242
Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133)
УДК 37.01
Е.А. Ширяев*
ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В статье анализируется история возникновения и эволюция понятия успешности обучения в исследованиях дидактов прошлого. В истории понятия выделяются несколько подходов к пониманию успешности: успешность поднималась как результат, как мотив и как принцип обучения.
Ключевые слова: успешность обучения, дидактические принципы, история педагогики, мотив обучения.
Важность успешности обучения отмечалась уже в первыгх научныгх исследованиях, посвященныгх проблемам обучения, но сущность успешности трактовалась по-разному. Соответственно, цель данной работы — определить, когда зародились научные представления об успешности обучения учащихся, и как успешность обучения интерпретировалась в педагогике.
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский затрагивал проблемы, связанные с успешностью обучения учащихся, но вопрос о том, определял ли он успешность как принцип обучения, можно назвать открытым. Так, в русском переводе «Великой дидактики», опубликованном в 1875 г., фрагмент полного заглавия был переведен следующим образом: «путь указывается легкий и верный для благополучного достижения успеха» [9]. Отсюда можно сделать вывод о том, что уже в заглавии своей книги Я.А. Коменский выносит принцип успешности обучения, но возникает вопрос, что имел ввиду автор, говоря об успехе, и об успехе ли говорил он. В переводе под редакцией А.И. Пискунова тот же фрагмент заглавия переводится как «легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике» [8, с. 242]. Целесообразно в данном случае обратиться к тексту оригинала. Чешский вариант первоначального текста до настоящего времени не сохранился, но существует латинский перевод «Великой дидактики», осуществленный самим Я.А. Коменским и изданный при его жизни. В латинском варианте этот фрагмент заглавия звучит следующим образом: «Via denique in effectum haec feliciter deducendi facilis et certa ostenditur» [16]. В оригинале речь не идет о достижении успеха, путаницу может вызвать слово «felicitir», которое может быть переведено как «счастливый, радостный, успешный», но в данном контексте смысл, на наш взгляд, более полно передан в переводе 1982 г.
Далее Я.А. Коменский говорит о том, что «в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха» [8, с. 243] (перевод 1982 г.). Вновь возникает необходимость установить, действительно ли Я.А. Коменский говорит об успешности. Оригинал содержит следующие строки: «scholae minus habeant strepitus, nauseae, vani laboris; plus autem otii, deliciarum, solidique profectus» [16]. Profectus переводится с латыни как успех, преуспение. Следовательно, в этом отрывке Я.А. Коменский действительно предполагал, что ученики должны быть успешны.
* © Ширяев Е.А., 2015
Ширяев Евгений Андреевич ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Первым дидактом, рассматривавшим категорию «успешность обучения», таким образом, был Я.А. Коменский, но успешность обучения по Я.А. Коменскому нам следует интерпретировать как результат обучения, к которому должна стремиться школа, нежели чем дидактический принцип.
Успешность обучения в своих работах рассматривали Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо. Так, о важности успеха в обучении писал Дж. Локк, который отмечал, что «самая неразумная вещь на свете — мучить его [ребенка] и тратить время на то, в чем он никогда не сможет иметь успеха» [10]. Ж.-Ж. Руссо писал о том, что ребенок «редко будет действовать, не уверившись в успехе». Отмечалось автором то, что важно подчеркивать успешность ребенка, поощряя, и ребенок «захочет превзойти самого себя» [13]. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо, с одной стороны, рассматривали успех как результат обучения, а с другой — отмечали, что успех стимулирует деятельность ребенка, является мотивом обучения.
И.Г. Песталоцци говорил о том, что понятные каждому средства обучения должны отправляться от простых исходных начал, и если их непрерывно, последовательно и постепенно развивать, то результаты могут привести к психологически верному успеху [11, с. 194]. Более подробно успешность обучения в интерпретации И.Г. Песталоцци рассматривается во вступительной статье В.А. Ротенберга ко второму тому «Избранных педагогических произведений» И.Г. Песталоцци. Так, условием успешного обучения по И.Г. Песталоцци, можно назвать «умение возбудить и поддержать в ребенке интерес к школьным занятиям» [11, с. 41], также успешным обучение будет в том случае, если оно соответствует с «вечными и неизменными законами природы» [11, с. 29]. Таким образом, И.Г. Песталоцци говорит об успехе с психологической точки зрения, как об определенном эмоциональном состоянии, вызванном достижениями в учении.
Свои идеи относительно успешности обучения И.Ф. Гербарт раскрывает в «Общей педагогике, выведенной из целей воспитания», где говорит, что обучение не должно быть слишком трудно, оно не должно стоить слез воспитаннику, ни лишать его надежды на успех, а «чтобы установить характер воспитанника прежде всего требуется круг представлений, затем действование, увенчивающееся удачей; следовательно успешное обучение» [4, с. 99].
С другой стороны, в «Письме к родителям» И.Ф. Гербарт отмечал, что успешное обучение не значит легкое, напротив: «Я не нахожу, чтобы главное преимущество заключалось в искусственно облегчающем и обходящем трудности методе обучения». Средством для борьбы с переутомлением, служит, по мнению И.Ф. Гербарта, радость успеха [3, с. 77].
В своих трудах А. Дистервег, рассматривая принцип индивидуальности обучения, отмечал, что «несправедливо требование, чтобы все ученики оказывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы его изучать в одинаковом объеме» [7, с. 175].
А. Дистервег и И.Ф. Гербарт определяют успешность как результат обучения, но И.Ф. Гербарт отмечает важность «радости успеха», которая будет поддерживать интерес ученика к обучению, то есть фактически успешность понимается как мотив обучения.
В своей книге «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинский говорит об успешности в обучении с точки зрения важности ощущения успеха для деятельности человека и, как следствие, для его обучения: «В самом стремлении человека к совершенству лежит уже залог того, что успех ободряет его даже независимо от своего содержания» [15, с. 168]. Также, рассуждая о принципах своевременности и постепенности обучения, К.Д. Ушинский отмечает, что успешным обучение будет в том случае, если
требования, предъявляемые к ученику, будут соответствовать его возможностям [15, с. 522]. «Часто самая упорность побеждается тем, что воспитатель устраивает ученье так, что и упорный лентяй делает шаг вперед, так этот шаг легок; успех нескольких таких шагов ободряет дитя, и оно начинает делать шаги потруднее, потом еще потруднее и, наконец, пойдет очень бодро» [15, с. 526].
Отмечал важность успеха в обучении отечественный педагог В.А. Сухомлинский, рассуждая об обучении детей, которые только пришли в школу, он отмечал, что ребенка пугает даже мысль о том, что его могут посчитать лодырем или неудачником, а желание учиться присуще каждому ребенку, приходящему в школу. Но желание учиться легко погасить равнодушием или резким словом со стороны учителя. Поэтому «живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении» [14].
К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский также исходят из того, что успех важен для ребенка как фактор, поддерживающий интерес к обучению, таким образом, рассматривая успешность как мотив обучения.
С других позиций к определению успешности обучения подходит М.Н. Скаткин, который в главе «Дидактики средней школы», посвященной принципам обучения, отмечает связь успешности обучения и отношения учащихся к учебе [5, с. 77], на основе чего вводится принцип положительного эмоционального фона обучения. Этот принцип предполагает, что любая деятельность учащегося должна сопровождаться эмоциональным подъемом, который будет приводить в действие внутренние побудительные силы старательного учения. К средствам, обеспечивающим позитивный фон обучения, автор относит изучение на уроках произведения искусства, использование игровых технологий, особо подчеркивается роль личности учителя как средства эмоционального воздействия [5, с. 84]. Таким образом, М.Н. Скаткин первыш выделил успешность в качестве принципа обучения, понимая под ним то, что учитель должен создавать на занятиях положительный эмоциональный фон, который будет стимулировать и мотивировать учеников.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности успешности обучения учащихся. Самыши распространенными являются результативный и личностно ориентированный подходы. Представители результативного подхода интерпретируют успешность как высокую результативность, успеваемость учащихся. В рамках этого подхода можно выделить несколько позиций. Так, в пособии «Психология и педагогика» успешность обучения сравнивается с эффективностью процесса обучения и в качестве ее главного критерия выделяет полноту усвоения программный знаний, умений и навыков учащимися [12, с. 97]. Согласно позиции А.С. Белкина, успешность рассматривалась как условие «значительных результатов в обучении» [2, с. 33].
К представителям результативного подхода можно отнести М.Д. Горячева, который отмечает, что «учебная деятельность, имеющая конкретные результаты, пользу которой осознают учащиеся, стимулирует их познавательную потребность и познавательную активность» [5, с. 146], то есть подчеркивается важность положительных результатов в обучении как залог дальнейшего интереса ученика к познавательной деятельности.
Другим направлением научных поисков в этой области является личностно ориентированный подход, в котором успешность понимается как эмоциональное состояние, самооценка достижений учащегося и оценка этих результатов со стороны окружающих. К этому подходу можно отнести Ш.А. Амонашвили, который называл успех и радость витаминами учения [1, с. 37], а сам успех понимал как это достижение общественно значимой и личностно намеченной цели в результате напряженного труда.
Зарубежных исследователей, занимающихся проблемами, связанными с успешностью обучения, также можно отнести к этому подходу. Об успешности пишут как в специальных исследованиях, так и в работах общего характера. Например, британский ученый Д. Муйджис, изучая проблемы эффективности школьного обучения, отмечал, что учителю следует стремиться к тому, чтобы все ученики имели возможность испытать успех, при этом успех не обязательно должен достигаться исключительно в обучении, но должен быть связан со школой (спортивные секции и различные кружки) [19, р. 192].
Коллектив американских авторов под руководством Дж. Куха под «успехом учащегося» понимают успеваемость, участие в целенаправленной образовательной деятельности, удовлетворение, приобретение желаемого знания, навыков и компетенций, настойчивость, достижение образовательных целей и внеучебной активности [18, р. 7].
Это определение дополняет Т. Йорк, который под успешностью студента понимает совокупность успеваемости, достижения целей обучения, приобретение желаемых навыков и компетенций, удовлетворение, настойчивость и внеучебную активность, таким образом исключая из данного выше определения «участие в целенаправленной образовательной деятельности», объясняя это тем, что остальные характеристики уже предполагают это участие [20].
Джон Кьюсоу определяет успех как желаемый результат обучения учащегося и выделяет ряд показателей успешности обучения: длительность запоминания, его достижения, рост успеваемости и целостное развитие ученика [17].
По мнению Дж. Зинса, успешность включает в себя отношение к школе (мотивация, ответственность, привязанность), поведение (посещение занятий, включенность в обучение, учебные особенности) и успеваемость (оценки, владение предметом, результаты тестов) [21, с. 194].
Успешность обучения рассматривалась уже в первых педагогических работах научного характера. Так, Я.А. Коменский рассматривал успешность как результат обучения. В работах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо успешность обучения интерпретировалась не только как результат, но и как мотив обучения. С различных позиций рассматривали успешность обучения педагоги Нового времени, так А. Дистервег рассматривая условия, необходимые для успешного обучения, отмечал, что успешным будет посильное, соответствующее возможностям учащегося, то есть также определял успешность как результат обучения. И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарт, напротив, отмечали, что для учащихся важна эмоциональная составляющая — радость успеха, исходили из психологической трактовки данного понятия. С этой позиции успешность также рассматривали отечественные педагоги — В.А. Сухомлинский и К.Д. Ушинский, понимая успешность как эмоциональное состояние, которое выступает мотивом для учащегося. Научные изыскания прошлого нашли свое отражение в современной педагогической науке. Так, позиции авторов современных исследований, посвященных успешности обучения, можно разделить на два подхода: результативный, в рамках которого успешность обучения понимается как результат, и личностно ориентированный.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. 96 с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
3. Гербарт И.Ф. Из письма Гербарта к родителям // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. Т. 1. С. 79-84.
4. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении / пер. А.В. Адольфа. М.: Изд. М.Л. Тихомирова, 1906. С. 3-361.
5. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник СамГУ. 2001. № 1 (19). С. 141-146.
6. Дидактика средней школы / под. ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
7. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. С. 55-212.
8. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 242-476.
9. Коменский Я.А. Великая дидактика. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1875.
10. Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 с.
11. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3-х т. / под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т. 2. 563 с.
12. Психология и педагогика: учебное пособие / М.Д. Горячев [и др.]. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. 187 с.
13. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. URL: http://www.litmir.info/br/?b=157478 (дата обращения: 10.04.2015).
14. Сухомлинский В.А. Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении. URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11929/HTML/0020.htm (дата обращения: 09.01.2015).
15. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собр. соч.: в 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. Т. 10. С. 53-659.
16. Comenii J.A. Opera didactica omnia. URL: http://books.google.ru/books/about/ J_A_mos_Comenii_Opera_didactica_omnia.html?id=43NEAAAAcAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 21.03.2015).
17. Cuseo J. Student Success. Definition, Outcomes, Principles and Practice URL: http:// www.indstate.edu/studentsuccess/pdf/Defining%20Student%20Success.pdf (дата обращения: 23.04.2015).
18. Kuh G.D. et al. Student success in college: Creating conditions that matter. San Francisco: John Wiley&Sons, 2011. 416 p.
19. Muijs D., Reynolds D. Effective teaching: Evidence and practice. L.: Sage, 2010. 368 p.
20. York T.T., Gibson C., Rankin S. Defining and Measuring Academic Success / T.T. York, C. Gibson, S. Rankin // Practical Assessment, Research&Evaluation. 2015. №. 5. Vol. 20. URL: http://pareonline.net/getvn.asp?v=20&n=5 (дата обращения: 03.05.2015).
21. Zins J.E. (ed.). Building academic success on social and emotional learning: What does the research say? / J.E. Zins. N.Y.: Teachers College Press, 2004. 245 p.
References
1. Amonashvili Sh.A. Education. Grade. Mark. M., Znanie, 1980, 96 p. [in Russian].
2. Belkin A.S. Situation of success. How to create it. M., Prosveshchenie, 1991, 176 p. [in Russian].
3. Gerbart I.F. From the letter of Gerbart to his parents in Selected pedagogic works. M., Uchpedgiz, 1940, Vol. 1, pp. 79-84 [in Russian].
4. Gerbart I.F. General pedagogics, brought out from the aims of upbringing in The most important pedagogic writings in systematic retrieval. Translation by A.V. Adolf. M., Izd. M.L.Tihomirova, 1906, pp. 3-361 [in Russian].
5. Goryachev M.D., Goryacheva R.N. Peculiarities of educational interests and motives of pupil's learning. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2001, no. 1(19), pp. 141146 [in Russian].
6. Didactics of a secondary school. M.N. Skatkina (Ed.). M., Prosveshchenie, 1982, 320 p. [in Russian].
7. Disterveg A. Manual to the education of German teachers in Uchpedgiz, 1956, pp. 55-212 [in Russian].
8. Comenius J.A. Great didactic in Selected pedagogic works. M., Pedagogika, 1982, Vol. 1, pp. 242-276 [in Russian].
9. Comenius J.A. Great didactic. SPb., Tipografiia A.M. Kotomina, 1875 [in Russian].
10. Locke J. Some Thoughts Concerning Education in Writings. In 3 Vols. M., Mysl', Vol. 3. 1988, 668 p. [in Russian].
11. Pestalozzi J.H. Selected pedagogic works: in 3 Vols. M.F. Shabaeva (Ed.). Vol. 2. M., Izd-vo APN RSFSR, 1963, 563 p. [in Russian].
12. Goryachev M.D. [et. al.]. Psychology and pedagogics: textbook. Samara, Izd-vo «Samarskii universitet», 2003, 187 p. [in Russian].
13. Rousseau J.-J. Emile, or On Education. Retrieved from: http://www.litmir.info/br/?b=157478 (accessed 10.04.2015) [in Russian].
14. Sukhomlynsky V.A. Give a child a joy of mental labor, a joy of success in learning. Retrieved from: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11929/HTML/0020.htm (accessed 09.01.2015) [in Russian].
15. Ushinsky K.D. Materials to the 3rd volume of «Pedagogical anthropology» in Collected works: in 11 Vols. M.-L., Izd-vo APN RSFSR, 1948-1950, Vol. 10, pp. 53-659 [in Russian].
16. Comenii J.A. Opera didactica omnia. Retrieved from: http://books.google.ru/books/about/ J_A_mos_Comenii_Opera_didactica_omnia.html?id=43NEAAAAcAAJ&redir_esc=y (accessed 21. 03.2015).
17. Cuseo J. Student Success. Definition, Outcomes, Principles and Practice. Retrieved from: http://www.indstate.edu/studentsuccess/pdf/Defining%20Student%20Success.pdf (accessed 23.04.2015) [in English].
18. Kuh G.D. et al. Student success in college: Creating conditions that matter. San Francisco, John Wiley & Sons, 2011, 416 p. [in English].
18. Muijs D., Reynolds D. Effective teaching: Evidence and practice. L., Sage, 2010, 368 p. [in English].
19. York T.T., Gibson C., Rankin S. Defining and Measuring Academic Success. Practical Assessment, Research & Evaluation, 2015, Vol. 20, no. 5. Retrieved from: http://pareonline.net/ getvn.asp?v=20&n=5 (accessed 03.05.2015) [in English].
20. Zins J.E. (ed.). Building academic success on social and emotional learning: What does the research say? N.Y., Teachers College Press, 2004, 245 p. [in English].
E.A. Shiryaev*
GENESIS OF SCIENTIFIC CONCEPTS OF PUPILS LEARNING SUCCESS
The author analyzes the genesis of scientific researches of success in the learning and distinguishes three approaches to the definition of learning success in the history of pedagogy — as a result, as a motive and as a principle of learning.
Key words: success of learning, didactic principles, history of pedagogy, learning motive.
Статья поступила в редакцию 27/VII/2015. The article received 27/VII/2015.
* Shiryaev Evgeniy Andreevich ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara State University, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.