4/2013
26. Шевцова Г.Н. Особенности формирования донных отложений временных мелководных водоемов : на примере Нижнего Дона : автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Ростов н/Д, 2002. - 24 с.
27. Янин Е.П. Геохимические особенности и экологическое значение техногенных илов // Разведка и охрана недр. -1994.-№ 5.-С. 15-21.
28. Янин Е.П. Техногенные потоки рассеяния химических элементов в донных отложениях поверхностных водотоков // Сов. геология. - 1988. -№ 10. - С. 8-13.
Латушкина Елена Николаевна, кандидат геолого-минералогических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления эколого-экономическими системами Российского университета дружбы народов, e-mail: [email protected] [email protected]
Рассказов Андрей Андреевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоэкологии Российского университета дружбы народов, г. Москва.
Latushkina Elena Nikolaevna, Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Ph.D., assistant professor of management of ecological-economic systems of the Russian Peoples' Friendship University, e-mail: [email protected] udn.elena @ gmail.com
Rasskazov Andrei Andreevich, Doctor of Geological and Mineralogical Sciences, Professor, Russian Peoples' Friendship University, Environmental Department, Moscow, Russia.
УДК 55: 574
© К.Ш. Шагжиев, С.Е. Бальжиров, М.Г. Халзагаров
Геоэкологические и правовые основы охраны и использования водных объектов Байкальского региона в рекреационных целях
В статье рассматриваются вопросы и общие положения охраны и эффективного использования открытых водных объектов региона в целях рекреации.
Ключевые слова: водный кодекс, рекреация, водные объекты, округа охраны, водный сервитут.
K.Sh. Shagjiev, S.E. Balzhirov, M.G. Halzagarov
Geoecological and legal bases of protection and use of water objects of the Baikal region
in the recreational purposes
In article questions and general provisions of protection and effective use of open water objects of the region with a view of a recreation are considered.
Keywords: water code, recreation, water objects, protection districts, water law.
Общие положения
Охрана объектов рекреационного водопользования - водных и гидролого-гидрогеологических памятников природы - осуществляется на основании многих пунктов законодательных и нормативно-правовых актов (перечень которых приведен в списке литературы данной работы). Требования законодательства по соблюдению режима использования рекреационных зон различны для открытых водных объектов (озер и водохранилищ), минеральных источников и лечебных грязей.
Для обоснования рационального режима рекреационного водопользования, на наш взгляд, необходимо осветить основные виды типичных нарушений водного законодательства.
К основным видам типичных нарушений относятся:
- переуступка права водопользования;
- самовольный захват водных объектов или
самовольное водопользование без наличия договора или решения на право пользования;
- самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы или водоохраной зоны водного объекта;
- загрязнение и засорение водных объектов;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств;
- уничтожение или повреждение наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов.
В этой связи следует отметить, что существует режим охраны объектов рекреационного водопользования в границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон. Здесь запрещается:
- осуществление рубок главного пользования
в лесах;
- добыча песка и других общераспространенных полезных ископаемых;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств на водных объектах, производство всех видов работ на них;
- бесхозяйственное использование воды (изъятой или отведенной);
- превышение нормативов ПДС сточных вод и вредных веществ в них, загрязнение поверхностных и подземных водных объектов производственными и бытовыми отходами, сбросами вредных веществ;
- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений, устройств, в том числе на судах и других плавательных средствах;
- невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с веществами и смесями, вредными для качества воды для здоровья людей и живых ресурсов водного объекта, а также незаконных отказов предъявлять такие документы соответствующим должностным лицам, отсутствие или неиспользование (неисправность очистных устройств);
- нарушение режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос;
Водоохранные зоны водных объектов
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.
Согласно ст. 111 Водного кодекса (ВК) Российской Федерации, водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акватории рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности. В ее пределах выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.
В прибрежных защитных полосах запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охот-
ничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии договоров или решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.
Ст. 65 и 111 ВК относят к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территории. Поэтому Водный кодекс РФ является законом прямого действия на территориях субъектов.
Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяется исходя из физико-географических, почвенных и гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.
Положением о водоохранных зонах в пределах водоохранных зон запрещено:
- проведение авиационно-химических работ;
- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
- использование навозных стоков для удобрения почв;
- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
- складирование навоза и мусора;
- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других автомашин и механизмов;
- размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохраной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3°;
- размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;
- проведение рубок главного пользования;
- проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда МПР РФ строительства и реконструкций
4/2013
зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:
- распашка земель;
- применение удобрений;
- складирование отвалов размываемых грунтов;
- осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природно-лечебные ресурсы на основании разрешительных документов; во вторых и третьих зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.
Границы и режим округов санитарной (гор-но-санитарной) охраны утверждаются правительством Российской Федерации для лечебнооздоровительных местностей курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации для регионального и местного значения.
Общее водопользование - водный сервитут
Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов.
Первым условием общего водопользования названо в ст. 88 ВК соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах, принимаемых согласно ст. 66 Водного кодекса субъектами РФ, обладающими в этой сфере общественных отношений специфическими полномочиями.
Требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные ст. 66, 88 и 1143 Водного кодекса [2], должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, массового отдыха граждан и т.п. Они подлежат учету в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) субъектов РФ. Учет объектов включает:
- заполнение владельцем учетной карточки водного объекта для массового отдыха граждан
с предъявлением схемы объекта с указанием основных технических характеристик (длина, ширина, площадь, вместимость), количества бытовых, торговых и медицинских помещений, ведомственных спасательных постов;
- внесение сведений об объекте в журнал учета водного объекта для массового отдыха граждан;
- присвоение объекту номера, соответствующего номеру в журнале;
- заключение договора, на основании которого государственная инспекция берет на себе обязательство проводить техническое свиде-тельствование объекта.
Для определения готовности объекта к эксплуатации проводятся ежегодные внеочередные технические освидетельствования. Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:
- соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
- наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей.
Система рекреационного природопользования находится на пересечении трех систем: труд
- отдых (социальная); использование - восстановление природных ресурсов (экономическая); использование - воспроизводство средств обслуживания (хозяйственная) [1]. Поэтому совершенствование систем управления рекреационных природопользованием будет затрагивать практически все отрасли экономики неразрывно связанных со всей системой управления природопользования в регионе в целом.
В программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. туризм признан одним из стратегических направлений экономики.
Сегодня уже очевидно, что в связи с охраной оз. Байкал развертывание многих видов промышленности в Бурятии ограничено и, в отличие от большинства регионов России, развитие туризма является для республики жизненно необходимым.
Необходимо отметить, что в Бурятии помимо ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» планируется развитие региональных туристических зон и семи
кластерных территорий, производится работа по паспортизации рекреационных территорий, что позволит расширить туристическое предложение и вовлечь в оборот участки, не включенные в ТР ОЭЗ. Безусловно, создание в Бурятии в 2007 г. Республиканского агентства по туризму позволило активизировать работу по данному направлению.
Принятие законов «О туризме», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях, курортных или иных категориях, особо охраняемых территориях Республики Бурятия» позволило сформировать правовую основу для развития туризма и туристической деятельности, придать соответствующий статус ле-чебно-оздоровительным местностям, определить порядок и методы их использования.
Формирование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере использования рекреационных ресурсов осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Для формирования эффективного механизма управления рекреационным природопользованием необходимо совершенствование существующего законодательства и, прежде всего, признание рекреационного природопользования как одного из компонентов общей системы природопользования.
При формировании и определении основных направлений и приоритетов охраны и использования рекреационных ресурсов основополагающим является решение актуальной проблемы по реализации ФЗ «Об охране озера Байкал» (1999) путем наполнения реальным и действенным содержанием основных его статей - ст. 12 «Об организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне « и ст. 16 «Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории».
В 2004 г. в республике был разработан проект «Комплексная схема охраны и использования природных ресурсов Байкальской территории», в котором в основе оценки современного состояния природных ресурсов и их экономического потенциала, анализа состояния охраны и использования природных ресурсов даны научные рекомендации по направлениям, задачам и возможным мероприятиями по охране и использованию природных ресурсов в долгосрочной перспективе.
В связи с прогнозируемым социально-экономическим развитием территории сформулированы организационно-административные, экономические и нормативно-правовые условия, обеспечивающие в конечном итоге последовательную охрану объектов Байкальского региона.
Литература
1. Охрана и использование водных ресурсов Байкальского региона / B.C. Молотов и др. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. - 96 с.
2. Водный кодекс Российской Федерации. 2006.
3. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах: постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96. №1404.
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал». 1999.
Шагжиев Карл Шагжиевич, доктор геологических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 21-15-93, e-mail: [email protected]
Бальжиров Саян Евгеньевич, аспирант Бурятского государственного университета. 670002, г.Улан-Удэ, ул. Лимонова 10-91. Тел.: 8 (9021)66-91-71, e-mail:[email protected]
Халзагаров Максим Георгиевич, аспирант кафедры физической географии Бурятского госуниверситета, 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Shagzhiev Karl Shagzhievich - doctor of geographical sciences, professor of Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel. 21-15-93, e-mail: [email protected]
Balzhirov Sayan Evgen ’evich, post-graduate student of Buryat State University, Ulan-Ude, Kimonova st. 10-91, 670002, Phone: 8(9021) 66-91-71, e-mail:[email protected]
Halzagarov Maxim Georgievich, post-graduate student of Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.