Научная статья на тему 'География международного туризма и Всемирного наследия ЮНЕСКО: взгляд сквозь призму концепции "центр-периферия"'

География международного туризма и Всемирного наследия ЮНЕСКО: взгляд сквозь призму концепции "центр-периферия" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1464
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «География международного туризма и Всемирного наследия ЮНЕСКО: взгляд сквозь призму концепции "центр-периферия"»

ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

А. Г. Манаков

ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ

"ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЯ"

Начало XXI в. знаменует собой переход к принципиально иной модели мирового развития, определяемой закатом индустриальной эпохи и становлением экономики нового типа

- постиндустриальной. С формальной точки зрения, представления о глобальной экономической иерархии (мировое "ядро", "полупери-ферия" и "периферия"), по сравнению, например, с 1990-ми гг., пока что изменились незначительно (рис. 1). Причиной последнего является своеобразный "консерватизм" территориальной организации общества: постиндустриальная экономика развивается намного успешнее в странах и регионах, достигших наибольших успехов в индустриальную эпоху.

Тем не менее, как отмечают исследователи явления постиндустриализма, главный сдвиг, произошедший на карте мира в последнее время, состоит в том, что на смену известной типологии стран "развитые (богатые) индустриальные страны - промышленно менее развитые и более бедные развивающиеся страны" приходит новая типология "развитые (богатые) постиндустриальные страны - менее развитые индустриальные (среднего достатка) и аграрные (бедные) страны" [5].

Что же происходит при переходе к постиндустриальной модели развития? Приведем примеры, которые ныне уже характеризуют не только государства постиндустриального "ядра", но и имеют свои проявления в странах мировой "полупериферии". В городах постиндустриального типа приоритетное развитие получает нематериальное производство, а промышленные функции минимизируются. Причем происходящая в них деиндустриализация в определенных условиях может даже носить позитивный характер. А постиндустриальная деревня получает новую жизнь благодаря развитию рекреации и туризма, в частности, экологического.

В зарубежной Европе уже достаточно большое количество сельских населенных пунктов, где сельскохозяйственные работники находятся в явном меньшинстве. Их место занимают продавцы магазинов, официанты многочисленных деревенских баров и люди творческих профессий (дизайнеры, певцы, музыканты и т.д.). Сельхозугодья зачастую дают прибыль не только и не столько за счет производства сельскохозяйственной продукции, сколько за счет хороших экологических характеристик, эстетической и историко-культурной привлекательности.

Рис. 1. Представления о глобальной экономической иерархии в начале XXI в. *

* источник [7, с. 21]

Наименее освоенные периферийные в индустриальную эпоху территории становятся особо ценным туристско-рекреационным ресурсом. Живописные долины испанских или французских Пиренеев, северная Шотландия и приполярная Норвегия, о. Хоккайдо в Японии приобретают в постиндустриальную эпоху особую экономическую значимость. Крупнейшая в мире сеть национальных парков США как составная часть экономики страны для нее сейчас не менее важна, чем знаменитые американские металлургия или автомобилестроение [5].

Таким образом, одним из очевидных проявлений постиндустриальной эпохи является бурное развитие туристско-рекреационной сферы, превратившейся ныне в одну из наиболее прогрессирующих отраслей мировой экономики. Доходы только от иностранного туризма в мире уже превышают 850 млрд. долл. в год, что сопоставимо, например, с ВВП Австралии [1, с. 23], или же составляет около 40% ВВП России [6, с. 8-9].

О бурном развитии в последние 10-20 лет туризма, особенно международного, свидетельствуют следующие цифры. В мире сейчас ежегодно совершается свыше 900 млн. международных туристических поездок, и по сравнению с 2000 г. их количество выросло на 30% [8, с. 38]. А вот, к примеру, по сравнению с серединой ХХ в. количество прибытий иностранных туристов в мире увеличилось уже в 36 раз! По прогнозам, к 2020 г. количество международных туристов увеличится до 1,6 млрд. чел. [2, с. 10], т.е. вырастет еще на 3/4. Если сейчас совершает международные поездки ежегодно каждый 7-8 житель планеты (эта цифра условна, т.к. в реальной жизни один человек может совершить несколько зарубежных поездок в год), то в 2020 г. это будет уже каждый 4-5 житель Земли!

Свыше половины международного туристического обмена приходится на Европу, и примерно десятую часть потока принимает Франция, которая уже много лет удерживает мировое лидерство по числу прибывающих иностранных туристов (по сравнению с 2000 г. их число увеличилось в 2,6 раза [8, с. 37]). Однако по числу иностранных туристов в пропорции к числу жителей страны (т.е. по показателю туристической нагрузки), Франция находится лишь в конце первой десятки стран

мира. Лидерами здесь являются небольшие по населению государства, развивающие туристско-рекреационные услуги с учетом центральности своего географического положения: Бахрейн, Австрия, Хорватия. Туристический поток превышает численность населения в таких странах, как Ирландия, Сингапур, Греция, ОАЭ, Испания, Франция, Португалия и Швейцария (табл. 1, рис. 2).

Наиболее популярные в России курортные страны (Турция и Египет) находятся лишь в третьем десятке государств по туристической нагрузке, и в этом плане схожи с самой Россией, занимающей 38-ю позицию. Крайне низкие показатели туристической нагрузки характерны также для других больших по населению стран: США (занимающей позицию рядом с Россией), Китая, Бразилии, Индонезии, Индии и др.

Среднестатистический турист оставляет в стране прибытия около 1 тыс. долларов за поездку. Именно такие затраты на поездку характеризуют большинство стран Евросоюза. Чуть выбиваются из общего ряда несколько относительно более "дорогих" или же просто окраинных в ЕС стран, где затраты заметно превышают 1 тыс. долларов за поездку: Швеция, Дания, Бельгия, Германия, Нидерланды и Великобритания. С другой стороны, центральность положения и кратковременность поездок сказывается на низкой величине этого показателя во Франции. Чем то схожа ситуация с Ирландией, куда "заглядывают" на короткое время "заядлые туристы" англичане (рис. 3).

Так как основную массу иностранных туристов в мире составляют все же европейцы, наиболее затратные (из-за длительности пребывания) поездки позволяют увеличить доходы наиболее удаленных от Европы стран: Австралии, Индии и США.

Россия, как и Украина, отличается низкими доходами от иностранного туризма, что объясняется очень просто: основной поток "иностранных туристов" направлен в эти государства из других стран СНГ, т.е. по сути, это преимущественно трудовые мигранты, которые нацелены не на трату денег, а на их зарабатывание. В категорию стран с низкими доходами от туризма попадает и Саудовская Аравия, где к числу иностранных туристов причисляются также и паломники, совершающие хадж в Мекку.

Таблица 1

Прибытия иностранных туристов и величина доходов от них в 2007 г.*

Прибытия иностранных туристов Величина доходов от иностранных туристов

Страна чел. на 1 тыс. жит. млн. чел. Страна долл. США от 1 иностр. туриста млрд. долл. США

1. Бахрейн 6 267 4 5** 1. Австралия 4 350 22,2

2. Австрия 2 535 20,8 2. Швеция 2 310 12,0

3. Хорватия 2 026 9 1** 3. Индия 2 140 10,7

4. Ирландия 1 925 8,0** 4. США 1 730 96,7

5. Сингапур 1 736 8,0 5. Бельгия 1 530 10,7

6. Греция 1 611 16,0** 6. Г ермания 1 480 36,0

7. ОАЭ 1 536 7 1*** 7. Швейцария 1 400 11,8

8. Испания 1 462 59,2 8. Тайвань 1 380 5,1

9. Франция 1 318 81,9 9. Дания 1 300 6,1

10. Португалия 1 152 12,3 10. Великобритания 1 220 37,6

11. Швейцария 1 108 8,4 11. Нидерланды 1 220 13,4

12. Венгрия 962 9,6 12. Норвегия 1 130 4,4

13. Пуэрто-Рико (США) 935 3,7 13. Япония 1 120 9,3

14. Дания 849 4 7** 14. Сингапур 1 090 8,7

15. Норвегия 839 3 9** 15. Таиланд 1 080 15,6

16. Малайзия 831 21,0 16. Хорватия 1 020 9,3

17. Италия 752 43,7 17. Бразилия 1 000 5,0

18. Болгария 716 5,2 18. Доминик.респ-ка 1 000 4,0

19. Бельгия 673 7,0 19. Марокко 990 7,3

20. Нидерланды 661 11,0 20. Чехия 990 6,6

21. Чехия 656 6,7 21. Испания 980 57,8

22. Тунис 655 6,8 22. Италия 980 42,7

23. Швеция 575 5,2 23. Греция 970 15,5

24. Канада 539 17,9 24. Аргентина 930 4,3

25. Великобритания 502 30,7 25. ЮАР 920 8,4

26. Украина 502 23,1 26. Австрия 910 18,9

27. Доминикан. респ-ка 421 4,0 27. Южная Корея 910 5,8

28. Саудовская Аравия 409 11,5 28. Египет 880 9,3

29. Польша 390 15,0 29. Канада 870 15,5

30. Турция 309 22,2 30. Турция 830 18,5

31. Германия 296 24,4 31. Вьетнам 830 3,5

32. Австралия 243 5 1** 32. Португалия 820 10,1

33. Таиланд 221 14,5 33. Сянган (КНР) 800 13,8

34. Марокко 215 7,4 34. Китай 770 41,9

35. Мексика 195 21,4 35. Аомынь (КНР) 760 9,8

36. ЮАР 187 9,1 36. Ирландия 760 6,1

37. США 184 56,0 37. Польша 710 10,6

38. Россия 144 20,2 38. ОАЭ 700 5,0

39. Южная Корея 132 6,4 39. Малайзия 670 14,0

40. Египет 130 10,6 40. Франция 660 54,2

41. Аргентина 114 4,6 41. Мексика 600 12,9

42. Япония 65 8,3 42. Венгрия 490 4,7

43. Китай (с Сянганом и Аомынь) 65 88,5 43. Россия 480 9,6

44. Вьетнам 49 4,2 44. Сауд. Аравия 450 5,2

45. Бразилия 25 5,0 45. Украина 200 4,6

* рассчитано по [1, с. 23; 6, с. 4-47];** данные за 2006 г.; *** данные за 2005 г.

Рис. 2. Число прибытий иностранных туристов на 1 тыс. жит. (2007 г.)

Рис. 3. Доходы государств от одного иностранного туриста (долл.) в 2007 г.

Таблица 2

Прибытия иностранных туристов и доходы от них в 2007 г. по структурным элементам мировой экономической иерархии*

Весь мир Ядро Полупериферия Периферия

Территория 100% 23% 40% 37%

Население, 2008 г. 100% 13% 56% 31%

Прибытия иностранных туристов, 2007 г. 100% 43% 39% 18%

Доходы от иностранного туризма, 2007 г. 100% 54% 32% 14%

Прибытия иностранных туристов в 2007 г. (чел. на 1 тыс. жит.) 134 450 93 77

Средние доходы от 1 иностранного туриста в 2007 г. (долл. США) 945 1 180 770 750

* рассчитано по [1, с. 23; 6, с. 4-47].

Рассмотрим географию международного туризма с позиции концепции "центр-периферия" (табл. 2). Очевидным лидером в развитии международного туризма выступает мировое постиндустриальное "ядро", которое, при 13% населения планеты, принимает 43% иностранных туристов и получает 54% доходов в сфере международного туризма. В постиндустриальных странах высока туристическая нагрузка (ежегодно на 2 жителей этих стран приходится одно прибытие зарубежного гостя); среднестатистический интурист оставляет в этих государствах около 1,2 тыс. долл. за одну поездку.

Индустриальные "полупериферийные" страны, куда входят и такие крупные по площади и населению государства, как Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Россия, Мексика и др., составляя 56% численности населения мира, обслуживают лишь 39% международного туристического потока, получая при этом 32% мировых доходов от туризма. Туристическая нагрузка в этих странах (1 интурист на 10 местных жителей в год) и доходы от одного иностранного туриста (770 долл. в год) мало отличаются от соответствующих показателей в странах бедной аграрной "периферии".

К числу важнейших туристско-рекреационных ресурсов, зачастую определяющих выбор туристом маршрута путешествия, относят-

ся уникальные природные и культурные ландшафты, памятники истории и культуры, которые обозначаются как "природное и культурное наследие" и объявляются многими странами национальным достоянием. Особую значимость имеют объекты, включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия [4].

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО стал составляться в 1972 г, когда была принята Конвенция об охране выдающихся культурных и природных объектов, которые являются достоянием всего человечества. Сюда входят археологические объекты, архитектурные сооружения, исторические центры городов, отдельные храмы, заповедники и национальные парки [3].

В начале 2009 г. список объектов культурного и природного наследия включал 878 объектов, в т.ч. 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных [10]. На самом деле их значительно больше (свыше тысячи), т.к. некоторые из них включают целые комплексы и архитектурные ансамбли вроде замков долины Луары во Франции или дворцов и храмов в историческом центре С.-Петербурга [9]. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 145 странах мира, первая двадцатка которых представлена в табл. 3.

Первые 20 стран по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО*

Таблица 3

Страны Все объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в т.ч. памятники культуры в т.ч. памятники природы и смешанные

1. Италия 43 42 1

2. Испания 40 35 5

3. Китай 37 26 11

4-5. Франция 33 30 3

4-5. Германия 33 32 1

6. Мексика 29 25 4

7-8. Индия 27 22 5

7-8. Великобритания 27 22 5

9. Россия 23 15 8

10. США 20 8 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11-13. Греция 17 15 2

11-13. Бразилия 17 10 7

11-13. Австралия 17 2 15

14. Канада 15 6 9

15-16. Швеция 14 12 2

15-16. Япония 14 11 3

17-18. Португалия 13 12 1

17-18. Польша 13 12 1

19. Чехия 12 12 -

20. Перу 10 6 4

* составлено по [10].

В распределении объектов Всемирного культурного и природного наследия по частям света существует явная диспропорция: 44% объектов ЮНЕСКО приходится на Европу, и еще 23,5% - на Азию (табл. 4). Отмеченный контраст еще более заметен в распределении памятников культуры - в Евразии сконцентрировано 3/4 мирового культурного наследия (50%

- в Европе и 25% - в Азии). Данное явление объясняется и евроцентричностью современной мировой культуры, и сохранившимся на-

следием древних цивилизаций Востока, с одной стороны, и молодостью европейской цивилизации в Америке, Австралии, и почти не сохранившимся наследием древних африканских цивилизаций, с другой стороны.

Лидерство по памятникам природы в мире удерживает Америка, заметно опережая в этом плане Европу. За счет природных памятников в общем списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО заметно "подтягиваются" также Африка и Австралия.

Таблица 4

Распределение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

по частям света*

Все объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в т.ч. памятники культуры в т. ч. памятники природы и смешанные

Европа 44% 50% 23%

Азия 23,5% 25% 19%

Африка 13% 10,5% 20%

Америка 17% 14% 29%

Австралия и Океания 2,5% 0,5% 9%

Весь мир 878 (100%) 679 (100%) 199 (100%)

* рассчитано по [10].

Отметим также, что в распределении объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО по трем структурным элементам мировой экономики не наблюдается такой диспропорции, как в географии международного туризма. Объекты Всемирного наследия разделены примерно в равной пропорции между постиндустриальным "ядром", индустриальной "полупери-ферией" и аграрной "периферией" (табл. 5).

Однако дополнительные (относительные) показатели распространения признанных ЮНЕСКО памятников природы и культуры все же свидетельствуют о большей их концентрации в постиндустриальном "ядре". По количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на единицу площади "ядро" почти в два раза превышает среднемировой показатель, а по количеству памятников природы и культуры в пропорции к численности населения - почти втрое.

По густоте объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (т.е. по их количеству на единицу площади) лидирующие позиции в мире занимают небольшие по площади, но густонаселенные страны Европы: Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Чехия, Словакия, Италия, Португалия, Греция и др. (рис. 4). В большинстве случаев именно эти страны выступают в качестве наиболее известных в Европе и мире центров притяжения иностранных туристов.

Вполне естественно, что большие по площади страны, такие как Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия и др. занимают по густоте объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО достаточно низкие позиции. По этой причине предложим иной относительный показатель, характеризующий размещение памятников природы и культуры в мире: количество объектов Все-

мирного наследия ЮНЕСКО в пропорции к численности населения государств (рис. 5).

По данному показателю мировое лидерство удерживают малые по числу жителей страны Европы и Западной Азии, к которым, кроме нескольких микрогосударств, относятся Исландия, Черногория, Хорватия, Греция, Скандинавские страны, Кипр, Ливан, Израиль и др. При этом заметно поправляют свои позиции большие по площади страны, такие как Австралия, Канада, и даже Россия, превосходящая по этому показателю США, Бразилию, а также большинство азиатских и африканских стран.

Судя по всему, относительно более равномерное, по сравнению со сложившимися к данному времени мировыми туристическими потоками, распределение по странам и материкам объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО должно уже в ближайшем будущем сказаться на увеличении веса "полупериферии" в туристской отрасли мировой экономики, а в более отдаленной перспективе - и "периферии". Туризм может сыграть в странах "полу-периферии" и "периферии" роль локомотива постиндустриального развития.

Согласно прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 г. первая десятка государств мира по количеству туристических прибытий уже наполовину будет состоять из стран "полупериферии" [2], которые составят серьезную конкуренцию по величине туристических потоков странам "ядра". В десятку первых стран мира по количеству туристических прибытий могут войти Сянган (специальный район КНР), Россия и Чехия, а Мексика и Китай должны укрепить свои позиции среди лидеров (возможен также выход Китая на первое место в мире).

Таблица 5

Распределение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО по структурным элементам мировой экономической иерархии*

Весь мир Ядро Полупериферия Периферия

Количество объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2009 г. 100% 35% 35% 30%

Кол-во объектов ЮНЕСКО на 1 млн. кв. км 5,9 10,0 5,9 5,5

Кол-во объектов ЮНЕСКО на 100 млн. жит. 13,1 36,2 8,5 13,4

* рассчитано по [6; 10].

Рис. 4. Количество объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на 100 тыс. кв. км

Рис. 5. Количество объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на 10 млн. жит.

Литература

1. В какие страны сколько приезжает туристов и сколько они привозят денег? // География, 2009, 1631 мая, № 10 (882). - С. 23-26.

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 255 с.

3. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. - М.: Институт Наследия, 1999. - 337 с.

4. География туризма: Учебник / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов / Под ред. Е.И. Богданова. - СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2007. - 264 с.

5. Лопатников Д.Л. Географическое разделение труда постиндустриального времени // География мирового развития. Выпуск 1: Сборник научных трудов / Под ред. Л.М. Синцерова. - М.: Институт географии РАН, 2009. - С. 118-129.

6. Страны мира // География, 2009, 16-30 апреля, № 8 (880). - С. 3-47.

7. Трейвиш А.И. География и развитие // География мирового развития. Выпуск 1: Сборник научных трудов / Под ред. Л.М. Синцерова. - М.: Институт географии РАН, 2009. - С. 8-43.

8. Туризм в цифрах. 2007: Стат. сб. - М.: ИИЦ "Статистика России", 2007. - 40 с.

9. Тысяча чудес света. - СПб.: ООО "СЗКЭО", 2007. - 336 с.

10. Информационный ресурс: http://whc.unesko.org/pg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.