Научная статья на тему 'Географический подход к использованию понятий курортологии'

Географический подход к использованию понятий курортологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1162
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КУРОРТЫ / КУРОРТОЛОГИЯ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TOUR DESTINATION / RESORTS / RESORTOLOGY / TOURISM GEOGRAPHY / GEOGRAPHICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Середина Е. В.

Анализируется существующая классификация курортных территорий, которую автор считает недостаточной для изучения туристских дестинаций и курортологии. Предлагается географический подход к анализу курортных территорий, который может расширить изучение географии туризма и туристских дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical approach to terminology in the resortology

This article analyzes the existing classification of resort territories, which the author views as lacking in terms of scientific exploration. Geographical approach is offered to analyze the resort territories, and by doing so expand the knowledge field of tourism geography and tourist destinations

Текст научной работы на тему «Географический подход к использованию понятий курортологии»

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317.

2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 № 808 «Обутверждении Основ государственной культурной политики».

3. Трофимов Е.Н. Итоги учебного года и задачи на будущее // Вестник РМАТ. 2014. № 2. С. 3-14.

4. URL: http://kremlin.ru/events/prezident/ news/47324

5. URL: http://www.rgo.ru/obshestvo/struk-tura

УДК 383.483

Е.В. СЕРЕДИНА

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОНЯТИЙ КУРОРТОЛОГИИ

Анализируется существующая классификация курортных территорий, которую автор считает недостаточной для изучения туристских дестинаций и курортологии. Предлагается географический подход к анализу курортныгх территорий, который может расширить изучение географии туризма и туристских дестинаций.

Ключевые слова: туристская дестинация, курорты, курортология, география туризма, географический подход.

This article analyzes the existing classification of resort territories, which the author views as lacking in terms of scientific exploration. Geographical approach is offered to analyze the resort territories, and by doing so expand the knowledge field of tourism geography and tourist destinations.

Key words: tour destination, resorts, resortology, tourism geography, geographical approach.

Один из важнейших учебных курсов, который читается в высших учебных заведениях туристского профиля, посвящен географии туризма (географии туристских дестинаций) России. В программе курса особое место занимает тема, касающаяся российских курортов. Для систематизации информации о курортах и приведении ее в более формализованный вид в учебном курсе используется классификация курортных территорий, принятая

© Середина Е.В., 2015

в курортологии, согласно которой курорты делятся на курорты и курортные зоны. Однако основания для выделения курортов и курортных зон весьма расплывчаты и не всегда совпадают с представлениями географов. В курортологии под курортом понимается освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и оздоровления особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации здания-

ми и сооружениями, включая объекты инфраструктуры [2].

Согласно этому определению даже очень небольшая территория может быть курортом, если она обладает лечебными свойствами. Например, только в пределах Московской области курортологи выделяют три курорта федерального значения: Дорохово, Тиш-ково и Можайский. В каждом из них есть один санаторий и собственные источники минеральной воды.

Такой подход в географии некорректен. Место, где расположен всего один санаторий, не может быть курортом, поскольку под курортом понимается более обширная территория, обладающая лечебными свойствами, но имеющая более мощную инфраструктуру, в которую входит не один санаторий.

С точки зрения географии курорт можно определить как населенный пункт (сельский или городской), в котором градообразующими объектами являются здравницы - санатории, дома отдыха, отели, предлагающие лечебно-оздоровительный отдых. То есть поселок Дорохово, где расположен всего один санаторий, не является курортом, а поселок Сукко, например, в котором расположено 3 санатория, 3 пансионата и 8 гостиниц, является. Хотя с точки зрения курортологии оба места являются курортами.

Процесс развития курортов приводит к образованию курортных зон. В курортологии оперируют понятием «курортная зона». Согласно определению курортологов, курортная зона - это группа курортов, расположенная в непосредственной близости друг к другу, или часть территории курорта, где располагаются санатории, дома отдыха и другие санаторно-курортные учреждения и сооружения для исполь-

зования природных лечебных факторов [3]. В этом определении не делается акцент на пространственные границы - курортная зона может быть больше курорта по площади, а может составлять его часть.

В географии под курортной зоной понимается более обширная, чем курорт, территория. Если курорт, развиваясь, увеличивает свое пространство, захватывая близлежащие поселки, образуется курортная зона. Курортная зона -это всегда более крупное территориальное образование, чем курорт, в нее входит не менее двух населенных пунктов либо, если сам курорт расположен изолированно, вдалеке от поселений, его территория существенно увеличивается за счет строительства новых рекреационных объектов. Например, Гелен-джикская курортная зона появилась, когда город Геленджик почти сросся с поселком Кабардинка, а в более позднее время - с поселками Бетта, Архипо-Осиповка, Береговое, Джанхот и др.

Представляется, что курортная зона - это компактное скопление небольших курортов вокруг одного более крупного курорта, который является доминантным ядром зоны. Курортная зона характеризуется единой системой транспортных, производственных взаимосвязей, а туристские потоки представляют собой единую структуру. Такова Сестрорецкая курортная зона в Ленинградской области, Светлогорская курортная зона в Калининградской области и др. То, что курортные зоны - более обширные территориальные пространства, хорошо понимают специалисты туристского бизнеса. Часто туроператоры, рекламируя отдых на каком-то конкретном курорте, предлагают отели и санатории, расположенные по

всей курортной зоне. Например, рекламируя отдых в Геленджике, туроператор предлагает санатории, расположенные не только непосредственно в городе, но и в пригородных поселках -фактически во всей Геленджикской курортной зоне.

Курортные зоны формируются неравномерно. На черноморском побережье их развитие идет более быстрыми темпами, чем в других регионах, что объясняется более высокими темпа-

ми развития туристской инфраструктуры в регионе самого высокого потребительского спроса. Но и в других районах идет процесс постепенного слияния курортов и создания курортных зон. С точки зрения географического пространственного подхода можно считать, что в России сформировано восемь курортных зон, в курортологии их насчитывается больше. Некоторые характеристики курортных зон приведены в таблице.

Типы курортных зон России

Курортные зоны Населенные пункты, входящие в состав курортной зоны Число санаториев и пансионатов Гостиницы, отели, базы отдыха

1 2 3 4

I тип

Сестрорецкая (Ленинградская) Сестрорецк, Зеленогорск, Репино, Стрельна, Рощино 5 санаториев 3 дома отдыха 18 отелей 11 мини-гостиниц 4 пионерских лагеря

Светлогорская (Калининградская) Светлогорск, Зеленоградск, Отрадное, Приморск, пригород Калининграда, пригород Балтийска 5 санаториев 6 пансионатов 49 гостиниц и гостевых домов 1 дом рыболова 1 база отдыха 9 детских оздоровительных лагерей

Туапсинская Джубга, Лермонтово, Ново-Михайловский, Ольгинка, Небуг Агой, Майский, Южный 6 санаториев 14 пансионатов 22 гостиницы 2 базы отдыха

Анапская Анапа, Витязево, Джемете, Сукко, Б. Утриш, Благовещенская 16 санаториев 29 пансионатов 205 гостиниц 4 базы отдыха 14 детских лагерей

Геленджикская Поселок Бетта, Архипо-Осиповка, Береговое, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Прасковеевка 22 санатория 4 пансионата 28 гостиниц 1 база отдыха 2 детских лагеря 2 автокемпинга

Окончание табл.

1 2 3 4

II тип

Белокуриха В стадии формирования поселок в 20 км, Белокуриха-2 19 санаториев 1 детский санаторий 12 санаториев 5 гостиниц 2 пансионата 1 детский лагерь

Нальчиковская Нальчик, Долинск 9 санаториев 2 пансионата 5 гостиниц

III тип

Владивостокская Пригород Владивостока, поселок Садгород 6 санаториев 2 гостиницы 1 детский лагерь

Усть-Качка Усть-Качка, деревня Гамы 5 санаториев 2 гостиницы 2 детских лагеря 1 база отдыха

Примечание: по данным Интернета за 2015 г.

Данные таблицы показывают, что число населенных пунктов в составе зон разное, отличаются зоны и по количеству здравниц - санаториев, пансионатов и гостиниц. Это дает основание выделить несколько типов курортных зон - наиболее развитых, развитых и развивающихся. Так, к типу I можно отнести Сестрорецкую, Светлогорскую на северо-западе страны и черноморские курортные зоны, Ге-ленджикскую, Анапскую и Туапсин-скую, отличающиеся значительными пространствами, большим числом населенных пунктов, которые входят в состав зон, а также большим количеством рекреационных предприятий.

К типу II можно отнести курортную зону Белокуриха и Нальчиков-скую. Белокуриха в настоящее время представляет город с 14 тыс. жителей, с большим количеством лечебно-оздоровительных предприятий. В настоящее время идет создание нового курорта Белокуриха-2, который будет входить в единую курортную зо-

ну. Кроме того, для дальнейшего развития Белокурихи выделен еще один участок земли площадью в 300-350 га в сторону деревни Ульяновка [6], что еще больше сблизит границы первого и второго курортов. Зона отличается еще и тем, что, помимо функции лечебного курорта, она развивается как центр спортивного туризма, там создаются горнолыжные трассы, подъемники, целая сеть летних туристских маршрутов для ознакомления туристов с уникальной природой Алтайских гор.

Кроме того, здесь развивается деловой туризм, проводятся политические и экономические встречи на высоком уровне. Таким образом, эта курортная зона становится местом полифункционального развития туризма.

Что касается Нальчиковской курортной зоны, то в настоящее время она в силу геополитических факторов не столь популярна среди туристов, как в советское время, поскольку находится на Северном Кавказе, но, несмотря на это, зо-

на развивается, она не только не утратила своего значения, но и постепенно увеличивает приток туристов.

К развивающимся курортным зонам мы отнесли Владивостокскую зону и курортную зону Усть-Качку, расположенную в Пермском крае. Во Владивостокскую зону входят пригородные территории краевого центра и поселок Садгород. Сейчас рекреационная инфраструктура зоны значительно слабее, чем в других зонах, но туроператоры работают с ней довольно активно, и есть основание полагать, что привлечение большего числа туристов вызовет рост рекреационных предприятий на этой территории.

Что касается Усть-Качки, то основанием отнесения ее к курортной зоне является значительное увеличение земель: в настоящее время она занимает 182 гектара [7], тогда как в 1960-е гг. здесь находился всего один санаторий. Кроме того, в соседней с Усть-Качкой деревне появилась база отдыха, детский лагерь, таким образом, туристская инфраструктура постепенно проникает и в соседние населенные пункты.

Курортологи выделяют такие курортные зоны, как Майкопская и Го-рячеключская, расположенные соответственно в Адыгее и Ставропольском крае, Серноводско-Кавказская в Чеченской Республике и Шмаковка в Приморском крае. С точки зрения географического пространственного подхода это не курортные зоны, а курорты, поскольку представляют собой лишь один поселок, не очень развитую сеть рекреационных объектов.

Еще более крупным пространственным образованием является курортная агломерация. Такого термина в курортологии нет, но в географию туризма он пришел из урбанистики, из теории

роста городов. Городской агломерацией называют компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Иными словами, когда несколько городских и сельских населенных пунктов срастаются между собой, появляется агломерация.

В России с развитием курортов и курортных зон возникли две курортные агломерации. Это курортная агломерация Большой Сочи и Кавказские Минеральные Воды. Отличие курортных агломераций от курортных зон состоит в том, что они образовались путем слияния не только курортных поселков, но и городов-курортов. Следует сказать, что до настоящего времени само понятие «курортная агломерация» не имеет правового статуса, и только сейчас он разрабатывается в юридических кругах. Между тем сам процесс концентрации курортных населенных пунктов, быстрый рост туристско-рекреационной инфраструктуры привел к созданию курортных агломераций.

В настоящее время Большой Сочи включает в себя 79 населенных пунктов [4], среди которых Адлер, хотя и имеющий неофициальный статус города, но с населением более 100 тыс. человек. В Лазоревском проживает 68 тыс. человек, в Хосте - 20 тыс. человек. Эти поселения входят сейчас в Большой Сочи как отдельные части города. Туристско-рекреационная инфраструктура особенно выросла и изменилась после проведения зимней Олимпиады, и сейчас появилась возможность принимать туристов не только в летнее, но и в зимнее время.

Кавказские Минеральные Воды с начала XIX в. развивались как два взаимосвязанных между собой города: Пятигорск и Кисловодск, а уже в середине века к ним присоединились Ессентуки. Железноводск как курорт также был известен с начала позапрошлого века, но активное строительство гостиниц началось в XX в. В настоящее время в состав агломерации входят Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск и округа, в которых проживают около 950 тыс. человек [5].

Если Большой Сочи - это курортная агломерация моноцентрического типа, т.е. главным ядром является собственно город Сочи, то Кавказские Минеральные Воды - это курортная агломерация-конурбация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер

несколько более или менее одинаковых по размеру и по значимости городов.

Третья курортная агломерация, о которой нельзя не упомянуть, это агломерация Большая Ялта, которая также развивается по типу моноцентрических агломераций, состоит из более десятка поселков и Ялты как основного ядра.

Таким образом, процесс развития курортных территорий, хотя и идет неравномерно, но поступательно через возникновение курортов, затем курортных зон и курортных агломераций. Этот процесс необходимо представить студентам при изучении географии туризма, что становится возможным при использовании знаний других научных направлений - курортологии и урбанистики, но с учетом пространственного географического подхода.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Журавлева Л.Б. Курортное дело с основами курортологии: учебное пособие/ Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, факультет туристского бизнеса. Сочи: изд-во СГУТи КД, 2008. 628 с.

2. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». 1995.

3. Разумов А.Н., Турова Е.А., Шинкарен-ко В.С. Курорты России и мира: справочник. М, 2004.224 с.

4. «ГОРОД 2014»: Что такое курортная агломерация «Большой Сочи»? иКЬ:кЯ;р:ак8-portal.ru/obshchestvo-sochi/gorod-2014-сЫо -takoe- кит^иа-уа - aglomeraciya -bolshoy-sochi

5. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Агломе-рации_России#.

6. URL:http://www.sibpress.ru/22.08.2008/ macroecoиomics/89586/ (электронная газета «Континент Сибирь» - От Белокурихи к Бе-локурихе-2).

7. URL:http://ust-kachka.amaks-kurort.ru/

УДК 338.487:659.1

Р.М. АРСЕНИЙ, Ю.А. КИРЕЕВА

ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "АЛХАНАЙ"»)

Представлен пример технического задания для разработки интернет-сайта для национального парка, а также сформулированы рекомендации для разработки качественного информационного ресурса для туристских дестинаций (в контексте национальных парков).

Ключевые слова: дестинация, туристская дестинация, национальный парк, Интернет.

The article presents an example of technical specifications for the website development for the National Park. Also it contains some recommendations for developing high quality information resource for destinations (national parks).

Key words: destination, tourist destination, National Park, Internet.

Для современного туристского бизнеса характерна очень высокая зависимость от наличия актуальной, постоянно обновляемой информации. Интернет связал воедино все компьютеры мира и обеспечил мгновенную и надежную передачу информации.

У организаций индустрии туризма, как и у большинства компаний различных отраслей, использование Интернета вызывает свой интерес. Это коммуникации и связь, электронные платежи, использование систем бронирования, а также продвижение туристского продукта и туристских дестинаций.

Термин «дестинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало место назначения. В 1840 г. первые туристы - единомышленники организатора экскурсий за здоровый образ жизни Томаса Кука -прочитали в его программе, что «destination» их поездки (т.е. место назна-

© Арсений Р.М., Киреева Ю.А., 2015

чения) - Лафборо, где и пройдет съезд Ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Так появилась первая туристская дестинация мира - Лафборо, где единовременно собрались более пятисот туристов [6].

В то время это слово одинаково воспринималось туристами и организаторами туризма как направление маршрута. Для большинства туристов этот термин так и остался в том же первичном значении. Что касается профессионального туризма и туристики, то в течение последующих двух столетий происходило постоянное усложнение значения данного понятия. В конце XX в. термин «дестинация» стал официальным термином Всемирной туристской организации, которая дала ему следующее официальное определение: «Дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттрак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.