УДК 911.37:332.1:338.24(470.56)
Семёнов Е.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: esemenow@yandex.ru
ГЕОДИНАМИКА ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ ОРЕНБУРГСКОГО РЕГИОНА
Представлена пространственная динамика формирования региональной структуры городского расселения Оренбургской области. Изложен факторный анализ социально-экономического и функционального развития городских поселений региона. Обозначены преимущества и недостатки сложившейся пространственно-урбанистической структуры и перспективы развития городов на основе их конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: урбанизация, городское расселение, градообразующие факторы, агломерационный эффект, конкурентные преимущества
Как и для большинства регионов, с наличием развитого многоотраслевого сельского хозяйства, для Оренбургской области характерна относительно невысокая доля городского населения. Урбанизированность области - одна из самых низких в Урало-Поволжье. Только 60% населения проживают в городских поселениях. В среднем по России (73%) и по Приволжскому ФО (70%) этот показатель существенно выше[11,12]. Кроме аграрного фактора сравнительно невысокий уровень урбанизации в регионе связан с периферийным положением области, более поздним ее освоением и как следствие более поздним началом урбанизаци-онных процессов.
В 1926 году на территории области только 14% населения проживало в городах[9]. На протяжении многих десятилетий в Оренбуржье, как и во всей России, городское население росло, и увеличивался его удельный вес, но с различной динамикой в разные периоды.
Основными детерминантами вариабельной динамики численности городского населения, и различной доминацией в разные периоды по городам, являются:
- социально-экономические, связанные с естественным развитием процессов урбанизации вследствие освоения природных ресурсов, подъема и развертывания промышленности и сферы услуг, технологической модернизации и неуклонного роста производительности труда в сельском хозяйстве, повышения роли городов в общественной эволюции населения и распространения городского образа жизни;
- политико-экономические, связанные с осуществлением национальных и международных
проектов, а также с решением государственных (федеральных) и региональных задач в сфере социальной и промышленной политики;
- политико-административные, обусловленные статусом городов и его изменением. Это касается исключительно федеральных и региональных столиц, вклад которых в урбанизацию территории весьма значителен. Потеря административного статуса регионального центра, как правило, замедляет темпы функционального развития города. Так, например, «провинциальность» Оренбурга с 1925 года по 1935 год в купе с его положением на периферии индустриализации существенно сократила динамику его роста.
- миграционно-демографические, обусловленные естественным движением населения и динамикой типов его воспроизводства и с причинно-следственными факторами миграционных процессов, а также с практическими проявлениями федеральной и региональной демографической и миграционной политики.
Важнейшим фактором ускорения процессов урбанизации, возникновения и роста городов в Оренбургской области явилось масштабное освоение минеральных ресурсов. Разработка в регионе крупных месторождений полезных ископаемых и создание на их основе новых предприятий привело к возникновению новых городов (Медногорск, Новотроицк, Гай, Ясный) и быстрому росту численности их населения. Например, численность жителей города Новотроицка, возникшего на базе металлургического комбината, за 15 лет превысила 80 тысяч. В начале 70-х годов освоение под Оренбургом крупнейшего в Европе, и на тот момент в России, газоконденсатного месторождения и
строительство на его основе мощного газодобывающего и газоперерабатывающего комплекса в значительной степени обусловило в городе рекордные, за период 1970 - 1979 годы ежегодные (13 тысяч) темпы роста населения (табл. 1).
Строительство и последующий ввод в действие важнейших транспортных магистралей, который конвертируясь в преимущество географического положения, также поднимал планку функционального развития городов на большую высоту. Экономический подъем города Оренбурга и двукратный прирост его населения в конце 19-го, в начале 20-го века в значительной степени связан с этим фактором (табл. 1). И в настоящее время определенные перспективы наращивания функциональной структуры городов региона связан с реализацией проекта прохождения через область российского участка международного транспортного коридора Западный Китай - Зарубежная Европа.
Реализация государственной промышленной политики, также способствовало повышению уровня урбанизации территории. Претворение программы индустриализации в 30-х годах, охватившее в основном восточное Оренбуржье привело к развертыванию крупных промышленных предприятий в городе Ор-ске. Это дало толчок (за 12 лет) пятикратному увеличению численности населения города. По темпам роста в этот период и в послевоенные годы Орск опережал Оренбург более чем в 3,5 раза (табл.1).
Самые высокие темпы урбанизации в Оренбуржье отмечались в 50 - 60-х годах. Только за период 1950 - 1970 годов городское население региона выросло на 640 тысяч[9]. Это было связано с фазой наибольших масштабов разви-
тия промышленности, благоприятной возрастной структурой новых горожан, обеспечившей сравнительно высокие показатели естественного прироста и массовой миграцией сельских жителей в города. В 70-х - 80-х годах темпы урбанизации стали снижаться, что было обусловлено смещением демографических показателей к современному типу воспроизводства и началом экономической и социальной стагнации в общественном развитии.
В 1990-х годах рост городского населения прекратился под воздействием двух основных факторов: депопуляции населения вследствие демографического кризиса и старения горожан, а также значительным снижением миграционного притока сельских жителей в города. В изменившихся экономических условиях, миграция сельчан в города была существенно демотивирована дороговизной жилья и ограничением предложений на рынке труда.
До 2000-го года в области выделялось две категории городских поселений - города и поселки городского типа (п.г.т.) или рабочие поселки (р.п.) в интерпретации статистической отчетности. В 2000 году произошел неожиданный сброс (почти на 7%) удельного веса городского населения, что было связано с административным преобразованием 22-х поселков городского типа в категорию сельских населенных пунктов. Около 148 тысяч горожан не меняя своего местожительства стали сельскими жителями [2,10].
В действительности, во многих из них образ жизни населения не соответствовал статусу городских поселений, и значительная часть горожан проживало в «сельских» условиях. В тоже время в ряде «новообразованных» сельских населенных пунктах, таких как Ириклинский и
Таблица 1. Динамика численности населения городов Оренбургской области (губернии),
тыс. чел. [1,2,3,4,9,11].
Города Годы
1897 1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2000 2010 2014
Оренбург 72,4 140,6 123,3 171,7 267,3 344,3 458,7 517,0 523,6 547,0 560,0
Орск 14,0 18,2 13,6 66,3 176,2 225,3 247,0 271,0 273,9 240,0 234,8
Новотроицк - - - 2,6 54,5 83,4 94,6 106,1 109,6 100,9 93,6
Бузулук 14,4 17,5 24,5 42,4 54,9 67,1 76,0 83,1 86,7 83,1 84,7
Бугуруслан 12,1 16,7 17,6 20,9 42,5 49,5 54,4 54,1 55,4 52,2 50,0
Халилово (Гайский район), Энергетик (Новоор-ский район), Первомайский (Оренбургский район), Саракташ, Светлый, Тюльган, Новорудный (территория административного управления г. Новотроицка), более 85% трудоспособного населения занято в промышленности и сфере услуг, что является стандартным критерием отличия городского поселения от сельского.
Кроме того набирает обороты процесс субурбанизации в особенности в пределах Оренбургской агломерационной территории. Происходит переезд части городских жителей и перенос деятельности в пригородную зону, что способствует распространению городского образа жизни на ближайшие сельские населенные пункты. Таким образом, зафиксированный на 2014 год уровень урбанизации является достаточно условным показателем определяющий с той или иной долей погрешности реальный городской бэкграунд Оренбуржья.
В итоге, по данным на 2014 год в области имеется 12 городов и одно закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) - п.г.т. Комаровский (Ясненский район), связанное с военной базой и полигоном по испытанию вооружений.
Исходя из соотношения площади территории, ее конфигурации и численности населения, регион выделяется относительно небольшим числом городов. Основные черты пространственной организации городских поселений связаны с историческими этапами освоения территории, условиями природной среды, территориальным сочетанием природных ресурсов и особенностями социально-экономического развития региона. В связи с этим в области выделяются следующие типы городских населенных пунктов[10]:
- города, основанные в 18 веке как города-крепости (военные форты), которые впоследствии стали иметь и торговые функции (Орск, Оренбург, Бузулук, Сорочинск, Соль-Илецк). В первой половине 19 века они были освобождены от военного предназначения и в дальнейшем развивались в основном как полифункциональные городские поселения;
- города, разросшиеся и трансформировавшиеся из слобод и сельских поселений, основанных в 18 и 19 веке (Бугуруслан, Абдулино, Кувандык);
- города, возникшие в годы довоенной и послевоенной индустриализации в районах освоения минеральных ресурсов, преимущественно как моногорода на основе градообразующих предприятий - металлургические (Медногорск, Новотроицк) и горнодобывающие (горно-обогатительные) центры (Гай, Ясный).
Динамика социально-экономического развития городов зависит от интеракции пяти основных факторов: численности населения, статуса города, наличия функций, географического положения и качества институтов развития городов[14].
Численность населения - чем больше город, тем более высокая в нем концентрация экономических, финансовых, инвестиционных ресурсов и человеческого капитала, обеспечивающих устойчивый потенциал развития. Крупнейшие города обладают более диверсифицированной экономикой и развитой социальной средой, более разнообразным выбором рабочих мест и опережающим ростом доходов населения.
Чем крупнее город, тем более развит в нем потребительский спрос, соответственно тем больше предложение разнообразных товаров и услуг, что в свою очередь привлекает новых потребителей. Эффект масштаба и концентрации (агломерационный эффект) генерирует эффект разнообразия, что снижает издержки и для бизнеса, способствует расширению конкурентной среды, развитию кооперации, ускоренному продуцированию и проницаемости инноваций[13].
Статус города - особые преимущества административного центра субъекта РФ[6, с.12-13]. Статусная рента региональной столицы способствует максимальной концентрации и усилению инфраструктурных, административно-управленческих и бюджетно-распределительных функций. Является причиной сосредоточения региональных органов власти и управления, основных финансовых и бизнес-структур, главных офисов производственно-коммерческих корпораций, наиболее значимых и функциональных учреждений непроизводственной сферы, что обеспечивает приоритетные возможности фиксировать значительную часть прибыли в городской бюджет и способствует предложению на рынке труда более высокооплачиваемых рабочих мест.
Утрата статуса в определенной степени снижает потенциал развития города, сдвигая его в провинциальность. Это было характерно как в формате плановой экономики и административной системы управления, так и в условиях федеративного административно-территориального устройства современной России.
Пример влияния статусной ренты на социально-экономическое развитие городов, как одного из главных факторов динамики численности населения, продемонстрирован в таблице 2.
К 1925 году Екатеринбург, Новосибирск и Уфа становятся региональными столицами новых административно-территориальных образований РСФСР. В то время как Оренбург и Омск, с 1925 по 1934 год, утрачивают этот статус. Численность населения за межпереписной период (1926-1939гг.) в городах первой группы возросла в диапазоне от 2,6 раза (Уфа), до 3,4 раза (Новосибирск). В то время как в Омске, имевшим такое же преимущество географического положения (расположение на Транссибирской железнодорожной магистрали) как и Новосибирск, население за тот же период увеличилось в 1,8 раз, почти в 2 раза меньше чем в Новосибирске.
Провинциальность в эти годы Оренбурга и положение на обочине дорожной карты индустриализации, обусловили низкие темпы роста его населения (в 1,4 раза). Численность жителей города увеличилось за межпереписной период всего на 49 тысяч, в тоже время в Новосибирске численность населения возросла на 284 тысячи.
Таким образом, одним из факторов относительного застоя социально-экономического раз-
вития Оренбурга в 20 - 30-е годы была потеря административного статуса губернской и республиканской столицы в 1925 году и связанная с этим утрата соответствующих функций. Это заметно и по динамике численности населения города в эти годы и по отсутствию крупных градоразви-вающих проектов связанных с масштабной индустриализацией и подъемом социальной сферы в 30-х годах. В тоже время Екатеринбург, будучи уездным городом, получив статус сначала губернского, а затем областного центра (1923г.), в купе с ресурсными и транспортно-географическими преимуществами существенно опередил Оренбург по темпам социально-экономического обновления и роста.
Влияние статусного фактора, особенно в последние 3-4 года, в большинстве субъектов РФ отчетливо проявляется в устойчивом росте населения региональных столиц на фоне гораздо меньших темпах роста, а чаще снижения численности населения во внестатусных городах (табл. 1,2).
Функции города - чем больше функций, тем более стабильное экономическое положение города. Многофункциональные города априори имеют более широкий регламент возможностей устойчивого и динамичного развития, выхода на перспективные рынки. Полифункциональная экономика городов более адаптирована к колебаниям рыночной среды и менее зависима от глобальной конъюнктуры мировых и внутренних цен на различные группы товаров и услуг.
Чем больше у города уровень социально-экономической диверсификации и набор отраслей специализации, тем устойчивее его позиции в экономическом пространстве и более широкий выбор защитных инструментов от внешних и внутренних вызовов и рисков.
Таблица 2. Динамика численности населения отдельных городов Урала и Сибири,
тыс. чел. [4,8,11,12].
Города Годы
1897 1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2000 2014
Оренбург 72 141 123 172 267 344 459 517 524 560
Екатеринбург 43 72 140 423 779 1025 1210 1296 1266 1411
Новосибирск 8 68 120 404 885 1161 1310 1420 1399 1548
Омск 37 135 162 289 581 821 1014 1149 1148 1165
Уфа 49 113 99 258 547 780 977 1080 1091 1084
Монофункциональные города крайне зависимы от конъюнктуры рыночных цен на продукцию (услуги) градообразующих предприятий и наиболее уязвимы при изменении экономических условий.
Географическое положение - неустойчивый фактор, и степень его влияния на социально-экономическое развитие городов, как правило, меняться со временем. Между тем, в отдельные периоды фактор географического положения оказывается решающим детерминантом экономического роста, развития социальной сферы и новых функций городов.
Например, наиболее высокие темпы экономического роста Оренбурга во второй половине 18 века были связаны географическим положением города как форпоста российского проникновения и освоения Центральной Азии, а также торгово-экономического «окна» в Азию. В конце 19-го и в начале 20-го века основным фактором мощного развития экономики города стало новое качество его транспортно-географического положения связанного с началом функционирования новой железнодорожной магистрали Самара - Оренбург - Ташкент. В 70-х годах прошлого столетия заметный подъем социально-экономического развития Оренбурга был обусловлен новым преимуществом его ресурсно-географического положения - открытием вблизи областного центра и началом эксплуатации крупнейшего в Европе (и на тот момент времени в России) газоконденсатного месторождения.
Преимущество агломерационно-геогра-фического положения выражается в сравнительной оценке потенциалов агломерационного эффекта крупнейших городов соседних регионов. Действенным выигрышем данного преимущества является результативное втягивание в свою агломерационную территорию, обладающую большим эффектом, человеческих ресурсов из периферийных зон соседних регионов. В этом случае Оренбург проигрывает в агломерационно-географическом положении административным столицам соседних регионов РФ, а область теряет население своей периферии.
В современных условиях развития международной экономической транспорентности и интеграции более выгодным становится геогра-
фическое положение отдельных приграничных регионов с интенсивным экспортно-импортным товарообменом, проходящим через крупные действующие и новые портовые города (Ленинградская область, Краснодарский край) и города расположенные на основных сухопутных транспортных путях глобальной торговли[14]. Такое преимущество может перехватить Оренбург и другие города региона, находящиеся на пути строящейся крупнейшей скоростной межконтинентальной транспортной магистрали Западный Китай - Зарубежная Европа. В результате нового качества географического положения при реализации проекта, города и населенные пункты, расположенные на новом международном транспортном коридоре получат новый внушительный импульс функционального развития.
Институты развития городов - формализуют тип и качество управления, эффективность городской политики. От институциональных эффектов или дефектов зависит качество социальной среды городов, стимулирование деловой активности, эффективность управления бюджетной и налоговой политикой, инвестиционный потенциал городских территорий. Грамотно выстроенные институты способствуют улучшению предпринимательского климата, мобильности населения, ускоренному распространению инноваций. Усиливает институциональный эффект развития городов оптимизация отношений с федеральными и региональными структурами власти, а также личностные деловые качества и профессионализм сити-менеджмента.
Примером эффективного использования фактора институтов в социально-экономическом развитии является город Белгород. Обладая гораздо меньшим агломерационным потенциалом, он составляет весомую конкуренцию Воронежу и другим областным центрам соседних регионов, опережая их по уровню жизни и доходам населения, душевым показателям бюджетной обеспеченности населения и объема инвестиций в основной капитал[6,14]. В последние годы наращивает свои функциональные преимущества на основе эффекта институтов Калуга, успешно конкурируя с центрами соседних субъектов РФ и с городами Московской области.
В сложившейся конфигурации политико-административной реальности Оренбургу необходимо императивно повышать качество своей институциональной среды и выходить из сумрака региональных столиц соседних субъектов РФ. На основе модернизации институтов развития столица Оренбуржья сможет институционально правильно организовать притяжение человеческого капитала - остановив его «утечку» в другие регионы и переориентировав миграционные установки населения периферии в свою сторону.
Сегодня большинство городских поселений области имеют полифункциональную структуру. Некоторые из них выделяются относительной доминацией одной или двух функций. Бузулук и Сорочинск позиционируют как центры нефтедобывающей сферы региона, Соль-Илецк как центр соледобычи и рекреационно-оздоровительных услуг.
Города, которые возникли на основе градообразующих предприятий, и в настоящее время все еще сохраняют индустриальную специфику. Однобокость функционала этих городов обуславливает линейную зависимость от производственной деятельности головного предприятия и наибольшую уязвимость при изменении экономических условий, что существенно ограничивает ресурсы их развития.
По численности населения большинство городских поселений области относятся к категории малых городов (от 12 до 50 тысяч жителей) и всего четыре к другим типам населенных пунктов: средним (от 50 до 100 тыс.), большим (от 100 до 500 тыс.) и крупным (от 500 тыс. до 1 млн.).
Оренбуржье отличается линейно-агломерационной полицентрической структурой городского расселения. В Оренбурге проживает 48% городского населения и 29% всех жителей региона, несмотря на относительно высокую величину сосредоточения населения в областном центре, это самый низкий показатель среди всех региональных столиц Урало-Поволжья. Другой значимый центр концентрации городского населения - Орско-Новотроицкая бицентри-ческая агломерация, в которой проживает 28% городского населения и 17% жителей области. Линейно-агломерационная струк-
тура подтверждает размещение 10 из 12 городов области на важнейших транспортных (железнодорожных и автомобильных) магистралях и наличие 2-х агломерационных территорий - Оренбургской, формирование которой связано с инфра-структурными и административно-статусными детерминантами, и Орской (Орск-Новотроицк), наличие которой обусловлено промышленно-ресурсными факторами.
Сложившаяся в регионе пространственно-иерархическая структура городских поселений далека от совершенства. Заметны ее существенные отклонения от известных научно-эмпирических моделей оптимального размещения городов: моделей «центральных мест» В. Кристаллера, «экономического ландшафта» А. Леша, «правильного распределения гнезд» Д. Кольба, «иерархической структуры городов» Д. Ципфа. Основные расхождения от оптимальных схем пространственной расстановки городов с учетом численности их населения выражаются в несоответствии количества и размеров городов величине и конфигурации территории области, а также в неравномерном размещении городских поселений в пределах региона и несбалансированной иерархической структуры городов по численности их населения.
Сравнительные примеры подтверждают недостаточное число городов в пространственном каркасе расселения региона. Например, при одинаковой численности населения и меньшей в почти в 5 раз площади территории, Республика Крым имеет в 1,4 раза больше населенных пунктов численностью более 12 тысяч жителей, чем Оренбургская область[5]. При сопоставимой территории Греция превышает Оренбуржье по численности населения в 5 раз, а по числу городов (более 12 тысяч человек) в 7,5 раз[15].
Не равномерное размещение городских поселений способствует образованию локальных территорий слабо охваченных диффузией городского влияния - обеспечением большим разнообразием товаров, услуг, нововведений. В пределах региона одними из таких пространств с «вязкими» коммуникациями являются внутренние зоны, а также территории, примыкающие к границе с Казахстаном и Башкортостаном в четырехугольнике Оренбург - Октябрьское, Оренбург - Бузулук - Абдулино и в восточном треугольнике по линиям Орск - Гай, Орск
- Светлый, а также юго-западный «угол» области.
Значительные отклонения от оптимальной пространственно- иерархической структуры городских поселений - рационального соотношения между размером города (численность населения) и его географическим положением в системе расселения способствует социально-экономическому расслоению территории и препятствует внтрирегиональной консолидации пространства. Если Оренбургская агломерация и Орско-Новотроицкая конурбация по численности населения и по взаимному расположению вполне соответствуют правилу Ципфа, то по основным транспортным коридорам между городами Оренбург -Сорочинск (180 км) и Оренбург - Абдулино (270 км) вообще отсутствуют городские поселения. А третий по рангу город Бузулук, хотя и имеющий относительно оптимальное расположение в структуре городского расселения, должен иметь численность населения не менее 200 тысяч.
Не завершенность в области урбанизаци-онных процессов продуцирует возможные варианты совершенствования городской системы расселения, в том числе в рамках схем территориального планирования. При этом использование научных моделей в оптимизации региональной структуры городского расселения имеет один значимый недостаток. Модели данного класса направлены на поиск сбалансированной иерархической структуры и оптимального размещения городов в однородном пространстве на идеальной, изотропной территории, где географические факторы и контрасты минимизированы или вообще не учитываются. Такая территория представляет собой геометрически правильное геопространство (как правило, шестигранный многоугольник) с однородной равнинной поверхностью и однотипностью природных условий, равномерной плотностью населения и уровнем их доходов, равномерным размещением природных ресурсов, инфраструктурных объектов и коммуникаций.
Исходя из этого, неверно применять научные модели в оптимизации структуры регионального каркаса размещения городов и их функционального развития в качестве готовых инструкций и схем. Кроме того, города - естественно развиваю-
щиеся сложные территориальные организмы, и их развитием весьма не просто управлять. В условиях природного и социально-экономического ландшафта территории Оренбургской области, её пространственной конфигурации и географического положения, требуется существенная корректировка научных моделей размещения и развития городов.
В сложившейся структуре городского расселения области наиболее предпочтительным представляется сценарий социально-экономического развития городов на основе их конкурентных преимуществ.
В современных реалиях базовым приоритетом могло бы стать максимальное наращивание агломерационного эффекта города Оренбурга на основе нового качества его географического положения и ресурса модернизации институтов, который пока находится на стартовой позиции. Реализация международного проекта «нового шелкового пути» приведет в действие новый импульс развития инфраструктурных функций города по обслуживанию транспортного потока.
Эффективное использование ресурса институтов развития должно привести к улучшению качества городской социальной среды формализующейся в более широком выборе и доступности разнообразных услуг, повышении доходов населения, создании взаимовыгодных условий на рынке жилья, обеспечении безопасности, улучшении экологической обстановки, развитии инфраструктуры, повышении комфортных условий жизни. Модернизация институтов позволит существенно повысить положительный имидж города и его инвестиционный потенциал. Правильное институционально-организованное притяжение человеческого капитала обеспечит дальнейшее развитие городской агломерации, и прежде всего за счет населения региона, включая территории его восточной и западной окраин.
Полноценная реализация данных факторов развития Оренбурга высвечивает перспективы небезуспешной конкуренции города за качественные людские ресурсы и привлечение инвестиций с региональными столицами соседних субъектов РФ. Пример эффективного использования географического положения и институционального фактора на протяжении уже более
чем 10 лет, демонстрируют такие города как Краснодар и Белгород. Уступая по численности населения своим визави - Ростову-на-Дону и Воронежу, они успешно конкурируют с ними по привлечению человеческого капитала и инвестиций[6, с.8-11].
Города «второго эшелона» Бузулук и Орск, располагаясь в оптимальных узлах внутри регионального каркаса городского расселения, далеко не в полной мере выполняют функции межрайонных центров запада и востока области. Развитие функциональной базы Бузулу-ка значительно ограничивает относительная близость Самаро-Тольяттинской агломерации «вытягивающей» человеческий капитал из города и окружающей его территории. Улучшению социально-экономического положения Бузулука может способствовать усиление его позиции «нефтяной столицы» Оренбуржья, вследствие дополнительной концентрации здесь управленческих и бизнес структур нефтяного сектора области. А также расширение и повышение качественного уровня туристских и рекреационно-оздоровительных услуг на основе природно-рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей.
Главным стоп-фактором успешного функционального развития городов Орско-Новотроицкой конурбации является сложная производственно-экономическая, социальная и экологическая обстановка. Это связано, с одной стороны, с высокой концентрацией «грязных» производств, с другой стороны, со стагнацией и сокращением производства на большинстве предприятий неконкурентных отраслей (машиностроение, химия, цветная металлургия, легкая промышленность). Эти города продолжают сохранять свою промышленную специализацию и значительная часть их территории и населения продолжают являться функциональным приложением заводов и комбинатов.
Для Орска характерны низкие темпы расширения постиндустриальной сферы, слабое развитие малого и среднего бизнеса, высокий уровень безработицы. Неблагоприятная структура промышленности со значительным набором «заржавевших» неконкурентоспособных производств, узость социальной сферы, «ото-двинутость» от основных путей глобальной тор-
говли и главных коммуникационных транзитных линий существенно ограничивают регенерацию Орска-Новотроицка в новый полюс развития и модернизации. Социально-экономическую депрессию этих городских территорий подтверждает весьма неблагоприятная миграционная и демографическая ситуация.
Для того чтобы существенно повысить роль Орска как крупного межрайонного центра притяжения восточного Оренбуржья, с возможным выходом его влияния на приграничные территории Казахстана и юго-восточной части Башкортостана, а также нивелирование ограничителей социально-экономического развития города, неизбежно потребуется постиндустриальное переформатирование его индустриально-гипертрофированной функциональной структуры. Для этого необходима модернизация промышленной сферы на основе технического и технологического совершенствования наиболее востребованных и экспортно-ориентированных отраслей (нефтепереработка и нефтехимия, некоторые машиностроительные и пищевые производства) с увеличением их веса в формировании городского бюджета. И, обязательная модернизация социальной сферы связанная с качественным расширением существующих услуг и насыщением их новыми видами функциональной структуры города.
Необходимо купировать, существующий в части ментального пространства, негативный образ Орска, и сформировать позитивный имидж города на основе новой программы привлекательности. В ней кроме модернизации непроизводственной сферы, должны быть предложены к реализации инструменты улучшения и развития социально-функциональной среды города. Основными направлениями, из которых могли бы быть улучшение экологической обстановки, развитие туриндустрии на основе культурно-исторических достопримечательностей и событий, популяризация образа Ор-ска как первой столицы Оренбургского края, аннигиляция «нравов Растеряевой улицы» и обеспечение безопасности жителей, совершенствование инфраструктуры и повышение комфортности жизни.
Объединение городов Орска и Новотро-ицка в единое урбанизированное территори-
альное образование могло бы определенно повысить агломерационный эффект такой конурбации. Но формированию полноценной бицентрической агломерации основанной на создании и развитии интенсивных инфраструктурных и социально-экономических связей и, в конечном счете, слиянии функциональных не промышленных зон двух городов, препятствует обширная промзона металлургического комбината «Уральская сталь».
Социально-экономическое развитие малых городов области сдерживает ограниченный набор и слабая выраженность конкурентных преимуществ, постаревшая возрастная структура горожан, сильная бюджетная зависимость в структуре занятости, низкий платежеспособный спрос, не высокая деловая активность и мобильность населения. Города Соль-Илецк и Кувандык в развитии и расширении функций, из конкурентных преимуществ, могут зацепиться за относительно-выгодное транспортно-географическое положение (на-
Список литературы:
личие железнодорожной и автомагистрали) и природно-рекреационные бальнеологические ресурсы окружающей территории.
Что касается моногородов (Новотроицк, Гай, Медногорск, Ясный), их социально-экономическое развитие будет зависеть от глобальной конъюнктуры рыночных цен на продукцию градообразующих предприятий, а процесс конвертации новых функций будет весьма сложным. Снижению эксцессов переходного периода к полифункциональной структуре должна способствовать согласованная политика городских властей и бизнеса[7, с.93-94]. Которая в целом должна быть направлена на экологическое оздоровление территории, санацию занятости, компенсации высвобождающимся занятым и их переподготовку (высвобождение может быть связано не только с сокращением производства, но и с ростом производительности труда), поддержание социальной инфраструктуры, стимулирование роста экономической мобильности населения, привлечение инвестиций для развития сервисных отраслей.
7.07.2014
1. Города и районы Оренбургской области (статистический сборник) / облкомстат. - Оренбург, 1999. - 235с.
2. Города и районы Оренбургской области: Стат.сб. / облкомстат. - Оренбург, 2003. - 301с.
3. Города и районы Оренбургской области: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики но Оренбургской области - Оренбург, 2012. - 285с.
4. Города с численностью населения 100 тысяч и более человек. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/ year/year2011.rar (дата обращения: 10.08.2014)
5. Державна служба статистики Украши. Головне управлшня статистики в Автономно! Реснублщ Крим. Регюни Автономно! Реснублжи Крим за 2012 рж. Омферополь 2013
6. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность №5, 2010. - С. 5-19.
7. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160С.
8. Народонаселение мира. Справочник. Под ред. Б.Ц. Урланиса. М., Статистика, 1978. - 447с.
9. Оренбургская область за 50 лет (1934 - 1983 гг.). Статистический сборник. / Стат. унравл. Оренбургской обл. - Оренбург, 1984. - 197с.
10. Семенов Е.А. Экономическая и социальная география Оренбургской области / Е.А. Семенов, Т. А. Герасименко, Р.Ш. Ахметов. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 136с.
11. Численность населения но городам, внутригородским и админи-стративным районам Оренбургской области на 1.01.2014. [Электронный ресурс] http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/resources (дата обращения: 11.08.2014)
12. Численность населения Российской Федерации но муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528с
13. Fujita M., Krugman P., Venables F.J. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge (Mass.), 2000.
14. http: //www.socpol.ru/atlas/overviews/settlement/index.shtml. (дата обращения: 10.08.2014)
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Города_Греции (дата обращения: 11.08.2014)
Сведения об авторе:
Семёнов Евгений Александрович, доцент кафедры географии и регионоведения и кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента Оренбургского государственного университета,
кандидат географических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407, тел. (3532) 372542, e-mail: esemenow@yandex.ru