Геоинформационные системы - как механизм привлечения инвестиций в
экономику региона (на примере Свердловской области) Geographic information system - as a mechanism of attracting investments into the economy of the region (on the example of Sverdlovsk region)
Хоменко Виктория Владимировна Khomenko Victoriya
соискатель
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
[email protected] Ружников Евгений Анатольевич Ruzhnikov Evgeny
соискатель
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: В статье рассмотрена модель геопортала инфраструктуры пространственных данных органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области), принципы формирования инфраструктуры пространственных данных. Представлены показатели оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований Свердловской области. На основании полученных результатов выделены 3 группы муниципальных образований по уровню инвестиционной привлекательности.
Abstract:
In article the model of the geoportal of the spatial data infrastructure of the Executive authority of the subject of the Russian Federation (on the example of Sverdlovsk region), as well as the principles of formation of spatial data infrastructure. Considered indicators of an estimation of investment appeal of
municipal formations of the Sverdlovsk region. On the basis of the results obtained there are 3 groups of municipalities in terms of investment attractiveness.
Ключевые слова: ГИС-сервер, ГИС-технологии, геоинформационная система, метаданные, инвестиционная привлекательность, инвестиции, муниципальные образования.
Keywords: GIS server, GIS, geographic information system, metadata, investment attractiveness, investments, municipal entities.
В настоящее время во всем мире наблюдается широкое распространение и внедрение во все сферы экономической деятельности интернет-технологий, геоинформационных систем (ГИС), систем управления пространственными данными и базами данных.
ГИС-технологии находят все большее применение, как стратегический ресурс в современной армии, освоении космоса, науки и развитии современного общества. В органах исполнительной государственной власти Российской Федерации и ее субъектов геоинформационные системы используются как один из инструментов управления и развития территорией субъекта Российской Федерации, механизм — привлечения инвестиций в экономику региона.
При этом, в зависимости от задач стоящих перед органами исполнительной власти Российской Федерации разрабатываются и применяются различные геоинформационные системы как в традиционных областях применения (экономика, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, природные ресурсы, жилищно-коммунальное хозяйство), так и в перспективных — инвестиционная привлекательность региона, территориальное планирование, развитие транспортной инфраструктуры.
В настоящее время создание геоинформационных систем субъектов Российской Федерации, как инструмента пространственного анализа приобретает все большую актуальность.
В 2006 г. Правительством Российской Федерации была одобрена
«Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» (ИПД РФ) как элемент нормативно-правовой базы для развертывания аналогичных отечественных работ [2]. К этому моменту уже более 120 стран мира имели свои национальные ИПД, отвечающие национальным интересам каждой страны.
Под инфраструктурой пространственных данных (ИПД) понимается информационно-телекоммуникационная система поддержки метаданных, наборов пространственных данных и геоинформационных услуг, обеспечивающая доступ пользователей к распределенным ресурсам пространственных данных, их распространение и обмен ими, с использованием Интернета или иной общедоступной глобальной сети, в целях повышения эффективности их производства и использования» [3].
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «Об организации работ по разработке и реализации мероприятий по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных» от 27.08.2010 № 462 определен перечень субъектов Российской Федерации, в которых будут реализованы пилотные проекты [4].
В число таких субъектов вошли: Республика Татарстан, Свердловская область, Кировская область, Ярославская область, Алтайский край, Республика Башкортостан, Саратовская область, Ульяновская область, Тверская область.
Среди основных принципов формирования инфраструктуры пространственных данных можно выделить следующие:
возможность интеграции - интеграция данных из различных источников и их совместное использование многими потребителями и приложениями;
доступность - возможность доступа к информации о наличии и качестве данных (метаданных) и такие условия доступа к данным, которые не ограничивают их широкое использование;
оперативность - обеспечение пользователей достоверной, актуальной информацией о современном и планируемом состоянии территории региона (его ресурсов) в электронном виде, а также ключевых документов,
необходимых для осуществления инвестиционной деятельности;
пространственный анализ — возможность классифицировать геобъекты по заданным параметрам, картографическое моделирование и анализ.
Рассмотрим модель геопортала инфраструктуры пространственных данных (далее — модель ИПД) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на примере Свердловской области (рис. 1).
Рисунок 1 — модель геопортала ИПД Свердловской области В центре модели ИПД находится ГИС-сервер Свердловской области, содержащий сведения о геопространственных объектах, который обеспечивает сбор, обработку, анализ и просмотр метаданных, а также моделирование и пространственное построение объектов.
Геопортал ИПД Свердловской области имеет внешний и внутренний блок. Внешний блок позволяет пользователям осуществлять поиск ресурсов по метаданным, их обмен, а также отображение инфраструктуры базы
пространственных данных в картографическом виде, при этом без доступа к самим данным.
Внутренний блок ограничен кругом пользователей в рамках локальной компьютерной сети (ЛКС) органа исполнительной власти Свердловской области. Пользователям предоставляется право мониторинга и анализа базы пространственных данных согласно слоям БПД, в которой они хранятся, а также получения цифровых копий наборов БПД, снабженных метаданными и картографическими легендами.
Организации - участники информационного обмена на основании подписанных Соглашений о взаимодействии с органом исполнительной власти Свердловской области предоставляют по единым формам метаданные, которые помещаются в банк метаданных, с помощью соответствующих серверов, подключённых по каналам связи к.
Куратор проекта - это организация, которая обеспечивает установку соответствующего программного обеспечения, определяет форматы данных и единые для Российской Федерации правила работы создаваемой информационной сети ИПД.
В качестве приоритетных в состав базовых пространственных данных должны быть включены следующие пространственные объекты региона: единицы территориального деления, в том числе границы области, границы муниципальных образований и населенных пунктов области; объекты кадастрового деления, учтенные в Государственном кадастре недвижимости; объекты капитального строительства (здания и сооружения) с адресной информацией, включая линейные коммуникации федерального, регионального и местного значения (автодорожная и железнодорожная сети, трубопроводы, электросети и другие); объекты водного и лесного фондов; особо охраняемые природные территории; линии градостроительного регулирования; объекты агропромышленного комплекса, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и промышленного комплекса. Также, в состав базовых пространственных данных могут быть дополнительно включены иные объекты,
в отношении которых установлена целесообразность их ведения в статусе базовых пространственных данных.
Одним из индикаторов социально-экономического развития региона является его инвестиционная активность и привлекательность. Способы и критерии оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона многочисленны и разнообразны [1].
Для оценки инвестиционной привлекательности Свердловской области рассмотрим следующие блоки:
- социально-демографический (показывает количественную и качественную обеспеченность территории региона трудовыми ресурсами);
- экономический (отражает существующий и перспективный уровень экономического развития территории);
- ресурсный (отражает обеспеченность территории основными видами природных, энергетических и коммунальных ресурсов);
- инфраструктурный (уровень развития на территории муниципального образования транспортной, телекоммуникационной, финансовой инфраструктуры);
- инвестиционный (отражает существующий и перспективный уровень инвестиционной активности на территории).
Для оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области рассмотрим ряд показателей, характеризующих каждый блок (таблица 1).
Исходными данными для оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области служат сведения, содержащиеся в инвестиционном паспорте муниципального образования [5].
Таблица 1 - Показатели оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований Свердловской области за 2015 год (составлено автором по материалам [5])
Муниципал ьное образовани Социально-демографический К1 Экономический К2 Ресурсный КЗ Инфраструктурный К4 Инвестиционный К5
е* Численно сть постоянн Среднемес ячная заработная Отгружен о товаров собственн Бюджетная обеспеченн ость, всего Доступнос ть основных Доступност ь природно- Протяжен ность автомоби Дефицит газа и электроэне Количеств о свободных Объем инвестиций в основной
ого плата, ого доходов, видов минеральн льных ргии, инвестици капитал
населени руб.чел./в производс млн.руб. энергетич ых дорог, (+/-) онных организаци
я, всего, мес. тва, еских и ресурсов, всего, км площадок, й всех
тыс.чел. выполнен о работ и услуг собственн ыми силами, млн.руб. коммунал ьных ресурсов, (+/-) (+/-) пригодны х для размещен ия новых производс тв, ед. форм собственно сти, млн. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. 18,1 33775,2 5613,3 624,2 + - 102,2 - 5 632,6
Арамиль
ский ГО
2. 57 27189 8951,6 1608,2 + + 379 - 3 758,8
Артемов
ский ГО
3. 28,1 21608 1196,8 1076,4 + + 946,9 - 7 713,7
Артинск
ий ГО
4. 68,4 26350 26250 1585,9 + + 266,1 - 4 1460
Асбестов
ский ГО
5. 16,4 1
Ачитски
й ГО
6. 15,4 22253 2661,2 748,9 + + 540 - 0 351,4
Байкалов
ский МР
7. 34,5 26388,2 2482,9 1088,4 + + 666,7 - 7 816,2
Белоярск
ий ГО
8. 73,9 29372,3 52380,7 2166,9 + + 389,3 - 23 994,8
Березовс
кий ГО
9. 10,2 13778 191,8 360,7 + + 133,8 - 1 344,3
Бисертск
ий ГО
10. 46,9 34468,6 72620,1 1172,2 + + 211 - 6 6439,7
Верхнеса
лдинский
ГО
11. 9,6 19459 1713,7 316,9 + + 126 - 1 121,8
Волчанск
ий ГО
12. 4,2 26072 28,6 184,2 - + 288,4 - 4 151,6
Гарински й ГО
13. 34,2 23034,3 4188,2 1115,8 + + 977 - 28 527,3
Горноура
льский
ГО
14. ГО 39,9 27812,8 2564,6 1055,1 + + 164 - 8 201,2
Красноу
фимск
15. ГО 46,1 27116,9 1401,4 + + 643,2 - 4 1830,4
Богданов
ич
16. ГО 5,0 25602,2 580,0 152,4 + + 26,9 - 0 230,1
Верхнее ДУ6РОВО
17. ГО Верх-Нейвинс кий 5,2 32722 279,5 201,4 50,8 0 884,5
18. ГО Верхний Тагил 13,1 31238,5 9326,6 391,7 + 75,3 0 8270,9
19. ГО Верхняя Пышма 81,5
20. ГО Верхняя Тура 9,2 18400 955,1 328,0 + + 95,5 2 31,4
21. ГО Верхотyр ский 16,4 26206,3 1731,7 509,9 + + 402,8 10 981,1
22. ГО г. Лесной 51,3 34648 1961,1 2058,2 + - 205,1 - 6 997,3
23. ГО Дегтярск 16,0 24384,3 1095,2 406,1 + + 118 - 3 142,6
24. ГО Заречны й 31,2 43239,1 7558,7 1125,3 + + 164,2 2 13068
25. ГО ЗАТО Свободн ый 8,6 24698,9 506,8 463,5 + 9,6 0 75,2
26. ГО Карпинс к 30,4 26061 2245,5 1036,5 + 284,5 2 265,2
27. ГО Краснотy рьинск 63,2 30702 29636,4 1776,6 + + 843,4 12 1979,9
28. ГО Красноy ральск 24,0 29306 9086,6 689,3 + + 193,6 6 628,7
29. ГО Нижняя Салда 17,7 26271 1483,0 479,7 106,1 3 274,4
30. ГО Пелым 3,9 49618 277,6 157,5 + - 143,8 - 1 24,4
31. ГО Первоyра льск 148,5 29830,9 125155 3234,2 + + 1075 8 2386,2
32. ГО Ревда 63,8 31984,7 27890 1550,4 - + 195,4 - 2 1775,2
33. ГО Рефтинск ий 16,2 38454,4 24059 536,7 + 37,7 3 5619,4
34. ГО Среднеy ральск 23,1 35540 18781,9 612,9 + 79,7 2 7351,8
35. ГО Староутк инск 3,2 21958 188,2 202,4 + 47,6 2 78,2
36. ГО СУХОЙ Лог 48,6 27961 19106,4 1427,9 + + 507,3 + 5 1735,5
37. Ивдельск 22,5 33411 3754,4 620,3 - - 684,4 - 10 762,4
ий ГО
3S. Ирбитск ое МО 29,3 24393 4920 1163,9 + + SS4,7 7 92S,1
39. Кшенск ий ГО 2S,S 24200,S 1054,7 + + S50,4 + S 614,4
40. Кшышл 26,6 2S322 26SS,7 790,5 + - 144,3 - 9 1154
овский ГО
41. ^чет^р ский ГО 42,3 37047 33371 9S7,7 + + 13S,3 1 2270,6
42. Кирову дский ГО 27,1 29094 4490 S52,9 + 202,3 11 595,6
43. Кушвинс кий ГО 39,5 25479 741S,3 1114,2 + + 397,4 6 12S3,9
44. Мaлыше вский ГО 10,9 25660 S52 2S1,3 57,5 0 62,6
45. Мaхневс кое МО 6,3 19624 4S,S 226,S + 134,2 0 6
46. МО Алaпaевс 24,9 23427 67S4,1 1223,9 + + 773,4 - 13 S72,4
кое
47. МО г. Алaпaевс к 43,9 23699 6136,5 10S9,9 + 396,9 2 1S2,S
48. МО г. Егатерин бург 1477,7 41492 32063,6 + 1445,5 94345,2
49. МО г. Ирбит 37,4 25197 7349,9 1104,4 + + 112,3 - 6 571
50. МО г. Кшенск-Урaльски й 172 30524 12792S 3S79,9 + 499,7 2 16075,1
51. МО г. Нижний Tai-ил 359,5 31179 SSS2,3 + + 651,5 12 23650,9
52. МО Kaмышл 2S,7 22563 574S,1 1032,1 + + 664,S + 14 403,6
овский МР
53. МО Kрaсноу фимский округ 39,9 27S12,S 2564,6 1055,2 + + 164 S 201,2
54. МО 2,4 29327 - 117,4 + - 14,S - 0 5,4
поселок Урaльски й
55. Невьянск ий ГО 42,3 26953 13325 1277,S + + 712,1 11 697
56. Нижнесе 41,1 2560S 22S4S,7 1676,3 - + S20,5 + 5 105S,2
ргинский
МР
57. 26,7 28843 4668 808,1 + + 332,6 - 3 4773,1
Нижнету
ринский ГО
58. 22,1 22062 258,5 901,8 + + 589 - 3 188,1
Новолял
инский
ГО
59. 84,5 36007 15163 3892,5 + - 168,6 - 2 7935,7
Новоура
льский
ГО
60. 70,4 30410 42286,5 1595,6 + - 440,7 - 11 2377,6
Полевско
й ГО
61. 19,7 21316,4 1280 763,3 + + 446,2 - 14 252,9
Пышмин
ский ГО
62. 48 21542 17023,3 1428,9 + + 333,4 - 7 975,2
Режевско
й ГО
63. 42,1 29653,9 83765,1 1337,9 + + 136,8 - 5 1456
Североур
альский
ГО
64. 106,6 28188 41433,1 2425,7 + - - - 8 6967,8
Серовски й ГО
65. 13,4 22369 301,7 683,1 + - 549,7 - 0 246,3
Слободо-
турински й МР
66. 14,8 22636,9 127,8 501,9 - - 318,6 - 0 67,9
Сосьвинс
кий ГО
67. 62,5 26059,5 10430,2 2005,9 + - 425,4 - 9 3184,1
Сысертс кий ГО
68. 3,3 23218 110,8 268,2 - + - - 1 88,2
Таборинс кий МР
69. 39,9 22918 435,6 974,1 + + 685,6 - 11 393
Тавдинск
ий ГО
70. 45,2 23856 2033,4 1617,6 + + 1039 - 1 520
Талицки
й ГО
71. 20,6 22354,9 497,1 991,8 + + 810,8 - 3 390,4
Тугулым ский ГО
72. 26,4 20837,6 2217,2 1027,9 + - 778,1 - 17 167,8
Туринск ий ГО
73. 20,3 21405,5 1100 905,9 + + 476,3 - 3 394
Шалинск
ий ГО
МО - муниципальное образование, ГО - городской округ, МР- муниципальный район
* сайт муниципальных образований Свердловской области
Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области производится в два этапа.
На первом этапе на основе полученных значений по каждой группе показателей (представленных в таблице 1) методом среднего арифметического вычисляется среднее значение, которое используется в качестве основы для последующей классификации муниципальных образований по группам.
На втором этапе производится оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований, для чего используется комплекс абсолютных и относительных показателей социально -экономического развития региона, которые позволяют ранжировать муниципальные образования по уровню инвестиционной привлекательности.
1) Доля численности населения муниципального образования в общей численности населения Свердловской области (К1):
К1 = ЧН (МО) / ЧН (СО) тыс.чел.,
где ЧН (МО) (СО) — общая численность населения муниципального образования (Свердловской области) за отчетный период.
2) Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на 1-го занятого в экономике в год в сравнении со среднеобластным значением (К2):
К2 = ООДН (МО)/ ООДН (СО) тыс.руб./чел. в год,
где ООДН (МО) (СО) — объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на 1-го занятого в экономике по муниципальному образованию (по Свердловской области) за отчетный период.
3) Доступность потребления электроэнергии (К3):
КЗ = ± РД / ФМ (Э) мВт/сут.,
где Р — имеющийся резерв потребляемой мощности электроэнергии за отчетный период;
Д — имеющийся дефицит потребляемой мощности электроэнергии за отчетный период;
ФМ (Э) — фактическая мощность потребляемой электроэнергии за отчетный период.
4) Автодорожная доступность центра муниципального образования (К4):
К4 = КБ (АД),
где КБ (Д) — количество баллов, присваиваемое в зависимости от расстояния центра МО до г. Екатеринбурга по автомобильной дороге (до 50 км — 1,0 баллов; от 51 км до 120 км — 0,6 балла; более 120 км — 0,2 балла)
5) Объем инвестиций на душу населения в год в сравнении со среднеобластным значением (К5):
К5 = ОИДН (МО) / ОИДН (СО) тыс.руб./чел. в год,
где ОИДН (МО) (СО) — объем инвестиций на душу населения по муниципальному образованию (по Свердловской области) за отчетный период.
Далее составляется рейтинг муниципальных образований Свердловской области по видам экономической деятельности.
На основании полученных результатов можно выделить 3 группы:
Территории с высоким уровнем инвестиционной привлекательности Территории со средним уровнем инвестиционной привлекательности Территории с низким уровнем инвестиционной привлекательности
МО г. Нижний Тагил; ГО Первоуральск; МО г. Екатеринбург; ГО Краснотурьинск; Качканарский ГО; ГО Красноуральск; Артемовский ГО; ГО Сухой Лог; Режевской ГО; Новоуральский ГО; Невьянский ГО; МО г. Каменск-Уральский; ГО Среднеуральск Верхнесалдинский ГО; Тавдинский ГО; Талицкий ГО; Тугулымский ГО; Сысертский ГО; Серовский ГО; Североуральский ГО; Пышминский ГО; Полевской ГО; Новолялинский ГО; Нижнетуринский ГО; Нижнесергинский МР; МО Красноуфимский округ; МО Камышловский МР; МО Алапаевское; Кушвинский ГО; Кировградский ГО; Камышловский ГО; Каменский ГО; Ирбитское МО; МО г. Ирбит; ГО Рефтинский; ГО Ревда; ГО Нижняя Салда; ГО Карпинск; ГО Заречный; ГО Дегтярск; ГО г. Лесной; ГО Верхотурский; ГО Верх-Нейвинский; ГО Верхний Тагил; ГО Красноуфимск; ГО Богданович; Горноуральский ГО; Волчанский ГО; Березовский ГО; Белоярский ГО; Асбестовский ГО; Артинский ГО; Арамильский ГО Ивдельский ГО; ГО Пелым; Гаринский ГО; Сосьвинский ГО; Махневское МО; Туринский ГО; Слободо-туринский МР; МО г. Алапаевск; Шалинский ГО; ГО Староуткинск; Байкаловский МР; Бисертский ГО; ГО Верхнее Дуброво; ГО Верхняя Тура; Таборинский МР; МО поселок Уральский; Малышевский ГО; ГО ЗАТО Свободный;
«Территории с высоким уровнем инвестиционной привлекательности» (высокий уровень обеспеченности ресурсами и инфраструктурой)
«Территории со средним уровнем инвестиционной привлекательности» (средний уровень обеспеченности ресурсами и инфраструктурой);
«Территории с низким уровнем инвестиционной привлекательности»
(низкий уровень обеспеченности ресурсами и инфраструктурой)
Таким образом, геоинформационная система Свердловской области может служить площадкой для привлечения инвестиций в экономику региона, предоставлять потенциальному инвестору необходимую информацию об инвестиционном климате и потенциале региона, справку о распределении территорий по уровню инвестиционной привлекательности и активности, доступ к актуальной картографической информации.
Геоинформационная система позволит как органам управления субъектов Российской Федерации, так и потенциальным инвесторам объективно и быстро оценить потенциал региональных инвестиционных проектов, срок их окупаемости, перспективы развития территории региона и его муниципальных образований, а для органов власти дополнительно послужит основой для
формирования государственной инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях.
Список литературы
1. Инвестиционная стратегия Свердловской области на период до 2020 года (утверждена указом Губернатора Свердловской области от 14.11.2012 № 862-УГ «Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области на период до 2020 года»).
2. Кошкарев А.В., Ряховский В.М., Серебряков В.А. Инфраструктура распределенной среды хранения, поиска и преобразования пространственных данных // Открытое образование. - 2010. - № 5. - стр. 61-72.
3. Огиенко С.А., Ряховский В.М., Швычко П.А., Юбко А.В. Теоретические предпосылки создания интегральной аналитической геоинформационной системы в области наук о Земле на основе технологий GRID. - М.: Наука и просвещение», - 2009. - 365 с.
4. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.08.2010 № 462 «Об организации работ по разработке и реализации мероприятий по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных»
5. Сайт Свердловской области «Инвестиционный портал Свердловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //invest.midural .ru/municipalities.