УДК 34(091)+1:316
ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В АНТИЧНОМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
© Г. М. Азнагулова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Достоевского, 132.
Тел./факс: +7 (347) 228 90 30.
Email: agm09@mail.ru
В статье рассматриваются зарождение и основные направления развития политико-правовой мысли античного и средневекового периодов, охватывающие конец IV—XVI века, тесно связанные с учением об обществе и государстве, месте и роли человека в государстве. Особое внимание в статье автором уделено рассмотрению генезиса идеи гражданского общества, восходящей к воззрениям Сократа, Платона и Аристотеля, прошла долгий эволюционный путь, породив различные интерпретации и концепции. На основе анализа автор показывает, что эти идеи как выражение сложных переплетений общественных отношений своих эпох отражали исторически сложный и противоречивый характер процесса становления гражданского общества. Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого, оказавшие заметное влияние на тенденции дальнейшего развития политических и правовых воззрений о гражданском обществе, не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Ключевые слова: юриспруденция, общество, гражданское общество, политико-правовая мысль, государство, частная собственность, справедливость, демократия, добродетель, верховенство закона.
Понятие гражданского общества, уходящее своими корнями к политико-юридической мысли Древнего мира, является одним из важных понятий ряда современных общественных наук (политологии, социальной философии, социологии, политической философии и т.п.) и в последние годы все более активно входит в научный оборот теории государства и права. Это обусловливается тем, что сформировавшиеся на современном этапе исторического развития общественные отношения внутри национальных государств и возникающие задачи построения демократической политической системы и правового государства, характеризуемого, прежде всего, верховенством закона, реальным обеспечением прав и свобод человека и гражданина, предполагают наличие развитого гражданского общества как общецивилизационного феномена [1, с. 238].
Гражданское общество, представляя органический элемент целостной системы «человек — общество - государство», отражает уровень социально-политической активности и самоорганизации граждан, не обусловленный непосредственно деятельностью государственной власти, а стремлением людей каждой эпохи на основе развитых ими теоретических парадигм создать эталон идеального общественного устройства, обеспечивающего достижение принципов свободы, справедливости и благополучия. Становление и развитие гражданского общества всегда увязывалось с вопросами совершенствования государства и возвышением роли права [2, с. 360].
Политические учения о человеке и государстве занимали одно из важных мест уже в античной философии, возникшей в греческих полисах-государствах на рубеже VII-VI вв. до н.э. и в Древнем Риме во II и I вв. до н.э., которые в последующем развивались параллельно до V - начала VI в.
до н.э. Этот достаточно длительный исторический период характеризовался тем, что рабовладельческий способ производства, достигнув своей наиболее высокой ступени развития, был условием развития древнегреческой и римской культуры, органически включающей в себя как духовную, так и материальную составляющие. Значение рабовладельческих производственных отношений было велико и для зарождения идеи гражданского общества, исторически относящейся к Древней Греции и Древнему Риму и нашедшей отражение в философских и политико-правовых учениях того времени, когда впервые возникли представления о гражданине и понятие общества как совокупности граждан, находящихся в определенном отношении друг к другу, а также места и роли самих граждан в этом обществе. Вместе с этим следует отметить, что идеи гражданского общества и идеи государства мыслителями не различались вплоть до середины XVII в.
Истоки идеи гражданского общества появились в трудах древнегреческого Сократа (470-399 гг. до н.э.), развившего воззрение своих предшественников (Гесиота, Солона, Пифагора, Демокрита). В центре учения Сократа находились вопросы человеческой жизни, справедливого общественного устройства, справедливого государства. Философия Сократа -это путь к знанию как средство формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства [3, с. 43]. Будучи приговоренным к смертной казни за якобы «развращение юношества крамольными идеями», Сократ, проявив высшую нравственную силу благородной человеческой мудрости, вместо спасения бегством выбрал принятие смертельного яда перед своими учениками [4, с. 50; 5, с. 52], показав тем самым незыблемость идеи верховенства закона как основы своего учения о правовом государстве.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №1
359
Эти идеи нашли дальнейшее развитие в учении выдающегося древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.), в трудах которого важное место занимают вопросы общества и государства. В своем знаменитом трактате «Государство, или о справедливости» [6, с. 748-970], подвергая критике существующие тогда формы государственной власти - монархию, аристократию, демократию, и опираясь на развитые им теории идей (эйдоса) и идеала, он создал учение об идеальном государстве, характеризуемое четырьмя добродетелями: мудростью, мужественностью, рассудительностью и справедливостью [6, с. 824], где нет частной собственности, а дети воспитываются всем обществом и т.п. В теории идеального государства Платон развивает учение о делении граждан (сюда он не включает рабов) на разряды: разумная часть - разряд правителей-философов; аффективная часть — разряд воинов, воспитанных в дисциплине, необходимой для защиты государства; неразумная часть - разряд ремесленников и земледельцев, создающих материальные блага для удовлетворения потребностей граждан и обученных совершенному исполнению своего дела. Принципиальным является положение Платона о том, что каждый разряд должен быть ограничен выполнением своей обязанности и не должен вмешиваться в дела другого разряда.
Хотя эйдос Платона о государстве признается утопической, она имеет непреходящее аксиологическое значение в генезисе категории гражданского общества.
Важнейшую роль в развитии взглядов на отношение «человек — общество — государство» играет творчество ученика Платона - великого философа древности Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), чьи воззрения, развивая учения античных мыслителей, привели к созданию внутренне согласованной системы философских и конкретно-научных знаний, включая знания об обществе и государстве [7].
Аристотель неоднократно подчеркивал, что человек по своей природе есть существо общественное, а в то же время политическое, он предназначен для разумной деятельности в обществе и как нравственное существо может формироваться и воспитываться только в человеческом общежитии. Обобщив социальный и политический опыт эллинов (жителей Древней Греции), Аристотель разработал оригинальную социально-философскую концепцию, не потерявшую актуальность и в наши дни. Он считал, что государство возникает на определенном этапе исторического развития, когда появляется общение между семействами и родами ради совершенной и достаточной для себя жизни. Как и Платон, Аристотель полагал, что государство создано не просто для обеспечения безопасности людей и регуляции общественной жизни с помощью законов, а должно стремиться к добродетельной жизни, а вместе с этим и всеобщего счастья.
Построение совершенного государства Аристотель видел в воспитании совершенного человека и совершенного члена государства - гражданина, которое, как он считал, возможно лишь в справедливом государстве где наличие хороших законов и их соблюдение способствует воспитанию в человеке благородных качеств. Он отмечал, что «общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, самодовлеющего состояния и возникшее ради потребности жизни, но существующее ради достижения благой жизни» [8, с. 378], что представляет, по своей сути, гражданское общество.
Аристотель отмечал, что в пределах государства существует целая система других отношений со своими особыми целями достижения какого-либо блага, специфическими путями развития. Рассматривая семью, семейные отношения, религию, где нет необходимости государственного вмешательства до определенного уровня развития общественных отношений, он, по существу, осуществил определенную дифференциацию идей государства и гражданского общества [9, с. 395].
Анализируя сущность гражданского общества, Аристотель предавал собственности особую роль в таком обществе и считал, что добродетелью обладают те, кто обладает собственностью. Впервые он ввел понятие о среднем классе (средний между правителями и рабами), который и должен явиться основой стабильности любого общества. Следовательно, можно полагать, что наличие среднего класса Аристотель рассматривал как важнейшее свойство гражданского общества.
Древнеримский оратор Цицерон Марк Туллий (106-43 гг. до н.э.), развивая положения Платона о «равных правах для всех» и обосновывая правовое равенство людей, писал: « ... закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех.» [10, с. 24]. Он считал, что подлинная свобода существует только в том обществе, «.в котором народ пользуется верховной властью.» [11, с. 130].
Итак, в политических учениях античных мыслителей сложились конструктивные представления об основных свойствах гражданского общества: о владении гражданами частной собственностью, их юридической свободе и равенстве, о главенстве права и единстве интересов государства и гражданина; при этом уже ставился важный вопрос о взаимоотношениях между обществом гражданским и обществом политическим и о степени вмешательства второго в дела первого.
В период Средневековья, охватывающий V-XV вв., характеризуемого феодальным способом производства и главенством церковных властей и духовенства в общественно-политической и духовной сферах общества, политико-правовые воззрения концентрировались вокруг проблемы обоснования христианской теологии, рассматрива-
ющей существующий феодальный миропорядок как выражение Божьей воли. И как следствие, их взгляды на общество и государство выступали лишь как элементы религиозных представлений о неизбежности и вечности божественного порядка в природе и обществе.
Заслуживают внимания воззрения об обществе и государстве выдающегося философа и богослова средневековой философии Фомы Аквинского (1226-1274). Утверждая вслед за Аристотелем, что человек по своей природе является существом общественным, главную цель государственной власти он видел в том, чтобы сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать общему благу, воспитанию добродетельной жизни у подданых и обеспечению их необходимыми для этого благами [5, с. 91].
Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527). Будучи сторонником сильной государственной власти, для достижения его конечных целей он допускал возможность использования любых средств, опираясь в политике только на силу, а не на мораль. Уместно отметить, что впоследствии циничные взгляды Макиавелли были подвергнуты резкой критике, его книга «Государь» [12, с. 49-124] и другие сочинения в середине XVI в. были включены в список запрещенных книг. Рассматривая генезис категории «гражданское общество», следует отметить, что Н. Макиавелли рассматривал государство как политическое состояние общества - отношение правителей и подчиненных, наличие организованной политической власти, учреждений и законов - и как высшее проявление человеческого духа. Государь, как считал Н. Макиавелли, должен «выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей... он дол-
жен побуждать граждан спокойно придаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие - открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами» [12, с. 114].
Рассуждая о нравственности, труде, любви, Макиавелли в определенной степени различает государственные и негосударственные сферы жизнедеятельности общества.
Таким образом, выдающиеся мыслители Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья обнаружили наличие особой формы жизнедеятельности общества, отличной от государственной формы организации общества, и показали, что, кроме государства, есть нечто самостоятельное, не испытывающее его влияние, т.е. гражданское общество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8-е изд. СПб.: изд-во Юридического института, 2012. 608 с.
2. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. М.: Норма,. 2013. 496 с.
3. Философия: учебник. М.: Норма. 2011. 928 с.
4. Философская энциклопедия в 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1964-1970. Т. 5. 740 с.
5. Философия: учебник. 3-е изд. М.: Юрайт, 2011. 828 с.
6. Платон. Полное собрание сочинений. М.: Альфа книга, 2013. 1311 с.
7. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
8. Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика. Минск: Харвест, 2011. 1280 с.
9. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд. М.: Юрайт, 2013. 761 с.
10. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1996. 224 с.
11. Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 848 с.
12. Макиавелли Н. Государь. М.: ЭКСМО, 2014. 672 с.
Поступила в редакцию 15.01.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1
361
GENESIS OF THE IDEA OF CIVIL SOCIETY IN CLASSICAL ANTIQUITY
AND THE MIDDLE AGES
© G. M. Aznagulova
Bashkir State University 132 Dostoevsky St., 450077 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 228 90 30.
Email: agm09@mail.ru
The concept of civil society, which stems from political and juridical thought of Classical Antiquity, is one of important notions of a row of modern social sciences (political science, social philosophy, sociology, political philosophy, etc.); and this notion is currently more and more used in the theory of state and law. This is due to the fact that social relations formed in the present state of historical development inside national sates and emerging tasks to build up a democratic political system and a law-governed state characterized by, first of all, rule of law, real protection of human and civil rights and liberties, assume existence of a developed civil society as a general civilizational phenomenon. This article dwells on the origin and main directions of development of political and legal thought of the period of Classical Antiquity and the Middle Ages, which covers the end of 4th-16th centuries, closely related to the doctrine of society and state, the place and role of a person in a state. In this article the special focus is placed by the author on the consideration of the genesis of the idea of civil society, which dates back to the views of Socrates, Pluto, Aristotle; the idea made its long way of evolution and originated various interpretations and conceptions. On the basis of the analysis the author shows that these ideas, as expressions of complicated intertwining of social relations of their epochs, reflected a historically complex and contradictory character of the process of civil society establishment. Cognitive experience, ideas and achievements, which have significant impact on the tendencies of further development of political and legal views on civil society, retain their topicality at present.
Keywords: jurisprudence, society, civil society, political and legal thought, state, private ownership, justice, democracy, virtue, rule of law.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Komarov S. A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [General theory of state and law: textbook]. 8-e izd. Saint Petersburg: izd-vo Yuridicheskogo instituta, 2012.
2. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [Theory of state and law: textbook]. 4-e izd. Moscow: Norma,. 2013.
3. Filosofiya: uchebnik [Philosophy: textbook]. Moscow: Norma. 2011.
4. Filosofskaya entsiklopediya v 5-ti t. [Encyclopedia of philosophy in 5 volumes]. Ed. F. V Konstantinov. Moscow: Sovet-skaya entsiklopediya, 1964-1970. Vol. 5.
5. Filosofiya: uchebnik [Philosophy: textbook]. 3-e izd. Moscow: Yurait, 2011.
6. Platon. Polnoe sobranie sochinenii [Complete works]. Moscow: Al'fa kniga, 2013.
7. Aristotle. Politika. Soch. v 4 t. [Policy. Works in 4 volumes]. Moscow: Mysl', 1983. Vol. 4.
8. Aristotle. Etika. Estetika. Poetika [Ethics. Aesthetics. Poetics]. Minsk: Kharvest, 2011.
9. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya bakalavrov [Theory of state and law: textbook for bachelors]. 3-e izd. Moscow: Yurait, 2013.
10. Tsitseron. Dialogi. O gosudarstve. O zakonakh [Dialogues. On the state. On the laws]. Moscow, 1996.
11. Entsiklopediya. Mudrost' tysyacheletii [Encyclopedia. The wisdom of thousands of years]. Moscow: OLMA-PRESS, 2003.
12. Makiavelli N. Gosudar' [The prince]. Moscow: EKSMO, 2014.
Received 15.01.2015.