Научная статья на тему 'Генезис социально ответственного бизнеса в России: благотворительность и меценатство'

Генезис социально ответственного бизнеса в России: благотворительность и меценатство Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / КУПЕЧЕСТВО / MERCHANTS / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / МЕЦЕНАТСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ / LANDSCAPING / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / RUSSIA'S ECONOMIC HISTORY / PATRONAGE OF ARTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шулимова Анна Анатольевна

Благотворительность и меценатство рассматриваются в качестве ранних форм социальной ответственности российского предпринимательства. Автором показана особая роль купечества конца XIX начала XX века в формировании эндогенных институтов социально-ориентированной рыночной экономики. Корпоративные традиции, эстетические предпочтения и гуманистические идеалы купечества в сочетании с экономической рациональностью рыночного типа побуждали успешных представителей торгово-промышленного класса прибегать к масштабному социальному инвестированию в целях создания и поддержания репутационного капитала и государственного покровительства бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genesis of Socially Responsible Business in Russia: Charity and Patronage of Arts

Charity and patronage of arts are considered as early forms of social responsibility of Russian entrepreneurship. The author stresses the special role of the late XIX early XX century merchants in the formation of endogenous institutions of the socially-oriented market economy. Merchants’ corporate traditions, aesthetic tastes and humanistic ideals in combination with market type economic rationality encouraged successful merchants to do social investments on a mass scale in order to create and maintain the reputation capital and state’s patronage of arts.

Текст научной работы на тему «Генезис социально ответственного бизнеса в России: благотворительность и меценатство»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 2

Шулимова А.А.

1 Волгоградский государственный университет

2 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, г. Краснодар

Генезис социально ответственного бизнеса в России: благотворительность и меценатство

АННОТАЦИЯ:

Благотворительность и меценатство рассматриваются в качестве ранних форм социальной ответственности российского предпринимательства. Автором показана особая роль купечества конца XIX - начала XX века в формировании эндогенных институтов социально-ориентированной рыночной экономики. Корпоративные традиции, эстетические предпочтения и гуманистические идеалы купечества в сочетании с экономической рациональностью рыночного типа побуждали успешных представителей торгово-промышленного класса прибегать к масштабному социальному инвестированию в целях создания и поддержания репутационного капитала и государственного покровительства бизнесу.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная ответственность бизнеса, купечество, благотворительность, меценатство, благоустройство территорий, экономическая история России

JEL: М14, D64, N33 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шулимова А.А. Генезис социально ответственного бизнеса в России: благотворительность и меценатство // Российское предпринимательство. — 2015. — № 3 (273). — с. 515-522. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/96/

Шулимова Анна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры маркетинга Волгоградского государственного университета; Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, г. Краснодар (shulimova@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 11.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 18.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/96/ (с) Шулимова А.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/96/

Выполнено при поддержке РГНФ (проект № 15-12-34012)

Одной из наиболее ожидаемых и экономически целесообразных форм поведения современного предпринимателя в конкурентной среде России представляется социальная ответственность бизнеса (СОБ). Это многогранное явление социально-экономической действительности имеет глубокие культурно-исторические и институционально-организационные корни, определяющие национальную специфику социально ответственного бизнеса как всемирного феномена.

Простейшие проявления СОБ - благотворительность и меценатство - восходят к глубокой древности. Частная, церковная и государственная благотворительности расширенно генерировались традиционной экономикой и существенно дополнялись семейно-общинными формами социального страхования. Рыночная экономика задала иной формат благотворительности. Благотворителями становятся предприниматели - собственники и руководители коммерческих структур, лица, добившиеся значительных успехов на деловом поприще. А, значит, неслучайно, что «золотой век» российского меценатства приходится на конец XIX - начало XX века - период интенсивного капиталистического развития.

Купеческая благотворительность

В середине XIX века российское предпринимательство переживало кардинальные перемены. С падением крепостного права и либеральными реформами существенно изменился социальный состав деловых кругов России. Крестьяне и помещики получили свободный доступ на рынок труда и капитала. Купечество потеряло монополию на торговую и коммерческую деятельность. Феодальная замкнутость торгового сословия была разорвана. Продолжателям купеческих династий пришлось приспосабливаться к новым условиям хозяйствования.

В пореформенный период произошел знаковый переход от системы домашнего и коммерческого обучения к университетскому образованию. В процессе учебы передовые купеческие предприниматели освоили интересы, ценности, предпочтения, до того присущие исключительно дворянству, в том числе склонность к меценатству и благотворительности. Просвещенный купец теперь разбирался в искусстве, ценил талант, поддерживал науку и образование.

С развитием эстетических вкусов промышленников затраты на благоустройство городов, в которых размещалось производство, перестали казаться пустой тратой денег. Так, заслуга благоустройства дореволюционного Царицына во многом принадлежит товариществу нефтяного производства братьев Нобелей. Расширяя бизнес, Нобели организовали строительство заводов и подготовку квалифицированных рабочих кадров, создали производственную и транспортную инфраструктуры. Из средства нефтяной компании оказывалась помощь служащим, выдавались стипендии на образование детей сотрудников. Формирование привлекательного социального облика города положительно сказалось на состоянии коммерческих дел, ведь в процветающем городе легче создавать новые промышленные предприятия. В результате социальные инвестиции стимулировали бурный экономический рост в регионе [1]. В рассмотренном случае мотивы благотворительности приходили в соприкосновение с рациональностью рыночного типа.

Благотворительность же следует понимать как деятельность по оказанию помощи бедным и нуждающимся, эпизодическое и регулярное финансирование социальных акций и проектов, напрямую не связанных со сферой бизнеса данной фирмы. Потребность в подобного рода деятельности особенно остро обозначилась в пореформенной России, ведь «после крестьянской реформы было выкинуто на улицу много беспомощных людей в лице бывших дворовых, освобожденных от крепостного права, но в то же время лишенных и всякого имущественного обеспечения» [2]. Земские и городские сообщества не справлялись с таким объемом социальной работы. Помощь бизнеса в деле общественного призрения была остро необходима. Городское самоуправление купцов располагало значительно большими средствами, собранными на благотворительные цели, нежели общества других социальных групп города - мещан и ремесленников.

В условиях капитализма купеческое общество города Москвы сохраняло и преумножало традиции сословной благотворительности. По состоянию на 1900 год, в принадлежащих купеческой управе зданиях содержалось 12 богаделен, больница и странноприимный дом для монахинь [3]. Причем социальная забота данных заведений распространялась на лиц всех званий и состояний христианского мира. Материальной основой их деятельности была система частных пожертвований и личного попечительства богатых купцов.

Некоторые социальные проблемы «дикого» капитализма решались в «ручном» режиме. Так, с возрастанием темпов урбанизации и трудовой мобильности граждан необычайно обострилась жилищная проблема. Богатые купцы приступили к организации комплексов бесплатных квартир, общежитий и ночлежных домов. Так, построенный в 1880 г. комплекс бесплатных квартир на Большой Якиманке предназначался для вдов купеческого сословия, имевших двух и более детей. В 1865 году братьями Ляпиными в Москве на Большой Дмитровке были открыты общежития, где находили приют студенты, литераторы, работники науки и искусства [3]. Ночлежные дома предназначались для лиц, страдающих крайней нищетой. Для бедных фабрично-заводских рабочих, ремесленников и лиц, живущих случайными заработками, предназначались дома дешевых квартир.

Меценатство и проблема общественного признания бизнеса

Сосредоточение значительной доли национального богатства в руках представителей крупной буржуазии изменило их потребительское поведение. Закономерным этапом утверждения финансового господства социальной группы является проявление «денежной благопристойности» в форме демонстративного потребления [4]. Буржуазное общество дореволюционной России смогло избежать господства престижных ценностей мотовства. Православный менталитет и система государственных наград и поощрений за благотворительную деятельность перенаправили денежное соперничество финансово-промышленных магнатов в плоскость социального служения. Внешним атрибутом успешности дореволюционного предпринимателя признавались объем денежных пожертвований и сфера проявления милосердия.

Крупномасштабную благотворительную деятельность

купеческого сословия поощрили следующие мероприятия правительства:

• объявление благодарности и благоволения императора;

• награждение грамотой, орденом, медалью, кафтаном;

• присуждение чина;

• назначение аренд;

• подарки от имени императора;

• единовременные денежные выдачи;

• предоставление звания личного и потомственного почетного гражданства;

• зачет в действительную государственную службу времени, проведенного в частных занятиях в правительственных и общественных установлениях, времени состояния на государственной службе без права на чинопроизводство;

• предоставление прав госслужащих;

• несчитание судимости препятствием к наградам и другим преимуществам по службе [5].

Как видим, за успехи в благотворительной сфере можно было добиться государственных наград и поощрений, которые в частной гражданской деятельности в принципе не предусматривались. Государственное признание значительно повышало социальный статус купца, расширяло его деловые контакты.

Первоначально сферой социального служения купеческого сословия являлось милосердие в форме регулярных частных пожертвований на обеспечение благотворительных обществ, организацию социальной защиты наемных рабочих, а также материальные пожертвования на церковные нужды. Данные направления гарантировали признание обществом заслуг предпринимателя в деловой сфере.

В конце XIX века спектр общественно признанных деяний значительно расширяется. Культурная общественность одобряла разнообразные формы филантропии от собирательства разного рода редкостей (икон, картин, старинных книг, растений, бабочек) и просветительской деятельности до создания приютов для отверженных социальных слоев российского общества (матерей одиночек, преступников) [6]. Российским купцам-меценатам принадлежат заслуги в популяризации древнерусской иконописи, создании больниц, поддержке экспериментальной медицины. Экстравагантные сферы приложения благотворительности обеспечивали гибкость, оперативность и учет индивидуальных предпочтений благотворителя.

В начале XX века в императорской России усилилось противоречие: при расширяющихся масштабах социальных расходов бизнеса распространялась идеология классовой вражды и ненависти к представителям буржуазии. Основная причина указанного несоответствия - тот факт, что предприниматели по инерции предпочитали внешний круг ответственности, стремились наладить

отношения с представителями государственной власти и деятелями культуры. Внутренние социальные проблемы нередко игнорировались. Между тем в сфере трудовых отношений назрела необходимость перехода от благотворительности и идеологии патернализма к ценностям социального партнерства и равноправного диалога, что в дореволюционной России так и не случилось.

Институциональное наследие купеческого предпринимательства

Современная экономика России предъявляет повышенные потребности социального участия бизнеса. Как и прежде, в конце XIX -начале XX века, насущной остается проблема легитимности коммерческой фирмы. Для укрепления позитивного имиджа и улучшения деловой репутации передовой бизнес использует традиционные приемы благотворительности, покровительства учреждениям культуры, искусства, науки и образования.

Современные легитимные организации в своей социальной активности исходят не только из законодательства, но из ожиданий, представлений и ценностей различных социальных групп [7]. Ответственность, доверие, деловая репутация внедряются в современные бизнес-практики как составные элементы предпринимательской культуры. Благотворительность, как и прежде, - самое заметное проявление социально ответственного поведения бизнеса, самая востребованная и популярная форма социальной активности предпринимателя [8].

Развитие рыночных экономических отношений современной России проистекает по тренду промышленного капитализма, что определяет доминирование регионального вектора социальных программ бизнеса. И сейчас, ввиду недостаточности бюджетных средств, благоустройство территорий нередко производится на средства коммерческого сектора. Перебои с финансированием социально значимых проектов могут больно ударить по репутации бизнеса. А значит, региональному предпринимательству сейчас особенно важно перейти от разовых благотворительных акций к осуществлению благотворительности на системной основе, и в этом деле полезен опыт купеческих династий.

Заключение

1. В конце XIX - начале XX века российское предпринимательство перешло от благотворительности в форме раздачи милостыни бедным к хорошо организованным благотворительным кампаниям.

2. Сложное переплетение духовно-мировоззренческих и репутационных мотивов социальной активности купечества и определило стартовые институциональные характеристики социальной ответственности бизнеса России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бессолицын А.А. «Нобелевские городки» как фактор реализации социальной ответственности

бизнеса на рубеже XIX-ХХ вв. // Российское предпринимательство. — 2008. — № 11. — Вып. 2 (123). — С. 4-9.

2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. — М.: Высшая школа, 1993. — С. 314.

3. Власов П.В., Каннабих-Беклемишева М.В. Благотворительность и милосердие в России. — М.:

Центрполиграф, 2001. — 443 с.

4. Веблен Т. Б. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — С. 125.

5. Янченко И.Л. Поощрительная политика благотворительной деятельности в Российской империи

// История государства и права. — 2011. — № 16. — С. 29-32.

6. Володин Д.М., Федорец А.И. Традиции православной благотворительности. — М.: Вече, 2010. —

288 с.

7. Фролов Д.П. Система институций и механизм институционализации социально ответственной

фирмы / Д.П. Фролов, А.А. Шулимова, О.В. Инютина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2013. — № 1. — С. 21.

8. Мингалева Ж.А. Смилевская И.П. Корпоративная социальная ответственность на территории

Пермского края // Креативная экономика. — 2011. — № 5 (53). — С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.