Научная статья на тему 'Геополитизация мировой экономики - новый фактор стратегии энергетических компаний'

Геополитизация мировой экономики - новый фактор стратегии энергетических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / РОССИЙСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС / КОРРЕКТИРОВКА СТРАТЕГИИ / НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Валерий Павлович, Козеняшев Кирилл Андреевич

Статья посвящена анализу усиления геополитизации мировой экономики, в частности в ее топливно-энергетическом комплексе, как фактору, оказывающему в условиях экономических санкций ключевое влияние на стратегии развития нефтяных компаний. Авторами проанализированы санкционное давление как инструмент внешней политики «условного Запада» и ограничительные меры, распространяемые на российский нефтяной комплекс, инициаторы санкционного процесса и их экономические мотивы, а также последствия и уроки санкций для российского топливно-энергетического комплекса. Особое внимание уделено вопросу корректировок стратегий развития российских нефтяных компаний в условиях последовательного ужесточения и расширения внешних ограничительных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICS AS A REALITY OF THE CONTEMPORARY WORLD ECONOMY - A NEW FACTOR IN THE STRATEGY OF ENERGY COMPANIES

The article is devoted to the analysis of the strengthening of the geopolitical factor in the global economy, particularly in its energy sector. The factor has revealed itself under economic sanctions imposed on the Russian economy and challenged the strategy of the oil companies. The authors analyzed the sanctions pressure as a tool of foreign policy of the «Western world» and restrictive measures aimed at Russian oil complex, the initiators of the sanctions process and their economic motives, as well as the consequences and lessons of sanctions for the Russian energy sector. Special attention is paid to the necessity for the Russian oil companies to establish their new strategies under the influence of the consistent tightening and external expansion of restrictive measures.

Текст научной работы на тему «Геополитизация мировой экономики - новый фактор стратегии энергетических компаний»

УДК 330.101.541

ВП. Сорокин ГЕОПОЛИТИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ -

к.а. Козеняшев НОВЫЙ ФАКТОР СТРАТЕГИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ

КОМПАНИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу усиления геополитизации мировой экономики, в частности в ее топливно-энергетическом комплексе, как фактору, оказывающему в условиях экономических санкций ключевое влияние на стратегии развития нефтяных компаний. Авторами проанализированы санкционное давление как инструмент внешней политики «условного Запада» и ограничительные меры, распространяемые на российский нефтяной комплекс, инициаторы санкционного процесса и их экономические мотивы, а также последствия и уроки санкций для российского топливно-энергетического комплекса. Особое внимание уделено вопросу корректировок стратегий развития российских нефтяных компаний в условиях последовательного ужесточения и расширения внешних ограничительных мер.

Ключевые слова: геополитизация, экономические санкции, российский нефтяной комплекс, корректировка стратегии, новый мировой энергетический порядок.

GEOPOLITICS AS A REALITY OF THE CONTEMPORARY WORLD ECONOMY - A NEW FACTOR IN THE STRATEGY OF ENERGY COMPANIES

Annotation. The article is devoted to the analysis of the strengthening of the geopolitical factor in the global economy, particularly in its energy sector. The factor has revealed itself under economic sanctions imposed on the Russian economy and challenged the strategy of the oil companies. The authors analyzed the sanctions pressure as a tool of foreign policy of the «Western world» and restrictive measures aimed at Russian oil complex, the initiators of the sanctions process and their economic motives, as well as the consequences and lessons of sanctions for the Russian energy sector. Special attention is paid to the necessity for the Russian oil companies to establish their new strategies under the influence of the consistent tightening and external expansion of restrictive measures.

Keywords: geopolitics, economic sanctions, Russian oil complex, adjustment strategy, new world energy order.

Геополитические факторы в той или иной степени всегда принимались во внимание энергетическими компаниями при выработке и осуществлении своих стратегий развития. Особенность нынешнего момента состоит в том, что в силу многих причин их значение неизмеримо выросло и они прочно вошли в число фундаментальных характеристик складывающегося нового энергетического порядка, судя по всему, на довольно длительный исторический период. Стремительная и всесторонняя геополитизация мировой энергетики и связанных с нею областей - качественно новый фактор, который должны в полной мере учитывать российские нефтегазовые компании.

Усиление влияния геополитического фактора на развитие мировой энергетики особенно проявилось в условиях введения экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины. Западные экономические санкции против РФ - это многоступенчатая система мер, направленная на подрыв экономических основ России. Западные страны расширили координируемые антироссийские ограничительные меры по всем азимутам: по целевым областям (технология, инвестиционные ресурсы), объектам (влиятельные политические деятели, «приближенные к власти» бизнесмены, компании со значительным государственным участием, сектора экономики), субъектам (США, Евросоюз и их союзники, международные кредитно-финансовые организации,

© Сорокин В.П., Козеняшев К.А., 2015

Valéry Sorokin Kirill Kozenyashev

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), политкорректный бизнес), и каналов (двусторонние и многосторонние), включая межгосударственные организации давления (например, Организация Североатлантического договора (НАТО) и платформы высшего политического уровня вроде Групп 7 и 20). В энергетической области координированное давление идет широким фронтом - разрушение стратегических альянсов с участием российских нефтегазовых компаний, блокирование крупных энергетических проектов, прежде всего, инфраструктурных, ограничения в кредитно-финансовой, инвестиционной и технологической областях.

Цели и направленность западных ограничительных мер. Провозглашаемые ограничительные меры, оправдываемые украинскими событиями, направлены не столько на возвращение к прежнему международному политическому статус-кво, сколько на гораздо более фундаментальную цель - вывести Россию за скобки основного международного взаимодействия, изолировать ее, добиться смены ее политического устройства и руководства. Мишенями давления стали наиболее уязвимые особенности экономической модели развития России (в том числе интеграции в мировую экономику), проистекающие в решающей степени из ее огромной зависимости от экспорта энергоносителей. Именно поэтому санкции в первую очередь направлены против энергетического потенциала России, включая все «обслуживавшие» его области.

В новой вспышке наступательной американской геополитической активности реализуется выражаемое уже много лет стремление Вашингтона снизить доходы России от экспорта нефти и газа, чтобы ограничить независимость ее внешней и военной политики. Союзниками по НАТО и некоторые партнерские страны США, в русле общей установки на снижение зависимости от импорта российских энергоносителей, прорабатывают варианты действий в этом направлении. Эта идея является одной из основополагающих и в создании Европейского энергетического союза.

Действующие лица. По сути, основная санкционная деятельность против России ведется Соединенными Штатами и Европейском союзом при явной жесткой лидирующей и направляющей роли Вашингтона. Именно в них наиболее отработаны механизмы ведения «войны ограничений» и накоплен соответствующий опыт. Многие западные страны в той или иной форме и по тем или иным направлениям тяготеют к этим дополняющим друг друга двум центрам влияния, вводя свои санкции в общем русле.

Наступательная линия США в санкционной политике подогревается и тем фактом, что их энергетическая ситуация настолько улучшилась, что, в дополнение к традиционным для них инструментам, позволяет им надеяться на расширение своей доли в мировом нефтяном и газовом экспорте и даже «отвоевать» у России часть европейского рынка. Это комплексное явление - новое в мировом геополитическом раскладе. Более традиционной целью Вашингтона является противодействие возможности появления на энергетических рынках углеводородного сырья российского арктического шельфа, а также сланцевых ресурсов, запасы которых в России огромны, а разработка их по затратам сопоставима с затратами на добычу сланцев в США.

Санкционная активность Запада. Чуть раньше мы отмечали комплексное расширение (по всем параметрам) ограничительных мер западных стран против России. В определенном смысле качественный перелом в этом процессе наступил летом 2014 г., когда отдельные точечные санкции США и ЕС были ужесточены запретом на:

инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, включая добычу нефти, газа и минералов;

- поставку оборудования, оказание финансовых и страховых услуг для этих секторов;

- покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды;

- предоставление кредитов или приобретение долей в проектах, которых коснулись секторальные санкции.

Нанесение ущерба российской нефтяной промышленности стало особенно важной целью санкций. Так, в сентябре 2014 г. были введены запреты на организацию долгового финансирования трех ведущих государственных топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Также запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг. США дополнительно расширили санкции в отношении таких компаний, как «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», запретив американским компаниям поставлять им оборудование и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах. Эти запреты в первую очередь коснулись «Роснефти», которая является ведущей нефтяной компанией страны.

Бросается в глаза морская направленность ограничительных мер в энергетике, прежде всего, арктическая. Американская компания ExxonMobil, например, во исполнение санкций, запрещающих ввоз в Россию оборудования для работы на арктическом шельфе, приостановила свое сотрудничество с «Роснефтью», хотя согласно планам по совместной разработке месторождения «Университетская-1» в Карском море «Роснефть» и ExxonMobil должны были пробурить до 40 разведочных скважин на российском шельфе до конца 2018 года. Проект разработки этого месторождения относится к категории сложных: морское дно в этом месте находится на глубине 80 м, скважина должна быть пробурена на глубину 2,35 км. Отказ от реализации проекта наносит ущерб как «Роснефти», так и ExxonMobil -их контракт по геологоразведке оценивается в 3,2 млрд долл. [3]. О прекращении своего сотрудничества с Роснефтью сообщила и компания North Atlantic Drilling, которая предоставила для этого проекта полупогружную платформу. Многие компании борются за свой бизнес в России, но одна за другой вынуждены его сворачивать или замораживать.

Выходом из ситуации, когда западные нефтегазовые компании отказываются от совместных с Россией проектов, «Роснефть» видит в привлечении к проекту инвесторов из тех стран, которые не вводили санкции против России. И здесь удалось сделать прорыв, усиливая сотрудничество «Роснефти» с азиатскими странами. Так, для продолжения работ на Ванкорском месторождении, расположенном в Красноярском крае «Роснефть» пригласила стать акционером проекта китайскую государственную нефтяную компанию - CNPC, которой предложено 10-20 % в проекте Ванкора. Данное решение вполне логично, поскольку у Роснефти есть заключенный в 2009 г. долгосрочный контракт на поставку 15 млн т нефти в год до 2030 г. в КНР. Кроме того, действует подписанное в 2013 г. дополнительное соглашение на поставку 365 млн т в течение 25 лет, по условиям которого «Роснефть» получила предоплату в 70 млрд долл. [8].

Китайские инвестиции помогут нарастить добычу на месторождении с нынешних 22 млн т в год до целевых 34 млн т. Возможное вхождение в «Ванкорнефть» соответствует экспансионистской политике CNPC, поскольку позволит ей нарастить показатели запасов и добычи и, следовательно, будет способствовать рост капитализации [8].

Одним из направлений американской стратегии санкций в отношении нефтегазового сектора РФ является прекращение кредитного финансирования российских нефтяных компаний. Однако полная экономическая и финансовая изоляция России вряд ли представляется возможной ввиду глубокой интеграции мировых капиталов и, вследствие этого, даже продвижение по этому пути неизбежно ущемляет интересы крупнейших компаний стран-партнеров США. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти», наносят ущерб интересам британской BP, которой принадлежит 19,75 % акций этой компании [10]. Положительным результатом сделки между «Роснефтью» и ВР является то, что английская компания дала согласие на покупку у Роснефти нефтепродуктов на 1,5 млрд долл. на условиях предоплаты, дав ей тем самым необходимые средства для выплат по долгам, поскольку

западные банки и инвесторы, в связи с санкциями, избегают российских заемщиков. Такая схема дает обладающей значительным лоббистским влиянием ВР мощный стимул для противодействия санкциям против России, поскольку иначе она не получит от Роснефти тот товар, за который уже заплатила.

Ответной мерой Роснефти стало предложение осуществлять выплаты по долгам перед европейскими и американскими банками исключительно на основании решения Банка России в каждом конкретном случае. Роснефть также выступила с предложением о введении моратория на вывоз уже поставленного в Россию нефтегазового оборудования, в отношении которого введен запрет к использованию в проектах в РФ независимо от режима его ввоза. Недостаток финансирования государственной Роснефти может быть восполнен выделением из Фонда национального благосостояния средств в объеме 1,5 трлн руб. как для государственной компании, которые будут направлены на строительство Восточного нефтехимического комплекса и в целом на реализацию инвестпрограммы, которая уже одобрена Правительством РФ [11].

Некоторые последствия и уроки санкций. Следует признать, что не существует объективных и бесспорных методов определения эффективности санкций и контрмер - оценки их результативности подвержены субъективному, политическому видению. Заявление Президента США о том, что в результате санкций «экономика России лежит в руинах» попадает в категорию желаемого, выдаваемого за действительное. С другой стороны, заявления о том, что санкции идут только на пользу России тоже не вызывают доверия. Кроме того, нарастание экономических трудностей в России в значительной мере вызвано неблагоприятной мировой конъюнктурой, и вычленить санкционный компонент очень трудно.

Но главный ущерб от санкций даже не в количественных показателях, а в том, что тяжелые негативные последствия ограничительных мер (даже после их отмены) будут сказываться многие годы. Упущенные возможности сотрудничества уже начали деформировать систему международного взаимодействия, подвергая качественно новым рискам модель глобального и регионального развития. Примерами оценок российского ущерба от западных ограничительных мер могут служить следующие. В 2014 г. от падения цен на нефть Россия потеряла 200 млрд долл., из которых 40-50 млрд. долл. являются результатами санкций. Другая оценка ущерба от западных санкций - потери российского валового внутреннего продукта (ВВП), которые прогнозируются в объеме 900 млрд руб. -1,2 % ВВП. Урон российской экономики от санкций в 2015-2017 гг. составит, по оценкам ВШЭ, 170 млрд долл., что будет равно 3 % совокупного ВВП. Потери Запада от собственных санкций и российских контрмер осенью 2014 г. оценивались в 40 млрд долл. Санкции вызвали быстрое обесценение рубля в 2014 г, и рубль оказался наиболее стремительно падающей валютой среди 170 мировых валют. В стране ускорилась инфляция, которая в 2014 г. увеличилась на 7,4 процента [2]. Согласно макропрогнозу Министерства экономразвития на 2015 г., инфляция достигнет своего пика в конце первого - начале второго квартала и составит 17-17,5 % [10]. Санкции также стали одной из причин, вызвавших масштабный отток капитала из России, который в 2014 году достиг рекордного уровня за последние 20 лет - за все время публикации статистики Центробанка РФ по этому показателю - 151,5 млрд долл., что фактически в 2,5 раза больше (61 млрд долл.,), чем годом раньше [10].

В 2015 г., по мнению многих российских аналитиков, в российской экономике России будет наблюдаться ухудшение по основным экономическим показателям. Такой вывод делается исходя из прогнозов по росту ВВП, курсу доллара и темпов инфляции в зависимости от цены на нефть (см. табл. 1).

Таблица 1

Прогноз основных параметров экономического развития РФ в 2015 г.

Среднегодовая цена на нефть, $/баррель 105 100 95 90 80 70 60 50

Среднегодовой курс доллара США", рублей/$

Альфа-банк 41 42 43 44 46 48 50 52

Ренессанс Капитал 38,6 39.7 40,4 42,1 43,2 44 7 46.5 48,3

АФК «Система»" 36 37.5 40 43 50 57 68 81

Темпы роста реального ВВП, %

Альфа-банк 1.2 1 0,8 0,6 0.2 -0,2 -1 -1.8

Ренессанс Капитал 17 1 0,3 -0,4 -17 -3,1 -4.4 -5,8

АФК «Система»* 0 -0.5 -1 -1.5 -1,5 -3 -5 -8

Инфляции на конец года", %

Альфа-банк 7:3 8 8,4 8,8 9.4 10 10.6 11.3

Ренессанс Капитал 6,9 7,1 7,4 8 3,7 8,5 8,2 8,1

АФК «Система»1 7 7 7 8 3,1 10 13,5 17

* - Прогноз рассчитан исходя из того; что ЦБ таргетирует инфляцию, а санкции частично продляются

** - Средний курс доллара США с начала 2014 года составляет 37 49 рублей/$, инфляция на 8 декабря -

8,9%

Источник: оценки инвестбанков и аналитического отдела АФК «Система», Росстат

Санкции остро поставили вопрос о необходимости ускоренного импортзамещения, в том числе в российской нефтяной отрасли, которая в настоящее время серьезно зависит от поставщиков из США, ЕС и Японии, в том числе и по оборудованию для телемеханики, автоматизации, связи, геофизики и сейсмических работ, иначе не избежать снижения добычи нефти в РФ к 2020 г. на 10-15 % [10]. В условиях экономических санкций российские нефтяные компании пытаются найти альтернативу оборудования в самой России или в странах Азии. Однако некоторые виды оборудования, в том числе для многозонного гидроразрыва, производятся только на Западе и российских или китайских аналогов им нет. Но даже если азиатские производители и готовы поставить оборудование российской нефтяной компании, проблема возникает в том, что американские компании являются владельцами лицензий и имеют контракты со всеми производителями нефтесервисного оборудования, включая китайские и корейские, и они могут ввести запрет для всех своих производителей на осуществление поставок в Россию. Поэтому России необходимо ускоренными темпами реанимировать и поднимать на новый уровень собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области производства буровых платформ, оборудования для горизонтального бурения, программного обеспечения для добычи нефти и газа методом гидравлического разрыва пласта, проектирования и производства насосов высокого давления, компрессоров, техники для сейсморазведочных работ.

Западным компаниям, работающим в России, также приходится менять свои стратегии в связи с санкционным режимом. Так, нефтесервисные компании, активно работающие на российском рынке нефтесервисных услуг и получающие огромные прибыли с этого рынка, столкнулись вследствие экономических санкций с угрозой потери своей доли на нем - и в этом случае коммерческие интересы иногда берут верх над политическими мотивами. Так, в январе 2015 г. американская Schlumberger, несмотря на санкции против нефтяного сектора России, выкупила 45,6 % акций крупнейшей отечественной нефтесервисной компании Eurasia Drilling с возможностью выкупа ее полностью в течение пяти лет. Стоимость сделки составила 1,7 млрд долл. (22 долл. за GDR), т.е. премия к рыночной цене на момент объявления превысила 80 %. Однако это все равно стало ниже стоимости

Eurasia Drilling до падения цен на нефть: в середине лета 2014 г. GDR компании торговались по 33 долл. [5].

В ответ на санкции в этой области НК «Роснефть» приобрела в августе 2014 г. российские и венесуэльские активы Weatherford в области бурения и ремонта скважин. Это - не дешевая сделка (400 млн долл.), но она стала своего рода гарантией, что российские проекты не остановятся даже в том случае, если Соединенные Штаты решат наложить полный запрет на поставку в Россию американских технологий бурения. Такой ход компании представляет собой один из примеров корректировки своей стратегии развития в условиях последовательного ужесточения и расширения внешних ограничительных мер. Роснефть вынуждена дополнить программу своего развития комплексом мер, которые не допустят снижения добычи нефти, а также помогут осуществить финансовые вливания, связанные с развитием импортозамещения, производством оборудования, технологий, созданием конструкторских предприятий, для чего потребуется финансово-кредитная государственная поддержка.

Западные санкции напомнили об опасности чрезмерной зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Бюджет страны более чем на 50 % продолжает зависеть от валютных поступлений от экспорта нефти и газа, причем от нефти в большей степени. Любое значительное понижение цен на нее на мировом рынке влечет за собой серьезное сокращение бюджетных поступлений. В контексте нынешней геополитической ситуации много говорится о причинах и возможных последствиях резкого падения цен на нефть (см. рис. 1).

f "N

V_У

Рис. 1. Динамика цены нефти Brent в 2014 - феврале 2015 г. (долл./баррель)

Очевидно, что в большой степени понижающаяся динамика нефтяных цен на данном этапе объясняется продолжающимися трудностями в мировой экономике и ее неблестящими перспективами, относительным сжатием спроса на нефть, возросшей конкуренцией между самими ее основными традиционными поставщиками и их - пока косвенной - конкуренцией с коммерчески успешной американской нефтью из низкопроницаемых пород и, конечно, спекуляцией нефтетрейдеров. Однако это

не полностью объясняет необычную конъюнктуру. Совсем недавно ничто в краткосрочных и долгосрочных прогнозах оценках энергетического рынка ведущих международных профильных организаций не предвещало такое развитие событий. Значительная часть экспертов усматривает в этом сговор между США, возглавляющими координированное экономическое давление на Россию, и важнейшим игроком на мировых нефтяных рынках - Саудовской Аравией. Формальных и прямых доказательств этому нет. Однако удачно нынешняя ситуация с нефтяной ценой вписывается в геополитическую логику Вашингтона, официально (и неоднократно) заявляющего о том, что давление на Россию направлено на ее экономику, которая полностью зависит от уровня цены на нефть.

С целью недопущения выпадания средств из бюджета российское правительство идет апробированной дорогой: поскольку нефть на мировом рынке продается по ценам, исчисляемым в долларовом эквиваленте, ему приходится балансировать свои доходы от экспорта валютными операциями, направленными на повышение курса рубля. Однако, это влечет за собой увеличение цен на товары и услуги практически во всех сферах экономики и неизбежное снижение экономической активности, жизненного уровня населения, вынужденного покупать более дорогие импортные товары и товары отечественных производителей, стоимость которых также неизбежно возрастает. Но для самой нефтяной отрасли очень важно то, что это чревато эрозией инвестиционного потенциала. Так, Министерство энергетики РФ недавно заявило, что в случае сохранения нефтяных цен на низком уровне можно ожидать, что около 15 % нефтегазовых проектов, реализация которых планировалась в 2015 г., будет отложена.

Зависимость российской экономики от мировой нефтяной конъюнктуры, т.е. от притока в ее экономику нефтедолларов, проявляется не только таким очевидным образом. Ее влияние более глубоко, чем просто зависимость от импортных товаров и услуг. Сама система ценообразования в российской нефтяной отрасли находится в сложной и довольно жесткой зависимости от мировой системы ценообразования на нефть. Цена на нефть на внутреннем рынке определяется не спросом и предложением, как должно быть в рыночной экономике, а привязана с 2005 года к сложной формуле ценообразования, исходным показателем для исчисления которой выступает цена на нефть Брент, а также цена на российскую нефть Юралс, исчисляемая как цена на нефть Брент минус дифференциал. Таким образом, ценообразование на мировой эталонный сорт - нефть Брент, характеризующееся огромным влиянием на него не столько фундаментальных, сколько спекулятивных факторов, оказывает непосредственное воздействие на нефтяную отрасль РФ, а через нее и на всю российскую экономику.

Более того, та самая экспортная пошлина на нефть, которая наполняет бюджет РФ, несмотря на ее неоднократную модификацию, начиная с конца 2008 г., по своей сути не изменилась и продолжает рассчитываться исходя из мониторинга цен на экспортную смесь Юралс, напрямую зависящих от цен на нефть сорта Брент. Размер экспортной пошлины, исчисляемый по этой формуле, непосредственно влияет на рассчитываемую цену на нефть на внутреннем рынке. Рост ставки налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с налоговым маневром [6], реализуемым с начала 2015 г. в условиях кризиса нефтяных цен, также тяжелым бременем ложится на российский нефтяной сектор, который в условиях экономических санкций «условного Запада» и сложной макроэкономической ситуации, входит в затяжной кризис. По итогам 2014 г. добыча нефти крупнейшими российскими вертикально-интегрированным нефтяными компаниями (ВИНК) вошла в стадию стагнации. Так, в 2013 г. ими было добыто 441 млн т и столько же в 2014 г. [12]. Небольшой прирост добычи был обеспечен сектором независимых нефтяных компаний и за счет новых введенных в эксплуатацию месторождений Восточной Сибири. Поэтому одним из важнейших направлений в этой области становится перестройка системы налогообложения, начиная с 2015 г., которая будет стимулировать рост нефтедобычи в стране и способствовать процессу импортзамещения, крайне необходимого в условиях санкций.

В целом, нынешнее внешнее санкционное давление гораздо более остро поставило вопрос о

перестройке российской экономики таким образом, чтобы она в любых условиях обеспечивала социально приемлемый уровень своей самодостаточности. Именно эту мысль недавно выделил президент России: признав, что внешние санкции наносят стране определенный ущерб, он подчеркнул, что Россия должна «повышать свой уровень суверенитета, в том числе и в сфере экономики» [9]. Это ни в коем случае не означает самоизоляции. Скорее, это - готовность расширять и совершенствовать взаимодействие с внешним экономическим и, конечно, энергетическим миром - но только на реалистических, равноправных и взаимовыгодных условиях.

В заключении отметим, что эти неизбежно общие проблемы наглядно иллюстрируют тот факт, что классические проявления взаимозависимости и взаимовлияния составных частей глобальной экономики уступают место гораздо менее устойчивым, импульсивным и эластичным связям. Это в полной мере проявляется на глобальном рынке углеводородов. В результате - разбалансировка глобального экономического и энергетического хозяйства и сверхволатильная смена конъюнктуры. Энергетика стала заложницей геополитической логики сегодняшнего дня, что многократно повышает реальные масштабы рисков. И эта логика указывает на зарождение предпосылок изменения мироустройства и смены исторических эпох, в том числе становление нового мирового энергетического порядка.

Библиографический список

1. Абрамов, Д. Главное событие 2014 года и в нефтяной, и в налоговой сфере - налоговый маневр / Д. Абрамов // Ведомости. - 2014. - № 3746.

2. ВШЭ: кризис на Украине может разогнать инфляцию в РФ почти на треть [Электронный ресурс] / РИА Новости. - Режим доступа : http://ria.ru/economy/20140812/1019726202 (дата обращения : 12.11.2014) .

3. Война санкций: реакция на украинский кризис. Exxon уходит из арктического проекта «Роснефти» из-за санкций США // РБК. Экономика. - 2014. - 21 сентября.

4. Выступление В. Путина на IX съезде Федерации независимых профсоюзов России. 7 февраля 2015 г. [Электронный ресурс] / Федерация независимых профсоюзов России. Официальный сайт. - Режим доступа : http://www.fnpr.rU/n/241/10417.html (дата обращения : 19.02.2015).

5. Компания Schlumberger купит 45,6 % Eurasia Drilling // Коммерсантъ. - 2015. - № 8.

6. Минфин признал ущерб от санкций для экономики России// РосБизнесКонсалтинг. - Экономика. -2014.-20 августа.

7. Минэкономразвития опубликовало уточненный макропрогноз на 2015 год // Ведомости. - 2015. - 16 февраля.

8. Нефтетранспортная территория. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: nefttrans.ru/html (дата обращения : 21.01.2015).

9. Нефтяники разглядели санкции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kommersant.ru/doc/ 2572480 (дата обращения : 22.09.2014).

10. Новости энергетики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://novostienergetiki.ru/tnk-bp-na-100-prinadlezhit-rosnefti-a-19-75-akcij-rosnefti-prinadlezhit-britanskoj-bp html (дата обращения : 22.03.2013).

11. «Роснефть» оформила заявку на весь объем доступных средств Фонда национального благосостояния // Нефть России,- 2014. - 23 октября.

12. ЦДУ ТЭК. Предварительные итоги работы отрасли за 2014 г. // ИнфоТЭК. - 2015. - № 3. - С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.