Научная статья на тему 'Геоэкономические основы политики территориального развития регионов Северного Кавказа'

Геоэкономические основы политики территориального развития регионов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИКА / ГЕОСТРАТЕГИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / GEO-ECONOMICS / GEOSTRATEGY / TERRITORIAL DEVELOPMENT / REGIONS OF NORTH CAUCASUS / ECONOMIC POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORIAL INTERESTS / INTERREGIONAL COMPETITION / SPATIAL AND TERRITORIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ищенко-падукова Оксана Александровна, Мовчан Ирина Викторовна, Лозовова Лариса Анатольевна

Вопросы формирования единого регулирующего механизма территориального развития в общей системе государственной макроэкономической политики приобретают важное значение в современных условиях, способствуя преодолению диспропорциональности социально-экономического роста, свойственного современному геоэкономическому развитию регионов Северного Кавказа. Меры, реализуемые в рамках современной экономической политики территориального развития, имеют позитивные результаты и оказали существенное влияние на повышение социально-экономического уровня развития российских регионов. Однако многие российские регионы (особенно регионы Северного Кавказа) сохраняют позиции высокодотационных территорий, что препятствует достижению устойчивых темпов экономического и социального роста российской макроэкономики. В этих обстоятельствах необходим учет геоэкономических и геостратегических факторов развития при формировании и реализации политики территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ищенко-падукова Оксана Александровна, Мовчан Ирина Викторовна, Лозовова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECONOMIC BASES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT POLICY OF NORTHCAUCASUS REGION

The issues of forming a single regulatory mechanism for territorial development in the general system of state macroeconomic policy become important in modern conditions, helping to overcome the disproportion of socio-economic growth characteristic of the modern geo-economic development of the North Caucasus regions. The measures implemented in the framework of the modern economic policy of territorial development, have positive results and have had a significant impact on improving the socio-economic level of development of Russian regions. However, many Russian regions (especially the regions of the North Caucasus) retain the position of highly subsidized territories, which hinders the achievement of sustainable economic and social growth rates in the Russian macroeconomy. In these circumstances, it is necessary to take into account geo-economic and geostrategic development factors in the formation and implementation of a territorial development policy.

Текст научной работы на тему «Геоэкономические основы политики территориального развития регионов Северного Кавказа»

УДК 330.1:330.8

DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-123-128

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА1

Ищенко-Падукова Оксана

Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и экономической политики, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88). E-mail: [email protected]

кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и экономической политики, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88). E-mail: [email protected]

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Мовчан

Ирина

Викторовна

Лозовова

Лариса

Анатольевна

и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

Вопросы формирования единого регулирующего механизма территориального развития в общей системе государственной макроэкономической политики приобретают важное значение в современных условиях, способствуя преодолению диспропорциональности социально-экономического роста, свойственного современному геоэкономическому развитию регионов Северного Кавказа. Меры, реализуемые в рамках современной экономической политики территориального развития, имеют позитивные результаты и оказали существенное влияние на повышение социально-экономического уровня развития российских регионов. Однако многие российские регионы (особенно регионы Северного Кавказа) сохраняют позиции высокодотационных территорий, что препятствует достижению устойчивых темпов экономического и социального роста российской макроэкономики. В этих обстоятельствах необходим учет геоэкономических и геостратегических факторов развития при формировании и реализации политики территориального развития.

Ключевые слова: геоэкономика, геостратегия, территориальное развитие, регионы Северного Кавказа, экономическая политика, социально-экономическое развитие, территориальные интересы, межрегиональная конкуренция, пространственно-территориальная система.

Равномерность и устойчивость развития территорий выступает основой сбалансированного социально-экономического роста национальной экономики, сокращения уровня межрегиональной дифференциации и снижение разрыва в уровне жизни населения. Поэтому, чем более эффективной является политика территориального регулирования, тем выше уровень социально-экономического роста в макроэкономических масштабах.

Специфика организационно-территориальной структуры российской экономики заключается в том, что более высокие темпы экономического роста наблюдаются в тех субъектах Федерации, которые обладают значительным ресурсным потенциалом, тогда как в субъектах с низкой степенью концентрации ресурсов индикаторы социально-экономического роста значительно ниже. Поэтому в институциональных координатах традиционной экономической политики территориального развития инструментами регулирования выступает преимущественно трансфертное выравнивание территориального развития через механизм бюджетного перераспределения в границах системы фискального федерализма. Однако подобные меры могут иметь и отрицательный эффект, порождая иждивенческие настроения ресурсо-недостаточных регионов. Основное противоречие традиционных форм реализации экономической политики заключается в том, что, с одной стороны, необходимо преодоление диспропорций в развитии регионов, но, с другой стороны, этот механизм вызывает системное иждивенчество со стороны дотационных региональных локаций.

1 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-010-00556.

В теоретическом аспекте, представляется интересным подход к определению тождественности понятий «региональная экономическая политика» и «экономическая политика территориального развития». Процессы территориального экономического развития, связанные с экономическими преобразованиями национальной экономики, определяются частично за счет, с одной стороны, внешних по отношению к региону сил, а, с другой стороны за счет решений и действий, принимаемых внутри региона. Объектами исследования территориальной экономики, как следует из самого названия науки, являются регионы. В целом справедливо отмечает В.М. Вазагов, что «понятие региональная политика многогранно и многовариантно, в силу чего общепризнанной устоявшейся формулы, однозначно определяющей эту дефиницию, до сих пор нет. Данное обстоятельство порождает множество возможных подходов как к самому понятию региональной политики, так и, соответственно к методам ее осуществления» [1].

В современной отечественной литературе не сложилось однозначной трактовки относительно данных понятий, однако территориальные проблемы развития - это предметная область анализа федеральной региональной политики в решении проблем общенационального социально-экономического развития. В теоретическом аспекте экономическая политика территориального развития в Российской Федерации - представляет собой систему правовых, финансово-экономических, институциональных и организационных мер, определяющих деятельность органов публичной власти всех уровней, направленная на комплексное развитие регионов1.

Состояние территориально-организационной и территориально-хозяйственной структуры российской экономики осложняется сохраняющейся высокой степенью зависимости от предшествующего развития, а также усилением зависимости экономики российских регионов от влияния тенденций глобализации и конъюнктуры мировых рынков, что предполагает необходимость формирования эффективных регулирующих направлений геоэкономической политики, направленных на преодоление зависимости регионов от сырьевых ресурсов и выявление конкурентных преимуществ территорий с ограниченными природными ресурсами.

Поэтому на смену традиционным формам регионального регулирования должна прийти концепция геоэкономической политики территориального развития, базирующаяся на обеспечении экономического роста территорий за счет формирования внутренних устойчивых конкурентных преимуществ. Согласно концепции К. Сойлена, областью исследования геоэкономики является изучение пространственных, культурных и стратегических аспектов производственных ресурсов, преследующих цель получения устойчивого конкурентного преимущества [2].

В координатах геоэкономических исследований территориальное развитие имеет начальным пунктом анализа географическое положение и обеспеченность природными ресурсами, качество экономической и транспортной инфраструктуры, структуру бизнеса и его особенности с учетом факторов этнической ментальности, демографический состав населения. Геоэкономическая политика территориального развития базируется на признании определяющей роли регионального пространственного фактора в глобальных процессах [3].

В рамках построения геоэкономической политики территориального регулирования качественные изменения претерпевает характер межрегиональной конкуренции и реализуется региональная геостратегия - практикоориентированный механизм формирования конкурентных преимуществ территорий и эффективности внутреннего пространственного устройства [4-7].

Геоэкономическая политика территориального развития представляет собой систему мероприятий, направленных на реализацию как национальных интересов в отношении территорий, так и внутренних территориальных интересов. Геоэкономическая политика территориального развития - это сложный комплекс социально-экономических отношений, целостный и самодостаточный элемент политической основы общества, без которого невозможно упорядоченное, целенаправленное развитие и взаимодействие субъектов территориального уровня.

Эффективность геоэкономической политики территориального развития определяется совокупностью мер воздействия на территориально-хозяйственную и территориально-организационную структуру, что предопределяет необходимость проведения сбалансированной по целям и задачам стратегии территориального развития на макро- и мезоуровнях национальной экономики. При этом приоритетным является воздействие на территориальные

1 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс: http://minregion.ru/466/]. Дата обращения: 3.01.2019.

производственные комплексы и отраслевую структуру, финансовый и инвестиционный потенциал регионов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие [8].

Особое положение в пространственно-территориальной системе российской экономики занимают регионы Северного Кавказа, поскольку факторы геоэкономического роста в значительной степени связаны с факторами политического, геостратегического и этнического характера. Именно поэтому актуализируются направления исследования основных принципов, форм и направлений геоэкономической политики территориального развития регионов Северного Кавказа и разработки перспективных направлений совершенствования территориально-организационной и территориально-хозяйственной структуры в целях обеспечения долгосрочного устойчивого развития российской макроэкономики.

В рамках методологии геоэкономического исследования регионов Северного Кавказа в целях совершенствования политики территориального развития необходимы качественные исследования экономического положения регионов Северного Кавказа в пространственно-территориальной структуре Российской Федерации, выявление проблем их территориально-организационной и территориально-хозяйственной структуры, определение специфики и направлений регулирования потенциала роста, а также выработка геоэкономических инструментов территориального развития данных регионов.

Геоэкономическая политика территориального развития регионов Северного Кавказа предопределяется неравномерностью размещения ресурсов и отраслевой спецификой регионов, что требует интенсификации мер сбалансированного социально-экономического развития через механизмы фискального федерализма и трансфертного перераспределения финансовых ресурсов. Поэтому в стратегическом аспекте эффективность реализации экономической политики территориального развития регионов Северного Кавказа будет определяться за счет оптимизации взаимосвязи центральных и региональных органов власти, укрепления межрегиональных связей между субъектами.

В условиях Северного Кавказа факторами, определяющими необходимость реализации геоэкономической политики территориального развития, являются следующие:

- объективно-обусловленная дифференциация территориального размещения природных ресурсов, что порождает проблемы геоэкономической дифференциации и социально-экономического неравенства в уровне и качестве жизни населения;

- несбалансированность территориального размещения природных ресурсов, что неизбежно приводит к дифференциации конкурентных преимуществ, их концентрации в ресурсных регионах, и отсутствии в регионах несырьевого типа, предопределяя при этом, как специфику территориальной отраслевой структуры, так и особенности структуры занятости населения;

- различный в регионах Северного Кавказа ресурсный, инвестиционный, финансово-экономический и инновационный потенциал, оптимальные пропорции которого, выступают подвижной величиной, определяемой множеством экономических, политических и социальных факторов, требующих эффективного управления и регулирования.

Одной из актуальных проблем развития регионов Северного Кавказа является недостаточность рыночного потенциала (собственных финансовых средств территориальных бизнес-субъектов, территориального потенциала банковской и финансовой систем, организационных и институциональных ограничений). В этих обстоятельствах, в рамках реализации геоэкономической политики территориального развития должны найти отражение интенсификация инструментов частно-государственного партнерства, как одного из наиболее эффективных методов привлечения ресурсов и реализации крупномасштабных проектов (включая формирование конкурентных преимуществ за счет технологического и инновационного развития).

В современных условиях геоэкономическая политика территориального развития регионов Северного Кавказа должна базироваться на принципах целостности и непротиворечивости по целям и задачам; учитывать специфические проблемы конкретных территорий; создавать экономические условия для инвестирования, государственно-частного партнерства, финансового стимулирования, регионального кредитования и гарантированной поддержки эффективных хозяйственных практик.

Развитие регионов Северного Кавказа в определенной степени воспроизводит общеэкономическую динамику и в значительной мере определяется общемировым вектором движения и глобальными тенденциями развития национальной экономики, что предопре-

деляет, в первую очередь, учет конкурентных позиций территории и формирования эффективного механизма их использования.

Современный этап развития территориальной структуры регионов Северного Кавказа актуализирует следующие направления геоэкономической политики, связанные с оптимизацией территориально-отраслевой и территориально-организационной структуры.

1. Необходимость усиления конкурентоспособных позиций и вхождение в глобальное пространство через оптимизацию внешнеэкономической деятельности за счет уже имеющихся конкурентных преимуществ. Здесь специфической чертой является то, что в условиях сырьевой модели, территории, обладающие стратегическими энергетическими и минеральными ресурсами, занимают априорные позиции лидеров, реализуя свой потенциал через экспортные отношения. Территории, не обладающие природным потенциалом, вынуждены формировать конкурентные позиции в соответствии с их возможностями производственного (сельскохозяйственные и промышленные регионы, рекреационные регионы) потенциала, обеспечивая на внутренних и внешних рынках его реализацию. В современных условиях глобализации необходимо институциональное оформление геоэкономической политики территориального развития, нацеленной на модернизацию и реиндустриализацию производственно-отраслевой структуры территориальной экономики и обеспечение участие территорий в международной системе разделения труда. Как справедливо отмечает А.В. Кравченко, «опыт последних десятилетий свидетельствует со всей определенностью, что без участия в международном разделении труда нельзя обеспечить благоприятных условий для экономического роста. Наибольшего экономического успеха добились те регионы, которые ориентированы на широкое и углубленное включение в международное разделение труда» [9].

2. Усиление территориальной самостоятельности, независимости от межбюджетного трансфертирования за счет оптимизации территориально-организационной, территориально-финансовой и территориально-инвестиционной систем, развития предпринимательства, формирования условий для технологического и инновационного роста.

3. Формирование инновационного потенциала территории, за счет создания территориальных центров инноваций (в тех регионах, где сосредоточены, федеральные университеты, научно-исследовательские центры) путем создания стимулирующих форм развития инновационного предпринимательства, возможностей для производства высокоемкой технологической продукции.

4. Развитие горизонтально-интегрированных и вертикально-интегрированных территориальных кластерных структур на региональном и межрегиональном уровне с перспективами коммерциализации результатов их производственно-хозяйственной деятельности на инновационной основе. Как справедливо подчеркивается в литературе, «в новых экономических условиях повышение конкурентоспособности национальной экономики России, ее отдельных отраслей и регионов становится возможным благодаря применению научных принципов и прогрессивных технологий в части формирования и организации работы хозяйствующих субъектов, в том числе кластерного подхода, зарекомендовавшего себя как инструмент повышения результативности в функционировании отдельных отраслей и территорий» [10].

При этом, как отмечает Т.В. Погодина, «формирование целостной системы финансово-экономических механизмов создания и развития инновационных территориальных кластеров должно осуществляться согласно следующим приоритетным принципам, которые в настоящее время не нашли должного отражения в российской практике:

- принцип разделения зон ответственности федеральных и региональных органов власти;

- принцип приоритетности стратегических целей;

- принцип дополнения федерального инструментария адекватными региональными финансово-экономическими механизмами;

- принцип равного учета региональных и федеральных интересов» [11].

Важным в теоретико-методологическом аспекте является обстоятельство, что цели и перспективные направления геоэкономической политики территориального развития должны определяться в соответствии с общей стратегией развития национальной экономики, а также уровнем ее социально-экономической стабильности, стадии экономического цикла, геостратегического положения той или иной территории, геополитических и геоэкономических особенностей. В литературе подчеркивается, что «эффективным для достижения стра-

тегических задач представляется использование целевых программ общенационального, территориального и местного уровней, позволяющих форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных территорий» [12].

Это обусловливает двойственный характер геоэкономической политики территориального развития: решения, принимаемые на уровне территорий, не могут идти вразрез с решениями федеральных органов власти, однако, набор инструментов экономической политики территориального развития имеет менее обширный арсенал относительно инструментария федеральной экономической политики территориального развития.

Геоэкономическое развитие регионов в границах национальных экономик сохраняет противоречивую конгломератную структуру, включающую различные по уровню экономического развития территории, статус которых во многом определяется пространственными, природно-географическими и производственно-отраслевыми особенностями. Дифференциация экономического развития регионов требует различных по направленности и интенсивности мер регионально-дифференцируемой экономической политики, формирования моделей рыночной трансформации для каждого типа регионов [13].

Эффективность моделей геоэкономической политики территориального развития определяется повышением экономической и финансовой самостоятельности и независимости территорий, преимущественно стимулирующим характером воздействия на экономику регионов, направленным на радикальные преобразования путем активизации внутренних конкурентных преимуществ и управления конкурентными преимуществами организаций [14].

Мера эффективности геоэкономической политики территориального развития регионов Северного Кавказа определяется степенью сбалансированности интересов всех субъектов хозяйственных отношений, а также институциональными условиями, складывающимися между территориальными интересами государства и интересами самих территорий. Устойчивость и стабильность межрегиональных и внутрирегиональных отношений на базе эффективного взаимодействия с центральными органами власти выступает объединяющей государственную и субъектную геоэкономическую политику с целью повышения уровня развития всей национальной экономики.

Литература

1. Вазагов В.М., Вазагова Ф.В. Региональная политика обеспечения устойчивого развития // Экономические науки. 2012. №2. С. 128-131.

2. Soilen K. Geoeconomics, Bookboon. 2012. 302 pp.

3. Kaplan Robert D. The Revenge of Geography: What the Map Tells Us About Coming Conflicts and the Battle Against Fate. Random House. 2012. 432 pp.

4. Гладкий Ю.Н., Писаренко С.В. «Геополитическая конструкция» и «геополитический потенциал» -

основные понятия геополитики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. C. 129-137.

5. Тарасюк В.М. Тенденции территориального развития России. Внутренняя геоэкономика // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5. С. 20-23.

6. Туманян Ю.Р., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Геоэкономика в системе междисциплинарных исследований // TERRA ECONOMICUS. 2018. Том 16. № 4. С. 144-153.

7. Черная И.П. Геоэкономические факторы развития экономических циклов в современную эпоху // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2. С. 15-24.

8. Glesser E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. Penguin Books. 2015. 338 pp.

9. Кравченко А.В. Факторы социально-экономического роста и их влияние на внешнеэкономическую деятельность региона // Вопросы экономики и права. 2011. № 6. С. 63-67.

10. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Финансовые аспекты замещения импорта в России: региональный опыт создания кластеров // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 2. С. 67-73.

11. Погодина Т.В. Развитие финансового потенциала регионов по созданию инновационных территориальных кластеров // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 32-36.

12. Шорова Б.В., Думанова А.Х. Алгоритм разработки и реализации программно-целевого метода управления устойчивым развитием региона // Вопросы экономики и права. 2012. № 2. С. 75-79.

13. Мамедов, О.Ю., Ищенко-Падукова, О.А. Мовчан, И.В. Экономическая специфика периферийных регионов Юга России // Journal of economic regulation. 2013. Том 4. №4. С. 23-33.

14. Игнатова Т.В., Павлюкова А.В. Управление конкурентными преимуществами организаций Юга России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58]. С. 1171-1173.

Ishchenko-Padukova Oksana Aleksandrovna, Candidate of Economic Science, associate professor of political economy and economic policy, Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

Movchan Irina Viktorovna, Candidate of Economic Science, associate professor of political economy and economic policy, Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

Lozovova Larisa Anatolievna, Candidate of Economic Science, Docent of Chair of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected] GEOECONOMIC BASES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT POLICY OF NORTHCAUCASUS REGION

Abstract

The issues of forming a single regulatory mechanism for territorial development in the general system of state macroeconomic policy become important in modern conditions, helping to overcome the disproportion of socio-economic growth characteristic of the modern geo-economic development of the North Caucasus regions. The measures implemented in the framework of the modern economic policy of territorial development, have positive results and have had a significant impact on improving the socio-economic level of development of Russian regions. However, many Russian regions (especially the regions of the North Caucasus) retain the position of highly subsidized territories, which hinders the achievement of sustainable economic and social growth rates in the Russian macroeconomy. In these circumstances, it is necessary to take into account geo-economic and geostrategic development factors in the formation and implementation of a territorial development policy. Keywords: geo-economics, geostrategy, territorial development, regions of North Caucasus, economic policy, social and economic development, territorial interests, interregional competition, spatial and territorial system.

References

1. Vazagov V.M., Vazagova F.V. Regional'naya politika obespecheniya ustojchivogo razvitiya // EHko-nomicheskie nauki. 2012. №2. P. 128-131.

2. Soilen K. Geoeconomics, Bookboon. 2012. 302 pp.

3. Kaplan Robert D. The Revenge of Geography: What the Map Tells Us About Coming Conflicts and the Battle Against Fate. Random House. 2012. 432 pp.

4. Gladkij YU.N., Pisarenko S.V. «Geopoliticheskaya konstrukciya» i «geopoliticheskij potencial» - osnov-nye ponyatiya geopolitiki // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2013. C. 129-137.

5. Tarasyuk V.M. Tendencii territorial'nogo razvitiya Rossii. Vnutrennyaya geoehkonomika // Gosudar-stvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2008. № 5. P. 20-23.

6. Tumanyan YU.R., Ishchenko-Padukova O.A., Movchan I.V. Geoehkonomika v sisteme mezhdisciplinarn-yh issledovanij // TERRA ECONOMICUS. 2018. Tom 16. № 4. P. 144-153.

7. CHernaya I.P. Geoehkonomicheskie faktory razvitiya ehkonomicheskih ciklov v sovremennuyu ehpohu // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. 2018. № 2. P. 15-24.

8. Glesser E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. Penguin Books. 2015. 338 pp.

9. Kravchenko A.V. Faktory social'no-ehkonomicheskogo rosta i ih vliyanie na vneshneehkonomich-eskuyu deyatel'nost' regiona // Voprosy ehkonomiki i prava. 2011. № 6. P. 63-67.

10. Molchanova N.P., Molchanov I.N. Finansovye aspekty zameshcheniya importa v Rossii: regional'nyj opyt sozdaniya klasterov // EHkonomika. Nalogi. Pravo. 2016. № 2. P. 67-73.

11. Pogodina T.V. Razvitie finansovogo potenciala regionov po sozdaniyu innovacionnyh territorial'nyh klasterov // EHkonomika. Nalogi. Pravo. 2016. № 1. P. 32-36.

12. SHorova B.V., Dumanova A.H. Algoritm razrabotki i realizacii programmno-celevogo metoda uprav-leniya ustojchivym razvitiem regiona // Voprosy ehkonomiki i prava. 2012. № 2. P. 75-79.

13. Mamedov, O.YU., Ishchenko-Padukova, O.A. Movchan, I.V. EHkonomicheskaya specifika periferijnyh regionov YUga Rossii // Journal of economic regulation. 2013. Tom 4. №4. P. 23-33.

14. Ignatova T.V., Pavlyukova A.V. Upravlenie konkurentnymi preimushchestvami organizacij YUga Rossii // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 11 (58]. S. 1171-1173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.