Научная статья на тему 'Генезис ислама и его роль в развитии мусульманской правовой семьи'

Генезис ислама и его роль в развитии мусульманской правовой семьи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1808
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / MUSLIM LEGAL FAMILY / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / WORLD RELIGIONS / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / THE LEVEL OF CRIME / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В статье автор анализирует генезис ислама, а также его роль в развитии мусульманской правовой семьи. Подчеркивается, что в современном мире религия по-прежнему играет регулятивную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF ISLAM AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF MUSLIM LAW FAMILY

In the article the author analyzes the Genesis of Islam and its role in the development of Muslim legal family. It is emphasized that in the modern world religion still plays a regulatory role.

Текст научной работы на тему «Генезис ислама и его роль в развитии мусульманской правовой семьи»

Несмотря на все достижения современной науки и техники, развитие информационных технологий, всех других сфер общественных отношений, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира [1, с. 24].

Особую роль при этом играют мировые религии, к которым относится ислам, сформировавший крупнейшую религиозную правовую систему, функционирующую во многих государствах [1, с. 25].

Мусульманская правовая система охватывает страны Ближнего Востока, Африки, Азии (Индонезия, Сомали, Иран, Ирак, Судан, Сирия, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. те государства, где официальной религией является ислам. Данная религия представляет собой морально-идеологическое течение и составляет образ жизни людей, придерживающихся религиозных догм.

Ислам возник в среде арабов, которые являлись одним из многих семитских коренных жителей Аравии. На рубеже VI-VП вв. в Аравии у племен существовали свои религиозные культы, что препятствовало объединению данных племен в составе одной страны.

В VII в. в Южной Аравии появилось движение ханифов - пророков-проповедников. Они призывали отказаться от языческого поклонения разным богам в пользу единого нового арабского бога [2, с. 19]. Основателем новой религии был Мухаммад, который и стал ее главным пророком. Вначале в Мекке, где проповедовал Мухаммад, новое учение было встречено сопротивлением, что вынудило его перебраться в соседнюю Медину. Вскоре после этого большинство населения вступило в число его последователей. Затем влиянию исламской общины подчинилась вся Южная и Западная Аравия [3; 4; 5].

Вместе с развитием данной религии возникала и развивалась арабская государственность. В начале VII в. на территории распространения ислама появилась крупнейшая империя - Арабский халифат [1, с. 24]. Данное государство базировалось на религиозных устоях и принципах ислама, которые, в свою очередь, основывались на идеях пророка и его первых сподвижников [6].

Интересно отметить, что сторонники ислама выступали против беспорядка и анархии в государственных и общественных делах, опираясь на хадис: «Имам-деспот лучше смуты» [7, с. 159].

Абсолютная власть в Арабском халифате принадлежала халифу. Он был религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха, главой церкви, верховным главой государства, верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьей. Халиф назначал всех высших чиновников в стране. Естественно, он должен действовать в соответствии с нормами шариата.

Отметим, что Шариат или Аш-Шариа в переводе с арабского означает «прямой, правильный путь» и является основным религиозным источником, регулирующим поведение правоверных с момента рождения до смерти. Шариат состоит из двух частей: теологии - акида и непосредственно права -фикха. Таким образом, мусульманское право является подсистемой единого комплекса социально-нормативного регулирования, ядро которого составляют религиозные нормы [8, с. 55].

В мусульманском праве важную роль играют нормы, разработанные богословами-правоведами в процессе толкования при ликвидации пробелов в праве. Следует отметить, что мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и их задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы. В этой связи Р. Давид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм [9, с. 387-394].

Все это привело к появлению различных школ, которые способствовали созданию множества идеологически враждующих друг с другом мусульманских течений. Сторонники данных течений убеждают своих сторонников, что остальные течения ложны.

Наиболее многочисленное направление в исламе представляют сунниты (люди сунны), которые во главу угла ставят вопрос о следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям). В дальнейшем в сунну стали включать примеры из жизни других праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, Али). Таким образом, сунниты - это те, кто следует путем пророка и его ближайших

халифов. У суннитов существуют различные школы (мазхабы), среди которых выделяются четыре богословско-правовые школы: маликитскую, шафиитскую, ханифитскую и ханбалитскую.

Эти школы возникли в VШ-IX вв. Однако они и сегодня не утратили своего влияния. Их основателями были известные правоведы-имамы (Абу Ханифа, Малик бану Анас, Аш-Шафия, Бану Ханбал), по именам которых школы и названы. Рассмотрим их.

Ханифитская школа (основатель Абу Ханифа - ум. в 767 г.). Эта школа получила самое большое распространение. Основным методом толкования ханифиты признают кияс - решение правовых вопросов по аналогии. Кроме того, сторонники этой школы выступают за использование норм обычного права (урф) как одного из источников права. К сторонникам этого течения относятся не менее трети мусульман-суннитов. Данная школа распространена в Индии, Турции, Афганистане, Египте, Пакистане и других государствах.

Маликитская школа (основатель Малик бану Анас - ум. в 795 г.), сторонники которой главными источниками права считали Коран и Сунну. Признается также кияс. Данная школа занимает приоритетные позиции в Кувейте, Марокко, Алжире, Тунисе, Бахрейне.

Шафиитская школа (основатель Аш-Шафия - ум. в 820 г.). Данная школа объединяет некоторые принципы ханифитского и маликитского мазхабов. Ее сторонники считают Коран и Сунну единым источником. Сунна и Иджма при этом рассматриваются в качестве дополнения к Корану. Кияс и Урф в качестве самостоятельных источников права не признаются, однако их применение допускается. Шафиизм наиболее распространен в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В России часто встречается на Северном Кавказе.

Ханбалитская школа (основатель Бану Ханбал - ум. в 855 г.). Сутью школы является возврат к порядку, существовавшему при Мухаммаде и первых его последователях. Данное время сторонники школы называют «золотым веком ислама». Все нововведения, с точки зрения данной школы, не подтвержденные Кораном, Сунной или «согласным мнением» (иджмой) первых трех поколений мусульманских юристов, вступают в противоречие с исламом. Особое влияние это течение имеет в Саудовской Аравии [10, с. 31, 54, 89, 94].

Второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе - шиизм. На базе шиизма возник ряд самостоятельных школ: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. [11; 12].

Шиизм как течение возник во второй половине VII в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов был город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии (ныне Иран), где с XVI в. стал государственной религией.

Важнейшей причиной раскола мусульман на шиитов и суннитов явились политические разногласия, которые после смерти пророка Мухаммада привели к борьбе за власть среди сподвижников пророка. Некоторые из них считали, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Однако первым халифом был избран Абу Бакра Сиддика. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра Али вместе со всеми мусульманами признал следующих халифов: Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Однако, как утверждают шиитские источники, делал он это потому, что не имел достаточно сил для завоевания власти.

После смерти халифа Османа большинство мусульман присягнули Али, который стал четвертым халифом (656-661 гг.). Однако у него было много противников. В 661 г. он погиб от рук террориста-смертника. После этого начался длительный период вооруженной борьбы за власть.

Следует отметить, что верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. Шииты на протяжении столетия вели кровавую борьбу за то, чтобы власть перешла к потомкам Али. Эта борьба значительно ослабляла мусульманский Халифат, часто ввергая его в полосу смут и нестабильности. В итоге бесконечные междуусобицы между сторонниками шиизма и суннизма привели к распаду Арабского халифата. В результате в XVI в. значительная часть территории халифата оказалась под

властью Османской империи, в которой большое влияние имели сунниты различных школ. В Османской империи с XIV до начала XX вв. находилось большинство территорий бывшего арабского халифата. В империи функции халифа перешли к султану, ставшему повелителем правоверных [11, с. 173]. Его власть являлась сакральной. Султан считался тенью Аллаха на Земле [13, с. 84]. Следует отметить, что в Османской империи не было закона о престолонаследии. В результате между сыновьями (а их было много, учитывая многоженство и гарем) происходили жестокие династические схватки, приводящие к резне.

Следующей крупной исламской империей была Индия Великих Моголов, где большое влияние имела шафиитская школа суннитов.

Центром шиитского ислама стало сильное самостоятельное государство Иран. Подчеркнем, что иранское духовенство играет большую роль среди мусульман своего государства, нежели суннитское духовенство в других мусульманских государствах. Как мы уже отмечали, согласно шиитской теории руководство общиной после смерти пророка должны осуществлять только его потомки, происходящие от имама Али и его сыновей - алиды. Кроме того, к особенностям шиизма следует отнести догмат о двенадцатом «скрытом» имаме (мессии), который должен явиться к людям после конца света. До его появления волю данного имама осуществляют доверенные лица - шиитское духовенство. Оно наделено большими правами (в том числе и правом свободного иджтихада), т. к. выражает волю «скрытого» имама [14, с. 74-76; 15, с. 8-36; 16, с. 123].

Из современных стран, где официальной религией является ислам, выделяется Саудовская Аравия - абсолютная теократическая монархия. Это государство играет значительную роль во всем мире за счет огромных запасов нефти. Кроме того, Саудовская Аравия является родиной ислама, что также ставит ее в особое положение. Отметим, что 99,7 % населения данного государства - мусульмане, из них 96,5 % - сунниты. Шииты являются презираемой кастой, как правило, используются на самых вредных и грязных работах. Об унизительном положении шиитов свидетельствует то, что их показания в суде во внимание не принимаются [17, с. 71].

Официальной религиозной доктриной Саудовской Аравии является одно из течений суннизма -ваххабизм. Его основателем был Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. Он родился в 1703 г. в центральном районе Аравии. Суннитско-ваххабитская концепция проповедует отказ от новшеств, возвращение к чистоте раннего ислама времен Мухаммада. Одно из важных мест в ваххабизме занимает положение о «священной войне» (джихаде) против всех неверных, к которым причисляются все, кто не исповедует ваххабизм, даже мусульмане. Действия ваххабитов отличаются в джихаде особым фанатизмом, считается, что смерть за веру приведет «воина за веру» в рай.

Судебная система ваххабитского толка отличается жестокостью. Ваххабизм проповедует средневековые наказания: отсечение рук, ног, головы, порку, забрасывание камнями и др. Все это считается исполнением воли Аллаха. Однако следует отметить, что во многом благодаря жестокости наказаний уровень преступности в стране самый низкий в мире [17, с. 71; 18, с. 100-108; 19, с. 23].

Интересно отметить, что США рассматривают Саудовскую Аравию как стратегического союзника, несмотря на то, что данное государство не соблюдает элементарных прав человека и не участвует в подписании каких-либо международно-правовых документов в данной сфере.

Литература

1. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1.

2. Пиотровский М. Б. Пророческое движение в Аравии VII в. Ислам. Религия, общество, государство: сб. статей. М., 1984.

3. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983.

4. Крывелев И. А. История религий. М.,1983.

5. Шантепи де ля Соссей Д. П. Иллюстрированная история религий. М., 1899 (репринт).

6. Сюкияйнен Л. Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность // Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984.

7. Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари. М., 1998. Ч. 1.

8. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М., 1986.

9. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

10. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

11. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983.

12. Ислам: краткий справочник. М., 1983.

13. Фадеева И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и Новое время. М., 1993.

14. Дорошенко Е. А. Пути и формы воздействия шиитского духовенства на общественно-политическую жизнь Ирана // Ислам в истории народов Востока: сб. статей. М., 1981.

15. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985.

16. Прозоров С. М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам: Религия. Общество. Государство. М., 1984.

17. Валькова Л. В. Роль ислама во внешней политике Саудовской Аравии в 60-е-70-е гг. // Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

18. Азизова Ю. С. О роли ваххабизма в истории и современном положении Саудовской Аравии. Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. Ташкент, 1985.

19. Працко Г. С. Государство и личность в контексте концепции правового порядка // Ученые записки. Вып. VIII. РИЗП: науч. издание. Ростов н/Д, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.