УДК 332.132 Р.В. Гончаров1
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ МИРОВОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Статья посвящена изучению географии деятельности ведущих нефтегазовых корпораций. На пространственную стратегию развития любой компании изучаемой отрасли существенно влияет комплекс факторов (основной из которых — ее имущественный статус). В соответствии с этими факторами все нефтегазовые фирмы можно разделить на несколько основных типов, каждый из которых характеризуется определенной моделью размещения производственных активов. На основе собранных автором статистических и аналитических материалов подробно описаны основные зоны деятельности ведущих нефтегазовых корпораций. Особое внимание уделено изучению особенностей размещения активов крупнейших западных фирм, а также анализу механизмов взаимодействия компаний различных типов.
Ключевые слова: география нефтегазового комплекса, корпоративная география, нефтяные и газовые корпорации, зоны деятельности компаний.
Введение. Нефтегазовый комплекс играет важнейшую роль в мировой экономике. Нефть и природный газ — основные энергоресурсы на планете, доступ к ним служит гарантией энергетической безопасности, а следовательно, и благополучного развития государств. Состояние нефтегазового комплекса — важнейший фактор устойчивости современного мира. В последние несколько десятилетий в связи с процессом транснационализации межкорпоративные связи стали играть ведущую роль как в мировой экономике, так и в отдельных отраслях, в том числе в нефтегазовой промышленности. В связи с этим в отрасли сложилась определенная структура территориальной организации производственной деятельности, анализу географии которой и посвящена статья.
Постановка проблемы. Цель работы — выявление географических особенностей деятельности ведущих компаний мирового нефтегазового комплекса.
Как правило, в учебной и специальной литературе описание и анализ нефтегазового комплекса осуществляется на межстрановом уровне. Однако в связи с новыми экономическими и геополитическими тенденциями (в том числе процессами транснационализации и глобализации) актуален корпоративный подход к изучению этой отрасли, в соответствии с которым можно отследить систему межкорпоративных связей и отношений, незаметных на межстрановом уровне. В современной социально-экономической географии эта парадигма все чаще получает название "корпоративной географии" [Гречко, 2008]. Схожее направление у западных географов получило широкое распространение несколько десятилетий назад [Walker, 1989;
Yeung, 2000]. Корпоративная география в их интерпретации часто рассматривается как набор теоретических концепций, описывающих особенности и поведение абстрактной компании в экономической системе.
Материалы и методы исследования. Для исследований применялись методы сопоставительного анализа, аналитический, статистический, описательный и картографический.
Изучению нефтегазовой промышленности мира посвящено множество работ российских [Брагинский, 2006; Добронравин, 2008; Олейнов, 2008] и зарубежных ученых.
В качестве источников первичной статистической и пространственной информации использованы годовые отчеты изучаемых компаний и специализированные корпоративные рейтинги (например, рейтинг Petrostrategies [Petrostrategeis, 2014]), а также материалы ведущих аналитических агентств (например, отчеты "U.S. Energy Information Administration"2). На их основе создана и проанализирована база данных по основным активам ведущих нефтегазовых корпораций, а также построена картосхема, иллюстрирующая основные зоны деятельности изучаемых компаний.
Результаты исследований и их обсуждение. Классификация нефтегазовых компаний. Существуют различные классификации компаний, входящих в состав нефтегазового комплекса. Рассмотрим некоторые из них. По имущественному статусу все компании можно разделить на государственные, частные, компании со смешанным типом собственности (основная доля акций которых принадлежит государству).
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: rus.goncharov@gmail.com
2 «U.S. Energy Information Administration» (EIA) и «International Energy Agency» (IEA) — основные источники открытых статистических и аналитических данных по всем отраслям мирового топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Именно на их материалах базируются многие научные и прикладные исследования в этой области.
Использована также классификация нефтегазовых корпораций по масштабам территориального охвата деятельности, т.е. по географии активов той или иной компании2. Пространственный масштаб деятельности напрямую определяет значительную часть других параметров фирмы, в первую очередь производственных (объем добычи, переработки) и финансовых показателей (прибыль, рыночная стоимость).
По этому параметру можно выделить три основных типа компаний: глобальные — обладают самой широкой географией, их активы расположены по всему миру; региональные — география их активов заметно уже, как правило, их деятельность концентрируется в своей стране и соседних странах; национальные — компании, осуществляющие свою деятельность в одной стране.
Существует корреляция между территориальным масштабом деятельности и упомянутым выше имущественным статусом. К первому типу, как правило, относятся крупные частные корпорации, названия которых хорошо известны, например, "British Petroleum", "Exxon Mobil", "Shell", "Chevron" и др. При этом однозначной взаимосвязи между этими двумя показателями нет — в число глобальных корпораций можно включить и государственную компанию Саудовской Аравии "Saudi Aramco", имеющую активы во многих странах мира (например, в США, Республике Корея, КНР и др.). Примеры компаний для каждого из трех типов представлены в таблице.
Классификация компаний по территориальному масштабу деятельности
Тип компании Представители
Глобальные "Exxon Mobil", "Chevron", "British Petroleum", "Total", "Royal Dutch Shell", "Saudi Aramco"
Региональные "Petróleos de Venezuela", "Petrobras", "Sino-pec", "China National Petroleum Corp."
Национальные "National Iranian Oil Company", "Sonatrach", "Nigerian National Petroleum Corp."
Всего в рамках исследования проанализировано более 100 ведущих компаний нефтегазового комплекса мира (подробнее см. [Владимирова, 2001]).
Факторы, влияющие на географию деятельности нефтегазовых компаний. На географию производственных активов компаний нефтегазового комплекса влияют два основных фактора:
1) природный фактор — ограниченность нефтегазовых ресурсов и их неравномерное распределение по планете. В мире существует хотя и значительное, но все же ограниченное число нефтегазоносных
бассейнов, часть из них уже полностью выработана. Это заставляет компании интенсивнее искать новые источники ресурсов, которые начинают стремительно сокращаться. С открытием новых месторождений это сокращение компенсируется, но лишь отчасти;
2) институционально-политический фактор — наиболее значительные запасы углеводородов находятся под контролем правительств стран, в которых они расположены. Их разрабатывают государственные компании, которые являются монополистами на внутреннем рынке и обладают исключительными правами на добычу. Соответственно иностранным игрокам часто создаются невыгодные условия для ведения бизнеса, иногда их деятельность запрещена на законодательном уровне. Именно поэтому каждая национальная или региональная компания имеет весьма узкую географию деятельности, как правило, ограниченную территорией своей страны (или сопредельных государств). Кроме того, деятельность таких компаний может ограничиваться по политическим или экономическим соображениям. В то же время благодаря монопольному положению на внутреннем рынке у таких корпораций либо нет стимула, либо не хватает конкурентных преимуществ в борьбе с частными компаниями на территориях, общедоступных с точки зрения ресурсов.
Благодаря этим факторам наиболее широкой географией деятельности, как правило, обладают независимые производители. При этом доступные им территории весьма ограниченны, в этом заключается схожее в пространственном отношении распределение производственных мощностей по земному шару.
Согласно данным "U.S. Energy Information Administration" [Meiners, 2013], все страны, обладающие сколько-нибудь значительными запасами нефти и газа, можно разделить на четыре группы. Основанием для классификации служит доступность национальных нефтегазовых ресурсов для иностранного капитала:
1) страны, предоставляющие полный доступ к своим запасам энергоресурсов (около 15% мировых нефтяных запасов). Все компании, как национальные, так и иностранные, находятся в равном положении, законодательно деятельность последних не ограничена. К этой группе относятся западные страны, в том числе США, Великобритания, Канада;
2) страны, предоставляющие " справедливый" доступ (~1% запасов). Существующая государственная корпорация не получает значительных привилегий от правительства. В эту группу входят Колумбия, Индонезия, Дания;
3) страны, предоставляющие ограниченный доступ (~37% запасов). Государственная компания имеет приоритетный доступ к национальным ресурсам, деятельность зарубежных корпораций ограничена
2 Для количественного описания этого показателя иногда используют так называемый индекс распространения сети ("Network Spread Index") [Владимирова, 2001; Dorrenbacher, 2000] — отношение числа стран, в которых корпорация осуществляет свою деятельность, к общему числу стран, в которых она потенциально могла бы ее осуществлять [Владимирова, 2001]. В рамках работы территориальный охват деятельности нефтегазовых компаний оценивался на качественном уровне.
посредством законодательных барьеров (но при этом возможна обычно на условиях партнерства с государственной компанией). К этой группе относятся такие страны, как Китай, Ангола, Россия;
4) страны, не предоставляющие доступа (~47% запасов). Государственная корпорация имеет исключительное право на добычу энергоресурсов на территории страны, любое иностранное участие жестко регламентировано. В эту группу входят, в частности, Иран, Ирак, Саудовская Аравия.
Таким образом, западные частные компании имеют свободный доступ всего к 16% нефтяных ресурсов мира (что составляет ~30 млрд т [Walker, 1989]). Именно в этом кроется главная причина чрезмерной концентрации активов западных транснациональных корпораций на территории стран, предоставляющих доступ к своим ресурсам, вследствие чего на этом рынке существует сильная конкуренция, так как доступ новых игроков в значительной степени ограничен.
Зоны деятельности ведущих транснациональных корпораций (ТНК). Расположив на карте основные добывающие и перерабатывающие активы глобальных нефтегазовых корпораций, к которым в первую очередь относятся западные ТНК (таблица), можно выделить основные зоны их деятельности (рисунок):
I) североамериканская зона, включающая несколько ареалов добычи: Мексиканский залив; Аляску и север Канады; сравнительно новый ареал, включающий канадские провинции Альберта и Саскаче-ван, где в северной части расположены запасы битуминозных песков.
Добыча во всех этих районах связана с определенными сложностями. Глубоководное бурение в Мексиканском заливе требует значительных капи-
таловложений и использования новых технологий. Аварии могут иметь катастрофические последствия для жителей и природных экосистем. Разработка битуминозных песков также связана с большими затратами из-за необходимости создавать и применять новые технологии. Добыча в условиях крайнего севера Канады неблагоприятна из-за суровых климатических условий.
В составе этой зоны можно выделить три основных ареала переработки, при этом ареалы добычи привязаны к нефтегазовым бассейнам, а ареалы переработки в большей степени тяготеют к потребителю: Калифорния, Новая Англия и регион Великих озер, побережье Мексиканского залива (штаты Техас, Луизиана, Миссисипи, Алабама), последний ареал наиболее крупный. У него самое выгодное географическое положение вблизи районов добычи и концентрации потребителей.
США обладают самыми значительными перерабатывающими мощностями в мире. Согласно статистике BP на США приходится 19,1% от суммарной установленной мощности всех нефтеперерабатывающих заводов [7]. Поэтому североамериканская зона имеет выраженную перерабатывающую специализацию;
II) карибская зона, включающая только один ареал добычи — южную часть Карибского моря (побережье Колумбии, Венесуэлы и Тринидада и Тобаго). Эта зона специализируется на добыче;
III) европейская зона, в которую входит два ареала добычи: Северное море, в котором находится большое количество нефтяных и газовых платформ разных компаний, и Норвежское море — основные нефтегазовые бассейны принадлежат норвежской компании "Statoil".
Зоны деятельности крупнейших глобальных нефтегазовых фирм
В рамках европейской зоны можно выделить один ареал переработки нефти, включающий предприятия в Великобритании, Нидерландах, Франции, Бельгии, Германии, Дании, Ирландии и в южной части Норвегии. В целом в этой зоне явно доминируют европейские компании (например, "Shell", "British Petroleum", "Total"), что вполне закономерно, как и численное превосходство американских компаний ("ExxonMobil", "Chevron") в североамериканской зоне.
Учитывая сравнительную истощенность нефтегазовых запасов Европы и близость к потребителю, эта зона специализируется на переработке;
IV) экваториальная Африка, в составе этой зоны можно выделить лишь один ареал добычи — восточную часть шельфа Гвинейского залива, побережья Нигерии, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго и Анголы. Это достаточно депрессивный и нестабильный регион в социально-экономическом и политическом плане, характеризуется повышенной криминогенностью, гражданскими войнами, сепаратизмом (Кабинда, Биафра), здесь происходят государственные перевороты. Все это влияет на характер деятельности ТНК в этом регионе. Покупая права на разработку месторождений у местных правителей, ТНК огораживают свою территорию колючей проволокой и практически не используют местную рабочую силу [Добронравин, 2008].
Фактически присутствие нефтегазовых ТНК в Африке ограничивается добычей ресурсов и уплатой налогов. По названным выше причинам здесь почти не развита нефтепереработка;
V) тихоокеанская зона, включающая Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию и Японию. В эту зону входит несколько ареалов добычи: Южно-Китайское море, месторождения на Суматре и Калимантане, Бассов пролив.
В ближайшем будущем перспективным ареалом газодобычи станет северо-западное побережье Австралии, где на шельфе найдены значительные запасы природного газа. Некоторые из западных ТНК участвуют в реализации проектов освоения этих месторождений. Наиболее вероятно, что центром добычи в этом ареале станет о. Барроу.
В составе этой зоны можно выделить несколько ареалов нефтепереработки. Небольшой ареал концентрации нефтеперерабатывающих предприятий расположен на юге Австралии к востоку от Мельбурна; наиболее крупный ареал нефтепереработки в составе этой зоны — п-ов Малакка; несколько обособлен Японский ареал. Япония — один из крупнейших потребителей нефтепродуктов, в связи с чем на ее территории расположено большое количество НПЗ (по данным "Oil & Gas Journal", 29 предприятий).
Эту зону трудно однозначно отнести к добывающим или перерабатывающим. В ней в равной мере присутствуют оба вида деятельности;
VI) Северная Африка. Европейские транснациональные компании заинтересованы в развитии производственных мощностей в важном для Европы регионе Северной Африки. Поэтому можно выделить эту зону, включающую такие страны, как Алжир, Тунис, Ливия, Египет. Это добывающая зона. Инвестируя в этот регион, европейские ТНК (например, итальянская ЕМ) помимо получения прибыли, по сути, контролируют поставки энергоресурсов в Европу, тем самым обеспечивая ее энергобезопасность. Северная Африка наряду с Россией — основной поставщик энергоресурсов для европейского рынка. Испания и Италия играют в этих поставках важнейшую роль, так как через их территории проходят основные газотранспортные коммуникации;
VII) Средняя Азия. В последние годы этот регион стал привлекательным в первую очередь для китайских и российских нефтегазовых компаний (не только глобальных, но и региональных фирм). Сейчас там расположены производственные мощности "Лукойла", "СМРС" и некоторых западных корпораций.
Отмечено, что в местах соприкосновения зон деятельности разных типов компаний (в первую очередь по имущественному статусу) наблюдается активное создание совместных предприятий (СП). Создание СП, например, между ведущими ТНК является обычной практикой, таких примеров достаточно много. Подобные предприятия между ТНК и закрытыми государственными корпорациями стран Персидского залива — до недавнего времени явление достаточно редкое.
Среди основных зон соприкосновения интересов ведущих компаний разных типов выделяются следующие: венесуэльская, нигерийская, ангольская, зона Южно-Китайского моря, зона Персидского залива, зона Российского шельфа.
Первые четыре "контактные" зоны существуют длительное время (и территориально входят в рассмотренные выше зоны деятельности глобальных ТНК (рисунок), они уже давно вошли в регионы постоянных интересов ведущих западных корпораций. Зона Персидского залива (VIII) — относительно новый регион (хотя контакты западных корпораций и правительств "нефтяных" монархий Персидского залива имеют давнюю историю). Схожая контактная зона — территория Российского шельфа (IX), до недавнего времени активно осваиваемая3 при участии западных партнеров. В связи с нехваткой технологий (прежде всего для шельфо-вого бурения) российские и ближневосточные компании стали искать партнеров за границей (в том числе среди ведущих западных ТНК). Вследствие этого совместно разрабатываются некоторые месторождения, реализуются проекты по геологоразведке новых нефтегазоносных бассейнов, а также по созданию нескольких крупных НПЗ (в частности, в Саудовской Аравии).
3 Речь идет о проектах по геологоразведке и добыче нефтегазовых ресурсов в прибрежных зонах о. Сахалин и Карского моря (зона IX на рисунке). В связи со сложной геополитической обстановкой на момент написания статьи б льшая часть совместных проектов (в частности, между компаниями "Роснефть" и "ExxonMobil") заморожена.
Процесс появления новых зон деятельности глобальных ТНК путем создания совместных предприятий для передачи технологий и совместного освоения трудноизвлекаемых нефтегазовых ресурсов — результат расширения их сферы влияния за пределы рассмотренных выше основных зон деятельности.
Выводы:
— с помощью корпоративного подхода при изучении нефтегазового комплекса мира выявлены географические особенности деятельности нефтегазовых компаний разного типа;
— в силу институциональных и политических факторов транснациональные корпорации (прежде всего американские и европейские) концентрируют свои активы в строго определенных зонах, доступных им для инвестиционной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
REFENCES
Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: РГУНГ имени Губкина, 2006.
Braginskiy O.B. Neftegazovyj kompleks mira [Oil and gas industry of the world], Moscow, RGUNG im. Gubkina, 2006 (in Russian).
Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. URL: http://mevriz.ru/articles/2001/6/ 947.html (дата обращения: 10.02.2015).
Vladimirova I.G. Issledovanie urovnja transnacionalizacii kompanij [Survey of companies' transnationalization level], Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2001, no 6. URL: http:// mevriz.ru/articles/2001/6/947.html (Accessed: 10.02.2015) (in Russian).
Гончаров Р.В. География ведущих корпораций мировой топливной промышленности // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 2015. № 20.
Goncharov R.V Geografija vedushhih korporacij miro-voj toplivnoj promyshlennosti [Geography of the leading companies of world fuel industry], Voprosy jekonomicheskoj i politicheskoj geografii zarubezhnykh stran, Moscow, no 20, 2015 (in Russian).
Гречко Е.А. Корпоративная география — развивающееся направление географической науки // Мат-лы IV Всеукр. Конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Киев, 2008.
Grechko E.A. Korporativnaja geografija — razvivaju-shheesja napravlenie geograficheskoj nauki [Corporate geography — the new trend in geographical science], Materialy IV Vseukrainskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, Kiev, 2008 (in Russian).
Доступ новых игроков, как из числа западных частных компаний, так и из числа государственных монополий, на эти территории затруднен из-за сильной конкуренции;
— государственные компании стран, обладающих нефтегазовыми ресурсами, в большинстве случаев имеют приоритетные права на разработку собственных нефтегазовых месторождений, что проявляется в очень узкой географии их активов, расположенных лишь в одной стране либо в сопредельных государствах;
— в последние годы в связи с недостатком необходимых технологий у государственных корпораций происходит процесс создания совместных предприятий с ведущими глобальными ТНК, что проявляется в расширении географии деятельности последних.
Добронравин Н.А. Нефть, газ, модернизация общества. СПб.: Экономическая школа, 2008.
Dobronravin N.A. Neft, gaz, modernizacija obshhestva [Oil, gas and society modernization], Saint-Petersburg, Eko-nomicheskaja shkola, 2008 (in Russian).
Олейнов А.Г. Топливно-энергетический комплекс мира. М.: Навона, 2008.
Olejnov A.G. Toplivno-energeticheskij kompleks mira [Fuel and energy industry of the world], Moscow, Navona, 2008 (in Russian).
BP Statistical Review of World Energy, 2012. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Statistical-Review-2012/statistical_review_of_world_energy_2012.pdf (Accessed: 25.10.2014).
Dorrenbacher C. Measuring corporate internationalisation, Intereconomics, 2000, no 3, pp. 119—126.
Morriss A., Meiners R. Competition in global oil markets: A meta-analysis and review. URL: http://freebeacon. com/wp-content/uploads/2013/04/SAFE-Study_Global-OilMarkets.pdf (Accessed: 25.10.2014).
Petrostrategies (Рейтинг ведущих нефтегазовых компаний мира). URL: http://www.petrostrategies.org/Links/worlds_ largest_oil_and_gas_companies.htm (Accessed: 25.10.2014).
Walker R. A requiem for corporate geography: new directions in industrial organization, the production of place and uneven development, Geographiska Ann., 1989, 71B.
Yeung H. Reconceptualising the "Firm" in new economic geographies: An organisational perspective. University of Portsmouth, U.K., 2000.
Поступила в редакцию 25.09.2014
R.V. Goncharov
GEOGRAPHIC FEATURES OF ACTIVITIES OF THE LEADING COMPANIES OF THE GLOBAL OIL AND GAS COMPLEX
The article deals with the geographical aspects of activities of the leading oil and gas corporations. A complex of factors has a pronounced effect on the spatial strategy of development of each company in this sphere, the principal one being its property status. According to these fac-
tors all oil and gas companies could be grouped into several types having specific spatial patterns of productive assets. Main zones of activities of the leading oil and gas corporations are described in detail basing on statistical and analytical data collected by the author. Special focus is on the specific spatial patterns of productive assets of the largest western companies, as well as the mechanisms of interactions between the companies of different types.
Key words: geographic features of oil and gas complex, corporation geography, oil and gas corporations, zones of companies' activities.