услуги, чтобы оставаться актуальными и полезными для общества. Список использованной литературы:
1. Ковалев, В. В. (2020). Банковское дело: теории и практики. Москва: Экономика.
2. Соловьев, А. И. (2019). Современные тенденции в банковском секторе. Санкт-Петербург: Питер.
3. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). (2021). Международный совет по стандартам финансовой отчетности.
© Сапарова О., Мерданов А., Бердиназарова Г., Овезмаммедова А., 2024
УДК 33
Сопыев А., преподаватель Атаева Б., студентка Баллыев К., студент Туркменский государственный институт финансов
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ
В XIX веке в связи с ростом международной торговли между странами мира промышленно развитым странам потребовалось ускорить работу по регулированию международной торговли и корректировке таможенных тарифов. С началом Великой депрессии в 1929 году развитые страны подняли тарифы, чтобы защитить свои внутренние рынки от импортных товаров. Неудача этого шага по регулированию экономических отношений выявила необходимость создания единой организации в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими международную торговлю.
Либерализация и регулирование международной торговли берут свое начало в теории сравнительных преимуществ, выдвинутой экономистом Давидом Рикардо в начале XIX века. Идея создания единой международной экономической организации для регулирования международной торговли возникла уже в 1944 году.
В 1944 году на Бреттон-Вудской конференции усилиями США и Великобритании были созданы Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. После этих созданных банков Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) стало третьей созданной организацией. Создание этой организации впервые состоялось в Гаване в 1946 году на международной конференции по торговле и занятости. В рамках этой конференции странами-участницами данной конференции было заключено международное соглашение о снижении тарифов и соглашение об устранении препятствий, возникающих при перемещении товаров из страны в страну.
Бывший СССР участвовал в международной конференции в Гаване, но отказался присоединиться к вновь созданным Международному валютному фонду и Международному банку реконструкции и развития. После этого Конгресс США неожиданно не принял и не ратифицировал Устав вновь созданной Международной торговой организации. С тех пор международная торговля регулируется только Генеральным соглашением по торговле и тарифам (ГАТТ). С тех пор Генеральное соглашение по торговле и тарифам оказалось более эффективным, чем первоначально ожидалось. В результате его работы таможенные пошлины были снижены до 40%. В рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) между странами-участницами соглашения были проведены последовательные раунды (раунды переговоров) с целью снижения прямых и косвенных таможенных пошлин. Уругвайский раунд между
раундами, то есть между 1986 и 1994 годами, был самым продолжительным и эффективным раундом.
Содействие внешней торговле выходит за рамки дерегуляции и снижения таможенных пошлин. История международного тарифного регулирования берет свое начало в 1947 году. В том же году в Женеве подписывается Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) с участием 23 стран. Это соглашение вступило в силу 1 января 1948 года.
ГАТТ содержит принципы, нормы и правила многосторонних соглашений о взаимном регулировании международной торговли государствами-членами. Важно отметить, что эта организация включает в себя не только собственные правила регулирования международной торговли, но и опыт государств и меры, используемые в национальной гармонизации. Это, в свою очередь, привело к различным проблемам.
Регулирование международной торговли осуществлялось только в соответствии с Генеральным соглашением по торговле и тарифам. С тех пор ГАТТ оказалось более эффективным, чем первоначально ожидалось. В результате его усилий средний тариф упал с 40% на момент подписания соглашения до 4% к середине 1990-х годов.
В целях снижения прямых и косвенных таможенных пошлин в рамках ГАТТ были проведены последовательные этапы между странами-участницами соглашения.
Общее количество этапов развития международной торговли и совершенствования ГАТТ составило 8 этапов, среди них самым продолжительным и эффективным этапом был уругвайский этап, т.е. с 1986 по 1994 год. На Уругвайском раунде было принято решение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) на основе ГАТТ. В результате принятия новых соглашений была образована действующая ВТО. К 1994 году в статут ГАТТ были внесены поправки. К ним относятся Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по торговым аспектам инвестиций (Соглашение по торговым инвестиционным мерам - ТРИМС). Важную роль в этих соглашениях играет Соглашение об устранении технических барьеров в торговле. Соглашение о применении к ним главы VI (Антидемпинговый кодекс), о применении главы VII (таможенная стоимость карт), Соглашение об урегулировании и урегулировании споров и многие другие соглашения. Эти соглашения позволяют экономическому сотрудничеству между странами выйти на новый уровень. В этом отношении ВТО отличается от ГАТТ тем, что представляет собой более систематический набор соглашений.
Таким образом, название этой организации было изменено на Всемирную торговую организацию (ВТО). Новое постановление вступило в силу в 1995 году. ВТО является прямой преемницей ГАТТ. ОБСЕ -независимая международная организация, связанная с ООН.
На основе ГАТТ был реализован принцип свободной торговли и равенства между государствами-членами. Принцип режима наибольшего благоприятствования был реализован в полной мере. Целью Директивы является установление равенства и недискриминации прав государств-членов во внешней торговле. На основании этого принципа таможенные пошлины между государствами-членами не должны быть выше, чем таможенные пошлины третьих стран.
Более благоприятное положение ГАТТ позволяет государствам-членам создавать специальные экономические группы (интеграции). Первое издание ГАТТ (1947 г.) позволило государствам заключать специальные соглашения со своими колониями. Ситуация изменилась с распадом колониальной структуры. Согласно ему планировалось предоставить развивающимся странам уступки в торговле с промышленно развитыми странами, то есть оставить без изменений таможенные пошлины на промышленные товары, приобретаемые у развитых стран.
Также был объяснен второй принцип легитимности ГАТТ. Здесь речь идет о том, какие средства должно использовать государство для регулирования внешней торговли. Этот принцип предписывает только использование таможенных пошлин при регулировании внешней торговли. Использование других
видов методов регулирования внешнеторговой деятельности не предусмотрено (даже если они применяются, то носят временный характер и причина должна быть объяснена).
Снижение таможенных пошлин между государствами-членами сначала распространилось между двумя странами, а затем между всеми сторонами соглашения. В последующие годы работы ГАТТ (когда тарифы были значительно снижены, а число членов увеличилось) тарифы устанавливались между участниками на основе специального списка.
Список использованной литературы:
1. Чарыгелдиев Ю. «Налоговый менеджмент», Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад, 2012 г.
2. Муханов А., Дурдыев М., Векилов М. «Государственный бюджет», Государственная издательская служба Туркменистана, Ашхабад 2012.
3. Шаллыев Чарымухаммет «Макроэкономика», Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад, 2015.
4. Заключительный Закон Туркменистана «О налогах»;
5. https://zamanturkmenistan.com.
© Сопыев А., Атаева Б., Баллыев К., 2024
УДК 336
Тронин С.А.
К.э.н., доцент,
Финансового университета при Правительстве Российский Федерации,
г. Москва, РФ Скачкова А.А. студентка 2-го курса магистратуры, Финансового университета при Правительстве Российский Федерации,
г. Москва, РФ
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА КОМПАНИЙ ДЛЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ
Аннотация
В данной статье исследуется проблема применения инновационных методов оценки и выбора компаний для слияний и поглощений в нефтегазовом секторе. Проводится глубокий анализ современных подходов и выявляется необходимость адаптации традиционных методов оценки к новым условиям, что обеспечит соответствие современным требованиям и улучшит конкурентоспособность компаний в отрасли.
Ключевые слова
инновационные методы, финансы, нефтегазовый сектор, развитие.
Несмотря на активное развитие отечественного производства и диверсификации экономической структуры, нефтегазовая отрасль в большей степени зависит от экспорта природных ресурсов и сохраняет свою значимость для формирования государственного бюджета и обеспечения экономической стабильности в стране [4]. Слияния и поглощения (M&A) занимают ключевую роль в стратегическом