Популярными волонтерскими проектами являются погружения в другую культурную среду. Говоря о проектах такого типа, следует упомянуть ряд организаций:
• во-первых, Service Civil International (SCI) - организация, которая является одной из крупнейших в мире международных волонтерских организаций с более чем девяностолетним опытом в координации международных добровольческих проектов. На протяжении всего года, а в особенности в июле и августе, SCI предлагает тысячи международных волонтерских проектов по всему миру. Такие проекты обычно длятся две или четыре недели и дают участникам отличную возможность узнать о других культурах и внести вклад в конкретные цели по развитию для местных сообществ. Есть много разных проектов на выбор, и они открыты для всех;
• во-вторых, Европейская волонтерская служба - European Voluntary Service (EVS), которая предоставляет молодым европейцам уникальный шанс, чтобы выразить свою личную приверженность добровольной деятельности в зарубежной стране или за пределами ЕС (Евросоюза). Таким образом, эта организация стремится к развитию солидарности, взаимопонимания и терпимости среди молодежи.
Волонтерство является важным и перспективным направлением образовательного туризма, позволяя оптимально сочетать как отдых, так и социально направленную добровольческую деятельность. Имея минимальный бюджет, волонтерские туры получают широкое развитие в России как составная часть образовательного туризма.
И. Б. Жуковин, Е. Н. Иванов
Геокэшинг как инновационная форма образовательного путешествия
С появлением GPS-устройств возникли различные сервисы, использующие их возможности. Благодаря отмене ограничений в мае 2000 г., пользователи GPS-приемников получили возможность определять координаты в десятки раз точнее, чем раньше. Весть облетела мир в считанные часы.
С 18 мая 2007 г. «доступ к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений».
320
Анализируя историю возникновения геокэшинга, становится понятно, что появление игры напрямую связано с развитием спутниковых навигационных систем и снятием ограничений доступа рядовых потребителей к их данным и интернет-ресурсам.
Самым популярным сайтом в мире является Geocaching http://www.geocaching.com/. Сайт очень функционален и удобен для использования геокэшерами, полностью бесплатным доступом ко всем материалам, возможностью посмотреть и распечатать описание - «паспорт» тайника, оставить запись о посещении тайника и свои впечатления от поездки на тайник. Есть возможность добавить свои фото. Единственной проблемой, с которой может столкнуться русский геокешер, это отсутствие русского интерфейса. Вся информация дана на английском языке.
В России самым популярным сайтом является «Геокэшинг» www.geocaching.su, созданный бизнесменом Андреем Форосенко и специалистом в области навигации Сергеем Пуяндайкиным - автором первого тайника, заложенного 16 марта 2002 г. Теперь эта дата - день рождения русского геокэшинга. Сайт обладает такой же функциональностью, как и его западный коллега, здесь можно найти все тайники, расположенные на территории России, а также узнать полную информацию о них. Здесь же игроки оставляют свои отзывы и впечатления о посещенных недавно тайниках. Сейчас сайт проекта «Геокэшинг» превратился в крупнейшую информационную базу данных достопримечательностей не только России, но и постсоветского пространства и представляет огромный познавательный интерес как самостоятельный информационный ресурс, оптимально структурирующий пространственную информацию. Помимо главного сайта, есть другие, связанные с главным интернет-проекты: Неокэ-шинг http://www.neocaching.ru/; магазин на www.shop.geocaching.su; геокэшинг в городе h ttp://www. cityca ching. ru/.
Основатели русского геокэшинга рассматривали игру, в первую очередь, не как забаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае, поэтому он существенно отличается от своего западного аналога. Если сказать в двух словах, то русский геокэшинг - это гремучая смесь спортивного ориентирования, путешествия, краеведения и игры в тайники, напичканной высокими технологиями.
По правилам российской игры, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, обладает особой притягательной силой не только для владельцев GPS-навигаторов, но и для людей, интересующихся историей родного края, географией, архитектурой и
321
техникой. Достопримечательность «тайного» места и есть второй весомый аргумент успеха геокэшинга в России. Достопримечательность, смешанная с «тайной» - великая движущая (ногами русского геокэшера) сила. Как в туризме, в геокэшинге идет путешествие по лесам, полям и рекам, но нет минусов в виде обязательных тяжелых рюкзаков или мытья в холодном ручье. И есть цель - тайник, а не просто поход. Наличие тайника приносит и спортивную составляющую, появляется азарт, спортивный интерес. Геокэшинг - игра на качество, а не на скорость и количество. Как в экскурсии, можно посетить новые места и получить массу новой краеведческой и исторической информации, которую в обычном уме и практичной памяти никогда бы не стали узнавать. Но нет привязки к экскурсионному автобусу и приторной экскурсионной программе. Намного больше свободы для различных «маневров». Русский геокэшинг - игра многоплановая, и каждый находит в ней что-то свое. Соответственно, и геокешеры имеют очень разные стили игры.
Значительна в рядах геокэшеров доля краеведческих сообществ, которые занимаются историей, культурой, архитектурой как отдельных объектов, так и географических районов. Их интересуют, прежде всего, древние селища, курганы, городища и прочие необычные археологические и исторические объекты.
Встречаются в русском геокэшинге «промзонщики» - любители техногена, неустанно иследующие заброшенные заводы, военные базы, "мертвые" поселки, и прочие подобные объекты. Техноген -это что-либо созданное руками человека - в геокэшинге обычно применяется в значении «бывший интересный объект, на данный момент разрушенный или хотя бы заброшенный».
Много уникальных и «диковинных» мест есть в Ленинградской области, пригородах Санкт-Петербурга. Усиленную конкуренцию друг другу составляют игроки из Санкт-Петербурга и Москвы, непрерывно растет число тайников и в других регионах страны.
Развивается образовательный геокэшинг для школьников. Первое направление - геокэшинг (geocaching, от греч. geo - Земля, англ. cache - тайник) связано с поиском тайников или разгадыванию загадок, связанных с географическими координатами. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска тайников.
В образовательном геокэшинге участники игры выполняют задания и осваивают возможности GPS-приемников. Геокэшинг может использоваться не только для обучения современным технологиям,
322
но и для обучения таким предметам, как география, история, литература и краеведение. Руководители игры прячут в укромных местах небольшие клады и указывают их географические координаты в Интернете. В этой учебной модели учитель работает как первопроходец тропок. Он не только отмечает точки на карте, собирает материалы для проверки точного местонахождения, но и прокладывает для учеников путь от одной точки к другой.
Игрок или группа игроков получают перечень точек, которые они должны посетить. Задача игроков - найти точки, спрятанные там предметы или ответить на вопросы. В каждой точке игроки выполняют простые задания и делают пометки в своем путевом листе, что задание выполнено. При организации игры основная нагрузка и конструктивная деятельность ложатся на плечи преподавателей, которые отмечают точки, придумывают к точкам вопросы и расставляют точки по маршрутам.
Вопросы, которые организаторы образовательного геокэшинга задают игрокам, делятся на следующие четыре типа:
• вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности;
• на знание исторических фактов и коммуникативную активность;
• на локальные измерения. Ответы на эти вопросы можно получить, используя возможности GPS-приемника;
• вопросы-«метки» самой игры в образовательный геокэшинг. Это веселые задания, которые передаются от одной игре к другой.
На завершающем этапе игры в образовательный геокэшинг команды готовят презентации PowerPoint, в которых рассказывают о своих путешествиях.
Возможны и иные модели организации игры .
За девять лет геокэшинг превратился из времяпрепровождения для «избранных» обладателей GPS-навигаторов в массовое увлечение! Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам спутниковой навигации, собственный магазин по продаже символики игры и спутниковых навигаторов, а также организация соревнований по спутниковому ориентированию, например, ежегодный ралли-рейд GPS-team. Сотрудничает сайт и с Российской Федерацией спортивной спутниковой навигации (ФССН), являющейся чрезвычайным членом Европейской федерации радиоспорта.
323
Геокэшинг очень быстрыми темпами развивается в нашей стране и во всем мире. Несомненно, причиной такого быстрого роста популярности игры является извечная тяга человека к путешествиям и разгадке тайн, загадок, возможностью детскую сказочную загадку превратить в быль. С помощью приборов, о которых намекали в своих книгах фантасты прошлого, найти именно то «заветное дерево с дуплом и сокровищами». Сказка стала реальностью.
С. П. Паламарчук
Перспективы развития «зеленого» туризма в Украине
С начала XXI в. сельский зеленый туризм, по признанию экспертов Всемирной туристической организации, является одним из секторов туристической индустрии, которая динамично растет. Идеи охраны окружающей среды стали чрезвычайно популярными среди западной цивилизации, охватили и индустрию туризма. Вследствие этого среди массовых туристов возник спрос на виды туризма, альтернативные массовые - «зеленые» путешествия. Согласно официальным статистическим данным Всемирной туристской организации, «зеленые» путешествия ныне занимают от 7 до 20 % в общем объеме туристских поездок. Темпы роста сельского зеленого туризма оцениваются от 20 до 30 % в год. Только один европейский рынок сельского зеленого туризма, по оценкам Европейской федерации фермерского и сельского туризма (EuroGites), на сегодня составляет около 2 млн койко-мест. Украинский рынок потенциально способен принять и разместить на селе около 150 тыс. «зеленых» туристов. В 1990-х гг. сельские местности Украины потерпели существенные структурные изменения: проблемы с уменьшением численности населения, ростом безработицы, уменьшением доходов, ухудшением социальной защиты, потерей сельской идентичности и культуры.
Украинское село имеет чрезвычайно богатое историкоархитектурное наследие, культуру, самобытный быт, дарованные природой живописные ландшафты, а также лечебно-рекреационные ресурсы. В данное время украинские села богатые индивидуальным жилищным фондом, добрыми и трудолюбивыми людьми. На данный момент проблемой многих сел является растущий избыток рабочей силы. Учитывая отсутствие капиталовложений на создание новых
324