Научная статья на тему 'Генезис традиций благотворительности в России'

Генезис традиций благотворительности в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1480
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / МЕЦЕНАТСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демяхина Елена Владимировна

Рассмотрены понятие благотворительности, формы благотворительности, этапы благотворительной деятельности в России, а также приведены примеры наиболее известных благотворителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис традиций благотворительности в России»

Е.В. ДЕМЯХИНА

ГЕНЕЗИС ТРАДИЦИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

В РОССИИ

Рассмотрены понятие благотворительности, тельной деятельности в России, а также приведе-формы благотворительности, этапы благотвори- ны примеры наиболее известных благотворителей.

Благотворительность, спонсорство, меценатство.

В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного [1, с.83].

Этические принципы российского предпринимательства всегда предполагали социальную ориентированность бизнеса. Об этом свидетельствует развитие российской благотворительности, которая имеет глубокие исторические и нравственные корни.

В России благотворительность носит в основном корпоративный характер, ее осуществляют крупные банки и финансовые группы. Благотворительная организация представляет собой особый вид посредника, который выделяется только для того, чтобы установить условия и порядок получения льгот на основании своего участия в благотворительной деятельности [2, с.19].

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность компаний по безвозмездной или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [3]. Перечень форм благотворительности довольно широк: выделение денежных средств, передача товаров, предоставление услуг и собственного труда, включая предоставление льгот, и др.

Важно различать понятия «благотворительность» и «спонсорство». Спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Ключевое различие этих понятий заключается в том, что спонсорство связано не с пожертвованием, а с вложением средств в целях их возмещения с неким эффектом.

Меценатство - это «культурное спонсорство», покровительство, материальная поддержка известных творческих личностей, престижных организаций и коллективов в сфере искусства и культуры, поддержка музеев, библиотек, различных конкурсов молодых талантов [4].

Ряд дореволюционных и современных исследователей выделяют несколько этапов развития благотво -рительной деятельности в России:

I этап: до IX в. - до государственный (период развития простейших видов благотворительности: милостыня, помощь сироте, страннику, призрение ближнего, оказание помощи пострадавшему);

II этап: IX - конец XVII в. - княжеско-церковный (зарождение государственного призрения путём учреждения богаделен, приютов, странноприимных домов и др., а также учебно-воспитательных учреждений);

III этап: начало XVIII в. - до реформы 1861 г. -государственный (новый подход в разработке и реализации социальной политики государства: учреждение благотворительных обществ и благотворитель -ных заведений);

IV этап: 1861 г. - начало XX в. - публичное, частное призрение (все формы призрения становятся общественным делом);

V период: социальная защита населения в советский и постсоветский периоды истории России [5, с.21].

Традиции благотворительности в России имеют глубокие корни, уходят в глубь веков. У славянских языческих племен помощь нуждающимся была известна как «слепня», с XVIII по XX в. данное понятие трактуется как «призрение».

Принятие христианства на Руси оказало благо -творное влияние на развитие благотворительности. В России христианская проповедь благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском гостеприимстве. Владимир Святославович, подавший пример принятия христианства, служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Всякий нищий и убогий мог приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яства».

Стремясь закрепить и развить благотворительную деятельность, придать ей более или менее организованный характер, Владимир издает Устав, в котором общественная помощь нуждающимся поручалась духовенству в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур. Помимо этого князь осуществляет ряд весьма прогрессивных для своего времени мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре, учреждает народные празднества, преимущественно заботясь при этом о «прокормлении» убогих, странников и сирот, раздавая им великую милостыню [5, с.23].

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение оказание бесплатной медицинской

помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особым отношением к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Правивший в Киеве в первой половине XII в. князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за монастырской оградой. Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню [6].

Развитие благотворительности и зарождение первичных форм общественного призрения в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, которое продолжалось более двух веков. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план выдвигается православная церковь как прибежище для всех нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. В это время князья оказывали посильную помощь попавшим в плен русским воинам.

Восстановление централизованной российской государственности и окончательное избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия открывало широкий простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, роста общественного сознания, уровень которых в значительной мере и предопределяет способность общества и государства решать сложные социальные проблемы.

Более решительные шаги в области благотворительности предпринимаются в эпоху Ивана Грозного.

При нем был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. В 1551 г. им же был издан приказ, согласно которому при каждой церкви должно было быть училище, где могли бы обучаться грамоте дети.

Особую роль в развитии благотворительности в России сыграла императрица Мария Федоровна, дочь принца Вюртембургского Фридриха, вторая супруга императора Павла I. Она возглавила созданные ею воспитательные дома, коммерческое училище в Москве, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России.

Представители императорской фамилии формировали моду на благотворительность и поощряли все ее проявления со стороны дворянства и купечества. В частности, был введен обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов и генерал-губернаторов. По инициативе М.С. Сабининой в 1867г. образовалось «Общество попечения о раненых и больных воинах»; в 1879 г. оно было переименовано в «Российское Общество Красного Креста».

Далеко не всегда благотворительная деятельность была абсолютно бескорыстной. Справедливо замечено: «Три побудите льных мотива благотворительной деятельности русских филантропов: патриотизм, религия и желание получить социальные, налоговые льготы». Среди тысяч случаев благотворительности в историю вошли имена благотворителей, для которых первых два побудительных мотива были важнее и естественнее, чем последний [7, с.30].

В таблице приведены примеры наиболее известных благотворителей XVIII-XIX вв.

Благотворители ХУШ-ХГХ вв. [7, с.30-33]

Благотворители Направления благотворительной деятельности

Граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) Покровительствовал поэту и переводчику «Илиады» Н.И. Гнедичу, художнику-портретисту Д.Г. Левицкому, композитору Д.С. Бортнянскому, скульптору И.П. Мартосу, баснописцу И.А. Крылову, поэту Г.Р. Державину

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) В 1825 г. на свои средства основал первую в Москве бесплатную школу рисования, в которой искусствам и ремеслам учились 360 человек, в том числе дети бедных горожан и крепостные

Граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826) Финансировал исследования по истории, языкознанию, фольклору. На его средства были изданы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (1818); «Памятники российской словесности XII века» (1821); «Белорусский архив древних грамот» (1824)

Григорий Петрович (1804-1892)и Степан Петрович (1806-1879) Елисеевы В память о старшей дочери Григория Петровича в 1856г. открыли Елизаветинскую богадельню на Васильевском острове, которая просуществовала до 1917 г.

Александр Григорьевич Елисеев (1839-1918) Кроме продолжения дел благотворительности, осуществил несколько дорогостоящихблаготворительныхпроектов. В 1895 г. открылбесплатную рукодельно-хозяйственную школу на Васильевском острове, здания и земля под которой общей стоимостью 285 тыс.руб. были подарены Санкт-Петербургскому Совету детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии. В 1909 г. А.Г. Елисеев с супругой основали на свои средства Еленинскую бесплатную больницу для женщин в Лесном и т.д.

Окончание табл.

Благотворители Направления благотворительной деятельности

Хлудовы Благотворительностью занимались все члены семьи. В Москве открыли и содержали на свои средства богадельню, бесплатные квартиры, ремесленную школу им. Хлудова. Самым крупным благотворительным учреждением, созданным ими, стала детская больница Хлудовых. Она существовала при Московском университете и была одной из первых детских клиник в Москве

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Предприниматель, благотворитель, меценат, создавший знаменитую галерею русской живописи. В 1860 г. финансировал строительство, а затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 г. состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского и Александровского коммерческих училищ. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909-1912 гг. архитектором Курдюмовым), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) В 1866 г. основал Солдатенковекую богадельню на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих, выделил на ее нужды 15 тыс.руб., затем ежегодно дополнительно финансировал её, был пожизненным попечителем. Солдатенков завещал городу на благотворительные цели почти все свое состояние - около 4 млн рублей

Тимофей Васильевич Прохоров (1797-1854) В 1816 г. основал при фабрике ремесленную школу, в которой до 1930 г. обучалось до 30 мальчиков - детей рабочих и бедных жителей Москвы. В 1830г., во время холеры, когда в Москве осталась масса осиротевших детей, Прохоровы, чтобы облегчить их участь и обеспечить будущее, приняли в школу до 100 детей обоего пола

Яков, Константин и Иван Васильевич Прохоровы, их дети Впоследствии в течение 100 лет содержали ремесленную школу, которая 15 июля 1905г. была преобразована в мануфактурно-техническое училище. С 1887 г. на средства «Прохоровской мануфактуры» на фабрике устраиваются бесплатные народные спектакли в специальном здании на 1300 человек. Владельцы «Прохоровской мануфактуры» с 30-40-х годов XIX в. при фабрике создали бесплатную лечебницу с постоянными кроватями (сначала 12, с 1894 г. - 33, с 1906 г. - 66), амбулаторию, родильный приют на 22 кровати, летний санаторий, устроенный в 1900 г., на 40 человек

Тимофей Морозов (1823-1889) Учредил стипендии при императорском техническом училище и оплачивал обучение окончивших курс инженеров за границей

Варвара Морозова (1848-1917) Строила для своих рабочих и их детей дома, школы, ясли, больницы. Открыла туберкулезный санаторий и народный театр

Сергей Морозов (1860-1944) Жертвовал средства на нужды Строгановского училища, являлся одним из учредителей Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Музей им. АС.Пушкина) и создателем Кустарного музея в Москве, помогал художникам В. Д. Поленову, В. А. Серову

Савва Морозов (1862-1905) Известен как один из создателей Московского художественного театра. В 1898г. вошел в состав товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901-1904), был инициатором создания и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительству нового театрального здания в Камергерском переулке. Благодаря усилиям Саввы Морозова к концу XIX в. при Никольской мануфактуре действовали три больницы, три училища, родильный дом, богадельня, библиотека. Он финансировал строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, жертвовал деньги на лечение душевнобольных, был почетным членом Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета

Как видим, благотворительность постепенно переходила из рук аристократии в руки купцов-предпринимателей, обеспечивших в XIX в. развитие отечественной промышленности и торговли. Отличительной особенностью социального служения российских благотворителей являлось отсутствие стремления подвести под свои деяния теоретическую базу и изложить основные принципы своей деятельности в назидании потомкам. Чаще всего, особенно обыденная благотворительность, вершилась по Евангельскому принципу: левая рука не знает, что делает правая. После отечественных благотворителей, в отличие от западных, как правило, не осталось теоретических изысканий и описания практического опыта их социального служения [7, с.34].

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворитель ных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекалась. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили кто что мог. Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался [6].

В последнее десятилетие XX в. в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Начали возрождать практики реализации социального служения обществу, изучать зарубежный опыт развития социальной ответственности менеджмента, прежде всего на корпоративном уровне, а также формировать собственное представление о воздействии менеджмента на общество. В настоящее время большинство предпринимателей осознали не только возможность, но и реальное воздействие бизнеса в целом и методов управления им на природу и общество. Бизнес, с одной стороны, общество - с другой вырабатывают социальные нор-

мы, выполнение которых обеспечивает порядок и организованность в различных сферах. Кроме того, формирующиеся рыночные институты активно продвигают в жизнь принципы социальной ответственности бизнеса и управления им. Так, созданная Торгово-промышленная палата РФ в качестве одной из задач поставила распространение принципов цивилизованного бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде.

При содействии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации созданы:

• Меркурий-клуб, где с участием политиков и общественных деятелей, представителей бизнеса и СМИ обсуждаются проблемы развития экономики России, поддержки предпринимательства, а также проекты экономических программ;

• Центр помощи беспризорным детям - благотворительный фонд, основанный Палатой в развитие одной из лучших традиций российского предпринимательства - благотворительности и меценатства ;

• Торгово-промышленный пенсионный фонд - социально ориентированный проект всей системы ТПП, предназначенный для оказания пенсионных услуг предприятиям различных форм собственности и физическим лицам без каких-либо ограничений [7, с.35] .

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 1990-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие как Фонд Форда, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мот-та, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. [4]. Это, например, «Благотворительный фонд В. Потанина», который поддерживает инновационные социокультурные проекты российских музеев. Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛа» оказывает поддержку Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственному Русскому музею. Среди подопечных компании - Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Ухтинский краеведческий музей, Астраханский кремль, а с начала 1990-х гг. - Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением В.Федосеева, хореографический ансамбль «Березка», Академический хор русской песни, детский ансамбль народного танца «Калинка» [8, с.43].

В России имеется серьезная потребность в развитии благотворительности. К положительным моментам современной ситуации в этой сфере можно отнести готовность значительной части общества

участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, а также довольно развитую социальную деятельность благотворительных и религиозных организаций. К минусам относится недостаточный объем пожертвований на благотворительность по сравнению с западными странами, разрыв между ожиданиями граждан и представлениями бизнес-сообщества о социальной ответственности, неразвитость социальных инвестиций, малая занятость населения в сфере добровольчества и благотворительности, низкий социальный статус волонтеров, отсутствие альтруистической мотивации у молодежи, недоверие общества и бизнеса к благотворительным организациям и фондам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев В.А. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмТТУ, 2015.

2. Виселъская E.H. Направления развития социальной ответственности российских корпораций: автореф. дис. ... канд.экон.наук. Тамбов, 2008.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. идоп. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. №6. С.67

5. Фоменко Н.В. Благотворительность и меценатство как основные формы социальной помощи/под ред. проф. В.И. Новиковой. Таганрог: Изд. центр ТТПИ, 2009.

6. Российская благотворительность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kyltovo.ru (дата обращения: 05.08.2016).

7. Социальная ответственность менеджмента: учебник /под ред. В.Я. Горфинкеля, А.И.Базилевич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

8. Тулъчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.