УДК 323:304
Степаненко НА.
Генезис и развитие общественно-политической концепции Ю.А.Жданова
В статье предпринимается попытка комплексно охарактеризовать общее твенно-политические взгляды Ю.А.Жданова и с этой точки зрения оценить роль и значение его научной деятельности.
Ключевые слова: Ю.А. Жданов, политическая и научная элита, просвещение.
Актуальность исследования социально-политической деятельности и теоретического наследия Ю.А. Жданова обусловлена многими причинами. Современное науковедение интересуется творческой индивидуальностью учёного и так называемым личностным знанием. Исследователи обращаются к биографии ученого, поскольку личностный фактор в научном творчестве признаётся равноправной детерминантой наряду с научно-социальной и предметно-логической. Творческая индивидуальность этого ученого - реальный факт, достойный специального изучения. Формы ее проявления различны: становление мировоззрения и выбор проблем для исследования под влиянием событий жизни, образ жизни в науке, индивидуальный стиль в изложении своих открытий. В этих и других феноменах проявляется неразрывная связь личной судьбы и научного творчества, целостность личности ученого. Актуальность связана также с уникальным положением этого деятеля в политической и научной элите. Это был политический руководитель, видевший политику партии-государства изнутри, являвшийся участником многих политических решений государственного руководства в научно-образовательной сфере. Это был известный ученый, сделавший в условиях Донского региона вместе со своим коллегами открытия и изобретения, технологические разработки и гуманитарные экспертизы, оставившие заметный след в отечественной науке. Это был эффективный руководитель и организатор науки и высшего образования, умевший не просто понимать глубинные закономерности социально-политических и социально-экономических процессов, но формировать новые подходы и создавать инновационные структуры.
Ю.А.Жданов как ученый и как личность представляет собой не просто реальное, а, можно сказать классическое воплощение трансдисциплинарного подхода в научных исследованиях социальных и естественных процессов. Его биография представляет собой единство непосредственности и рефлексии, отраженное во множестве статей, книг, документов, писем, записок, рецензий. Миропонимание, как и у каждого интеллектуала, окончательно сложилось у него в конце жизни, и было выражено в его книге воспоминаний «Взгляд в прошлое». Как истинный ученый, Ю.А. Жданов написал не просто мемуары, а научное исследование антропологического характера, в котором наряду с мемуарными суждениями содержатся его собственные концептуальные подходы к анализу советского прошлого и постсоветской действительности.
Эволюция мировоззрения Ю.А.Жданова, общественноОполитический контекст его формирования еще не достаточно изучена. С практической точки зрения актуальность этой задачи обусловлена предложенными решениями целого ряда социально-политических и научно-образовательных проблем. Бесспорно, его первоначально высокое положение в иерархии власти, так или иначе, обусловило возникновение и характер его социально -политических идей. Но идеи и закономерности, выявленные Ждановым на поздних этапах жизни, являются чрезвычайно полезными ценными и на современном этапе с точки зрения развития наук социально-гуманитарного комплекса.
Ю.А.Жданов известен в стране как крупнейший ученый в ряде областей естественных и гуманитарных наук, как выдающийся теоретик и организатор науки, наконец, как известный общественно-политический деятель. Он относился к числу тех исследователей,
которые так или иначе стремились понять генезис своих идей, и верифицировать их, доведя до состояния предельности их практической применимости. Это свойство настоящего ученого, работающего на границе фундаментальной и прикладной наук. При этом надо иметь в виду, что Ю. А. Жданов был сложной и достаточно противоречивой личностью. Он знал и понимал гораздо больше, чем озвучивал публично. Многие его суждения, особенно постсоветского времени, надо оценивать через призму происходивших параллельно событий и его планов на будущее. Он часто говорил и писал эзоповым языком, который нужно было уметь понимать. Проблема систематизации биографических данных и фактов творческого наследия Ю.А. Жданова стала необходимой, поскольку существует опасность некорректной интерпретации теоретического наследия ученого.
Жизнь и научное творчество Ю.А.Жданова уже стало предметом внимания исследователей. В Ростове-на-Дону теоретическим наследием Ю.А.Жданова занимается СКНЦ ВШ и ИППК ЮФУ. Широко известен цикл публикаций о Ю.А. Жданове, среди которых выделяются труды В.И. Минкина, А.В.Белова, Д.Б.Казанцева, В.М.Таланова, Н.С.Авдулова, А.В.Лубского, В.В.Черноуса и др. Мы опирались на монографии и статьи С.А. Кислицына, который один из первых систематизировал и оценил общественно-политическую составляющую творчества Ю.А.Жданова [1,2]. Поскольку Ю.А.Жданов был видным представителем не только научной, но и политической элиты страны, большое значение имеют труды ученых, посвященные проблемам общей элитологии [3, 4].
Особое значение в степени разработанности темы имеют материалы, состоявшихся конференций в ЮФУ и СКНЦ ВШ, на которых были высказаны основные ценные теоретические положения о роли Ю.А.Жданова в становлении отечественной политической науки, отмечена действенность и современная актуальность ждановской оценки перспектив гуманитарных идей социализма, от которых Жданов не отрекся на протяжении всей своей жизни. В сборниках документов и материалов о деятельности советских ученых содержаться разнообразные сюжеты, в которых присутствует личность Ю.А. Жданова. Отметим воспоминания первого проректора РГУ В.И. Седлецкого, заместителя Ю.А. Жданова по СКНЦ ВШ М.Д. Розина, и, особенно, материалы и воспоминания многолетнего помощника Ю.А. Жданова, писателя и личного помощника Жданова А.Ф. Корольченко.
Важное значение для осмысления социально-политического развития российского общества и его трансформаций в течение ХХ - начала XXI вв. имеет изучение не только теоретического наследия Ю.А. Жданова, но и его практического опыта в организации науки и высшего образования. Социально-политические взгляды Ю.А. Жданова объединены темой коммунистического воззрения на развитие общества, мира и России. В зависимости от исторического периода, предъявлявшего свои требования, Ю.А. Жданов опираясь на законы политических отношений и функционирования идеологий, корректировал свои воззрения в направлении адекватности теории социально-исторической практике, неизменно сохраняя ядро своей концепции. Формирование политических взглядов Ю.А. Жданова происходило в противоречивую эпоху сталинизма под влиянием политической элиты, к которой он принадлежал по рождению. Являясь сторонником коммунизма, Ю.А. Жданов, тем не менее, не согласился с отдельными сталинскими утверждениями в области биологии. Находясь во главе РГУ, он сформулировал концепцию синтеза научно-образовательной деятельности, заложившая основы теоретического осмысления перспектив советского общества. Выступив с критикой горбачевской перестройки советского общества, Ю.А. Жданов был вынужден покинуть пост ректора РГУ. Возглавляя СКНЦ ВШ, Ю.А. Жданов стал лидером научного сообщества Юга России.
Личность Ю.А.Жданова не просто конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и общественно-политической жизни страны. Он современник и непосредственный участник событий, составляющих вехи истории советского общества. В политической и научной биографии Ю.А.Жданова исходными являются объективный статус личности, который сделал
его функционером общества, элитарной группы. Его поведение в целом и в каждом отдельном действии осуществляется в соответствии с ролью в данной системе отношений, опосредствующих деятельность с процедурами поведения, предписываемыми общественной функцией человека.
Уникальность положения Ю.А. Жданова как естествоиспытателя, теоретика и руководителя науки и высшего образования позволяет говорить о целостности и творческом характере его научной и общественно-политической деятельности, опирающейся в равной мере, как развиваемые им социально-политические теории, так и на собственный опыт социально-политической практики. Все этапы жизнедеятельности Ю.А. Жданова являются органически взаимосвязанными.
Ю.А. Жданов всегда подчеркивал неразрывную связь научно-организационной деятельности со своим партийно-политическим прошлым. На наш взгляд, малопродуктивны попытки абстрактно характеризовать творчество выдающегося организатора науки в отрыве от его общественно-политической и научно-административной деятельности, так как она была тем конкретным полем, котором реализовывались многие его проекты и идеи. Он был не просто известным ученым-химиком, философом, организатором науки, неформальным лидером научного общества в регионе, а яркой, харизматической, системообразующей личностью, настоящим Донским Просветителем.
Формирование политических взглядов Ю.А.Жданова происходило в период его юности, пришедшийся на сложную для нашей страны и во многом противоречивую эпоху. В годы войны он теоретически разоблачал философию нацизма и выступал с жёстко -позитивных позиций по отношению к социально-политической системе, сложившейся в Советском Союзе в годы правления И.В. Сталина. При этом критическому анализу были подвергнуты сущность лысенковщины.
Впоследствии в процессе осмысления противоречивости сталинской эпохи, сопровождавшейся, с одной стороны, трагическими событиями в жизни значительной части советских граждан, а с другой стороны, несомненными достижениями в экономической, военной, внешнеполитической, социальной и культурной сферах, Ю.А.Жданов был убежден в необходимости объективного восприятия раннего советского общества, освобождаясь от прозападных идеологических стереотипов.
Методология большей части исследований по общественно-политической проблематике Ю.А. Жданова опиралась на идеологемы марксистской идеологии в качестве инструментов анализа социально-политической сферы жизни общества. В период постсталинского развития советской социально-политической системы Жданов, находясь на посту зав. отделом науки ЦК ВКП(б) исходил из мировоззренческой позиции, что советское общество нуждалось в сильной государственной власти и унифицированной идеологии, которые позволят достичь высокой степени стабильности и внутреннего единства, одобрения существующего строя большинством населения и подавления внешних и внутренних угроз. Основой социально-политических взглядов Ю.А. Жданова являлось, с одной стороны, стремление к научной однозначности, приоритету идеологии и партийности в широком и узком смысле слова, с другой - творческий подход, желание понять оппонента, способность отказаться от своей позиции в случае ее выявленной ошибочности. На позднем этапе творчества методология работы и теория Ю.А.Жданова складывалась под влиянием авторов эпохи Возрождения и Нового времени, что раскрывает, на наш взгляд, скорее социально -демократический характер взглядов Ю.А. Жданова. Доминирует самостоятельный творческий характер социально-политических подходов Ю.А. Жданова, основанный как на марксистских, так и на независимых от марксистской идеологии социально-философских источниках XX века. Широта научных интересов Ю.А. Жданова находит свое отражение и в тех работах, которые он вел в различных науках - органической химии, биохимии, биогеохимии, генетике.
Своеобразие содержания третьего этапа творчества Ю.А.Жданова определяется возникшей возможностью проверки марксистского социально-политического мировоззрения на практике. Возглавляя Ростовский университет свыше 30 лет, Ю.А.Жданов превратил его в ведущий вуз Юга России, на базе которого был создан один из первых в стране научно -исследовательский вуз, в котором наука и образование составляли единый комплекс. Ю.А.Жданов внес большой вклад в реализацию стратегии развития университетов как ведущих центров образования, науки и культуры. Ю.А.Жданову удалось создать не только уникальный центр вузовской интеграции Северо-Кавказский центр высшей школы, но целую систему университетов в республиках Северного Кавказа, которые включились в решение конкретных социальных, экономических, производственных и технических проблем региона.
Ю.А. Жданов показал, как научные теории, возникающие в результате обобщения частных научных исследований, затем сами применяются в качестве метода получения новых знаний. Вывод, что методологическим потенциалом обладают и теории, полученные в частных науках, был чрезвычайно актуальным для развития советского обществоведения. Ю.А. Жданов (совместно с В.Давидовичем) предложил рассматривать культуру в рамках представления о ней как о всеобщей технологии человеческой деятельности. На наш взгляд, очевидно, что когда в речах и книгах Ю.А.Жданова речь идет о культуре в деятельностном контексте, он имеет в виду развитие и гражданской политической культуры, которая является основой гражданского общества. Именно поэтому Ю.А. Жданов придавал большое значение роли научной общественности как составной части российского гражданского общества.
Ю.А.Жданов считал, что в научно-образовательной деятельности важен принцип актуализации (партийности), который заключается в борьбе за передовое мировоззрение, за материализм, против оккультизма и «демонического невежества», а в узком смысле слова он касается логики взаимоотношений между наукой и структурами власти, правительством и правящей партией. Государство решает практические задачи и, рассчитывая получить помощь от науки в решении реальных проблем, предоставляет финансовые средства, создает научные организации, ставит перед ними актуальные задачи, но после этого, считал Ю.А.Жданов, его вмешательство в научную творческую работу прекращается. Причем максимальный социальный успех возможен лишь тогда, когда в своих действиях государство всемерно опирается на данные и рекомендации науки.
Заключительный, четвертый этап жизнедеятельности Ю.А.Жданова определяется отслеживанием последствий применения некоторых теоретических положений, а также изучением тенденций становления нового социально-политического порядка. Ю. А. Жданов - лидер научной организации, генератор научных идей, способный сформулировать проблему и нацелить научно-исследовательский коллектив на ее решение. Его новаторские идеи по структуре геосферы разума, соотношению ноосферы, техносферы и каллисферы. Во время пребывания в латентной отставке Ю.А.Жданов получил возможность проанализировать его основные особенности современного общества и выявить «комплекс Эрисих-тона», отражающий печальную участь социума, основанного на антагонистической и паразитической парадигме. Распад Советского Союза им оценивался как геополитический и цивилизационный кризис.
Проанализировав социально-политическую систему, сложившуюся в современной России, Жданов пессимистически оценивает перспективы перестроечных процессов в обществе, связывая возрождение России с восстановлением социализма как наиболее совершенной и подходящей для российской цивилизации системы. Несомненно, одной из важных характеристик динамики общественности Ростовской области и всего Северного Кавказа является гражданские инициативы Ю.А. Жданова. Вся деятельность выдающегося донского
просветителя на заключительном этапе его жизни была направлена на укрепление гражданского общества на Юге России, активизацию деятельности всех граждан.
Ю.А. Жданов развил и проследил важнейшую значимость русской национальной идеи - поиск социальной справедливости с опорой на традиции общинного духа. Теоретические поиски Жданова коррелировались с русской социально-политической традицией поиска русской идеи. Жданов призвал ученых объединиться для общей и планомерной работы с целью духовного возрождения России, развития русской культуры, - основного оплота единства России и защиты российской нации.
Благодаря своему синтетическому охвату этнополитических явлений Ю.А. Жданов смог способствовать своей практической деятельностью осмыслению и реализации западно-восточного культурного единства. Это стало возможным на основе глубокого знакомства с Кавказом, его историей, экономикой, бытом, культурой, с развитием русского просвещения, с момента формирования освободительного движения взаимоотношения восточных и западных культур. Он делает большой шаг в решении проблемы Запада и Востока, заявив, что нельзя ограничиться лишь взаимным ознакомлением и обменом культурными ценностями; необходимо преодолеть то реакционное, консервативное, что имеется в каждой культуре. Он исходит из того исторического факта, что Кавказ сыграл существенную роль в развитии русского освободительного движения, становления свободолюбивых черт и идей у представителей передовой российской интеллигенции. По его мнению, синтез синтеза культур Востока и Запада возможен лишь на гуманистической основе, отсекающей все темное, злое в традициях обеих культур и утверждающей дух вольности и просвещения. Исторический опыт совместной борьбы народов России и Кавказа за социалистическое переустройство общества внес неоценимый вклад в разрешение вековой проблемы. В то же время Ю.А. Жданов предупреждал об опасности идеализации прошлого в отношениях России и Северного Кавказа.
Таким образом, Ю.А.Жданов оставил самое разнообразное творческое наследие в области философии, истории, научно-образовательной политики, культурологии, науковедении. Его взгляды, позиции и оценки составляют целостную общественно-политическую концепцию, которая хотя и сформировалась на заключительном этапе периода культа личности Сталина, претерпела значительные модификации в направлении творческого марксизма, гуманизации и глобализации научного знания.
Литература
1. Кислицын С.А., Степаненко Н.А. Юрий Жданов: ученый, политик, гражданин. Материалы к биографии. Ростов н/Д, 2012.
2. Кислицын С.А. Юрий Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым. М.,
2013.
3. Кислицын С.А. Контрэлиты: оппозиции и фронды в политической истории России. М., 2011.
4. Ашин Г.К., Понеделков А.В., Старостин А.М., Кислицын С.А. Основы политической элитологии. М., 2013.