С.В. Маланов
Генетический анализ психических явлений в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии
Сведения об авторе
Аннотация. Анализируется содержание исходных гипотез о сущности психических явлений. Выделяются основания для локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира, а не внутри организма. С позиций «си-стемно-деятельностной культурно-исторической психологии выделяются основания для объяснения генезиса и теоретической классификации психических явлений.
Ключевые слова: объяснения в психологии; локализация психических функций; психика как ориентировочная основа жизнедеятельности, операции и действия; генезис психических функций, психическая ориентировка.
В связи с общественной организацией жизнедеятельности в историческом развитии человечества по мере стихийного развития и совершенствования способов использования знаково-символических средств начинают широко использоваться такие языковые средства, с помощью которых выделяются и фиксируются различия между людьми. Различия проявляются не только в анатомо-физиологических особенностях, но и в овладении членами сообществ способами организации и реализации: а) предметно-практических и умственных действий; б) межсубъектных (межличностных) взаимодействий. Выделяемые различия между людьми начинают служить в качестве оснований для стихийного построения атрибутивных объяснений. (Например: «Почему он ушел и не оказал поддержки? - Потому, что он боится, у него воли не хватает!») В результате происходит «субстанциализация» гипотетических представлений о существующих где-то внутри субъекта самостоятельных психических явлениях
- образах и представлениях, воображении, мышлении, эмоциях, воли и т.д., которые начинают использоваться для объяснения различий между людьми. По отношению к таким стихийно сформировавшимся гипотезам о наличии разных психических функций (процессов) и свойств внутри человека, в свою очередь, начинают выдвигаться гипотезы о том, где, как и на чем такие психические явления локализуются?
Результатом стихийной трансляции содержания таких гипотез в повседневных взаимодействиях выступает то, что в онтогенезе каждого ребенка по мере овладения языковыми средствами во взаимодействиях с людьми наблюдается расширение феноменологических самоотчетов о своих психических особенностях на основе анализа результатов собственных перцептивных, предметно-практических (психические образы), а также умственных действий (представления и понятия). Появляется основа для убеждения в локализации собственных психических процессов
«внутри себя» (Гальперин, 1998; Глотова, 1990; Ма-ланов, 2017).
На такие гипотезы, которые принимались за «непосредственно фиксируемые в самонаблюдении психические явления», первоначально и опирался поиск самостоятельного предмета исследования в истории развития научно ориентированной психологии. В результате психология сосредоточилась на «исследовании» содержания гипотез о самостоятельном существовании психических явлений, для объяснения которых, в свою очередь, начинают выдвигаться другие гипотезы (Веккер, 1998; Мазилов, 2015; Ма-ланов, 2012; Юревич, 2008). Поэтому первоначальное развитие научно ориентированной психологии начинают направлять гипотезы о локализации психических функций и процессов внутри организма. По этому пути продолжает идти и большая часть теоретических направлений современной психологии. При этом в разных направлениях явно или неявно используются различные определения
психических явлений, что приводит к тому, что анализ и объяснения психических феноменов часто реализуются путем соскальзывания с одной теоретической позиции на другую (Парадигмы в психологии, 2012; Мазилов, 2015). На наш взгляд, только опираясь на принцип методологического монизма и последовательный анализ генезиса психических функций, психология сможет занять относительно ясное место в системе научных знаний (Науменко, 1968, Сурмава, 2012).
Одной из попыток реализовать принцип монизма в психологии выступает определение психических явлений в качестве информационных процессов с последующим сведением их к механизмам переработки информации, которые локализуются в мозге (Веккер, 1998; Величковский, 2006). Вместе с таким определением часто принимается гипотеза, что психика это результат функций мозга (Чуприкова, 2015). При этом в качестве одного из центральных аргументов используется
указание на возможную реконструкцию изменений анатомии и физиологических функций мозга в процессе эволюции у животных. Постулирование исходной зависимости психических функций от функций мозга часто приводит к выводам, что «психика порождается мозгом с помощью мозга и внутри мозга» (Фритт, 2014). На такой основе строится мнение, что анализ нейрофизиологических процессов в мозге позволит объяснить многообразие психических явлений, и даже воспроизвести их на суперкомпьютерах. Так ли это? Существуют ли альтернативные подходы?
Альтернативный анализ генезиса психических функций у животных организмов лежит в основе си-стемно-деятельностного культурно-исторического подхода к исследованию и объяснению психических явлений. Основополагающей для развития этого теоретического направления психологии стала известная гипотеза Л.С. Выготского о формировании высших психических функций и сознания человека во внешних взаимодействиях с
другими людьми. В последующем гипотеза об исходном формировании психических функций «между организмом и объектами окружающей среды» была А.Н. Леонтьевым перенесена на закономерности эволюционного и онтогенетического развития психических функций у животных (Выготский, 1982, 1983; Выготский, Лурия, 1993; Леонтьев А.Н., 1965, 2000, 2012).
В процессе эволюции у животных организмов формируются и совершенствуются органы передвижения. В связи с этим биологическое значение приобретает способность ориентироваться и избирательно направлять перемещения во внешней среде. Решению таких задач и начинают служить развивающиеся в процессе эволюции функции чувствительности, обеспечивающие ориентировку во внешней среде на основе регистрации с помощью дифференцирующихся органов чувств факторов окружающей среды, сигнализирующих о расположении биологически значимых для жизнедеятельности условий и объектов. Исходные
формы чувствительности начинают обеспечивать избирательность активных перемещений животных организмов в среде по направлению к благоприятным условиям существования. Дифференциация таких функций у разных животных организмов в процессе эволюции и в онтогенезе и выступает объективно регистрируемой основой психических явлений.
По мере эволюционного развития у животных организмов сенсорных систем и их функциональных возможностей формируются специфические типы чувствительности к различным свойствам окружающего мира. На основе чувствительности эволюционно совершенствуется избирательность ориентировки путем выделения в окружающей среде объектов (восприятие), установления межпредметных отношений и связей (мышление), накопления и отбора способов и результатов взаимодействий с объектами (память). При этом избирательность ориентировки и перемещений во
внешней среде сохраняет относительную зависимость от состояний внутренней среды организма (Запорожец, 1986; Леонтьев, 2012).
Анализ развития направлений жизнедеятельности в процессе эволюции у животных организмов, в период антропогенеза, в процессе исторического развития человечества, а также в онтогенезе современного человека позволяет дифференцировать формирующиеся и развивающиеся психические функции. При этом основания для их дифференциации начинают базироваться на генетическом анализе формирующихся направлений жизнедеятельности животных и человека, а не на данных самонаблюдения и феноменологических самоотчетов.
Каковы центральные основания и направления генетического анализа, объяснения и последующей теоретической классификации психических явлений с позиций «системно-деятельностной культурно-исторической психологии»?
Исходные формы психических явлений - это
направленные на удовлетворение биологических потребностей актуализирующиеся с момента рождения взаимодействия животных организмов (обладающих органами чувств и органами перемещения) с окружающей средой, которые обеспечиваются: а) избирательной ориентировкой во внешней среде; б) организацией на основе ориентировки локомоторных и манипулятивных исполнительно-двигательных операций и действий. У высших животных наблюдается накопление и отбор наиболее эффективных способов ориентировки и организации различных взаимодействий с окружающей средой (научение и память). С рождения взаимодействия высших животных с окружающим миром опираются на использование органов чувств, которые обеспечивают развитие способов ориентировки в трех взаимосвязанных направлениях: а) в окружающей среде с опорой на экстерорецепцию; б) в организации и регуляции локомоторных и манипулятив-ных движений, строящихся субъектом с опорой на проприорецепцию; в) в состояниях собственного
организма, которая строится с опорой на интеро-рецепцию. На такой основе в онтогенезе: а) формируются избирательные мотивационные отношения к объектам и предметным условиям, которые способствуют удовлетворению биологических потребностей; б) усложняются и расширяются способы взаимодействий с окружающей средой (Гальперин, 1998, 2002). Имплицитно такое выделение психических функций характеризует контекст ранних работ А.Н. Леонтьева («Очерк развития психики»). Эксплицитно подобное определение психических функций начинает формулироваться в работах П.Я. Гальперина (1998, 2002), В.В. Давыдова (2008), В.И. Иванникова (2010).
Избирательность ориентировки и организации взаимодействий животных с окружающей средой определяются: а) биологическими потребностями; б) системой функциональной «настроенности» органов чувств на определенные свойства внешнего мира. Так, у низших животных процессы удовлетворения потребностей могут направляться «ключевыми раздражителями» -
встроенными в анатомо-физиологические структуры организма специфическими формами реагирования на предметные признаки внешней среды. У высших животных такая избирательность обеспечивается приобретаемыми в течение индивидуальной жизни мотивационными отношениями к
различным объектам и факторам внешней среды, которые прямо или косвенно служат или препятствуют удовлетворению потребностей (Рисунок 1).
Рисунок 1. Формирование направлений жизненной активности субъекта.
В процессе эволюции животных способы ориентировки функционально совершенствуются в направлении от выделения свойств окружающей среды к выделению объектов (восприятие и опознание), и к установлению отношений и связей между объектами и свойствами объектов (мышление) (Леонтьев А.Н., 1965, 2012).
В антропогенезе и историческом развитии человечества на основе развития общественной орудийной деятельности и совершенствования способов использования языка и других знаково-символических средств формируются высшие психические функции и общественное сознание -специфические способы организации совместных форм психической ориентировки людей. На этой основе у каждого ребенка в онтогенезе формируются индивидуальные собственно человеческие формы ориентировки и организации взаимодействий с людьми и предметами окружающего мира, которые приобретают умственные формы и образуют индивидуальное сознание и образ мира
(Гальперин, 2002; Леонтьев, 2000; Лурия, 1979; Смирнов, 1985).
В контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений все феноменологически выделяемые у людей психические функции, процессы, свойства получают объяснение и интерпретацию на основе анализа двух взаимосвязанных линий генезиса: а) включения во взаимодействия с другими людьми; б) включения во взаимодействия с предметами человеческой культуры и овладения предметными действиями (Таблица 1).
Вместе с тем, с момента рождения на основе исходных форм взаимодействия младенца с внешней средой формирование и дифференциация психических функций в онтогенезе реализуется в двух тесно взаимосвязанных направлениях: а) развитие сферы мотивационных отношений; б) развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей (Леонтьев, 2000; Запорожец, 1986; Эльконин, 2001).
Таблица 1.
Центральные взаимосвязанные направления генезиса психических функций у человека
Включение во взаимодействия с другими людьми Включение во взаимодействия с предметами человеческой культуры
Развитие сферы мотивационных отношений формирование и развитие мотивационных отношений к людям, к межличностным отношениям, связям и взаимодействиям формирование и развитие мотивационных отношений к предметам и предметным областям окружающего мира
Развитие способов организации взаимодействий с окружающим миром формирование и развитие характера (личностных качеств и свойств) как устойчивых способов включения субъекта во взаимодействия с людьми формирование и развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей, как устойчивых способов реализации субъектом предметных действий (практических и умственных)
Каковы исходные линии развития мотивацион-ных отношений у человека?
С момента рождения у младенца актуализируются органические состояния, которые побуждают к внешним формам активности и устраняются (удовлетворяются) на основе организуемых взрослыми взаимодействий с внешним миром. Такие состояния фиксируются в биологии и в психологии с помощью термина «органические (у животных - биологические) потребности».
На основе ориентировочных операций при реализации исходных взаимодействий с людьми и внешним миром у младенца формируются положительные и отрицательные субъективные отношения к объектам и предметным условиям, которые обеспечивают удовлетворение потребностей или препятствуют их удовлетворению. Такие от-
ношения фиксируются с помощью терминов «мо-тивационные отношения», «мотивы». Субъективно мотивационные отношения к людям, предметам и явлениям переживаются в качестве эмоционально-оценочных отношений. Если исходные потребности побуждают младенца к активности (актуализируют активность) в окружающем мире, то формирующиеся субъективные отношения к предметным условиям окружающего мира начинают избирательно ориентировать и направлять активность младенца (Рисунок. 1).
Во взаимодействиях с людьми у ребенка формируются мотивационные отношения (мотивы): а) к людям; б) к предметам человеческой культуры и способам их использования. Мотивационные отношения образуют основу для избирательной реализации направлений жизненной активности
каждого человека (различных видов деятельности).
Развитие у ребенка мотивационных отношений к людям, мотивационных отношений, связывающих человека с людьми, определяет то, как субъект будет включаться: а) в межличностные отношения; б) в реализацию различных типов социальных отношений; в) в определенные виды человеческой деятельности. Реализация таких мотивационных отношений обеспечивается формированием и развитием у ребенка умений и способностей избирательно ставить цели, выносить их в будущее, ориентироваться и актуализировать все более широкий диапазон межличностных взаимодействий и социальных отношений. Так формируются центральные направления личностного развития человека.
При этом с помощью термина «характер» собирательно обозначаются формирующиеся у каждого человека в онтогенезе индивидуальные
устойчивые способы актуализации и реализации межличностных взаимодействий с людьми в социальных ситуациях («черты характера»). Черты характера складываются из устойчивых индивидуально-избирательных способов: а) перцептивной, умственной и эмоционально-оценочной ориентировки в межличностных и социальных отношениях и ситуациях; б) постановки целей, требующих организации собственного поведения и поступков в межличностных отношениях и социальных ситуациях; в) реализации таких поступков и форм поведения (Рисунок 2). Личностные качества (черты характера) можно рассматривать как результат формирования особых высших психических функций, которые формируются на основе внешних, разделенных с другими людьми форм общения и деятельности, путем преобразования их в индивидуальные, психические образования. В связи с этим знаменитый тезис Л.С. Выготского может быть перефразирован: завтра ребенок будет самостоятельно поступать так
(«зона ближайшего развития» личности), как сегодня он поступает вместе с взрослыми («зона актуального развития»).
Развитие у ребенка мотивационных отношений (мотивов) к предметам, к разным предметным областям человеческой культуры предполагает формирование умений и способностей избирательно ставить цели, выносить их в будущее, ориентироваться и актуализировать увеличивающийся диапазон целенаправленных действий в разных предметных областях окружающего мира и человеческой культуры. Это образует основные линии развития операционально-технологической и познавательной сферы человека (Эльконин, 2001).
С помощью термина «способности» выделяются наблюдаемые у субъекта: а) процессы быстрого овладения новыми способами ориентировки и организации на их основе действий в определенной предметной области; б) широкий диапазон возможностей (умений) самостоятельно организовать разнообразные действия на основе известных способов ориентировки с целью решения определенных задач и получения определенных результатов; в) широкий диапазон возможностей (умений) самостоятельно организовывать и выстраивать новые способы ориентировки, включаясь в выполнение разнообразных действий. При этом последняя группа признаков характеризует творческие составляющие способностей (Рисунок 2).
Реализация мотивационно значимых для субъекта направлений жизненной активности (деятельностей)
х
£
мотивационные отношения к людям (личностное развитие) мотивационные отношения к предметам и предметным областям окружающего мира
постановка целей связанных с реализацией: а) межличностных отношений; б) социальных отношений (реализация отношений человек - другие люди) постановка целей связанных с получением предметных результатов (реализация отношений человек - предметный мир)
формирование и развитие обобщенных способов избирательной постановки целей, ориентировки, планирования и реализации межличностных и социальных отношений (характер, личностные качества) формирование и развитие обобщенных способов избирательной постановки целей, ориентировки, планирования и получения предметных результатов (способности, знания, умения)
Рис. 2. Мотивационно значимые направления жизненной активности (деятельности)
Каковы исходные линии развития операционально-технических и интеллектуальных умений и способностей у человека?
По мере формирования мотивационных отношений у каждого человека формируются субъективно предпочитаемые и устойчиво реализуемые направления жизненной активности - ведущие виды деятельности. Любое мотивационное отношение реализуется по мере постановки целей и их достижения на основе организации и реализации действий. В составе целенаправленных действий дифференцируются операциональные составляющие: а) ориентировочные операции; б) операции планирования; в) исполнительные операции; г) контрольные операции; д) операции коррекции (Рисунок 3). Такие операциональные составляющие в составе разных действий и образуют то, что феноменологически выделялось в истории развития человечества в качестве психических функций. Полезно заметить, что подобный анализ целеполага-ния и достижения целей заложен в основу ряда
теоретических объяснений генезиса физиологических функций у животных и человека (Анохин, 1978; Бернштейн, 1997).
Изложенные теоретические основания обеспечивают объяснительную интерпретацию психических функций, как дифференцирующихся в процессе психического развития ребенка операций в составе предметных действий, а также в составе межличностных взаимодействий и отношений (Гальперин, 2002):
• Построение образа ситуации, включающего: а) ориентировку во внутренней среде организма, которая обеспечивается интероцептив-ными ощущениями и эмоциональными переживаниями актуальных потребностей в форме органических состояний и побуждений к действиям; б) ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, представлений, понятий, а также эмоционально-оценочных отношений.
Рис. 3. Функциональная структура действия
• Уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения: а) актуально доминирующей потребности субъекта; б) актуальных мотивов и стоящих перед субъектом проблем.
• Выбор и постановка целей, которые выносятся субъектом в будущее, и построение плана их достижения в имеющихся условиях (плана решения задач).
• Контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения в процессе выполнения намеченных действий.
• Оценка полученных результатов на основе сопоставления намеченных целей и полученных результатов
• Следовательно те феномены, которые обозначаются терминами «ощущения» и «восприятия» - это опирающиеся на использование органов чувств сенсорно-перцептивные операции
ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе предметных действий, а также в составе межличностных и социальных отношений. По мере развития сенсорно-перцептивные операции могут преобразовываться в произвольно организуемые субъектом самостоятельные целенаправленные действия.
• Ощущения - исходный уровень ориентировочных операций, которые реализуются субъектом с помощью органов чувств: а) во внутренней среде (интерорецепция), б) во внешней окружающей среде (экстерорецепция), в) в собственных движениях и перемещениях (проприорецепция) -на основе которых формируются и организуются все более сложные формы ориентировочных операций и действий (восприятие и мышление).
• Восприятие обеспечивает ориентировку субъекта во внешнем предметно разделенном поле жизнедеятельности на основе выделения
объектов и построения предметных образов путем структурной организации сенсорных данных (ощущений различной модальности).
С помощью терминов «мышление», «воображение» (а также терминов «представления» и «память») выделяются и фиксируются такие способы ориентировки в функциональном составе действий, которые позволяют субъекту устанавливать межпредметные отношения и связи. Феноменологически выделяемые функции мышления исходно дифференцируются в составе разных действий в качестве двух основных типов операций: а) ориентировочных операций, обеспечивающих установление разнообразных межпредметных отношений и связей; б) операций планирования, обеспечивающих установление отношений и связей между возможными исполнительными операциями субъекта и предметными условиями. Формирующиеся мыслительные операции и мыслительные действия на основе овладения
преднамеренными целенаправленными приемами установления все более сложных межпредметных связей и отношений начинают обеспечивать субъекту также организацию и структурирование средств и способов ориентировки в разных предметных областях окружающего мира - развиваются рефлексивные способности.
С помощью термина «внимание» в составе действий выделяются и фиксируются психические свойства и функции, которые можно рассматривать как три относительно независимые характеристики. Во-первых, это целенаправленность и устойчивость операционального состава действия - сосредоточенность. Во-вторых, это избирательность и последовательность операциональных составляющих в действии. В-третьих, это степень сформированности и автоматизированности контрольно-корректировочных операций, обеспечивающих достижение цели в составе действия. Такие контрольно-корректировочные операции
реализуются умственно, сокращенно, автоматизировано и выступают результатом усвоения (ин-териоризации) операций, ранее обеспечивающих внешний, последовательный, развернутый контроль при выполнении действий (Гальперин, 1998).
С помощью термина «память» выделяются способности субъекта фиксировать, сохранять во времени и воспроизводить разные формы жизненного опыта: мотивационные отношения и направления их реализации; способы постановки целей и их достижения на основе выполнения предметных действий и взаимодействий с людьми; операциональный состав предметных действий, взаимодействий с людьми и т.д. Память позволяет субъекту соотносить направления жизненной активности и действия во времени: от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.
Психологический анализ одних и тех же действий может осуществляться с разных позиций на
основе разных способов абстрагирования операционального состава (функциональных компонентов): с точки зрения использования субъектом органов чувств (сенсорно-перцептивные операции и действия); с точки зрения эффективности установления межпредметных отношений и связей (мыслительные операции и действия); с точки зрения эффективности последующего воспроизведения разных операциональных составляющих в составе практических и умственных действий («мнемические операции» и «мнемические действия»); с точки зрения избирательного сосредоточения, а также контроля и коррекции (внимание); и т.д. Такие способы анализа могут использоваться как по отношению к предметно-практическим и умственным действиям, так и по отношению к целенаправленно организуемым взаимодействиям между людьми (актам общения, поступкам). Следует также заметить, что выделенные направления дифференциации операционального состава действий (психические функции) далее могут конкретизироваться и
дополняться по множеству генетических и функциональных оснований.
Онтогенетический анализ развития действий ребенка в условиях совместных с другими людьми форм целеполагания и достижения целей, реализующиеся с опорой на языковые и знаково-симво-лические средства, позволяет также выделить причины и факторы, лежащие в основе генезиса человеческих произвольных, преднамеренных и волевых действий (Выготский, Лурия, 1993; Иван-ников, 1998; Маланов, 2014, 2017). Например, с помощью терминов «воля», «волевая регуляция» выделяются особые способы ориентировки и организации действий, лежащие в основе выбора и постановки целей в специфических условиях отношений между людьми - в ситуациях общественных ожиданий, предъявляющих требования к личности человека. Это ситуации где человеку (личности) в условиях ответственности перед другими людьми и обществом приходится самостоятельно принимать решения и ставить такие цели,
которые требуют умений учитывать интересы других людей и общества. Именно волевая регуляция лежит в основе постановки человеком (личностью) таких целей и реализации таких действий, которые соответствуют интересам других людей и общества, и выполняются даже в ущерб индивидуальным интересам, желаниям, эмоциональным предпочтениям и предполагают произвольную организацию мотивационных отношений (Вилю-нас, 1990; Гальперин, 1998, 2002; Иванников, 1998).
Что лежит в основе эмоциональной регуляции?
С помощью терминов «эмоции», «чувства» феноменологически выделяются такие формы ориентировки, которые обеспечивают избирательную «психо-органическую чувствительность» субъекта: а) исходно к изменениям и переживанию органических состояний, лежащих в основе актуализации потребностей и мотивационных отношений; б) производно к актуализации оце-
ночных отношений к предметным условиям окружающего мира; в) к мотивационно значимым для субъекта (личности) направлениям жизнедеятельности; г) к значению разнообразных предметов и
Некоторые следствия и выводы
явлений в процессах реализации мотивационных (личностный смысловых) отношений (Вилюнас, 1990; Иванников, 1998, 2010).
1. Что же регистрируется и выделяется людьми в качестве феноменов - рефлексивно фиксируемых образов, переживаний, представлений? «Внутренний» субъективно фиксируемый мир феноменов - произвольно актуализируемых, преобразуемых в «образе мира» и осознаваемые фрагментов жизненного опыта анализируется в системно-деятельностной культурно-исторической психологии и получает объяснение в качестве результатов интериоризированных, предметно-отнесенных способов организации и воспроизведения ориентировочно-исследовательских операций и действий.
Исходно в онтогенезе сознательные рефлексивные формы психической ориентировки формируются только в процессах включения ребенка
во взаимодействия с другими людьми (Выготский, 1983; Запорожец, 1986; Леонтьев, 2000). Возможности конкретного субъекта рефлексивно выделять и фиксировать феноменологические данные в онтогенезе появляются с того момента, когда функционально организуются обобщенные совместные способы ориентировки в мире при организации совместных действий на основе совместного использования знаково-символических средств - сознание (Маланов, 2016).
Индивидуально фиксируемые психические образы и представления, а также рефлексивные самоотчеты в форме феноменов начинают появляться у ребенка по мере того, как внешние ориентировочно-исследовательские и исполни-
тельные формы активности приобретают характер опосредствованных знаками целенаправленных действий и автоматизированных операций. Регистрируемые в психологических исследованиях на основе самоотчетов испытуемых феномены (образы, представления, переживания и т.д.) получают объяснение через механизм преобразования ориентировочных компонентов предметно-практических действий в индивидуальные, опосредствованные знаково-символическими средствами, рефлексивные умственные действия, выполняемые субъектом отсутствии соответствующих предметных условий - «в образе мира» (Гальперин, 2002; Лурия, 1979; Смирнов, 1985).
2. Среди психологов, разделяющих установку на построение научной монистической теории развития психических функций, явно представлены две центральные позиции: а) психика - это результат функций мозга (Веккер, 1998; Величков-ский, 2006; Фритт, 2014; Чуприкова, 2015); б) пси-
хика - это функции ориентировки животных организмов, позволяющие направлять и организовывать взаимодействия с окружающим миром (Анохин, 1978; Бернштейн, 1997; Гальперин, 1998, 2002; Ильенков, 1991; Сурмава, 2012). Выбор одной из позиций приводит к разным ответам на исходные вопросы психологии: где и на чем локализуется психика, и какую роль в детерминации психических функций выполняет мозг? Если принять первую позицию, то из нее следует, что мозг организует взаимодействия субъекта с окружающим миром, используя органы чувств, опорно-двигательный аппарат, ставя цели, организуя познание и поведение, а психические явления формируются в мозге и мозгом. Если принять вторую позицию, то из нее следует, что субъект организует взаимодействия с окружающим миром с помощью органов чувств, опорно-двигательного аппарата, физиологических функций мозга и других структурно-функциональных особенностей организма. При этом психика выступает в качестве
функциональных систем («функциональных органов»), которые локализуются на разных органах и тканях организма, обеспечивая ориентировку, организацию и воспроизведение взаимодействий субъекта с окружающим миром.
Такие функциональные системы исходно формируются, дифференцируются, интегрируются и актуализируются на основе взаимодействий субъекта с окружающим миром. При этом отношения между психическими и физиологическими функциями «оборачиваются». Приходится отказываться от привычной логики стандартного учебника психологии или психофизиологии:
1) воздействие комплексов физических раздражителей на рецепторы органов чувств;
2) проведение импульсов от рецепторов к центральной нервной системе;
3) порождение психического образа «мозгом и в мозге»;
4) проекция такого образа на объекты в окружающем (внешнем) мире и соответствующая им организация поведения.
Востребованной становится альтернативная логика:
1) ориентировочно-исследовательская активность (психическая активность) в составе взаимодействий организма с окружающим миром;
2) функциональная подстройка физиологических процессов в организме к организации ориентировки и построению разнообразных предметных взаимодействий;
3) согласование и фиксирование способов динамического воспроизведения таких физиологических процессов в форме функциональных систем с опорой на нейрофизиологические процессы и функции центральной нервной системы.
При этом возможности функциональной подстройка тканей и органов под разные по сложно-
сти взаимодействия с окружающей средой (окружающим миром): а) зависят от анатомо-физиоло-гических особенностей животного организма б) имеют широчайший диапазон различий у разных видов животных и менее широкий - между животными одного вида.
В контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии этот вопрос был наиболее строго поставлен в работах П.Я. Гальперина. Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются ориентировочной активностью и предметной деятельностью во внешнем мире. Каждое новое предметно направленное действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы
нейрофизиологических процессов, которые в последующем обеспечивают организацию и выполнение аналогичных действий (аналогичных ориентировочных и исполнительных составляющих действие операций) в подобных ситуациях (Гальперин, 1998, 2002).
Таким образом, можно полагать, что не мозг или ЦНС порождают психический образ. Психический образ строится (презентируется) как динамическая функциональная структура на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, которая исходно формируется в результате взаимодействий субъекта, использующего органы чувств, с окружающим миром. У людей по мере овладения способами использования языковых и других знаково-символических средств такие функционально-динамические структуры начинают актуализироваться на соответствующих тканях, органах и физиологических функциях организма в отсутствие объектов и со-
ответствующих предметных ситуаций. С помощью языковых и знаково-символических средств с опорой на функции органов чувств и мозга «на организме» в редуцированной форме актуализируются психофизиологические функциональные
системы возможных способов ориентировки и возможных взаимодействий с возможными предметными ситуациями. Результаты такой актуализации субъективно регистрируются в качестве содержания представлений и умственных действий.
Литература
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
Величковский Б.В. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. М.: Смысл, Издат. центр «Академия», 2006.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Издательство МГУ, 1990.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: «Педагогика», 1982. - 488 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. - М.: «Педагогика», 1982. - 504 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика, 1993. - 224 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.
Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
Глотова Г.А. Человек и знак. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 356 с.
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. - М.: «Педагогика, 1986.
Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: УРАО, 1998. - 144 с.
Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков - М.: Издательство политической литературы, 1991. -464 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М.: Мысль, 1965 - 574 с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. - 393 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Издательство Московского университета, 1979. - 320 с.
Мазилов В.А. Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. - С. 58-73.
Мазилов В.А. Стены и мосты: методология психологической науки. - Ижевск: ERGO, 2015. - 196 с.
Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. Второе издание, переработанное и дополненное - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 407 с.
Маланов С.В. Психолингвистика: психологическая теория речевой деятельности. - Йошкар-Ола, 2014. - 240 с.
Маланов С.В. Развитие рефлексивных действий как функциональная основа сознания и самосознания // «Мир психологии». 2016. № 2. - С. 88-102.
Маланов С.В. От определения психических явлений к анализу направлений развития действий // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 31-40. doi:10.17759/chp.2017130204
Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. - Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1968.
Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 468 с.
Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1985. - 232 с.
Сурмава А.М. Мышление и деятельность. - М.: НИУ МИЭТ, 2012 г. - 264 с.
Фритт К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир / К. Фритт - М.: АСТ, CORPUS, 2014 - 335 с.
Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). - М.: Языки славянской культуры, 2015 - 608 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.
Юревич А.В. Проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. - С. 74-87.
teopemnrn gocaig^ehhh y ncnxoaorii. tom iii. 2018
S. Malanov
Genetic analysis of psychic phenomena in theoretical context of system-activity cultural-historical psychology
Abstract. The content of the initial hypotheses about the essence of psychic phenomena is analyzed. The bases for localization of mental functions between an organism and objects of the surrounding world are allocated, instead of inside of an organism. From the standpoint of system-activity cultural-historical psychology, the bases for explaining the genesis and theoretical classification of mental phenomena are singled out.
Keywords: explanations in psychology; localization of mental functions; psyche as an indicative basis of vital activity, operations and actions; genesis of mental functions, mental orientation.