ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ИЛЛЕГАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР
Жидяева Е.С.
аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России г. Краснодар
В современном российском обществе недостаточный контроль за деятельностью теневой экономики, а также признание последней одним из путей ресурсного обеспечения реформ завлекло государство в ловушку. Теневая экономика даже в условиях усиливающейся борьбы с ней государственных структур продолжает существовать и развиваться. Вполне закономерно, что с ее прибыли не предполагается уплата налогов, так как она предназначена для создания теневых капиталов, пускаемых затем в соответствующий оборот. В итоге государство оказалось в проигрыше, поскольку оно в течение 90-х годов создавало режим благоприятствования для противоправного поведения в экономической сфере. Нельзя не отметить, что государство такая роль не устраивает и оно в настоящее время предпринимает различные шаги для исправления положения. Однако ошибки, допущенные на начальном этапе социально-политических и экономических реформ, имели стратегический характер, поэтому процесс их исправления будет длительным и сложным.
Формирование частного сектора экономики шло, таким образом, во-первых, в значительной мере путем прямого перелива материальных средств и ресурсов, без соответствующей отдачи от этого процесса в государственный бюджет. Во-вторых, это формирование шло с демонстрацией криминалитету уязвимости предприятий государственной формы собственности, возможности проникновения в их структуру и установления контроля над их деятельностью. Этот процесс проникновения, подключения к легальному бизнесу для криминалитета шел весьма успешно. Часто лица, еще в середине 80-х годов стоявшие во главе организованных преступных групп, становились одновременно руководителями предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений
Условия, которые сложились на первом эта-
92
пе приватизации, это наличие безымянных приватизационных чеков; возможность их массовой скупки; разрешенность оперирования на аукционах и торгах большими пакетами этих чеков без соответствующего декларирования доходов как покупателями, так и продавцами и т.п., превратили акционирование собственности в ползучий захват ее экономической элитой общества, не последнюю роль в которой играл и играет преступный мир.
Достаточно сильно криминализирован был и денежный этап приватизации. Длительное отсутствие обязательного декларирования доходов физических лиц при осуществлении ими сделок с недвижимостью открыло в формально законных рамках возможность оперирования денежными средствами, полученными преступным путем. В итоге манипулирования процессом приватизации недвижимость оказывается в руках главарей преступных сообществ и групп. В результате приватизации, по некоторым расчетам, 35% капитала, 80% «голосующих» акций перешло в руки криминалитета.
Приватизация носила двоякий характер: с одной стороны, налицо улучшение экономической ситуации и насыщение рынка товарами, рост благосостояния населения, с другой ? крайняя степень социального расслоения общества, высокая коррупция, рост преступности, «теневизация» экономики. Главным итогом приватизации стало создание криминально-олигархического порядка в стране.
Криминализация также затронула и такую важную сферу экономики, как финансово-кредитная. Своеобразное проникновение преступного мира в банки, финансово-инвестиционные компании, а в свое время и в приватизационные фонды, шло давно и весьма интенсивно. Эти учреждения служили и служат не только в качестве легального прикрытия оборота незаконно полученных финансовых средств, но и своего рода вы-
нужденными спонсорами приоритетных, с точки зрения представителей преступного мира, направлений вложения финансовых ресурсов. Под видом специалистов по охранной деятельности, по связям с другими фирмами и т.п. представители преступного мира в начале - середине 90-х годов легко проникали в финансово-кредитные учреждения, создавали в них базу своего влияния.
По данным федеральной комиссии по ценным бумагам, в середине 90-х годов действовало 833 так называемые «финансовые пирамиды», не имеющие лицензий, но и финансовые компании, которые формально действовали в рамках закона, имели лицензии, на поверку оказывались не менее криминальными. Реально, по всей вероятности, от финансовых аферистов пострадало более 20 млн. человек.
Криминализация экономической сферы это, разумеется, не только формирование огромного допреступного мира, который своими действиями заложил основы нового миропонимания, все шире распространяющегося в нашем обществе. В сущностных своих характеристиках это миропонимание сводимо к простой формуле: можно купить все и всех. В условиях современного российского общества господствует именно такое мировоззрение, делающее отношения купли - продажи тотальными. В настоящее время можно с большой долей обоснованности утверждать, что произошла криминализация экономической подсистемы.
Процесс криминализации получает непрерывную «подпитку» со стороны сложившихся ТЭО и теневого социального порядка. В общих чертах причины этого заключаются в глубокой трансформации институциональной и нормативной систем российского общества.
Несовместимость старых и новых институтов с одной стороны, и неразвитость рыночной инфраструктуры, с другой стороны, не оставляет все увеличивающемуся числу экономических субъектов иного пути, как переход к теневой деятельности. Л. Тимофеев понимает под теневым порядком сложную систему частных правовых решений, неизбежно возникающую за рамками юридических законов, регулирующих отношения собственности. «Сеть общественных институтов, составляющих теневой порядок, - замечает он, -призвана сократить трансакционные издержки на
обустройство рыночных обменов в тех случаях, когда государственное вмешательство носит характер отрицательного внешнего эффекта. Теневой порядок во многом дублирует функции государства, но решения, которые здесь принимаются, в правовом смысле противоположны государственным доктринальным нормам»1.
Ядром и отправным пунктом теневизации общества, без сомнения, является теневая экономика. Поскольку экономическая сфера представляет собой лишь одну из социетальных подсистем, она целостна и компактна. Теневая экономика как сфера деформированных взаимодействий в рамках экономической подсистемы поэтому тоже характеризуется компактностью. Итак, речь идет о весьма конкретной совокупности явлений: о функционировании (производстве, распределении, перераспределении) теневого капитала. Локусом зарождения и воспроизводства теневых отношений является экономическое поле, сфера хозяйственных взаимодействий. Главное видовое отличие теневых экономических отношений заключается в их закрытости, непроницаемости для государства и общества, в их не-подвластности формальной регламентации. По мнению В. Исправникова и В. Куликова «теневая экономика» - это «всякая экономическая активность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами... Это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни»2.
Гигантские масштабы теневой деятельности и ее четкая структурированность позволяют сделать вывод о наличии внутри страны своеобразной параллельной экономики с соответствующей системой управления. Субъекты теневой экономики организованы по принципу пирамиды, которая, с одной стороны, поддерживает вертикальность взаимодействия, а с другой - свидетельствует о количестве участников каждого горизонтального сегмента. Сегменты этой пирамиды составляют:
1. Сугубо криминальные элементы теневой экономики, коррумпированные чиновники и их рабочая сила;
2. Теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты и т.д.);
3. Наемные работники с неформальной за-
1 Тимофеев Л. Общественный договор «ноль прав собственности» и теневой порядок // Вопросы экономики. 1999. №4. С. 76.
2 Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
нятостью, а также мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60 % составляют взятки.
Определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в РФ сыграли явные ошибки и просчеты в проведении экономических реформ. Именно они привели к формированию дестимулирующего механизма экономической деятельности. Конкретно его основными причинами явились:
1. Неэффективная и длительная по времени перестройка экономики на цивилизованные рыночные отношения и переход на выпуск конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынке товаров, соответствующих потребительскому спросу.
2. Отсутствие доступа предприятий к своим финансовым активам и недоступность банковских кредитов вследствие кризиса банковской системы; разрушение дистрибьюторской сети; изменение структуры внешнеторговой деятельности; завышенные процентные ставки. Как следствие - задержка платежей кредиторам, сокращение штатов и фонда заработной платы, сокращение и временное прекращение производства.
3. Тяжелое финансовое положение на большинстве промышленных предприятий сложилось в результате финансово-бюджетного и валютного кризиса. Неплатежеспособность многих бюджетных организаций, в том числе и федерального бюджета (как следствие, потери из-за постоянных неплатежей и задолженности), вызванная введением Минфином принципа их финансирования в пределах, ограниченных размерами фактических платежей в бюджет, а также резкое сокращение размера собственных оборотных средств в связи с их многократным обесценением и отсутствием реальных источников пополнения и т.д. только усугубляли ситуацию.
4. Крупные суммы убытков и неплатежей - результат бесхозяйственности, экономической безответственности в процессе приватизации. Произошло искажение мотивов деятельности руководящего персонала предприятий, заинтересованного не в развитии производства, а в получении личных доходов от сдачи производственных помещений в аренду.
5. Неконтролируемая инфляция издержек, как следствие - необоснованный рост цен на товары и услуги.
6. Курс правительства на снижение инфля-
ции в 1995-1998 гг., не сопровождаемый решением проблемы неплатежей (их значительным снижением). В такой ситуации инвестиции в поисках дохода пойдут не в реальный сектор, а на другие спекулятивные рынки, например, с рынка ГКО на рынок денежных суррогатов.
Функционирование дестимулирующего механизма в постсоциалистической экономике сопровождается дестабилизацией материального положения основной массы населения. В условиях спада экономики, осложненного недостроен-ностью рыночной институциональной и правовой базы, многие хозяйствующие субъекты в России просто вынуждены были уходить в «тень», чтобы спастись от разорения и сохранить свой бизнес. Параллельно криминальные структуры, пользуясь пробелами в законодательстве, проникли во многие сферы российской экономики.
В настоящее время речь идет уже, в сущности, не о наличии институтов теневой экономики как параллельной структуры, а о беспрецедентном росте масштабов теневых отношений во всех сферах жизни общества и фактически об институциональной подмене легальных отношений теневыми. И это явление качественно отличается от всего когда-либо наблюдавшегося в практике российской хозяйственной жизни. Естественно, что оно вызывает разнообразные трактовки исследователей, которые не могут прийти к единому мнению о сущности и природе процессов теневизации. Некоторые из них склонны считать, что распространение процессов теневиза-ции в пореформенной России обусловлено в первую очередь потребностью в спонтанной самоорганизации общества перед лицом кризиса государственной власти, то есть что теневизация -это реакция социетальной системы на возникшую угрозу ее целостности. С помощью развития теневых процессов система адаптируется к происходящим изменениям аномийного характера. По мнению ряда авторов, в России теневое сообщество образует некое квазигражданское общество, поскольку настоящее гражданское общество формируется в сопряжении с правовым государством.
Представляется, что некоторые проявления теневых экономических отношений (ТЭО) можно рассматривать с позиции теории рационального выбора. Хотя данная теория подвергается критике (подчас вполне уместной) со стороны многих известных социологов1, некоторые элементы ее кажутся нам вполне подходящими
1 Култыгин В.П. Теория рационального выбора - возникновение и современное состояние // Социол. исслед. 2004. № 1; Швери Р. Теория рационального выбора: История и современное состояние. Дис. ... канд. социол. наук. М., 1997.
94
для анализа вышеобозначенных явлений. Действительно, акторы ТЭО действуют рационально и преднамеренно. Сложно себе представить человека, включенного в ТЭО, не понимающего того, что он делает, или просто находящегося под нерефлексируемым воздействием социальных норм. Осознавая возможные выгоды от ТЭО, акторы также оценивают и издержки. Издержки могут иметь как стоимостное денежное выражение (услуги, подарки), так и социальное - осуждение со стороны других людей, возможность провала «подкупа» с возможными вытекающими последствиями и т.п. Отношение к явлениям ТЭО со стороны их субъектов - достаточный индикатор «затратности» социальных издержек, связанных с нарушением социальных норм. Поэтому, например, в ряде случаев взятка рассматривается как социальная норма, запечатлённая в общественном сознании. Поэтому мы рассматриваем ТЭО в качестве модулятора криминализации общества.
Как пишет В.П. Воротников, в сегодняшней ситуации, в той стадии теневой реальности, в которой оказалась Россия, любые теневые процессы в любой сфере жизни общества и государства следует рассматривать как процессы однозначно негативные, криминогенные и не находящие себе не только морально-этического, но и экономического оправдания1. Необходимо отметить, что их появление и распространение в России подтвердило социологическую гипотезу о том, что любые социально-экономические отношения порождают соответствующую им специфическую форму девиантного поведения2. Мы согласны с Р. Рывкиной, которая утверждает, что теневые процессы в социальных сферах вторичны по отношению к теневой экономике: «будучи источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни»3. Так, расширение и укрепление теневой экономики привело, как отмечает Л. Косалс, к «размытости» социальных норм - люди перестали различать,
что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. «обналичивание»). Это с точки зрения формальных норм, безусловно, незаконное действие, и его участники должны нести предусмотренное законом наказание. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Фактически незаконное обналичивание получило негласную социальную санкцию и на практике не осуждается. Однако юридически она остается незаконной и не разрешена. Таким образом, здесь мы имеем дело со своеобразной «неформальной институционализацией», когда действие широко практикуется, имеет социальное одобрение, однако официально не является разрешенным.
По материалам, представленным Г.А. Сатаровым, в России действуют около полумиллиона фирм, через которые обналичивают деньги. Из-за использования «черного нала» бюджет ежегодно недополучает почти треть налоговых поступлений, это больше 10 млрд руб. Для того чтобы выплатить зарплату официально, нужно заплатить порядка 50 % налогов, тогда как обналичивание стоит всего 5-7 %. В стране действует целая отрасль фирм-однодневок, около 150 тыс. таких фирм оперируют в Москве4.
Возникает вопрос: почему государство не предпринимает решительных действий для того, чтобы эту сферу сократить? По всей видимости, тут несколько причин. Одна из них состоит в том, что это очень сложная задача для налоговых инспекций, и они в целом не мотивированы ее решать. Кроме того, она должна решаться во всех регионах одновременно: если в одном из регионов режим ужесточается, то, соответственно, бизнес просто уходит в другие регионы, которые становятся своеобразными «внутренними» офф-
1 Воротников В.П. Теневизация общества: особенности российского политического процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2004. № 1 (5). С. 37.
2 Кудрявцев В.Н. Экономические отношения и преступность. В кн.: Криминология. Учебник. М., 1999. С.181-185; см. также: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы. М., 2000. С. 474-476.
3 Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия // Социологические исследования. 2000. №12. С. 4.
4 «Возможности регулирования неформальной экономики». Круглый стол //www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/
06/24
95
шорными зонами. Третья причина связана с тем, что региональным властям на самом деле такая ситуация выгодна. Тот факт, что практически каждая фирма является в той или иной степени нарушителем закона, позволяет местным властям контролировать ситуацию, когда любую фирму можно привлечь к ответственности за нарушение в налоговой сфере. Еще одна причина заключается в том, что неучтенные деньги широко используются в политике, и если действительно серьезным образом преследовать фирмы, через которые производится обналичивание, то можно выйти на персоналии достаточно высокого уровня, а руководители налоговых органов не заинтересованы в том, чтобы вступать в конфликт с представителями большой политики.
Теневой капитал по определению заинтересован во всемерном разрушении государственной машины, но одновременно ему необходима бюрократическая система с присущими ей властными полномочиями. Противоречие между этими противоположными тенденциями разрешается с помощью приватизации государства, когда наряду с трансформацией права собственности и приватизацией государственного имущества происходит приватизация его функций и правомочий. Это означает, что в сферу деятельности частных экономических агентов переходят как активы государства, что разрушает его формальный и реальный статус как собственника, так и должностные права государственных служащих. Резко возросшая потребность в минимизации экономического и социального хаоса, неизбежно сопровождающего крупные социально-экономические перевороты, на деле обернулась усилением позиций бюрократического аппарата. По существу обнаружилась тенденция к замещению государственной власти властью бюрократа, превращению государства из публичного агента в частного. Вмешательство государства в экономику по-прежнему осуществляется чиновниками от имени государства, но все чаше ради реализации ими своих частных корыстных интересов. Бесхозная административная власть используется как исходное условие приобретения прав собственности и их последующего перераспределения.
В сферу теневой экономической деятельности втянуты не просто отдельные индивиды с невысокой степенью законопослушания, но и вза-
имодействующие между собою социальные группы, хозяйственные и государственные структуры и др. Они активно контактируют друг с другом по правилам, носящим как характер чисто индивидуального соглашения, так и выражающим интересы определенных групп, потребности функционирования конкретных сегментов рынка. Субъекты, выпавшие из сферы легальной экономики, заинтересованы в поддержании «порядка», распределении правомочий и др. Теневая практика представляет собою единую сеть, охватившую почти все сферы общественного бытия (а не только экономику) и соответственно все группы самодеятельного населения страны. Сложилась и укрепилась единая всеохватывающая система теневых обменов1.
Всеобщность теневизации, как нам представляется, означает формирование нового социального порядка. Из экономического порядка он постепенно превращается в правовой (господство обычного или, точнее, силового порядка) и, проникая в другие, неэкономические, сферы - образование, бытовое и медицинское обслуживание, становится собственно социетальным, т.е. всеобщим. Отсутствие ясных и общепринятых «правил игры» представляет собою «бомбу замедленного действия», чей часовой механизм уже запущен. Как пишет О. Яницкий, формирующийся в России социальный порядок представляет собой разрушение «нормального» (привычного) порядка жизни и регулирующих его фоновых практик. Вместе с тем это среда (ситуация), заставляющая находящегося в ней «нормального» (мирного) индивида пересматривать присущую ему систему ценностей и повседневных практик под единственным углом зрения - самосохранения и выживания2.
Данный порядок всеобщ и в том смысле, что не имеет системы сдержек и противовесов. Вместо разделения властей, присущих демократическому обществу, на теневом рынке «такие понятия как обеспечение безопасности и угроза безопасности, могут быть связаны с деятельностью одних и тех же субъектов...»3. Поэтому в контексте ТЭО социальный порядок не гарантирует защиты граждан от криминала и иных рисков. Напротив, этот порядок выступает здесь как всеобщая неопределенность и беззащитность. Рядовой потребитель услуг, понуждаемый прави-
1 Клямкин И. М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т. 2000. С. 12-13, 51.
2 Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи //Мир России. 2003. № 1. С. 3-35.
3 Клямкин И. М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия.С. 126, 130.
лами теневого рынка к вступлению в сделку с его акторами, покидает правовое поле и попадает в полную зависимость от них и их представлений о том, что им в данный момент выгодно, а что нет. Платить приходится все равно, однако без всяких гарантий, поскольку теневой рынок постепенно разложил сферу социальной защиты. В конечном счете для рядового потребителя теневой рынок - это произвол, игра без правил. Логическим концом криминальных и теневых отношений является беспредел.
Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. В том числе - насилие при разрешении конфликтов между предпринимателями - феномен так называемого «рейдерства». Насилие подобного рода также, есте6ственно, является незаконным, однако общество молчаливо принимает его как данность. Короче говоря, возникло обширное поле «размытых» социальных норм, которые формально требуют наказания за нарушение, но по факту этого наказания не следует. В сфере действия таких размытых норм господствует произвол актора. В результате население теряет социальные ориентиры и происходит массовое и постоянное нарушение социального порядка, поскольку невозможно становится предугадать реакцию общества на то или иное действие, непонятно, ожидает ли актора наказание без преступления или же можно совершить преступление, и оно останется безнаказанным.
В современном российском обществе теневые формы экономических отношений приняли монструозные масштабы и опираются в своем существовании на безответственную и аморальную политику: ведь они разрастались и укреплялись при сознательной активной помощи властных структур всех уровней. Теневая экономика подобного характера и масштаба - это системное паразитическое социальное явление мафиозного плана. Устойчивость и темпы развития теневых процессов в значительной степени были обусловлены их прочной связью с коррумпированными чиновниками аппаратов власти и управления. Сама политическая власть становится теневой. «В российских условиях, - пишет А.М. Старостин, недостроенность взаимоотношений
1 Старостин А.М. Административно-политические эффективность. Ростов н/Д.: Изд-во САГС, 2003. С.24.
ветвей и уровней государственной власти, неполнота правовой базы и почти полное отсутствие эффективных институтов гражданского общества приводят к тому, что публичная власть зачастую становится лишь декорацией для непубличных действий и решений. Именно такого рода действия и принято считать теневыми. Они выстраиваются в систему, которую затем трудно сломать»1.
По мере расширения масштабов теневых составляющих экономики и политики нарастала их взаимозависимость, окрепли их возможности и ресурсы, что вызвало потребность в их легитимации. Отсюда проистекают усилия деятелей теневой экономики по лоббированию провала в Государственной Думе законопроектов, направленных против криминальной и криминогенной теневизации. Фактически институциональное закрепление теневых форм взаимодействий, их распространение за пределы экономики - на все сферы жизни общества - привело к прогрессирующему вытеснению легальных фигур социальной практики, к деградации государства.
В этом контексте глубокие опасения вызывает происшедший в последние десять лет выход теневых форм взаимодействий за рамки экономики и распространение их практически на все неэкономические сферы общественной жизнедеятельности. К таким взаимодействиям можно отнести, к примеру, теневые договоренности как элемент функционирования институтов законодательной и исполнительной власти, включая органы правопорядка; теневые методы решения проблем в отраслях социальной сферы; теневые методы в политике и социальном управлении. Теневые процессы стали неотъемлемой составляющей образа жизни населения страны. Прежде всего речь идет о ставших привычными доходах от неформальной занятости, которые получает значительная доля населения. Неформальный сектор включает в себя целый ряд сфер экономической жизни - от труда и занятости до экономики домашних хозяйств.
Имеет место проникновение теневых структур и моделей поведения в сферу образования и науки. С одной стороны, дипломы и ученые степени стали востребованными на теневом рынке в силу того, что их можно использовать в качестве социального прикрытия для деятелей теневых структур. Распространение теневых форм взаимодействия в научно-образовательных
элиты России: позицирование во власти и управленческая
97
учреждениях во многом обусловлено ростом коррумпированности чиновников от науки на фоне бедственного положения государственных учебных и научных организаций. С другой стороны, нелегальные практики в образовательной и научной сферах нашли проявление в теневом обороте значительной доли принадлежащей научным организациям собственности - недвижимости, земли и оборудования. Сформировались устойчивые тандемы чиновников от образования и теневых деятелей, успешно эксплуатирующие прибыльные «части» формально государственной собственности. Какая-то доля извлекаемого таким образом дохода идет на поддержание научных и учебных учреждений (выплату зарплаты сотрудникам, плату за коммунальные услуги и т.п.), какая-то - остается в распоряжении их руководителей, а какая-то - попадает в руки теневых дельцов. Наконец, работники научных институтов и учебных заведений сами достаточно активно занимаются теневой деятельностью - начиная продажей фальшивых дипломов об окончании учебных заведений и заканчивая производством синтетических наркотиков в химических лабораториях.
Аналогичные по сути формы слияния теневой экономики и официальных структур сейчас спонтанно складываются практически во всех сферах российского общества. Это будет также означать и легализацию теневого сектора экономики и криминальных отношений, сложившихся в нем. Криминальные структуры, сконцентрировавшие огромные финансовые средства, получили значительное влияние на граждан, их политический выбор, но это не должно приводить к смешению воли криминалитета с волей гражданского общества. Ибо часто борьба за демократизацию общества, привлечению простых граждан к управлению, оборачивается проникновением во властные структуры представителей теневого бизнеса.
Едва ли в современных условиях можно уничтожить теневую экономику, но можно и нуж-
но существенно ослабить ее, сократить ее масштабы, изменить структуру. Очевидно, что программа противодействия теневой экономике должна включать в себя комплекс экономических, правовых, воспитательных и политических мер, конечной целью которых должно стать обеспечение взаимовыгодного контракта между государством и бизнесом, в соответствии с которым бизнес разворачивает общественно полезную экономическую деятельность, не уходя от выполнения фискальных обязательств, а государство обеспечивает предпринимателям разумную «цену вхождения на рынок» и легального функционирования на нем, защиту прав собственности и соблюдение контрактов, достойное социальное обеспечение. Резюмируя, можно назвать следующие направления действий по выводу экономики из «тени»:
1. Борьба с коррупцией.
2. Совершенствование системы налогообложения и таможенно-тарифной политики.
3. Минимизация функций государства во взаимоотношениях с бизнесом.
4. Упрощение процедур государственного регулирования.
5. Повышение прозрачности экономических действий власти.
Среди главных условий деинституционализации теневой экономики отмечается необходимость такого изменения массового сознания, при котором общество и сами граждане признают, что «заниматься неформальной деятельностью и сохранить чистую совесть невозможно»1.Однако такая ситуация станет возможной лишь тогда, когда достижение культурных целей правомерными способами станет доступной большинству членов общества. Поэтому диалектика нынешней ситуации состоит в том, что необходимо усиление социального контроля со стороны гражданского общества, а также действенная антикор-рупционая политика с целью предотвращения криминализации государства.
1 См.: Клейнер Г. Нет тени только у привидений (О книге «Неформальный сектор экономики»)// Вопросы экономики. 1999. №4. С. 153.
98