общества. Реальная политика СВАГ в церковно-конфессиональной области состояла из тотального контроля над деятельностью церкви и религиозных объединений, организации массовой антирелигиозной пропаганды и, наконец, создания такой ситуации, при которой немецкая церковь являлась организацией, не имеющей влияния на социально-политические процессы в жизни зоны и полностью зависящей от оккупационных властей.
Список литературы
1. ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 220. Л. 202-203.
2. ГА РФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 254. Л. 243.
3. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 18. Д. 25. Л. 241-243.
4. СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии. 1945-1949: сборник документов / отв. ред. В.В. Захаров. М.: РОССПЭН, 2006. 592 с.
УДК 94
Кристов Илья Юрьевич
студент III курса исторического факультета
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия, e-mail: [email protected]
ГЕНЕРАЛ ЛЮЦИУС Д. КЛЕЙ И ЕГО НАЧИНАНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Ilya Y. Kristov
third-year student of the Faculty of History
Yelets State University named after I. A. Bunin, Yelets, Russia, e-mail: [email protected]
GENERAL LUCIUS D. CLAY AND HIS BIGINNING IN THE AMERICAN OCCUPATION POLICY IN POST-WAR GERMANY
Аннотация. Статья посвящена деятельности американского генерала Люциуса Д. Клея, считающегося одним из «отцов-основателей» ФРГ, в послевоенной Германии. Главным образом, отражено место, которое Л. Клей занимал в американской оккупационной политике вначале своей административной деятельности.
Ключевые слова: Люциус Клей, оккупация Германии, американская военная администрация, денацификация, директива JSC 1067.
© Кристов И.Ю., 2017
Abstract. This article is devoted to the activities of the American General Lucius D. Clay, considered one of the "founding fathers" of the West Germany, in post-war Germany. Mostly, it reflects the place that L. Clay was hold in the American occupation policy at the beginning of his administrative activities.
Keywords: Lucius D. Clay, occupation of Germany, American war administration, denazification, JSC 1067 directive.
Переломным моментом в истории Германии в XX в. стало ее поражение во Второй мировой войне, после которого власть Третьего рейха сменилась оккупацией со стороны союзников по антигитлеровской коалиции. В итоге здесь пересеклись интересы США, Великобритании, Франции и СССР, при этом остро стоял вопрос о реализации принципов, принятых на Потсдамской конференции: демократизации, денацификации, демонополизации и демилитаризации. В состав американской оккупационной зоны вошли Бавария, Гессен, северные части Бадена и Вюртемберга и Бремен. С 1945 по 1949 г. в американской оккупационной зоне сменилось пять губернаторов, один из них - с 1947 по 1949 г. - генерал Люциус Дюбиньон Клей, которого называют одним из отцов-основателей ФРГ.
На протяжении четырех лет Л. Клей проживал в Берлине и во Франкфурте-на-Майне, проводя от лица Соединенных Штатов политику по восстановлению послевоенной Германии. Современники и историки называют его «проконсулом» Германии, признавая, что своей политикой «доброго деспотизма» он привел Германию от падения гитлеровской империи к демократичной и процветающей Второй Республике. Будучи главой администрации оккупационной зоны США, он путем создания воздушного моста сумел уберечь Берлин от кризиса в 1948-1949 гг., связанного с попыткой СССР осуществить блокаду. Критики политики Клея отводят ему ключевую роль в развязывании холодной войны; они выдвигают против него ряд обвинений, в том числе - в неудачной денацификации. Список достоинств, недостатков и утверждений, связанных с Л. Клеем, достаточно внушителен. Тем не менее в историческом сознании Германии он стоит позади таких крупных политиков, как Аденауэр, Шумахер, Эрхард и Рейтер. Кроме того, даже в Соединенных Штатах он остается в значительной степени
малоизвестным, разве что среди ветеранов и в профессиональных кругах. Отсюда возникает вопрос о том, какой на самом деле была его роль в прошлом и насколько значим его вклад в историю ФРГ для политики в настоящем [6, с. 11].
К концу войны и в послевоенные годы международные отношения претерпевали изменения и пересматривались. Летом 1944 г. Государственный департамент Соединенных Штатов в ходе планирования пришел к выводу, что разделение Германии недопустимо, поскольку с высокой вероятностью может привести к росту немецкого национализма и формированию антизападного блока. Президент Франклин Рузвельт ориентировался на такую политику в отношении Германии, которая была бы совместима с идеей построения нового мирового порядка на основе сотрудничества Соединенных Штатов и СССР. В конечном итоге политика реорганизации Германии строилась на сочетании Потсдамского соглашения, сотрудничества держав-победительниц и концепций Организации Объединенных Наций. Все существующие планы предусматривали полную демилитаризацию Германии, в том числе демонтаж военной промышленности, а также осуществление экономического контроля и репарации. Немецкая экономика должна была реабилитироваться, не в последнюю очередь для того, чтобы внести свой вклад в восстановление Европы, что в конечном итоге делало целью американской политики создание демократического и в то же время безопасного для прочих держав государства.
Данную концепцию США первоначально оценивали оптимистично, однако в ходе оккупации страны они столкнулись с рядом факторов. Во-первых, вместо фанатичного гражданского сопротивления они встретили истощенных и уставших от войны людей, ставших жертвами нацистского режима. Во-вторых, было обнаружено, что бомбардировки нанесли промышленности весьма несущественный ущерб. В-третьих, капитуляция Германии положила начало трудностям в дипломатических отношениях с Советским Союзом. Несмотря на это на Потсдамской конференции 2 августа
321
1945 г. было принято соглашение о восстановлении Германии. В течение года, однако, стало ясно, что Советский Союз и Франция не были готовы реализовать Потсдамское соглашение. В этой связи генерал Люциус Клей обратился с просьбой к правительству Франции, в которой видел младшего западного партнера, осуществить давление на Советский Союз в некоторых отношениях, в частности - возмещения ущерба [6, с. 14-15]. Конфликт в Германии усиливался. В конце концов западные оккупационные власти попытались вернуть свои зоны на собственный курс восстановления, и генерал Л. Клей также с некоторым промедлением последовал этому пути.
Несмотря на решительность Л. Клея, являвшегося фактическим главой военного правительства, а позже - Верховным комиссаром, четкая задача оккупационного штаба США оставалась несформулированной. Под руководством генерала Корнелиуса Уикершема департамент Контрольного совета американской группы (ИБОСС) готовился к работе в качестве американского компонента Союзнического контрольного совета в Лондоне, но не принимал участие в гражданском управлении. Этой деятельностью занималась группа сотрудников О-5, находившаяся под непосредственным управлением со стороны Соединенных Штатов и, следовательно, не подконтрольная ИБОСС и не имеющая отношения к четырехсторонней политике стран-победительниц. Клей считал бессмысленным то, что ИБОСС готовится к контролю над немецкой бюрократией, распавшейся, по его мнению, из-за царившего в Германии хаоса [6, с 60]. По этой причине он заставлял сотрудников работать на более низких уровнях военного правительства, переведя работу ИБОСС на более практические рельсы [3].
Работа Л. Клея в качестве командующего генерала ИБОСС, состоявшего из шести тысяч человек (две тысячи из них - офицеры), а также его миссионерская деятельность как представителя США в Комитете по координации Контрольного совета могли быть эффективными только при условии создания четырехсторонней администрации и вывода американских войск из Главного командования союзных сил (БИЛЕБ). Его дальнейшие цели
по созданию единого военно-административного аппарата, отделенного от армейских подразделений и непосредственно от главнокомандующего США, могли быть достигнуты только поэтапным путем [6, с. 60]. Главное командование союзных сил было распущено 14 июля 1945 г. 1 октября 1945 г. ИБОСС объединился с 0-5 в Американскую военную администрацию в Германии (ОМОИБ), что также шло в согласии с идеями Л. Клея [7, с 80; 8, с. 425-426]. Клей, о котором Дж. Бернс говорил, что он «понимал точку зрения гражданского лица» [3], постепенно готовил почву для передачи власти в руки гражданской администрации, но, что некоторые военные считают заслугой, с сохранением авторитета военного правительства.
При подготовке военного правительства в Германии его больше всего заботили вопросы снабжения и экономики, о чем говорят первые письма и отчеты. Проблема же предотвращения восстановления страны на тот момент была далека, судя по тому, что Клей писал Дж. Бернсу. Наконец, что касается репараций, Л. Клей писал помощнику министра обороны США Джону Макклою: «Мы не должны спешить с подготовкой особых репараций, они могут сделать невозможным восстановление порядка в Германии». Подобные рекомендации Макклой получил в Вашингтоне, за день до того, как Л. Клей написал: «Необходимо предпринять немедленные действия для населения, чтобы оно не потонуло в нищете следующей зимой. Помимо моих гуманитарных соображений, я убежден, что с финансовой точки зрения, а также ради сырья и рабочей силы, нужно, чтобы Соединенные штаты спасли этих людей, а не бросили их на погибель. Голод, нищета и болезни не знают границ, и я боюсь, что чума, если она распространится, опустошит всю Западную Европу, несмотря на наши усилия» [6, с. 60-61].
Джон Макклой предложил создать убежища для беженцев и бездомных с рабочими из немецких военнопленных и обеспечить уборку урожая, на что Клей ответил, что уже работает над такой программой. В меморандуме от 26 апреля 1945 г., адресованного президенту Г. Трумэну, Макклой еще раз подчеркнул опасность хаоса в Германии: «В настоящее время в Центральной
Европе происходит жесткий экономический, социальный и политический коллапс, не имеющий аналогов в истории кроме распада Римской империи -и даже тогда, возможно, хаос был не настолько велик». Бельгия и Франция провалили свою роль в сфере поставок и политической стабилизации, а сотрудничество с Советским Союзом в текущих условиях потребовало бы большого дипломатического таланта [6, с. 61].
В мае 1945 г. до сведения основного персонала американской оккупационной зоны была доведена директива 1СБ 1067, которой должен был руководствоваться губернатор американской оккупационной зоны Дуайт Эйзенхауэр, и которая стала официальным программным документом, определявшим основные политические и экономические принципы и цели американской политики в Германии [4, с. 17; 2, с. 19]. Люциус Клей провел консультацию с доверенными лицами, среди которых были дипломат Роберт Мерфи, экономический советник Дрейпер и финансовый советник Льюис Дуглас. Целью директивы было недопущение развязывания Германией Третьей мировой войны, и в общем директива была составлена с учетом принципов, принятых на Потсдамской конференции [1 с. 155-157], однако после ее изучения Дуглас воскликнул, что «эта штука была состряпана идиотами от экономики». Оба советника были поражены теми ограничениями и запретами, которые она налагала. Дуглас отметил, что не имеет смысла запрещать самым квалифицированным рабочим производить как можно больше продукции «для континента, которому недостает всего». В итоге Дуглас отправился в Вашингтон, чтобы изложить свою критику составителям документа. Что касается Люциуса Клея, то ему, словами Роберта Мерфи, «предстояло стать самым влиятельным американцем в Европе в последующие десять послевоенных лет» [3].
Определенное влияние на решение Клея по поводу директивы оказал генерал Хиллдринг, в своем письме от 21 мая 1945 г. объяснивший ему пользу от принятия 1СБ 1067: «Вам, в конечном итоге, будет выгодно управлять Германией на основе правительственного решения. По нашему мнению, это
было бы против интересов армии и, конечно же, против ваших собственных, если бы вы лично отвечали за формулирование американской политики в Германии» [6, с. 61]. В соответствии же с директивой, главнокомандующий оккупационной зоной должен был поддерживать решения СКС и руководствоваться, при их отсутствии, этой и последующими директивами [1, с. 155-156]. Но прежде всего директива гарантировала надежную поддержку всего правительства. Отсюда становится ясно, почему военное министерство согласилось с директивой, которая во многом противоречила убеждениям его ведущих умов: она обеспечивала военную защиту от ожидаемой критики со стороны американской общественности, а кроме того, была гораздо более гибкой, чем казалось на первый взгляд [6, с. 61].
По мнению Л. Клея, публикация директивы в мае 1945 г. была бы «преждевременна и неправильно истолкована» [5, с. 15]. Тем не менее в начале июня Клей сам предложил опубликовать директиву, однако высшее руководство США отказалось сделать это в преддверии встречи с союзниками. В итоге официально обнародована она была 17 октября, то есть три месяца спустя после Потсдамской конференции. Лишь после опубликования директивы, Клей телеграфировал в Военный департамент о том, что 1СБ 1067 с принятыми на Потсдаме изменениями оказалась работоспособной, и в конечном итоге признал, что не может представить себе эффективную установку военного правительства без данной директивы [5, с. 127-128].
В дальнейшем Люциус Д. Клей продолжил свою работу в качестве главы американской военной администрации на территории Германии, и на это время пришлись самые бурные годы его работы. В качестве военного губернатора, ему, согласно принятой директиве, предстояло проведение политики денацификации. В конечном итоге, он удостоился благодарности от американского правительства, равно как и от немецких граждан, войдя в историю как один из отцов-основателей Германской Республики.
Список литературы
1. Жаронкина Е. А. Германский вопрос в политике США в 1945-1947 гг. (по материалам директивы 1СБ 1067) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. №6. С. 155-158.
2. Жаронкина Е.В. Политика американских оккупационных властей по денацификации и демократизации Западной Германии (1945-1949 гг.): автореф. дис... канд.ист.наук. Томск, 2009. 33 с.
3. Роберт Мерфи. Дипломат среди воинов. Тайные решения, изменившие мир [Электронный ресурс] // Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
4. Clay L.D. Decision in Germany. New-York: Doubleday & Company, Ink., 1950. 505 p.
5. Clay L.D. The papers of General Lucius D. Clay: Germany, 1945-1949 / Ed. by Smith J.E. Volume I. Bloomington London: Indiana University press, 1974. 524 p.
6. Krieger W. General Lucius D. Clay und die amerikanische Deutschlandpolitik 1945-1949. Stuttgart : Klett-Cotta, 1988. 560 p.
7. Latour Condrad F., Vogelsang T. Okkupation und Wiederaufbau. Die Tatigkeit der Militarregierung in der amerikanischen Desatzungszone Deutchlands 1944-1947. Stuttgart, 1973. 230 p.
8. Ziemke Earl F. The U.S. Army in the occupation of Germany 1944-1946. Washington DC, 1990. 459 p.
УДК 94
Жихарев Никита Александрович
студент III курса исторического факультета Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЗИЦИИ СЛОБОДАНА МИЛОШЕВИЧА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА И РАСПАДА СФРЮ
Nikita A. Zhikharev
History department, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N.Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
CONTRADICTIONS OF THE POSITION OF SLOBODAN MILOSEVIC TO OVERCOMING THE CRISIS AND THE DECAY OF THE SFRY
Аннотация. Слободан Милошевич являлся ключевой политической фигурой на Балканах в разгар системного кризиса и распада Югославии. Но президента Сербии можно назвать спорной фигурой, так как оценка его деятельности до сих пор является предметом дискуссий. В данной статье рассматриваются противоречия позиций С. Милошевича на пути преодоления кризиса в стране.
Ключевые слова: Социалистическая федеративная республика Югославия, Слободан Милошевич, государственный кризис, национальные противоречия, факторы распада страны.
Abstract. Slobodan Milosevic was a key political figure in the Balkans, at the height of the systemic crisis and the decay of Yugoslavia. But the President of Serbia can be called
© Жихарев Н.А., 2017