ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2007
История и политология
Выпуск 3 (8)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ГЕРАКЛ, ТАРЕНТ, ФУРИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЮЗА ИТАЛИОТОВ В 70-Х ГОДАХ IV ВЕКА ДО Н. Э.
Д. В. Бубнов
Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул.Букирева, 15
Рассматривается эволюция лиги италиотов в 70-х гг. IV в. до н. э., в ходе которой на смену военно-политическому объединению южноиталийских полисов, фактически распавшемуся десятилетием ранее, в описываемый период пришел новый союз, заключенный первоначально между Тарентом и Фуриями под влиянием продолжающейся сиракузской экспансии в Великой Греции. Центральным в новом объединении стал культ Геракла, сменивший в качестве союзного культ Геры Лакинии.
В истории полисных союзов Греции V -IV вв. до н. э. сложилась практика, в соответствии с которой центрами не только религиозных, но и военно-политических союзов становились святилища. Это могли быть и старые, авторитетные культовые центры, и вновь основанные, отвечавшие нуждам формирующегося объединения. Божество, почитавшееся в таком святилище, выступало в качестве покровителя федерации, и его функции могли совпадать с теми, которыми, по мнению членов союза, должно было обладать их политическое объединение. В некоторых случаях изменение характера союза приводило к смене культового центра и бо-жества-покровителя1.
Сказанное в полной мере может быть отнесено и к федерации греческих полисов Южной Италии, сложившейся во второй половине V в. до н. э.2 Объединение трех ахейских колоний - Кротона, Кавлонии и Сиба-риса - первоначально произошло вокруг святилища Зевса Омария (Polyb. II, 39, 6)3, которое в начале IV в. до н. э., когда число членов союза существенно возросло, в качестве политического центра было замещено, по-видимому, святилищем Геры, расположенным на мысе Лакиний на территории Кротона4. Однако в ходе конфликта 383 -378 гг. до н. э. (Diod. XV, 15, 2; 24, 1) между италиотами и Дионисием Старшим Кротон попал в руки сицилийского тирана (Dion. Hal. XX, 7, 3)5, а храм Геры Лакинии подвергся разграблению (Ps.-Arist. De ausc. mirab. 96; Athen. XII, 58, 541 a-b) и, по-видимому, утратил свою политическую роль, хотя и оставался крупным культовым центром еще и в римское время6. Таким образом, союз италиотов лишился одного из
важнеиших элементов, поддерживавших его существование после катастрофического для объединения полисов поражения при Эле-поре в 389-388 г. до н. э. по хронологии Диодора (XIV, 103, 1-4), и утратил единство окончательно.
Однако позднее это политическое объединение было реставрировано, и доминирующее положение в нем занял Тарент. Со слов Страбона (VI, 3, 4. С. 280) можно судить о том, что в конце 30-х гг. IV в. до н. э., во время пребывания в Италии эпирского царя Александра Молосского, союзное собрание италиотов проводилось в Гераклее, где также проходило большое празднество, общее для всех греков Италии, носившее, по-видимому, культовый характер (тт^п кошт п рЕЛЛуапшу тшуп таиатС, -п-апуауирш, тццп еувод уоп еуп рНракХеьа# аиутеХе^цп туд Тараптсапуд)7. Можно предположить, что это празднество было связано с почитанием божества, выступавшего в то время в роли покровителя союза.
Какому же божеству принадлежала эта роль? В современных исследованиях такой вопрос, как правило, не ставится. Обычно историки говорят о «переносе» культового и политического центра союза из Лакиния в Гераклею8, так что возникает впечатление, будто речь идет только о смене места почитания Геры как покровительницы лиги, а не о смене самого культа. Представление о перемещении культа может быть отчасти оправдано тем, что главная задача федерации полисов Южной Италии - борьба с военной угрозой со стороны италийских народов лу-канов и бруттиев, которую символизировала воинственная Гера Лакиния, - оставалась неизменной с начала IV в. до н. э., т. е. со времени, когда союз италиотов сложился
© Д.В.Бубнов, 2007
как военно-политическое объединение, направленное против луканов и Дионисия Старшего (Бюё. XIV, 91, 1). Кроме того, имеется сходство в указаниях источников на общегреческие религиозные праздники, проводившиеся в святилище Лакиния (е—пС Лакспса% т$ц папгауирес тщ5 дЫра5, ес—5
Л (/ (/ С Г \
ц^п оир-пореиаоутас -паапте5 штаЛсшцтас — Р8.-ЛЙ81. Бе ашс. шкаЬ. 96) и в Гераклее
(тг^у косуг^у рЕХХцапшу тшцп таиат$
папцауирсп - VI, 3, 4. С. 280), что заставляет исследователей воспринимать их как одно и то же празднество, но сменившее адрес9. Однако представить себе подобное перемещение сложно уже потому, что функционирование святилища Геры на мысе Лакиний засвидетельствовано для более позднего времени, когда оно, сохранив, по-видимому, за собой исключительно культовую роль, превратилось в центр религиозного союза -
амфиктионии10.
Вопрос, поставленный в начале предыдущего абзаца, представляется совсем не частным и тем более не праздным. Уже отмечалось, что божественный покровитель союза являлся символом объединения, а его функции зачастую отражали характер федерации полисов. Следовательно, смена функций могла свидетельствовать о переменах, вызванных важными процессами в самом союзе. Представляется, что обращение к указанной особенности общесоюзного божества может помочь понять сущность объединения италиотов при доминировании Та-рента, а также - и это особенно важно - выявить конкретные механизмы трансформации лиги после поражений, понесенных от Дионисия Старшего.
Действительно, в силу недостаточности в источниках прямых данных об этом процессе исследователи вынуждены ограничиваться констатацией перерождения военно-политического объединения италиотов в ге-гемонистский союз во главе с Тарентом. Реконструкции же конкретного хода событий, вызвавшего упомянутое перерождение, опираются на разрозненные, скудные и порой противоречивые свидетельства и потому весьма гипотетичны.
Обыкновенно считается, что после разгрома союза Дионисием Старшим, который сопровождался переходом под власть тирана наиболее значительных полисов италиотов -Кавлонии, Гиппония, Регия и Кротона, уце-
левшие члены лиги, в том числе Фурии, сгруппировались вокруг единственного оставшегося крупного и процветающего греческого государства - Тарента11. Политическим центром этого нового объединения стала Гераклея, колония Тарента (Бюё. XII, 36, 4; 8ггаЬо. VI, 1, 14. С. 264), и это, по мнению ряда авторов12, было единственной уступкой доминировавшего в лиге Тарента прочим союзникам. Но Э. Чачери и Ф. Сар-тори возражали против такой трактовки причин выбора Гераклеи на роль общесоюзного центра, предпочитая объяснять его стратегическим положением Гераклеи и необходимостью защиты ее13.
Вариантом изложенной точки зрения является, например, мнение Дж. Де Сенси Сестито о том, что переход Фурий под власть луканов следует относить ко времени последней войны сицилийского тирана против Карфагена, завершившейся уже при его преемнике - Дионисии Младшем (Бюё. XV, 73, 1; XVI, 5, 2, где эти события датируются 368 - 367 гг. до н. э.)14. Результатом завоевания этого полиса стало окончательное крушение прежнего союза италиотов, сложившегося в начале IV в. до н. э. и теперь лишившегося всех своих важнейших участников. Это обстоятельство позволило Таренту, вмешавшись в ход событий, использовать ситуацию в собственных интересах - для установления гегемонии над лигой и превращения ее в инструмент своего влияния в Великой Греции15.
Р. Вернер, напротив, утверждал, что союз италиотов, формально прекратив существование после битвы при Элепоре, был воссоздан под гегемонией Тарента благодаря деятельности Архита в 70-х и 60-х гг. IV в. до н. э.16
По предположению М. Сорди, поддержанному и другими исследователями, федерация италиотов распалась уже после поражения при Элепоре, которое она относит к 390 г. до н. э.17, вследствие заключения Дионисием Старшим сепаратных договоров с каждым из входивших в объединение полисов. Эти договоры устанавливали автономию греческих городов, что не предусматривало возможности образования ими сою-за18. К. Сабаттини, принимая во внимание важность для судьбы лиги упомянутых соглашений с сицилийским тираном, пыталась, впрочем, доказать ее жизнеспособ-
ность, проявившуюся, в частности, в противостоянии политике Дионисия Старшего даже после поражения войск союзников-италиотов в битве при Элепоре19.
Стоит упомянуть и о том, что среди исследователей не существует единства в определении состава объединения к моменту его распада (например, большинство вопреки отсутствию прямых данных склоняется к мнению о том, что Тарент выступал в качестве члена лиги еще до битвы при Элепо-ре20) и времени, когда его вынуждены были покинуть отдельные полисы, в том числе и такие значительные, как Кротон21 и Фурии22.
Очевидно, что интерпретации современными историками событий, связанных с трансформацией военно-политического объединения греков Южной Италии, совпадая в том, что касается этапов эволюции союза, существенно расходятся в трактовке деталей этого процесса. Причиной этого различия может выступать известная скудность сведений в источниках, описывающих события 80-х и 70-х гг. IV в. до н. э. Но дело заключается не только во фрагментарности и недостаточности информации, но и в том, что античные свидетельства подталкивают интерпретатора фактов к совершенно противоположным выводам: как о сохранении союза италиотов и преемственности двух этапов его эволюции, разделенных катастрофическим поражением при Элепоре, так и об упадке и разрушении этого объединения и последующем его восстановлении.
В этой работе я попытаюсь изложить некоторые предварительные соображения относительно трансформации лиги италио-тов в указанный период, отталкиваясь от решения вопроса о том, какой бог стал покровителем этого объединения после Геры Лакинии.
Представляется, что помощь в получении ответа на поставленный вопрос может оказать нумизматика. Среди монет Тарента исследователи выделяют группу монет, получивших название союзных. Это серебряные диоболы, представляющие собой копии монетных выпусков Гераклеи23 и начавшие чеканиться с 380 г. до н. э.24 На аверсе они несли изображение головы Афины или, реже, Геракла, а сюжетом для сцены на реверсе служил один из подвигов Геракла25. Среди них были как те, которые относились к канону двенадцати (немейский лев, кони
Диомеда), так и находившиеся вне его (Геракл и змеи, Геракл и Антей). Кроме того, Геракл мог быть изображен на монете стоящим или сидящим в спокойной позе.
Подвиги Геракла были в то же самое время одной из популярных тем в росписи апулийских ваз, причем сюжеты, используемые в вазописи и при чеканке монет, как правило, совпадали26. Геракла, по свидетельству Гесихия (Hesych. s. v. 'Epidaavras), почитали в Таренте под прозвищем 'Epidaavras, т. е. «воинственный». Высказывалось предположение, что именно в этой ипостаси он стал эпонимом Гераклеи27. Наконец, по заказу тарентинцев в их городе Лисиппом была сооружена колоссальная статуя героя (Plin. Mai. Nat. Hist. XXIV, 40; Plut. Fab. Max. 22, 8; ср.: Liv. XXVII, 16, 8). Все эти данные, собранные воедино, позволяют предположить, что именно культ Геракла стал главным в новом объединении италиотов.
Избрание Геракла в этом качестве нетрудно объяснить. Этот мифологический персонаж был тесно связан с Италией в целом и со многими полисами, входившими в состав лиги, в отдельности28, что, безусловно, способствовало его популярности в среде италийских греков. Кроме того, при выборе Геракла божеством-покровителем лиги принимались во внимание не только мифологические мотивы, но и политические: родство с Гераклидами через Фаланфа (Сервий - Serv. In Aen. III, 551 - называет его восьмым после Геракла) укрепляло связи Тарен-та и всего возглавляемого им союза со Спартой. Позднее, ко времени похода в Италию спартанского царя Архидама, эти связи переросли в прочный альянс29.
Воинственный Геракл, вершитель подвигов, символизировал, кроме того, преимущественно военный характер лиги и в этом отношении выступал как полноправный преемник Геры Лакинии30. Можно думать, что смена покровительствующего божества не отразилась на унаследованных от прежнего союза функциях и принципах организации. Главным противником для большинства полисов италиотов, сохранивших независимость, оставались луканы, и решение задачи коллективной безопасности и предотвращения луканской угрозы становилось как для членов ослабленной или даже вовсе разрушенной Дионисием Старшим
федерации, так и для городов, не входивших ранее в ее состав (таковым, на мой взгляд, был Тарент), важнейшей заботой.
Побудила италиотов к новой консолидации, вероятно, не существовавшая постоянно луканская угроза, а некое конкретное событие. По моему мнению, им могли оказаться предпринятое в 379 г. до н. э. Дионисием Старшим нападение на Кротон и относящаяся, вероятно, примерно к этому же времени неудачная атака тирана на Фурии (Ael. Var. Hist. XII, 61). Жители последних, будучи изолированы от других членов союза, должны были искать поддержку в борьбе не только против державы Дионисия, но и против италийцев и, как представляется, нашли ее у тарентинцев. Те, в свою очередь, могли испытывать недовольство ростом влияния Сиракуз на Адриатике и тоже нуждались в надежных сторонниках31.
Таким образом, альянс Тарента и Фурий строился на взаимовыгодной основе. Возможно, первоначально в этом объединении Тарент не играл роли гегемона, а Фурии -подчиненного союзника. Следствием признания равного статуса членов лиги могло быть помещение союзного центра в Герак-лею, которая некогда была их общей колонией (Strabo. VI, 1, 14. C. 264). Отголоском такого равенства в более позднее время могло служить соперничество Тарента и Фурий, проявлявшееся, например, в конфликте за право промантейи в Дельфах32.
Мне представляется, что процесс трансформации союза выглядел следующим образом. Лишенная после захвата Кротона Дионисием внутреннего единства, которое обеспечивал общесоюзный культ, симмахия распалась, и оставшиеся ее члены были вынуждены искать возможность существования при наличии двух грозных соседей - италийцев и сицилийской тирании. Новому этапу существования лиги италиотов положил начало союз Фурий и Тарента (точнее, локального образования, которое возникло вокруг Тарента и в состав которого в это время мог входить и Метапонт)33, покровителем которого стал Геракл34, в начале 70-х гг. IV в. до н. э. Однако решать лиге приходилось старые задачи, противостоя прежде всего натиску италийских народов. Поэтому от прежней федерации были унаследованы организационные принципы и механизмы функционирования35. Следовательно, не
приходится говорить о союзе только как инструменте гегемонистской политики Тарента и об изначальном доминировании этого полиса в сформировавшемся объединении.
Примечания
1 Примером такого рода может служить смена культового центра и божества-покровителя при трансформации Делосской симмахии в Афинскую архэ. См., например: Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991. С. 131.
2 Р. Вернер попытался оспорить эту датировку: Werner R. Untersuchungen zur Geschichte und Struktur des Italiotenbundes // Rom und der Griechische Osten. Festschrift für Hatto H. Schmitt zum 65. Geburtstag dargebracht von Schülern, Freunden und Münchener Kollegen / Hrsg. von Ch. Schubert und K. Brodersen unter Mitarbeit von U. Huttner. Stuttgart, 1995. S. 287-289. Однако его попытку нельзя признать вполне успешной. Он, например, совершенно игнорирует свидетельство Полибия (II, 39, 1-7), которое является наиболее важным для установления хронологии возникновения союза трех ахейских полисов.
Terminus ante quem для возникновения этого объединения, как нередко считается, служит 417 г. до н. э.: Minar E. Early Pythagorean Politics in practice and theory. Baltimore, 1942. P. 83; Lar-sen J. A. O. Greek Federal States. Their institutions and history. Oxford, 1968. P. 96; Purcell N. South Italy in the Fourth Century B. C. // CAH2. 1994. Vol. 6. P. 386. О времени его формирования, которое относится к 430-420 гг. до н. э. см. также: Белох К. Ю. История Греции. М., 1899. Т. 2. С. 130; Walbank F. W. A Historical Commentary on Polybius. Oxford, 1957. Vol. 1. P. 226; Sartori F. Rapporti delle citta italiote con Atene e Siracusa dal 431 al 350 a. C. // Atti dell' Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. Classe di scienze morali, lettere e arti. 1974. T. 132. P. 622; Idem. Verfassungen und soziale Klassen in den Griechenstädten Unteritaliens seit der Vorherrschaft Krotons bis zur Mitte des 4. Jahrhunderts v. u. Z. // Hellenische Poleis. Krise-Wandlung-Wirkung / Hrsg. von E. Ch. Welskopf. Berlin, 1974. Bd. 2. S. 744; Banek K. Czy istniala Amfiktionia Lakinska? // Eos. 1987. Vol. 75, fasc. 1. S. 58; Idem. Amfiktionie starozytne. Krakow, 1993. S. 118-119; De Sensi Sestito G. La funzione politica dell'Heraion del Lacinio al tempo delle lotte contro i Lucani e Dionisio I // I santuari e la guerra nel mondo classico. Milano, 1984. P. 45; Eadem. Il federalismo in Magna Grecia: la Lega italiota // Federazioni e federalismo nell'Europa an-tica. Milano, 1994. Vol. 1. P. 203, nota 30. Ср.: Beloch J. L'Impero Siciliano di Dionisio // Atti della Reale Accademia dei Lincei. 1880-1881. Memorie della classe di scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 3. Vol. 7. P. 215; Wuilleumier P. Tarante des
origines a la conquête romaine. Paris, 1939. P. 64; Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Genova; Roma; Napoli; Città di Castello, 19402. Vol. 2. P. 395; Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Basel; Stuttgart, 19584. Bd. 5. S. 129-130; Pugliese Car-ratelli G. Storia civile II Megale Hellas. Storia e civiltà della Magna Grecia. Milano, 19B3. P. 74. К сожалению, у меня не было возможности познакомиться с работой Ф. Гинатти, в которой многие из затронутых в моей статье вопросов рассматриваются специально: Ghinatti F. Ricerche sulla lega italiota II Accademia Patavina di Scienze, Lettere ed Arti. Classe di scienze morali, lettere e arti. 1961-1962. Vol. 74.
3 По мнению М. Осанны, этот культ был новым, возникшим уже на италийской почве и в большей степени по политическим мотивам: Osanna M. Sull'ubicazione del santuario di Zeus Homarios in Magna Grecia II Dialoghi di archeolo-gia. 19B9. Ser. 3. Anno 7, № 2. P. 55.
О роли этого святилища в качестве союзного центра см. также: Banek K. Religia a polytika w starozytnej Grecji. Od epoki mykenskiej do Alek-sandra Macedonskiego. Krakow, 19B5. S. 63-64; Idem. Czy istniala Amfiktionia Lakinska? S. 57; Idem. Amfiktionie starozytne. S. 120-124; De Sensi Sestito G. Il federalismo in Magna Grecia ... P. 199.
Толкование эпитета Зевса Омария см., например: Walbank F. W. Op. cit. Vol. 1. P. 226.
4 De Sensi Sestito G. La funzione politica ... P. 45.
5 По мнению Э. Чачери, которое является исключением в общем хоре исследователей, нельзя понимать сообщение источников о завоевании Кротона Дионисием буквально: Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 441.
6 De Sensi Sestito G. La funzione politica ... P. 50.
7 Дж. Де Сенси Сестито полагала, что собрание синодов - членов союзного совета - было приурочено ко времени празднества в честь Геры Лакинии: De Sensi Sestito G. La funzione politica ... P. 46-4В. Нет основания отрицать возможность сохранения подобной практики в тот период, когда культовым центром объединения стала Гераклея.
B См., например: Purcell N. Op. cit. P. 3BB. Исследователь называет этот акт the symbolic movement of the League's sanctuary from Croton to Tarantine Heraclea.
9 На основании свидетельства Плавта можно заключить, что позже местом проведения празднества и связанных с ним игр, которые привлекали множество людей, т. е., по-видимому, носили общегреческий характер, вместо Гераклеи стал Тарент (Plaut. Menaech. 29-30: Tarenti ludi forte errant, cum illuc venit I mortals multi, cum ad ludos, convenerant). Причиной, заставившей сменить культовый центр, могла быть временная утрата контроля тарентинцами над
своей колонией и переход ее в руки луканов, от власти которых ее избавил Александр Молос-ский (Liv. VIII, 24, 4). Можно ли в этом случае предполагать, следуя логике некоторых авторов, что вслед за перенесением культа из Лакиния в Гераклею имело место еще одно перемещение того же самого культа, на этот раз из Гераклеи в Тарент?
10 Banek K. Czy istniala Amfiktionia Lakinska? S. 64-66; Idem. Amfiktionie starozytne. S. 122.
11 Белох К. Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 137; Beloch J. Op. cit. P. 216; Pais E. Storia dell'Italia an-tica. Roma, 1925. Vol. 1. P. 246; Wuilleumier P. Op. cit. P. 66, 71; Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 445-446; Minar E. Op. cit. P. 87; Meyer Ed. Op. cit. Bd. 5. S. 161; Sartori F. Rapporti delle citta italiote ... P. 640-641; Idem. Verfassungen und soziale Klassen ... S. 754-755; Pugliese Carratelli G. Storia civile. P. 80; Purcell N. Op. cit. P. 388; De Sensi Sestito G. Il federalismo in Magna Grecia . P. 211-216; Werner R. Op. cit. S. 293, 295.
12 См., например: Белох К. Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 137; Beloch J. Op.cit. P. 216; Pugliese Carratelli G. Storia civile. P. 80.
13 Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 445-446; Sartori F. Rapporti delle citta italiote ... P. 640. В другой работе Ф. Сартори высказывал мнение о том, что Гераклея стала политическим и культовым центром союза в силу особенностей ее экономики: Sartori F. Societa e diritto nelle Tavole greche di Eraclea Lucarna // Atene e Roma. 1965. Vol. 10, fas. 4. P. 159.
14 De Sensi Sestito G. Il federalismo in Magna Grecia ... P. 211.
15 Ibid.
16 Werner R. Op. cit. S. 296.
17 Sor di M. Dionigi I e gli Italioti // Aevum. 1978. Anno 52, № 1. P. 15. Это мнение разделяет и А. Джулиани: Giuliani A. Le migrazioni forzate in Sicilia e in Magna Grecia sotto Dionigi I di Sira-cusa // Coercizione e mobilita umana nel mondo antico. Milano, 1995. P. 109.
18 Sordi M. Dionigi I e gli Italioti . P. 14; De Sensi Sestito G. Il federalismo in Magna Grecia . P. 209. Ср.: Sabattini C. Aspetti della politica di Dionisio I in Italia: note sul testo diodoreo // RSA. 1986. Anno 16. P. 36-40
19 Sabattini C. Aspetti della politica ... P. 4446.
20 С разной степенью осторожности говорят об участии Тарента в лиге до битвы при Элепоре одни авторы: Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997. С. 290; Beloch J. Op. cit. P. 215; Wuilleumier P. Op.cit. P. 65; Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 422; Minar E. Op. cit. P. 87. Исключают Тарент из числа членов союза италиотов другие: Meyer Ed. Op. cit. Bd. 5. S. 120; Purcell N. Op. cit. P. 387. Ср.: Pugliese Carratelli G. Storia civile. P. 75; WernerR.Op. cit. S. 294.
21 Согласно Дионисию Галикарнасскому (Dion. Hal. XX, 7, 3), Дионисий Старший, захватив Кротон, владел им двенадцать лет. Связывая конец владычества над этим городом сицилийского тирана с его кончиной и отсчитывая этот временной промежуток от даты его смерти в 367 г. до н. э., приходится отнести падение Кротона к 379 г. до н. э. Такая датировка тем более оправдана, что дает возможность связать это событие с третьей войной Дионисия Старшего против Карфагена. Однако имеющаяся в источниках синхронизация захвата Кротона с падением Регия (Dion. Hal. XX, 7, 3) и Рима (Just. XX, 5, 1-4) позволяет некоторым исследователям пересмотреть датировку и в качестве новой даты завоевания Кротона предложить 389 г. до н. э.: Sordi M. Di-onigi I e gli Italioti. P. 12-14, 16; Giuliani A. Op. cit. P. 115. К. Сабаттини склонна датировать это событие 387-386 или, скорее, 386-385 г. до н. э.: Sabattini C. Aspetti della politica ... P. 47. Ср.: Bonamente M. Rapporti tra Dionisio il Vecchio e i Galli in Italia // Annali della Facoltà di lettere e filosofia della Università degli studi di Perugia. 1974-1975. Vol. 12 (1975). P. 58-59; Lewis D. M. Sicily, 413-368 B. C. // CAH2. 1994. Vol. 6. P. 149. Э. Чачери, как уже отмечалось в примечании 5, вообще не разделяет мнения о падении Кротона: Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 441.
22 Диодор упоминает о захвате Фурий брут-тиями под 356 г. до н. э. (Diod. XVI, 15, 2; ср.: Just. XXIII, 1, 14). Однако, по сообщению Стра-бона, которое, к сожалению, не содержит указаний, позволяющих дать привязку ко времени описанных событий, город был порабощен лу-канами (Strabo. VI, 1, 13. C. 263). дЖ. Де Сенси Сестито считает возможным датировать это падение Фурий десятилетием ранее по сравнению с указанием Диодора: De Sensi Sestito G. Il federalismo in Magna Grecia ... P. 211. К. Сабаттини связывает его с поражением, понесенным фурийца-ми от луканов (Diod. XIV, 101, 1 - 102, 3), и относит к 389 г. до н. э.: Sabattini C. Diodoro, Turi, gli Italioti e la battaglia di Laos (390/389 a. C.) // RSA. 1987-1988. Anno 17-18. P. 34-35. Ко времени Александра Молосского полис, очевидно, вновь приобрел независимость (Strabo. VI, 3, 4. C. 280; Just. XII, 2, 15).
23 Head B. V. Historia numorum. A manual of Greek numismatics. Oxford, 1911. P. 48; Babelon E. Les monnaies grecques. Aperçu historique. Paris, 1921. P. 87; Wuilleumier P. Op. cit. P. 70, 378. К сожалению, мне не удалось воспользоваться новым исследованием монет Тарента, принадлежащим Дж. Брауеру: Brauer Jr. G. Taras: Its History and Coinage. New Rochelle; New York, 1986. 240 p.
24 Purcell N. Op. cit. P. 388 (со ссылкой на мнение Дж. Брауера).
25 Излюбленным сюжетом является борьба Геракла с немейским львом. Например, из 126
союзных диоболов, представленных в весьма солидной коллекции Американского нумизматического общества, 117 несут изображение именно этой сцены (подсчет сделан на основании данных, имеющихся на сайте этой организации www.amnumsoc.org). О популярности сюжета в Таренте может свидетельствовать рассказ Павса-ния (V, 25, 7), согласно которому скульптурное изображение Геракла, стреляющего во льва, стало посвящением тарентинца Гиппотиона в Элиде и датируется концом V в. до н. э. См. такхе: Wuilleumier P. Op. cit. P. 523-525.
Исследователями высказывалось предположение о том, что появление сцен с Гераклом на монетах Гераклеи свидетельствует о сохранении Тарентом контроля над ее монетными выпусками, по крайней мере, в первое время после вывода колонии: Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 387-388; Sartori F. Prodromi di costituzi-oni miste in citta italiote nel secolo V a. C. // Atti dell' Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. 1973. Classe di scienze morali, lettere ed arti. T. 131. P. 654.
26 О сюжетах италийской вазовой росписи, соответствующих тем, которые встречаются на монетах см.: Heering K. Das Heraklesbild auf apu-lischen Vasen: Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie an der Westfal-ischen - Wilhelms Universität zu Münster. Mün-ster,1987. S. 13-16 (борьба со львом), 20 (кони Диомеда).
27 См.: Wuilleumier P. Op. cit. P. 62, 523. Г. Радке также полагал, что культ Геракла пришел в Гераклею из ее метрополии - Тарента: Radke G. Herakleia 10 // Der Kleine Pauly. 1966. Lieferung 12. Sp. 1037.
28 О пребывании Геракла в Великой Греции сообщают многие источники: Apollod. II, 5, 10; Diod. IV, 22, 1-5, 24, 7; Verg. Aen. III, 551-552; Ovid. Metam. XV, 8-49. Культ Геракла в Таренте, распространение которого относится ко времени не позднее V в. до н. э., засвидетельствован эпиграфическими источниками уже в римское время: Gasperini L. Il municipio tarentino. Ricerche epigrafiche // Terza Miscellanea greca e romana. 1971. Fasc. 21. P. 157-158. В римской литературе Тарент часто упоминается с определением «Гераклов» (Verg. Aen. III, 551) или «спартанский» (Ovid. Metam. XV, 50; Carm. III, 5, 56; ср.: Hor. Odae. II, 6, 10-12). Последний эпитет также косвенно указывает на связь полиса с Гераклом. Различные объяснения этой связи приводит Сер-вий Гонорат (In Aen . III, 551).
29 Urso G. La morte di Archita e l'alleanza fra Taranto e Archidamo di Sparta (345 a. C.) // Aevum. 1997. Anno 71, № 1. P. 70; Idem. Roma «citta greca»: nota a Strabone V 3, 5, 232 // Aevum. 2001. Anno 75, № 1. P. 30. См. также: Wuilleumier P. Op. cit. P. 522; Giannelli G. Culti e miti della Magna Grecia. Firenze, 1963. P. 44-45; Печатно-
ва Л.Г. Спартанские парфении II Античный мир. Проблемы истории и культуры. СПб., 199В. С. 172.
30 Геракл и Гера тесно связаны в греческой культовой практике и мифологии. Геракл воспринимался греческим населением Южной Италии как устроитель колоний, покоритель новых земель, отнятых у негреков. См. об этом: Maddoli G. I culti delle «poleis» italiote II Magna Grecia. Vita religiosa e cultura letteraria, filisofica e scien-tifica. Milano, 19ВВ. P. 13В. Неудивительно поэтому, что именно этот мифологический персонаж сделался покровителем союза италиотов, одной из главных задач которого была борьба против италийцев.
31 Обыкновенно считается, что Тарент не оказывал противодействия политике обоих Дионисиев на Адриатике. Более того, по мнению исследователей, мероприятия сицилийских тиранов могли осуществиться только при сочувствии и поддержке тарентинцев. См., например: Pais E. Storia dell'Italia antica. Vol. 1. P. 191-192; Wuilleumier P. Op. cit. P. 71-72; Sartori F. Rapporti delle città italiote ... P. 636; Bonamente M. Op.cit. P. 59; ср.: Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). СПб., 2001. С. 3В3; Pugliese Carratelli G. Storia civile. P. 79.
Однако жители Тарента, обладатели самого крупного флота в регионе (Strabo. VI, 3, 4. C. 2В0), едва ли мирились с доминированием, даже исключительно экономическим (см.: Bonamente M. Op.cit. P. 59), Сиракуз на Адриатическом море. Источники (Polyaen. V, В, 2; ср.: Diod. XIV, 109, 3-5) во всяком случае сохранили свидетельство о неприязненном отношении тарен-тинцев к Дионисию в В0-х гг. IV в. до н. э. (о проблемах хронологии событий в этих описаниях см.: Бубнов Д.В. Союз италиотов в середине IV в. до н. э. II Вестн. Перм. ун-та. 2005. Вып. 5. История. С. 6, 17). Устойчивое влияние Тарента в Апулии, той области, куда были выведены си-ракузские колонии (Diod. XV, 13, 1; XVI, 5, 3),
подтверждается распространением союзных диоболов: HeadB.V. Op. cit. P. 43. См. также: Sartori F. Prodromi di costituzioni miste . P. 62762В.
О выводе на апулийские земли поселений кельтских наемников Дионисия Старшего см., например: Braccesi L. Ancora sulla colonizzazione siracusana in Adriatico (Dionigi, Diomede e i Galli) II AION (fil.) 19В9. Vol. 11. P. 64; Ulano R. Le strategie autocratiche di Archita II RIL. 19В9. Vol. 123 (1990). P. 12В, nota В.
32 См.: Roux G. Una querrelle de preseance à Delphes: les promanties des Tarentins et des Thouriens II ZPE. 1990. Bd. В0. P. 23-29. Высказывалось предположение о том, что выбор Александром Молосским в качестве нового союзного центра Фурий связан с попыткой эпирского царя использовать прежнее соперничество этого города с Тарентом: Wuilleumier P. Op. cit. P. В5; Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Milano; Genova; Roma; Napoli, 1932. Vol. 3. P. 12-13; Giannelli C.A. L'intervento di Archidamo e di Ales-sandro il Molosso in Magna Grecia II CS. 1969. Anno В, fasc. 1. P. 12.
33 О формировании этого объединения подробнее см.: Бубнов Д.В. Формирование политического единства в Южной Италии во второй половине V в. до н. э. II Вестн. Перм. ун-та. 2002. Вып. 3. История. С. 7-9. Об отношениях Тарента с Метапонтом см., например: Ciaceri E. Storia della Magna Grecia. Vol. 2. P. 3ВВ; Minar E. Op. cit. P. В7; Meloni P. La contesa fra Taranto e Turi per il possesso della Siritide II Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Rendiconti. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. 1950 (Anno 347). Serie В. Vol. 5, fasc. 11-12. P. 5В0-5В2, 590, 597; Purcell N. Op. cit. P. 3В7.
34 Фурии миф также связывает с Гераклом. В этом полисе в храме Аполлона хранились стрелы героя, привезенные сюда легендарным основателем колонии Филоктетом (Just. XX, 1, 16).
35 См.: Бубнов Д.В. Указ. соч. С. 9-10.
HERAKLES, TARENTUM, THURII AND THE TRANSFORMATION OF THE ITALIOTE LEAGUE IN THE SEVENTIETHS OF THE
FOURTH CENTURY B. C.
D. V. Bubnov
Perm State University, 614 990, Perm, Bukireva st., 15
The evolution of the Italiote League in the seventieths of the IV century B. C. is discussed. The main conclusion is that one: while after the battle at the Eleporus river the Italiote symmachia was de facto dissoluted, the lasted Syracusan expansion in the period under question made Tarentum and Thurii to unite under the patronage of Herakles who had placed Hera Lakinia as a federal deity.