_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
• Международные языки - в основном английский, употребляемый примерно одной третью всех пользователей всемирной сети.
• Формирование планетарной экономики - торгово-экономические объединения стран: Европейский Союз, Таможенный Союз, БРИКС, АТЭС и другие.
• Зарождение планетарной культуры в результате глобализационных процессов: начиная от кино, музыки и моды и заканчивая предпочтениями в еде и общепринятыми брендами технических новинок.
• Интернет-коммуникации и спутниковое телевидение формируют единую систему обмена информацией.
• Сюда же можно отнести транспортную систему, образование, медицину (борьба со вспышками эпидемий и пандемий), экологию, спорт, туризм - все они движутся в сторону цивилизации I типа [2, с. 252-256].
Научные достижения и инновационные технологии открывают перед человечеством головокружительные перспективы, решая, казалось бы, неразрешимые задачи. Каждое новое изобретение вносит в научную парадигму коррективы, которые в недавнем прошлом существовали только в воображении фантастов. Любое научное открытие, однако, имеет оборотную сторону и может порождать проблемы, зачастую, более серьёзные, чем те, которые удалось решить с его помощью, о чём постоянно предупреждают философы и футурологи: «Наука решает одни проблемы, при этом создавая другие, но на более высоком уровне. ... Таким образом, человечеству очень важно обрести мудрость и направить меч науки в нужную сторону» [2, с. 265].
Список использованной литературы
1. Sacks H. Harvey Sacks Lectures 1964-1965 [Electronic resource] // Jefferson G. (Ed.). Human Studies Vol 12 No. 3/4. - ULR: http://www.visual-memory.co.uk/b_resources/sacks_lexicon.html (accessed : 13.04.2015).
2. Каку М. Физика будущего / М. Каку. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2012.
3. Кардашёв Н. Передача информации внеземным цивилизациям / Н. Кардашёв // Астрономический журнал, 1964. - том 41. - вып.2.
© Голубева С.Л., 2016
УДК 177.1
Киселёв Семён Андреевич
Студент 2 курса специальности «Финансовый менеджмент» ВГУЭС
г. Владивосток,РФ E-mail kissem@mail.ru
ГЕНЕАЛОГИЯ МОРАЛИ ФРИДРИХА НИЦШЕ Аннотация
В статье генеалогия морали Ницше осуществляется попытка раскрыть этические нормы Ницше в философии. Помимо моральных позиций также рассматривается эстетическая обрисовка мира ницшеанскими взглядами.
Ключевые слова
Мораль, этика, ницшеанская философия, вагнерианство.
Проблемы морали и этики охватывали думы многих философов и психологов, которые пытались вычленить правильно направляющийся модус и довести эпистемологию до победного конца.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
В этой статье сделана попытка произвести рассмотрении философии морали и этики Фридриха Ницше, стараясь опираться на его афористические произведения.
Нужно начать с того, как трактовать понятие зло-добро, а также вывести понятийный аппарат морали и этики Фридриха Ницше. Само добро Ницше считает лишь идеализированным образом дихотомического разделения морали .Именно совершая зло, рабы в древнем Риме открывали новые категории добра, таким образом переоценивая мораль. К этому человека может подталкивать только его эгоистическая составляющая, которая полностью построена на психологии. Главным глаголом состояния здесь является хотеть. Основная задумка человека заключается не в его постепенном прогрессе и эволюции для осознания, а наоборот в скотском декадентстве, в результате которого происходит палингезия воли человека. Именно ,находясь в беспомощном сознании ,человек может переосмыслить аксиологию своего поведения и начать производить добро как основу понятийного аппарата. Но можно ли называть добро злом после этого? Вопрос остаётся открытым. Видеть страдания доставляет наслаждение, причинять их-ещё большее. Это жестокое правило, но старое , могучее, человеческое, слишком человеческое основное правило, под которым впрочем подписались бы и обезьяны. Здесь Ницше связывает дуализм страдания и декадентства ,как верный путь к сверхчеловеку и проявления любви к ближнему. Именно декадентство должно породить силы в человеке для его эволюции к состоянию сверхчеловека. По этой причине сильного расхождения взглядов декадентства Ницше разорвал отношения с Рихардом Вагнером, отойдя от изящного эллинизма. «Я делаю себе маленькое облегчение. Это не просто чистая злоба, если в этом сочинении я хвалю Бизе за счёт Вагнера. Под прикрытием многих шуток я говорю о деле, которым шутить нельзя. Повернуться спиной к Вагнеру было для меня чем-то роковым; снова полюбить что-нибудь после этого - победой. Никто, быть может, не сросся в более опасной степени с вагнерианством, никто упорнее не защищался от него, никто не радовался больше, что освободился от него. Длинная история! - Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? - Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением. - Но философ не любит моралистов... Он не любит также красивых слов»-так отзывается Ницше о морали и этике. Одним из главных моментов генеалогии морали Ницше является дуализм между долгом и обязанностью перед богом. Явилась воля к самоистязанию, это скрытая жестокость ушедшего вовнутрь в себя самого, человека -зверя, запертого ради укрощения в государство, который изобрёл нечистую совесть, чтобы причинить себе боль, когда был замкнут естественный исход этой потребности причинять боль,-этот человек нечистой совести овладел религиозной предпосылкой, чтобы довести своё самоистязание до ужасающей жестокости и остроты. Человек познаёт все свои противоположные и противные богу черты, чем вызывает сильный раскол в своём сознании. Животные инстинкты не дают перенять трансцедентальные мысли божества, что создаёт чувство вины. Это своего рода безумие воли в её душевной жестокости, которой во всяком случае нет равной: воля человека считать себя неизгладимо виновным и дурным, его воля считать себя наказанным, причём наказание никогда не может соответствовать вине, его воля заразить и отравить проблемой наказания и вины глубочайшую основу вещей, чтобы раз навсегда отрезать себе выход из этого лабиринта навязчивых идей. Наиболее трудным для человека считается преодолеть пропасть между различными эйдосами идеалов. Именно они порождают категории совести ,в чём можно разделить дурную совесть и позитивную. Но когда-нибудь, по выражению Ницше должен появиться человек-избавитель, человек великой любви и презрения, творческий дух, неугомонная сила которого постоянно гонит его от всего, уклоняющегося от естественного, гонит от всего потустороннего, одиночество которого неверно понимается народом, как будто бы это бегство от действительности, между тем как оно является только погружением, углублением, зарыванием в действительность с целью выйти когда-нибудь снова на простор и освободить снова эту действительность. Именно человек, разрывая свои идеалы, возрождает аскетический дух. Само понятие аскетизма состоит, по выражению Ницше, особенно в произведениях Вагнера или в творчестве художника ,ни в чём. Здесь мы возвращаемся к Шопенгауэру, который совсем иначе, чем Кант, был близок к искусствам и всё-таки не вышел из колеи кантовского определения. «То что нравится бескорыстно»-такова главная категория Канта. О немногих вещах Шопенгауэр толкует с большей уверенностью, чем об эстетическом созерцании; он указывает, что оно противодействует именно половому влечению. Появляется искушение спросить, не лежит
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
ли в основе его коренной концепции, будто освобождение от воли возможно исключительно посредством представления.
Как мы видели, известный аскетизм, твердое и веселое добровольное воздержание относится к благоприятным условиям высшей духовности, равно как и является одним из её естественных последствий: таким образом, нечего удивляться, что именно философы всегда относились с некоторым пристрастием к аскетическому идеалу. Одновременно со стремление к аскетическому идеалу возникает отказ в собственном я. Отрицание своей самости уже является большим триумфом-насилие и жестокость над собой. Таким образом, абсентируются первичные признаки к переходу перспективного зрения. Есть только перспективное зрение, существует только перспективное познавание; и чем больше аффектов будет участвовать в обсуждении предмета, чем больше глаз, различных глаз, сумеем мы пустить в дело для восприятия его, тем полнее будет наше понятие об этом предмете, тем больше будет наша объективность. Но мы не можем полностью удалить волю из этого рассуждения, так как это подобно лишению разума. Священник-аскет-это воплощенное желание быть другим, быть где-нибудь в другом месте, и притом высшая степень этого желания, его пламенение и страсть, но именно мощь этого желания и является оковами, связывающими его здесь. Именно аскетическая болезненность человека помогает ему понять свою дурную мораль, и начать стремиться к совершенному познанию. Таким образом, мы приходим к выводу, что аскетизм является необходимым условием для прогресса человека в обе стороны его бытия. Список использованной литературы:
1.Ницше,Фридрих.Так говорил Заратустра:[перевод с немецкого]/Фридрих Ницше.-Москва:АСТ,2014-314,[6] с.-(Зарубежная классика).
2.Радеев А.Е. Ницше и эстетика.-Х.:Изд-во Гуманитарный центр,2013.-304 с.
3.Ницше Ф. Утренняя заря.Предварительные работы и дополнения к Утренней заре.Переоценка всего ценного.Весёлая наука:Пер. с нем./Ф.Ницше.-М.:АСТ,Минск:Харвест,2008.-912 с.
4.Ницше Ф. Генеалогия морали/Фридрих Ницше;пер. с нем.В.А.Вейнштока;под ред. В.В.Битнера.-СПБ.:Азбука,Азбука-Аттикус,2015.-224 с.
© Киселёв С.А., 2016
УДК 116
Киселева Надежда Анатольевна
канд. филос. наук, доцент ЗабГУ г. Чита, РФ E-mail: kiseleva-chita@mail.ru
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО В ИСТОРИЧЕСКОМ
ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые подходы к проблеме соотношения естественного и социального в историческом процессе и поднимается вопрос о соотношении естественной и социальной сторон в происхождении и природе исторических событий.
Ключевые слова: историческое событие, естественное, социальное, исторический процесс
Динамичность исторического процесса, раскрывающегося в рамках пространственно-временного континуума, прослеживается в тех изменениях, которые происходят в человеческом обществе в целом, либо в определенных его сферах. В той или иной степени, основаниями для подобных изменений могут выступать события, которые мы интерпретируем как исторические. Но события не происходят сами по себе, их