Научная статья на тему 'Генетические модели экогуманитарной коэволюции'

Генетические модели экогуманитарной коэволюции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОЭВОЛЮЦИЯ / ECOLOGICAL PSYCHOLOGY / BIOPSYCHOSOCIONOETHICAL MODEL / COEVOLUTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Языков Константин Геннадьевич, Залевский Генрих Владиславович

Рассмотрены современные отечественные антропопсихологические коэволюционные модели с позиции информационнознаковых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern domestic anthropopsychological coevolutionary models from a position of information-sign structures are considered.

Текст научной работы на тему «Генетические модели экогуманитарной коэволюции»

УДК 159.9

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКОГУМАНИТАРНОИ КОЭВОЛЮЦИИ

К.Г. Языков, Г.В. Залевский (Томск)

Аннотация. Рассмотрены современные отечественные антропопсихологические коэволюционные модели с позиции информационнознаковых структур.

Ключевые слова: экологическая психология; биопсихосоционоэтическая модель; коэволюция.

На основании результатов исследования культурной среды созданы многочисленные методологические схемы, каждая из которых выявляет ту или иную существенную ее сторону. Наиболее значимое антропологическое направление, определяемое как движение «Культура и Личность», является областью исследований, где культурная и социальная антропология связаны с психологией личности. Направление, определяемое как «когнитивная антропология в картине мира», изучает значения и смыслы элементов культуры. Постмодернистский взгляд рассматривает культуру как процесс.

Ряд направлений, например институциональное, включает и экологию как институцию (наряду с экономикой), извне формирующую человека. В то же время в современной антропологии экология занимает пока позицию, целиком зависящую от исследователя.

Проблема конгруэнтности социокультурной и природной среды прямо пока не ставится. Причина, видимо, в слабости внутренних мотивирующих тенденций к интегративному сопряжению методологического основания.

Включение человека в природную среду как носителя субъективного идеального, сознательного и бессознательного не хаотизирует, как предполагается сторонниками, экологически ориентированными на антропно-деструктивную роль, а являет новую составляющую, которая структурирует среду особым образом - исключительно человеческим - в виде ценностей и смыслов. Данное направление носит разные названия, выявляющие те или иные приоритеты: «биоэтика»; «глубинная экология»; «биополитика».

Общим в них является утверждение приоритета глубинных человеческих ценностей и практики по отношению к окружающему миру.

В области антропологической психологии совершенно очевидно развитие темы собственного природного обоснования. Естественно, что оно вложено в ценностно-смысловую сферу и определяется формально, в виде смысловых форм как мыслеформ. В теориях оно явно или неявно прослеживается на всех уровнях развития человека.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (КИТ) базируется на системном понимании единства духовного и материального в системе психологических координат [2]. КИТ объединяет принципы социогенеза психики человека, принципы системного строения и динамической организации и локализации высших

психических функций. Такое системное объединение культурно-исторического и естественно-природного принципов выступает как образование «слоев» психики в метафоре продукции ранних геологических эпох (глубинные слои психики) и напластовывания на них более поздних (новообразования). Новое качество возникает на стыке двух реальностей - «внешней» и «внутренней» -как эффект «самовозгорания» культурного развития.

В КИТ указан генезис психической формы; каждой форме присущ свой геологический пласт. КИТ принадлежит фундаментальная идея информационной сущности развития, в частности синхроничность лингвистическим моделям.

В интегративных, системных психологических моделях, базирующихся на биопсихосоционоэтических (БПСН) основаниях, по-разному конструируется модель человека.

В работе рассмотрены отечественные современные антропопсихологические коэволюционные модели на предмет их информационно-знаковых структур как составляющих.

Концепция структурно-уровневой организации психики человека М.С. Роговина, Г.В. Залевского (СУОП) является дальнейшим развитием культурноисторической теории Л.С. Выготского [5].

Рассмотрим, как СУОП проявляет ЭГ - коэволюци-онную сущность человека.

Основное ядро теории есть ее акциональная сущность, т.е. уровни являются акциональными. СУОП идейно связана с нейрофизиологической (неврологической, натуралистической) теорией Джексона, в которой уровневой организации психофизиологических функций соответствует мозговая организация, с теорией функциональных уровней П. Жане и теорией З. Фрейда. Их дальнейшим развитием и стала СУОП - иерархическая структура, возглавляемая уровнем цели с подчинением ему уровня средств, где цели - формодействия, алгоритмы деятельности и поведения.

В теории психологических систем В.Е. Клоч-ко (ТПС-К - синтез идей самоорганизации; КИТ; постнеклассическая наука) человек есть сложная СО-психологическая система, открытая в социум и объективное пространство. В ТПС-К психика отражает природные и такие системные качества, как смысл (предметно-системное качество) и ценность (системно-интегративное качество) [3]. Структура также системно-уровневая, она включает такие подсистемы,

16

Экологическая психология

как предметная, смысловая, ценностная. Идея системности заложена в постулате трансспективности - поиске способов наращивания открытости, целостности и перспектив развития. Психологическая система производит качества и отражает их опосредованно и непосредственно. В единстве этих двух форм обеспечиваются саморегуляция в психологических системах (направленность, селективность, процессуальная детерминация) и дальнейшее развитие всей системы и ее компонентов (психика, деятельность, личность).

В данной теории сам человек понимается как психологическая система, которая выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть мира, которая им «освоена», т.е. имеет для него значение, смысл, ценность.

При этом смыслы понимаются В.Е. Клочко как особые системные и сверхчувственные качества предметов, намечающие границы многомерной системы «Человек». Именно они определяют поле сознания и делают мир реальным. Данная концепция показывает путь развития и, являясь весьма обобщенной, дает эвристический принцип в рамках психологического осознания философии космизма.

В концепции А.Ю. Агафонова человек рассматривается как смысловая модель мира [1]. Человек определяется на пересечении четырех смысловых сфер (биосфера, когнитивная сфера, социальная сфера, духовная сфера) в континууме пространства и времени, как объединение этих сфер в континууме их атрибутов. Согласно Агафонову, человек как индивид обладает телесностью, целью активности которой является выживание. Человек как сознающий субъект обладает активностью, которая реализуется в познании. Как личность человек социален, целью социальности является адаптация. Человеку как индивидуальности присуща духовность, целью которой является творчество. При этом сам смысл понимается А.Ю. Агафоновым как уникальный психический продукт, каким является человеческая жизнь, сознательный опыт каждого человека.

Анализ аксиологически ориентированных психологических теорий показывает, что формализованная часть представлена в весьма общем виде. Это подвигает к рассмотрению некой общности - коэволюционной сущности развития человека в экогуманитарном пространстве. Экогуманитарный взгляд есть частный по отношению к более общему, разрабатываемому в философии космизма. Однако это дальнейшая перспектива, которая развивается в качестве философского обоснования сущности человека - его космической миссии.

Наш взгляд основан на существовании аксиологически ориентированной модели уровневой организации с разной информационной, но гомоморфной сущностью. Специфика подхода состоит в том, что каждый уровень имеет собственный «язык». Кроме того, соотношение уровней предполагает ряды относительно независимых текстов, характеризующих их специфику. Такие ряды

определяют эколого-гуманитарную сущность человека и сопряженность в целостность.

Для обоснования в рамках философского направления русского космизма нами использована концепция «развивающейся» гармонии известного философа В.П. Сагатовского [6]. В рамках концепции с использованием строгого категориального аппарата автор формирует структурно-функциональную (SF) систему координат, в которой на пересечениях уровней определяется специфика человека как носителя социоантропологической целостности, имеющей определенную смысловую нагрузку в S-F проекции.

Уже в КИТ отмечается лингвистический контекст теории. В середине ХХ в. теория информации породила эпистемологическое направление в науках, для которых «языки» являются обслуживающими и определяющими существование системы. Раздел «Эволюционная эпистемология» рассматривает процесс познания как биоформообразование.

Представитель эволюционной эпистемологии Э. Уилсон проводит сильную коэволюционую идею, что СТЭ (современная теория эволюции, основанная на учении Ч. Дарвина) релевантна процессу познания. Уилсон вводит понятие «культуроген» - эпигенетический код, благодаря действию которого возможно распознавание «эпистемологического смысла» любого вида знания, а значит, в конечном итоге становится возможным определение сходных или специфических особенностей теорий [8].

Далее вводится понятие «эпигенетических правил», гомоморфных биологическим конструкциям, определяющим развитие человеческого интеллекта [8]. Известно, что в биологии в генетической системе управления (МГСУ; В. Ратнер) существует принцип эпигенетического наследования (ЭН). ЭН есть наследуемые изменения в фенотипе или экспрессии генов, вызываемые механизмами, не связанными изменением нуклеотидной последовательности ДНК.

В культурной антропологии существует путь репрезентации образцов, путь культурно-детерминированных «сценариев». Сценарии - это структуры одно- и многоэлементные, серийно повторяющиеся и неспецифичные, в которых присутствуют элементы и каузальные связи между ними. Сценарии «scenes» есть целостные образцы любой сложности, своего рода алгоритмы взаимодействия людей, которые гомоморфно транслируются в сферах деятельности.

Генетик А.Е. Седов говорит о необходимости структуралистского диалога между генетиками и лингвистами с позиций когнитивной психологии [7]. Для понимания проблем генетики созданы концепции генетических систем, представляемые в виде когнитивных моделей. Предполагается, что симбиоз генетиков, лингвистов, программистов и психологов позволит строить разнообразные модели для изучения поведения G-систем. Полиморфизм моделей, их эволюционный характер

17

№ 38

Сибирский психологический журнал

2010 г.

помогают понять, как работают реальные сложные генетические системы.

А.Е. Седов полагает, что одни из этих моделей могут иметь «человеческие» свойства и обладать «свободой воли» (самопроизвольной динамикой, поведением), другие - управляться детерминированно извне. Такие свойства биосистем, постулируемые разными авторами, позволяют выявить метафорическая лексика и стилистика - анимизация и физикализация объектов в активных и пассивных формах.

Среди семантических кластеров метафор самой генетики существуют такие, с помощью которых сами генетики «анимизировали» или «физикализировали» свои объекты. С этих позиций А.Е. Седов указывает на высокую метафоричность генетических текстов. Это словосочетания, более протяженные, чем термины (от трех слов до абзаца или набора высказываний с общими сюжетами), и, в отличие от терминов, не становящиеся рабочими «инструментами» профессионального сообщества, а сохраняющиеся лишь в авторских текстах. Это свойство, на наш взгляд, отражает глубинную сущность генетики как универсального транслятора текстов, сопровождающегося текстами форм.

Седов предлагает метод поиска метафорических концептов, которые образуют «метаметафоры» - блок-схемы концептов. Такие модели могут совпадать с текстами самих генетиков, а также выявлять важнейшие особенности этих концепций, которые авторы и сообщество генетиков упускают из вида в силу обилия эмпирических данных, заслоняющих логику самих процессов и их описаний.

Научно-философская традиция взаимной работы для выявления по сути гомоморфных преобразований текстов наук естественных и гуманитарных (в нашей терминологии - экогуманитарных) существует уже длительное время.

Т.Г. Лешкевич в работе «Философия науки: традиции и новации» отмечает, что первоначально Т. Кун и П. Фейерабенд утверждали тезис о неадекватности чисто методологического описания научной деятельности и необходимости дополнения такого подхода социологическими, психологическими, культурологическими описаниями [4].

Для Куна основой такого объяснения общезначимости стала коллективная гештальтпарадигма. Фейерабенд

видел ее в методологическом анархизме, провозгласив самой важной эпистемологической категорией конца XX в. плюрализм, хотя первоначально эпистемология отталкивалась от принципа соизмеримости всех познавательных утверждений.

Плюрализм современной эпистемологии утверждает толерантность отношений между разными типами рациональности, культурно-исторической детерминацией, научной институционализацией и многообразием традиций. Однако плюрализм не должен восприниматься как отсутствие какой-либо возможности поиска единства в многообразии. Именно в этом состоит значение создаваемой эволюционной эпистемологии (ЭЭ). От гносеологии как науки о познании ЭЭ предполагает эмпирическую теорию познания.

Гносеология изучает познавательное отношение человека к действительности (в зависимости от конкретноисторических условий и социокультурных факторов), ограниченной возможностями общественной практики. Таким образом, гносеология, в отличие от эпистемологии, истолковывается как теория познания, охватывающая весь познавательный процесс в целом, начиная от исходных предпосылок и кончая результатами.

Гносеология немыслима вне субъектно-объектных отношений, где на одном полюсе располагается отражаемый в познании или мышлении объект, а на другом - отражающий его субъект. Эпистемология может рассматриваться как система референций. Их функция -зафиксировать и представить нечто. В этом смысле системы референции могут быть инвариантными либо отличными и релятивными.

В нашем формате данный тип отношений назван гомоморфным (т.е. разной степени подобия и коэво-лютивным (соразвивающимся в собственных кодах и текстах).

Как результат существования подобного рода описания предлагается схема коэволюционного сопряжения в свойствах разноуровневых текстов. Задача описания - дать в первом приближении последовательное сопоставление кодовых структур уровневого свойства.

К уровням экогуманитарного масштаба человека нами отнесены: ген; биоморфа; человек; культура; душа-Дух. Не определяя оснований выбора уровней, отметим их эволюционную значимость в реализации некой сущности (таблица).

Ген Биоморфа Человек Культура Душа-Дух Уровни

МГСУ (В. Ратнер) -кодоны, цистроны, скриптоны, сайзеры. Семантика кода Биогеномика; протеиномика Антропогеномика; протеиномика Эпигенетика Эйдетика (в античном смысле) (Аристотель) Ген

- Мерономика (мероны) (С. Мейен) Архетип (К. Юнг) Агрономия, животноводство (селекция) Фенетика Биоморфа

- - Этнос (Л. Гумилев) Мем, мемом (меметика) Логос (религиозные учения) Человек

- - - Гений народа Миф Культура

- - - - Эгрегоры (термин Д. Андреева) Душа-Дух

18

Экологическая психология

Литература

1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Бахрах-М, 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

3. КлочкоВ.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск, 2005.

4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2001.

5. Роговин М. С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск: Красное знамя,

1988.

6. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Ч. 3: Антропология. СПб.: Петрополис,

1999.

7. Седов А.Е. Метафоры в генетике // Вестник РАН. 2000. Т. 70, № 6. С. 526-534.

8. Lumsden Ch.J., WilsonE.О. Genes, mind end culture. The revolutionary process. Harvard: Harvard University Press, 1981.

GENETIC MODELS OF ECOHUMANITARIAN COEVOLUTION Yazykov K., Zalevsky G. (Tomsk)

Summary. Modern domestic anthropopsychological revolutionary models from a position of information-sign structures are considered.

Key words: ecological psychology; biopsychosocionoethical model; coevolution.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.