаэртием (см. фр. 1, выше).

17 Историю о змее и ложном апофеозе Гераклида рассказывает и Диоген Лаэртий (см. фр. 1, выше). В сокращенном изложении Суды к этой истории примешиваются дополнительные обстоятельства, подозрительно напоминающие рассказ самого Гераклида о смерти Эмпедокла (фр. 93, Диоген Лаэртий 8.67-68).

16. Варрон, Фрагментыменипповъх сатир, фр. 445 Krenkel: ...кому придет в голову мысль сравнивать твоего Тарентийца18 с Гераклидом Понтийским.

Сочинения

17. Упоминаются и цитируются следующие сочинения Гераклида (названия варьируются; возможно, одни и те же книги упоминаются под разными заголовками):

О справедливости, в трех книгах, фр. 1, 22, 23, 24А-С.

О самоконтроле, фр. 1.

О благочестии, фр. 1.

О мужестве, фр. 1.

О доблести, фр. 1.

О счастье, фр. 1.

Об управлении, фр. 1, 28

Законы, или О законах, фр. 1, 31.

Об именах, фр. 1.

Контракты, фр. 1.

Невольное, фр. 1.

Об эросе, или Клиний, фр. 1, 37.

Об удовольствии, фр. 1, 39-44.

Об уме, фр. 1.

О душе, фр. 1, 49.

О природе, фр. 1.

О естественнонаучных проблемах, фр. 79. Об образах, фр. 1 Ответ Демокриту, фр. 1. О том, что на небе, фр. 1. О том, что в Аиде, фр. 79-80,

О жизнях [философов], более одной книги, фр. 1. О болезнях, или О причинах болезней, фр. 1, 82, 84 Бездыханная, фр. 84, 89, 90. О благе, фр. 1. Ответ Зенону, фр. 1. Ответ Метрону, фр. 1.

О веке Гомера и Гесиода, О Гомере, фр. 1, 97. Об Архилохе и Гомере, в двух книгах, фр. 1. О вопросах в связи с Еврипидом и Софоклом, фр. 1. Собрание выдержек о музыке, фр. 109. О музыке, в двух или трех книгах, фр. 1, 113-114.

18 Имеется в виду Гераклид из Тарента (I в. до н. э.), врач и комментатор сочинений Гиппократа.

Решение Гомеровских вопросов, фр. 1.

О созерцании («Теорематикон»), фр. 1.

О трех трагических поэтах, фр. 1.

Характеры, фр. 1.

О поэзии и поэтах, фр. 1.

Стохасмы [Предположения], фр. 1.

Предвидения, фр. 1.

Объяснение Гераклита в четырех книгах, фр. 1.

Объяснение и ответ Демокриту, фр. 1.

Решения в спорах, фр. 1.

Аксиомы, фр. 1.

Об идеях, фр. 1.

Решения, фр. 1.

Наставления, фр. 1.

Ответ Дионисию [«Отступнику», ученику Гераклида], фр. 1, ср. фр. 5, 11.

О публичных речах, или Протагор, фр. 1.

Об открытиях, фр. 1.

Об авторитете, фр. 1.

Об островах, фр. 133, 134.

Об оракулах, фр. 119, 121, 122А-В, 123.

Об основании святилищ, фр. 141.

Зороастр, фр. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абарис, или О том, что приписывается Абарису, фр. 130, 131, 132.

18. Прокл, Комментарий к «Пармениду» Платона, кн. 1, p. 46-47, 659.14-17 Steel: Вот только введение, не связанное с основным содержанием, как это наблюдается в диалогах Гераклида и Теофраста, коробит слух каждому здравомыслящему человеку.

19А. Цицерон, Письма Аттику 13.19.3-4: ... не знаю, достаточно ли хорошо, однако настолько основательно, насколько это возможно в рамках заданной темы, я наконец-то завершил свою «Академику» в четырех книгах. Те аргументы против «непостижимости» (акатаЛпфю), которые столь прекрасно собрал Антиох, я вложил в уста Варрону. На них ответил я сам, тебе же досталась роль третьего в нашей беседе. Если бы я, как ты советовал в своем недавнем письме, вывел в диалоге Котту и Варрона беседующими между собой, то сам оказался бы «немым персонажем». Но этот прием хорошо подходит лишь в случае с древними персонажами, как это часто наблюдается у Гераклида и как мы поступили в наших шести книгах «О республике».

19В. Цицерон, Письма брату Квинту 3.5.1: Когда эти книги были прочитаны в Тускулуме в присутствии Саллюстия,19 он начал убеждать меня в том, что подобные вещи следует обсуждать более авторитетно, особенно если я сам решусь говорить о республике, ведь я не какой-то там Гераклид Понтийский, а бывший консул, лично вершивший важнейшие государственные дела.

20. Авл Геллий, Аттические ночи 8, фр. 15: История из книги Гераклида Понтийского, рассказ веселый и удивительный.

21А. Цицерон, Письма Аттику 15.27.2: Скоро отправлю тебе свое сочинение «О славе». Отчеканю-ка (excudam) затем что-нибудь «гераклидовское» (HspaxXdSaov), дабы пополнить им твою сокровищницу.

21В. Цицерон, Письма Аттику 16.2.6: Благополучно добравшись до Брин-дизия, займусь теперь «гераклидовским» сочинением. «О славе» я тебе уже послал.

21С. Цицерон, Письма Аттику 15.4.3: Теперь ты говоришь мне: «Напиши что-нибудь гераклидовское». Я не возражаю, но мне необходимо сначала развить аргумент, а затем найти подходящее время для его описания.

21D. Цицерон, Письма Аттику 15.13.3: Теперь я одобряю «гераклидовское» сочинение, тем более, что тебе оно пришлось по душе.

21E. Цицерон, Письма Аттику 16.11.3: Не вижу ничего странного в том, что ты одобряешь «ПгяЛоураф[ад» Варрона.20 Я все еще не получил от него это «гераклидовское» сочинение.

21F. Цицерон, Письма Аттику 16.12: Остроумные замечания в «геракли-довском» сочинении Варрона. Ничто прежде так меня не забавляло.

19 Саллюстий был другом Цицерона. Его не следует путать с известным историком Саллюстием Криспом.

20 Буквально, «Литературные вышивки». Возможно, указание на сочинение Варрона Imagines.

Гераклид Понтийский. Фрагменты и свидетельства Приложение. Краткий указатель источников фрагментов

Анонимный Парижский папирус 2 152

Анонимный комментарий к «Никомаховой этике» Аристотеля 3.2 97

Антигон, Псевдо-, Собрание исторических чудес 152 а/b Giannini 137В

Аристокл, О философии Аристотеля, фр. 2.3 Chiesara 147

Афиней, Пирующие софисты

4.12, 134b-c 146

10.82, 455c 113

12.5, 512a-d 39

12.21, 521e-522a 22

12.26, 523Í—524b 23

12.30, 525f-526a 41

12.45, 533c 43

12.52, 536f-537c 42

12.77, 552f 44

12.81, 554e-f 40

13.78, 6o2a-c 37

14.19-21, 624c-626a 114

15.62, 701e-f 110

Варрон, Фрагменты менипповых сатир,

фр. 81 Krenkel 51

фр. 445 16

фр. 560 57

Vita Homeri Romana (Римское жизнеописание Гомера) 6 105

Гемин (ap. Симпликий, Комментарий к «Физике» 2.2) 71

Григорий Назианзен

Поэма к Немесию 281-90 95С

Речи 4.59 95В

Гарпократион, Лексикон десяти аттических ораторов h 48, 134

hTPYMH

ДамасКИй, Комментарий к «Федону» Платона D 131 58

Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов

Пред. 12 84

1.25 81

1.94 28

1.98 29

1.107 4

2.43-44 98

3.46 6

5.86-94 1

7.166 5

8.4-5 86

8.51 82

8.52 83

8.60-62 87

8.67-68 93

8.69 95А

8.70-72 94

9.15 127

9.50 31

Диодор Эфесский (у Диогена Лаэртия) 94

Элий Дионисий, Аттические имена, Л 17 112

Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 15.48.4-49.6 26В

Дион из Прусы, Речи 53.1-2 96

Евсевий, Приготовление к евангелию

14.23.4 59

15.30.8 75В

15.58.3 65А

Евстафий, Комментарий к «Илиаде» Гомера 1.39 142В

Гален

О затрудненном дъхании 1.8 90

О пораженнъх местах 6.5 89

О дрожи 6 92

Псевдо- Гален, История философии

18 60А

52 75С

84 65С

Авл Геллий, Аттические ночи 8, фр. 15 20

Гермий, Схолия к «Федру» Платона 230Е 36

Элий Геродиан и Псевдо-Геродиан

О склонении имен (GG 3.2, fasc. post. p. 690.5-11 Lentz) 123

Об орфографии 20 (GG 3.2, fasc. prior p. 534.6-9 Lentz) 138

Об общей просодии, кн 8 (GG 3.1, t. 1 p. 194.4-6 Lentz) 133

Гигин, Об астрономии 2.42.1 38В

Зиновий, Центурии 2.84 124

Калкидий, Комментарий к «Тимею» Платона, 110 7°

Климент Александрийский

Протрептик

2.39.8 141

5.66.4 64

Строматы

1.133.2 55

1.108.1-3 119

2.130.3 25

5.48.7 154

Комментарий к Арату 241.15-242.11 Maass 24C

ЛаКТАНЦИй, Божественные установления 1.6.8, 12 120А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lexica Segueriana (О синтаксисе, in Anécdota Graeca)

t. 1, p. 145.21-27 Bekker 132

t. 1, p. 178.27-31 131

Иоанн Лид, О месяцах

3.12 76B

4.42 129

Макробий, Комментарий на «Сон Сципиона»

1.14.19 46В

1.2.20-21 148

Минуций Феликс, Октавий 19.9 73

Нонн, Псевдо-, Комментарий к речам 4, (Hist. 1, p. 69.10-16 Nimmo 95D

Smith)

Ориген, Против Кельса 2.16 88

Орион ФивансКий, Этимологик (cod. Paris. 2653 p. 118.17-28 Sturz) 144

Оксиринхский папирус

664+3544 155

1012, fr. 9, col. 2.1-8 107

Парадоксографы

Paradoxographus Florentinus, Mirabilia de aquis, p. 320.59-60 Giannini 137C

Paradoxographus Vaticanus Graecus 12, Admiranda 13, p. 334.39-42 137A

Плиний, Естественная история

I (iv) 135A

I (vii) 91B

4.23.70 135A

7.52.175 91A

Плутарх

Александр

26.1-7 108

Камилл

22.2-4 49

ОбИзиде и Озирисе 27, 361Е-Р 125

О славе афинян 3, 347С 145

О страсти и печали 5 80

О том, как юноша должен изучать поэзию

1, 14Е 130

14, 36В 153

О том, что согласно Эпикуру вести приятную жизнь невозможно

2, ю86Е-Р 15

12, 1095А 106

Против Колота

14, 1115А 79

Перикл

27.3-4 45

35.1-5 27

Следует ли изречение «живи незаметно» считать мудрым?

6, 1130В 48

Солон

1.3-4 33

22.4 32

31.2-5 35

32.3 34

Псевдо-Плутарх, Мнения философов

2.13, 888Е 75А

2.25, 891С 76А

3.2, 893С 77

3.13, 896А 65В

3.17, 897В 78

4.9, 899? 63А

Поллюкс, Ономастикон 7.45 151

Порфирий

Гомеровские вопросы к «Илиаде»

2.649 Schrader 99

3.236 100

Гомеровские вопросы к «Одиссее»

2.51 Schrader 101

2.63 102

1.309 103

13.119 104

О воздержании

1.26.2-4 128

Посидоний

Фр. 49 Edelstein-Kidd 139-140

Прокл

Комментарий к «Государству» Платона

p. 119.18 Kroll 54A

p. 121.24-122.11 56

Комментарий к «Пармениду» Платона, кн. 1, OCT p. 46-47, 659.14-17 18

Steel

Комментарий к «Тимею» Платона

1.28с, v. 1, р. 90.21-24 Diehl 8

3.141d, v. 2, p. 8.7-9 149A

4.281e, v. 3, p. 138.6-11 66

Пселл, Речи

1 54С

24 54В

Страбон, География

8.7.2 26А

12.3.1 2

13.1.48 142А

Стобей, Антология

1.14.4 62

1.21.3а 74

1.26 76А

1.49.1 46А

1.50.22 63В

Секст Эмпирик

Пирроновы положения 3.32 60В

Против ученых 10.318 61

Симпликий

Комментарий к «О небе» Аристотеля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.7 Heiberg 69

2.13 67

2.14 68

Комментарий к «Физике» Аристотеля

2.2 Diels 71

3.4 9

Схолия

к «Резу» Еврипида 346 111

In Germanici Aratea BP, p. 102 38А

In Hesiodi Scutum 70 122А

к «Олимпийским песням» Пиндара 6.119 121

к «Федру» Платона 244В 120В

Суда

Е 1007, Эмпедотим 53

Н 461, Гераклид 3

Н 461, Гераклид 13

© 282, Феспид 150

Л 867, AÚCTIOI TsXsoraí 143

N 27, Na^ía 136

П 449, Акростих (Параолх^) 11

Теодорет, Излечение эллинских недугов

4.20 75D

4.23 76C

5.18 46D

Тертуллиан, О душе

9.5 46С

46.6 117В

57.10 118

Теософы Греческие, фр. 1 Erbse 120C

Филопон

Комментарий к «О душе» Аристотеля 1, пролог 47

Комментарий к первой книге «Метеорологики» Аристотеля (CAG v. 52

14, pars 1, p. 117.9-12)

Филодем

История академиков

PHerc 1021, col. 5.32-6.10 Dorandi 7

PHerc 1021, col. 6.41-7.10 10

PHerc 1021, col. 9.1-10.14 12

О музыке 4

PHerc 1497, col. 49.1-20 Delattre 115A

PHerc 1497, col. 137.27-138.9 115B

О поэзии

PHerc 1425, col. 3.11-6.5 Mangoni 116B

PHerc 1677, col. 5.20-6.28 Romeo 116A

О свободном слове

PHerc 1471, fr. 20 Olivieri 14

Цицерон

Одивинации

1.23.46 117А

1.57-130 l26

О законах 3.6.14 3o

О природе богов 1.13.34 72

Письма Аттику

13.19.3-4 19А

15.4.3 21С

15.13.3 21В

15.27.2 21А

16.2.6 21В

16.11.3 2lE

16.12 2lF

Письма брату Квинту 3.5.1 l9B

Тускуланские беседы 5.3.8-9 85

Эратосфен, Фрагменты «Катастеризмов» (Catasterismorumfrag- 24B

menta Vaticana, RhM 67, 1912, p. 418 Rehm)

Эратосфен, Псевдо-, Катастеризмы (29 Oistou, BT p. 35.7-19 Olivieri) 24A

ЭтимологиК большой, слово ПАГАЕАЮЕ (col. 1833, 646.39-41 l22B

Gaisford)

Ямвлих

О душе, фр. 26 Finamore-Dillon 50

О пифагорейском образе жизни 90, 93, 147 149В

Библиография / References

Петрова, М.С. (2017) «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности (Московская международная конференция)», Диалог со временем 58, 391-394.

Fortenbaugh, W., Pender, E., eds. (2009) Heraclides of Pontus. Discussion. New Brunswick, N.J.

Gottschalk, H. (1980) Heraclides of Pontus. Oxford.

Schütrumpf, E. (2008) "Heraclides Ponticus, the snake keeper," Classical Quarterly 58, 673-675

Schütrumpf, E., ed. Stork, P., van Ophuijsen, J., Prince, S., ed., trs. (2008) Heraclides of Pontus. Texts and translations. New Brunswick, N.J.

Wehrli, F. (1969) Herakleides Pontikos. Die Schule des Aristoteles. Bd. 7, 2nd edn. Basel.

Russian language sources transliterated:

Petrova, M. (2017) "The Legacies of Aristotle as Constitutive Element of European Rationality: 2016 Moscow International Aristotle Conference," Dialog so vremenem (Dialogue with Time) 58, 391-394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.