9.5. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОК В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Грачёва Ольга Алексеевна. Должность: преподаватель. Место работы: Саратовская государственная юридическая академия. Подразделение: кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности. E-mail: Letsik91@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию генезиса и развития прокурорских проверок в ходе досудебного производства по уголовным делам по законодательству Российской империи. Через анализ эволюции правовых норм, регламентирующих деятельность прокурора (от создания должности генерал-прокурора до формирования судебной системы на основе Устава уголовного судопроизводства 1864 г., а так же в послереволюционное время и до современного периода), прослеживается закрепление полномочий прокурора по осуществлению проверок.
Делается вывод, что в различные исторические периоды порядок проведения прокурорских проверок в досудебном производстве регламентирован в различной степени.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Наряду с ним в ходе исследования используются системный, сравнительно-правовой, логико-юридический и исторический методы научного исследования.
Новизна заключается в комплексном историко-правовом исследовании содержания и реализации прокурором полномочий по проведению проверок в досудебных стадиях уголовного процесса по законодательству Российской империи. С учетом анализа правовых источников, сравнения научных точек зрения дореволюционных и современных авторов делается вывод о том, что уже с первой системной регламентации деятельности прокурора и до настоящего времени прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса осуществляется путем проведения прокурором проверок исполнения закона. Ставится проблема, что на сегодняшний день действующими нормативно-правовыми актами прокурорские проверки регламентированы в недостаточной степени. Имеющиеся методические рекомендации при отсутствии четких законодательных решений в части порядка осуществления прокурорских проверок не достигают цели. Недостатки правового регулирования организации проверок на досудебных стадиях уголовного судопроизводства отрицательно сказываются на практике.
Ключевые слова: прокурорский надзор; уголовный процесс; досудебное производство; прокурорская проверка; правовое регулирование.
THE GENESIS OF THE LEGAL REGULATION OF
INSPECTIONS BY THE PROSECUTOR IN THE PRETRIAL STAGES OF CRIMINAL PROCEEDINGS
Gracheva Olga Alexeevna. Position: lecturer. Place of employment: Saratov State Academy of Law. Department: pros-
ecutor's supervision and law enforcement organizations chair. E-mail: Letsik91@mail.ru
Annotation
The article investigates the genesis and development of the prosecutor's checks in the course of pre-trial proceedings in criminal cases under the laws of the Russian Empire. Through the analysis of the evolution of legal rules governing the activities of the prosecutor (from the creation of the post of Procurator-General prior to the formation of the judicial system on the basis of the Charter of the criminal proceedings in 1864, as well as in the post-revolutionary period and up to the modern period), can be traced binding powers of the Prosecutor to implement checks. It is concluded that in different historical periods of the order of the prosecutor's checks in the pre-trial proceedings is regulated to varying degrees.
The methodological basis of the study is the dialectical method of cognition. Along with him in the course of the study used a systematic, comparative legal, logical-legal and historical research methods.
The novelty lies in the complex historical and legal study of the content and implementation of the Prosecutor powers to conduct inspections in pretrial stages of the criminal proceedings under the laws of the Russian Empire. An analysis of the legal sources, comparing the scientific point of view of pre-revolutionary and contemporary authors concluded that since the first system to regulate the activities of the prosecutor and to date the prosecutor's supervision in pre-trial stages of the criminal process is carried out through the public prosecutor checks of law enforcement. The problem of that date, the applicable regulations of the prosecutor's checks are regulated sufficiently. Existing guidelines in the absence of clear legislative decisions regarding the order of the prosecutor's checks do not reach the goal. The disadvantages of legal regulation of the organization of checks at the pre-trial stages of criminal proceedings adversely affected in practice.
Keywords: prosecutor's supervision; criminal proceedings; pre-trial proceedings; prosecutor's inspection, legal regulation.
Становление и развитие института прокурорских проверок исполнения законов в досудебном производстве началось с возникновения прокурорского надзора.
Если обратиться к истории развития законодательства о прокуратуре и уголовном процессе, то здесь уже при первой системной регламентации деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, говорится об осуществлении прокурором систематических постоянных проверок (с использованием в качестве основного метода - наблюдения).
Так, в циркулярном ордере от 22 сентября 1802 г., в котором впервые на прокуроров возлагался надзор за следствием как особая форма контроля, говорилось: «В рассуждение самого производства сего рода дел, всемерно имеете наблюдать и доставлять ко мне краткие уведомления, с одной стороны, не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинение невинности, а с другой, упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нестерпимых злодеяний»^, с.310-312]. То есть уже изначально перед прокурором ставилась двуединая задача - с одной стороны наблюдение за соблюдением прав личности в уголовном процессе, с другой за недопущением сокрытия преступлений. В случае, если будут установ-
лены недостатки в расследовании, то прокурор должен был добиваться их устранения.
Таким образом, с первого комплексного законодательного закрепления полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, прокурорам предписывалось осуществление своей деятельности в досудебном производстве путем проведения прокурорских проверок. В целом, проверки осуществлялись формально, так как каких-либо конкретных предписаний по порядку и последовательности их проведения (то есть реализации метода наблюдения), кроме как «ходатайствовать и настоять»[7, с.312], законодательно не устанавливалось.
Ситуация несколько изменилась лишь с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 года. Как отмечают исследователи «судебная реформа принципиально изменила роль прокурора в уголовном процессе: из формального надзирателя (каким он был везде, и в том числе в суде уголовном) прокурор превратился в активного обвинителя - центральную фигуру в борьбе с уголовной преступностью»[5, с. 338].
В Уставе уголовного судопроизводства 1864 года (далее - УУС) деятельность прокурора в досудебном уголовном процессе хотя и получила четкое законодательное закрепление, однако правовое регулирование прокурорских проверок и здесь осталось без должного внимания. Прокуроры по своему усмотрению осуществляли проверки по уголовному делу, давая соответствующие рекомендации. Так, например, в статье 278 УУС говорилось, что прокуроры и их товарищи предварительных следствий сами не производят, но дают предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством следствия.
Все полномочия прокурора, закрепленные в УУС, анализируя, можно разделить на три основные группы:
1. Полномочия, прямо предоставляющие прокурору право и обязывающие его проводить проверки. Так, материалы предварительного следствия передавались прокурору для проверки и составления заключения о предании обвиняемого суду в форме обвинительного акта (ст. 510 и 519 УУС).
Суть такой проверки можно определить как «итоговую». То есть прокурор проводил проверку всего расследования, основываясь на материалах дела, изучал и проверял их, давая в итоге по ним заключение. Особенностью такой проверки являлось и является то, что прокурор, проводя ее, поверяет не только законность и обоснованность всех действий и решений по делу, но и полноту и всесторонность исследования обстоятельств дела, достаточность собранных доказательств для поддержания обвинения в отношении конкретного лица. То есть, прокурор при проведении такой проверки выступает и как лицо, осуществляющее надзор, и как лицо, осуществляющее уголовное преследование по делу.
2. Полномочия, косвенно предусматривающие проведение прокурором проверок в досудебном производстве, а также обязывающие всех иных участников досудебного производства информировать прокурора о ходе расследования. Например, такое полномочие как право присутствовать при всех следственных действиях и рассматривать на месте подлинное производство, не останавливая, однако, хода следствия (ст. 280 УУС), которое давало прокурору возможность осуществлять систематические проверки хода расследования. Данное полномочие являлось одним из наиболее актуальных, так как позволяло, не затягивая расследования и не вмешиваясь в ход следствия,
оперативно выявлять нарушения закона, а также отслеживать ход осуществления уголовного преследования.
Заслуживает внимание продуманность и последовательность позиции законодателя при регламентации в УУС полномочий прокурора, обеспечивающих ему возможность осуществления постоянных, систематических проверок хода расследования. Так, прокурор немедленно уведомлялся судебным следователем при взятии обвиняемого под стражу (ст. 283 УУС). Более того, судебный следователь о всяком следствии, начатом им не по сообщению полиции и не по жалобе частного обвинителя, сообщал прокурору (ст. 263 УУС); о всяком происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, полиция немедленно и никак не позже суток по получении о том сведения сообщала судебному следователю и прокурору или его товарищу (ст. 250 УУС) и др.
К сожалению, в настоящее время в УПК РФ отсутствует столь последовательная как в УУС регламентация полномочий прокурора и других участников процесса, позволяющая прокурору проводить оперативные проверки хода расследования на всех стадиях досудебного производства, что негативным образом отражается на правоприменительной практике.
3. Полномочия, которые можно обозначить как способ реагирования по итогам проведения проверки. Прокурор наделялся действенными полномочиями, позволявшими ему добиваться устранения нарушений законодательства, не нарушая при этом процессуальную самостоятельность следователя. Так, по производству дознания о преступных деяниях полицейские чины состояли в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей (ст. 279 УУС); требования прокурора были обязательны к исполнению судебным следователем - по всем предметам, относящимся к исследованию преступления и к собранию доказательств, судебный следователь исполнял законные требования прокурора или его товарища с отметкой в протоколах, какие именно меры приняты по его требованию (ст. 281 УУС); прокурор или его товарищ могли требовать дополнения предварительного следствия по сделанным им указаниям, хотя бы судебный следователь и признал следствие оконченным (ст.286 УУС) и др.
В дальнейшем правовому регулированию прокурорских проверок в досудебном производстве должного внимания не уделялось.
В результате известных событий 1917 года было ликвидировано большинство государственно-правовых институтов. В первую очередь это коснулось участия прокурора в досудебном производстве. В пункте 3 Декрета от 24 ноября 1917 года «О суде» предписывалось «упразднить доныне существовавшие институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры»^]. Можно констатировать, что в тот период в уголовный процесс были возвращены инквизиционные начала и в дальнейшем советское уголовное судопроизводство пошло по пути развития состязательности без устранения появившейся в самом начале его формирования инквизиционной составляющей.
В 1922 году было принято «Положение о прокурорском надзоре», а также Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года, затем и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года, которые изначально во многом дублировали положения Устава уголовного судопроизводства 1864 года и содержали
лишь одно принципиальное отличие: теперь указания прокурора для следователей стали обязательными и обжалованию не подлежали.
В «Положении о прокурорском надзоре» 1922 года говорилось не о прокурорских проверках, а о надзоре, прокурорский надзор возводился в ранг «высшего» в том числе и в уголовном процессе[8]. Отсутствие правового регулирования прокурорских проверок и упоминания о них в законе не означало их отсутствия на практике, напротив проверки стали носить всеобщий характер и, как и прежде, являлись главным средством выявления всех нарушений[10, с.7-19].
Так, в «Положении о прокурорском надзоре в СССР» 1955 года и в «Основах уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик» 1958 года, в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 года выполнение прокурором полномочий в отношении органов дознания и органов предварительного следствия не разграничивалось, прокурор стал, по сути, руководителем предварительного расследования в любых его формах и стал самостоятельно осуществлять расследование по уголовным делам во всех его формах.
По УПК РСФСР 1960 года прокурор имел неограниченные полномочия по участию в расследовании и вмешательству в его ход. Прокуроры отвечали за ход расследования и сами его осуществляли. В такой ситуации прокурорская проверка в большей степени имела характер ведомственного контроля.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации несколько изменили ситуацию в правовом регулировании осуществления прокурором проверок в досудебном производстве.
УПК РФ, принятый в 2001 году, впервые четко определил положение прокурора и выполняемые им функции на различных стадиях уголовного судопроизводства. На досудебных стадиях полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия оставались властно-распорядительными. Решения органов расследования на возбуждение уголовного дела, производство процессуальных действий, затрагивающих конституционные права граждан, предусматривали предварительное согласование с прокурором. Прокурор также имел право возбуждать и участвовать в производстве предварительного расследования, в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, лично производить отдельные следственные действия. Другими словами, прокурор обладал всей совокупностью полномочий, дающих ему возможность непосредственно осуществлять уголовное преследование, воздействовать на действия и решения органов предварительного расследования, что означало фактическое руководство расследованием. Наделение прокурора такими полномочиями являлось мощным правовым средством осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов расследования и контроля за расследованием преступлений.
ФЗ от 05.06.2007 г. №87-ФЗ были существенно изменены характер полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, формы и методы его осуществления. По отношению к органам предварительного следствия полномочия прокурора установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения
процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием. К руководителю следственного органа перешли полномочия: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств в предусмотренных УПК РФ случаях, давать следователю обязательные для исполнения письменные указания, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, разрешать вопросы об отводе следователя; отстранять следователя от ведения расследования, продлевать срок предварительного расследования и др. (ст. 39 УПК).
Следует заметить, что характер полномочий прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания как был, так и остался властно-распорядительный. Другое дело - надзор за исполнением законов органами предварительного следствия. Здесь изменение полномочий прокурора дало основание усомниться в эффективности его надзорной деятельности. В частности, А. Александров, С. Белов, А. Кухта отмечают, что прокурор надзирает за исполнением законов и следователем, но лишен при этом возможности оперативного вмешательства в деятельность следователя. Громоздкая и неповоротливая система реализации надзора за законностью ведения следствия со стороны прокуратуры оставляет мало надежды на быстрое исправление следственных ошибок, нарушений федерального законодательст-ва[1, с.66].
Названные авторы не единственные, кто считает, что у прокурора недостаточно полномочий для осуществления надзорной деятельности и есть необходимость не только восстановить их в полном объеме, но и придать полномочиям прокурора большую наступатель-ность, обеспечивая реализацию главной задачи органов, ведущих борьбу с преступностью, - неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступление [2, с.10].
Приведенные мнения во многом о6усповлены тем, что УПК РФ 2001 г. и предшествующее законодательство закрепляло ведущую роль прокурора в осуществлении уголовного преследования и расследования уголовных дел в целом, наделяя его неограниченными возможностями и по осуществлению надзора в стадиях досудебного производства. Соответственно и в науке деятельность прокурора рассматривалась как «форма осуществления прокурорской власти»[6, с.109-110]. В последнее же время полномочия прокурора по осуществлению надзора за следствием, по выражению В. Божьева, «напоминают статус делегата конференции с совещательным голосом»[3, с.8].
Сокращение полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия в какой-то мере ослабило правозащитный механизм надзорной деятельности. Поэтому естественно, что лишение прокурора «власти» при сохранении в полном объеме задач прокурорской деятельности порождает у многих сомнение в возможной ее эффективности, а подчас и необходимости. Все это предопределяет потребность для совершенствования форм и методов надзорной деятельности.
Несмотря на существенные изменения полномочий прокурора, прокурорские проверки по-прежнему занимают основное место в его деятельности. В ст. 37 УПК РФ указывается, что прокурор уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК), а так же истребовать
и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК).
Сам порядок, сроки и формы реализации данных проверок законом не установлены, однако содержаться в многочисленных Приказах и Указаниях Генерального прокурора.
Практические работники отмечают, что наличие недостатков в действующем законодательстве отнюдь не вводит мораторий на его исполнение. Наоборот, вне зависимости от того, плох или хорош действующий закон, правоприменителями должны быть приложены все усилия по обеспечению защиты прав и свобод граждан[9, с.28-31]. Поэтому Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом принимаются организационно-распорядительные документы, направленные на восполнение пробелов уголовно-процессуального законодательства. Так, совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета от 16.12.2008 г. № 272/49/5/206 «Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства» конкретизированы различные направления взаимодействия между должностными лицами органов расследования и прокуратуры: по предоставлению прокурору, осуществляющего проверку исполнения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, для изучения все учетные и регистрационные документы; по рассмотрению в срок не позднее пяти суток требований прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и т. д.
Порядок проведения прокурорской проверки на стадии возбуждения уголовного процесса урегулирован Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия". Согласно п. 1.1 данного Приказа прокуроры обязаны проводить проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях законов -безотлагательно. Приказом Прокурора Саратовской области установлено, что такие проверки с обязательным составлением акта проведения проверки, должны проводиться прокурорами районов и их заместителями еженедельно. Таким образом, проведение прокурорских проверок на стадии возбуждения уголовного дела является обязанностью, а не правом (т.е. усмотрением), прокурора и не зависит от наличия или отсутствия повода для ее проведения.
Порядок проведения проверки законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела также регламентирован Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 3 июля 2013 г. № 262 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в
сокращенной форме", от 2 июня 2011 г. № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
Данными приказами предусмотрено регулярная, систематическая проверка прокурором исполнения органами дознания и предварительного следствия действующего уголовно-процессуального законодательства. Однако в регламентации прокурорской проверки отсутствует системный подход, нет четких методических указаний по порядку ее проведения.
На наш взгляд, законодателю стоит обратить внимание на последовательность и логичность закрепления полномочий прокурора по осуществлению проверок, существовавшую в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. и использовать ее в современном правовом регулировании. На сегодняшний день, прокурорская проверка в досудебном производстве не должна влиять на ход расследования, нарушая процессуальную самостоятельность следователя, но при этом прокурор должен обладать действенными полномочиями, позволяющими ему добиться устранения выявленных нарушений законодательства. Такого баланса полномочий при правовом регулировании прокурорской проверки в досудебном производстве можно добиться, используя российский законодательный опыт. При этом особое внимание стоит обратить на то, что на протяжении всего развития законодательства прокурорская проверка в досудебном производстве осуществлялась методом постоянного наблюдения.
Таким образом, на основании проведенного анализа генезиса правового регулирования прокурорских проверок в досудебном производстве по уголовным делам, можно выделить следующие основные этапы законодательного закрепления прокурорских проверок в уголовном судопроизводстве:
1) с 1802 года по 1864 год - частичная регламентация, основанная на методе постоянного наблюдения без права вмешательства прокурора в уголовно-процессуальную деятельность, либо принятия им значимого решения с целью устранения выявленного нарушения;
2) с 1864 года по 1917 год - должная законодательная регламентация прокурорских проверок, основанных на методе постоянного наблюдения с действенными полномочиями, позволявшими выявлять и устранять нарушения действующего законодательства. Данная схема правовой регламентации полномочий прокурора по осуществлению прокурорских проверок в досудебном производстве логична и может быть положена в основу современного правового регулирования;
3) с 1917 по 1955 год - переходный период с сохранением прокурорских проверок как основного средства прокурорского надзора;
4) с 1955 по 2007 год - сведение прокурорских проверок к непосредственному осуществлению прокурором уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений;
5) с 2007 по настоящее время - частичная, урезанная законодательная регламентация прокурорских проверок в досудебных стадиях уголовного процесса, регулирование порядка и формы проведения данных проверок Приказами и Указаниями Генерального прокурора РФ.
Список литературы:
1. Александров А., Белов С., Кухта А. Реформа предварительного расследования // Уголовное право. 2007. № 5. С. 66.
2. Бобырев В.В., Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Изменения в УПК РФ и полномочия прокурора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2008. №1. С. 10.
3. Божьев В. Актуальные проблемы производства по делу на рубеже главных стадий уголовного процесса // Законность. 2008. № 9. С. 8.
4. Декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, N 17, 24.11.1917.
5. Казанцев С.М. Прокуратура Российской империи: историко-правовое исследование: дисс. ... докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003. С. 338.
6. Мельников Н. Уголовное преследование как самостоятельная государственно-властная деятельность прокуратуры // Уголовное право. 2004. №4. С. 109-110.
7. Полное собрание законов Российской империи.-Санкт-Петербург.- 1830.-Т.27, №20553, С.398: цит. по: Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век. М., 1995. С.З10-312.
8. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 "Положение о прокурорском надзоре" // http://www.lawmix.ru/sssr/17856 (дата последнего обращения 8.03.2015 г.)
9. Резцов А. Работа в новых условиях // Законность. 2009. №4. С. 28-31.
10. Скаредов Г.И. Участие прокурора в следственных действиях. М. Юр. лит, 1987 г. С. 7-19.
Рецензия
на статью преподавателя кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Грачёвой Ольги Алексеевны «Генезис правового регулирования проведения прокурором проверок в досудебных стадиях уголовного судопроизводства»
Представленная на рецензирование научная статья является актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении. Грачёва О.А. исследует вопросы генезиса и развития прокурорских проверок в ходе досудебного производства по уголовным делам по законодательству Российской империи. Освещаемая автором проблема отсутствия должного правового регулирования порядка проведения прокурором проверок в досудебных стадиях уголовного процесса до настоящего времени не разрешена в уголовно-процессуальном законодательстве.
Грачёва О.А. анализирует и сопоставляет различные точки зрения ученых-процессуалистов и практических работников, ряд положений действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». На основе комплексного историко-правового исследования Устава уголовного судопроизводства 1864 года, Уголовно-процессуального законодательства РСФСР 1922 -1960 года и других источников, делает вывод, что прокурор реализует свои полномочия путем проведения проверок исполнения закона в досудебных стадиях уголовного процесса. Автор умело ведет научную полемику и обосновывает свою позицию по затрагиваемым вопросам.
Достоверность выводов автора обеспечивается разнообразием информационной базы исследования, обширным использованием научной литературы.
Данная статья является самостоятельной научной работой, выполненной на хорошем теоретическом уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию научных статей, и может быть рекомендована для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Научный руководитель:
заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ, к.ю.н., профессор А.Ф. Соколов