Степанова Е.Е.
ГЕНЕЗИС ИСТОРИОГРАФИИ ТЫЛА КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТРУДАХ ИСТОРИКОВ
ВОЕННЫХ ЛЕТ
Историография тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны является важным направлением не только военной исторической науки, но и истории России. Она имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности. Основными задачами историографии данного направления военноисторической науки можно считать: исследование процесса зарождения и развития научной мысли по истории тыла в годы войны; изучение ее состояния на современном этапе; выяснение, какими научными силами, на какой базе, в каком объеме и на каком теоретическом уровне решались основные задачи; оценку историко-познавательного материала, накопленного исследователями; раскрытие значимости их теоретических выводов, обобщений и вклада, внесенного как в разработку историографии тыла Советских Вооруженных Сил, так и в историческую науку в целом и, наконец, определение дальнейших перспектив изучения проблемы.
Зарождение историографии исследуемой темы началось в 1941 г. с появления первых работ по истории тыла, которые базировались в основном на опубликованных источниках, донесениях с фронта, личных наблюдениях и беседах. Процесс формирования источниковой базы в условиях военного времени протекал чрезвычайно трудно. Доступ к текущим архивам различных учреждений был крайне ограничен. Многие документы не могли быть преданы гласности. Узость источниковедческой базы, безусловно, сказывалась на тематике и содержании работ в первые месяцы военных действий.
В указанное время на страницах военно-научных журналов появились публикации, связанные с вопросами деятельности военного тыла, его организации и службы [21; 31; 32]. Генерал-майор интендантской службы А. Лобов в своих статьях, опубликованных на страницах «Интендантского журнала», ставил вопрос об изменении службы тыла и снабжения в условиях ведения боевых действий против германских агрессоров. Он внес предложение о введении «снабжен-
ческих летучек»1, раскрыл основные требования к организации тыла в новых военных условиях, показал оптимальную, по его мнению, систему базирования складского хозяйства в армейском и фронтовом тылу.
С 1942 г. в статьях и брошюрах, остававшихся в рамках оперативнопублицистических публикаций, началось обобщение фактического материала. Авторы работ стали выделять не только главные вопросы, но и другие аспекты тылового обеспечения в различных условиях военной обстановки. На страницах военно-научного журнала «Тыл и снабжение Красной Армии» с августа 1942 г. по март 1943 г. появились статьи, в которых освещались вопросы снабжения армии в отступлении, наступательных операциях, в условиях окружения и обороне [9; 12; 14; 58].
Великая Отечественная война убедительно продемонстрировала возросшее значение транспорта как связующего звена между фронтом и тылом. Первые попытки осветить работу важнейших видов транспорта военных лет относятся к периоду войны. Вполне понятно, что публикации тех лет не носили характера широких исторических исследований. Это были преимущественно небольшие по объему статьи и брошюры. Большая часть из них касалась техникопроизводственных вопросов, представлявших интерес для определенного круга специалистов. Наряду с этим в 1941-1945 гг. появился целый ряд брошюр и статей в общественно-политических, экономических и ведомственных журналах2, имевших целью популяризацию трудовых достижений транспортников, опыта новаторов, вопросов социалистического соревнования, партийно-политической работы на транспорте, подготовки новых кадров и др.
По мере некоторого накопления материалов наблюдалось стремление авторов ряда публикаций к научному осмыслению и обобщению фактов. Таковы, например, изданные в 1943 г. и ставшие библиографической редкостью брошю-
1 А. Лобов считал, что настало время видоизменить порядок снабжения и отказаться от станций снабжения с большим количеством складов. Это было связано с тем, что такая станция занимает большую территорию и становится пунктом, легко уязвимым со стороны авиации противника. Автор внес предложение перейти к новому методу снабжения действующих частей - «железнодорожным летучкам». Для этого необходимо было сформировать небольшие поезда (по 8-10 вагонов) с горючим, боеприпасами, продовольствием, фуражом. Формирование «летучек» следовало осуществлять в строгом соответствии с оперативной обстановкой на фронте армии и с учетом обеспеченности отдельных соединений армии. - Е. С.
«Большевик», «Агитатор», «Плановое хозяйство», «Партийное строительство»,
«Железнодорожный транспорт», «Автомобиль», «Строительство дорог» и др. - Е.С.
ры известных советских экономистов: академика В.Н. Образцова и профессора Т.С. Хачатурова [40; 69], которые знакомили читателей с новыми условиями работы железнодорожной сети в начальный период войны, популяризировали передовые методы труда, показывали хозяйственное значение этих методов. В брошюрах выдвигались практические предложения по усилению эксплуатационной деятельности железных дорог. Однако, в обстановке военного времени авторы, конечно, не могли представить достаточно полную картину работы железнодорожного транспорта.
Потребности оперативного развития железнодорожных перевозок, расширение возможностей их применения при проведении войсковых операций, рационализация ремонтно-восстановительных работ на территориях, освобожденных от оккупации, и многие другие вопросы настоятельно требовали всестороннего аналитического изучения проблемы. Публикациями в военно-научной печати на тему, затрагивающую развитие роли железнодорожных перевозок в полноценном тыловом обеспечении войск, в первые годы войны откликнулись С.Н. Новиков и Н.В. Опацкий.
С.Н. Новиков свое понимание проблемы изложил в работах «Железнодорожный транспорт - родной брат Красной Армии» и «Железнодорожники -фронту» [38; 39]. В соответствии с марксистско-ленинской идеологией, с классовых позиций автор рассмотрел трудовой подвиг советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Н.В. Опацкий в годы войны продолжил исследовательскую работу, направленную на изучение военно-полевых дорог, начатую им в начале 1940-х гг. [42; 43]. Он изложил возможность применения данного вида подвоза тылового обеспечения, рассмотрел его особенности, возможность применения в условиях боевых действий.
Несколько статей, вкратце освещавших роль железных дорог в обеспечении боевых действий Красной Армии, было помещено в те же годы в органе НКПС - журнале «Железнодорожный транспорт» [26; 28; 33].
Во всех отмеченных публикациях работа транспорта для полноценного и бесперебойного тылового обеспечения Красной Армии всеми видами довольствия показана лишь в самых общих чертах. Как правило, в них не сообщались названия железнодорожных участков и пунктов, где происходили события; в большинстве случаев отсутствовали необходимые цифровые данные. Все это
объяснялось узостью источниковедческой базы, отсутствием в достаточном количестве точного и обобщенного материала, который тогда еще не «отложился», а также условиями военного времени, когда многие сведения составляли государственную тайну и не могли быть использованы в открытой печати. Вместе с тем эти популярные брошюры и статьи военных лет, написанные непосредственными свидетелями и участниками событий, бесспорно, представляют определенную научно-познавательную ценность. Они сыграли в свое время и агитационнопропагандистскую роль. С научной точки зрения это были лишь первые шаги на пути освоения интересующей нас сложной темы: накопление фактов, их частичное обобщение, выявление основных задач и направлений работы в военные годы.
В целях изучения и своевременного доведения до войск опыта работы тыла в годы войны по инициативе А.В. Хрулева в штабах тыла были введены специальные должности и штатные подразделения. В 1943 г., после назначения А.В. Хрулева начальником тыла Красной Армии - заместителем Народного комиссара обороны по тылу, в его подчинении находилась редакция журнала «Тыл Красной Армии в Отечественной войне». В 1944 г. вышел первый номер журнала. На взгляд автора данной статьи, это издание стало важным шагом на пути к обобщению опыта деятельности тыла Красной Армии в Великой Отечественной войне. В исследовательскую работу по созданию журнала включились работники кафедр военных академий, научно-исследовательских учреждений, военные специалисты: Д.П. Борисов, К.П. Лавров, А. А. Назаров, Н.Н. Нестеров,
А.К. Смирнов и др.
За два года - с 1944 по 1945 г. - было издано семь выпусков1. Материалы сборника содержали богатейшую оперативную информацию из практики работы тыла на фронтах Великой Отечественной войны; оценку опыта в наступательных и оборонительных операциях периода 1943-1945 гг., обобщение по организации материально-технического обеспечения войск [4; 5; 6; 8; 16; 17; 18; 19; 20; 30; 35; 44; 45; 48; 54; 61; 62; 65; 66]. Рисунки, схемы, карты, цифровые данные, включенные в номера сборника, значительно обогащали фактический материал публикаций. Безусловно, эти работы сыграли определенную роль в становлении историографии тыла в годы Отечественной войны. Однако закрытость источников исключала возможность их использования в исторических трудах, предназна-
1 В 1944 г. - № 1-3; в 1945 г - № 4-7. - Е.С.
ченных для массового читателя, что отрицательно сказалось на объеме прироста исторических знаний и состоянии историографии темы в целом.
С 1944 г. в работах исследователей темы отдельные направления историографии получили свое дальнейшее развитие. К таким направлениям автор данной статьи относит освещение общих вопросов тыла и деятельности органов его управления [46; 47; 56; 59; 60]; действий тыла в основных видах боя [2; 27; 55; 64; 67]; роли транспорта в обеспечении бесперебойной работы органов тыла [15; 29; 68]; материального обеспечения армии и организации снабжения [1]; медицинского обеспечения [11]; продовольственного [7; 10] и вещевого [34] снабжения.
Совершенствование организации войскового, армейского и фронтового тыла в соответствии с развитием оперативного искусства Красной Армии в годы войны поставило вопрос о необходимости внесения изменений в устройство войскового тыла. Проблема нашла свое отражение в научно-популярных публикациях военных лет. Максимальное приближение тыловых учреждений к боевым порядкам было отмечено как особенность войскового и армейского тыла в 19441945 гг. в передовой статье журнала «Тыл и снабжение Красной Армии» [60, с. 2].
Данное направление историографии темы получило продолжение в статье А. Семашкина «Организация и устройство войскового тыла» [56]. Автор отмечал, что в годы войны произошло уменьшение территории войскового тылового района. Он связал это с изменением условий боевых действий, темпов продвижения войск и транспортными возможностями войсковых частей и соединений1. Небольшую растяжку тыла А.М. Семашкин объяснял сложностью обеспечения войск материальными средствами и большой загрузкой войскового транспорта во время подготовки к наступлению и в ходе боевых действий. В статье он определил также понятие «войсковой тыл», как «... совокупность материальных и
1 По уставу тыла РККА 1934 г. территория войскового тылового района включала в себя грунтовой участок военной дороги, которой пользовались стрелковый корпус, тыловые районы дивизий и тыловые районы стрелковых полков. Глубина грунтового участка военной дороги, выделяемой корпусу, составляла 75-100 км, дивизионного тылового района - 25-35 км и тылового района стрелкового полка - 12-15 км. В 1945 г. глубина тылового района стрелкового полка в среднем составляла 8-12 км от переднего края, дивизионного - 10-12 км от тыловой границы тылового района полка. Тыловой район войскового звена простирался не далее 20 км от боевой линии войск. - Е. С.
транспортных средств, тыловых частей и учреждений, путей подвоза и эвакуации средств связи» [56, с. 5].
Изменения структуры войскового тыла в ходе Великой Отечественной войны рассмотрел С. Скрябин в статье «Основные изменения в организации войскового тыла» [59]. Автор произвел сравнительный анализ служб снабжения стрелковой дивизии в 1940-1941 гг. и в 1942-1945 гг. Он отмечал, что до 1942 г. начальники служб снабжения напрямую подчинялись командиру дивизии, а в оперативном отношении - начальнику штаба. Начальник штаба дивизии нес полную ответственность за организацию работы тыла в целом. С 1942 г. была введена должность заместителя командира дивизии по тылу, который получил в подчинение все тыловые службы (за исключением артиллерийской) и транспорт. Сосредоточение управления тылом дивизии в «одних руках» позволило, по мнению автора, освободить командира и начальника штаба от непосредственного руководства тыловыми частями и учреждениями для более качественного выполнения боевых задач. С. Скрябин считал, что введение в 1942 г. в корпусах и дивизиях должностей заместителя командира по тылу внесло коренные изменения в структуру войскового тыла, упростило аппарат управления тылом, позволило сократить его численность на 45 %.
Исследование и обобщение опыта работы органов тылового обеспечения в годы войны стало одним из главных направлений в деятельности военноучебных заведений тыла. Научно-исследовательская работа была необходима для выполнения военными вузами главной задачи - подготовки высококвалифицированных кадров, решения сложных задач материального, технического и медицинского обеспечения войск. В эти годы условия для научноисследовательской работы существенно ухудшились. Сложилось тяжелое положение с материально-технической базой высших учебных заведений, большой процент квалифицированных научно-педагогических кадров был откомандирован в действующую армию. Несмотря на это, в тыловых академиях продолжалось исследование вопросов устройства и работы фронтового, армейского, войскового тыла [50; 51; 52; 71]; интендантского снабжения [41; 53; 57]; работы транспорта по обеспечению войск всеми видами тылового довольствия [3; 52].
В сентябре 1944 г. в Военной академии тыла и снабжения Красной Армии состоялась военно-научная конференция, посвященная изучению опыта работы службы тыла в Отечественной войне. В работе конференции приняли участие
научные работники академии, профессорско-преподавательский состав, представители фронтов и армий, центрального аппарата НКО. Материалы конференции обобщали опыт организации тыла и планирования материально-технического обеспечения войск фронта, армии, дивизии за 1941-1944 г. [13].
Важные выводы о деятельности советского тыла в целях обеспечения фронта содержались в документах КПСС и правительства, приказах и докладах председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина, докладах и статьях М.И. Калинина, А.С. Щербакова, Н.М. Шверника, Е.М. Ярославского и других государственных и партийных деятелей [22; 23; 24; 25; 63; 70; 72; 73].
Подводя итог, отметим, что в 1941 - 1945 гг. ХХ в. изучение научных знаний о тыле Красной Армии в период Отечественной войны являлось объектом постоянного внимания исследователей. Развитие научной мысли в области исследуемой темы происходило в годы, когда условия военного времени настоятельно потребовали коренных преобразований всех сторон строительства и деятельности тыла. Основное внимание ученых было сосредоточено на вопросах преобразования: материально-технической базы, состава, организационной
структуры тыла; обучения личного состава; подготовки кадров; руководства тылом; теории и практики тылового обеспечения войск и т.д.
В годы Великой Отечественной войны были сделаны первые шаги в области организации научной работы по проблемам истории тыла: выявлялись имена первых исследователей, производились сбор и накопление материалов. Изучение событий, происходивших в области тылового обеспечения Вооруженных Сил, велось по «горячим следам», при отсутствии всей совокупности необходимых документальных источников. Это и определило особенности и своеобразие как организации исследовательской работы, так и результатов исследований.
Анализ процесса развития научной мысли по историографии тыла в 19411945 гг., предпринятый в данной статье, может способствовать творческому использованию опыта строительства Красной Армии в ходе современных преобразований Вооруженных Сил Российской Федерации.
* * *
1. Агинский Е. Новые предметы интендантского снабжения // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 11-12. С. 24-29.
2. Александров Г. Тыл армии в Белгородско-Харьковской операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 2-3. С. 5-12.
3. Арсеньев А.М. Транспорт в Великой Отечественной войне // IV военная научнотехническая конференция академии. Л.: ВТА, 1944. С. 6-12.
4. Безуглый А.И. Материально-техническое обеспечение Урдомской наступательной операции 39-й армии // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 59-67.
5. Борисов Д.П. Материально-техническое обеспечение 7-й армии в Свирской операции 1944 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 70-79.
6. Борисов Д.П., Новиков К.Ф. Снабжение армии в условиях полуокружения // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. С. 3-24.
7. Бохановский И.Н. Снабжение хлебом войск в полевых условиях: дис. ... канд. воен. наук. Калинин: ВАТС, 1945. Машинопись.
8. Бровичек И.И. Организация материального обеспечения 19-го танкового корпуса в наступательной операции Мелитополь-Перекоп // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.; Воениздат, 1944. № 3. С. 77-80.
9. Быстров А. Войсковой тыл в обороне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 9. С. 7-14.
10. Ворожко А. Продовольственное снабжение десантных войск // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 9. С. 27-30.
11. Георгиевский А. Медицинские распределительные посты и пункты // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 13-16.
12. Горский В. Тыл стрелкового полка в наступлении зимой // Тыл и снабжение Красной Армии. 1943. № 2-3. С. 12-20.
13. Давыдов П. VII военно-научная конференция Военной академии тыла и снабжения
Красной Армии имени В.М. Молотова // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 11-12.
С. 21-23.
14. Данков Г., Мелехонов В. Снабжение Н-ской армии: обзор // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 8. С. 17-23.
15. Донец Г., Фильштейн Л. Дорожная служба фронта при наступлении // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 43-45.
16. Ибатулин И.Б. Тыл 11-й гвардейской армии в период Восточно-Прусской наступательной операции (18-24 октября 1944 г.) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 6. С. 51-73.
17. Из практики работы тыла действующих войск (3-го Украинского и Ленинградского фронтов) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. С. 113-120.
18. Из практики работы тыла действующих войск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 4. С. 85-112.
19. Из практики работы тыла действующих войск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 6. С. 108-121.
20. Интендантская служба за три года Отечественной войны на Карельском фронте // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 34-43.
21. Как была организована эвакуация продовольствия и фуража // Интендантский журнал. 1941. № 9. С. 11-13.
22. Калинин М.И. Война Отечественная и война тотальная. Фрунзе, 1943.
23. Калинин М.И. Все для фронта! Все для победы!: статьи и речи. М., 1942.
24. Калинин М.И. О моральном облике нашего народа. Л., 1945.
25. Калинин М.И. Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. М., 1942.
26. Кашников В. Роль железных дорог в разгроме немцев под Москвой // Железнодорожный транспорт. 1942.№ 12.
27. Кобзарь Т. Тыл армии при наступлении на харьковском направлении // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 7-11.
28. Колдомасов Ю. Маневренность железных дорог в ходе Отечественной войны // Железнодорожный транспорт. 1945. № 2-3.
29. Колобанов А. Организация дорожной службы на ледовой трассе // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 34-39.
30. Лавров К.П. Тыл Воронежского фронта в июльской оборонительной операции 1943 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 3-32.
31. Лобов А. Некоторые вопросы службы тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1941. № 11-12. С. 12-15.
32. Лобов А. Некоторые замечания об организации и службе тыла // Интендантский журнал. 1941. № 8. С. 4
33. Морозов И. Роль железных дорог в Берлинской операции // Железнодорожный транспорт. 1945. № 10-11.
34. Надежин В.А. Система снабжения и планирования обеспечения интендантским имуществом в армии, фронте, округе по опыту Отечественной войны. Калинин: В АТС, 1945.
35. Назаров А. А. Из опыта работы полевой армейской базы 10-й гвардейской армии // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 85-88.
36. Нестеров Н.Н. Работа тыла 13-й армии при наступлении в условиях весенней распутицы // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 3-17.
37. Нестеров Н.Н., Васильев В.В. Тыл Воронежского фронта в наступательных операциях 1943 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 2. С. 3-14.
38. Новиков С.Н. Железнодорожники - фронту. М.: Трансжелдориздат, 1942.
39. Новиков С.Н. Железнодорожный транспорт - родной брат Красной Армии. М.: Гос. трансп. ж.-д. изд., 1941.
40. Образцов В.Н. Железнодорожный транспорт в дни Великой Отечественной войны. М., 1943.
41. Озира Ю. Г. Сбор, использование, учет и эвакуация трофейного имущества по опыту Великой Отечественной войны: дис. ... канд. воен. наук. Калинин: ВАТС, 1944. Машинопись.
42. Опацкий Н.В. Военно-полевые железные дороги // Тыл и снабжение Красной Армии.
1942. № 8. С. 3-12.
43. Опацкий Н.В. Военно-полевые железные дороги: (техническое описание и история развития). 2-е изд. перераб. и доп. М.: Трансжелдориздат, 1943.
44. Организация и служба тыла танковой армии в наступательной операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 1. С. 40-59.
45. Панов А.В. Тыл 46-й армии в Будапештской операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 92-94.
46. Перетерский С. Некоторые вопросы организации и работы тыла стрелкового корпуса // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 5-6. С. 5-10.
47. Петренко Е. Материальное обеспечение армейской наступательной операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 1-6.
48. Подвоз материальных средств войскам 2-го Белорусского фронта в ВосточноПомеранской операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 92-94.
49. Попов В.И. Войсковой тыл. Вып. 1: Основы организации войскового тыла / под ред. генерал-майора интендантской службы В.В. Цирковича. Калинин: ВАТС, 1943.
50. Попов В.И. Войсковой тыл. Вып. 2: Тыл стрелкового полка / под ред. доцента генерал-майора интендантской службы В.В. Цирковича. Калинин: ВАТС, 1943.
51. Попов В. И. Тыл стрелкового полка Красной Армии / под ред. доцента генерал-майора Н.П. Ермакова. Калинин: ВАТС, 1944.
52. Пошивайло И.Н. Работа железнодорожных станций по опыту Отечественной войны // IV военная научно-техническая конференция академии. Л.: ВТА, 1944. С. 37-39.
53. Рыбаков М. Особенности интендантского обеспечения парашютно-десантной части. Калинин: ВАТС, 1942.
54. Сакович А.Н., Феферов С.А. Опыт подготовки тыла 11-й армии к наступательной операции (Северо-Западный фронт) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 67-76.
55. Саушкин В. Тыл отдельной танковой бригады в наступательной операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 9-13.
56. Семашкин А. М. Организация и устройство войскового тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 1. С. 5-11.
57. Сидоров А. Ф. Сбор и использование интендантского имущества на полях сражения и в тылу по опыту Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.). Ташкент: ВАТС. 1942.
58. Скворцов И. Тыл стрелковой дивизии в условиях окружения // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 10. С. 6-11.
59. Скрябин С. Основные изменения в организации войскового тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 8. С. 5-10.
60. Служба тыла в Великой Отечественной войне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 1-4.
61. Смирнов А.К. Из опыта работы тыла 3-го Украинского фронта в наступательной операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 2. С. 15-20.
62. Смирнов А.К. Тыл 3-го Украинского фронта при взятии городов Днепропетровск и Днепродзержинск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 32-47.
63. Сталин И.В. Великая Отечественная война Советского Союза. М., 1944.
64. Сурков К. Тыл армии в Днепровско-Киевской операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 1. С. 11-16.
65. Тыл 27-й армии в наступательной Ахтырской операции и в проведении марш-маневра // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 1. С. 19-40.
66. Тыл 3-го Белорусского фронта в операции по освобождению Белоруссии (июнь-июль 1944 г.) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 5. С. 3-158.
67. Тыл фронта при прорыве блокады Ленинграда // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. С. 12-17.
68. Тягунов И. Автомобильные войска в Отечественной войне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 7. С. 35-40.
69. Хачатуров Т.С. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне. М.,
1943.
70. ШверникН.М. Год всесоюзного социалистического соревнования. М., 1943.
71. Шифман М.С. Основные положения марксистско-ленинского учения о тыле армии: (введение к учебнику по тылу). Калинин: ВАТС. 1943.
72. ЩербаковА.С. Под знаменем Ленина. М., 1942.
73. Ярославский Е.М. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. М., 1942.