IЩЩи
Дискурс Soft Power
_ Литература:
в любом обществе могут заниматься люди, обладающие определенным набором врожденных психологических качеств, обеспечивающих успех в данном виде деятельности и в количественном выражении они составляют примерно около 11% населения. Остальной же части населения приходится заниматься другими видами деятельности, так как в предпринимательстве они будут неуспешны. И это замечательно, что большая часть человеческого общества к деньгам относится адекватно, так как этого достоин универсальный инструмент экономики, определяющий трудовую стоимость, но при этом способный обернуться чем угодно. Большая часть любого общества все же занимается созидательным трудом, включая и духовное созидание самого человека, и деньги есть не только инструмент экономики, но и создания гармонии с окружающим миром.
1. Войтов А.Г. Деньги: уч. пособие М., 2002. - 217 с.
2. Дейнека О.С. Противоречия и перспективы ресурсного подхода в экономической психологии с 66-96 // Проблемы экономической психологии. Том 2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купреченко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 644 с.
3. Неведимов Д. Религия денег или Лекарство от Рыночной Экономики. [Электронная книга]. С. 167. URL: http://iesoq_947server_27_backup_4-com/area_001/ selfö020/120207_nevedimov.rar.
4. Романова К.С. Дискурс власти и денег // Социум и власть.- 2011.- № 3 (31). - С. 48-52.
5. Романова К.С. Психологический дискурс власти и властных отношений / Власть и властные отношения в современном мире // Материалы международной научно-практической конференции Гуманитарного Университета 30-31 марта 2006 года. Екатеринбург, С. 455-460.
6. См. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы, собственности и культуры. М., 1991.
7. См. Завьялов Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. СПб., 1997.
Долгих Дарья, Маркелова Анна
геополитика и мягкая сила:
японская культурная дипломатия в азии
(РЕФЕРАТ СТАТЬИ Н.К. ОТМАЗГИН)
Долгих Дарья, Маркелова Анна
студенты департамента политологии и социологии
УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Nissim Kadosh Otmazgin. Geopolitics and Soft Power: Japans Cultural Policy and Cultural Diplomacy in Asia // Asia-Pacific Review, Vol. 19, No. 1, 2012.
Культурная политика Японии и культурная дипломатия в Азии существенно менялись за прошлые сто лет: от активного внедрения и введения японской культуры в период создания империи к уходу от продвижения японской культуры в Азии в течение большей части послевоенного периода из-за опасений, что это будет расценено как культурный империализм, а позже к поддержке
и одобрению экспорта современной японской культуры и образа жизни для достижения мягкой силы. Глядя на колебания в культурной политике Японии в течение трех этих периодов, мы можем понять, каким образом Япония использовала культурную политику для достижения своих геополитических целей, а также, какую роль играет «культура» в контексте отношений Японии со своими азиатскими соседями. В более широком смысле, японский опыт демонстрирует, что культурная политика, даже тогда, когда направлена вовнутрь, не изолирована от геополитического положения страны и ее амбиций в мире, независимо от политической системы, при которой она существует.
В статье дается анализ политики японского правительства по продвижению своей культуры в Азии. Автор сосредотачивает внимание на трех основных периодах: до и во время войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в послево-
Дискурс Soft Power
тщрПи
енный период вплоть до конца 1980-х, с конца 1980-х годов по настоящее время. Первая часть статьи начинается с краткого определения термина «культурная политика» в контексте геополитики. Вторая часть рассматривает культурную политику Японии в Азии во время колониальной войны и в период, начиная с присоединения Тайваня (Формозы) в 1895 году до поражения Японии во Второй Мировой войне в 1945 году. Эта часть акцентирует внимание на идеологических и практических аспектах культурной политики Японии в качестве способа получения поддержки и убеждения местных жителей принять японскую гегемонию. В третьей части представлен анализ культурной политики Японии в течение первых четырех десятилетий после войны. После поражения в войне правительство Японии заинтересовалось в развитии японской культуры в Азии из-за опасений быть обвиненными в манипуляции своей культурой еще раз. В четвертой части говорится о некоторых из последних инициатив правительства по развитию японской культуры за рубежом, особенно популярной культуры, а в официальном дискурсе в Японии рассматриваются способы культурного экспорта. В настоящее время японское правительство не воспринимает культурный экспорт в Азию в качестве потенциально дестабилизирующего фактора, но после успеха в частном секторе, правительство акцентировало свое внимание на экономических и дипломатических выгодах, получаемых от вновь появляющихся мнениях о Японии как о культурно-захватывающей стране. В заключительной части обсуждается увеличение использования концепции «мягкой силы» в международных отношениях в Азии.
«Культурная политика» относится к широкому кругу правительственных инициатив, программ и дискурсов, направленных на развитие культуры в стране, традиций, языка и искусства. Цель культурной политики значительно варьируется: это может быть распространение определенных ценностей и традиций, сформулированных и выбранных государством, строительство национальных общин путем одобрения общих символов и нар-ративов, инструмент государственного контроля и мобилизации населения.
Сходство культурной политики с пропагандой заключается в том, что культурная по-
литика - политически мотивированный набор инициатив и действий, которые призваны влиять на общественное мнение, апеллируя к эмоциям, а не к рациональному мышлению. Однако, в отличие от пропаганды, культурная политика включает в себя гораздо более широкий спектр мероприятий и сфер, которые работают скорее на долгосрочную перспективу. Культурная политика может проводиться в виде государственной поддержки музеев, библиотек и архивов, изобразительного искусства, общественных памятников, полей сражения, зоопарков, ботанических садов, аквариумов, парков. Она также может проводиться в качестве помощи для студентов, государственных праздников, ярмарок, фестивалей и фольклорных мероприятий. Политические намерения в культурной политике также четко не прослеживаются. Она менее ма-нипулятивна, чем пропаганда, поскольку может включать в себя программы, которые способствуют культурному разнообразию.
Культурная дипломатия понимается как использование культурной политики государства за рубежом посредством обмена идеями, информации, культурой и искусством. Цель культурной дипломатии заключается в том, чтобы задействовать широкий диапазон «внешних зрителей» - особенно важных фигур и лидеров общественного мнения - и убедить их улучшить свое мнение о конкретном государстве. После Второй мировой войны все крупные державы (США, Великобритания, Франция, Германия и Италия) стали инициировать пиар-кампании в рамках нового дипломатического поведения, направленного на смягчение неблагоприятного имиджа этих государств. Японское правительство как последователь Запада разработало свою собственную культурную дипломатию (Випка gaiko), которая рассматривается как сложная стратегия для продвижения японских национальных интересов.
В настоящее время, использование культурной политики и культурной дипломатии значительно продвинулось вперед, так как большинство стран сегодня, так или иначе стремятся показать свою культуру за рубежом как часть своего международного поведения. Однако мнения разных стран о культурной политике различны. В 1990-х годах культурная политика США выстраивалась вокруг культурного творчества, охватывающего коммерческие культурные товары, подчеркивая
ЖЩрс*Пи
Дискурс Soft Power
роль культуры и искусства в содействии экономическому росту. В Великобритании в 1997 году администрация Блэра представила новый проект под названием «Cool Britannia» для того, чтобы страна была привлекательной, чтобы оживить экономику и чтобы британцы гордились своей страной. В Китае, Южной Корее и Юго-Восточной Азии пост-колониальная политика в области культуры, как правило, представляет собой способ, благодаря которому правительство подчеркивает и усиливает государственное строительство или предотвращение проникновения «чужой» культуры, рассматриваемой как морально вредной или политически опасной.
В июне 1968 года в Японии было создано государственное объединение для «популяризации и распространения культурного наследства и сохранения культурного единства». Это было первое признание легитимности государственной политики, касающейся культуры и искусства. В июле 1972 года в стране был создан специальный Фонд для осуществления культурной политики и культурного обмена. Фонд организовал большое количество программ поддержки научных и культурных событий. Сегодня Японский фонд работает в глобальном масштабе, однако Соединенные Штаты продолжают оставаться его основным стратегическим направлением.
В апреле 2005 г. японское правительство запустило новую программу, заявив, что к 2020 году Япония станет «культурной творческой нацией». В соответствии с ней Япония должна больше инвестировать в использование своих традиций, в творческую силу, технику, развивать свободный культурный обмен в глобальном масштабе. Двумя годами ранее, в апреле 2003 года, в годовом отчете Фонда Японии подчеркивалась важность продвижения нового национального образа страны, возрастающее значение культуры в сегодняшней дипломатии, что характеризовалось в качестве «мягкой силы».
Азиатские рынки - любимое место для культурного экспорта Японии. В последние годы широкий спектр культурных продуктов, таких как музыка, анимация, комиксы, телевизионные программы, модные журналы, фильмы являются неотъемлемой частью культурной жизни многих молодых людей, проживающих в азиатском регионе. Это признание поп-культуры Японии в Азии особенно удивительно, учитывая империалистическое прошлое Японии. Хоть люди в Азии до сих пор хранят память о японском колониализме, они все равно продолжают покупать комиксы, анимацию, японские поп альбомы в размере десятков миллионов, а также не оставляют без внимания японские телевизионные программы и фильмы.
Русакова О.Ф., Коваленко Е.Н.
soft power как феминистская стратегия
Русакова Ольга Фредовна
доктор политических наук, профессор Институт философии и права УрО РАН
Коваленко Елена Николаевна
кандидат политических наук
Современное феминистское движение относится к типу «новых социальных движений», для которых большое значение приобретает выработка единого дискурсивного пространства, поддерживающего коллективную идентичность, обеспечивающего формирование
коллективных представлений о смысле своей деятельности, единого мировоззрения.
Непосредственное влияние на развитие теоретической базы феминистского движения оказывает дискурсный подход, применяемый при изучении гендерного неравенства, ме-