ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 333 (470+571)
ГЕНЕЗИС КЛАСТЕРОВ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ © 2010 г. Ю.В. Трифонов, М.Л. Горбунова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 18.03.2010
Рассматривается эволюция кластеров, в том числе в высокотехнологичных отраслях. На основе обзора зарубежной литературы выявлены закономерности и факторы развития кластеров. Определена их роль в инновационном процессе.
Ключевые слова: кластер, высокотехнологичные
Под влиянием глобализации и информатизации экономической деятельности субъекты современной конкуренции стали более сложными по своему составу: единицами конкурентоспособности становятся не отдельные предприятия, а их группы, так как в настоящее время предприятие в одиночку не в состоянии достичь требуемой организационной гибкости в реакции на изменение внешней среды, мобильности использования активов, прежде всего нематериальных, отвечающих за качество инновационной деятельности. Объединения предприятий коммерческого характера для поддержания их конкурентного потенциала активно взаимодействуют с исследовательскими, образовательными институтами, органами власти и другими государственными и некоммерческими институтами. Такие конгломераты частных и государственных субъектов получили название кластеров [1]. Другими непременными атрибутами кластеров является их международная конкурентоспособность, обеспечивающая национальное конкурентное преимущество, а также территориальная компактность.
По версии М. Портера, факторами, формирующими среду кластера, стимулирующими или препятствующими созданию им конкурентного преимущества, являются:
1. Параметры (условия) факторов. Положение страны в отношении необходимых для успешной конкуренции в данной отрасли факторов производства.
2. Параметры (условия) спроса. Природа местного спроса на товары и услуги рассматриваемой отрасли.
отрасли, жизненный цикл.
3. Смежные и вспомогательные отрасли. Наличие или отсутствие в стране отраслей поставщиков и смежников, которые обладают конкурентоспособностью на международном уровне.
4. Стратегия, структура и конкуренция между предприятиями. Существующие страновые условия, регулирующие формы создания, организации и управления предприятий и характер внутреннего конкурентного соперничества [1].
Рассмотренные факторы, по отдельности и вместе, определяют контекст, в котором национальные предприятия рождаются и конкурируют, через описание наличия профессиональных ресурсов и компетенций, необходимых для достижения конкурентного преимущества в определенной сфере; информации, ориентирующей систему восприятия рыночных потребностей и направления развития ресурсов и компетенций; целей собственников, менеджеров и наемных работников, влияющих на особенности участия предприятия в конкурентных процессах, а также самого важного обстоятельства - давления среды, заставляющее предприятие осуществлять инновации и инвестиции.
Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех случаях, когда страна базирования позволяет и поддерживает более быстрое накопление специализированных ресурсов и компетенций. Предприятия достигают конкурентного преимущества в тех отраслях, где их страна происхождения генерирует непрерывным образом информацию и идеи, необходимые для совершенствования как товаров,
так и процессов их производства. Общая схема модели представлена на рис. 1.
Проблематика развития кластеров является одной из наименее разработанных [2]. Кластеры в настоящее время являются главной организационной формой инноваций. В условиях модернизации российской экономики важно правильно определить точки инновационного роста, поэтому существует потребность распознать кластерные образования в России в высокотехнологичных отраслях на ранних этапах их эволюционного пути, для чего приходится обратиться к фактам и обобщениям зарубежной хозяйственной жизни, так как отечественная база знаний в этой области пока не накоплена.
Обычной моделью, используемой для анализа эволюции кластеров, является модель жизненного цикла, предложенная Р. Верноном в 1965 г. [3]. М.П. Менцель и Д. Форнахль [2] предложили модель жизненного цикла кластера (см. рис. 2): обычно используемая для иллюстрации цикла Б-образная кривая построена на основе изменения численности занятых, а периодизация определяется утверждением единой отраслевой технологии или унификацией базы знаний. Таким образом, рост кластера связан с обобществлением и фертилиза-цией компетенций отдельных фирм кластерным конгломератом.
Такая форма жизненного цикла обусловлена следующими выявленными фактами. Региональная специфика (кластер) проявляется не сразу: неоднородность моделей предприятий сохранятся в отраслях промышленности на всех этапах жизненного цикла, но распределение
этой неоднородности во времени непостоянно. На региональном уровне - отличия проявляются в начале, на национальном - позднее. Ригби и Эсслецбихлер [4], сравнивая неоднородность производственных технологий на примере экономики США на разных этапах жизненного цикла, на национальном уровне не обнаружили конвергенции технологий ни в одном из секторов. Однако они показали, что расположенные в одном штате предприятия использовали сходные технологии, отличные от технологий предприятий других штатов, т.е. компании одного штата приобретают общие черты, отличающие их от фирм других штатов. В наиболее молодом секторе внутренняя региональная неоднородность была наибольшей.
Новые кластеры сложно выявить, так как в момент возникновения кластер не является кластером, однако именно на этом этапе закладываются основы кластера и его будущего роста [5]. Кругман [6] считает, что этот процесс определяется случайными событиями, к которым Артур [7] прибавил и последующее «размножение» первых предприятий будущего кластера (spin-offs), так как для кластера нужна критическая масса предприятий, при которой возникают положительные экстерналии локализации. Клеппер [8] полагает, что на микроуровне происходит передача наиболее успешными фирмами своих организационных рутин отпочковывающимся от них компаниям, и те начинают расти опережающими темпами. То есть кластеры зарождаются в местах скопления предприятий с эффективными организационными процедурами.
Рис.1. Составляющие национального конкурентного преимущества: ромб М. Портера [1]
Рис. 2. Количественные и качественные факторы жизненного цикла кластера [2]
Новые кластеры возникают не на пустом месте. Бошма и Вентиг [9], развивая модель Артура, предполагают, что большую вероятность сформировать кластер имеют регионы размещения зрелых родственных отраслей, другие исследования обосновывают важность передовой научной базы для возникновения кластера [10]. Раскрытие кластера может происходить и постепенно на этапе роста рыночного спроса из-за изменений в организационной [11; 12] или технологической [13] структурах ведущих хорошо позиционированных компаний. Кластеры возникают не везде, где есть выявленные условия. Мартин и Санли [14] полагают, что ключевую роль в данном процессе играет стратегическое целеполагание предприятий, отличающееся от общепринятого поведения.
Формирование кластеров зависит не столько от самих компаний или их внешней среды самих по себе, сколько от межфирменного взаимодействия. Орсениго [15] показывает, как биотехнологические компании в Ломбардии (Италия) стремились создать кластер, но этот новый (провалившийся) кластер не достиг критической массы, в том числе и из-за неоднородности компаний. Менцель [16] опять подчеркивает важность фокусированных саморазвивающихся центров в кластере, представляющих собой группу отпочковавшихся компаний общего происхождения, которые наследуют одинаковые организационные процедуры от родительской компании, а поэтому имеют сходную технологическую структуру и активное межфирменное взаимодействие.
На рис. 2 видно, что модель Менцеля и Фор-нахля [2] предполагает наличие альтернатив процессам упадка кластеров: адаптации, обнов-
ления, трансформации. Долгосрочность роста кластера обеспечивается сохранением технологической неоднородности его участников. Ригби и Эсслецбихлер [4] показывают, что некоторые отрасли в состоянии поддерживать технологическое многообразие даже на этапе зрелости (адаптация). Грабер и Старк [17] полагают, что именно неоднородность организационных структур предприятий Северо-Востока Италии позволила им адаптироваться к внешним изменениям. В Силиконовой долине существовавшая угроза спада в полупроводниковой промышленности, возникшая из-за распространения модели массового производства чипов, была преодолена отпочковыванием небольших узкоспециализированных фирм, что повысило технологическое разнообразие кластера [10]. Клеппер [8] описывает, как кластеру предприятий радиопромышленности удалось перейти к производству телевизоров (обновление). Грабер [18] описывает, как на территории Рурского угольно-металлургического района возникает кластер по разработке технологий производства, сохраняющих окружающую среду. Угольные и металлургические предприятия имеют хорошо развитые компетенции в сфере снижения негативного воздействия их производств на окружающую среду (обновление). Таппи [19] описывает ситуацию, как кластер по производству аккордеонов региона Марке (Италия) превратился в кластер электроники. Новые технологии были привнесены в кластер мигрантами, вернувшимися из США. Таким образом, эти примеры подтверждают, что зрелые кластеры в состоянии начать новый жизненный цикл в других отраслях (трансформация).
Рис. 3. Детерминанты развития высокотехнологичного кластера
Т. Бреснахан и А. Гамбарделла [5], обобщая результаты изучения опыта двух кластеров с сильными традициями - Силиконовой долины и Кембриджского, а также высокотехнологичных кластеров 90-х гг. Израиля, Индии, Ирландии, Тайваня, выделяют свои детерминанты формирования кластеров в высокотехнологичных отраслях. Новый кластер, по их мнению, во-первых, нуждается в экономической базе для технологической и производственной деятельности, а во-вторых, в предпринимательской деятельности, вдыхающей в него жизнь. Для того чтобы этот механизм был запущен, кластерам требуется найти новый источник экономической ренты и по крайней мере в начале не конкурировать, а сотрудничать с другими кластерами и существующими технологиями, беря от них лучшее. Детерминанты развития высокотехнологичного кластера (представлены на рис. 3):
1. Наличие высококвалифицированных инженерных и управленческих кадров, специализирующихся на высоких технологиях. Высококвалифицированная рабочая сила в естественно-научных отраслях в основном берется из университетов, лишь в Израиле основу специалистов новых отраслей составляют бывшие военные и иммигранты из России. Для обеспечения высококвалифицированными инженерными кадрами в центре кластера чаще всего находится вуз, реже крупные предприятия. Нужны также менеджеры, способные принять рыночные и управленческие вызовы, сопутствующие нетривиальной задаче коммерциализации НИОКР. В Силиконовой долине в результате получения второго образования быстро появились менеджеры НИР и ОКР. Тем не менее в новых кластерах - в Израиле, Ирландии, на Тайване большую роль сыграли транснациональные
корпорации, а также «возвращенцы» из Силиконовой долины.
2. Создание и обеспечение роста новых компаний. Создание и обеспечение роста новых фирм - важнейшее проявление высокотехнологичного предпринимательства - гарантирует успех кластера, его специализацию на региональном и международном уровнях. Оно обеспечивается присутствием транснациональных компаний, наличием иммигрантов и связями с зарубежной диаспорой, открытостью образования для иностранных студентов.
3. Неконфликтное взаимодействие с рынками сбыта (США и т.п.): участие в вертикальной интеграции или стратегия ниши. Инноваторы чаще всего ориентированы на рынок США, значительно реже - на европейский. Нужно встроиться в существующую производственную цепочку или правильно найти свою нишу в своем высокотехнологичном секторе, дополняя других и стараясь не конкурировать с ними напрямую.
4. Кооперация с другими кластерами. Ключевые рынки важны не только с точки зрения сбыта, но и в контексте доступа к новым технологиям и сотрудничества с успешными кластерами [5].
Интересно, что в качестве дополнительных факторов, влияющих на развитие высокотехнологичного кластера более важную роль играет государство, которое осуществляет долгосрочные инвестиции в подготовку указанных инженерных и управленческих кадров высокой квалификации за счет развития университетов. Шанс кластера на успех связан с тем, что именно его инновационные решения станут отраслевым стандартом или по крайней мере до его утверждения будут одним из основных.
Этапы инновационного процесса: риски, экономический смысл и роль кластеров [22; 23; доработка авторов]
№ Этап Смысл этапа Г енерируемые объекты интеллектуальной собственности Ключевые участники Этап развития и роль кластера
1. Замысел Ответ на запрос рынка -«рыночную тягу» Рыночное предложение -«технологический толчок» Ученые, изобретатели Протокластер Формирование базы знаний и информации, необходимой для генерирования новых идей о продуктах и процессах, 3 Б инвестиции
2. НИР Снятие риска несоответствия законам природы Изобретения Ученые, изобретатели Зарождающийся Организация и экспертиза отбора идей, инвестиции публичных фондов, бизнес-ангелов
3. НИОКР Снятие риска нереализуемое™ при данном уровне развития общих технологий Изобретения, полезные модели, ноу-хау Ученые, инженеры, конструкторы, технологи Зарождающийся Формирование созидательной технологической неоднородности, инвестиции публичных фондов, бизнес-ангелов
4. Прототип Снятие риска несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии Изобретения, полезные модели, промышленные образцы Маркетологи, инженеры, конструкторы, технологи, дизайнеры Растущий Предложение инженерных кадров и менеджеров в сфере технологий, доступ к эффективным организационным рутинам, инвестиции венчурных фондов
5. Малая серия Снятие риска несоответствия запросу рынка, разработка технологии производства, начало продаж Полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки Менеджеры, маркетологи, дизайнеры, логистики, конструкторы, инженеры Растущий Предложение инженерных кадров и менеджеров в сфере технологий, достижение специфических, профессиональных компетенций за счет коллективного обучения, инвестиции венчурных фондов
6. Серийное производство Снятие риска несоответствия спроса и предложения Товарные знаки Менеджеры, экономисты, технологи, логистики, рабочие Зрелый Снижение транзакционных затрат, широкий спектр производственной специализации, определение стратегии развития фирм, адаптация профиля, банковское финансирование и фонды прямых инвестиций
7. Продажи Дистрибуция продукта, получение дохода Менеджеры, экономисты, логистики, дистрибьюторы, консультанты, продавцы Зрелый Наличие услуг предпроизводственного характера, межрегиональные и международные сбытовые консорциумы, стагнация/обновление профиля специализации, банковское финансирование и фонды прямых инвестиций
8. Обслуживание Сервис, получение дохода Менеджеры, экономисты, логистики, консультанты Угасающий Возможность оказания услуг послепроизводственного характера, угасание/трансформация кластера, дефицит инвестиций
Кластер обеспечивает преимущество относящимся к нему предприятиям, и, по мнению Менцеля и Форнахля [2], эти преимущества ими осознаются и трансформируются в коллективные действия и создание институтов уже на этапе роста кластера параллельно с утверждением единой технологической модели предприятия.
Кластеры представляют собой основную модель развития высокотехнологичных отраслей [5, 20, 21], то есть они имеют ключевое влияние на инновационные процессы, в результате которых создаются оригинальные продукты и технологии, так называемые подлинные новинки.
В таблице, разработанной авторами на основе [22, 23, 2], определены направления воздействия кластера на всех этапах инновационного процесса его участников. Являясь феноменом межорганизационного и межфирменного взаимодействия социального типа, кластер обеспечивает инновационную атмосферу в регионе, которая с экономической точки зрения является позитивными экстерналиями локализации и/или агломерации. С точки зрения предприятий нахождение в кластере позволяет им быстрее определить и использовать успешные отраслевые стратегии, сокращая период «проб и ошибок», а также дает доступ к специализированной финансовой инфраструктуре. На более поздних этапах положительные эффекты локализации могут превратиться в негативные, если участники не проявят должные адаптивные и креативные стратегические способности.
Таким образом, очевидно, что кластеры имеют собственный жизненный цикл. Результаты анализа зарубежной теории и практики можно использовать для диагностики российских кластеров по этапам их эволюции, что позволяет, в свою очередь, сделать рекомендации и в отношении политики поддержки кластеров, и по разработке стратегии развития предприятий, в первую очередь в инновационной сфере.
Список литературы
1. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press, 1990.
2. Menzel M.P., Fornahl D. Cluster Life Cycles -Dimensions and Rationales of Cluster Development // Jena Economic Research Paper. 2007. 76. 46 p.
3. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80 (2). P.190-207.
4. Rigby D.L., Essletzbichler A. (2006) Technological variety, technological change and a geography of production techniques, Journal of Economic Geography 6, 45-70.
5. Bresnahan T. Old-Economy Inputs for New-Economy Outcomes: What We Have Learned / Brasna-
han, A. Gambardella // Building high-tech clusters: Silicon Valley and beyond / edited by T. Bresnahan, A. Gambardella. - Cambridge : University press, 2004. X, 369 p. P. 331-358.
6. Krugman P. (1991) Geography and Trade. MIT Press, Cambridge MA.
7. Arthur W.B. (1994) Increasing Returns and Path Dependence in the Economy. University of Michigan Press, Ann Arbor.
8. Klepper S. (2007) The evolution of geographic structures in new industries, in K. Frenken (Ed) Applied evolutionary economics and economic geography. Edward Elgar, Cheltenham.
9. Boschma R., Wentig R. (2007) The spatial evolution of the British automobile industry: Does location matter? Industrial and Corporate Change 16, 213-238.
10. Saxenian A. (1990) Regional Networks and the Resurgence of Silicon Valley, California Management Review 33, 89-112.
11. Feldman M.P., Francis S J. and Bercovitz J. (2005) Creating a cluster while building a firm: Entrepreneurs and the formation of industrial clusters, Regional Studies 39, 129-141.
12. Longhi C. (1999) Networks, Collective Learning and Technology Development in Innovative High Technology Regions: The Case of Sophia Antipolis, Regional Studies 33, 333-342.
13. Dalum B., Pedersen C.O.R., Villumsen G. (2005) Technological life-cycles - Lessons from a cluster facing disruption, European Urban and Regional Studies 12, 229-246.
14. Martin R., Sunley P. (2006) Path dependence and regional economic evolution, Journal of Economic Geography 6, 395-437.
15. Orsenigo L. (2001) The (failed) development of a biotechnology cluster: The case of Lombardy, Small Business Economics 17, 77-92.
16. Menzel M.-P. (2005) Networks and Technologies in an Emerging Cluster: the Case of Bioinstruments in Jena, in C. Karlsson, B. Johansson and R. R. Stough (Eds) Industrial Clusters and Inter-firm Networks, pp. 413-449. Edward Elgar Publishing, Cheltenham, UK/Northampton, MA.
17. Graber G., Stark D. (1997) Organizing Diversity: Evolutionary Theory, Network Analysis and Postsocialism, Regional Studies 31, 533-544.
18. Graber G. (1993) The Weakness of Strong Ties. The Lock-in of Regional Development in the Ruhr Area, in G. Grabher (Ed) The Embedded Firm. P. 255-277. Routledge, London.
19. Tappi D. (2005) Clusters, adaptation and extroversion - A cognitive and entrepreneurial analysis of the Marche music cluster, European Urban and Regional Studies 12, 289-307.
20. Clusters, Networks, Innovation / S. Breschi, F. Malerba (eds.) - Oxford: Oxford University Press, 2005.
21. Regional Economies as Knowledge Laboratories / P. Cooke, A. Piccaluga (eds.) - Cheltenham, UK, Northampton, USA: Edward Elgar, 2004.
22. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.
23. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин 24. Zucker L.G., Darby M.R., Brewer M. (1998) Intel-
В.М. Управление инновациями: учебник. М.: Выс- lectual Human Capital and the Birth of US Biotechnology шее образование, Юрайт-Издат, 2009. 711 с. Enterprises, American Economic Review 88, 290-306.
CLUSTER GENESIS IN HI-TECH INDUSTRIES
Yu.V. Trifonov, M.L. Gorbunova
This paper focuses on the evolution of clusters including those in hi-tech industries. Literature review exposes the principles and factors of cluster development. The role of clusters in the innovation process is established.
Keywords: cluster, hi-tech industries, life cycle.