23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Political institutions, processes and technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-4-38-43
Генезис консервативной идеологии, тенденции развития и перспективы в политическом реформировании современных стран (на примере России и Франции)
М.А.Епремян ©
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются гносеологические корни консервативной идеологии, тенденции развития и дальнейшие перспективы в политическом реформировании не только современной России, но и в других странах. Автор акцентирует внимание на консерватизме «мировом» и российском. В ходе исследования автор иллюстрирует, какие возможности и ограничения может иметь консервативная идеология в политической реформе не только современной России, но и в мире. В заключении делается вывод, что, перспектива консервативного направления в мире достаточно широка. Во избежание иммиграции и для контроля развития технологий в обществе необходимо придерживаться именно консервативной политики. Консерватизм является консолидирующей идеологией. Автор неслучайно в качестве примера приводит понимание консервативной идеологии французами в связи с тем, что в России свое видение на идеологию консерватизма. Если мы говорим, что консерватизм стремится что-то сохранить и уважает традицию, мы должны иметь ввиду, что традиции у разных обществ, которые формируют какие-то моральные императивы, не могут быть единым явлением в силу разных исторических судеб и отличающихся религиозных воззрений. Если рассматривать с точки зрения религии, консерватизм мусульманский и христианский будут в какой-то степени конфронтационными в некоторых вопросах. Цель работы заключалась в рассмотрении вопросов, касающихся роли, эволюции и перспектив консервативной идеологии в политическом реформировании современных стран. Основное внимание автор уделяет России и Франции. Для достижения поставленной цели был выбран метод глубинного интервью с экспертами по поводу того, как ими понимается консерватизм. Уже сегодня консерватизм достаточно разнообразен. Вполне возможно, что в будущем он еще более трансформируется и обретет новые отблески.
Ключевые слова: консерватизм, политическое реформирование, политическое развитие, эволюция, перспективы
DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-4-38-43
The genesis of conservative ideology, development trends and prospects in the political reform of modern countries (on the example of Russia and France)
M.A. Еpremyan ©
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the epistemological roots of conservative ideology, development trends and further prospects in political reform not only in modern Russia, but also in other countries. The author focuses on the "world" and Russian conservatism. In the course of the study, the author illustrates what opportunities and limitations a conservative ideology can have in political reform not only in modern Russia, but also in the world. In conclusion, it is concluded that the prospect of a conservative trend in the world is wide enough. To avoid immigration and to control the development of technology in society, it is necessary to adhere to a conservative policy. Conservatism is a consolidating ideology. It is no coincidence that the author cites as an example the understanding of conservative ideology by the French due to the fact that Russia has its own vision of the ideology of conservatism. If we say that conservatism seeks to preserve something and respects tradition, we must bear in mind that traditions in different societies, which form some kind of moral imperatives, cannot be a single phenomenon due to different historical destinies and differing religious views. Considered from the point of view of religion, Muslim and Christian conservatism will be somewhat confrontational on some issues. The purpose of the work was to consider issues related to the role, evolution and prospects of conservative ideology in the political reform of modern countries. The author focuses on Russia and France. To achieve this goal, the method of in-depth interviews with experts on how they understand conservatism was chosen. Already today, conservatism is quite diverse. It is quite possible that in the future it will transform even more and acquire new reflections.
Key words: conservatism, political reform, political development, evolution, prospects
ВВЕДЕНИЕ
Тема консерватизма в настоящее время все больше приобретает популярность в научных и политических кругах. Дискуссии по проблемам консерватизма, как российского, так и западного, приняли широкий масштаб, и вышли за рамки научного сообщества.
Существует огромное количество подходов и содержание, вкладываемое в понятие консервативной идеологии, серьезно видоизменяется (иногда до противоположности). Такая проблема демонстрируется реальной политической ситуацией и в России, и на Западе.
В России консервативная идея эксплуатируется и левыми, и правыми, и центристами, и самые разнородные политики позиционируют себя как «консерваторы». Все выводы делаются на основе каких-то определенных противопоставлений. В качестве примера можно привести эпоху правления в Российской империи Александра II. Отмену крепостного права можно считать самым либеральным актом в истории российской государственности, однако можно ли назвать императора либералом?
Современная Россия первые десять лет после развала Советского Союза и второй десяток лет после развала, имела абсолютно разные модели. Первые десять лет были попытки либерального эксперимента, попытка выстроить новую независимую Россию на основе модели либеральной демократии, которая существовала в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки, но опять же эта совершенно не та либеральная демократия, которая есть в Европе сегодня.
Также можно провести параллели среди французских политиков. Если сравнить Жака Ширака с Эммануэлем Макроном, то Ширак будет консерватором, но, если сравнить его же с Шарлем де Голлем, можно сделать вывод, что он либерал. П.Ю. Рахшмир, размышляя о принадлежности Ширака к традиционалистскому типу консерватизма, обращает внимание на такую сущностную черту политического стиля подобных политиков, как популизм, и приводит слова одного из друзей и соратников главы ОПР: «То, что он говорит, не имеет значения. Важно то, что он может наэлектризовать толпу» [Рахшмир, 2004: 78].
В общенаучном понимании есть определенные постулаты, которые принято понимать под консерватизмом, но, когда начинаешь смотреть практически на каждое государство отдельно, на каждый отдельный институт внутри государства, приходит понимание, что консерватизм консерватизму рознь.
Цель настоящей работы: рассмотреть вопросы, касающиеся роли, эволюции и перспектив консерватизма во всем мире. Продемонстрировать какие возможности и ограничения может иметь консервативная идеология в политической реформе современной России, Франции и во всем мире.
Методологической основой исследования являются методы историко-типологического анализа, анализа текстов, диалектического анализа, а также контент-анализа и др.
Для достижения поставленной цели был выбран метод глубинного интервью с экспертами по поводу того, как ими понимается консерватизм, учитывая то, что в России свое видение на идеологию консерватизма. Среди респондентов были преподаватели истории Лионского университета им. Клода Бернара, политологии из Cergy Pontoise University, юристы, интересующиеся идеологиями, из института политических исследований Sciences Po.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ, ЕЕ ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Идеология консерватизма сформировалась как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790). Но помимо Берка основоположниками консервативного учения считаются французы Ж. де Местр, Л. де Бональд, которые в своих произведения обозначили ряд основополагающих идей традиционного консерватизма.
Доктрина французских консерваторов - де Местра, де Бональда, а также Шатобриана, изучалась фрагментарно, только в контексте истории Великой французской революции, с известных идеологических и методологических позиций. Интерес исследователей к данному политическому течению эпохи Французской революции обнаружился лишь несколько лет назад и справедливо отмечено, что социальный интерес к консервативной проблематике явно опережает процесс ее научного осмысления. [Туронок, 1995: 13.]
Постулаты традиционалистского консерватизма XIX в. в значительной степени воспринимаются сегодня «новыми правыми» и французским Национальным Фронтом. В силу этого фактора, представляет интерес проблема взаимосвязи идеологии консерваторов, выступавших против Просвещения, революции и прогресса (в его либерально-просветительском смысле) и современных праворадикальных политических сил, расширяющих, как показывает практика, свое влияние на французский электорат.
Новым этапом развития консервативной идеи отмечают конец 60-х гг. XX в. Начинается новая эра, которую можно охарактеризовать двумя особенностями. Во-первых, возникновение в эти годы движения «новых правых» в Европе, которое и по сегодняшний день ока-
зывает заметное влияние на политическую и культурную жизнь Европы. А во-вторых, с 1970-х гг. широкий успех приобретают в странах Запада либерально-консервативные политические силы, когда «консервативный триумф» привел к власти Р. Рейгана, М. Тетчер, Г. Коля и других. У первого явления наблюдалось много общего с идеями контрреволюционного консерватизма, т. е. внедрение в контекст современности ценности и традиции прошлых веков [Dasnoy, 1959].
В свою очередь, второе явление сыграло в формировании современного консерватизма и его восприятии в обществе не менее значимую, но принципиально иную роль, являясь по своей природе идеологией либеральной буржуазии. При таком положении вещей, определение консерватизма как «стремления сохранить существующие институты и устои», предложенное западными же политологами, вполне оправдано. Их консерватизм заключался не в родстве с мировоззрением Местра, Берка, Ламеннэ, Генона, Меллера Ван ден Брука, Юнгера, а в стремлении сохранить экономическую, социальную и идейную классические либеральные модели. И с этого момента в историографии политической философии основателей консерватизма в частности, и консервативной идеологии в целом, получили развитие такие тенденции. Старый консерватизм стирался, новое явление стало именоваться неоконсерватизмом, который представлял из себя, по сути, попытку возврата к первоначальному, «подлинному» либерализму.
В большинстве национальных вариантов современного консерватизма можно назвать несколько: неоконсерваторов, «новых правых» («неоправых»), традиционалистские или патерналистские направления консерваторов. Следует отметить, позиции отдельных группировок «новых правых» и части неоконсерваторов в ряде стран по комплексу вопросов, которые связанные с социально-экономической сферой и ролью государства, идут настолько далеко, что их, как правило, объединяют в так называемое «радикалистское» течение консерватизма, подразумевающей прежде всего рейганизм в США и тэтчеризм в Англии, установки которых в том или ином сочетании были заимствованы «неоправыми» и неоконсервативными группировками Западной Европы. У данного крыла консерватизма в ряде вопросов, особенно касающихся риторики, позиции близки к позициям так называемого либерта-ризма. В основе лежит идея, согласно которой человек является единоличным хозяином своей жизни и вправе поступать с ней по своему усмотрению до тех пор, пока он насильственно не вмешивается в жизнь другого человека.
Так, значительное большинство консервативных политических сил, учитывая изменения, которые произошли за последние десятилетия в структуре капитализма, сознают невозможность демонтажа механизмов государственного регулирования и возврата к системе, основанной всецело на принципах свободного рынка и неограниченной конкуренции.
По словам историка Лионского университета, им. Клода Бернара, современный консерватизм является функцией одной конкретной исторической и социологической ситуации. Либерализм - это идеология буржуазии, социализм и марксизм - идеологии пролетариата, а консерватизм - идеология аристократии.
Устранение абсолютизма во Франции способствовало образованию дисбаланса социальной системы, и для того, чтобы возникли, а в дальнейшем начали действовать механизмы саморазвития, саморегуляции, самоорганизации, потребовались значительные гражданские усилия. Французский пример демонстрирует не только возможность создания новой формулы, но и показывает его благотворное влияние на общество, особенно в случае исправного действия институтов всеобщего избирательного права и народного волеизъявления.
Консерватизм не исключает демократию, наоборот, является одним из ее вариантов. Обращение консерватизма к проверенным временем ценностям является решением многих текущих социально-политических проблем. Многие нации используют такой прием и придерживаются традиций, так как консерватизм можно назвать стабильностью и преемственностью общественных институтов и практик.
Основной исторической предпосылкой возникновения, консерватизма, как идеологического течения, по мнению французов является прежде всего революция во Франции, как катализатор возрождения новых идеологических течений. Также к другим предпосылкам относят: падение монархического начала в общественном сознании, церковный кризис, религиозные войны в Европе и расцвет философии Просвещения, как кульминации средневековой схоластики и культ рационализма.
Зарождение консервативной правовой идеологии во Франции можно назвать непосредственной реакцией на Великую буржуазную революцию во Франции (конец XVIII - начало XIX в.).
Систематизированное мнение респондентов, принимающих участие в опросе, позволяет сказать, что правовая идеология европейского консерватизма в своем генезисе определялась такими причинами, как:
• доминирование в процессе революции во Франции доктрины естественного права, исходящей из универсальных законов человеческого разума, которая представляла собой апологию свободы человека;
• крушение системы социального регулирования традиционного типа: религиозных норм, этических норм, традиций, господствующих в сфере церковной жизни, цехового устройства, городской организации, жизнедеятельности крестьянских селений;
• централизация власти, правового регулирования, исключение самобытности и автономии местных правовых порядков;
• дискредитация и десакрализация монархической власти;
• механицизм и произвольность в построении государства и правовой системы, отрицание органической природы государства и права.
Исследователь французского консерватизма из Cergy Pontoise University отмечает, что консервативное мышление привело ряд интересных следствий.
Во-первых, консерватизм активно использовал риторику и терминологию своего оппонента для оппозиции и критики либеральной идеологии. В противном случае невозможно противостояние в поле рационального дискурса неотрефлектированного традиционализма и сугубо рационального либерализма.
Во-вторых, консервативная идеология подвергает рациональному переосмыслению тех сфер и ценностей, не интересных для либеральной философии. Фактически сакральные и тайные для разума аспекты традиционного общества получили рациональное и вербальное выражение и, поэтому потеряли свое мистическое звучание. Так, рационализация таких идеалов, как соборность, мистицизм, брак и других привел к их упрощенному интеллектуальному восприятию. Соответственно, бремя ответственности за потерю мистического ореола ряда институтов традиционного общества, в какой-то мере лежит на консерватизме.
ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ
Одной из центральных проблем для французских мыслителей в начале XXI в. тема перспектив евроин-теграции. «Европейский горизонт», собственно, всегда оставался для французов важным ориентиром. О европейском единстве писали все те, кто во Франции за последние три столетия рассуждал о политике, - от аббата де Сен-Пьера и Вольтера до Наполеона и де Голля. По точному замечанию респондента, преподающего историю в Лионском университете им. Клода Бернара, «французы верят, что обязаны думать не только за себя, но и за весь остальной мир».
Национальные рамки чересчур узки для мышления французов. Оно безусловно тянется к универсальным обобщениям, и Европа здесь именно тот «уровень», на котором оно максимально раскрывает свой потенциал.
Но кроме этого существует и еще одно обстоятельство. Французы мыслят универсалистски и тем не менее национальная идея оказывает на них мощнейшее влияние. Франция, это больше, чем нация, однако национальное измерение отнюдь не снимается в рамках присущего французскому мышлению глобального взгляда на мир. Наоборот, оно наполняет его особым ценный содержанием и создает основу термина «фран-цузскость» (йапсйе). Французы уникальны. Они одновременно и национальны, и универсальны. Противоречие, которое из-за этого возникает, порождает особое отношение к окружающей социальной и политической реальности. Как отметил тот же респондент, «стремиться оставаться собой, пытаясь одновременно открыться другим, - нелегкая задача».
Как следствие вытекает две крайности, которые присущи французскому взгляду на мир - мессианство и декаданс. Франция может либо доминировать, играя особую роль в мировых делах, либо деградировать.
«Кризис демократической легитимности в Европе сегодня», - считает политолог Лионского университета им. Клода Бернара, - это, таким образом, и результат того, что у национальных государств больше нет ни средств, ни воли для того, чтобы защищать или обновлять «социальный контракт», и следствие того, что институты Европейского союза не имеют никакого желания искать форму и содержание социальной гражданственности на более высоком уровне.
Правые популисты не только реагируют на вызов «одержимости идентичностью», испытывающей современное европейское общество. Они выдвигают лозунги «сильной власти» в ответ на быструю деполитизацию
общественной жизни, предполагая возвращение к государственности в ее идеально-типической форме как к механизму всеохватывающего контроля над территорией и проживающим на ней населением.
Даже самые еврооптимистично настроенные представители современной французской интеллектуальной элиты признают факт наличия глубокого кризиса современного проекта евроинтеграции. Они все живо реагируют на те бурные события, сопровождающие его на протяжении последних лет. Провал референдума по вопросу о принятии конституции ЕС резко поднял градус дискуссии. Интересно мнение юриста из института политических исследований Sciences Po: Французские сомнения по поводу перспектив евро-интеграции тогда хорошо обобщил П. Розанваллон: «Проект, на который сделал ставку Франсуа Миттеран, столкнувшись с уменьшением международной роли Франции, (объединенная) Европа в конце концов стала символизировать исчезновение самой политической воли». Хотя философ, тогда еще в целом евро-оптимист, делал важные оговорки, отмечая, что ЕС для французов выполнял функцию своего рода зеркала, в котором они видели недостатки собственной общественно-политической системы, ряд его коллег во французско-европейском споре встал на сторону Франции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая мнения и прогнозы респондентов, можно прийти к таким выводам, что все больше людей в мире в ближайшем будущем будут чувствовать себя гражданами мира, забывая о национальной идентичности. И даже если миграция прекратится, и экономика Европы укрепится, высказывание К. Юнга останется актуальным: «стоящего на вершине или на самом краю мира - с пропастью будущего перед ним, одними небесами над ним и всем человечеством, с исчезающей в первобытном тумане историей - под ним». Вместо страхов перед будущим, необходима некоторая конкретика, индивидуальность, осознание гражданина того, что он - часть своей страны. В рамках консерватизма, согласно мнению респондента из Cergy Pontoise University, в данном случае мигранты смогут ощутить «радость наследования». Если гражданин будет чувствовать себя частью прошлого своей нации, он сможет определить свою роль в настоящем и думать о благе будущего, он обретет необходимую идентичность. Подобные «зацепки души» принадлежат именно консервативному течению. Они будут уместны не только в Европе, но и в России. Диктуется подобное мнение тем, что противоречия между Западом и Россией нарастают. И могут повлечь потерю статуса маяка у России. Как следствие, российские «верхи» могут создать самостоятельную идеологию, - консервативную. Придерживаясь консерватизма, России будет проще учитывать и соблюдать ценности «Старой Европы» и не принимать новые, либеральные течения. В мировом разрезе, консерватизм сможет повлиять на качество технологического процесса. В частности, в США и европейских странах консерватизм может рассматриваться иначе. Здесь явная перспектива - культ граждан и «западных
ценностей». Безусловно, он может повернуться в сторону толерантности и однополых браков. Но в сегодняшнем виде у консерватизма больше шансов стать идеей будущего государства.
Таким образом с точки зрения общества и его свободного волеизъявления консерватизм - это направление, учитывающее институты политики и их практическую работу. Для консерватизма важно поэтапное, планомерное развитие, стабильность и преемственность. Примеров политических консерваторов достаточно много на сегодняшний день. В числе первых были христианские демократические партии Франции и Германии, позднее - неоконсерваторы, известные в США. Общее у различных партий данного направления то, что они отражают пессимистичную точку зрения, придерживаются традиций для избегания революций, соблюдают свободу и отдают особую роль авторитету. Перспектива консервативного направления в мире достаточно широка. Для избегания иммиграции и для контроля развития технологий в обществе необходимо придерживаться именно консервативной политики.
На стыке ХХ1-ХХ11 вв., исчисляемых цивилизованными государствами, консерватизм будет известен уже 400 лет. Уже сегодня он достаточно разнообразен. И вполне возможно, в будущем он обретет новые отблески. Перспектива для благородной части Европы достаточно радужная. Элита сможет удержать власть в своих руках и нарабатывать авторитет общества дальше. Как было сказано выше, данное направление даст необходимые инструменты для удержания миграции. В страну, «где все хотят жить» будет уже сложнее попасть благодаря консерватизму и его концептуальным объяснениям. Логично, что консервативные политические силы США получат поддержку белокожего населения. Но, увы, оно будет в меньшинстве. Процесс «загара Америки» уже давно не остановить. В целом, каждое государство, которое будет придерживаться радикальных мер в рамках политических изменений, сохранит консерватизм. Так оно убережет себя от возможных революций и соблюдет классическое качество консерватизма таким образом. Общество станет по-другому относиться к инновациям. В интеллектуальных кругах споры будут уже не об определении и правильном понимании религии, а уже о том, насколько каждая из религий дружественна людям. Тенденция определения себя как человека, а не как пользователя технологий и машин будет ярко выражена. Развитие консерватизма в ближайший век очевидно. Ничего не стоит на месте! Но в силу своей многообразности, консерватизм принесет различные плоды лидирующим странам. Так, Россия может стать центральной страной Христианского Мира. Страны Европы и США будут консолидировать свои силы. В этих странах воедино будут собираться демократы и республиканцы, либеральные партии, партии правого и левого толка. Общие усилия будут направлены для одного - сохранить и пропагандировать исконно консервативные ценности. Это свобода, справедливость, равенство и авторитет. Различия между партиями будут сводиться к тому, какой смысл каждая из них будет вкладывать в данные понятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. M.: Наука, 1987.
2. Гурушкин П.Ю., Кетов А.Р. Консервативные идеологии в политической системе современной России: концепции, тенденции и применение в государственном управлении // Вопросы управления. 2015. № 4 (35).
3. Зиновьев А.А. Запад: феномен западнизма. M.: Центрполи-граф, 2000.
4. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития: материалы круглого стола // Полис. 1995. № 4.
5. ЛотаревК.А. Консерватизм как консолидирующая идеология: возможности и перспективы в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. 2015. № 12 (62).
6. Рахшмир П.Ю. Типология современного консерватизма // Рахшмир П.Ю. Вариации на тему консерватизма. Пермь, 2004.
7. Сокольская И.Б. Консерватизм: идея или метод? // Полис. 1998. № 5.
8. Туронок С.Г. Консерватизм в идеологическом процессе (теоретико-методологический процесс): Дис. ... канд. полит. наук. M.: Mry, 1995.
9. Тэн И.А. Происхождение современной Франции. СПб.: Тип. Ф.Ф. Пантелеева, 1907. T. I: Старый порядок.
10. Фененко А.В. Аристократический консерватизм Алексиса де Токвиля и его влияние на политическую теорию «правых» // Commentarii de Historia. 2001. № 4.
11. Французский консерватизм XIX-XX вв. (Критика зарубежной историографии) / ТЖ Фадеева (отв. ред.) и др. M.: ИНИОН, 1989.
12. Чемшит А.А. Зачем и какая идеология нужна современной России // Известия Иркутского госуниверситета. 2016.
13. Burke E. Reflections on the French Revolution. London: J.M. Dent & Sons LTD, 1951.
14. Dasnoy A. Le prestige du passe. Paris, 1959.
15. Mohler A. Konservative Literatur und Literatur uber den Konservatismus // Neue politishe Literatur. 1960. No. 12. S. 1037.
REFERENCES
1. Galkin A.A., Rakhshmir P.Yu. Conservatism in the past and present. Moscow: Nauka, 1987.
2. Gurushkin P.Yu., Ketov A.R. Conservative ideologies in the political system of modern Russia: concepts, trends and application in public administration. Management Issues. 2015. No. 4 (35). (In Russ.)
3. ZinovievA.A. West: The phenomenon of westernism. Moscow: Tsentrpoligraph, 2000.
4. Conservatism as the course of social thought and the factor of social development: Materials of the round table. Policy. 1995. No. 4. (In Russ.)
5. Lotarev K.A. Conservatism as a consolidating ideology: opportunities and prospects in modern Russia. Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Theory and Practice. 2015. No. 12 (62). (In Russ.)
6. Rahshmir P.Yu. Typology of modern conservatism. In: Rakhshmir P.Yu. Variations on the theme of conservatism. Perm, 2004.
7. Sokolskaya I.B. Conservatism: an idea or a method? Policy. 1998. No. 5. (In Russ.)
8. Turonok S.G. Conservatism in the ideological process (theoretical and methodological process), thesis for the degree of candidate of political sciences. Moscow: Moscow State University, 1995.
9. Ten I.A. The origin of modern France. St. Petersburg: Type. F.F. Panteleeva, 1907. Vol. I: Old order.
10. Fenenko A.V. Aristocratic conservatism of Alexis de Tocque-ville and its influence on the political theory of the "right". Commentarii de Historia. 2001. No. 4. (In Russ.)
11. French conservatism of the XIX-XX centuries (Criticism of foreign historiography). Eds.: T.M. Fadeeva and others. Moscow: INION, 1989.
12. Chemshit A.A. Why and what ideology is needed in modern Russia. Bulletin of the Irkutsk State University. 2016. (In Russ.)
13. Burke E. Reflections on the French Revolution. London: J.M. Dent & Sons LTD, 1951.
14. Dasnoy A. Le prestige du passe. Paris, 1959.
15. Mohler A. Konservative Literatur und Literatur uber den Konservatismus. Neue politishe Literatur. 1960. No. 12. S. 1037.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 79,07%
Статья поступила в редакцию 20.07.2020, принята к публикации 25.08.2020 The article was received on 20.07.2020, accepted for publication 25.08.2020
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Епремян Мариета Араиковна, аспирант кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Marieta A. Еpremyan, postgraduate student at the Department of Political Sciens and Sociology of the Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]