374,07 км2 селитебных земель, на втором месте о. Гавайи - 260,38 км2, на третьем месте о. Мауи - 110,14 км2 [1]. Также Ф.Н. Мильков [3] подразделяет селитебные ландшафты на два типа - сельские и городские. Городской ландшафт представлен садово-парковым, мало- и многоэтажным, заводским подтипами [3]. В последнее время актуальными становятся вопросы организации садово-парковых ландшафтов и изучения географических аспектов ландшафтной архитектуры. Так нами проведено зонирование о. Оаху, в процессе которого были выделены особые ландшафтно-архитектурные зоны (аналоги садово-паркового подтипа городского ландшафта), площадь которых составляет около 35 км2.
Таким образом, для Гавайских островов характерна высокая антропогенная нагрузка. Наиболее распространенными классами антропогенных ландшафтов являются селитебные и сельскохозяйственные, общая площадь которых составляет 1484,48 км2. Антропогенные ландшафты Гавайев представлены различными классами и занимают значительное место в современной ландшафтной структуре.
Список литературы
1. Ганзей К.С. Особенности ландшафтной структуры Гавайских островов // Фундаментальные исследования, 2013. № 1. С. 327-334.
2. Колесник С.В. Энциклопедический словарь географических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1968. 300 с.
3. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты: очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. 224 с.
4. Физическая география материков и океанов: учебник для географических специальностей / под общей ред. А.М. Рябчикова. М.: Высшая школа, 1988. 592 с.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО
ИСКУССТВА Вовженяк И.С.
Вовженяк Инна Станиславовна - магистрант, кафедра географии и устойчивого развития геосистем, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье кратко охарактеризованы различные физико-географические аспекты возникновения, формирования и развития садово-парковых объектов. Отмечена возможность применения накопленных географических знаний в обустройстве объектов ландшафтного искусства.
Ключевые слова: ландшафтное искусство, география, садово-парковое искусство, дизайн ландшафта.
Современное строительство и проектирование городских территорий, с выраженной тенденцией бессвязности застройки с местными природными особенностями, привело к катастрофическому снижению их эстетических качеств и комфортности жизни городского населения. Нарушается не только экологическое состояние окружающей среды, но и качество жизни. Успешное вписывание в городскую среду «природных островков» возможно с помощью гармоничного планирования ландшафтно-архитектурной среды (озеленение, благоустройство жилых районов, разбивка садово-парковых комплексов, создание природно-ненарушенных рекреационных зон и т.д.).
Ландшафтное искусство развивается не только, опираясь на «законы» архитектуры, живописи и эстетики, но и на основе структуры и разнообразия существующих природных и культурных ландшафтов. Учет ландшафтного разнообразия возможен с помощью анализа физико-географических аспектов, т.е. руководства знаниями о взаимосвязанных ландшафтных компонентах (рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительность).
Наиболее стабильный компонент ландшафтной композиции - геолого-геоморфологический (преимущественно рельеф). От формы рельефа зависят перемещение питательных веществ, перенос и аккумуляция обломочного материала, гидротермический режим, а также почвообразующие условия. Все эти факторы определяют, в свою очередь, состав, структуру и распределение растительного покрова [2].
Следующим важным географическим аспектом в ландшафтном искусстве являются климатические условия, которые в большей степени влияют на видовой состав, способ высадки растений в садах и парках. Например, в странах с жарким климатом, к месту высадки и выбору растительности относятся очень тщательно. На открытых территориях, под палящим солнцем, высаживаются неприхотливые растения, способные вынести недостаток влаги, а в тени зданий - более водолюбивые растения с красивым цветком и душистым ароматом, имеющие выразительные эстетические качества. При создании садово-парковых объектов также важен учет движения солнца при организации посадок близ построек [1].
Водные поверхности (озера, пруды, небольшие речки и пр.) - еще один важный физико-географический аспект. В дизайне ландшафта используют две основные формы состояния воды: динамическую и статическую. Динамическая форма предопределяет использование зрительных и звуковых ощущений (вследствие этого применяются такие структурные единицы ландшафта, как источник, ручей, водопад, каскад, а также море и река). В статической форме преобладающее значение имеет зрительное начало (используются декоративные бассейны, пруды и озера) [2]. Кроме этого водные источники могут создавать эффект зеркала. Также вода может быть магистралью, движение по которой - иной способ динамического восприятия [1].
Растительность - наиболее подверженный к изменению компонент природного ландшафта. Растительность связана с другими компонентами, она составляет основу большинства садово-парковых объектов. Насаждения могут быть различных типов (куртины, аллеи, живые изгороди, газоны и др.) Они должны быть биологически устойчивыми, по сочетанию растений близкими к природным [3].
Таким образом, учет физико-географических аспектов важен для рациональной пространственной организации садово-парковых объектов (на основе природных ландшафтов) призванных создать комфортную среду для человека. В связи с этим в период проектных изысканий строительства и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры в пейзажном стиле необходимо проводить анализ структуры особенностей функционирования динамики и устойчивости природных ландшафтов.
Список литературы
1. Коляда Е.М. Влияние географии и климата на художественное становление облика парка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010. № 137. С. 134-142.
2. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: Учебное пособие. / Н.А. Нехуженко. СПб.: Питер, 2011. 192 с.
3. Разумовский Ю.В. Ландшафтное проектирование: учебное пособие. / Ю.В. Разумовский, Л.М. Фурсова, В.С. Теодоронский. М.: ИНФРА-М, 2014. 144 с.