История науки и техники
УДК 621.3-047.37(092)
ГЕННАДИЙ ЕВГРАФОВИЧ КУВШИНОВ: 62 ГОДА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Аннотация: В 2018 году Инженерная школа Дальневосточного федерального университета отметит 100-летие высшего инженерного образования на Дальнем Востоке. В статье представлена биография, научная и преподавательская деятельность доктора технических наук, профессора, специалиста в области судовой энергетики и автоматики Геннадия Евграфовича Кувшинова. Ключевые слова: судовые электроэнергетические установки, история науки и техники, Геннадий Кувшинов.
В 2018 году Инженерная школа Дальневосточного федерального университета отметит 100-летие высшего инженерного образования на Дальнем Востоке. Кузница инженерных кадров (Инженерная школа - структура в составе ДВФУ, ранее - ДВПИ, Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева, затем ДВГТУ - Дальневосточный государственный технический университет) не только выпустила немало высококвалифицированных инженеров, но воспитала талантливых ученых и педагогов. Один из них - Геннадий Евгра-фович Кувшинов - профессор, доктор технических наук, академик Российской академии транспорта, заслуженный энергетик РФ, специалист в области судовой энергетики и автоматики, внесший значительный вклад в разработку судовых электроэнергетических установок.
Геннадий Евграфович Кувшинов родился 3 апреля 1937 г. во Владивостоке. Здесь окончил школу и в 1954 г. поступил в Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), ставший для него не только научной, но и жизненной школой. Способный молодой инженер был оставлен на кафедре электрооборудования судов ДВПИ, с которой и началась его стремительная карьера: ассистент - 1960 г.; старший преподаватель - с 1961 по 1962 г.; заведующий кафедрой электрооборудования и автоматики судов с 1966 по 1976 г. и с 1992 г. по 2003 г.; первый декан-организатор факультета радиоэлектроники и приборостроения - 1966/67 учебный год; учёный секретарь учёного совета ДВПИ - с 1966 по 1967 г.; проректор по научной работе - с 1977 по 1986 г.; доцент кафедры электрооборудования и автоматики судов - с 1987 по 1989 г.; профессор кафедры электрооборудования, автоматики и электротехнологий - с 1989 по 1992 г.; заведующий кафедрой электрооборудования и автоматики судов - с 1992 по 2003 г. В 1991 г. Г.Е. Кувши-нову присвоено звание профессора кафедры электрооборудования и автоматики судов.
2017 г. Геннадий Евграфович Кувшинов - профессор, доктор технических наук, академик Российской академии транспорта, заслуженный энергетик РФ, профессор кафедры судовой энергетики и автоматики Инженерной школы ДВФУ.
1962 г. Г.Е. Кувшинов, его ученики и коллеги.
1967 г. Первый выпуск инженеров Г.Е. Кувшинова, заведующего кафедрой электрооборудования
судов ДВПИ (Г.Е. Кувшинов в центре).
После реорганизации Дальневосточного государственного технического университета и его вхождения в состав Дальневосточного федерального университета Геннадий Евграфович Кувшинов работает профессором кафедры судовой энергетики и автоматики Инженерной школы ДВФУ, руководит подготовкой магистров и аспирантов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».
3 апреля 2007 г. Сотрудники ДВГТУ на юбилейном вечере Г.Е. Кувшинова (второй справа).
Профессиональная деятельность и общественная работа в жизни Г.Е. Кувшинова всегда были неразделимы: 1960-1962 гг. - секретарь партбюро электротехнического факультета ДВПИ; 1963-1965 гг. - парторг кафедры и член партбюро факультета электрификации и автоматизации ЛЭТИ; 1968-1990 гг. - член партийного, а затем профсоюзного комитетов ДВПИ; 1985-1987 гг. и 1987-1990 гг. - депутат Ленинского районного Совета народных депутатов г. Владивостока, председатель депутатской группы по народному образованию.
Умение планировать свою жизнь, не отвлекаться на мелочи и не терять время зря помогали ему достигать поставленных целей. В течение трех лет (с 1962 по 1965 г.) он закончил аспирантуру Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ). Под научным руководством профессора Бориса Ивановича Норневского успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Системы прямого амплитудно-фазового компаундирования судовых синхронных генераторов переменной частоты». Результаты его научной работы были воплощены в макет системы возбуждения валогенераторной установкой, изготовленный на заводе «Электрик» по хоздоговору с Министерством речного флота. В 1964 г. валогенераторная установка прошла испытания на буксире «Невский-1» и проработала в течение нескольких лет. В 1988 г. в ЛЭТИ он защитил и докторскую диссертацию в форме научного доклада на тему «Системы управления глубиной погружения и электроснабжения буксируемых подводных объектов (методы расчёта, разработка и внедрение)».
Геннадия Евграфовича отличает постоянство научных интересов и привязанностей, верность избранным темам, стремление добиться исчерпывающей глубины и совершенства в их разработке. Он не распыляет свои творческие силы. В течение многолетней практики Геннадий Ев-графович занимался главным образом технологиями и техническими установками в судостроении, считая, что научная работа без связи с практикой не может быть плодотворной. Примером такого подхода служат его труды, которые нашли свое применение в судостроительной отрасли.
К наиболее важным результатам научных исследований, выполненных под руководством Г.Е. Кувшинова, можно отнести разработку одного из вариантов гребной электрической установки атомного ледокола «Арктика» (1966-1968 гг.). Предложенные им самоэлектризующиеся фильтры для очистки охлаждающего воздуха гребных электрических машин от пыли угольных щёток успешно прошли экспериментальную эксплуатацию на четырёх судах-электроходах - ледоколе «Москва», судне ледового плавания «Капитан Бондаренко», китобойном судне «Восторженный» и транспортном рефрижераторе «Волочаевск». Результаты эксплуатации серии фильтров показали, что они имели в три раза большую степень очистки воздуха и в 10 раз большую пылеёмкость, по сравнению с полиэтиленовыми аналогами РНо^оп (США).
С 1972 по 1984 г. по хоздоговорам с НПО «Промрыболовство» им разработана системы автоматического тралового лова рыбы. Эта система использовала сигналы, дающие информацию о глубинах косяка рыбы и трала, о длине ваеров, мощности главного дизеля, токе двигателей ваер-ных лебёдок и угле перекладки винта регулируемого шага (ВРШ). Мини-ЭВМ по известной глубине косяка рыбы определяла необходимые значения длины ваеров и угла перекладки ВРШ. Манипуляторы лебёдок обеспечивали нужную длину ваеров, а манипуляторы ВРШ выводили трал на нужный горизонт. Алгоритмы работы не допускали перегрузок двигательной установки траулера и электроприводов ваерных лебёдок, обеспечивали минимальное время перевода трала на заданный горизонт без перерегулирования. Длительные промысловые испытания супертраулера, оборудованного этой системой, показали, что рыбаки вылавливали рыбы всегда больше, как минимум на 18%, в совместных экспедициях с другими траулерами.
Устройство Г.Е. Кувшинова для управления тралов лебедкой.
Удачной была и разработка тиристорного электропривода океанологической лебёдки, который позволял обеспечивать плавное регулирование скорости лебёдки в широком диапазоне и компенсировать при этом влияние качки судна на исследовательскую аппаратуру, закреплённую на тросе: она оставалась практически неподвижной в пространстве при качке судна на волнении до четырёх баллов. Этот образец неоднократно устанавливался (с 1971 по 1975 г.) на судах тогда только что образованной на Дальнем Востоке научной организации АН СССР (ныне Тихоокеанский океанологический институт ДВО РАН им. В.И. Ильичева) и Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР.
В 1977 г. была разработана система передачи электроэнергии на подводный объект. Оказалось возможным по кабель-тросу длиной 10 км передавать электроэнергию мощностью до 20 кВт. При изменении нагрузки потребителей подводного объекта потеря напряжения в кабель-тросе менялась от нуля до 1000 В (1/3 от максимального напряжения, подводимого к кабель-тросу), а напряжение на подводном объекте оставалось практически неизменным. Такой результат был впервые достигнут благодаря применению индуктивно-ёмкостных преобразователей.
В настоящее время под руководством Г.Е. Кувшинова выполняются разработка новой концепции судовой электроэнергетической установки, а также элементов, входящих в эту установку. Распределение электроэнергии предложено производить на постоянном токе повышенного напряжения, порядка 10 кВ. Разрабатываются основанные на применении силовых ЮБТ-транзисторов управляемые выпрямители напряжения, автономные инверторы и преобразователи постоянного напряжения, а также устройства для их подключения. Параллельно ведутся работы по созданию
конструкции дифференцирующих индукционных преобразователей тока (ДИПТ), а также интегрирующих фильтров для восстановления формы тока, измеренного с помощью ДИПТ, которые по своим показателям превосходят аналоги, выпускаемые ведущими фирмами мира: Siemens, LEM, PEM и др.
Опережающим решением оказалось и предложение использовать ДИПТ для релейной защиты и автоматики без интегрирующих фильтров. Полученные патенты и результаты экспериментальных исследований показали новизну и перспективность такой концепции. С 2006 г. Геннадий Ев-графович вместе со своими учениками - кандидатами технических наук А.Ю. Филоженко, П.И. Чепуриным и профессором В.А. Герасимовым совместно с сотрудниками Института проблем морских технологий ДВО РАН проводит разработку способа бесконтактной передачи электроэнергии на подводный объект. Одна из целей исследовательской работы - сделать возможной зарядку аккумуляторов подводного аппарата в подводном положении, без подъёма его на поверхность, вскрытия герметичных люков и прочих операций. Экспериментальные исследования подтвердили правильность выбора конструктивных особенностей и расчётных показателей устройства. В настоящее время выполняется изготовление опытного образца для работы на глубине до 6000 м.
25 мая 2011 г. Член научного комитета конференции Г.Е. Кувшинов среди участников VI Всероссийской научно-технической конференции с международным участием
«Энергетика: управление, качество и эффективность использования энергоресурсов».
Геннадий Евграфович Кувшинов не только внес огромный вклад в развитие российской науки. Неоценимой является и его деятельность по повышению качества высшего профессионального образования и подготовки кадров высшей квалификации. Он подготовил 20 кандидатов наук, большинство из которых преподают и ведут научную деятельность в Дальневосточном федеральном университете. Вместе с Г.Е. Кувшиновым на кафедре судовой энергетики и автоматики ДВФУ сегодня работают его ученики - кандидаты технических наук, доценты В.Н. Коршунов, В.К. Усольцев, К.В. Чупина, А.М. Ханнанов, старший преподаватель А.В. Комлев.
За свою научную и педагогическую деятельность Г.Е. Кувшинов издал более 400 публикаций, из них 24 учебных пособия, 6 монографий, десятки научных статей в реферируемых журналах.
ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2017. № 2(31)
¿Як
2017. Директор Инженерной школы ДВФУ А.Т. Беккер на Ученом совете вручает грамоту Г.Е. Кувшинову за его вклад в развитие образования и науки ДВФУ в честь 80-летия.
Научная деятельность профессора Геннадия Евграфовича Кувшинова отмечена целым рядом почетных званий: заслуженный энергетик РФ (1993 г.), академик Российской академии транспорта (1993 г.), почётный работник морского флота РФ (1997 г.), почётный работник топливно-энергетического комплекса РФ (2000 г.); медалями - «За трудовую доблесть» (1976 г.), «Ветеран труда» (1986 г.), «300 лет Российскому флоту» (1996 г.), «100 лет подводным силам России» (2006 г.); знаками - «За отличные успехи в работе» Минвуза СССР (1968 г.), «Отличник энергетики и электрификации СССР» (1970 г.), «Победитель соцсоревнования» (1973 г. и 1975 г.), «Изобретатель СССР» (1977 г.), «Почётный член НТО имени академика А.Н. Крылова» (1992 г.), лауреат всероссийского конкурса «Инженер года» (2002 г.), а также почётными грамотами Мин-судпрома СССР (1988 г.), Краснознамённого Тихоокеанского флота (1996 г. и 2006 г.), Дальневосточного отделения РАН (2004 г.); Дальневосточного федерального университета и других организаций.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК НЕКОТОРЫХ РАБОТ Г.Е. КУВШИНОВА
1. Кувшинов Г.Е., Морозов А.В. Расчет систем прямого амплитудно-фазового компаундирования. Владивосток: Прим. кн. изд.-во, 1963. 36 с.
2. Кувшинов Г.Е., Хаблак Н.Т. Топологические методы анализа электрических цепей: учеб. пособие. Владивосток: ДВПИ, 1975. 115 с.
3. Расчет автоматических регуляторов возбуждения судовых синхронных генераторов: учеб. пособие по курсовому проектированию. Владивосток: ДВПИ. 1978.
4. Топологические методы анализа в электротехнике и автоматике: учеб. пособие для вузов / Г.Е. Кувшинов, Г.Н. Герасимова, Л.А. Наумов, В.К. Усольцев. Владивосток: Дальнаука, 2001. 232 с.
5. Кувшинов Г.Е. Судовая автоматизированная электростанция: учеб. пособие. Ч. 1. Расчет автоматических регуляторов возбуждения судовых синхронных генераторов. Владивосток, ДВГТУ, 2002. 60 с.
6. Кувшинов Г.Е. Судовая автоматизированная электростанция. Ч. 2. Расчет переходных процессов: учеб. пособие. Владивосток: ДВГТУ, 2002. 58 с.
7. Кувшинов Г.Е., Чупина К.В. Основы электропривода: учеб. пособие. Владивосток: ДВГТУ, 2002. 221 с. (гриф Минобразования РФ).
8. Кувшинов Г.Е. Регулирование напряжения рыбопромыслового светотехнического оборудования: учеб. пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004. 129 с. (гриф ДВ РУМЦ).
9. Кувшинов Г.Е., Наумов Л.А., Чупина К.В. Системы управления глубиной погружения буксируемых объектов: учеб. пособие для вузов. Владивосток: Дальнаука, 2006. 312 с. (гриф ДВ РУМЦ).
10. Кувшинов Г.Е., Наумов Л.А., Чупина К.В. Влияние морского ветрового волнения на глубоководный привязной объект: монография. Владивосток: Дальнаука, 2008. 250 с.
11. Кувшинов Г.Е., Наумов Л.А., Чупина К.В. Электроснабжение и стабилизация глубины погружения подводной зарядной станции: монография. Владивосток: Дальнаука, 2015. 172 c.
В статье использованы материалы
Кувшинов Г.Е. 57 лет научных исследований в ДВПИ-ДВГТУ-ДВФУ. К 75-летию со дня рождения. Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. 68 с.
Л. БЕКЕТОВА
ведущий специалист информационного сектора НОУ Инженерной школы
e-mail: [email protected]
Дальневосточный федеральный университет
History of Science and Technology
LARISA BEKETOVA, Leading Specialist in the Information Sector, School of Engineering, e-mail: [email protected] Far Eastern Federal University 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690091
GENNADY EVGRAFOVICH KUVSHINOV: 62 YEARS of SCIENTIFIC RESEARCHES in the FIELD of SHIP ELECTRIC POWER PLANTS
Abstract: In 2018, the School of Engineering of the Far Eastern Federal University will celebrate the 100th anniversary of higher engineering education in the Russian Far East.
The article presents the biography, scientific and teaching activities of Gennady Evgrafovich Kuvshinov, Professor, Doctor of Engineering Sciences, specialist in ship power engineering and automation. Key words: ship electric power installations, history of science and technology, Gennady Kuvshinov.