УДК 809.46
ГЕНЕЗИС ФАМИЛИЙ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У КАРАЧАЕВЦЕВ
© 2013 Меджидов М.М.
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
В статье, посвященной дагестано-карачаевским межэтническим контактам, рассматривается генезис ряда современных карачаевских фамилий, ведущих свое начало от выходцев из Дагестана.
The article deals with Dagestan-Karachai interethnic contacts. The author considers the genesis of some Karachai contemporary surnames, originating from Dagestan natives.
Ключевые слова: Карачай, Дагестан, фамилии, переселение, межэтнические контакты.
Keywords: Karachai, Dagestan, surnames, resettlement, interethnic contacts.
Развитие межэтнических контактов между различными народами нередко приводило к тому, что представители одного этноса, переселяясь из мест своего исконного проживания в другие регионы, становились родоначальниками новых фамилий. Несмотря на то что Дагестан и Карачай не являются прямыми географическими соседями, культурные, хозяйственные, политические контакты между этими регионами были и остаются довольно развитыми. Это, в частности, отразилось на генезисе отдельных фамилий карачаевцев, которые имеют дагестанское происхождение.
Например, имеют дагестанское происхождение такие фамилии, как Алиевы, Кумуковы (Кумыковы), Магомедовы, Хаджилаевы, Хаджиевы, Ардухановы, Борлаковы, Халиловы, Магаяевы, Калахановы, Умаровы, Курмановы и многие другие.
Следует отметить, что подобные связи уходят своими корнями в далекое прошлое. Интересно, что самая могущественная феодальная фамилия Карачая Крымшамхаловы, из среды которых избирались верховные правители всего края (оли), имеет дагестанские корни. Этот феодальный клан известен у карачаевцев как минимум с начала XVII в. Хотя «официальная» версия выводила владетельные фамилии Карачая из Крыма, в духе политической
конъюнктуры XVII-XVIII вв., но, как показала практика, еще в конце XIX в. Крымшамхаловы помнили о своем происхождении и считали себя «отраслями фамилии владетельных шамхалов Тарковских дагестанской области» [9. С. 42]. «Крымшамхалами» в Тарковском шамхальстве назывались наследники шамхальского «престола». «Известны случаи вражды между шамхалами и крымшамхалами. Можно допустить, что один из последних некогда бежал в Карачай из Кумыкии» [11. С. 88]. Хотя можно предположить, что связи Карачая и шамхальства когда-то были более серьезными и основательными, появление
крымшамхалов у карачаевцев было отнюдь не случайным.
Миграции представителей
дагестанской (в особенности кумыкской) аристократии к карачаевцам нередко происходили и в дальнейшем. Например, от привилегированных сословий кумыкского общества берут свое начало такие фамилии, как Казиевы, Калахановы, Магаяевы, Кумуковы и др.
Согласно фамильной легенде Магаяевых, основателем их рода являлся выходец из шамхальского рода Осман-Хаджи. В конце XVIII в. он покинул родные селения и отправился на запад. Пробыв некоторое время в Кабарде, он переехал в Карачай, вначале
остановившись в селении Карт-Джурт в родовом квартале (тийре) Хубиевых. Вскоре он переселился в селение Хурзук. Осман-Хаджи вел большую работу по религиозному просвещению жителей Карачая, строил мечети, учил детей, боролся с эпидемией чумы, которая свирепствовала тогда на всем Северном Кавказе. Его заслуги на ниве религиозной деятельности были по достоинству оценены жителями селения, и он был выбран главным эфенди Хурзука. Деятельность Османа-Хаджи вызывала искреннее уважение хурзукчан, которые решением схода выделили ему земельный участок, а также пастбищные угодья.
По просьбе родителей Осман-Хаджи отправился обратно в Кумыкию, но, проведя там несколько лет, вновь вернулся в Карачай. Вместе с ним приехал и родившийся в Дагестане его сын Магъая, который и стал основателем рода. Произошло это в 20-30-х гг. XIX в. Мать Магъая вскоре после рождения сына умерла, и он остался единственным ребенком [10].
По достижении соответствующего возраста Осман-Хаджи женился. Супругой Магъая стала дочь представителя рода Махаметовых (Магометовых). (Магометовы -ответвление рода Крымшамхаловых. Относились к сословию чанка - второму по значению сословию после князей (бий) [16. Л. 54]).
Что же побудило представителей аристократического рода выдать свою дочь за чужеземца? Причин было несколько. Во-первых, сами Крымшамхаловы (от которых отделились Махаметовы) являлись потомками выходца из Кумыкии, который остался в памяти народа не по имени, а по своему титулу - крым-шамхал (своеобразный наследник престола). Во-вторых, происхождение Осман-Хаджи наверняка было известно карачаевцам, и они посчитали ровней для себя представителя шамхальского дома. В-третьих, карачаевцы и балкарцы всегда воспринимали кумыков как родственный народ. И, наконец, Осман-Хаджи был проповедником, эфенди, духовным главой общины, который пользовался вполне заслуженным авторитетом, вследствие чего
вступить с ним в родственные связи было престижно.
До революции Магаяевы относились к зажиточному слою общества. Они владели земельными участками, большим количеством скота, имели дома в Кисловодске. В 20-40 гг. XX в. многие из них были репрессированы по сословному и социальному положению. В настоящее время род Магаяевых насчитывает более 100 человек, а представители его живут во всех городах и районах Карачаево-Черкесии, в Ставропольском крае и других регионах России [13].
Основателем рода Калахановых, согласно генеалогической схеме фамилий, был сын Крым-Герия - Алим-Герий, который в середине XIX в. переехал из Кумыкии в Карачай. Сын Алим-Герия - Ахмат - пользовался большим уважением в Карачае благодаря своей рассудительности, хорошему знанию религиозных обычаев, образованности. Неслучайно,
представители знатного рода Казиевых, относившегося к сословию чанка, согласились на брак Ахмата со своей дочерью. В этом браке родилось четыре сына: Умар, Салим-Герий, Хасан, Хусейн. Они и стали основателями четырех ветвей рода [12]. В посемейной переписи, проведенной в 1868-1872 гг. начальником Баталпашинского уезда Н. Г. Петрусевичем, отмечалось:
«Калаханов Ахмат - выходец из Кумыкской плоскости, женился на дочери одного из Казиевых, считает себя заодно с Казиевыми» [16. С. 54]. Согласно материалам переписи в семье Ахмата помимо него самого было еще три мужчины, т. е. на тот момент младший сын Калахановых - Хусейн еще не родился. Браки заключались с представителями сословия чанка и узденями. Род Калахановых продолжило следующее поколение: дети Умара -Пилял, Джашарбек, Гилястан, Бий-Аслан; дети Салим-Герия - Амин, Асхат, Ахмат, Умар, Файруз; дети Хасана - Байдымат, Саният, Эльберт; дети Хусейна - Анзор, Маруа, Азнаур.
Жили Калахановы в селении Хурзук, как и большинство выходцев из Кумыкии. Часть из них в начале XX в. переселилась во вновь образованное
селение Воронцовско-Карачаевское (ныне п. Новый Карачай (Акъ-Къала)). В настоящее время этот род насчитывает 89 поколений в зависимости от ветки. Общая численность Калахановых около 200 человек [5. Л. 30].
Фамилия Казиевых в Карачае имеет несколько ветвей, не связанных друг с другом кровным родством. Одна из них -Ахалары, ведущая свое начало от некоего Аха, также имеет дагестанские корни. У основателя рода был один сын Инал, у которого в свою очередь был сын по имени Мамай. У последнего было две жены из фамилий Шамановых и Апаевых. От второй жены у него было две дочери, а от первой также две дочери и сын, которого назвали Къаит. В дальнейшем эту ветвь Казиевых продолжили Джамашау и его трое сыновей: Хусей, Шакман, Эдикбий [8. Лл. 1-2].
Фамилия Кумуковы (Кумыковы) в Карачае вообще «говорящая». Сразу заметно, что в ее основе лежит этноним «кумык». Карачаевцы, кстати, так называли всех представителей Дагестана независимо от их реальной национальной принадлежности. Так сложилось в первую очередь потому, что языком межнационального общения в Дагестане и других районах восточного Кавказа в ХУ11-Х1Х вв. был кумыкский.
Таким образом, с одной стороны, не все Кумуковы (Кумыковы) были в Карачае выходцами именно из кумыкского этноса, а с другой - у карачаевцев существует несколько не связанных друг с другом ветвей этой фамилии.
Согласно уже упоминавшейся выше семейной переписи, проведенной комиссией во главе с приставом Эльбрусского округа Н. Г. Петрусевичем, в Карачае проживало 4 семьи Кумуковых. При этом все они были разного происхождения, то есть не являлись родственниками друг другу [8. Лл. 1-2]. В материалах переписи упоминаются семья Османа-эфенди Кумукова, который полагал «себя узденом из кумыков, родственники же проживают в ауле Атажукина в Кабарде» [8. Лл. 1-2]; семья Махмуд-эфенди Кумукова, про которого указано, что он «считает себя узденом и
родом из Дагестана» [8. Лл. 1-2]; семья Хаджи-Хасана Кумукова («из Черкеевского аула в Дагестане, считает себя узденом» [8. Лл. 1-2]); семья Али Кумукова («отец его - выходец из кумыкской плоскости, узденского рода, и женившись в Карачае остался навсегда, здесь и помер» [8. Лл. 1-2]).
Потомки этих семей проживают в современной Карачаево-Черкесии и сегодня.
Еще одними выходцами из Кумыкии были Борлаковы. Версии об их появлении в Карачае несколько разнятся, но их обобщение сводится к следующему. Родоначальник Борлаковых Зулкарнай прибыл в Карачай со своим братом из Кумыкии, спасаясь от кровной мести. У себя на родине Борлаковы причислялись к привилегированному сословию саля-узденей (знатных узденей - М.М.). Но в Карачае Борлаковы не получили никаких преимуществ перед прочими фамилиями узденского происхождения. Пятеро детей Зулкарная, которых звали Абей, Салли, Томрау, Балдыркъан, Джырыкъ, стали
родоначальниками современных
подразделений (атаулов) этой фамилии. Находясь в Карачае, Борлаковы не прерывали взаимоотношений со своими родственниками в Кумыкии и в случае необходимости могли доставить от них документы, подтверждающие их происхождение [2. Лл. 1-10].
Значительный процент карачаевских фамилий дагестанского происхождения берет свое начало от отходников, ремесленников, торговцев, религиозных деятелей, которые по разным причинам покинули Дагестан и осели среди карачаевского населения.
Например, родоначальником одной из ветвей упомянутых нами выше Кумуковых стал известный в Карачае религиозный деятель XIX в. Адам-эфенди. Он был выходцем из богатой узденской семьи, проживавшей в селении Бойнак в Дагестане. Около 20 лет Адам вместе со старшим братом обучался в исламских центрах Кавказа и зарубежья. В конце XIX в. они приехали в Карачай, где Адам осел в селении Джазлык, а его брат, прослужив несколько лет, вернулся на родину. В течение нескольких
десятилетий Адам-эфенди (в народе его называли «Къумукъ-апенди») был одним из духовных лидеров Джазлыка и всего Дуутского ущелья. Он внес большой вклад в просвещение жителей селения, преподавал основы ислама, арабский язык в организованном им медресе, был вероучителем в светской школе. С 1899 г. Адам-эфенди стал главным эфенди Джазлыкской мечети. На этом посту он продолжал свою деятельность по нравственному совершенствованию на пути ислама жителей селения. В середине 20-х гг. XX в. Адам переехал во вновь образованное селение Сары-Тюз, где стал первым главным эфенди в истории этого села. Семья Кумуковых пользовалась в этом карачаевском селении большим уважением, благодаря авторитету отца -духовного лидера. Скончался Адам-эфенди в 1933 г. и был похоронен на кладбище аула Сары-Тюз [8. Лл. 1-2].
С религиозно-просветительской
деятельностью представителя Дагестана Имам-Шапия Габиева связано происхождение аналогичной
карачаевской фамилии. В материалах неоднократно упоминавшейся нами семейной переписи карачаевских фамилий она не упоминается. Это дает нам основание отнести появление родоначальника этой фамилии в Карачае к концу XIX в. По материалам архива КНИИ, Имам-Шапия Габиев переехал вначале из Дагестана в Кабарду, а затем оттуда в Карачай, где поселился в ауле Карт-Джурт, в районе тийре Алиевых. Позднее он переехал в Нижнюю Маару, где скончался и был похоронен. Его сын - Габиев Мухаммат-Расул (1890-1980 гг.) был известен в Карачае как один из крупных духовных лидеров, имевших, судя по некоторым данным, высшее религиозное образование, полученное в Стамбуле [3. Л. 1].
Другая фамилия, теперь так же встречающаяся у карачаевцев, -Хаджилаевы также была основана выходцем из Дагестана лезгином Исой (Хыйсой) Хачилаевым. Он приехал в Учкулан в начале XX века с духовной миссией. Поскольку он слыл человеком грамотным (закончил в свое время гимназию), то многие люди обращались к нему за помощью как в вопросах
обыденных, так и вопросах религиозного характера. Женился Иса на представительнице рода Акбаевых и поселился в Учкулане. Один из его внуков Хаджи-Мурат Хаджилаев -профессор, доктор филологических наук, долгие годы преподавал в Карачаево-Черкесском государственном
педагогическом институте, ныне КЧГУ. Запомнился он также тем, что, несмотря на запреты, преподавал всем желающим еще в советское время арабский язык.
Две выявленные нами современные карачаевские фамилии ведут свое происхождение не просто от религиозных деятелей, а от сподвижников известного имама Шамиля, переселившихся после поражения движения горцев из Дагестана к карачаевцам. Это фамилии Бекболатовых и Халиловых.
Мутай-эфенди Бекболатов принимал участия в антиколониальном движении Шамиля. По семейному преданию, в качестве подарка от знаменитого имама у Бекболатовых долгое время сохранялись две вещи -- старинный пистолет и золотые часы. В силу жизненных обстоятельств эфенди оказался в верховьях Кубани, где вел религиозно-просветительскую деятельность. Здесь он женился на черкешенке, фамилию которую краеведам еще только предстоит выяснить. У них было пятеро сыновей -Асадула, Далхат, Бияслан, Ислам, Джумукъ. Благородный труд Мутай-эфенди (некоторые его именовали на карачаевский лад: Матай) получил широкое признание со стороны мусульманских народов данного региона. Священнослужитель поселился в благодатной долине р. Джегуты, где пользовался не просто глубоким уважением, но и искренним почитанием. Местные верующие были убеждены в святости (шыйыхлыкъ) этого
знаменитого человека, духовное подвижничество которого, как считалось, имело охранительную значимость. Утверждали, что известный карачаевский суфийский устаз (наставник) шейх Мухаммад-хаджи Боташев (более известный как Шакай улу), в трудные советские годы говорил: «Матайни хурмети бла Джегетей езенге ачлыкъ
тиймегенди» («благодатью Матая голод не коснулся долины Джегуты»).
По преданию, могилу Мутай-эфенди, похороненного в этой же долине, озаряло сияние (нюр), которое у правоверных выступает признаком святости.
Религиозным деятелем являлся и упоминавшийся выше сын Мутая Асадулла. По воспоминаниям, он обучал немало местных горцев, приобщая их не просто к вере и ритуальному богослужению, но к богатой и древней культуре исламского востока. Он был женат на карачаевке Гошаях Гочияевой, которая подарила ему троих сыновей: Ильяса, Магомета, Хызыра и трех дочерей Марджан, Зуман, Апалистан. Старший сын женился на черкешенке, имя и фамилия которой нам, к сожалению, также не известны. Магомед породнился с карачаевцами Джанибековыми, женившись на представительнице этого рода по имени Люба. А Хызыр женился на карачаевке Узденовой Зубайде. Дочерей выдали замуж за представителей местных фамилий -Хосуевых, Айбазовых и Батдыевых.
Семья Ассадулы проживала в карачаевском селении Гюрюльдеук, где он и окончил свои дни, упокоившись 27 марта 1917 года. Как гласят народные предания, над его могилой также долгие годы наблюдалось благодатное сияние. Именно потомки Асадуллы,
породнившись со старинными
фамилиями Карачая Байрамуковыми, Джанибековыми, Узденовыми,
Эркеновыми и др., положили начало уже новой карачаевской фамилии
Бекболатовых [6. Л. 1].
Очень известным родом в Карачае является фамилия Халиловых,
подарившая краю много славных сынов, которых до сих пор помнят и почитают не только в КЧР, но и в Дагестане. Основателем рода Халиловых являлся хунзахский хан Халильбек. К сожалению, восстановить всю цепочку
потомственного древа нам не удалось, поэтому сведения немного отрывочные. Следующий представитель этого рода, о котором мы знаем, это внук Халильбека -Будиян. Сын Будияна - Джанай, сын Джаная - Магома-Хаджи.
Основоположником рода Халиловых в Карачае является именно Магома-хаджи.
Он закончил багдадское медресе и в течение длительного времени был имамом астраханской кафедральной мечети. С началом Кавказской войны он встал рядом с имамом Шамилем и активно участвовал в войне. В 1854 г. Магома-хаджи как посланник Шамиля прибыл в Карачай для того, чтобы склонить местных жителей к войне против России. После пленения Шамиля Магома-Хаджи остался в Карачае навсегда, женившись на карачаевке Биджиевой Хасанахан Зекерья-Хаджиевне. У них родилось пять сыновей: Хызыр, Ахмат, Хамид, Махмуд, Саид и дочь Айшат. Саид Халилов в 1905 г. закончил ставропольскую гимназию с золотой медалью, поступил в Санкт-Петербургский императорский
университет на восточный факультет. С третьего курса был отчислен за революционную деятельность, арестован и сослан на Северный Кавказ под надзор полиции. Первую партийную
большевистскую организацию в Карачае создал именно он в ауле Верхняя Теберда. Убили его в 1921 году сторонники белогвардейцев. Похоронен он на кладбище Верхней Теберды. В честь него названа улица и кинотеатр в городе Карачаевске, школа в ауле Верхняя Теберда. Старший сын Саида -Идрис окончил мехмат МГУ. В 1933 году был оставлен работать в академии имени Жуковского в Москве. В 1940 году он стал ведущим инженером конструктором Томского военного авиационного завода. Умер в 1966 г. в возрасте 54 лет, похоронен в Верхней Теберде рядом со своими родителями. Второй сын - Рашид Халилов был директором Верхне-Тебердинской школы имени Саида Халилова. В 1941 г. в первых числах ноября возглавил добровольцев-кавалеристов КАО. Воевал в составе шестнадцатого гвардейского
ставропольского кавалерийского полка Доваторского корпуса. Погиб 29 ноября 1942 г. в звании гвардии политрука эскадрона. Младший сын Мунир Халилов погиб при обороне Одессы в сентябре 1941 г.
Активную общественную и научно-педагогическую деятельность вел Халилов Роберт Рашидович. С отличием окончив Ставропольский
государственный медицинский институт, он был сразу рекомендован для учебы в аспирантуру. В 1969 году Р. Р. Халилов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Работал хирургом в центральной районной больницы в Карачаевске. В течение более 40 лет преподавал в Карачаево-Черкесском государственном университете, будучи доцентом кафедры теоретических основ физкультуры. Он был одним из инициаторов сохранения и развития тесных культурных контактов с исторической родиной как на уровне родственных связей, так и на уровне оживления культурно-общест-венных контактов между горскими автономиями. Р. Р. Халилов был в Дагестане на праздновании 100-летия со дня рождения Саида Халилова, проводившегося под эгидой дагестанского обкома партии в октябре 1978 г. Роберт Рашидович являлся почетным гражданином Казбековского района Республики Дагестан [14].
Еще одна карачаевская фамилия Алиевых обязана своим происхождением торговым связям Карачая и Дагестана. Согласно преданиям, четыре родных брата - Али, Айдемир Хан-Темуркан и Курман являлись выходцами из Кумыкии, занимавшимися торговлей. Три младших брата поселились на жительство в Кабарде, а старший перебрался в Карачай, где и стал родоначальником Алиевых. Али и его братья выехали из аула Аксай, где оставались их родственники, носящие фамилию Тикаевых. К 1870 г. Алиевы считали, что от родоначальника их отделяет семь поколений, то есть он мог появиться у карачаевцев примерно во второй половине XVII века [9. С. 79].
Карачаевские фамилии Ардухановых, Акачиевых, Хаджичиковых берут свое начало от ремесленников-дагестан-цев, осевших в Карачае.
Например, исследователь К. М. Текеев писал: «По сей день стоит в центре Учкулана (древнее карачаевское селение - М.М.) двухэтажный дом, построенный... дагестанцем Муслимом Ардухановым, самым искусным ремесленником в Карачае, который женился на карачаевке и навсегда осел
здесь. Потомки его до сих пор живут в построенном им доме, на том же самом месте»[15. C. 111]. Ардуханов Муслим Алиботаевич 1862 года рождения приехал в Учкулан в 1887 году [7. Л. 1]. Он открыл ювелирную мастерскую, впоследствии женившись на девушке из рода Коркмазовых. Легенда гласит, что претендентов на ее руку было не мало. Но ее отец устроил состязание, условие которого было следующее: тот, кто первым доберется до высокой белой скалы и водрузит на ней флаг, тот и станет мужем его дочери. Видимо, знал отец невесты, что не было равных Муслиму по подъему в гору. Муслим оправдал надежды и первым поднялся на скалу. Так и досталась ему невеста. От Муслима и пошла теперь уже карачаевская фамилия Ардухановы.
Родоначальником Акачиевых стал дагестанец Даут Магомедович Акачиев, приехавший на заработки в аул Карт-Джурт. Он был известным чеканщиком-ювелиром (кюмюшчю) еще у себе на родине. Своим мастерством он заслужил уважение и в Карачае. Вскоре после переезда он связал свою судьбу с красивой девушкой - Байдымат Мыртазовной Хубиевой (из атаула Ходжалары) [1. C. 94]. Их потомки живут в Карачае до сих пор.
Еще одна карачаевская фамилия -Хаджичиковы (Хаджичиклары)
происходит от кумыка по имени или прозвищу Хаджичик, приехавшему из района Буйнакска. Судя по генеалогическим расчетам, он родился приблизительно в 1820-25 гг. и в Карачай прибыл, как представляется, уже в довольно зрелом возрасте, так как Хаджичиковы не фиксируются в данных посемейной переписи 1874 г. У него, по имеющимся данным, было два сына -Магомед и Махмуд. Первый поселился в Карт-Джурте и, женившись на дочери Узденова Юсуфа, дал начало фамилии Азанчиевых. Магомед выполнял не только обязанности муэдзина при аульной мечети (азанчы), но и получил известность как умелый мастер-ювелир по серебреному делу (кюмюшчю). По этой причине его семейство в ауле именовалось и как Кюмюшчюлары, и как Азанчилары. Но именно последнее
прозвище прочно закрепилось за ними и было взято как наименование фамилии-потомков Магомета Хаджичиковича. Уже в гораздо более поздний период во второй половине XX в. абсолютное большинство представителей
Азанчиевых перешли на фамилию Хаджичиковых [4. Л. 1], тем более что потомки второго брата Махмуда, расселившись в Малом Карачае, изначально писались именно так.
Таким образом, дагестанцы как отдельными семействами, так и в составе этнически смешанных семей практически всегда проживали в населенных пунктах современной Карачаево-Чер-кесии,
начиная со времен далекого исторического прошлого и заканчивая советским периодом. Живут они в Карачаево-Черкесии и сегодня.
Примечания
1. Акачиева С. М. Акачиевы: семейная хроника // Генеалогия Юга России: история и современность / Мат-лы Всероссийской научной конференции. Нальчик, 2004. С. 94. 2. Архив Карачаевского научно-исследовательского института. Ф. 12. Д. 18. Л. 1-10. 3. АКНИИ. Ф. 12. Д. 31. Л. 1. 4. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 43. Л. 1. 5. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 211. Л. 30. 6. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 260. Л. 1; Экспресс-почта. Черкесск, 2009. 12 августа. 7. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 261. Л. 1. 8. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 170. Л. 1-2. Архив КНИИ им. А. И. Батчаева. Ф. 12. Д. 260. Л.1; Экспресс-почта. Черкесск, 2009. 12 августа. 9. Баразбиев М. И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII - начале XX в. Нальчик, 2000. С. 42. 10. Батчаев Ш. М. Карачаевцы и кумыки: генеалогические связи // ЦРиИЦрвУ/китиИа.ги. 11. Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х гг. XIX в. // Кавказский этнографический сборник. Вып. 4. М., 1969. С. 88. 12. Полевой материал автора. Информатор Д. М. Калаханов, 1934 г.р., записано в п. Новый Карачай в мае 2007 г. 13. Полевой материал автора. Информатор П. И. Магаяева, 1962 г.р., записана в г. Карачаевске в мае 2007 г. 14. Полевой материал автора. Информатор Р. Р. Халилов 1936 г. р., записан в г. Карачаевске в апреле 2010 г. 15. Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989. С. 111. 16. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСОА). Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 54.
Статья поступила в редакцию 22.01.2013 г.