Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 27 (66), № 1. 2014 г. С. 29-38.
УДК338.436:551.4.032
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА РАВНИННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Кузнецов М.В., Крук Т.М.
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, проспект Вернадского, 4, Симферополь 295007, Россия
E-mail: [email protected]
В статье актуализируется социально-экономическая необходимость активизации процесса вовлечения равнинных территорий в систему туристско-рекреационного природопользования. Анализируются методологические особенности исследования проблем развития равнинного туризма в связи с выявлением возможных вариантов формирования территориальной структуры туристского обслуживания на равнинах. Обосновывается концептуальная модель организации туристско-рекреационного бизнеса в условиях равнинных территорий.
Ключевые слова: туризм, равнинный туризм, туристский спрос, туристский сервис, туристские дестинации, поляризованный ландшафт, ландшафтный дизайн.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие «старых» туристско-рекреационных регионов постепенно исчерпывает свои природно-ресурсные, социально-экономические да и территориальные возможности, снижая при этом качество предоставляемых услуг и в целом привлекательность туристского сервиса. Особенно это касается тех рекреационных районов, которые развиваются в основном за счёт приморских и горных территорий, при этом располагая обширными рекреационно ценными равнинными пространствами (например, Крымский туристско-рекреационный район). Обладая значительным разнообразием туристско-рекреационных ресурсов, в том числе и аквальными, пригодными для купально-пляжной рекреации, равнинно-степные ландшафты для туристов до сих пор являются транзитными, а туристский потенциал равнинных территорий остаётся слабо вовлечённым в общерегиональный туристский процесс.
Изложенное генерирует научно-практический заказ на исследование географических аспектов активизации туристско-рекреационного использования равнинных территорий, определяет актуальность и своевременность таких научных изысканий для повышения эффективности функционирования староосвоенных туристских районов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРИСТСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАВНИННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Практика свидетельствует, что туристская деятельность повсеместна по охвату геопространства, но избирательна к его отдельным свойствам и качеству ресурсного потенциала. Это выражено преимущественно в том, что одни из них пользуются чрезмерной популярностью у туристов, другие - менее популярны, а третьи и вовсе мало используемы в туристско-рекреационной сфере. Причём эта особенность туристского спроса на территории проявляется не только в отношении её рекреационных ресурсов, но и к устройству земной поверхности.
Наглядным подтверждением этому является слабая вовлечённость в туристский процесс выровненных пространств, хотя равнины занимают обширные площади земного
шара - 109 млн км2, что составляет 73,2% от всей территории суши. Большинство равнин имеют высокий уровень хозяйственной освоенности, хорошо развитую инфраструктуру и плотно заселены людьми. Особенно значимы равнины для жизнедеятельности людей и туристско-рекреационных занятий в Европе, на востоке и юге Азии, в Америке и в Украине, где равнины занимают 573,4 тыс км2, 95% всей территории государства[1].
Несмотря на обширность обозначенных выше внегорных территорий, туристская аттрактивность их и популярность в рекреационном спросе невелика. Исторически, под влиянием туристских предпочтений сложилось так, что туристско-рекреационная деятельность природного направления ориентируется прежде всего на местности двух типов: приморские и горные. Равнинные территории, особенно удаленные от моря, привлекают туристские потоки природной ориентации в гораздо меньшей степени, да и изученность их рекреационного потенциала недостаточна. Приоритет селитебных возможностей и производственной деятельности на равнинах над всеми остальными видами жизнедеятельности в историческом развитии обусловил ситуацию, когда города и другие поселения центральных частей равнин располагаются далеко от приморских ресурсов и горных природных достопримечательностей, включая популярные в туризме пляжи, бухты, ривьеры, «косты», мысы, горные водопады, снега, ледники, альпийские луга, горные пейзажи и многое другое. Поэтому равнинное расположение многих плотно заселенных регионов ставит задачу создания в них такой территориальной структуры туризма и рекреации, которая позволит развивать максимально и полноценно многие виды туристской деятельности в местной природной среде на протяжении всего года. Разработка концепции равнинного туристского бизнеса даст возможность наладить систему внутреннего природно-ориентированного туризма несмотря на то, что регион не обладает приморскими или классическими горными пространствами и аттрактивными туристскими объектами.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАВНИННОГО ТУРИЗМА
Развитие на равнинах туристского бизнеса отличается спецификой производства туристского продукта и продвижения его на потребительский рынок услуг. Такие же особенности складываются и в отношении преодоления существующих в потоке туристов стереотипов выбора мест удовлетворения рекреационного спроса, да и просто социального престижа туристских регионов. Отмеченное требует адекватных методик исследования географических аспектов развития равнинного туризма.
Определяя методологию научного анализа развития туристско-рекреационной сферы на равнинах многие исследователи считают, что социальный характер туризма обуславливает использование способов и приёмов, сложившихся в общественных науках, например, метод социологических исследований, балансовый, а самый популярный из общенаучных методов - графо-аналитический, который часто сопровождается использованием приёмов общей теории статистики[2,5].
В рамках отдельной науки, какой является география туризма, наиболее часто используются конкретные научные методы, например, метод сезонных оценок численности самодеятельных туристов. Существующий в государственной статистике недостаток информации о развитии туризма, скажем, о поездках выходного дня, заставляет исследователей прибегать к социологическим опросам, таким как анкетирование, выступающего в виде междисциплинарного метода полевых исследований.
30
Анализ географической методологии и практики свидетельствует, что из имеющихся методов, используемых в исследованиях туризма равнинных территорий подойдут далеко не все. Наиболее приемлемыми из них являются методики ГИС, геомаркетинговый, социологический, статистический, картографический и графо-аналитический методы (рис. 1).
г-\
г--Научная методология -
V__)
Рис. 1. Графическая схема группировки методов исследования равнинного туризма
Вышеотмеченные особенности развития туристской деятельности на равнинах требуют взвешенного научного подхода к определению методической схемы изучения проблем организации равнинного туризма.
Применение графо-аналитического метода в туристских исследованиях основывается на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм. Благодаря этому инструменту научного анализа обеспечивается наглядность и компактность изложения теоретического материала и облегчается формулировка и практических выводов о путях развития сферы равнинного туризма.
Территориальное моделирование с помощью картографического метода позволяет разрабатывать проекции земной поверхности и получать с их помощью исходную информацию. Показ тех или иных характеристик объектов туристской деятельности на картах фиксирует их местоположение и размещение в системе координат. Таким образом топологическая информация даёт возможность анализировать взаимное расположение на равнинах элементарных структур турбизнеса, их соседство и пространственное дистанцирование [4].
Статистические группировки в туризме служат формой и средством обобщения количественной информации, основой статистического анализа и использования систем показателей составления качественной характеристики выделяемой по определённому признаку группы единиц изучаемой совокупности. Отмеченное позволяет выделять социально-экономические типы, классы, группы явлений; изучать внутреннюю структуру
31
исследуемой туристской совокупности; устанавливать в туристских потоках связи между признаками явлений. Так, классификация социально-экономических характеристик посетителей включает в себя модели поведения туристов, их потребности и расходы в зависимости от возраста, образования, доходов, общественного положения.
Статистическим методом пользуются для анализа данных социальных опросов, что позволяет методом типологического сравнения выявить отличия туристских предприятий одной социокультурной системы от другой. Результаты таких исследований служат научной базой обоснования конструктивных схем развития туризма на равнинных территориях.
3. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУЩНОСТИ РАВНИННОГО ТУРИЗМА
Социологические подходы позволяют рассматривать туризм с точки зрения общественного явления социально-культурной деятельности по формированию здоровых и активных людей. Анализ литературы показывает, что туризм и рекреация, выступая необходимым условием жизнедеятельности современного человека, должны быть системно организованы не только в регионах, располагающих туристской аттракцией, но и в тех, которые не обладают явными природно-ресурсными преимуществами, но имеющими потребности в массовом отдыхе большого количества местных жителей. Эта задача не проста в связи с тем, что такие территории далеки от понятия экологически безопасной природы, их ландшафты сильно или частично изменены хозяйственной деятельностью, а густая дорожная и селитебная сеть не оставляет значительных ареалов нетронутых природных комплексов. Частное землепользование в пределах равнин заметно осложняет проблему развития здесь общедоступной туристско-рекреационной деятельности. В таких условиях появляется необходимость полноценного использования естественных ландшафтов и целенаправленного формирования ресурсов искусственных культурных ландшафтов для развития туризма на равнинных территориях.
В случае, когда речь идет об организации природно-ориентированного туризма на равнине, то для его обозначения можно применить термин равнинный туризм. Однако, пока что такое понятие не встречается в современных туристских классификациях. И только в спортивном туризме существуют понятия «горный туризм», «водный туризм», «пешеходный туризм», «спелеотуризм», «велотуризм» и некоторые др. Нам представляется, что по аналогии равнинный туризм необходимо обозначить понятием «негорный туризм». Очевидно, что суть нововводимого понятия заключена не в преодолении туристами природных препятствий, а в новой системе организации туристского сервиса и адаптации туристско-рекреационной деятельности к условиям дефицита аттрактивных природных ресурсов, характерных для приморских и горных пространств с высоким потенциалом потребностей. В связи с этим, в содержание равнинного («негорного») туризма включаются спортивные (самодеятельные) пешеходные, лыжные, спелеопутешествия, конные и велопутешествия, промысловые туристские мероприятия (рыболовные, охотничьи, ягодно-грибные и другие промысловые туры), маршруты экологического туризма, широкий спектр экскурсионного дела во внегородской среде на равнинной местности. Кроме того, в список включаемых в «равнинный туризм» разновидовых путешествий и рекреационных занятий следует отнести бальнеологический туризм вне моря и гор, сельский туризм, усадебный туризм, в некоторой степени даже туризм в городах, если речь идет об использовании комфортной урбанизированной туристско-рекреационной среды.
Таким образом, понятие «равнинный туризм» нами распространяется на все виды туризма, туристские программы, проекты и туристские события, по всем направлениям туристской деятельности и в целом туристскую рекреационную отрасль, которая
32
географически приурочена к равнинным участкам суши земного шара, при этом с одним условием - природный ландшафт и его равнинный характер играет существенную роль в развитии туристских процессов (рис. 2). Отметим, что здесь не столько важно само определение понятия, сколько необходимо понимание региональными директивными органами всех уровней путей решения проблемы организации полноценной туристско-рекреационной деятельности на хорошо освоенных и заселенных равнинных территориях. Особенно показательным в этом отношении является Равнинный Крым, где имеются значительные и разнообразные рекреационные ресурсы и другие аттрактивные объекты туристской деятельности, тогда как активно истощаются региональные ресурсы прибрежного и горного туризма.
Рассматривая проблему понятийного становления равнинного туризма, отметим, что многими выделяется космический туризм, о существовании которого мало кто знает, но никто не спорит, тогда как очень крупные виды туризма до сих пор специально не именуются и не обозначаются. Так уже давно признаны детский и молодежный туризм, туризм третьего возраста, но не выделяется туризм среднего возраста т.е. самый экономически активный, который, к тому же и самый многочисленный. Бесспорно, что всё это происходит в связи с существованием основного явления или процесса и последующих его модификаций. При этом основное не нуждается в специальном термине, а все дочерние модификации в дальнейшем развитии получают собственное название при их появлении [5].
Как свидетельствует практика развития туристской деятельности, «туризм людей среднего возраста» был первоначальным явлением, которое сегодня выражается просто термином «туризм», соответственно равнинный туризм, наверняка, был первым в туристской истории и до сих пор является наиболее массовым явлением в туристстко-рекреационном спросе природного направления. Учитывая пригородную рекреацию крупнейших городов, дачную деятельность, охотничье-рыболовную и промыслово-заготовительную туристскую ветвь деятельности, а также посещение многочисленных экскурсионно-познавательных объектов вне городов густонаселенных равнинных регионов большого ряда стран с развитыми туристскими традициями и потребностями этот туризм до сих пор остаётся малоучтённым.
Рекреационные объекты равнинного туризма отличаются от таковых в горной местности тем, что здесь нет снежных пиков, труднодоступных перевалов, высокогорных панорам, протяженных скал, высоких водопадов, зато есть зональные ландшафты, благоприятные для оздоровления людей. С экскурсионно-туристкой точки зрения на равнинах более важны, чем в горах, единичные выразительные особенности ландшафта (выходы коренных горных пород, береговые обрывы, скалы, пещеры, валуны, озера, рощи и отдельные деревья, возвышенности и обзорные точки, ландшафтно-разнообразные места с сочетанием акваторий, пересеченности рельефа, богатой растительности, открытых и закрытых пейзажей). Значительный туристский потенциал заключён в историко-археологических, военно-исторических и социокультурных памятниках и объектах.
Система организации туризма на равнинах имеет функциональные и организационные отличия от горных или приморских пространств. На побережьях морей и в горах сформировались многочисленные популярные туристские дестинации, поэтому они исторически являются массовыми современными туристскими направлениями как в международном, так и во внутреннем туризме. На равнинах такими дестинациями являются в основном города с их историко-культурным наследием, некоторые бальнеологические местности, где имеются минерализованные подземные воды, рапа и грязи соляных озёр, а также объекты зелёного туризма и экотуризма. Остальная часть системы туризма в этих местах менее развита, более дисперсна, рассредоточена и трудно идентифицируема в отраслево-территориальном аспекте[2].
33
Рис. 2. Графическая модель функциональной структуры равнинной туристско-рекреационной сферы.
34
В связи с этим отметим, что именно по данной причине равнины гораздо в меньшей степени привлекают внимание туроператоров, проектировщиков туристской инфраструктуры, туристских маркетологов и в целом туристский бизнес. Отмеченное свидетельствует о сложности решения социально-экономических задач по развитию туризма на равнинах, о финансовых трудностях создания ярких туристских проектов и, главное, о том, что система организации туризма во внутренних частях равнин должна разрабатываться на каких-то новых нетрадиционных принципах. Тем более, что по сравнению с горными территориями на равнинах в меньшей степени формируются выраженные туристские местности, ареалы и зоны.
4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА РАВНИНАХ
Отличительной чертой развития равнинного туризма является то обстоятельство, что здесь решающую роль в формировании туристского спроса играет пространственный геоморфологический фактор, который не обладает высокой туристской привлекательностью.
Другой причиной слабой туристской освоенности равнинных территорий выступает отсутствие в обществе и среди туристов характерного имиджа равнинного туризма. Обусловлено такое положение дополнительными издержками на «раскручивание» равнинных пространств в местах формирования рекреационного спроса и в различных сферах туристского бизнеса.
На наш взгляд, недостаточную востребованность равнинного туристского потенциала можно устранить, если привлечь дополнительные инвестиции на маркетинговые исследования и рекламную деятельность. Очевидно, чтобы это произошло необходимо просчитать экономический эффект от развития туристской деятельности на равнинах, а также показатель её рентабельности и конкурентных возможностей сферы туризма по отношению к другим видам производственной деятельности на равнинах. Не менее важным фактором развития равнинного туризма выступает проведение геомаркетинговых исследований и работ по ландшафтному дизайну, а также созданию культурных природных сообществ, выступающих как объекты равнинной туристской деятельности.
В связи с вышеизложенным нам представляется, что базовой моделью формирования пространственной структуры туристско-рекреационной деятельности на равнине является идея поляризованного ландшафта, поскольку в ней наиболее чётко выражена логика зонирования хозяйственной деятельности в равнинном регионе [3].
Согласно концепции поляризованного ландшафта в развитии туризма на равнинах наиболее активное участие должны принимать следующие категории специально обустроенных земель:
1. Природные заповедники (резерваты), доступные научным работникам для исследований и экспериментов, студентам - для практики, а широкой публике - для кратковременных экскурсий в отведенных для этого немногих местах. При этом вмешательство человека в жизнь заповедника допустимо лишь для поддержания природного комплекса в "оптимальном", условно естественном состоянии. Главной отличительной чертой использования в туризме заповедной территории является информационное потребление её природных ресурсов. Для того, чтобы не нарушать естественный фон заповедных пространств по их периметру должны возводиться специально оборудованные площадки для транспорта, смотровые вышки и другие сооружения для осмотра объектов туристской деятельности.
35
2. Территории загородных природных парков должны быть обустроены для многодневного отдыха и туризма, включая лесные и охотничьи хозяйства, естественные сенокосы и отгонные пастбища, а также умеренно эксплуатируемые биоценозы естественного происхождения. Для развития равнинного туризма могут использоваться биоценозы отчасти с антропогенным видовым составом или специально подобранной устойчивой растительностью, приспособившейся к умеренному напору людей, т.е., в идеале, поликультурные (многовидовые) плантации. Так же, как и при экскурсиях по заповеднику, важным фактором рекреации в парках остается зрительно воспринимаемый пейзаж, но здесь уже разрешается лежать на траве, купаться, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу и т.д. В этой зоне по периферии компактными сгустками расположатся рекреационные поселения -вторые капитальные жилища горожан, а легкие и временные селитебные постройки -рассредоточено. В своем подавляющем большинстве это должны быть не постоянные владения одних и тех же лиц или коллективов, а отели и кемпинги для организованного потока туристов.
3. Сельскохозяйственные территории средней и высокой интенсивности использования преимущественно монокультурного характера - сады, огороды, поля и фермы, перемежающиеся с лесополосами, водоохранными лесами, лугами и с пригородными природными парками для отдыха горожан и жителей урбанизированных территорий в выходные дни. Здесь, в общем, преобладает сырьевое использование природных ресурсов, при этом соблюдается режим, свойственный природным паркам.
4. Городские территории постоянного проживания людей, размещения предприятий соцкультбыта и обрабатывающей промышленности, которые не дают вредных выбросов и поэтому могут функционировать среди жилой застройки. Это территории вещественного использования туристами преимущественно искусственно созданной среды. Для данной территории характерно разностороннее вещественное и информационное потребление продуктов культуры жителями города и тяготеющего к нему аграрного хинтерланда.
5. Особое значение для развития равнинного туризма имеют территории историко-архитектурных мемориальных комплексов. Здесь происходит информационное потребление продуктов культуры, главным образом туристскими мигрантами, и в этой зоне размещаются органы управления туристской деятельностью.
Обобщая вышеизложенное отметим, что идея поляризованного ландшафта позволяет осуществить конструирование возможных вариантов формирования линейно-узловой территориальной структуры развития туристского бизнеса на равнине.
Характеризуя понятийно-терминологические и концептуальные возможности использования идеи поляризованного ландшафта для организации туризма на равнинах, можно утверждать, что здесь туристско-рекреационная активность возможна во всех зональных типах территорий, но она, в силу специфики равнинных природных и антропогенных ландшафтов, наиболее «привязана» к городам и территориям руральных видов хозяйственной деятельности,включая центры сельских советов.
В городах располагаются культурно-исторические памятники, музеи, памятники архитектуры и градостроительства, которые привлекают к себе внимание туристов. В городских поселениях хорошо развита туристская инфраструктура: значительное число гостиниц, отелей, хостелов, которые могут разместить приезжающих туристов. Наличие предприятий общественного питания и расширенной транспортной сети способствует производству качественного туристского продукта. Очевидно, что в города обычно стремятся туристы, предпочитающие отдыхать с комфортом и рассчитывающие на разнообразную программу культурных мероприятий.
Территории руральных видов деятельности, наоборот, обладают природными памятниками и помогают туристам отдохнуть от шума большого города. Туристская
36
инфраструктура в руральной зоне развита значительно хуже, чем в городах: транспортная сеть разрежена и невысокого качества, гостиниц и предприятий общественного питания очень мало, либо они вообще отсутствуют. Сюда едут не за комфортом и развлечениями, а для того, чтобы полюбоваться живописными ландшафтами и побыть наедине с природой, окунуться в сельский быт и образ жизни сельского обывателя, отведать натуральных экологически безопасных продуктов питания. Не менее важным для туризма на равнинах является включение в туристский процесс различных сельскохозяйственных работ в поле, садах и на виноградниках, туристской деятельности по общению и уходу за животными.
ВЫВОДЫ
Развитие туристско-рекреационной деятельности в приморских и горноскладчатых территориях в настоящее время «перегружено» туристами, в следствие чего они заметно снижают свои туристские возможности, тогда как потребности в рекреации населения и социально-экономические предпосылки их удовлетворения не только не уменьшаются, но и непрерывно возрастают до глобальных масштабов.
В сложившейся ситуации объективно формируется социальная потребность на исследование возможностей расширения географии удовлетворения растущего туристско-рекреационного спроса за счет вовлечения в туристско-рекреационную сферу ресурсов внеприморских и внегорных территорий. Особенно это актуально для уже сложившихся туристских регионов, где доминирует купально-пляжная и горно-туристская рекреация, а рекреационные ресурсы их равнинных пространств остаются малоиспользуемыми, в то же время через равнинные территории этих регионов проходят мощные потоки туристов, часть которых можно было бы здесь обслуживать на базе имеющегося потенциала регионального развития.
В связи с этим в статье нами обосновывается необходимость включения в туристско-рекреационный процесс равнинных пространств и предлагаются возможные варианты формирования функциональной структуры сферы туризма равнинно-степной территории.
В перспективе разрабатываемая методика научного анализа понятийного содержания и механизмов развития туристско-рекреационной сферы на равнинах будет использована для составления описаний прогнозных схем социально-экономической программы полномасштабного вовлечения равнинного Крыма в региональный туристско-рекреационный бизнес.
Список литературы
1. Вахрушев Б. О. Рельеф Украши : тдруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / Б. О. Вахрушев, I. П. Ковальчук, О. О. Комлев. - К. : Слово, 2010. - 688 с.
2. Зырянов А. И. Равнинный туризм / А.И. Зырянов, Н. А. Емельянова // Географический вестник. -2012. - №4(23). - С. 85-88.
3. Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера : Сборник статей // Б. Б. Родоман. - Смоленск : Ойкумена, 2002. - 336 с.
4. Топчiев О. Г. Суспiльно-географiчнi дослвдження : методологш, методи, методики / О. Г. Топчiев. - Одеса : Астропринт, 2005. - 632 с.
5. Шпилько С. П. Классификация видов туризма : от теории к практике // Вестник Национальной академии туризма. - 2012. - №1.- С. 9-15.
Кузнецов М.В. Географiчнi особливосп розвитку туризму на на рiвнинних територiях / М.В. Кузнецов, Т.М.Крук // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серш: Географiчнi науки. - 2014. - Т.27 (66), №1. - С. 29-38. У статл актуалiзуеться сощально-
37
eK0H0Mi4Ha необхщтсть aKraBi3a^i процесу залучення ршнинних територш в систему туристсько-рекреацшного природокористування . Анaлiзуються методологiчнi особливостi дослвдження проблем розвитку ршнинного туризму у зв'язку з виявленням можливих вaрiaнтiв формування тершч^ально1 структури туристського обслуговування на рiвнинaх. Обгрунтовуеться концептуальна модель оргашзаци туристсько-рекреацшного бiзнесу в умовах ршнинних територш.
Ключовi слова : туризм, ршнинний туризм , туристський попит , туристський сервiс , туристсью дестинаци , поляризований ландшафт , ландшафтний дизайн .
GEOGRAPHICAL FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT ON THE PLAINS
M.V. Kuznetsov, T.M. Kruk
TauridaNational V I. Vernadsky University, 4 VernadskyAve., Simferopol95007, Russia E-mail: [email protected]
Updated socio-economic need to strengthen the involvement of lowland areas in tourist and recreational nature in connection with the specific production of the tourism product in the plains and promote it to the consumer market . Substantiates the theoretical content of the concept of " plain tourism ." Summarizes the methodological features of Development Studies plain tourism in accordance with the options of forming the territorial structure of the sphere of tourist services in the plains . Recreational resources are identified and defined plains perspective of their use tourism business . Highlights the main organizational and functional differences in satisfaction of tourism demand in the plains of tourist activity in the mountains and on the coasts.
Examines the conceptual and terminological content plain sphere of tourism and developed a graphical model of functional and territorial structure of the plain tourist and recreation system. The factors affecting the tourist attractiveness of the flat territory in connection with the development of competitive tourist business. Argued conceptual model of the organization of tourist and recreational activities in the plains on the basis of the scientific concept of polarized landscape . Technique developed in the future will be the basis of scientific analysis of the mechanisms of formation of tourist recreation areas in the plains and will be used to construct a predictive options socio-economic program of the full involvement of plain Crimea in regional tourism and recreation business .
Keywords: tourism , flat tourism, tourism demand , tourism services , tourist destinations , polarized landscape , landscaping.
References
1. B.O. Vakhrouchev, I. P. Kovalchuk, O. O. Komlev, ReliefofUkraine (Word, Kiev, 2010) [in Ukrainian].
2. A. I. Zyryanov, N. A. Emelyanova, "Plain tourism," Geography, No. 4, 23 (2012) [Geographical gazette, No. 4, 23 (2012)].
3. B. B. Rodoman, Polarized Biosphere: collected articles (Ojkumena, Smolensk, 2002) [in Russian].
4. O. G. Topchiyev Socio-geographic research: methodology, methods, techniques (Astroprint, Odessa, 2005) [in Ukrainian].
5. S. P. Shpilko "Classification of tourism: from theory to practice," Geography, No.1 (2012) [Journal of the National Academy of Tourism, No.1 (2012)].
38