ГЕНЕЗИС СОДЕРЖАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ
«ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» В ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА
Матраева Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический
университет», Тульский филиал
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка систематизации международной практики статистики показателя прямых иностранных инвестиций в сравнении с эволюцией российской методологии расчета показателя. Несмотря на обширную практику статистики иностранных инвестиций и многочисленные попытки унификации методологии их обследования, общепринятой практики так и не сформировалось. Причиной этого является наличие различных подходов в рамках национальных законодательств, встречающихся в практике отдельных стран, несмотря на усилия со стороны международных экономических организаций унифицировать это понятие. Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, статистика прямых иностранных инвестиций, международный опыт.
В современных условиях понимание тенденций развития мирового рынка инвестиций невозможно без наличия качественной, методологически обоснованной статистической информации. Исследование процесса развития статистики прямых иностранных инвестиций в разных странах позволило выделить основные этапы эволюции концепции прямых иностранных инвестиций.
Впервые термин «прямые иностранные инвестиции» (далее по тексту -ПИИ) был введён в практику американскими статистиками в 1930 г. Под этим термином подразумевали вложения, сделанные резидентами напрямую без посредничества финансовых рынков. То есть классификация прямых и портфельных инвестиций зависела сначала от того, как была осуществлена покупка ценных бумаг: вне организованного финансового рынка или непосредственно на нем. В подобном случае четкого критерия не существовало и многое зависело от того, кто обрабатывал данные.
Более четкие критерии разграничения формируются в рамках первой концепции, которую можно назвать концепцией количественного контроля. Эта концепция связывала понятие ПИИ в основном с получением большого влияния инвестора на управление компанией. Соответственно, отнесение инвестиций к ПИИ трактовалось как приобретение более определенного процента акций уставного капитала фирмы, дающего достаточные полномочия в управлении компании в рамках национального акционерного права.
Так, при обследовании 1936 г. в США ПИИ были определены как «инвестиции в иностранные корпорации или предприятия, контролируемые персоной или группой персон (юридическими или физическими лицами), проживающими в США, или, если участие такой персоны (группы) в управлении предприятием, является важным» [2]. Причем иностранные предприятия с менее чем 10%-ным участием резидентов не были включены в прямые инвестиции, а количество предприятий с участием с менее чем 20% оказалось незначительным.
В свою очередь в РФ Закон «Об иностранных инвестициях» [3] раскрывает понятие «прямая иностранная инвестиция следующим образом:
приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.
Концепция устойчивого влияния несколько расширила предыдущую за счет более широкого трактования понятия контроля над предприятием. В рамках данной концепции стали рассматривать аффилированные и инкорпорированные компании.
В США в конце 1950-х гг. к ПИИ стали относить:
- иностранные корпорации и организации - доля голосующих акций равна или более 25%;
иностранные корпорации и организации (акции приобретены на публичном рынке) - доля не менее 50% голосующих акций (в аффилированной группе - каждый владеет менее чем 25% акций).
В обследовании ПИИ в 1959 г. были дополнительно включены данные по ассоциированным предприятиям, доля участия инвесторов в капитале от 10% до 25%. Можно заметить чёткую тенденцию снижения количественного значения порогового показателя. 1966 г. - для включения инвестиций в категорию прямых требуется 10% участия в капитале, объём инвестиций не менее 50 тыс. долларов США. По ассоциированным компаниям в это время инвестиции были разбиты на 3 группы, в зависимости от доли участия инвестора:
- ассоциированные - 10%-25%;
- контролируемые - 25% и выше;
- свыше 50% участия - в прямом переводе «майоратное владение» (выделяется как бы внутри второй категории) [1].
В свою очередь несколько позже, в 1996 г., Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила в рамках своих рекомендаций определять предприятие с иностранными инвестициями как «...инкорпорированное или неинкорпорированное предприятие, в котором зарубежный инвестор владеет 10% и более обычных акций или акций с правом голоса инкорпорированного предприятия. ПИИ могут быть
организованы в форме дочерних компаний, в которых инвестор-нерезидент владеет более 50% уставного капитала; в форме ассоциированных компаний, в которых он владеет 50% и менее уставного капитала; филиалов, полностью или частично принадлежащих на правах совместной собственности неинкорпорированных компаний. Прямой инвестор, имеющий в собственности не менее 10% акций, может влиять на управление компанией. При этом абсолютного контроля со стороны инвестора не предполагается».
[4]
Тем не менее, такая трактовка была достаточно расплывчатой, и сейчас в мире наиболее авторитетным считается определение ПИИ, предложенное 5-м изданием Руководства по Платёжному балансу«Ва1апсе of Payments Manual» (BPM 5): «Прямые инвестиции - это категория международной инвестиционной деятельности, отражающая стремление хозяйственной единицы-резидента одной страны приобрести устойчивое влияние на деятельность предприятия, расположенного в другой стране» [6].
Таким образом, статистика иностранных инвестиций обязательно должна учитывать все предприятия, в которых иностранные инвесторы прямо или косвенно имеют значительную долю. Издания ОЭСР «Benchmark Définition of Foreign Investment» (Benchmark) [7] и МВФ «Balance of Payments Compilation Guide» описывают весь спектр предприятий с прямым или косвенным иностранным участием, которые должны учитываться статистикой [5]:
1) Дочерние компании. При этом компания А признается дочерней по отношению к предприятию Б при выполнении следующих условий:
- компания Б является акционером или участником компании А и имеет право назначать или смещать большинство членов Совета директоров, наблюдательного совета и руководства компании А или владеет более чем половиной голосов в компании А;
- компания А является дочерней компанией другой компании С, которая, в свою очередь, является, дочерней компанией компании Б.
2) Аффилированные компании. Компания А является аффилированной компанией компании Б, если Б, его дочерние предприятия или аффилированные компании владеют пакетом до 50% акций/голосов предприятия А и если Б или его дочерние компании имеют значительную долю в компании А. Таким образом, компания А является аффилированной компанией компании Б, если Б и ее дочерние компании владеют пакетом от 10% до 50% акций/голосов в компании А.
3) Филиалы. Филиалом с прямыми иностранными инвестициями называют предприятие без образования юридического лица в стране -реципиенте, которое:
- является постоянным представительством или офисом иностранного инвестора;
- является партнерством или совместным предприятием без образования юридического лица с участием иностранного инвестора или третьих лиц;
- является землей, зданием (за исключением зданий в собственности иностранных представительств), недвижимым оборудованием или объектом, находящимся в стране-реципиенте и непосредственно принадлежащим иностранному инвестору. Дачи и второе жилье, принадлежащее нерезиденту, таким образом, считаются иностранными инвестициями, однако немногие страны включают такие инвестиции в свою статистику;
- мобильное оборудование (корабли, самолеты, газовые или нефтяные буровые вышки), которое работает в стране в течение как минимум 1 года, если это оборудование отдельно учитывается оператором и такой учет признан налоговыми властями. Такие инвестиции считаются прямыми инвестициями в условное предприятие в стране-реципиенте.
Следовательно, статистика, основанная на этих определениях, обязательно должна включать все предприятия, в которых иностранный
инвестор прямо или косвенно имеет значительный вклад. Таким образом, данная концепция подразумевает отражение в статистике ПИИ не только прямого, но и косвенного влияния.
Тем не менее международные организации стремятся избежать идеи контроля, распространенной в мировой экономике, и вместо нее предлагается более широкая концепция - функциональная, - согласно которой ПИИ должны отражать цель долгосрочной заинтересованности прямого инвестора в получении собственности. Долгосрочная заинтересованность инвестора определяется долгосрочными взаимосвязями прямого инвестора, а также его значительным влиянием на управление компанией. Такая концепция позволяет более чётко оценить влияние трансграничного движения капитала на экономику страны с учётом целей инвестирования. Именно в рамках данной концепции стало возможным учитывать в составе ПИИ такие составляющие, как реинвестированные доходы и нематериальные активы, независимо от их объема, поскольку чем больше срок вложения средств, тем выше доля реинвестируемых доходов в совокупных ПИИ, что действительно подтверждает долгосрочную заинтересованность инвестора. А передача нематериальных активов, включающих технологии, торговые марки, управленческий опыт также позволяют подтвердить долгосрочные намерения инвестора в отношении его зарубежных вложений.
В то же время, если обратиться к практике статистики таких стран, как Канада, Франция, Япония, Норвегия, не говоря уже о России, реинвестируемые доходы не включаются в прямые инвестиции. Тем не менее практика США показывает, что в 1989-1995 годах на их долю приходилось более 50 % прироста накопленных ПИИ, около 60 % - в Великобритании, 25 % - в Швеции [4]. Безусловно, учет этих показателей на стадии допуска иностранного инвестора не имеет смысла из-за незначительного значения этих показателей на данном этапе и высокой трудоемкости их собираемости.
Однако на стадии функционирования иностранного инвестора неотражение данных показателей способно существенно исказить статистику ПИИ.
Учитывая, что та или иная концепция исторически зарождалась в рамках конкретной инвестиционной ситуации и, анализируя опыт развитых стран, уже прошедших определённые этапы в эволюции статистики ПИИ, целесообразно использование каждой из рассмотренных выше концепций в рамках определённой стадии привлечения иностранного инвестора (рис. 1).
Поскольку на стадии допуска еще не образуется развитий соподчиненной структуры владения компаниями в связи с неустойчивостью инвестиционных потоков и «пробным» характером инвестирования, а объем реинвестированных доходов несущественен в связи с высоким риском инвестирования, более рационально использовать в статистическом учете концепцию количественного контроля.
Однако при увеличении объема реинвестированных доходов, количества создаваемых компаний и усложнения их организационной структуры, что происходит на стадии размещения, следует расширять статистическую концепцию страны в соответствии с принципами концепции устойчивого влияния. И наконец, следующую стадию развития инвестиционного процесса, связанную с передачей и транслированием нематериальных активов, наиболее полно отражает статистическая концепция функционального развития. Использование такого подхода позволило бы раскрыть статистическую информацию в полном объеме в соответствии с требованиями существенности и одновременно избежать излишне трудоемких и сложных процедур статистического учета.
Стадии инвестиционного процесса
Стадия допуска
Концепции статистики ПИИ
Концепция количественного контроля
Рис. 1. Рекомендации по использованию концепций ПИИ в зависимости от стадии инвестиционного процесса
Безусловно, усложнение процедур статистического учета ПИИ на сегодняшний день связано со всевозрастающей интенсивностью и многообразием форм инвестиций, однако излишнее усложнение процедуры не всегда приводит к повышению достоверности информации, а часто является искажающим фактором. Вот почему перед современным статистическим учетом ПИИ стоит сложная задача гармонизации достоверности статистического учета в соответствии с формирующейся сложной системой мирохозяйственных связей и сохранения при этом качества статистических данных.
Все вышеизложенное позволяет утверждать о насущной необходимости развития российской статистики прямых иностранных инвестиций в соответствии с современными международными принципами, которые формировались в рамках сложного эволюционного процесса, а именно, совершенствование статистических процедур сбора, анализа, распространения данных по ПИИ.
Библиографический список
1. Пак Е.Н. Проблемы развития статистики прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики. - 2008. - №2. - С. 37-44.
2. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 (в ред. от 06.12.2011). - URL: htpp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121824 (вход свободный, дата обращения 07.02.2013).
3. Методологические положения по организации статистического наблюдения за движением иностранных инвестиций в соответствии с руководством по платежному балансу Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.10.02 № 204. - URL: htpp://www.gks.m/free_doc/new_site/business/invest/met_inostr1.doc (вход свободный, дата обращения 07.02.2013).
4. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). - М.: Экономистъ, 2004. - 368 с.
5. Balance of Payments compilation guide. — Washington, DC, USA: International Monetary Fund. - 1995. - 380 p.
6. Balance of Payments Manual, 5th edition, IMF, 1993. -URL:http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/bopman/bopman.pdf (вход свободный, дата обращения 01.07.13).
7. Benchmark Definition of Foreign Direct Investment, 3rd edition (BD3), OECD, 1996. — URL:http://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/2090148.pdf (вход свободный, дата обращения 01.07.13).
E-mail: [email protected]