УДК 340.12(47)(091)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.4.19
Кузубова Ангелина Юрьевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин Воронежского государственного педагогического университета
ГЕНЕЗИС ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В ТРУДАХ А.С. ШИШКОВА, Ф.В. РОСТОПЧИНА, С.Н. ГЛИНКИ
Аннотация:
В статье рассматриваются ценностные константы политико-правовых идей русских консерваторов первой четвертиXIXв.: Ф.В. Ростопчина, А.С. Шишкова, С.Н. Глинки. Эта группа мыслителей выступила основателями антилиберальной парадигмы, привлекла внимание к проблеме сбережения национального своеобразия в культуре, обществе и государстве. В работе делается вывод, что ранний консерватизм демонстрирует наличие таких основных ценностных установок классического консерватизма, как антирационализм, антииндивидуализм, антиглобализм, антипрогресс, коллективизм, национализм, традиционализм, иерархия общества.
Ключевые слова:
Ф.В. Ростопчин, А.С. Шишков, С.Н. Глинка, правовые ценности, аксиология права, консервативная идеология, правопонимание, традиционализм.
Kuzubova Angelina Yuryevna
PhD in Law, Assistant Professor, Philosophy, Economics, Social Sciences and Humanities Department, Voronezh State Pedagogical University
THE GENESIS OF LEGAL VALUES OF RUSSIAN CONSERVATISM IN THE WRITINGS OF A.S. SHISHKOV, F.V. ROSTOPCHIN, S.N. GLINKA
Summary:
The article considers the value constants of political and legal ideas of Russian conservatives of the first quarter of the 19fh century, such as F.V. Rostopchin, A.S. Shishkov, S.N. Glinka. This group of thinkers founded the anti-liberal paradigm and attracted attention to the problem of saving national identity in culture, society and state. The author concludes that early conservatism demonstrates the presence of such basic values of classical conservatism as anti-rationalism, anti-individualism, anti-globalism, antiprogress, collectivism, nationalism, traditionalism, hierarchy of society.
Keywords:
F.V. Rostopchin, A.S. Shishkov, S.N. Glinka, legal values, axiology of law, conservative ideology, legal thinking, traditionalism.
Актуальность исследования политико-правовой доктрины российского консерватизма становится все более очевидной на фоне разочарования в ценностном потенциале либеральной парадигмы. Консерватизм являет собой политико-правовую идеологию, обосновывающую стабильность государственной формы в контексте эволюционного, органического развития общества и государства. Это совокупность представлений, доказывающих приоритет традиционных ценностей и институтов, с акцентом на этикоцентризме. В научной среде нет единого мнения относительно момента возникновения консервативной идеологии. Американский ученый Р. Пайпс считает, что консервативные теории присутствовали в политико-правовом мышлении России XVI-XX вв. [1]. Исследователь политико-правовой доктрины консерватизма А.А. Васильев обозначает еще более широкие рамки - VII—XX вв. [2]. По нашему мнению, отечественный консерватизм как доктрина с основанием, содержанием и программными положениями возник в XIX в., хотя его истоки, безусловно, коренятся в национальном сознании, а также отражены в ряде законодательных и теоретических положений более ранних периодов.
В Российской империи в первой четверти XIX в. начало концептуально оформляться направление раннего консерватизма, ставившего в качестве основной цели возврат государства и общества к самобытному развитию на основе таких традиционных ценностей, как самодержавная форма государственно-правового строя, православная вера и культурно-историческое своеобразие народа. Представителями первых этапов становления консерватизма были Н.М. Карамзин, Ф.В. Ростопчин, А.С. Шишков, С.Н. Глинка и другие мыслители, выступившие предшественниками славянофилов и консерваторов пореформенного периода. Если наследие Н.М. Карамзина востребовано исследователями политических и правовых учений, в частности в нашей работе были рассмотрены ценностные приоритеты ученого [3], то взгляды А.С. Шишкова, С.Н. Глинки и Ф.В. Ростопчина весьма мало изучены историками права.
Отечественная консервативная идеология XIX в. демонстрировала слияние правовых и нравственных ценностей, что было обусловлено религиозным (православным) подходом к право-
вым феноменам и отражало традиционалистский характер данного типа мышления. Надо заметить, что политико-правовые воззрения ранних русских консерваторов не отличались однородностью и системностью, но их объединял единый ценностный мировоззренческий базис. Именно группа консерваторов начала XIX столетия в лице Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова, С.Н. Глинки и Ф.В. Ростопчина стала основателями антилиберальной парадигмы, последовательно доказывая негативное влияние идей европейского просвещения на российскую действительность.
Исследование правовых ценностных установок невозможно без учета специфики национального мышления с его особым понятийно-категориальным аппаратом, методологией, формами и результатами рефлексии. Функционирование правовой системы предполагает взаимодействие нормативной основы права и правовых ценностных отношений социальных субъектов. Поэтому так важна затронутая консервативными мыслителями проблематика соотношения права с национальными ценностями и традициями, а в конечном счете идеальной сферы бытия с нормативной системой общества. Ведь именно в идеологии консерватизма так ярко отражается слияние двух ценностных иерархий: нравственной и правовой.
Поколение консерваторов начала XIX в. в соответствии с тенденциями времени получило образование в духе французского или немецкого просвещения с акцентом на иностранные общественные нормы, языки и культуру. Велико было влияние масонских лож, куда входили тысячи дворян. Избыточная европеизация элит, принимавшая формы незнания русских традиций, языка, истории своего государства, угрожала национальной безопасности. Проблема утраты национального «духа» значительной частью русского общества становилась все более явной. Первые попытки борьбы за сохранение исторических основ государственности и культуры были предприняты стоявшими у истоков консерватизма Н.М. Карамзиным, А.С. Шишковым, С.Н. Глинкой и Ф.В. Ростопчиным.
А.С. Шишков (1754-1841) - русский писатель, военный и государственный деятель, бывший в свое время Государственным секретарем Российской империи и министром народного просвещения. Этот идеолог раннего консерватизма делал особый акцент на сохранении русской культуры через языковое своеобразие. Он обосновывал необходимость стабильности государственных структур, апеллируя к устоявшимся формам государственного устройства. В частности, А.С. Шишков был сторонником сохранения самодержавия и крепостного права по мотивам обеспечения сословного строения российского общества, а значит, безопасности и стабильности государства.
Критикуя увлечение культурно-языковыми традициями Франции, мыслитель затрагивал и более глубинные философско-правовые проблемы утраты основ национальной идентичности, в частности гордости за свою страну, свой народ. Только в среде крестьянства, по мнению А.С. Шишкова, сохранились те ценности и устои, которые выработаны отечественной культурой. Элита должна учиться национальному у народа, ведь возрождение России возможно через собственные язык, веру и национальные традиции.
Ф.В. Ростопчин (1763-1826) - писатель, публицист, государственный деятель, занимавший ряд должностей, в том числе главы внешнеполитического ведомства России. Мыслитель развивал идеи приоритета национальных интересов над общеевропейскими, необходимости доминирования традиционных ценностей, соответствующих культурно-историческому своеобразию государства. Он не разделял либеральные начинания императора Александра I, отрицал рационализм, критиковал европеизацию высшего общества.
Наибольшую известность имел его труд «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева», ставший своеобразным манифестом против русского западничества [4]. Ф.В. Ростопчин негативно относился к вопросу отмены крепостного права, считая, что государство и общество начала XIX в. не готовы к его последствиям. Мыслитель актуализировал проблему развития России как сильного централизованного государства со стабильным, исторически обусловленным законодательством. Затронутые им вопросы соотношения России и Европы послужили основой для ряда последующих работ русских консерваторов, в частности Н.Я. Данилевского.
С.Н. Глинка (1776-1847) - русский писатель, публицист, историк, идеолог консерватизма. Он известен в первую очередь как издатель журнала «Русский вестник», обосновывающего величие и самобытность русской культуры и критикующего галломанию отечественного дворянства. С.Н. Глинка особый акцент делал на социальной иерархии как регуляторе уровня ответственности перед социумом. Как и другие ранние консерваторы, мыслитель был сторонником незыблемости исторически сложившейся стратификации общества. В его учении иерархия предопределяла уровень обязанностей и ответственности перед обществом по шкале: выше статус -больше обязанностей и ответственности.
Мыслитель фокусировал внимание на необходимости сохранения национального своеобразия на фоне ускоряющихся тенденций глобализации, космополитизма, приоритета европейских ценностей над отечественными. Подобно Ф.В. Ростопчину, С.Н. Глинка развивал идеи усиления государственно-правового строя России в контексте внешнеполитических угроз. Именно
он предложил формулу русской нравственности «Бог. Вера. Отечество», в которой объединились религиозные, нравственные и патриотические начала.
Все идеологи раннего консерватизма считали центральным элементом российской государственности самодержавие как особый тип власти, соответствующий народному духу и традициям. Как отмечал Н.М. Карамзин, в России в личности государя сконцентрированы все власти, именно он «есть живой закон» [5, с. 1012]. Самодержавие - основа русского государственного порядка. Это единственная форма, отвечающая условиям становления и развития отечественной государственности.
Консолидированным было и отношение к свободе, воспринимаемой в контексте времени в двух аспектах. С одной стороны, феномен рассматривался как добровольное, внутренне осознанное подчинение человека божественному началу, с другой - внешняя свобода, обусловленная естественным неравенством, воспринималась как необходимость следования предписаниям, исходящим от государства, общества, конкретных людей. При этом предполагалось существование общей для всех объективной истины, находящей проявление в свободе групп, сословий и иных объединений.
Размышления ранних консерваторов о сохранении русского в государстве, праве, политике и культуре на фоне внешнеполитических угроз начала XIX столетия привлекли внимание к проблеме защиты национальных черт. Дискуссии против европеизации, начатые первыми идеологами консерватизма, смогли сфокусировать взгляды значительной части общества и власти на вопросах сбережения русских традиций не только в сфере языка и культуры, но и в области политико-правовых установок.
Уже первый этап становления консервативной идеологии в России заложил ее базовые ценности: отрицание рационализма как ведущего способа познания, противопоставление индивидуалистическим началам коллективных, космополитизму - национализма, бессословности -строгой общественной иерархии, свободе - долженствования, прогрессу - опоры на традиции, европеизации быта - приоритета национальных языковых и поведенческих форм.
Ссылки:
1. Pipes R. Russian conservatism and its critics: a study in political culture. New Haven ; L., 2005. 216 p.
2. Васильев А.А. История русской консервативной правовой мысли (VII-XX вв.). Барнаул, 2011. 272 с.
3. Кузубова А.Ю. Базовые ценности консервативной политико-правовой программы Н.М. Карамзина // История государства и права. 2016. № 21. С. 58-62.
4. Ростопчин Ф.В. Мысли вслух на Красном крыльце. М., 2014. 704 с.
5. Карамзин Н.М. О древней и новой России // История государства Российского. М., 2003.