НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ГЕОПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АРКТИКИ*
В сентябре 2014 года в Северном (Арктическом) федеральном университете в рамках реализации федерального проекта под руководством профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Голдина состоялся «круглый стол» по актуальным проблемам геополитики, международных отношений и международно-политическим аспектам
формирования научно-образовательной инфраструктуры для Арктики. В нем участвовали исследователи, преподаватели, аспиранты и магистранты САФУ, а также профессор Арктического университета Тромсё и почетный доктор САФУ Й.П. Нильсен. Ниже публикуется краткое изложение основных докладов и материалов.
ГОЛДИН Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
ГЕОПОЛИТИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АРКТИКИ
Целью выступления является общая оценка итогов научного проекта, который реализовывался на базе САФУ в течение трех лет. В его рамках состоялись несколько теоретико-методологических семинаров и дискуссионных обсуждений современных проблем геополитики и международных отношений в Арктике с участием ведущих российских и иностранных специалистов, материалы которых были опубликованы в «Вестнике Северного (Арктического) федерального университета» и в журнале для ученых «Клио» (Санкт-Петербург). Доклады участников проекта были представлены на научных мероприятиях, проходивших не только в различных
научных центрах России, но и в Финляндии, и в Норвегии. В общей сложности было опубликовано несколько десятков статей и материалов по данной проблематике. Междисциплинарный подход и междисциплинарный синтез лежали в основе методологической парадигмы проводимого исследования.
В ходе реализации проекта внимательно отслеживались и оценивались все документы, принимавшиеся странами мира (и прежде всего «арктической восьмерки») по Арктике, а также многообразная литература по этой тематике. Причем это касалось не только общественно-политических исследований, но и работ по естес-
*Материалы «круглого стола» подготовлены в рамках государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова по проекту № 2014/4 «Исследование фундаментальных проблем геополитического сотрудничества и соперничества в Арктике на рубеже ХХ-ХХ1 веков».
© Голдин В.И., 2014
183
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
твеннонаучной проблематике. В первую очередь это относилось к изучению проблем климата, ибо именно выявленная тенденция к потеплению и таянию полярных льдов и открывающиеся в связи с этим возможности стали основной причиной, стимулировавшей политиков и государственных деятелей разных стран, а также международные организации к активизации их арктической политики и в целом деятельности в Арктике.
Вместе с тем участники проекта исходили и из того, что потепление - это не только новые возможности, но вызовы и риски: разрушение зданий и инфраструктуры, создававшихся для условий вечной мерзлоты, затопление обширных территорий, угроза безопасности людей, в т. ч. коренных жителей региона, и др. Заметим, что понятие «безопасность» воспринималось и исследовалось в рамках проекта в широком современном научном дискурсе: не только военные и политические проблемы, но и социальноэкономическая, культурная, социокультурная, научно-образовательная и экологическая тематика, жизнь и развитие человека в Арктике. Понятие «экология» трактовалось не только в контексте природоохранной тематики, взаимоотношений человека и природы, но и как среда обитания и развития человека - социальная и политическая экология, экология культуры, международных отношений.
Предметом внимательного и критического осмысления являлись литература и источники, связанные с оценкой состояния природно-сырьевых ресурсов Арктики, современной ситуацией и перспективами добычи здесь полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Это было обусловлено тем, что указанные проблемы относятся к ключевым в современной и будущей арктической геополитике. Большое внимание уделялось анализу развития арктических коммуникаций мира (Северный морской путь, Северо-Западный проход и др.).
Фундаментальный смысл проекта заключался в том, чтобы дать комплексную характеристику современной и будущей Арктике как важнейшему стратегическому потенциалу и ре-
зервуару развития человечества, в т. ч. России, в XXI веке.
В центре изучения находились политикоправовая ситуация в Арктике, анализ международной дискуссии и существующих вариантов раздела ее пока никому не принадлежащих территорий, состояние дел с отправкой заявок отдельными странами на расширение границ арктического шельфа. К настоящему времени Комиссией ООН по границам континентального шельфа удовлетворена лишь одна подобная заявка (Норвегии в 2009 году). Процесс приема этих заявок сегодня завершается, и в ближайшее время наступит своего рода кульминация, когда должны поступить последние заявки Дании и Канады, а также переработанная и дополненная заявка России. Интрига заключается в том, будет ли достигнуто ими предварительное согласование по пересекающимся территориям. Кроме того, им предстоит разрешить существующие спорные вопросы и с другими странами. При всей сложности современной ситуации это и стимул к урегулированию сложных проблем международных отношений в Арктике и районах, прилегающих к ней, ряд из которых имеет давнюю историю.
Остается и ряд вопросов, касающихся США, и, в частности, пойдут ли они на ратификацию Конвенции по морскому праву 1982 года!, чтобы получить тем самым право на подачу заявки на территорию континентального шельфа, прилегающую к Аляске, или предпочтут действия вне правового поля этого международного документа.
В центре исследования была и есть диалектика процессов геополитического сотрудничества и соперничества в Арктике и анализ всего многообразия факторов, которые работают в пользу того или иного варианта развития и предопределяют в конечном итоге ту или иную тенденцию, позволяют оценить их устойчивость и долговременность. Сегодня это касается прежде всего оценки долговременности наметившейся тенденции в сторону конфронтации и новой холодной войны в международных отношениях в мире, что воплотилось и в доминировании ее в Арктике, и, в частности,
184
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
вылилось в срыв или откладывание реализации ряда договоренностей, достигнутых ранее.
К числу актуальных для анализа проблем относятся перспективы развития Арктического совета, возможного повышения его статуса, расширения повестки и полномочий и эволюции от межправительственного органа, форума по характеру своей деятельности, к международной организации. Интересен и вопрос о возможности расширения пространства Баренц-региона, с включением в его состав и прилегающих морских акваторий Баренцева моря, и Северного Ледовитого океана, что, казалось бы, стало возможным после договора Норвегии и России 2010 года о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Впрочем, приход к власти в Норвегии правительства консерваторов делает перспективы сотрудничества в БЕАР весьма смутными.
В рамках настоящего «круглого стола» особое внимание займет вопрос о научно-образовательном пространстве Арктики и БЕАР и международно-политических аспектах формирования арктической научно-образовательной инфраструктуры, разработке оптимальной модели специалиста для Арктического региона нашей планеты. Значение этой проблематики трудно переоценить, ибо именно эффективность международного сотрудничества в сфере науки и образования, качество научно-образовательной инфраструктуры в этом макрорегионе в целом и в отдельных его частях и странах, в частности уровень подготовки и повышения квалификации специалистов и их готовность к решению сложных задач завтрашнего дня, во многом предопределяют реальность и перспективы создания общества знаний и экономики, основанной на знаниях и инновациях, в арктическом пространстве мира.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;
e-mail: [email protected]
Журавлёв Павел Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и политологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
Еще в XX веке геополитика отказалась от исключительно географической детерминанты, поэтому и сугубо географическое отнесение России к арктической державе представляется весьма легковесным суждением. Действительно, а разве нельзя присвоить статус арктического государства Китаю, чьи ледоколы вот-вот начнут бороздить Северный Ледовитый океан, или, например, Белоруссии, не имеющей выхода
© Журавлёв П.С., 2014
к морю, но в которой Арктика является предметом серьезного научного интереса.
С точки зрения глобальных геополитических процессов одним из важнейших факторов, определяющих расстановку и взаимодействие различных геополитических сил в XXI веке и обеспечение национальной безопасности, становятся подготовка кадров и научные исследования, естественно, применительно к освоению Арктики.
185
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И здесь, казалось бы, в России дело должно обстоять значительно лучше, чем в других странах, претендующих на богатство и возможности Арктики. Ведь многие десятилетия СССР удерживал первенство в области арктических исследований, более того, был, пожалуй, единственной в мире страной, где научная и образовательная политика в отношении Севера была всесторонней и взаимосвязанной.
Сегодня, как отмечают многие эксперты, Россия утратила свое лидерство по большинству направлений. Наши геополитические партнеры по Арктике предприняли колоссальные усилия, чтобы повысить геологическую изученность своего арктического шельфа, продвинуться в понимании закономерностей изменения климата в Арктике, накопить представления о динамике арктических природных и социальных систем.
Соглашусь с мнением одного из известных экспертов по вопросам Арктики А. Пилясова, что страна, которая имеет самую большую территорию и акваторию в арктической зоне, уже не является лидером ни в одном из новых направлений арктических исследований. Россию пока спасает лишь мощный исследовательский задел, накопленный в советское время.
А вот в образовании дело обстоит несколько иначе. Консерватизм, присущий системе образования, позволил в приарктических регионах России сохранить прежнюю образовательную инфраструктуру, в т. ч. многие направления подготовки кадров.
С одной стороны, это сегодня объявляется анахронизмом, ибо нет большинства предприятий и даже некоторых отраслей хозяйства, где эти специалисты могли бы быть востребованы. Так называемые критерии эффективности и политика оптимизации продолжают наносить удар по оставшимся вузам, техникумам, училищам, где еще обучают инженеров, капитанов, технологов, мастеров, готовят рабочие кадры. В результате особо важные задания на ряде предприятий ОПК (да и не только там) вынуждены поручать профессионалам, чей возраст далеко переваливает за пенсионный.
С другой стороны, именно эта «недорефор-мированность» вдруг оказалась востребованной, когда в политическую повестку стремительно вернулась Арктика. В науке также арктическая проблематика стала актуальной и финансируемой.
В первую очередь изменения коснулись высшего образования и сектора науки в регионах. В 2010 году в Архангельске учреждается Северный (Арктический) федеральный университет. И это неслучайно. Государство законодательно определило именно геополитический фактор для создания федеральных университетов. Российской академией наук в 2012 году в структуре Архангельского научного центра УрО РАН созданы три новых отдела: отдел комплексных исследований Арктики; отдел управления биологическими ресурсами Арктики; отдел геофизических и медико-биологических исследований Арктики, которые возглавили ведущие российские ученые. В настоящий момент обсуждается вопрос открытия Института комплексных исследований Арктики РАН в Архангельске. Арктика становится предметом исследований Карельского научного центра РАН, мурманских университетов и многих других.
Вместе с тем арктические исследования не носят системного характера, дублируют друг друга, «распыляют ресурсы». На уровне Федерации и в самих университетах и научных центрах нет комплексных планов и программ исследований Арктики. Нет единой арктической научной политики, подкрепленной заказом, ресурсами и соответствующим контролем. В области образования также не продвинулись дальше декларации приоритетов.
Следует вспомнить опыт Советского Союза, когда государство решало проблемы масштабно и комплексно. Стояла задача создания Северного военно-морского флота: единовременно создавалась инфраструктура, предприятия и, естественно, база подготовки кадров. Именно благодаря этому в Архангельске в 1932 году появился медицинский институт.
САФУ провозглашает себя «драйвером развития арктического региона», однако для этого
186
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
должны быть предприняты конкретные шаги по развитию науки и направлений образования, которые позволят в реальности обрести это качество. Так это произошло, например, с университетом Тромсё, создание которого преобразило всю Северную Норвегию. С открытием САФУ у Архангельска появился уникальный геополитический шанс стать научной и кадровой столицей Арктики. К сожалению, образовательная политика САФУ не выходит за рамки экономики Архангельской области, а научные исследования остаются маловостребованными в реальном экономическом секторе и среди арктических компаний, а доля фундаментальных исследований снижается.
Весомым подтверждением тому является оценка зарубежных партнеров проводимых исследований. Нам пришлось анализировать международные проекты, реализуемые еще в Поморском государственном университете, и весьма заметной была снижающаяся динамика проявляемого нашими партнерами интереса к естественным и точным наукам после, видимо, получения необходимой информации. Сегодня
совместные исследовательские проекты в САФУ носят единичный характер и в большинстве случаев лишь в области гуманитарных наук.
Таким образом, напряженная обстановка в мире, нарастание противоречий между крупнейшими мировыми державами требуют от России пересмотра характера и методов проведения своей научно-образовательной политики в Арктике. Она однозначно должна стать полностью суверенной. Университеты и академические институты должны не конкурировать между собой, а в условиях нарастания дефицита ресурсов найти способы интеграции ведущихся проектов. По сути, необходим единый управляющий центр всеми арктическими исследованиями. Аналогичным образом следует подойти к решению проблем в подготовке кадров. Очевидно, что Арктика не станет местом, где найдут применение десятки тысяч работников, поэтому важно обеспечить подготовку по «двойному» назначению, а также вернуться к специализации образовательных учреждений. В конечном счете, именно кадры решают все.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;
e-mail: [email protected]
Бестужева Ксения Георгиевна, соискатель кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ АРКТИКИ
Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), созданный в 1993 году, является авангардным регионом в формировании научно-образовательного пространства в европейской Арктике. Успешное и устойчивое взаимодействие в сфе-
рах науки и образования, во-первых, способствует лучшему взаимопониманию между жителями региона и развитию новых знаний, а во-вторых, помогает БЕАР включиться в европейское и более широкое международное
© Бестужева К.Г., 2014
187
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
сотрудничество и сформировать собственное научно-образовательное пространство как неотъемлемую часть Болонского процесса и Общеевропейского научного пространства.
Становление сотрудничества стран и регионов будущего БЕАР в научно-образовательной области началось в период с 1986 по 1993 год, когда были установлены первые ознакомительные контакты. Период с 1993 по 2003 год ознаменовался проведением совместных конференций и семинаров, изданием совместных книг и проведением системы научных конференций на основе долговременных проектов. С 2003 года и по сегодняшний день сотрудничество в БЕАР является устойчивым, многосторонним взаимовыгодным долговременным стратегическим научно-образовательным партнерством с многообразием его форм.
За годы существования БЕАР была проделана большая работа по реализации сотрудничества в сфере образования и различных наук, в результате чего сложилась, в частности, наука о границах, были созданы международный Баренцев институт, Университет Арктики, Баренцев трансграничный университет и многое другое.
Однако в XXI веке появляются новые возможности и вызовы, связанные с появлением качественно новых понятий - общество знаний и экономика, основанная на знаниях, что
означает высший этап в развитии экономики и общества, которые базируются на основе человеческого капитала и развиваются посредством его приумножения. Сегодня развитые страны осуществляют инвестиции именно в человеческий капитал, что дает им огромное преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.
Таким образом, в XXI веке необходимо формирование новых подходов, нужен новый тип специалиста для Арктического региона. Важное значение для такого специалиста в обществе знаний приобретают способность ориентироваться в потоке информации, когнитивные способности, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной. Новый специалист должен иметь высококачественное образование, обладать креативными способностями, быть профессионалом во многих областях знаний, применять в своей деятельности междисциплинарный подход, владеть иностранными языками, знать передовой международный опыт и уметь применять его на практике. Этот специалист нового типа должен постоянно заниматься профессиональным совершенствованием, быть способным к инновационной деятельности, он - форпост грядущей экономики знаний.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 8;
e-mail: [email protected]
Нильсен Йенс Петер, профессор департамента истории Норвежского Арктического университета (г. Тромсё, Норвегия)
НОРВЕЖСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ
В 2013 году Университет Тромсё изменил свое название и ныне именуется Норвежский Арктический университет. Это стало закре-
плением уже сложившейся реалии, что этот университет был и является ведущим университетом Норвегии, занимающимся изучением
© Нильсен Й.П., 2014
188
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
северных регионов и Арктики. Несколько сфер знаний, где университет обладает выдающимися компетенциями, относится именно к Арктике. Перечислим ниже те области, в которых, как считается, Норвежский Арктический университет находится на высоком международном уровне.
Геофизическая обсерватория Тромсё ведет исследования северного сияния и в геомагнитной сфере. В силу географического расположения - чуть меньше 70 градусов северной широты - Тромсё имеет прекрасные возможности для получения сигналов от спутников. Два EISCAT радара расположены в районе Тромсё, а третий такой радар находится неподалеку от Лонгйир-буена на Шпицбергене.
Университет имеет сильные позиции в области арктической морской экологии, биологии Арктики и полярной истории. Норвежский колледж рыболовных наук является ведущим учреждением в сфере биологии рыбного промысла в Арктике.
Департамент арктической и морской биологии университета занимается морскими наблюдениями и исследованиями, например, на Шпицбергене.
Исторический департамент университета опубликовал в 2004 году трехтомник Норвежской полярной истории и является ведущим учреждением в этой области в Норвегии. Нор-
вежский Полярный институт также расположен в Тромсё. Он не является частью Арктического университета, но тесно сотрудничает с ним.
Очень важной структурой в деле подготовки молодежи и будущих полярных исследователей является Университетский центр Свальбарда, самое северное учреждение в мире в сфере высшего образования и науки, расположенное в Лонгйир-бюене, на Шпицбергене, на 78 градусе северной широты. Этот Университетский центр предлагает высококачественные программы довузовского, вузовского и послевузовского образования в области арктической биологии, геологии Арктики, арктических технологий и геофизики Арктики. Он работает на основе сотрудничества с четырьмя норвежскими университетами, среди которых и Норвежский Арктический университет.
Университетский центр Свальбарда был создан в 1993 году, чтобы обеспечить университетский уровень образования в сфере арктических наук, проводить высококачественные исследования и способствовать развитию Свальбарда как международной исследовательской платформы. Географическое расположение этого Университетского центра обладает уникальным преимуществом, ибо студенты и преподавательский персонал используют природу в качестве лаборатории, арены для наблюдений и сбора данных.
Контактная информация: адрес: IHR, University of Tromso, NO-9037 Tromso, Norway;
e-mail: [email protected]
Ступаков Антон Альбертович, аспирант кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Арктический Совет - это международный высокоуровневый форум, созданный в 1996 году в целях «содействия сотрудничеству, со© Ступаков А.А., 2014
гласованной деятельности и взаимодействию между арктическими государствами с привлечением коренных общин и остальных жителей
189
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Арктики к работе над общими проблемами арктического региона, особенно в сфере устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике». Изначально в Совет входили представители 8 стран: Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и США. Однако затем, ввиду стремительно возрастающего международного интереса к Арктическому региону, 12 неарктических государств и 9 межправительственных организаций получили статус наблюдателя.
На данный момент основными направлениями деятельности Арктического Совета являются: устранение загрязнения Арктики, защита Арктической природной среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике и устойчивое развитие Арктического региона. Наибольшими достижениями Арктического Совета являются: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике» и «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике», которые являются юридически обязывающими документами для всех подписавших их стран. Все остальные решения и документы, подготовленные рабочими группами Арктического Совета и принятые по итогам встреч на разных уровнях, имеют рекомендательный характер.
В XX веке основными проблемами Арктики считались антропогенное воздействие на экологию и комплексное научное исследование
природы, затрудненное суровыми условиями Севера. В наступившем XXI веке основными вопросами становятся развитие морских коммуникаций, добыча ресурсов арктического шельфа и биоресурсов Северного Ледовитого океана, военное присутствие в Арктическом регионе и комплексное развитие арктических территорий. Новые перспективы развития региона и его экономический потенциал приводят к возникновению международных конфликтов и усилению международной конкуренции в регионе. И если в настоящее время соперничество стран основывается на научной деятельности и развитии собственных территорий, то в перспективе возможны военные конфликты и жесткие экономические столкновения.
Для предотвращения конфликтов в Арктическом регионе необходима организация, которая будет обладать достаточным политическим авторитетом для влияния на отдельные страны. Арктический Совет на данный момент является уникальной для Арктического региона международной организацией, деятельность которой в большей мере направлена на развитие кооперации и взаимопомощи между странами-участницами, а не на конкурентную борьбу. Дальнейшее развитие деятельности Арктического Совета и расширение его повестки посредством включения экономического и политического сотрудничества может стать решающим фактором мирного и устойчивого развития Арктического региона.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;
e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ АРКТИКИ: ФИНАЛЬНЫЕ РЕМАРКИ
Размышления над выступлениями коллег заставили сформулировать несколько мыслей, подводящих некоторые итоги «круглого стола». Опыт зарубежных коллег и международно-
го сотрудничества в Арктике и БЕАР учит нас интегрировать действия в этой исключительно важной и перспективной сфере. В данном случае САФУ как федеральный университет, центр
190
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
науки, образования, культуры и инноваций призван выступить в качестве интегратора усилий вузов и научных учреждений, работающих на Европейском Севере в деле разработки и реализации стратегии инновационного развития этого макрорегиона. Опыт Норвежского Арктического университета в Тромсё, с которым нас связывает многолетнее сотрудничество и делегация которого во главе с ректором в очередной раз побывала в САФУ в начале октября 2014 года, может нас многому научить.
Одной из актуальных задач САФУ является формирование позитивного облика региона, особенно в глазах молодежи, формирование у нее, в целом у жителей Архангельской области и Европейского Севера России устойчивых знаний о прошлом, настоящем и будущем Арктики. Это в какой-то степени могло бы сдержать и отток населения, и в первую очередь талантливой молодежи, если люди смогут гордиться тем, что они - северяне, и будут видеть перспективы достойной жизни и работы на Севере. Этому призвана способствовать, в частности, обсуждаемая сегодня идея создания в ближайшее время серии научно-популярной литературы об Арктике, которую предполагается издать на базе САФУ.
Исследования по социально-гуманитарной проблематике приобретают особое значение для Арктики в XXI веке, ибо они призваны осмыслить исторический опыт ее освоения, извлечь из него как позитивные, так и негативные уроки, формировать чувства историзма, патриотизма, духовности у живущих здесь людей, и особенно у тех, кто прибыл сюда недавно и не понимает в полной мере традиций, исторических особенностей, менталитета северян.
В конечном итоге, именно человек, люди, живущие и работающие здесь, гордящиеся своей причастностью к Северу и Арктике, будут способствовать интеллектуальному и социальному прогрессу арктических территорий или жить по принципу «перекати-поле», что не сулит региону ничего хорошего.
В связи с этим, в рамках темы роли и предназначения Арктического совета, нельзя не заметить постепенное усиление в нем внимания к социальным вопросам, развитию человека, проблемам науки и образования. Достаточно вспомнить опубликованный несколько лет назад Доклад о развитии человека в Арктике, деятельность рабочей группы по социальному развитию и целевой группы по научному сотрудничеству Арктического совета. Что касается коренных народов Севера (6 ассоциаций представителей которых являются членами Арктического совета), важно не только помогать их выживанию и решению сложных задач в современных меняющихся условиях Арктики, но и учиться у них жизни на Севере, экологичности, должному отношению к природе, толерантности и др.
Что касается типологических черт модели специалиста, который нужен для современного и будущего развития Севера и Арктики, то к их числу хотелось бы отнести в первую очередь потребность к непрерывному образованию, которая должна быть сформирована уже на студенческой скамье, креативность, способность нестандартно и творчески мыслить, экологичность и междисциплинарность. Именно эти черты и высокая профессиональная ответственность представляются особо значимыми в эпоху грядущей инновационной экономики и общества знаний.
Контактная информация: Голдин Владислав Иванович адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;
e-mail: [email protected]
Составитель: Голдин Владислав Иванович,
доктор исторических наук, профессор
© Голдин В.И. 2014
191